Рабочая программа по технологии 1 класс
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему

Cеребровская  Мария Андреевна

Рабочая программа по технологии 1 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_tehnologiya_1_kl.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по технологии

на 2016 /2017 учебный год

Класс 1 б

        Составитель Ручьева Мария Андреевна

                                                 

                                                               

         

Пояснительная  записка

Рабочая    программа   учебного предмета  « Технология»  для 1 класса  составлена на   Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования  второго поколения   и  программы УМК «Начальная школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф. Виноградовой.

         Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Эти общие понятия отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями.

Задачи  курса:

  • Развитие  личностных качеств (активности,  инициативности, воли,  любознательности и т.п.), интеллекта  (внимания, памяти, восприятия, образного и образно - логического мышления, речи)  и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности).
  •    Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов.
  • Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
  • Овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями.
  • Расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

Содержание курса рассматривается как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности. Сквозная идея содержания – внутреннее стремление человека к  познанию мира, удовлетворению своих жизненных и эстетических потребностей.

Содержание курса отобрано и целенаправленно структурировано в двух основных разделах: «Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры» и «Из истории технологии».

Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры

Раздел  включает информационно-познавательную и практическую части и построен в основном по концентрическому принципу. Его содержательная основа – это обобщенные первоначальные технико-технологические знания и умения, характерные для любой практической деятельности человека. Концентричность в изучении данного раздела достигается тем, что элементы технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц. От класса к классу школьники расширяют круг ранее изученных общетехнологических знаний, осваивая новые приемы, инструменты, материалы, виды труда.

УМК 

• рекомендован  Министерством  образования  и  науки Российской Федерации  и включен в федеральный перечень

•  сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»   Москва  Издательский  Центр  «Вентана-Граф», 2011 год

•  представлен  следующими учебными пособиями:

Учебник:

 Е. А. Лутцева  Технология,  1 класс,  учебник для учащихся общеобразовательных учреждений  

 Москва  Издательский  Центр  «Вентана-Граф», 2011 год

Из истории технологии

Раздел отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Он построен по линейному принципу и раскрывает общие  закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды. Исторический подход целенаправленно реализуется со 2 класса. В первом классе пропедевтические знания.

Оба раздела взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребенка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.

Региональный компонент в курсе реализуется через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность. Это реальные исторические объекты (сооружения) и изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами народов, населяющих регион.

Курс  реализуется,  прежде  всего  в  рамках предмета  «Технология»,  но  сочетается  также  с  курсом  «Окружающий мир» как его деятельностный компонент (см.  концепцию  образовательной   модели  «Начальная  школа  XXI  века»,  научный   руководитель – чл.-корр. РАО  проф.  Н. Ф.  Виноградова).

Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки учебного труда: знаю, понимаю, могу.

Основные   методы, реализующие развивающие  идеи  курса,  продуктивные  (включают  в  себя  наблюдения,  размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п.).

В курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических умений учащихся и творческих, изобретательских способностей в целом – уровень ремесла и уровень мастерства.

Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

  • Качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом.
  • Степень самостоятельности.
  • Уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические  решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Описание места учебного предмета

На изучение технологии в 1 классе отводится 1 час в неделю или 33 часа в год. Из них   16  часов на 1 полугодие,

  17  часов на 2 полугодие.

      В 1 классе обучение ведётся без отметок.

1 четверть –  8 ч

2 четверть –  8 ч

3 четверть –  9 ч

4 четверть -  8 ч

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Технология» в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Личностные результаты.

Создание условий для формирования следующих умений:

 -положительно относиться к учению;

 -проявлять интерес к содержанию предмета технологии;

- принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь отв зрослого и детей;

- чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;

 -самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в

результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей;

-правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

-чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей,

для себя;

- бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;

 -осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные

последствия деятельности человека;

- с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;

-под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия:

 -с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 -учиться проговаривать последовательность действий на уроке;

 -учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией

учебника;

 -с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания

материалов и инструментов;

 -учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для

выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по

предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

 -выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;  учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку

деятельности класса на уроке.

Познавательные универсальные учебные действия:

-наблюдать связи человека с природой и предметным миром:

-предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и

окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные

особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;

-сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции

предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения;

-группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);

-с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже

известного;

-ориентироваться в материале на страницах учебника;

 -находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и

информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

 -делать выводы о результате совместной работы всего класса;

 -преобразовывать информацию из одной формы в другую —в изделия, художественные

образы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

 -учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать

предложенную или выявленную проблему.

Предметные результаты (по разделам)

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,

самообслуживание.

Знать (на уровне представлений):

 -о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности

человека и природе как источнике его вдохновения;

 -об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о

разнообразных предметах рукотворного мира;

 -о профессиях, знакомых детям.

Уметь

обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать

за инструментами и правильно хранить их;

 -соблюдать правила гигиены труда.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Знать

 -общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань,

клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);

 последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка,

отделка;

 -способы разметки на глаз, по шаблону;

- формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;

 -клеевой способ соединения;

- способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;

 -названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений

(шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.

Уметь

 -различать материалы и инструменты по их назначению;

 -качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий:

1) экономно размечать сгибанием, по шаблону;

2) точно резать ножницами;

3) собирать изделия с помощью клея;

4) эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой

строчкой;

 -использовать для сушки плоских изделий пресс;

 -безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);

 -с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на

инструкционную карту, образец, используя шаблон.

3. Конструирование и моделирование

Знать

 -о детали как составной части изделия;

 -конструкциях —разборных и неразборных;

 -неподвижном клеевом соединении деталей.

Уметь

 -различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;

 -конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.

ОСНОВНЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ  К  УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ  УЧАЩИХСЯ  1  КЛАССА

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

Иметь представление:

  • О роли и месте человека в окружающем ребенка мире;
  • О созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
  • О человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;
  • О некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
  • О том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;

Знать:

  • Что такое деталь (составная часть изделия);
  • Что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
  • Какое соединение деталей называют неподвижным;
  • Виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия – на уровне общего представления;
  • Последовательность изготовления несложных  изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • Способы разметки: сгибанием, по шаблону;
  • Способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
  • Виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
  • Названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;

Уметь:

  • Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
  • Различать материалы и инструменты по их назначению;
  • Различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
  • Качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;
  • Использовать для сушки плоских изделий пресс;
  • Безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
  • Выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
  • Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий;
  • Прогнозировать получение практических результатов;

Под контролем учителя:

  • Организовывать рационально  рабочее место в соответствии с используемым материалом;
  • Осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли;

При помощи учителя:

  • Проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ним готовое изделие.

При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.

                                                                                                                



Календарно- тематическое планирование по технологии

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

План

Факт

1

Что нас окружает? Что ты видишь вокруг?

1

2

Мир природы

1

3

Мир рукотворный

1

4

Окружающий мир надо беречь

1

5

Кто где живёт? Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нём?

1

6

Помогаем дома

1

7-8

Подари сказку «Колобок»

2

9

Готовим праздник

1

10

Пластилин-волшебник

1

11

Азбука мастерства Какие свойства у разных материалов

1

12

Как устроены разные изделия?

1

13

Целое и части. Изделие и его детали

1

14

Как соединить детали

1

15

Шаг за шагом «Пластилин- волшебник»

1

16

Что можно изготовить из бумаги, а что из ткани?

1

17

Работаем с бумагой и картоном.Что можно сделать из бумаги.

1

18

Учимся наклеивать детали

1

19 - 20

Помощники мастера .Зачем  человеку нужны помощники? Твой главный помощник

2

21

Фантазия из бумаги

1

22

Сначала рисуем. Какие бывают линии

1

23

Из ниток и верёвочек

1

24

Много и ровно .Шаблон. Размечаем круги

1

25

Размечаем прямоугольники

1

26

Размечаем треугольники

1

27

Без инструментов

1

28

Научись несложным приёмам сгибания

1

29

Работаем  с тканью .Свойства ткани

1

30

Иглы и булавки

1

31

Прямая строчка и её дочка. Учимся красиво вышивать

1

32

Повторение изученного.

1

33

Резерв.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...