рабочая программа по технологии
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему
Программа «Технология» 1- 4 классы/ О.А. Куревина, Е.А. Лутцева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_4_klass.docx | 69.57 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
1.Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012.
- Закон Республики Башкортостан от 01.07.2013 №693-з «Об образовании в Республике Башкортостан».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643).
- Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
- Приказ МБОУ «СОШ №22» от 21.05.2016г. №82 «Об определении перечня учебников, используемых в образовательной деятельности на 2016-2017 учебный год».
- Устав МБОУ «СОШ №22».
- Положение МБОУ «СОШ №22» «О рабочей программе по учебному
предмету».
- Примерная программа начального общего образования по технологии для образовательных учреждений.
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №22».
- Программа «Технология» 1- 4 классы/ О.А. Куревина, Е.А. Лутцева. – М.: БАЛАСС, 2013.
2. Цели, задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Основной целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи:
1.получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
2.усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
3.приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
4.использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
5.приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
6. приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно- конструкторских задач.
3. Сведения о программе, на основании которой разработана
рабочая программа, используемый учебник
Рабочая программа по технологии для 4 классов разработана на основе авторской программы /О.А.Куревина, Е.А. Лутцева/ «Технология» Программа реализуется по учебнику «Прекрасное рядом с тобой» 4 классы, О.А. Куревина, ОС «Школа 2100» М.:«Баласс» 2013 год
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебниками «Технология» для 1-4 кл., авторы О.А. Куревина, Е.А. Лутцева. Данные учебники не вошли в федеральный перечень, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», однако нормативный срок использования издания – 5 лет – не истек, поэтому в 2015/2016 , 2016-2017 учебных годах возможность его использования разрешена тем же приказом.
Примерный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 135 часов для обязательного изучения учебного предмета «Технология» на уровне начального общего образования, в том числе в 4 классах по 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.
На основании ООП НОО МБОУ «СОШ № 22» программа по технологии в 4 классе рассчитана на 35 часов (1 час в неделю на 35 недель).
Используемый учебник: «Прекрасное рядом с тобой» 4 класс, О.А. Куревина, М.:«Баласс» 2012 год
- Обоснование выбора авторской программы
для разработки рабочей программы
Содержание авторской Программы по технологии для 1 – 4 классов О.А. Куревина, Е.А. Лутцева направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения по технологии и программе начального общего образования по технологии, тем самым позволяет реализовать требование к содержанию программы. Авторская программа предусматривает формирование у учащихся необходимых предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий, а так же ключевых компетенций для дальнейшего изучения курса в средней школе. Позволяет реализовать требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы по технологии и требования к результатам начального общего образования
- Сроки реализации рабочей программы
Срок реализации рабочей программы: 2016/2017 учебный год
- Определение места и роли учебного предмета в овладении учащимися требованиями к уровню подготовки учащихся в соответствии
с федеральными образовательными стандартами
Одним из результатов обучения технологии является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
- Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование
На основании ООП НОО МБОУ «СОШ №22» в авторскую программу внесены следующие изменения:
4 класс | |||
№ | Тема | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
1. | Жизнь и деятельность человека. | 8 | 8 |
2. | Источники информации. | 3 | 3 |
3. | В мастерской творца | 16 | 16 |
4. | Давным-давно… | 4 | 4 |
5. | В поисках совершенства | 3 | 4 |
Итого | 34 | 35 |
8.Учебно-тематический план: разбивка по темам с указанием общего количества часов: теоретических и практических уроков
4 класс | ||||
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе: | |
теория | практика | |||
1. | Жизнь и деятельность человека. | 8 | 1 | 7 |
2 | Источники информации. | 3 | 0 | 3 |
3. | В мастерской творца | 16 | 3 | 13 |
4. | Давным-давно… | 4 | 0 | 4 |
5. | В поисках совершенства | 4 | 2 | 2 |
Итого | 35 | 6 | 29 |
9. Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков, а также о возможной внеурочной деятельности по предмету
Используемые технологии | Цель | Механизм |
Развивающее обучение | Развитие личности и ее способностей. Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности | Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащегося и их реализация |
Дифференцированное обучение | Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарта) | Методы индивидуального обучения (использование разноуровневых заданий) |
Используемые формы уроков:
- урок ознакомления с новым материалом (УОНМ);
- урок закрепления изученного материала (УЗИМ);
- урок обобщения и систематизации знаний (УОСЗ);
- урок применения знаний и умений (УПЗУ);
- комбинированный урок (КУ)
- экскурсия (Э)
10. Виды и формы промежуточного и итогового контроля
Виды | Формы |
Текущий | Фронтальный устный опрос (ФО); практическая работа (ПР), индивидуальные разноуровневые задания (ИРЗ), доклад/сообщение |
Тематический | Проекты |
Итоговый | Итоговое тестирование. |
11. Виды и количество контрольных работ
№ п/п | Виды контрольных работ | Кол-во |
1 | Проекты | 5 |
2 | Итоговое тестирование | 1 |
12. Критерии оценивания видов работ учащихся
Оценка устных ответов
Оценка «5»
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4»
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3»
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2»
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка выполнения практических работ
Оценка «5»
- тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
- правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
- изделие изготовлено с учетом установленных требований;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «4»
- допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- в основном правильно выполняются приемы труда;
- работа выполнялась самостоятельно;
- норма времени выполнена или не довыполнена 10-15 %;
- изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «3»
- имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- самостоятельность в работе была низкой;
- норма времени не довыполнена на 15-20 %;
- изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «2»
- имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- неправильно выполнялись многие приемы труда;
- самостоятельность в работе почти отсутствовала;
- норма времени не довыполнена на 20-30 %;
- изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
- не соблюдались многие правила техники безопасности.
Критерии оценивания проектов
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ
ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ
- Содержание учебного предмета «Технология»
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2—3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции какихлибо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративнохудожественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point.
4 класс
- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Само
обслуживание .
Творчество и творческие профессии. Мировые достижения в технике (машины, бытовая техника) и искусстве (архитектура, мода).
Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных
особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.
Коллективные проекты.
Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми приборами.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом Общее представление об искусственныхматериалах. Синтетические материалы полимеры (пластик, поролон, эластик, капрон). Их происхождение.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду.Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.
Общее представление о дизайне и работе различных дизайнеров. Его роль и место в современной проектнойдеятельности. Основные условия дизайна – единство пользы, удобства и красоты. Элементы конструированиямоделей, отделка петельной строчкой и её вариантами (тамбур, петля в прикреп и др.).
3. Конструирование.
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям.
4. Использование информационных технологий.
Программы Word, Power Point. Работа с текстом – создание, преобразование, сохранение, удаление, вывод напринтер. Создание изделий (календари, листовки и другая печатная продукция). Создание презентаций на основе готовых шаблонов, распечатка подготовленных материалов.
Технико-технологические понятия: конструктивные особенности,
технологический процесс, технологические операции.
Региональный компонент. Шесть уроков содержат материал региональной направленности.
III. Календарно-тематическое планирование уроков технологии в 4 классе
№ урока | Тема Урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания урока | Вид контроля | Дата проведения | ||
План | факт | |||||||
1 четверть – 9 часов | ||||||||
Раздел 1. Жизнь и деятельность человека. 8 часов. | ||||||||
1 | Вспомни. Создаём образ эпохи. Композиция «Дама у окна» | 1 | УОНМ | Простейший анализ художественного произведения | ФО | сентябрь | ||
2 | Прикладное искусство. Архитектура. Экскурсия по городу. №1. | 1 | Э | Простейший анализ архитектурного строения. | ФО | сентябрь | ||
3 | Мода и моделирование. Изготавливаем и одеваем куклу. Национальный костюм | 1 | КУ | Роль и функции одежды в различные эпохи.(РК) | ФО | сентябрь | ||
4 | Выполнение разметки и смётки деталей одежды куклы. | 1 | УПЗУ | Выполнение простейших лекало | ФО | сентябрь | ||
5 | Интерьер. Создание проекта «Моя комната». Проект №1. | 1 | КУ | Распределение времени при выполнении проекта. Защита проекта. | ИРЗ | октябрь | ||
6 | Книга в жизни человека. Ремонт книг в мягкой обложке. | 1 | УОНМ | Склеивание разорванных страниц, вклеивание выпавших листов, починка книги-брошюры. Организовывать рабочее место, соблюдать безопасного и рационального труда. | ФО | октябрь | ||
7 | Изготовление календаря по инструкционной карте способом склеивания листов. | 1 | УПЗУ | Виды календарей, разметка бумаги | ФО | октябрь | ||
8 | Реальный и фантастический мир. Изготовление фантастических существ. | 1 | КУ | Сочетание различных художественных техник и технологий | ИРЗ | октябрь | ||
Раздел 2. Источники информации. 3 часа. | ||||||||
9 | Компьютер – помощник человека. Коллективное создание листовки «Охрана и безопасность жизни на дороге». | 1 | УОНМ | Работа с текстом и изображением, представленным на компьютере. Работа в программе Word. Выделение текста, применение курсивного начертания, подчеркивание выделенного текста. | ФО | октябрь | ||
2 четверть –8 часов | ||||||||
10 | Компьютер. Создание своей книги | 1 | УПЗУ | Работа в программе Power Point Выбор цветового оформления. Сохранение книги. Добавление пустой страницы. Добавление текста. Добавление вариантов. Просмотр книги. | ФО | ноябрь | ||
11 | Закрепление умения работать в Word, Power Point. Фотоколлаж «Мой класс». Проект №2 | 1 | УОНМ | Изготавливать с помощью ПК фотоколлаж «Мой класс». Подбирать фотографии и вставлять их в фотоколлаж; выполнять простейшую компьютерную верстку текста. Работа в программе Power Point. Защита проекта | ФО | ноябрь | ||
Раздел 3. В мастерской творца - 16 часов | ||||||||
12 | В мастерской творца. Конструкция. Изготавливаем автомобиль будущего. Проект №3 | 1 | КУ | Назначение различных машин, технических устройств. Защита проекта. | ИРЗ | ноябрь | ||
13 | Композиция в музыке и живописи. Составление композиции. | 1 | УОНМ | Восприятия произведений изобразительного искусства. | ФО | ноябрь | ||
14 | Пропорции. Скульптура. Лепка человеческой фигуры. | 1 | УПЗУ | Восприятия произведений изобразительного искусства. | ФО | декабрь | ||
15 | Живопись, прикладное искусство. Ритмический рисунок. Создаём панно. | 1 | УОНМ | Основные средства художественной выразительности в создании декоративных и конструктивных работ. | ФО | декабрь | ||
16 | Ритм. Архитектура. Архитектура г. Октябрьский. | 1 | УОНМ | Виды художественных стилей. Виды техник при работе со спичками – параллельное выкладывание, чередование. (РК) | ФО | декабрь | ||
17 | Ритм. Декоративно-прикладное искусство. | 1 | УОНМ | Копирование с помощью кальки новым способом разметки. | ФО | декабрь | ||
3 четверть –10 часа | ||||||||
18 | Перспектива. Виды перспектив. Аппликация «Сельский пейзаж» | 1 | УОНМ | Средства художественной выразительности; законы линейной и обратной перспективы. | ФО | январь | ||
19 | Колорит (интерьер, мебель, декоративно-прикладное искусство). Изготовление мебели по схемам. | 1 | КУ | Теплые и холодные цвета; переносить схему на картон, сохраняя заданные пропорции. | ИРЗ | январь | ||
20 | Колорит. Играем цветом. Композиция в технике коллажа «Моя комната». Проект №4 | 1 | КУ | Теплые и холодные цвета; увеличивать до нужного размера предложенные варианты интерьеров. Защита проекта. | ИРЗ | январь | ||
21 | Материал и фактура. | 1 | УОНМ | Особенности природных и искусственных материалов (свойства, качество). | ФО | февраль | ||
22 | Материал и фактура. Украшение национального костюма | 1 | УПЗУ | Украшения, декорирования; детали и украшения костюмов. (РК) | ФО | февраль | ||
23 | Обрабатываем металл. Сюжетная чеканка «Корабль в море». | 1 | УОНМ | Рисунок, сборная схема, эскиз, чертеж, выбирать материалы с учетом их свойств, определяемых по внешним признакам. | ФО | февраль | ||
24 | Учимся вышивать. Освоение петельной строчки и её вариантов на салфетке. Беседа по ТБ. | 1 | КУ | Нитки, игла, выбор ткани, рисунка, петельная строка. | ФО | февраль | ||
25 | Учимся вышивать. Петельный шов. Обшиваем салфетку. | 1 | УОНМ | Нитки, игла, выбор ткани, рисунка, петельная строка. | ФО | март | ||
26 | Учимся вышивать. Освоение крестообразной строчки и её вариантов на прихватке. | 1 | УПЗУ | Нитки, игла, выбор ткани, рисунка, петельная строка, крестообразная строчка. | ФО | март | ||
27 | Знакомство с бумажной пластикой. Создание объемной фактуры (барельефа). | 1 | УОНМ | Фигурные лекала, сгибы, форма, объём. | ФО | март | ||
4 четверть –8 часов | ||||||||
Раздел 4. Давным-давно… 4 часа. | ||||||||
28 | Классицизм. Барельеф из картона и пластилина «Декоративный узор». Башкирский узор | 1 | УОНМ | Расплющивание исходной формы и видоизменять её для создания выразительных образов (прищипывать, оттягивать, вдавливать, рассекать, дополнять налепами). (РК) | ФО | апрель | ||
29 | Романтизм в создании сказочного сюжета «В гостях у Бабы – Яги» (тканевая пластика). | 1 | УОНМ | Тканевая деталь – цветовой колорит, форма выкройки, вырезание, подшивка, размещение на основе. | ФО | апрель | ||
30 | Реализм в живописи и музыке. Лепка из пластилина композиции «Северные животные». | 1 | УПЗУ | Расплющивание исходной формы и видоизменять её для создания выразительных образов (прищипывать, оттягивать, вдавливать, рассекать, дополнять налепами). | ФО | апрель | ||
31 | Итоговый тест. Искусство модерна. Моя рамка в стиле модерн. | 1 | КУ | Проверка знаний и умений. | Тест | апрель | ||
Раздел 5. В поисках совершенства – 4 часа | ||||||||
32 | Театр - синтетический вид искусства. Экскурсия №2. В краеведческий музей. | 1 | Э | Художественные произведения. Посещение выставок, музеев, театра. (РК) | ФО | май | ||
33 | Театр – коллективный вид деятельности. Создание декораций к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев. Проект 5. | 1 | УОНМ | Создании художественного образа (ритм, колорит, фактура, светотень, композиция) | ИРЗ | май | ||
34 | Наш театр. Изготовление головных уборов героев сказки. Национальные головные уборы народов Башкортостана | 1 | УПЗУ | Разметка деталей; подборка подходящих материалов. (РК) | ФО, РК | май | ||
35 | Наш театр. Разыгрываем сказку. С. Маршак «Двенадцать месяцев». | 1 | УПЗУ | Понятия «диалог», «монолог», инсценирование отрывка сказки С. Маршака | ФО | май |
IV. Планируемые результаты освоения рабочей программы
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 4 классах является формирование следующих умений:
– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события) и соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
- оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
– описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
– принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
– опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный мате- риал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 4 классах является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
– уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
– уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
– под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
– выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
– осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;
– в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
– искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
– добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
– делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
– преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный мате- риал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать значение предметов материального мира.
Коммуникативные УУД:
– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
– уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
– уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.
Предметные результаты
В результате изучения курса «Технологии» учащиеся на уровне начального общего образования:
- получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
- получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;
- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Учащиеся:
- в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчинённых, распределение общего объёма работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
- овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
- получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию;
- познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его основными устройствами, их назначением; приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; овладеют приёмами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами;
- получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Выпускник научится:
- иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
- планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
- выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
- уважительно относиться к труду людей;
- понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Выпускник научится:
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
- применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
- Выпускник получит возможность научиться:
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Конструирование и моделирование
Выпускник научится:
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
- соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере
Выпускник научится:
- соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
- использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
- создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.
V. Учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение
- Литература для учителя
1.Сборник программ ОС «Школа 2100» М.: Баласс, 2013
3. Учебник «Прекрасное рядом с тобой» 4 класс, О.А. Куревина, М.:«Баласс» 2012 год;
4 .Методические рекомендации для учителя «Прекрасное рядом с тобой» 4 класс О.А. Куревина, Е.А.Лутцева; М.:Баласс 2012.
2. Литература для учащихся
1. Учебник «Прекрасное рядом с тобой» 4 класс, О.А. Куревина, ОС «Школа 2100» М.:«Баласс» 2012 г.
3. Материалы на электронных носителях и ИНТЕРНЕТ – ресурсы:
http://school2100.com/
http://www.uchporta l.ru/
http://nachalka.info/
4. Учебные пособия, информационно-техническая оснащенность кабинета:
- Ноутбук, проектор, мультимедийная акустическая система
5. Электронные образовательные ресурсы.
http://school-collection.edu.ru/
VI. Приложение к рабочей программе
Итоговая работа по технологии
1 вариант
Учени___ 4___класса
- Соедините линиями материал и изделие из него:
Шерсть Сметана
Какао Свитер
Нефть Шоколад
Молоко Бензин
- Приведи примеры положительного и отрицательного влияния человека на окружающую среду:
Положительное: _____________________________________________________________
Отрицательное: ______________________________________________________________
- Составьте и запишите 2-3 рекомендации по улучшению экологической ситуации в нашем городе.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Выберите и подчеркните основные требования дизайна к изделиям:
Выгода, удобство, польза, дешевизна, изящество, красота.
- Какие технические изобретения вошли в нашу жизнь в конце 19-начале 20 века?
________________________________________________________________________________________________________________________________
- Соедини линиями части персонального компьютера с их назначением:
Монитор Управление
Клавиатура Мозг
Мышь Экран
Системный блок Набор текста
- Приведите примеры:
Материалы: ________________________________________________________________
________________________________________________________________
Инструменты: ________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоговая работа по технологии
2 вариант
Учени___ 4___класса
- Соедините линиями материал и изделие из него:
Какао Свитер
Шерсть Сметана
Нефть Шоколад
Молоко Бензин
3.Составьте и запишите 2-3 рекомендации по улучшению экологической ситуации в нашем городе.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Приведи примеры положительного и отрицательного влияния человека на окружающую среду:
Положительное: _____________________________________________________________
Отрицательное: ______________________________________________________________
- Выберите и подчеркните основные требования дизайна к изделиям:
Польза, дешевизна, красота. удобство, изящество, выгода
- Какие технические изобретения вошли в нашу жизнь в конце 19-начале 20 века?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Соедини линиями части персонального компьютера с их назначением:
Монитор Управление
Клавиатура Мозг
Мышь Экран
Системный блок Набор текста
- Приведите примеры:
Инструменты: ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Материалы: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лист корректировки рабочей программы
Учитель: В.А.Швецова
Предмет: технология
Класс: 4В
Учебный год: 2016-2017
№ | Предмет корректировки | Обоснование (причина) Корректировки | Подпись учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...