Мастер-класс "Проектная деятельность на уроках тезнологии в начальной школе"
материал по технологии по теме
Мастер-класс "Проектная деятельность на уроках тезнологии в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_na_urokah_tehnologii.docx | 30.13 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Китайская мудрость гласит:
“Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю”.
В современных условиях развития образования особенно актуальным становится разработка и применение тех педагогических технологий, которые позволяют активизировать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся и обеспечивают подготовку их к самостоятельной постановке и решению проблем, а также к самообразованию.
Целью современного обучения является введение учителем своих учеников в процесс познания, в поиск знания, а не прямая передача информации от владеющего к незнающему.
Задача учителя – организовать поиск решения проблемы, включить учащихся в активную познавательную деятельность. В этом то и коренится важное отличие развивающего обучения.
Курс “Технология” – это составная часть единой развивающей системы обучения и воспитания учащихся. Особенности этого курса, как учебного предмета в начальной школе, состоят в том, что программные знания и умения учащиеся приобретают в процессе выполнения различных работ и конкретных изделий, имеющих практическое значение. В начальных классах этот курс включает многие виды труда. Каждый из них направлен на овладение младшими школьниками необходимыми для жизни умениями: элементарными приёмами работы с различными материалами и инструментами, уходом за своей одеждой, выращиванием растений и т.д.
При организации проектной деятельности в начальной школе на уроках технологии необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников. У учащихся данного возраста развито наглядно-образное мышление, которое побуждают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета. Темы учебных проектов необходимо выбирать исходя из содержания учебных предметов. Большинство детей еще не имеют постоянных увлечений, их интересы зависят от определённой ситуации. Поэтому если тема уже выбрана, надо немедленно приступать к ее выполнению, пока не исчез интерес. Задержка времени может привести к потере мотивации к работе. Длительность выполнения проекта лучше ограничить одним уроком или несколькими неделями в режиме урочно-внеурочных занятий .
Опыт работы учителей показывает, что при использовании проектного метода на уроках технологии в начальных классах эффективна следующая его вариация: от недолговременных проектов к долговременным, от личных проектов к групповым.
Давайте рассмотрим, какие бывают разновидности проектов.
• Виды проектов по характеру деятельности:
- Проект практической направленности (например, изготовление салфетниц для школьной столовой).
- Исследовательский проект (сравнение орнаментов в искусстве разных народов).
- Информационный проект (история какого-либо вида рукоделия, ремесла, промысла, материала).
- Творческий проект (создание панно в какой-либо технике).
• Виды проектов по длительности:
- Мини-проекты (один урок или часть урока);
- Краткосрочные проекты (4—6 уроков);
- Долгосрочные проекты (четверть, триместр или полугодие).
Все проекты могут выполнятся как в группах, так и индивидуально.
Продукт проектной деятельности:
- Изделие прикладного творчества (панно, игрушка, изделие бытового назначения и проч.).
- Видеофильм (как делают кукол).
- Выставка (работы, иллюстрирующие технику или тему).
- Газета (стенная с рисунками, текстом, фото и пр.).
- Игра (моделирование деятельности фирмы по производству чего-либо).
- Коллекция (инструментов и приспособлений, видов материалов, например, бумаги).
- Модель (здания, автомобиля, корабля и проч.).
- Мультимедийный продукт (фото, видео, компьютерная графика).
- Театральная постановка (кукольный спектакль со своими изделиями).
- Справочник (например, способы работы с пластилином с примерами всех техник).
- Сравнительно-сопоставительный анализ (сравнение техник вышивки и изонити).
- Учебное пособие (комплект выкроек к мягким игрушкам).
Использование в процессе обучения проектной деятельности создает условия для формирования общих учебных навыков (алгоритма учебных действий), навыков самоконтроля и самооценки, способствует формированию личностных качеств (аккуратность, внимательность, взаимопомощь и т.д.), позволяет научить детей общаться, развивать универсальные учебные действия. Кроме того, ребенок усваивает содержание учебного предмета в активной познавательной деятельности: играя, конструируя, проектируя один, вместе с товарищами и учителем в классе или с родителями дома. Ученик не получает готовое задание, а сам вырабатывает его путем поиска информации, проведения опытов, наблюдений, обсуждая с товарищами, обучаясь вести диалог, делать выводы, проверять себя, демонстрировать итоги своей работы, результат своего труда — поделку, изделие, защищать проект на выставке, в классе, школе.
Проектная деятельность — это всегда четкий алгоритм учебных действий, строгое выполнение технологии реализации и в то же время достаточная свобода творчества ученика. Организовать жесткое выполнение плана, правил, инструкций и в то же время помочь учащимся реализовать свою творческую индивидуальность в работе — вот в чем должен проявиться профессионализм учителя.
Приступая к работе над проектом, учитель должен прежде всего определить цель всей работы: зачем нужно создавать это изделие, почему мы делаем его как проект. Замысел проекта возникает внутри учебной деятельности как логическое завершение учебной темы, но в то же время, имея практическую направленность, он выходит за рамки учебного процесса и является значимым для ученика. Это позволяет мотивировать учащихся на создание проекта и достичь положительного результата. В процессе работы параллельно решается задача речевого развития детей, выработки навыков анализа и планирования работы, поэтому следует обсудить с ними все этапы работы, обратив внимание на те из них, выполнение которых требует от учеников наибольших усилий. После завершения работы следует проанализировать и оценить выполненное изделие. Все это поможет ребенку осознать важность своего труда, осмыслить процесс выполнения работы, допущенные ошибки и достижения. Это послужит мотивацией к работе, будет способствовать развитию трудовых навыков учащихся, речи, познавательных способностей и умения учиться. С этой же целью полезно предлагать ребенку рассказать кому-то (брату, сестре, бабушке и др.), как он работал над изделием, что было особенно трудно, что получилось хорошо, а что не удалось.
План проектной деятельности учащихся и учителя
на разных этапах работы
1 этап – поисковый (погружение в проект)
Учитель формулирует | Учащиеся осуществляют |
проблему проекта | личностное присвоение проблемы |
сюжетную ситуацию | вживание в ситуацию |
цель и задачи | принятие, уточнение и конкретизация цели и задач |
2 этап – конструкторский (организация деятельности)
Учитель организует деятельность – предлагает | Учащиеся осуществляют |
организовать группы, | разбивку на группы, распределение ролей в группе |
организовать поиск различных идей и вариантов | поиск оптимального решения задачи проекта (рассмотрение различных идей и вариантов) |
выбрать наилучший вариант (идею) | выбор лучшего из них на основе имеющейся материально-технической базы, экономических расчетов, экологической оценки и других факторов |
спланировать деятельность по решению задач проекта | планирование работы |
подобрать материал и инструменты для решения задачи проекта | подбор материалов и инструментов |
пути нахождения недостающих знаний | «добывают» недостающие знания |
возможные формы презентации результатов | выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов |
3 этап – технологический (осуществление деятельности)
Учитель не участвует | Учащиеся работают активно и самостоятельно |
консультирует учащихся по необходимости | каждый в соответствии со своим амплуа и сообща |
ненавязчиво контролирует | консультируется по необходимости |
репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов | подготавливают презентацию результатов |
4 этап – заключительный (презентация)
Учитель принимает отчет | Учащиеся демонстрируют |
обобщает и резюмирует полученные результаты | понимание проблемы, цели и задач |
подводит итоги обучения | умение планировать и осуществлять работу |
оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др | найденный способ решения проблемы |
акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе, на общий результат и др. | рефлексию деятельности и результата |
Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Даже ученики начальных классов могут быть более самостоятельными, если они уже работали над 1-2 проектами, чем старшеклассники, впервые занятые в проекте. Роль учителя, в проектной деятельности учащихся, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к не формированию навыков проектной деятельности, а к организации простой самостоятельной работы над проектом.
Итак, что такое проект, выполняемый на уроках технологии? Это творческая задача интеллектуально-практического характера. Данное определение говорит о том, что при выполнении проекта у учащегося должны развиваться как умственные способности, В частности техническое мышление, так и практические умения и навыки.
Без постановки перед учащимися проблемных заданий, проекты теряют свою роль как средства развития творческих способностей учащихся.
Какими же внутренними критериями должен руководствоваться учитель при выборе проектов? Вот главнейшие из них:
1. Достаточно ли горячо проект захватывает детей.
2. Таит ли он в себе возможность успешного осуществления.
3. Присуща ли ему способность пробудить в детях другие виды активности, т.е. повлечь за собою другие проекты.
Помимо основной функции — помощи детям в свободном выборе проекта — существует целый ряд других: помощь детям в планировании проекта, практическом его осуществлении и, далее, в критике конечных результатов, т.е. планирование, выполнение, критика — все это должно быть делом самих детей, а не являться результатом какого-либо плана, прекрасно проработанного учителем. К чему же сводится, в итоге, учительская помощь? Прежде всего, к следующему:
1. снабжению детей всякого рода материалами, справочниками, инструментами и пр.;
2. обсуждению различных способов преодоления возникших затруднений путем косвенных, наводящих вопросов;
3. одобрению или неодобрению различных фаз рабочей процедуры.
Необходимо обеспечить поле для самостоятельной деятельности учащихся, создать условия для творчества уже в самом начале. Каким образом? До начала работы учащихся над проектом учитель проводит большую подготовительную работу. Ее можно обозначить как этап предварительной подготовки.
Если рассматривать тематику проектных заданий в целом, то она может быть достаточно широкой практически по каждому разделу технологии.
Все уроки с проектной деятельностью имеют примерно одинаковую структуру. Лутцева Е.А. выделяет в процессе выполнения проекта три этапа: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта.
Первый этап — интеллектуального поиска является наиболее трудным для детей компонентом проектной деятельности. При его планировании особое внимание должно уделяться мысленному прогнозированию, созданию замысла в соответствии с поставленной целью.
В процессе поиска ценной информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, опрашивают взрослых по теме проекта. Так же здесь разрабатывается вся обязательная документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Материализация проектного замысла — это второй этап работы над проектом. На этом этапе происходит внесение необходимых корректировок или практическая деятельность общественно — полезного характера.
Третий этап — защита проектной деятельности. Его главная цель — это анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям. Учащиеся делают сообщение о проделанной работе, а учитель, особо следит за соблюдением доброжелательности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Этапы работы над проектом | Содержание работы на данном этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Мотивационный этап Постановка учебной задачи | Создание учебной ситуации на основе проблемы, интересного факта, значимых событий. | Уточняют информацию, обсуждают задание, формируют цель урока и результат | Направляет детей, организует учебную ситуацию, предлагает идею |
Планирование | Анализ проблемы, определение источников информации, распределение ролей в команде | Формируют задачи, уточняют информацию | Помогает в анализе и синтезе, наблюдает |
Информационно- аналитический этап | Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. | Выполняют задания, вырабатывают план действий. Фиксируют результаты. | Наблюдает, консультирует, косвенно руководит деятельностью. |
Выполнение | Выполнение проекта | Анализируют информацию, оформляют проект | Наблюдает, советует (по просьбе) |
Защита проекта | Коллективная защита проекта, оценка | Защищают проект. | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта |
Рефлексивный этап | Анализ выполнения проекта | Участвуют в самоанализе и самооценке проекта | Наблюдает, направляет процесс анализа, продумывает вопросы. |
Подготовительный этап заканчивается предварительным обсуждением будущих работ, предварительной их «защитой». Здесь обращается внимание на то, соблюдены ли поставленные требования. Дети учатся объяснять, почему они выбрали ту или иную форму, цвет, рисунок и т. д. Дают советы друг другу. Возможно, эти советы еще несовершенны, но дети не являются безучастными слушателями или исполнителями.
Исполнительный этап в учебных проектах продолжением и неотъемлемой частью собственно проектной деятельности. На этом этапе выдвинутые умозрительные идеи проверяются практическим путем. Учебник с образцами во время работы не должен быть закрыт. Не убираются образцы и с доски. В процессе практической реализации замысла промежуточные результаты постоянно сверяются с замыслом, при необходимости проводятся контрольные испытания, проверка изделия на соответствие поставленным требованиям. В случае выявления конструктивных недочетов, автору должна быть предоставлена возможность их устранения.
Когда работа полностью завершена, проводится итоговая оценка изделия. Главная задача итогового этапа проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы.
Художественные, эстетические качества изделия оцениваются путем анализа внешнего вида изделия. Кроме того, существует ряд общих, но вместе с тем конкретных дизайнерских требований (доступных младшим школьникам), которые должны учитываться при изготовлении вещей. Одно из таких требований – стилевое единство связанных между собой предметов и их гармония с окружающей средой (панно)
Соответствие внешнего вида вещи характеру потребителя – это также одна из сторон требования стилевой гармонии. Пример - чашка для Бабы Яги и для Мальвины; сказочная птица – «Птица мира», «Жар-птица», «Веселая птица детства» или «Вестник тьмы» и т. д.
Учебные проекты проходят процедуру защиты, образовательная ценность данной процедуры состоит в том, что авторы проектов учатся аргументировано формулировать и отстаивать свои проектные замыслы, гипотезы, идеи. В это же время остальные школьники учатся быть внимательными зрителями и вдумчивыми оппонентами.
В процессе таких защит совершенствуются мышление и речь школьников. Создается ситуация, благоприятная для формирования коммуникативных навыков: ученики высказывают друг другу свое мнение, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей толерантного отношения к идеям и творчеству других. За работу дети могут получить две отметки – одна за внешний вид, аккуратность, а вторая за удачность проекта, соответствие поставленным условиям.
В целом на любом уроке технологии можно организовать проектную деятельность младших школьников, этот процесс зависит от профессионализма учителя и его желания.
Можно сделать вывод, что проекты в начальной школе на уроках технологии отличаются простотой и творческим подходом. И как показал анализ литературы, метод проектов наряду с другими методами обучения эффективно применяется в начальных классах как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Проектная деятельность вошла в уроки трудового обучения как естественная часть современного решения проблемы развивающего обучения. Ее появление в общеобразовательной школе – требование времени. Задача педагогов заключается в том, чтобы принять и реализовать это требование, полноценно использовать общеобразовательные и развивающие возможности учебных проектов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Целью современного обучения является введение учителем своих учеников в процесс познания, в поиск знания, а не прямая передача информации от владеющего к незнающему. Задача учителя – организовать поиск решения проблемы, включить учащихся в активную познавательную деятельность. В этом то и коренится важное отличие развивающего обучения.
Виды проектов по характеру деятельности Проект практической направленности Исследовательский проект Информационный проект Творческий проект
Виды проектов по длительности: Мини-проекты (один урок или часть урока); Краткосрочные проекты (4—6 уроков); Долгосрочные проекты (четверть, триместр или полугодие).
Продукт проектной деятельности: Изделие прикладного творчества ( панно , игрушка, изделие бытового назначения и проч.). Видеофильм (как делают кукол). Выставка (работы, иллюстрирующие технику или тему). Газета (стенная с рисунками, текстом, фото и пр.). Игра (моделирование деятельности фирмы по производству чего-либо). Коллекция (инструментов и приспособлений, видов материалов, например, бумаги). Модель (здания, автомобиля, корабля и проч.). Мультимедийный продукт (фото, видео, компьютерная графика). Театральная постановка (кукольный спектакль со своими изделиями). Справочник (например, способы работы с пластилином с примерами всех техник). Сравнительно-сопоставительный анализ (сравнение техник вышивки и изонити ). Учебное пособие (комплект выкроек к мягким игрушкам).
Этапы работы над проектом 1 этап – поисковый (погружение в проект ) 2 этап – конструкторский (организация деятельности 3 этап – технологический (осуществление деятельности) 4 этап – заключительный (презентация)
Деятельность учителя и учащихся на разных этапах работы 1 этап – поисковый (погружение в проект) Учитель формулирует Учащиеся осуществляют проблему проекта личностное присвоение проблемы сюжетную ситуацию вживание в ситуацию цель и задачи принятие, уточнение и конкретизация цели и задач
2 этап – конструкторский ( организация деятельности) Учитель организует деятельность – предлагает Учащиеся осуществляют организовать группы, распределить амплуа в группах разбивку на группы, распределение ролей в группе организовать поиск различных идей и вариантов поиск оптимального решения задачи проекта (рассмотрение различных идей и вариантов) выбрать наилучший вариант (идею) выбор лучшего из них на основе имеющейся материально-технической базы, экономических расчетов, экологической оценки и других факторов спланировать деятельность по решению задач проекта планирование работы подобрать материал и инструменты для решения задачи проекта подбор материалов и инструментов пути нахождения недостающих знаний «добывают» недостающие знания возможные формы презентации результатов выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов
3 этап – технологический (осуществление деятельности) Учитель не участвует Учащиеся работают активно и самостоятельно консультирует учащихся по необходимости каждый в соответствии со своим амплуа и сообща ненавязчиво контролирует консультируется по необходимости репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов подготавливают презентацию результатов
4 этап – заключительный (презентация) Учитель принимает отчет Учащиеся демонстрируют обобщает и резюмирует полученные результаты понимание проблемы, цели и задач подводит итоги обучения умение планировать и осуществлять работу оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др найденный способ решения проблемы акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе, на общий результат и др. рефлексию деятельности и результата
Структура урока технологии в рамках системно-деятельностного подхода Этапы работы над проектом Содержание работы на данном этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя Мотивационный этап Постановка учебной задачи Создание учебной ситуации на основе проблемы, интересного факта, значимых событий. Уточняют информацию, обсуждают задание, формируют цель урока и результат Направляет детей, организует учебную ситуацию, предлагает идею Планирование Анализ проблемы, определение источников информации, распределение ролей в команде Формируют задачи, уточняют информацию Помогает в анализе и синтезе, наблюдает Информационно- аналитический этап Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Выполняют задания, вырабатывают план действий. Фиксируют результаты. Наблюдает, консультирует, косвенно руководит деятельностью. Выполнение Выполнение проекта Анализируют информацию, оформляют проект Наблюдает, советует (по просьбе) Защита проекта Коллективная защита проекта, оценка Защищают проект. Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта Рефлексивный этап Анализ выполнения проекта Участвуют в самоанализе и самооценке проекта Наблюдает, направляет процесс анализа, продумывает вопросы.
Проектная деятельность вошла в уроки трудового обучения как естественная часть современного решения проблемы развивающего обучения. Ее появление в общеобразовательной школе – требование времени. Задача педагогов заключается в том, чтобы принять и реализовать это требование, полноценно использовать общеобразовательные и развивающие возможности учебных проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД.
Краткий экскурс в историю вопроса, современный взгляд на проектную деятельность на уроках технологии....
Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе
Активизация познавательной деятельности - одна из основных задач в моей работе. Именно на это я направляю усилия в работе с учениками. Тяга к творчеству, которая (как и всякая ...
Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и ее роль в формировании УУД
1. Постановка проблемы, изучение теории 2. Анализ и обобщение собранного материала 3. Выработка концепции 4. Реализация самого проекта 5. Рефлексия результатов...
Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе
Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из важнейших задач учителя. Познавательный интерес на уроке является важным мотивом учебной деятельности. Он не только активизирует познавательн...
"Элементы проектной деятельности на уроках музыки в начальной школе".
Метод проектов – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учаще...
Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе
В работе рассмотрена проблема активизации познавательной деятельности на уроках матматики младшего школьника, приведены упражнения, занимательные задания и методика работы над данной темой....
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе.
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе....