Рабочая программа по технологии 2 класс "Гармония"
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему

Есионова Ольга Николаевна

гармония

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.pr_.2tehnologiya.docx119.92 КБ

Предварительный просмотр:

Морозовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Александровская средняя общеобразовательная школа

                                                                                             

                                                                                                                               Утвержденопеч с подп

                                                                                                             Приказ от 01. 08 2016г № 5

директор  МБОУ Александровская СОШ

_____________ (Сулименко А.А.)

МП

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По технологии

Уровень общего образования

начальное общее 2 класс

Количество часов 33

Учитель  Лукьяненко Ольга Николаевна

Пояснительная записка

В основе предлагаемой программы лежит новая концепция курса трудового обучения («технологии»), которая коренным образом меняет смысл данного учебного предмета. Автор исходит из того, что любая дисциплина в общеобразовательной школе должна играть свою роль в формировании фундаментального общего образования, в развитии психики, интеллекта и духовного мира школьников, в углублении их общей культуры.

В качестве специфической содержательной и методической базы курса в данной программе предлагается формирование у младших школьников основ дизайнерского образования,однако это не означает нового вида специализации или профориентации учащихся.

Основная цельизучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Изучение технологии способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов; личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

Задачиизучения дисциплины:

-   формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, р наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, понимание необходимости их сохранения и развития, формирование представлений о влиянии предшествующих культур;

расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;

развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;

развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);

-   развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и т.д. через формирование практических умений;

развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;

-  формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности; —  духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т.п.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

- Федеральный закон от 01.12.2007 года № 309 (в редакции 23.07.2013г.)

 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

- Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

- Областной Закон "Об образовании в Ростовской области" (от 14.11.2013 г. № 26-ЗС).

Программы:

- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);

- Основная образовательная программа начального, основного и среднего общего образования на 2016-2017 учебный год;

Постановления:

- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 года № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развития образования»  на 2013-2020 годы»;

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-  постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 года № 596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области  «Развития образования», постановление Правительства Ростовской области от 06.03.2014 года № 158 «О внесении изменений в  постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 года № 596».

Приказы:

- приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

- приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №  1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 г. № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 03.06. 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

- приказ Минобрнауки России от 10 ноября 2011 года № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;

- приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;

- приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»;

- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год»;

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2015 года № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 09.06.2015 № 405 «Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2015-2016 учебный год».

Распоряжения:

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 года № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года № 2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».

Письма:

- письмо Минобразования России  от 31.10.2003 года № 13-51-263/123 «Об оценивании  и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию  здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;

- письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 года № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;

Устав МБОУ Александровская СОШ.

Общая характеристика учебного предмета

         Во втором классе на уроках технологии продолжается систематическая работа по формированию у школьников осмысленного и творческого отношения к миру вещей, но теперь она расширяется и углубляется.

        Все концептуальные идеи, на которых строится программа, на данном этапе продолжают развиваться. По-прежнему главной из этих идей остаётся общеобразовательная направленность уроков технологии. В целом программа третьего класса по своему содержанию наиболее тесно связана с предыдущим учебным годом. Знания о правилах дизайна пополняются, но их изучение не является самоцелью, а служит необходимой базой для углубления общего образования и развития учеников. Содержание и методика организации уроков технологии нацелены на достижение необходимых предметных, метапредметных и личностных результатов образования, на которые ориентирует учителя новый ФГОС. Для достижения этих результатов необходимо соединение практической работы учеников с умственной, что и нашло отражение в наших учебно-методических материалах.

Отбор содержания курса определяется рядом принципов.

        Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремесла и приемы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство как выражение духовной культуры человека; освоение приемов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре. Кроме того, они получают необходимые элементарные знания из области дизайна (о правилах создания предметов рукотворного мира, его взаимосвязях с миром природы) и учатся их использовать в собственной деятельности.

Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.

      Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:

– окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);

– математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);

– изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);

– родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и  основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);

– литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).

        Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы; этот принцип реализуется за счет выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части;

Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований на момент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объему, материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, для решения нестандартных практических задач.

       Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов, с целью достижения необходимой глубины их понимания, строится таким образом, чтобы школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных ступенях единого курса.

      В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается побором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.

        Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений:

Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития обобщений и абстрактного мышления лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, соединенная с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия. Они дают возможность невидимые внутренние связи сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать понятными.

Эмоционально-эстетическое развитие связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учет основ композиции, средств ее гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учетом определенных художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.

Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учетом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.

Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.

На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремеслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и пр.

Все эти вопросы ученики осваивают не на уровне вербальных положений или абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.

Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определенной мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует ускорению формирования узла связи предплечья и кисти, развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического развития учащихся.

При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).

        В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение. В связи с этим данный учебный предмет, построенный на основе интеграции интеллектуальной и практической деятельности, составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей.

       Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими  и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.

      Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как: практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.

      Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.

       Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2–4 классов предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и овладения отдельными приемами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.

       Таким образом, программа и созданный на ее основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать вербального подхода в освоении курса технологии и направить главное внимание и силы учащихся на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности.

В целом курс технологии в начальных классах представлен как система формирования предметных и надпредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно-преобразовательной деятельности. Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.

Место  учебного  предмета  в учебном  плане

Учебный предмет представлен в инвариантной  (обязательная часть). Общее количество  часов в год –33  часа, в неделю -1 час.

Последовательность изучения тем

Содержание программного материала

Количество часов

1

Новые приёмы работы и средства выразительности в изделиях

8 ч

2

Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника

3

Изделия по мотивам народных образцов

4

Обработка ткани. Изделия из ткани.

5

Декоративно-прикладные изделия различного назначения

Резерв

2 ч

ИТОГО

33 часа

Содержание учебного предмета (34 часа)

Тема

Содержание программного материала

Универсальные учебные действия

Проекты

Новые приемы работы и средства выразительности в изделиях (8 ч)

Культура труда. Изготовление квадрата. Оригами. Композиция, Простые симметричные формы. Симметрия и асимметрия в композиции. Композиция из засушенных растений. Создание изделий из природных материалов на ассоциативно-образной основе.

Рассматривать и обсуждать образцы изделий, материалы и инструменты для изготовления изделий. Выполнять упражнения в подготовке рабочего места к уроку. Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности.

Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника (8ч)

Правила и приемы разметки прямоугольника от двух прямых углов. Упражнения. Конструирование объёмных форм из бумаги. Новые приёмы бумагопластики. Конструирование на основе симметричного вырезания из бумаги. Стилевое единство упаковки и подарка. Конструирование на основе готовой формы.

Ориентироваться в учебнике, воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь).Создавать в воображении выразительный художественный образ. Подбирать средства и способы создания художественного образа.  

Дом сказочного героя (комбинированная техника).

Изделия по мотивам народных образцов

(4 ч)

Весеннее печенье «Тетерки». Раньше из соломки-теперь из ниток. Народная глиняная игрушка. Птица-солнце из дерева и щепы.

Анализировать и сравнивать образцы. Анализировать информацию, предложенную в графической инструкции. Планировать работу в соответствии с информацией в инструкции и с ориентацией на предполагаемый результат. Анализировать и оценивать полученные результаты.

*

Обработка ткани. Изделия из ткани (6 ч)

Работа с тканью; инструменты и приспособления. Полотняное переплетение; разметка продёргиванием нити. Работа с тканью. Шов «вперед иголку», вышивка швом «вперед иголку».

Воспринимать объяснения и инструкции учителя.Анализировать информацию в учебнике.Анализировать образцы,обсуждатьих исравнивать. Планировать работу, обсуждать ее с товарищем.

Украшение для определенного персонажа (комбинированная техника)

Декоративно-прикладные изделия различного назначения (6ч)

Конструирование декоративной игрушки на основе модуля-шара. Мозаика: технология, декоративно-художественные особенности, композиция. Техника лепки в декоративно-художественных работах. Декоративная ваза. Связь формы, размера, отделки вазы с букетом. Декоративная книжка-календарь. Изготовление записной книжки.

Упражняться в использовании освоенных приемовлепки для получения соответствующих форм иизготовления изделий. Осваивать новые приемы лепки.

Чайная чашка для сказочного героя (лепка).

Требования к уровню подготовкиучащихся

К концу второго класса учащиеся узнают:        

-простейшие виды технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема);

-способ использования линейки как чертежно-измерительного инструмента, длявыполнения построений и разметки деталей на плоскости;        

-способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;

-    что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки[1];

-   условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;                

-   способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и % формы);

-  что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;

-  что такое барельеф, технику выполнения барельефа;

-  как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;

-  что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продергивания нити;

- как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;

-  швы «вперед иголку» и «через край», способы их выполнения;

- о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;                

-  о символическом значении народной глиняной игрушки, ее основных образах;

Учащиеся научатся:

-  правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;

-   с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;

-  читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу;

-выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;

-чертить простые прямоугольные развертки (без соблюдения условных обозначений);

  • выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
  • выполнять разметку по предмету;
  • выполнять изображения в технике барельефа;

-лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;

-     изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;

-создавать простые фронтальные и объемные композиции из различных материалов;

-  выполнять разметку на ткани способом продергивания нитей;

-выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из ткани детали простой формы;        

-выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;

-     выполнять швы «вперед иголку» и «через край»;

-выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов);

-анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;

-придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.

Учащиеся получат возможность узнать:

-        что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания,сминания, разогревания и пр.);            

  • что вещи должны подходить к окружающей обстановке, к характеру и облику своего хозяина;
  • что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
  • что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;        
  • о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;        
  • что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;        

-        что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите проектов.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;
  • выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений;        
  • вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;
  • создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;

-        расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);    

-        выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений.

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:        

  • положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
  • осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
  • уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;

 -  понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметноммире;

  • представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
  • понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
  • чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.

У учащихся могут быть сформированы:

  • устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
  • установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
  • привычка к организованности, порядку, аккуратности;
  • адекватная самооценка, личностная и социальная активность  и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
  • уважительное отношение к культурным традициям других народов.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

-       использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);

  • правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;

- изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;

           -      решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;

          -    понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
  • творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
  • понимать, что вещи заключают в себе историческую и, культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
  • понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;

  • планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
  • следовать при выполнении работы указаниям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;        
  • руководствоваться правилами при выполнении работы;
  • осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.        

Учащиеся получат возможность научиться:

-        самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;

 - прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
  • анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
  • анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять.поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
  • самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
  • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

-        организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

          -      формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;

          -      выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

-        в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.

Учащиеся получат возможность научиться:      

-        самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета

Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения во 2 классе. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).

Критерий оценки качественных результатов выполнения заданий:

-        чёткость, полнота и правильность ответа на вопросы по изделию;

-        соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;

-аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;        

-        целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).

В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, Отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания* защищать проект.


Календарно-тематическое планирование по предмету «Технология» 2 класс

п/п

Тема раздела и урока

даты

изделие

Основные виды учебной деятельности

Требование к результату,

универсальные учебные действия

Виды

 контроля

Оборудование и доп. л

Дело мастера боится; 8 часов

1

 Организация работы на четверть.   Культура  труда. Построение прямоугольника с помощью линейки.

7.09

Чертежи, эскизы (упражнения  в  построении  прямоугольника).

Знакомство со свойствами материалов, их изменением и использованием в работе над изделиями.

Знание свойств материалов, инструментов и правил работы с ними.

Умение организовывать свое рабочее место.

Рассматривать учебник и рабочие тетради. Обсуждать содержание учебника и тетрадей. Рассматривать и обсуждать материалы и инструменты для изготовления изделий.

Линейки, рабочие тетради

2

-

3

 Разметка деталей из бумаги   способом   сгибания. Оригами. Композиция.

14.09

21.09

Бабочки, рыбки. Коллективное панно «Аквариум» или другое.

Познакомиться с общим понятием о композиции. Выявление ошибок при составлении композиции.

Знание способов разметки квадрата методом сгибания; техники оригами. Умение размечать квадрат; работать по готовым схемам; складывать многослойные заготовки, изготавливать различные фигурки в технике оригами.

Подбирать бумагу нужных цветов для декоративно-художественных работаУпражняться в выполнении различных приемов обработки бумаги: разрезании, сгибании. Производить разметкубумаги способом сгибания.

Ножницы,линейки, рабочие тетради,

ЦОР

4

-

5

Разметка прямоугольника с помощью линейки. Развёртка.

28.09

5.10

Подставка для кисти, коробка, книжка-календарь.

Выявление связи образа и конструкции книжки с назначением изделия.

Знание способов вырезания симметричных деталей. Умение размечать заготовки по чертежу; вырезать симметричные детали и составлять композицию из них.

Упражняться в обработке картона, осваивать новые приемы работы. Рассматривать и анализировать образцы.

Ножницы,линейки, рабочие тетради

6

Вырезание    симметричных  форм.   Симметрия  и асимметрия в композиции.

12.10

Картина для сказочного героя.

Ознакомление, с приемами разметки симметричных деталей пoшаблону и от руки. Использование симметрии и ассиметрии в изделии

Знание сути понятия «композиция».

Умение вырезать симметричные детали и составлять из них симметричные и асимметричные композиции.

Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности. Создавать в воображениивыразительный художественный образ.

Самостоятельный

ЦОР

Демонстрационныйматериал «симметрия в окружающем мире»Ножницы, рабочие тетради

7

-

8

Техника лепки в декоративно-художественных работах. Стилизация, композиция.

19.10

26.10

Барельеф, декоративная ваза.

Знакомство с технологией изготовления барельефа. Рассмотрение сюжетов для барельефов. Переработка форм природы и окружающего мира в декоративно-художественные формы в барельефе. Изготовление декоративной пластины в технике барельефа.

Иметь представление о барельефе и горельефе, их отличиях от объемной скульптуры. Умение выполнять лепку барельефа по выбранной теме.

Упражняться в смешивании пластилина разных цветов и лепке простых форм. Планировать работу, обсуждать ее с товарищем. Распределять общий объем работы.

Пластилин, досточки  для лепки, рабочие тетради.

 Демонстрационныйматериал«Декоративная ваза»

Самостоятельный

О чём рассказывают вещи. Подготовка к зимним праздникам; 8 часов

9

-

10

Образ и конструкция открытки.

9.11

16.11

Новогодняя открытка

Знакомство с правилами и приёмами разметки прямоугольника.

Знание правил и приёмов разметки прямоугольника от двух углов.

Умение составлять чертежи и эскизы.                    

Упражняться в обработке материала, осваивать новые приемы работы. Рассматривать и анализировать образцы.

Линейки, клей ножницы, рабочие тетради. Демонстрационныйматериал«Новогодние открытки»

Коллективный

11

-

12

Конструирование объёмных форм из бумаги. Новые приёмы бумагопластики.

23.11

30.11

Фонарик. Ёлочка из треугольников. Звёзды из полос.

Выяснение что такое развертка объемного изделия. Получение и построение прямоугольной развертки. Упражнение в построении прямоугольных разверток.

Знание правил экономной и аккуратной разметки деталей с помощью линейки. Умение изготовить елочную игрушку из бумаги и украсить ее дополнительными деталями.

Рассматривать образцы изделий.Упражняться в выполнении разметки с помощью линейки. Упражняться в выполнении разметки сгибанием бумаги.

Клей, линейка ножницы, рабочие тетради.

 ЦОР Демонстрационныйматериал

«Новогодние игрушки»

13 - 14

Конструирование на основе симметричного вырезания из бумаги.

7.12

Гирлянда без клея.

Решение задач на мысленную трансформацию форм,расчетно-

измерительных и вычислительных.

Знание способов вырезания симметричных деталей. •Умение складывать лист бумаги прямоугольной формы вчетверо; делать разметку детали по шаблону; выполнять сборку гирлянды.

Мысленно трансформировать объемные изделия в двумерные заготовки.

Самостоятельный

Линейка, ножницы, рабочие тетради.    

14

 Стилевое единство упаковки и подарка. Конструирование на основе готовой формы.

14.12

Упаковка на основе коробки.

Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества.

Знание формулы расчета длины бумажной полосы для обклейки коробки, способов разметки и вырезания деталей для аппликации. Умение обклеить и украсить подготовленную коробку-упаковку.

Упражняться в обработке картона, осваивать новые приемы работы. Рассматривать и анализировать образцы.

Клей, линейка ножницы, рабочие тетради. ЦОР Демонстрационныйматериал «Упаковки-коробки» для Нового года и Рождества.

15

Комбинированная  работа. Приём навешивания нитей на основу.

21.12

Подвеска к подарочной упаковке.

Изготовление изделий из различных материалов

Знание приемов работы по изготовлению подвески.

Решать логические задачи

Клей, нити, ножницы, рабочие тетради, различн. упаков. материал

Мастер учится у мастеров; 10 часов

16 -17 -

18

Учимся у народных мастеров:  обычаи и обряды; символика вещей. Изделия по мотивам народных образцов.

11.01

18.01

25.01

Народная глиняная игрушка, кукла из волокнистых материалов, птица из щепы (имитация), весеннее печенье.

Изготовление изделий из различных материалов на основе правил и канонов, народной культуры

Знание приемов работы поизготовлению птицы-солнца. Умение изготовить птицу-солнце из бумаги.

Решать логические задачи: анализ графической информации, работа с моделями, поиск закономерности в расположении деталей.

ЦОР

Рабочие тетради, бумага, ножницы.

В паре

19

-

20

Работа с тканью; инструменты и приспособления.

1.02

8.02

Дорожная игольница.

Разметка деталей на ткани по шаблону. Вырезание деталей из ткани.

Знание правил разметки по шаблону.

Умение размечать детали; подбирать материалы; изготавливать изделие и украшать его аппликацией.

Осваивать новые материалы, инструменты и приемы работы. Декорировать изделие нитками.

Ткань, ножницы, нитки, игла. Демонстрационныйматериал «Дорожные игольницы»

21 -22 -

23

Работа с тканью. Полотняное   переплетение;   разметка продёргиванием нити. Шов «вперёд иголку».

15.02

22.02

1.03

Салфетка с бахромой.

Знакомство с полотняным переплетением нитей в тканях. Разметка способом продергивания нити. Выполнение бахромы.

Иметь представление о строении ткани. Умение размечать салфетку по продернутым нитям; образовывать бахрому по краям салфетки.

Анализировать информацию в учебнике. Упражняться в обработке ткани.

Самостоятельный

Учебник, тетрадь по технологии, простой карандаш, ,нити ,ткань, ножницы, игла. Демонстрационныйматериал «Салфетки»

24

-

25

Работа с тканью. Разметка с припуском. Шов «через край».

15.03

22.03

Декоративная

игольница.

Обучение правилам и приемам безопасной и аккуратной работы с нитками и иглой. Обучение приемам отмеривания нити нужной длины для работы. Изготовление изделий из ткани с использованием освоенных способов работы.

Знание технологии выполнения шва «вперед иголку». Умение подбирать нитки для вышивки; продергивать нити; выбирать вариант рисунка вышивки; прокладывать стежки; проверять, качество выполненной работы.

Осваивать новые материалы, инструменты и приемы работы. Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты.

Ткань, ножницы, нитки, игла. Демонстрационныйматериал «Декоративная игольница»

Природа и фантазия в изделиях мастеров;8 часов

26

-

27

Формы и образы природы в декоративно-прикладных изделиях.

5.04

12.04

Композиции из засушенных растений. «Лесная скульптура».

Выявление свойств природных материалов и их использование в различных изделиях для создания образа.

Знание техники аппликации из засушенных растений, свойств этого природного материала правил составления выразительной композиции. Умение составлять композицию из засушенных растений; наклеивать детали на фон.

Рассматривать листья, анализировать их форму и окраску. Сравнивать листья. Отбирать материал для работы. Осваивать новые приемы работы.

Засушенные листья, растения, клей, картон, ножницы

ЦОР

В паре

28

-

29

Мозаика: технология, декоративно-художественные особенности, композиция.

19.04

26.04

Мозаичная композиция из камешков на пластилине. Мозаика из бумаги.

Использование мозаики в украшении зданий; материалы для мозаики. Выявление особенности мозаики как художественной техники. Знакомство с основными правилами изготовления мозаики.

Знание отличительных особенностей произведений из мозаики, материалов, используемых для работ в технике мозаики, способов крепления материала. Умение выполнять рисунок в технике мозаики из камешков.

Готовит к работе материалы, инструменты и в целом рабочее место. Упражнятьсявподготовке пластилина к работе.

Самостоятельный

Пластилин, досточки  для лепки, камешки, картон

Демонстрационныйматериал«Декоративнаямозаика»

30

-

31

Конструирование   декоративной игрушки на основе модуля-шара.

3.05

10.05

Игрушка из клубков.

Конструирование игрушек из шаровидных форм (клубков, помпонов). Рассмотрение способов соединения деталей, отделки изделий.

Знание способов крепления деталей из клубков или шариков. Умение создавать из шаров игрушки.

Рассматривать и анализировать образцы. Решать задачина мысленную трансформацию формы.

Нитки(клубки), шар,клей,ножницы

ЦОР

32

-

33

Конструирование   декоративного образа на основе модуля-коробки.

17.05

24.05

Игрушка на основе спичечных коробок.

Закрепление правил и приёмов разметки прямоугольника, выявление способов его использования.

Знание способов вырезания симметричных деталей. Умение размечать заготовки по чертежу; вырезать симметричные детали и составлять композицию из них.

Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты. Оценивать результаты выполненной работы.

коллективный

Спичечные коробки, клей, ножницы, линейка.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Для полноценной реализации курса технологии в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима соответствующая материальная база. При этом данная программа разработана с учетом значительного разнообразия реальных условий, в которых существует современная отечественная начальная школа, и предполагает, что ее содержание может быть реализовано при минимальных затратах на материальные ресурсы. Для работы каждому ребенку необходимы

следующие материалы: наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, гуашь;  

и инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.

Помимо перечисленных материалов и инструментов в необходимую материальную базу входят учебники, рабочие тетради на печатной основе и другие учебно-методические материалы, составляющие учебно-методический комплект по технологии.

Состав учебно-методического комплекта по технологии:

Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век

Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Рабочие тетради №1 и №2. –Смоленск: Ассоциация XXI век

Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век.

        СОГЛАСОВАНО

  Протокол заседания

Педагогического совета

МБОУ Александровская СОШ  

от___1.08.2016_______ №_1____  

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Гавриленко Н.И.

подп НИ

от_1.08 2016 года

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...