Мастер-класс "Народная кукла"
методическая разработка по технологии на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2
г. Йошкар-Олы»
Мастер-класс «Народная кукла»
Разработала:
учитель начальных классов Л.А.Алексеева
2016г.
Тип мероприятия: урок «открытия» нового знания
Тема: Мастер-класс по изготовлению куклы из природного материала для детей младшего школьного возраста.
Цель: научить детей изготавливать куклу из природного материала.
Задачи:
Образовательная: расширение кругозора детей.
Развивающая: развивать творческое воображение, фантазию, наблюдательность, мелкую моторику рук и эстетическую направленность.
Воспитательная: воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе.
Методы обучения: исследовательский, частично- поисковый, наглядно-практический.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
для учителя: иллюстрация народных кукол с использованием ИКТ, выставка кукол и изделий из природного материала;
для детей: солома, трава, мочало, нитки различных волокон, тесьма, ленточка, ножницы.
Критерии:
- Краткость изложения материала
- Наглядность
- Использование ИКТ
- Раздаточный материал
- Доступность
- Практическая направленность
Ожидаемый результат.
- Напомнить детям историю возникновения народной куклы, связь со сказками и традиционными праздниками на Руси;
- Ознакомить с видами народных кукол и их назначением;
- Изготовить куклу «Стригушку» из соломы, травы, из мочала.
Ход мастер-класса.
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Организционный момент. 1 мин. | Приветствие учителя. | Дети позитивно настраиваются на занятие. | Личностные |
2.Постановка учебной проблемы. 2 мин. | Привлечение внимания детей к природному материалу. Просит назвать: - Как вы думаете для чего на столе у нас солома, трава, мочало, трава, борщевик? Как можно назвать это всё одним словом? -Что мы будем изготавливать? | Вспоминают, что входит в природный материал и где он используется Называют тему занятия. | Регулятивные Коммуникативные |
3.Изложение нового материала. 5 мин | 1. Сообщение из истории возникновения народной куклы. 2.Ознакомление с видами народных кукол: кукла-оберег, обрядовая, игровая. 3.Ознакомление с названиями кукол: «Стригушка», «Покосница», «Пеленашка», «Зерновушка», «Крупеничка», «Купавка», «Столбушка», «Масленица» | Просматривают слайды, запоминают. Объясняют термины: «красный угол», кукла-оберег, обрядовая кукла. | Регулятивные |
4.Восприятие особенностей эко-объектов. 10 мин | Показывает иллюстрации кукол. Обращает внимание детей на выставку кукол на стенде. -А еще что изготавливали из соломы? А борщевик – это солома? Опасен ли он? Предлагает выбрать материал. - Из чего будем делать куклу? | Изучают выставку кукол. Делают вывод: борщевик не опасен, если он засушен. Выбирают природный материал. | Познавательные: -анализ -синтез -выбор |
5.Технология изготовления куклы 20 мин | Знакомит с пошаговой инструкцией изготовления куклы. 1 шаг. Выбираем ровные соломины, собираем их в пучок, перекручиваем посередине и сгибаем пополам. 2 шаг. Готовим пучок поменьше- для украшения головы: перекручиваем солому и вкладываем её в голову куклы .Перекрученная часть снопа накладывается поверх головы куклы. обрамляя лицо, а концы опускают вниз - они дополняют тело куклы. 3шаг. На месте шеи перевязываем нитью или тесьмой. Используем правило: «Три закрутки, три узла» 4 шаг. Готовим руки- еще один пучок соломы ,перевязываем его на концах ,формируя ладошки. 5 шаг. Вкладываем руки в туловище и снова перевязываем- крест-накрест на груди и затем на месте талии. 6 шаг. Готовую куклу пострижем, нарядим в праздничную одежду (ленточка, платок, юбка, фартук, пояс) А ещё куколка умеет плясать. А как? -Если её поставить на стол и постучать по нему руками, куколка будет двигаться и крутиться. -Как изготовить мужчину-куклу? | Дети делятся на группы и выполняют пошаговые инструкции за учителем. 1 группа - из соломы. 2 группа - из травы. 3 группа - из мочала. Предлагают разные варианты, пытаются двигать куклу, чтобы она танцевала. Открытие нового: подол нужно разделить на две части и формировать ноги. | Познавательные Регулятивные: контроль, коррекция Коммуникативные |
6.Включение в систему знаний и повторения. 5 мин | -Вспомните тему нашего занятия. -Назовите самые распространенные материалы для изготовления игрушек в далёком прошлом? -Какая игрушка была самой распространенной в русских деревнях? -Как называют куклу, призванную охранять человека от злых духов? -Где хранились куклы- обереги в старину? -Почему в старину все куклы были безликими? -Как называют куклу-помощницу, которую дарили на свадьбе невесте? -Почему куколок делали без иголки? | Дети вспоминают материал, который излагался в начале урока. | Личностные Коммуникативные: умение с полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные |
7.Рефлексия деятельности. 2 мин | -Какое открытие вы сегодня сделали для себя? -Что нового вы узнали на занятии? -Пригодится ли вам это в жизни? | Дети оценивают себя, свою деятельность | Личностные . Регулятивные. |
Анализ работы мастер-класса «Народная кукла»
Во время проведения мастер- класса мною были решены задачи как тьютора:
-организация обратной связи по выполненным пошаговым инструкциям;
-поддерживание заинтересованности в обучении на протяжении всего занятия;
-предоставление возможности сотрудничества с тьюторством, получения консультации при возникновениях вопросов.
Участникам, присутствующим на мастер-классе был преподнесен один из интересных и актуальных тем в декоративно- прикладном творчестве – изготовление народных кукол из доступного и экологически чистого природного материала, которыми пользовались наши предки. Материал по возможности изложен кратко (большой объем учебного материала за 1 учебный час)
Распределение времени на разных этапах занятия осуществлялась следующим образом:
1 мин - орг. момент.
2 мин - постановка учебных задач
5 мин.- изложение нового материала
10мин – восприятие эко-объектов
20 мин – практическая работа, индивидуальная помощь
5 мин – повторение, включение в систему знаний
2мин – итог, рефлексия
При обучении использовались различные методы организации деятельности: групповая, индивидуальная, работа в парах, а также методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Занятие велось с учащимися 3-4 классов. Дети обучались на мастер – классе без предварительной подготовки. Для достижения интереса и активизации слушателей были использованы выставка изделии из природного материала ( куклы из соломы, шаркунчики, рожок, шумилка из борщевика, туесок, закладка, цветы из бересты, лапти), презентация с использованием ИКТ, раздаточный материал. В конце занятия все дети забрали с собой изготовленные куклы в подарок. Сообщение нового материала сопровождалось показом слайдов, наглядным показом способов действий в практической части занятия. Доступность природного материала позволит учителю без материальных затрат организовать обучение детей изготовлению народных кукол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по технологии. Знакомство с русской народной куклой. Изготовление куклы - скрутки.
Наша школа является городской экспериментальной площадкой по вопросам толерантности. Этот урок разработан в рамках этой программы. На уроке используется и презентация....
Мастер - класс "Кукла - Радость"(изготовление тряпичной куклы)
мастер класс на внеурочную деятельность в начальной школе...
Конспект НОД "Знакомство с народной тряпичной куклой" подготовительная группа ДОУ. Изготовление куклы Утешница. Воспитатель Битель Светлана Сергеевна.
Конспект НОД "Знакомство с народной тряпичной куклой" . Знакомство с историей и видами кукол....
Конспект занятия. "Игрушки моего народа. Куклы богов, куклы людей"
Цель: сформировать представление у воспитанников о традиционной игрушке обских угров. Показать практическое значение игрушек и их роль в традиционной педагогической культуре ха...
Русские куклы."Скрутим куклу ладную, обережную, нарядную"
Презентация "Русские куклы" к уроку технологии "Скрутим куклу ладную, обережную, нарядную" призвана познакомить с одним из любимых традиционных занятий женщин и детей на Руси - изготовление тряпичной ...
Театральная кукла. Кукла- марионетка.
Технологическая карта урока по технологии в 3 классе....
Конспект урока по изобразительному искусству "Сувенирная кукла. Кукла на национальный лад"
1. ФИО (полностью)Бармина Валентина Федоровна2. Место работыМБОУ «Якушкинская СОШ»3. ДолжностьУчит...