Тема: «Изготовление поделки из бросового материала»
методическая разработка по технологии (2 класс) на тему
Актуальность: Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности.
Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить потребности ребенка данного возраста, а именно:
¾ Желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
¾ Желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и чтобы вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по – разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использования их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представлении я прочны потому, что как писал Н.Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике и по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того. Что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».
Дети учатся сравнивать материалы между собой. Находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskoe_zanyatie.docx | 29.7 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект
практического занятия на группе 1 – 2 классов
Тема: «Изготовление поделки из бросового материала»
Педагог: Красных Татьяна Ивановна
Дата проведения: 13.04.2017 г.
Время проведения: 16.00
Место проведения: Государственное казенное общеобразовательное учреждение Владимирской области «Специальная (коррекционная общеобразовательная школа-интернат г. Киржача»
Актуальность: Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности.
Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить потребности ребенка данного возраста, а именно:
- Желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
- Желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и чтобы вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по – разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использования их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представлении я прочны потому, что как писал Н.Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике и по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того. Что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».
Дети учатся сравнивать материалы между собой. Находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Новизна: Отличительной особенностью таких практических занятий, является развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Цель практического занятия: научить создавать поделки из бросового материала.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей различным приемам преобразования бросового материала;
- расширять знания о природе вещей;
Воспитывающие:
- воспитывать умение работать в паре, команде;
- воспитывать трудолюбие и самостоятельность, через выполнение заданий и игровых моментов;
- стимулировать коллективное творчество детей;
Коррекционно – развивающие:
- развивать и координировать работу мелкой моторики через игровые моменты занятия;
- развитие воображения через умение видеть необычное в обычных предметах;
- развитие внимательности на всех этапах работы (коррегировать и развивать произвольное внимание через выполнение заданий и игровых моментов);
- совершенствовать навыки работы с ножницами;
- узнавать и называть предметы через игру «Живая и неживая природа».
Ожидаемый результат:
- разовьется поисковая деятельность;
- освоят умение анализировать поделку;
- сформируется положительное отношение к труду;
- разовьются, конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
Необходимость проведения таких занятий существует, так как они рассматриваются как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творчески способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Оборудование: ТСО, раздаточный материал (основа для поделки, прищепки, цветная бумага, ножницы, плакат по технике безопасности при работе с ножницами).
Вводная часть
- Оформить класс (расставить полукругом парты).
- Организационный момент
Ребята, у нас сегодня гости, давайте подружимся с ними:
Вправо – влево повернитесь
Всем соседям улыбнитесь
Мы занятие начинаем
Всем хорошего настроения желаем!
Мы с вами в очередной раз будем заниматься изготовлением поделки из бросового материала. А название поделки ваза.
Ребята посмотрите у вас на столах лежат детали необходимые для изготовления вазы. Посмотрите внимательно и скажите, что относится к бросовому материалу. (Ответы учащихся).
Да действительно ребята, бросовый материал это то, что практически каждый день мы выбрасываем – пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковку от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, бутылочные пробки и т.д. И врядли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной поделки или увлекательной игрушки.
Тема нашего занятия «Изготовление поделки (вазы) из бросового материала».
Основная часть
Я загадаю вам загадку, а отгадка у вас на столах найдется…
Чтоб ветер не унес бельё с веревки,
Большой ненадобно сноровки,
Бельё прижму отдельными зубами,
Они, наверное, встречались уже с вами (прищепка)
Посмотрите у вас на рабочем месте лежат детали для нашей необычной вазы. Назовите мне эти детали (Ответы учащихся: коробка, упаковка, прищепки). Правильно! Из этих деталей мы и будем делать нашу поделку – вазу.
Основой для вазы будет служить коробка (упаковка), бросовый материал. «Основа – опорная часть предмета (поделки), на которой укрепляются остальные части».
Делаем вывод: поделка, которую предстоит выполнить на нашем занятии, состоит из деталей – основы (бросового материала) и прищепок, а так же элементов декорирования.
Опрос учащихся: Из какого материала сделаны детали? Детали основы из картона, детали прищепок из дерева. Молодцы!
Самые простые вещи таят в себе столько интересного, что диву даешься! Стоит только посмотреть на них по другому – мир, преображается. Я, ребята, говорю о прищепке. Да, да именно она, всем известная деревянная простушка станет сегодня королевой нашего занятия. Прищепка – это предмет быта. Прищепка – специальный вид зажима, обычно использующийся для крепления предметов (например, одежды) к веревке (например, к бельевой). Сегодня большинство прищепок создаются очень дешево: создают два блокировочных деревянных зубца, которые часто перехвачены маленькой пружиной. Когда два рычага зажаты кончиками пальцев, зубцы открываются. Давайте сейчас это проверим, как работает прищепка (берем в руки прищепки и работаем с прищепкой).
А знаете ребята, что люди создали «памятник» прищепке? Необычный «памятник» бельевой прищепке выполнил в деревне на Алтае известный скульптор Владимир Войчишин. (Демонстрация показа «памятника»).
Вдохновением к созданию необычного объекта послужила сказка о том, как обычная прищепка стала ласточкой. Сказка о том¸ как на бельевой веревке болталась старая прищепка, грустила и мечтала летать, как ласточки, которые кружили вокруг нее и дразнились. Но появилась фея, взмахнула волшебной палочкой и обычная прищепка стала настоящей ласточкой.
Свою работу скульптор Владимир Войчишин так и назвал «прищепка желаний»: хочется пожелать, чтобы любая мечта, даже самая несбываемая, стала реальностью – рассказывает автор работы.
Арт-объект – это гигантская деревянная прищепка, на которой разместились две миниатюрные ласточки, созданные также из дерева вручную Владимиром Войчишиным. Рядом – телега с возом прищепок, которые олицетворяют то, что много еще желаний могут осуществляться. Памятник расположен на территории Таёжной заимки «Лесная сказка». Такой же «памятник» прищепки находится в такой стране, как США.
Прослушав сообщение о «памятниках» прищепки, пришло время приступить к нашей работе по изготовлению поделки, нашей вазы.
Посмотрите, как будет выглядеть наша поделка – ваза. (Демонстрация изделия).
Для того, чтобы начать нашу работу, проведем с вами пальчиковую гимнастику, которая поможет выполнить нашу работу. (Проведение пальчиковой гимнастики «Кус – кус» с проговариванием стихотворения).
«Если что-то с места сдвинется,
То, за ним Котёнок кинется,
Если что-то вдруг покатится,
За него Котёнок схватится!
Прыг – скок! Цап – царап!
Не уйдёшь из наших лап!»
Молодцы, ребята! У вас так здорово всё получилось и пальчики наши теперь готовы к работе.
Итак, ребята, посмотрите, что лежит перед вами? (Ответы учащихся: основа, прищепки). Верно! Для изготовления нашей поделки ровно 30 штук прищепок. Посмотрите, сколько прищепок лежит у вас на рабочем месте (Ответы учащихся: много). Верно, много. Вот такое вам теперь задание:
- 1 класс раскладывает по 10 прищепок в ряд (д.б. 3 ряда);
- 2 класс, раскладывает прищепки в первый ряд 20 штук, а в следующий ряд всё, что осталось.
Теперь 1 класс мне скажет, сколько рядов у вас получилось /3 ряда/; 2 класс сосчитает, сколько рядов у вас получилось и сколько прищепок во втором ряду?
Итак, на вашем рабочем месте лежат прищепки в количестве 30 штук. Этого количества хватит, чтобы сделать нашу вазу.
Приступаем к практической работе.
I этап
Берём нашу основу (упаковку), опорную часть и на ней начинаем прикреплять, прищипывать прищепки. Берём по 1 прищепке и прищепляем к основе, стараясь, чтобы прищепки плотно прилегали друг к другу. Нашу работу будем выполнять парами, и в этом нам помогут взрослые из числа гостей. Молодцы ребята и товарищи взрослые! Вы справились с этой работой и ваза получилась необычной. Вы потрудились хорошо и наверное устали. Давайте сейчас немного поиграем с вами. Проводится игра «Точно в цель». Для игры нам понадобится пластиковое ведерко и бумажная тарелка, по краю которой укреплены прищепки.
У вас находится тарелка с прищепками, она похожа на ромашку, не правда ли? От этой «ромашки» надо отщеплять прищепку и бросать ее в ведро. Это не такая уж и простая задача, ведь, чтобы всё получилось, нужно иметь не только хороший глазомер, но и ловкие пальчики. Молодцы!
II этап
Размялись и теперь, ребята, мы приступаем к следующему этапу нашей работы – оформление нашей вазы. Мы придадим красоту вазе, и для этого нам необходима цветная бумага и ножницы. Давайте вспомним правила работы с ножницами.
Правила безопасной работы с ножницами.
- Не оставляйте ножницы на столе с раскрытыми лезвиями;
- Ножницы во время работы кладите справа, кольцами к себе;
- Передавайте ножницы, кольцами вперед, держа их за сомкнутые лезвия;
- Не размахивайте ножницами и не отвлекайтесь во время работы с ними.
/Раздаем цветную бумагу/.
Посмотрите, перед вами цветная бумага. Обратите внимание на то, что на ней начерчены линии. По этим линиям мы должны сделать разрезы. Приступаем к выполнению. Смотрите, что у нас получилось…, а получилась травка и эту травку мы поместим во внутрь вазы. Смотрите, как красиво получилось! Наша ваза стала нарядной. Такая поделка может служить оригинальным сувениром, подарком.
Мы много потрудились, устали и заслужили отдых. Поиграем в занимательную игру, а помогать нам будут наши знакомые прищепки – обучалки, которые вы только что использовали, выполняя работу.
Перед вами ребята, круг, который тоже – сделан из бросового материала (коробки). На нем вы видите картинки, на которых изображены предметы, относящиеся к живой и неживой природе. Я сейчас посмотрю как вы различаете предметы. Для этого, прищепками красного цвета отмечаем картинку с живой природой, а синей – с неживой.
Молодцы ребята! Вы хорошо справились с этой задачей.
Заключительная часть
А теперь давайте подойдем к выставке наших поделок. Смотрите, какие замечательные вазы получились! Одна из ваз стала подсвечником, остальные вазы декорированы травками и цветами.
Итак, ребята! Чем мы сегодня занимались? Чему вы научились на этом занятии? Из чего мы делали вазу? Что мы использовали при изготовлении вазы?
ВЕЩИ САМИ НЕ РАСТУТ, СДЕЛАТЬ ВЕЩИ – НУЖЕН ТРУД!
Я считаю, что вы замечательно потрудились. Вы все справились с заданием и всё у вас получилось. Вы все молодцы! А сейчас вас ждет сюрприз, эта ваза с угощением для вас. Благодарю всех кто принимал участие в нашей работе.
Самоанализ: Тип моего занятия стандартный, в своем занятии использовала такие формы работы, как групповая, индивидуальная, игровая. А так же методы и приемы, такие, как словесный, наглядный, практический – методы и рассказ, объяснение, беседа – приемы. В ходе занятия мной были реализованы следующие задачи: развитие и координирование работы мелкой моторики через игровые моменты занятия; развитие воображения через умение видеть необычное в обычных предметах; развитие внимательности на всех этапах работы (коррегирование и развитие произвольного внимания через выполнение заданий и игровых моментов); совершенствование навыков работы с ножницами; узнавание и называние предметов через игру «Живая и неживая природа». Использовала различные технологии такие, как, игровые, здоровьесберегающие и индивидуальные, а так же дифференцированный подход. Все дети были вовлечены в работу, активно участвовали во всех моментах занятия, с работой справлялись удовлетворительно, с желанием выполняли все действия, активно отвечали на все поставленные вопросы, выражали свои положительные эмоции при виде выполненной работы, микроклимат занятия был положительный, дети проявили все свои творческие способности. Я считая, что занятие прошло удачно. Поставленные цель и задачи мной реализованы в полном объеме.
Список итернет – ресурсов:
http://skazkapro.net/publ/40-1-0-1594
http://www.numana.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-popugay
визиталтай.рф
инфоурок «урок технологии» FokinaLida.75@mail.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов и родителей "Вторая жизнь предмета. Поделки из бросового материала"
Данный мастер-класс предназначен для педагогов и родителей. ...
Утилизация мусора. поделки из бросового материала.
Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на ...
Поделки из бросового материала
Проектная деятельность в группе продленного дня "Поделки из бросового материала" с учениками 2 и 4 классов....
Поделки из бросового материала
Мастер -класс " Чудо -дерево",...
Конспект урока по технологии на тему "Изготовление кормушки из бросового материала"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Урок проводится при изучении раздела "Работа с бумагой и картоном" в 3 классе во 2 четверти....
Мастер-класс Развитие личностных УУД во внеурочной деятельности путём изготовления поделки из бросового материала
В материале говорится о том, что овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит не только в контексте разных учебных предметов, но особую роль в формировании личностных УУД играют в...
Технологическая карта урока технологии 3 класс. Изготовление поделки из бросового материала.
Технологическая карта разработана для урока технологии 3 класса по теме: Изготовление поделок из бросового материала. Изделие: Пасхальная корзинка для яичка....