Рабочая программа по технологии 2 класс "Гармония"
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Морозовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Александровская средняя общеобразовательная школа
Утверждено
Приказ от 01. 08 2016г № 5
директор МБОУ Александровская СОШ
_____________ (Сулименко А.А.)
МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По технологии
Уровень общего образования
начальное общее 2 класс
Количество часов 33
Учитель Лукьяненко Ольга Николаевна
Пояснительная записка
В основе предлагаемой программы лежит новая концепция курса трудового обучения («технологии»), которая коренным образом меняет смысл данного учебного предмета. Автор исходит из того, что любая дисциплина в общеобразовательной школе должна играть свою роль в формировании фундаментального общего образования, в развитии психики, интеллекта и духовного мира школьников, в углублении их общей культуры.
В качестве специфической содержательной и методической базы курса в данной программе предлагается формирование у младших школьников основ дизайнерского образования,однако это не означает нового вида специализации или профориентации учащихся.
Основная цельизучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Изучение технологии способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов; личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Задачиизучения дисциплины:
- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, р наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, понимание необходимости их сохранения и развития, формирование представлений о влиянии предшествующих культур;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и т.д. через формирование практических умений;
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности; — духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т.п.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
- Федеральный закон от 01.12.2007 года № 309 (в редакции 23.07.2013г.)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
- Областной Закон "Об образовании в Ростовской области" (от 14.11.2013 г. № 26-ЗС).
Программы:
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);
- Основная образовательная программа начального, основного и среднего общего образования на 2016-2017 учебный год;
Постановления:
- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 года № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развития образования» на 2013-2020 годы»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 года № 596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развития образования», постановление Правительства Ростовской области от 06.03.2014 года № 158 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 года № 596».
Приказы:
- приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 г. № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 03.06. 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;
- приказ Минобрнауки России от 10 ноября 2011 года № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;
- приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;
- приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»;
- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год»;
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2015 года № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 09.06.2015 № 405 «Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2015-2016 учебный год».
Распоряжения:
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 года № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года № 2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
Письма:
- письмо Минобразования России от 31.10.2003 года № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;
- письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 года № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
Устав МБОУ Александровская СОШ.
Общая характеристика учебного предмета
Во втором классе на уроках технологии продолжается систематическая работа по формированию у школьников осмысленного и творческого отношения к миру вещей, но теперь она расширяется и углубляется.
Все концептуальные идеи, на которых строится программа, на данном этапе продолжают развиваться. По-прежнему главной из этих идей остаётся общеобразовательная направленность уроков технологии. В целом программа третьего класса по своему содержанию наиболее тесно связана с предыдущим учебным годом. Знания о правилах дизайна пополняются, но их изучение не является самоцелью, а служит необходимой базой для углубления общего образования и развития учеников. Содержание и методика организации уроков технологии нацелены на достижение необходимых предметных, метапредметных и личностных результатов образования, на которые ориентирует учителя новый ФГОС. Для достижения этих результатов необходимо соединение практической работы учеников с умственной, что и нашло отражение в наших учебно-методических материалах.
Отбор содержания курса определяется рядом принципов.
Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремесла и приемы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство как выражение духовной культуры человека; освоение приемов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре. Кроме того, они получают необходимые элементарные знания из области дизайна (о правилах создания предметов рукотворного мира, его взаимосвязях с миром природы) и учатся их использовать в собственной деятельности.
Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.
Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
– окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);
– математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
– изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);
– родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
– литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).
Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы; этот принцип реализуется за счет выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части;
Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований на момент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объему, материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, для решения нестандартных практических задач.
Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов, с целью достижения необходимой глубины их понимания, строится таким образом, чтобы школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных ступенях единого курса.
В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается побором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.
Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений:
Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития обобщений и абстрактного мышления лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, соединенная с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия. Они дают возможность невидимые внутренние связи сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать понятными.
Эмоционально-эстетическое развитие связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учет основ композиции, средств ее гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учетом определенных художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.
Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учетом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.
Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.
На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремеслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и пр.
Все эти вопросы ученики осваивают не на уровне вербальных положений или абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.
Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определенной мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует ускорению формирования узла связи предплечья и кисти, развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического развития учащихся.
При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).
В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение. В связи с этим данный учебный предмет, построенный на основе интеграции интеллектуальной и практической деятельности, составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей.
Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.
Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как: практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.
Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.
Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2–4 классов предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и овладения отдельными приемами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.
Таким образом, программа и созданный на ее основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать вербального подхода в освоении курса технологии и направить главное внимание и силы учащихся на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности.
В целом курс технологии в начальных классах представлен как система формирования предметных и надпредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно-преобразовательной деятельности. Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет представлен в инвариантной (обязательная часть). Общее количество часов в год –33 часа, в неделю -1 час.
Последовательность изучения тем
Содержание программного материала | Количество часов | |
1 | Новые приёмы работы и средства выразительности в изделиях | 8 ч |
2 | Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника | 7ч |
3 | Изделия по мотивам народных образцов | 4ч |
4 | Обработка ткани. Изделия из ткани. | 6ч |
5 | Декоративно-прикладные изделия различного назначения | 6ч |
Резерв | 2 ч | |
ИТОГО | 33 часа |
Содержание учебного предмета (34 часа)
Тема | Содержание программного материала | Универсальные учебные действия | Проекты |
Новые приемы работы и средства выразительности в изделиях (8 ч) | Культура труда. Изготовление квадрата. Оригами. Композиция, Простые симметричные формы. Симметрия и асимметрия в композиции. Композиция из засушенных растений. Создание изделий из природных материалов на ассоциативно-образной основе. | Рассматривать и обсуждать образцы изделий, материалы и инструменты для изготовления изделий. Выполнять упражнения в подготовке рабочего места к уроку. Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности. | |
Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника (8ч) | Правила и приемы разметки прямоугольника от двух прямых углов. Упражнения. Конструирование объёмных форм из бумаги. Новые приёмы бумагопластики. Конструирование на основе симметричного вырезания из бумаги. Стилевое единство упаковки и подарка. Конструирование на основе готовой формы. | Ориентироваться в учебнике, воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь).Создавать в воображении выразительный художественный образ. Подбирать средства и способы создания художественного образа. | Дом сказочного героя (комбинированная техника). |
Изделия по мотивам народных образцов (4 ч) | Весеннее печенье «Тетерки». Раньше из соломки-теперь из ниток. Народная глиняная игрушка. Птица-солнце из дерева и щепы. | Анализировать и сравнивать образцы. Анализировать информацию, предложенную в графической инструкции. Планировать работу в соответствии с информацией в инструкции и с ориентацией на предполагаемый результат. Анализировать и оценивать полученные результаты. | * |
Обработка ткани. Изделия из ткани (6 ч) | Работа с тканью; инструменты и приспособления. Полотняное переплетение; разметка продёргиванием нити. Работа с тканью. Шов «вперед иголку», вышивка швом «вперед иголку». | Воспринимать объяснения и инструкции учителя.Анализировать информацию в учебнике.Анализировать образцы,обсуждатьих исравнивать. Планировать работу, обсуждать ее с товарищем. | Украшение для определенного персонажа (комбинированная техника) |
Декоративно-прикладные изделия различного назначения (6ч) | Конструирование декоративной игрушки на основе модуля-шара. Мозаика: технология, декоративно-художественные особенности, композиция. Техника лепки в декоративно-художественных работах. Декоративная ваза. Связь формы, размера, отделки вазы с букетом. Декоративная книжка-календарь. Изготовление записной книжки. | Упражняться в использовании освоенных приемовлепки для получения соответствующих форм иизготовления изделий. Осваивать новые приемы лепки. | Чайная чашка для сказочного героя (лепка). |
Требования к уровню подготовкиучащихся
К концу второго класса учащиеся узнают:
-простейшие виды технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема);
-способ использования линейки как чертежно-измерительного инструмента, длявыполнения построений и разметки деталей на плоскости;
-способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;
- что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки[1];
- условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;
- способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и % формы);
- что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;
- что такое барельеф, технику выполнения барельефа;
- как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;
- что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продергивания нити;
- как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
- швы «вперед иголку» и «через край», способы их выполнения;
- о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;
- о символическом значении народной глиняной игрушки, ее основных образах;
Учащиеся научатся:
- правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;
- с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;
- читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу;
-выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;
-чертить простые прямоугольные развертки (без соблюдения условных обозначений);
- выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
- выполнять разметку по предмету;
- выполнять изображения в технике барельефа;
-лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;
- изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;
-создавать простые фронтальные и объемные композиции из различных материалов;
- выполнять разметку на ткани способом продергивания нитей;
-выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из ткани детали простой формы;
-выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
- выполнять швы «вперед иголку» и «через край»;
-выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов);
-анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
-придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.
Учащиеся получат возможность узнать:
- что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания,сминания, разогревания и пр.);
- что вещи должны подходить к окружающей обстановке, к характеру и облику своего хозяина;
- что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
- что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
- о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
- что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;
- что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите проектов.
Учащиеся получат возможность научиться:
- планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;
- выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений;
- вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;
- создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;
- расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);
- выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
- уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
- понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметноммире;
- представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
- понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
- чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
У учащихся могут быть сформированы:
- устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности;
- адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
- уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
- использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
- правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
- изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
- решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
- творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
- понимать, что вещи заключают в себе историческую и, культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
- понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
- следовать при выполнении работы указаниям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
- руководствоваться правилами при выполнении работы;
- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять.поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
- самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
- формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
- выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
- в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения во 2 классе. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).
Критерий оценки качественных результатов выполнения заданий:
- чёткость, полнота и правильность ответа на вопросы по изделию;
- соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;
-аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
- целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, Отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания* защищать проект.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Технология» 2 класс
№ п/п | Тема раздела и урока | даты | изделие | Основные виды учебной деятельности | Требование к результату, универсальные учебные действия | |||
Виды контроля | Оборудование и доп. л | |||||||
Дело мастера боится; 8 часов | ||||||||
1 | Организация работы на четверть. Культура труда. Построение прямоугольника с помощью линейки. | 7.09 | Чертежи, эскизы (упражнения в построении прямоугольника). | Знакомство со свойствами материалов, их изменением и использованием в работе над изделиями. | Знание свойств материалов, инструментов и правил работы с ними. Умение организовывать свое рабочее место. Рассматривать учебник и рабочие тетради. Обсуждать содержание учебника и тетрадей. Рассматривать и обсуждать материалы и инструменты для изготовления изделий. | Линейки, рабочие тетради | ||
2 - 3 | Разметка деталей из бумаги способом сгибания. Оригами. Композиция. | 14.09 21.09 | Бабочки, рыбки. Коллективное панно «Аквариум» или другое. | Познакомиться с общим понятием о композиции. Выявление ошибок при составлении композиции. | Знание способов разметки квадрата методом сгибания; техники оригами. Умение размечать квадрат; работать по готовым схемам; складывать многослойные заготовки, изготавливать различные фигурки в технике оригами. Подбирать бумагу нужных цветов для декоративно-художественных работаУпражняться в выполнении различных приемов обработки бумаги: разрезании, сгибании. Производить разметкубумаги способом сгибания. | Ножницы,линейки, рабочие тетради, ЦОР | ||
4 - 5 | Разметка прямоугольника с помощью линейки. Развёртка. | 28.09 5.10 | Подставка для кисти, коробка, книжка-календарь. | Выявление связи образа и конструкции книжки с назначением изделия. | Знание способов вырезания симметричных деталей. Умение размечать заготовки по чертежу; вырезать симметричные детали и составлять композицию из них. Упражняться в обработке картона, осваивать новые приемы работы. Рассматривать и анализировать образцы. | Ножницы,линейки, рабочие тетради | ||
6 | Вырезание симметричных форм. Симметрия и асимметрия в композиции. | 12.10 | Картина для сказочного героя. | Ознакомление, с приемами разметки симметричных деталей пoшаблону и от руки. Использование симметрии и ассиметрии в изделии | Знание сути понятия «композиция». Умение вырезать симметричные детали и составлять из них симметричные и асимметричные композиции. Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности. Создавать в воображениивыразительный художественный образ. | Самостоятельный | ЦОР Демонстрационныйматериал «симметрия в окружающем мире»Ножницы, рабочие тетради | |
7 - 8 | Техника лепки в декоративно-художественных работах. Стилизация, композиция. | 19.10 26.10 | Барельеф, декоративная ваза. | Знакомство с технологией изготовления барельефа. Рассмотрение сюжетов для барельефов. Переработка форм природы и окружающего мира в декоративно-художественные формы в барельефе. Изготовление декоративной пластины в технике барельефа. | Иметь представление о барельефе и горельефе, их отличиях от объемной скульптуры. Умение выполнять лепку барельефа по выбранной теме. Упражняться в смешивании пластилина разных цветов и лепке простых форм. Планировать работу, обсуждать ее с товарищем. Распределять общий объем работы. | Пластилин, досточки для лепки, рабочие тетради. Демонстрационныйматериал«Декоративная ваза» | ||
Самостоятельный | ||||||||
О чём рассказывают вещи. Подготовка к зимним праздникам; 8 часов | ||||||||
9 - 10 | Образ и конструкция открытки. | 9.11 16.11 | Новогодняя открытка | Знакомство с правилами и приёмами разметки прямоугольника. | Знание правил и приёмов разметки прямоугольника от двух углов. Умение составлять чертежи и эскизы. Упражняться в обработке материала, осваивать новые приемы работы. Рассматривать и анализировать образцы. | Линейки, клей ножницы, рабочие тетради. Демонстрационныйматериал«Новогодние открытки» | ||
Коллективный | ||||||||
11 - 12 | Конструирование объёмных форм из бумаги. Новые приёмы бумагопластики. | 23.11 30.11 | Фонарик. Ёлочка из треугольников. Звёзды из полос. | Выяснение что такое развертка объемного изделия. Получение и построение прямоугольной развертки. Упражнение в построении прямоугольных разверток. | Знание правил экономной и аккуратной разметки деталей с помощью линейки. Умение изготовить елочную игрушку из бумаги и украсить ее дополнительными деталями. Рассматривать образцы изделий.Упражняться в выполнении разметки с помощью линейки. Упражняться в выполнении разметки сгибанием бумаги. | Клей, линейка ножницы, рабочие тетради. ЦОР Демонстрационныйматериал «Новогодние игрушки» | ||
13 - 14 | Конструирование на основе симметричного вырезания из бумаги. | 7.12 | Гирлянда без клея. | Решение задач на мысленную трансформацию форм,расчетно- измерительных и вычислительных. | Знание способов вырезания симметричных деталей. •Умение складывать лист бумаги прямоугольной формы вчетверо; делать разметку детали по шаблону; выполнять сборку гирлянды. Мысленно трансформировать объемные изделия в двумерные заготовки. | Самостоятельный | Линейка, ножницы, рабочие тетради. | |
14 | Стилевое единство упаковки и подарка. Конструирование на основе готовой формы. | 14.12 | Упаковка на основе коробки. | Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества. | Знание формулы расчета длины бумажной полосы для обклейки коробки, способов разметки и вырезания деталей для аппликации. Умение обклеить и украсить подготовленную коробку-упаковку. Упражняться в обработке картона, осваивать новые приемы работы. Рассматривать и анализировать образцы. | Клей, линейка ножницы, рабочие тетради. ЦОР Демонстрационныйматериал «Упаковки-коробки» для Нового года и Рождества. | ||
15 | Комбинированная работа. Приём навешивания нитей на основу. | 21.12 | Подвеска к подарочной упаковке. | Изготовление изделий из различных материалов | Знание приемов работы по изготовлению подвески. Решать логические задачи | Клей, нити, ножницы, рабочие тетради, различн. упаков. материал | ||
Мастер учится у мастеров; 10 часов | ||||||||
16 -17 - 18 | Учимся у народных мастеров: обычаи и обряды; символика вещей. Изделия по мотивам народных образцов. | 11.01 18.01 25.01 | Народная глиняная игрушка, кукла из волокнистых материалов, птица из щепы (имитация), весеннее печенье. | Изготовление изделий из различных материалов на основе правил и канонов, народной культуры | Знание приемов работы поизготовлению птицы-солнца. Умение изготовить птицу-солнце из бумаги. Решать логические задачи: анализ графической информации, работа с моделями, поиск закономерности в расположении деталей. | ЦОР Рабочие тетради, бумага, ножницы. | ||
В паре | ||||||||
19 - 20 | Работа с тканью; инструменты и приспособления. | 1.02 8.02 | Дорожная игольница. | Разметка деталей на ткани по шаблону. Вырезание деталей из ткани. | Знание правил разметки по шаблону. Умение размечать детали; подбирать материалы; изготавливать изделие и украшать его аппликацией. Осваивать новые материалы, инструменты и приемы работы. Декорировать изделие нитками. | Ткань, ножницы, нитки, игла. Демонстрационныйматериал «Дорожные игольницы» | ||
21 -22 - 23 | Работа с тканью. Полотняное переплетение; разметка продёргиванием нити. Шов «вперёд иголку». | 15.02 22.02 1.03 | Салфетка с бахромой. | Знакомство с полотняным переплетением нитей в тканях. Разметка способом продергивания нити. Выполнение бахромы. | Иметь представление о строении ткани. Умение размечать салфетку по продернутым нитям; образовывать бахрому по краям салфетки. Анализировать информацию в учебнике. Упражняться в обработке ткани. | Самостоятельный | Учебник, тетрадь по технологии, простой карандаш, ,нити ,ткань, ножницы, игла. Демонстрационныйматериал «Салфетки» | |
24 - 25 | Работа с тканью. Разметка с припуском. Шов «через край». | 15.03 22.03 | Декоративная игольница. | Обучение правилам и приемам безопасной и аккуратной работы с нитками и иглой. Обучение приемам отмеривания нити нужной длины для работы. Изготовление изделий из ткани с использованием освоенных способов работы. | Знание технологии выполнения шва «вперед иголку». Умение подбирать нитки для вышивки; продергивать нити; выбирать вариант рисунка вышивки; прокладывать стежки; проверять, качество выполненной работы. Осваивать новые материалы, инструменты и приемы работы. Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты. | Ткань, ножницы, нитки, игла. Демонстрационныйматериал «Декоративная игольница» | ||
Природа и фантазия в изделиях мастеров;8 часов | ||||||||
26 - 27 | Формы и образы природы в декоративно-прикладных изделиях. | 5.04 12.04 | Композиции из засушенных растений. «Лесная скульптура». | Выявление свойств природных материалов и их использование в различных изделиях для создания образа. | Знание техники аппликации из засушенных растений, свойств этого природного материала правил составления выразительной композиции. Умение составлять композицию из засушенных растений; наклеивать детали на фон. Рассматривать листья, анализировать их форму и окраску. Сравнивать листья. Отбирать материал для работы. Осваивать новые приемы работы. | Засушенные листья, растения, клей, картон, ножницы ЦОР | ||
В паре | ||||||||
28 - 29 | Мозаика: технология, декоративно-художественные особенности, композиция. | 19.04 26.04 | Мозаичная композиция из камешков на пластилине. Мозаика из бумаги. | Использование мозаики в украшении зданий; материалы для мозаики. Выявление особенности мозаики как художественной техники. Знакомство с основными правилами изготовления мозаики. | Знание отличительных особенностей произведений из мозаики, материалов, используемых для работ в технике мозаики, способов крепления материала. Умение выполнять рисунок в технике мозаики из камешков. Готовит к работе материалы, инструменты и в целом рабочее место. Упражнятьсявподготовке пластилина к работе. | Самостоятельный | Пластилин, досточки для лепки, камешки, картон Демонстрационныйматериал«Декоративнаямозаика» | |
30 - 31 | Конструирование декоративной игрушки на основе модуля-шара. | 3.05 10.05 | Игрушка из клубков. | Конструирование игрушек из шаровидных форм (клубков, помпонов). Рассмотрение способов соединения деталей, отделки изделий. | Знание способов крепления деталей из клубков или шариков. Умение создавать из шаров игрушки. Рассматривать и анализировать образцы. Решать задачина мысленную трансформацию формы. | Нитки(клубки), шар,клей,ножницы ЦОР | ||
32 - 33 | Конструирование декоративного образа на основе модуля-коробки. | 17.05 24.05 | Игрушка на основе спичечных коробок. | Закрепление правил и приёмов разметки прямоугольника, выявление способов его использования. | Знание способов вырезания симметричных деталей. Умение размечать заготовки по чертежу; вырезать симметричные детали и составлять композицию из них. Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты. Оценивать результаты выполненной работы. | коллективный | Спичечные коробки, клей, ножницы, линейка. | |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Для полноценной реализации курса технологии в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима соответствующая материальная база. При этом данная программа разработана с учетом значительного разнообразия реальных условий, в которых существует современная отечественная начальная школа, и предполагает, что ее содержание может быть реализовано при минимальных затратах на материальные ресурсы. Для работы каждому ребенку необходимы
следующие материалы: наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, гуашь;
и инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.
Помимо перечисленных материалов и инструментов в необходимую материальную базу входят учебники, рабочие тетради на печатной основе и другие учебно-методические материалы, составляющие учебно-методический комплект по технологии.
Состав учебно-методического комплекта по технологии:
Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век
Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Рабочие тетради №1 и №2. –Смоленск: Ассоциация XXI век
Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Педагогического совета МБОУ Александровская СОШ от___1.08.2016_______ №_1____
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Гавриленко Н.И. от_1.08 2016 года
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...