Урок технологии - 3 класс Работа с бумагой и картоном. Аппликация по мотивам русского народного орнамента
методическая разработка по технологии (3 класс) на тему
Тема: Работа с бумагой и картоном. Аппликация по мотивам русского народного орнамента.
Цели: 1 .Познакомить с орнаментами русского узора.
2.Закрепить умения учащихся работать с бумагой и картоном.
3.Формировать оценочную самостоятельность и умения составлять из народных
орнаментов композицию в круге и квадрате.
4.Развивать творческую фантазию детей.
5.Воспитывать аккуратность, бережливость.
Оборудование: цветные круги и квадраты из картона, образцы элементов русского орнамента из цветной бумаги (листья, цветы, ягоды, веточки, бабочки и т.д.), клей, кисть для клея, линейка, карандаш, образцы орнаментального узора на предметах быта (разделочная доска, ваза, варежки и т.д.).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок технологии - 3 класс
Тема: Работа с бумагой и картоном. Аппликация по мотивам русского народного орнамента.
Цели: 1 .Познакомить с орнаментами русского узора.
2.Закрепить умения учащихся работать с бумагой и картоном.
3.Формировать оценочную самостоятельность и умения составлять из народных
орнаментов композицию в круге и квадрате.
4.Развивать творческую фантазию детей.
5.Воспитывать аккуратность, бережливость.
Оборудование: цветные круги и квадраты из картона, образцы элементов русского орнамента из цветной бумаги (листья, цветы, ягоды, веточки, бабочки и т.д.), клей, кисть для клея, линейка, карандаш, образцы орнаментального узора на предметах быта (разделочная доска, ваза, варежки и т.д.).
План урока
- Организация класса. Вступительное слово.
- Сообщение темы урока.
- В водная беседа.
- Актуализация знаний обучающихся.
- Анализ объекта труда. Планирование деятельности.
- Практическая деятельность обучающихся.
- Подиум работ (анализ ошибок).
- Работа с портфолио обучающихся.
Ход урока
1,Организация класса. Вступительное слово.
- Здравствуйте, ребята!
А теперь, друзья, садитесь. Всё в порядке, убедитесь? Приготовились вы в срок. Начинается урок.
2.Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем работать с бумагой и картоном, выполнять аппликацию узора по мотивам русского народного орнамента. Вспомним,
- Что такое аппликация? Как вы это понимаете? (выслушать высказывания детей).
- А что нам говорит наш друг - толковый словарь?
З.Водная беседа.
- Аппликация - это вид изобразительной техники, который основан на наложении, приклеивании различных деталей на материал, принятый за фон (чтение с экрана).
- Аппликация относится к широко распространённому художественному творчеству -декоративно-прикладному искусству. Ещё с давних времён человек стремился сделать своё жилище, одежду не только удобными, но и красивыми. Каждому народу присущ свой национальный орнамент.
- Кто из вас даст определение, что такое орнамент? (выслушать высказывания детей).
- Давайте снова обратимся к нашему словарю.
Орнамент - в переводе с латинского означает украшение (высвечивается на экране).
4.Актуализация знаний обучающихся.
- Ребята, посмотрите на предметы быта. Назовите их. (дети перечисляют: кувшин,
подставки, солонка, самовар, бочонок, тарелка, одежда, шкатулка, горшочек,
разделочная доска и т.д.)
- Для чего служат эти предметы? (для продуктов, для приготовления пищи, для хранения украшений, для оформления жилья).
- Как вы думаете, что повлияло на создание орнамента у русского народа на этих предметах? (высказывания детей: природа, окружающий нас мир).
- Нравятся вам эти вещи? Почему? (красивые, необычные по форме, яркие, красочные, с разным рисунком и т.д.)
- Эти красивые вещи действительно не только служат нам в жизни, но люди их использовали для украшения окружающего нас мира.
- Давайте вспомним, какие виды декоративно - прикладного искусства вы узнали на этих предметах? (Хохлома, Гжель, Полхов - Майдан, Городец).
- Как вы думаете, что придаёт этим вещам особую красоту? (рисунок, цвет, узор...).
- Правильно. Вещи выглядят красивыми благодаря орнаментальному узору на них.
- Где вы встречали орнамент в жизни? ( на коврах, на вещах, на книгах, на посуде).
- Действительно, орнаментальные узоры предназначены для украшения зданий, ковров, книг, изделий из металла, кости, древесины, камня, пластмассы и др.
- В русском орнаменте применяют растительные элементы
- Какие элементы вы здесь увидели? Как они расположены? ( в треугольниках..) геометрические элементы
- Узнали геометрические фигуры? Перечислите. Как они расположены?
- Обратите внимание на следующую картинку? Какой элемент используется в этом
орнаменте? Как они расположены?
- С помощью только одних листочков можно создать такое разнообразие узоров.
- А также в орнамент часто включают изображения зверей, птиц, насекомых.
- Посмотрите, кого вы здесь видите? А как они расположены в этих узорах?
- Так какую основную особенность орнамента вы заметили? (элементы расположены по порядку, в разных направлениях, чередуются, разной формы, цвета, размера, элементы повторяются и т.д.)
- Да, основная особенность орнамента - его ритмичность, т.е. повторение одинаковых или разных элементов узора и их чередование. Орнамент широко применяют в виде полосы, квадрата, круга.
- Каким образом расположили элементы? ( в полосках - повторение, в круге - из центра, а в квадрате - чередование по диагонали).
- Можно выполнить узор не из центра, а по окружности. (показ на экране).
Физкультминутка.
- А теперь тихонько встаньте, отдохнём.
Спал цветок и вдруг проснулся (повороты вправо, влево). Больше спать не захотел (наклоны вперёд, назад). Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться). Взвился вверх и полетел (взмах руками). Солнце утром лишь проснётся. Бабочка кружится, вьётся (покружиться).
- Тихо сели.
5.Анализ объекта труда. Планирование деятельности.
- Итак, сегодня мы будем составлять орнамент русского узора из растительных элементов.
- Какие вы запомнили элементы растительного узора? Перечислите их. (листья, цветы, бутоны, веточки, ягоды).
- Правильно! Вот эти элементы вы будете использовать в своём орнаменте.
- Для работы вам нужны: элементы, узоров, фон в виде круга или квадрата, клей, кисть для клея, салфетка.
- Вам предстоит составить свой узор в круге или квадрате.
Работу нужно выполнить очень аккуратно. В этом вам помогут линии симметрии на вашей заготовке. Элементы растительных предметов лежат у вас на партах, мы их приготовили на предыдущем уроке.
- Перед тем, как начнёте работать, вспомните, как надо пользоваться клеем.
- Деталь намазываем клеем с изнаночной стороны.
- Клей наносим на середину детали.
- Кистью распределяем клей по всей детали.
- Берём деталь и чётко прикладываем на заготовку,
- Деталь прижимаем салфеткой.
- Помните, прежде всего надо расположить на фоне заготовки узор с помощью деталей, и только потом приклеивать. Расположение элементов узора вы можете выбрать из представленных на образцах, а можете проявить свою творческую фантазию. Ещё раз обращаю ваше внимание на линии симметрии, которые помогут вам составить свой неповторимый оригинальный узор.
- Кто будет готов, т. е. составит узор, может посоветоваться со мной.
б.Практическая деятельность обучающихся.
- Работу будем выполнять по группам.
- Первый вариант выполняет узор в квадрате, а 2 вариант - в круге. А ты - Маша работаешь по выбору.
Вы постараетесь на славу,
Работу выполнить немалую.
Гласит пословица не зря:
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда(вместе).
- А теперь можете начинать работу (звучит лёгкая музыка).
7.Подиум работ обучающихся (анализ ошибок).
- Ребята, кто закончил работу, навёл порядок на парте, может поместить свою работу на
подиум.
(Дети по очереди сдают свои работы).
- Итак, какой орнамент мы сегодня выполняли? (русский народный орнамент из растительных элементов).
- В какой форме сделали работу? (в форме аппликации).
- А теперь давайте оценим качество работы.
- Какие работы вам понравились больше всего? Почему?
- Есть ли замечания к каким - нибудь работам? (высказывания детей - в работе использовали ритмичность, чередование, яркость красок, аккуратность, симметричность).
8.Работа с портфолио обучающегося.
- Вы молодцы, так как у каждого получился свой индивидуальный узор. Работы выполнены
аккуратно, а сейчас подойтите, возьмите свою работу и можете поместить их по желанию в
свои портфолио.
(Ребята кладут свои работы в папки).
- Всем спасибо. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок технологии на тему: "Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Марийский народный орнамент".
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, ко...
Урок трудового обучения в 4 классе по теме: "Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Бабочка.
Учить разметке и вырезанию деталей по шаблону; самостоятельной ориентировке в задании и работе по плану....
Технология 2 класс. Тема: "Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Мозаика из обрывных кусочков, «Ваза для сменного букета»"
Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Мозаика из обрывных кусочков, «Ваза для сменного букета»...
«Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Закладка из бумаги»
laquo;Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Закладка из бумаги»...
Конспект урока технологии .Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Закладка «Карандаш» из бумаги
Конспект создан на основе ФГОС НОО ....
Презентация к уроку изобразительного искусства в 1 классе по теме: "Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Слон"
Презентация к уроку изобразительного искусства в 1 классе по теме: "Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Слон"...