Мастер-класс "Народная кукла"
методическая разработка по технологии на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_narodnaya_kukla.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная  школа  №  2

г. Йошкар-Олы»

Мастер-класс «Народная кукла»

Разработала:

учитель начальных классов Л.А.Алексеева

2016г.

Тип мероприятия:  урок «открытия» нового знания

Тема: Мастер-класс по изготовлению куклы  из природного материала  для детей младшего школьного возраста.

Цель: научить детей изготавливать куклу из природного материала.

Задачи:

Образовательная:  расширение кругозора  детей.

Развивающая: развивать творческое воображение, фантазию, наблюдательность, мелкую моторику рук и эстетическую направленность.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе.

Методы обучения: исследовательский, частично- поисковый, наглядно-практический.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:  

для учителя: иллюстрация  народных кукол  с использованием ИКТ, выставка  кукол и изделий  из природного материала;

для детей:  солома, трава, мочало, нитки различных волокон, тесьма, ленточка,  ножницы.

Критерии:

  • Краткость изложения материала
  • Наглядность
  • Использование ИКТ
  • Раздаточный материал
  • Доступность
  • Практическая направленность

Ожидаемый результат.

  • Напомнить детям историю возникновения народной куклы, связь со сказками и традиционными праздниками на Руси;
  • Ознакомить с видами народных кукол и их назначением;
  • Изготовить куклу «Стригушку» из соломы, травы, из мочала.

Ход мастер-класса.

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организционный момент.

1 мин.

Приветствие учителя.

Дети позитивно настраиваются на занятие.

Личностные

2.Постановка учебной проблемы.

2 мин.

Привлечение внимания детей к природному материалу. Просит назвать:  

- Как вы думаете для чего на столе у нас солома, трава, мочало, трава, борщевик?

Как можно назвать  это всё  одним словом?

-Что мы будем изготавливать?

Вспоминают, что входит в природный материал и где  он используется

Называют тему занятия.

Регулятивные

Коммуникативные

3.Изложение нового материала.

5 мин

1. Сообщение  из истории возникновения народной куклы.

2.Ознакомление с видами народных  кукол: кукла-оберег, обрядовая, игровая.

3.Ознакомление с названиями  кукол: «Стригушка»,  «Покосница», «Пеленашка», «Зерновушка»,  «Крупеничка», «Купавка», «Столбушка», «Масленица»

Просматривают  слайды, запоминают. Объясняют термины:  «красный угол», кукла-оберег, обрядовая кукла.

Регулятивные

4.Восприятие  особенностей эко-объектов.

10 мин

Показывает иллюстрации кукол.

Обращает внимание детей на  выставку  кукол на стенде.

-А еще что изготавливали из соломы?

А борщевик – это солома? Опасен ли он?

Предлагает выбрать материал.    

-  Из чего будем делать куклу?

Изучают  выставку кукол. Делают вывод: борщевик не опасен, если он засушен.

Выбирают природный материал.

Познавательные:

-анализ

-синтез

-выбор

5.Технология изготовления куклы

 20 мин

Знакомит с пошаговой  инструкцией  изготовления куклы.

1 шаг. Выбираем ровные соломины, собираем их в пучок, перекручиваем посередине и сгибаем пополам.

2 шаг. Готовим пучок поменьше- для украшения головы: перекручиваем солому и вкладываем её в голову куклы .Перекрученная часть снопа накладывается поверх головы куклы. обрамляя лицо, а концы опускают вниз - они дополняют тело куклы.

3шаг. На месте шеи перевязываем нитью или тесьмой. Используем правило: «Три закрутки, три узла»

4 шаг. Готовим руки- еще один пучок соломы ,перевязываем его на концах ,формируя ладошки.

5 шаг. Вкладываем руки в туловище и снова перевязываем- крест-накрест на груди и затем на месте талии.

6 шаг. Готовую куклу пострижем, нарядим в праздничную одежду (ленточка, платок, юбка, фартук, пояс)

А ещё куколка умеет плясать.       А как?

-Если её поставить на стол и постучать по нему руками, куколка будет двигаться и крутиться.

-Как изготовить мужчину-куклу?

Дети делятся на группы и  выполняют пошаговые инструкции за учителем.

1 группа - из соломы.

2 группа - из травы.

3 группа - из мочала.

Предлагают разные варианты, пытаются  двигать куклу, чтобы она танцевала.

Открытие нового: подол нужно разделить на две части и формировать ноги.

Познавательные

Регулятивные:

контроль, коррекция

Коммуникативные

6.Включение  в систему знаний  и повторения.

5 мин

-Вспомните  тему нашего занятия.

-Назовите самые распространенные материалы для изготовления игрушек в далёком прошлом?

-Какая игрушка была самой распространенной в русских деревнях?

-Как называют куклу, призванную охранять человека от злых духов?

-Где хранились куклы- обереги в старину?

-Почему в старину все куклы были безликими?

-Как называют куклу-помощницу, которую дарили на свадьбе невесте?

-Почему куколок делали без иголки?

 Дети вспоминают материал, который излагался в начале урока.

Личностные

Коммуникативные: умение с полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные

7.Рефлексия деятельности.

2 мин

-Какое открытие вы сегодня сделали для себя?

-Что нового  вы узнали на занятии?

-Пригодится ли вам это в жизни?

Дети оценивают себя, свою деятельность

Личностные .

Регулятивные.

Анализ работы мастер-класса «Народная кукла»

Во время проведения мастер- класса мною  были решены задачи как тьютора:

-организация обратной связи по выполненным пошаговым инструкциям;

-поддерживание заинтересованности в обучении на протяжении всего занятия;

-предоставление возможности сотрудничества с тьюторством, получения консультации при возникновениях  вопросов.

Участникам, присутствующим на мастер-классе был преподнесен  один из интересных и актуальных тем в декоративно- прикладном творчестве – изготовление народных кукол из доступного  и экологически чистого  природного материала, которыми пользовались наши предки. Материал по возможности изложен кратко (большой объем учебного материала за 1 учебный час)

Распределение времени на разных этапах занятия осуществлялась следующим образом:  

1 мин - орг. момент.

2 мин  -  постановка учебных задач

5 мин.- изложение нового материала

10мин – восприятие эко-объектов

20 мин – практическая работа, индивидуальная помощь

5 мин – повторение, включение в систему знаний

2мин – итог, рефлексия

При обучении  использовались  различные методы организации деятельности: групповая, индивидуальная, работа в парах, а также методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Занятие  велось с учащимися 3-4 классов. Дети обучались на мастер – классе без предварительной подготовки. Для достижения интереса и активизации слушателей  были использованы  выставка изделии из природного материала ( куклы  из соломы, шаркунчики, рожок,  шумилка из борщевика, туесок, закладка,  цветы из бересты, лапти),  презентация с использованием ИКТ, раздаточный материал. В конце занятия все дети забрали с собой изготовленные куклы в подарок. Сообщение нового материала сопровождалось  показом слайдов, наглядным показом способов действий в практической  части занятия. Доступность природного материала позволит  учителю без материальных затрат организовать обучение детей  изготовлению народных кукол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии. Знакомство с русской народной куклой. Изготовление куклы - скрутки.

Наша школа является городской экспериментальной площадкой по вопросам толерантности. Этот урок разработан в рамках этой программы. На уроке используется и презентация....

Мастер - класс "Кукла - Радость"(изготовление тряпичной куклы)

мастер класс на внеурочную деятельность в начальной школе...

Конспект занятия. "Игрушки моего народа. Куклы богов, куклы людей"

Цель:  сформировать представление у воспитанников  о традиционной игрушке обских угров. Показать практическое значение игрушек  и их роль в традиционной педагогической культуре ха...

Русские куклы."Скрутим куклу ладную, обережную, нарядную"

Презентация "Русские куклы" к уроку технологии "Скрутим куклу ладную, обережную, нарядную" призвана познакомить с одним из любимых традиционных занятий женщин и детей на Руси - изготовление тряпичной ...

Театральная кукла. Кукла- марионетка.

Технологическая карта урока по технологии в 3 классе....

Конспект урока по изобразительному искусству "Сувенирная кукла. Кукла на национальный лад"

1.      ФИО (полностью)Бармина Валентина Федоровна2.      Место работыМБОУ «Якушкинская СОШ»3.      ДолжностьУчит...