Рабочая программа по технологии 3 класс
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему
Рабочая программа по технологии 3 класс УМК "Школы России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по технологии 3 класс | 64.75 КБ |
6._tehnologiya_3_klass.docx | 64.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУЙБЫШЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Согласовано руководитель ШМО _________О.В. Кырчу Протокол № 1 от 19.08.2015г | Согласовано зам. директора по УВР _______Ю.А. Пастухова «24»августа 2015г. | Утверждаю директор __________С.Н. Паша приказ № 28 от «31» 08. 2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
3 – А класс
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Учитель: Домашова Светлана Ивановна
п. Куйбышево
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе:
- ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования .
Рабочая программа «Технология» 3класса разработана на основе
- Учебно–методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева «Технологии». Издательство Просвещение, Москва ,2014г.
Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2014\ 2015 учебный год ( приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 19. 052014 № 01- 14/68)
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
1 | Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» |
2 | Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067"Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"(Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 N 26755) |
3 | Приказ МО и науки РФ от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9.03.2004г. № 1312 |
4 | СанПиН 2.4.2.2821 – 10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса) |
7 | «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 г. № 199/13). |
8 | «Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования» (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089). |
9 | «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» (письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263). |
Цели и задачи учебного курса
- Цели изучения технологии в начальной школе:
- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
- Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности.
Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:
Перечень технологий | Используемые элементы | Оценка эффективности |
Здоровьесберегающие:
| Обеспечение гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Обеспечение безопасности условий пребывания в школе | Формирование и укрепление духовного, нравственного, физического здоровья учащихся, воспитание культуры здоровья всех участников образовательного процесса. |
Информационно–коммуникационные технологии | Работа с CD, использование Интернет ресурсов | Повышение мотивации учащихся |
Развивающее и проблемное обучение | Исследовательская, экспериментальная работа | Повышение мотивации учащихся |
Методы творческой групповой работы | Работа в группах | Повышение мотивации учащихся, формировании и развитие инициативы |
Метод проектного обучения | Составление проекта | Участие в конкурсах |
Элементы тренинговых методик | Тестирование | Отработка техники, знаний |
Инновационные методы оценки результатов | Тестирование, тестовые оболочки (ИКТ) | Возможность увидеть результат своих знаний, объективность |
Компетентностно-деятельностный подход | Самостоятельный поиск знаний (рефераты, проекты), экспериментально-исследовательская работа, оценка своего труда | Развитие инициативы, творчества, познавательной мотивации, практическая направленность, индивидуальность, выбор своей траектории движения |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Теоретической основой данной программы являются:
- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальныхспособовдеятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа и материал УМК рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю, что соответствует учебному плану в3-х классах (1–4). На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандартов конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА В СООТВЕТСТВИИ
С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:
— знать свойства изучаемых материалов, освоить приёмы сравнительного анализа изучаемых свойств, уметь применять эти знания на практике, в работе над проектом, при изготовлении изделия; знать варианты использования таких материалов, как полиэтилен, синтепон, проволока (металлы) в повседневной жизни;
— соотносить по форме реальные объекты и предметы быта (одежды), анализировать изделие, сравнивая его с реальным объектом, заменять используемые материалы при
создании реальных объектов на доступные для моделирования изделия по образцу;
— различать виды мягких игрушек, уметь применять правила работы над мягкой игрушкой, знать последовательность работы над мягкой игрушкой;
— оперировать знаниями о видах швов и правильно применять их при изготовлении изделий;
— овладеть алгоритмом работы над петельным швом и «болгарский крест»; уметь свободно работать иглой, использовать пяльцы в практической работе, пришивать пуговицу;
— осмыслить понятие «развёртка», усвоить правила построения развёртки;
— знать приёмы составления композиции;
— освоить понятия «масштаб», «чертёж», «эскиз», «технический рисунок», «схема»;
— уметь читать простые чертежи, различать линии чертежа и использовать их;
— уметь выполнять эскиз, технический рисунок, чертёж, соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями, выполнять работу по схеме;
— знать профессии людей, занятых в основных видах городского хозяйства и производства;
— освоить новые виды работ: конструирование из проволоки (каркас) и фольги; обработка мягкой проволоки; шитьё мягких игрушек на основе использованных ранее материалов (старые перчатки, варежки); создание пальчиковой куклы; создание объёмной модели по заданному образцу; составление композиции из воздушных шариков; соединение различных технологий в работе над одним изделием;
- уметь сочетать в композиции различные виды материалов: пластилин, природные материалы (крупы и засушенные листья), бумагу и т. д., а также сочетать цвета;
- уметь сочетать, изготавливать и красиво упаковывать подарки;
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
- понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
УУД:
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
- понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
- учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на уроке;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
- определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
- учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
- находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
- с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
- уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Общетрудовые умения: под контролем учителя проведение анализа образца (задания) с графической опорой и без неё, планирование последовательности выполнения практического задания, контроль качества (точность, аккуратность) выполненной работы (по этапам и в целом).
Понятия:
- Культурологические: художественный образ, форма и содержание, дисгармония, игрушка.
- Технологические: эскиз развертки, развертка, линии чертежа (линии разрыва и невидимого контура).
- Художественно-изобразительные: холодные и теплые цвета – воздушная перспектива, архитектура, архитектор, набросок, графика, прообраз, прообраз, пропорции.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса «Технологии» обучающиеся на ступени начального общего образования:
- получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
- получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;
- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Обучающиеся:
- в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчинённых, распределение общего объёма работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
- овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
- получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию;
- познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его основными устройствами, их назначением; приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; овладеют приёмами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами;
- получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Выпускник научится:
- иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
- планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
- выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
- уважительно относиться к труду людей;
- понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Выпускник научится:
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
- применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Конструирование и моделирование
Выпускник научится:
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
- соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
- Практика работы на компьютере
- Выпускник научится:
- соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
- использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
- создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративноприкладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2—3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов руко
творного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов.
Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
2. Технология ручной обработки материалов[1]. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративнохудожественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей
с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкциикакихлибо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие
материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (техникотехнологическим, функциональным, декоративнохудожественным и пр.).Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и PowerPoint
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ РАЗД. | Наименование раздела | Учебные часы | Контрольные работы | Практическая часть |
1 | Информационная мастерская. | 3ч. | Проверочная работа № 1. | Овладение компьютерной техникой . |
2 | Мастерская скульптора. | 9ч. | Проверочная работа № 2. | Практическая работа с пластилином , фольгой . |
3 | Мастерская рукодельниц . | 6 ч . | Проверочная работа № 3 . | Практическая работа по выполнению швов, пришивание пуговиц . Проект « Подвески». |
4 | Мастерская инженера, конструктора, декоратора. | 12 ч. | Проверочная работа № 4. | Практическая работа с бумагой, картоном . Проект |
5 | Мастерская кукольника. | 4ч. | Итоговая проверочная работа № 5 | Практическая работа с бумагой, ножницами и тканью . |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ТЕХНОЛОГИИ
3 класс (1 час в неделю, 34 часа)
№ н/п | Сроки выполнения, дата | Наименование разделов (кол-во часов), темы урока | Кол-во часов | Формы и темы контроля | Приме-чание | ||
план. | факт | план. | факт | ||||
Информационная мастерская. 3 ч. | |||||||
1. | 02.09 | Вспомним и обсудим. | 1 | ||||
2. | 09.09 | Беседа по ТБ. Знакомимся с компьютером. | 1 | Практическая работа 1 | |||
3. | 16.09 | Компьютер – твой помощник. | 1 | Практическая работа 2 Проверочная работа № 1 | |||
Мастерская скульптора. 9 ч. | |||||||
4. | 01.10 | Как работает скульптор? Скульптуры разных времен и народов | 1 | Практическая работа 4 пластилиновая фигура (формирование фигуры) | |||
5. | 08.10 | Познакомить с технологией выполнения многослойной заготовки и приемами получения отдельных элементов. | 1 | Пробные упражнения (процарапывание, вдавливание). | |||
6. | 15.10 | Рельеф и его виды. Техника выполнения рельефа. | 1 | Пробные упражнения (процарапывание, вдавливание). | |||
7. | 22.10 | Техника выполнения рельефа. | 1 | Пробные упражнения (налеп, вырезание). | |||
8. | 05.11 | Учить изготавливать вазочку с помощью изученных техник. | 1 | Практическая работа 5: вазочка. | |||
9 | 12.11 | Конструируем из фольги. | 1 | Пробные упражнения. | |||
10 | 19.11 | Конструируем из фольги. | 1 | Практическая работа 6 Изготовление бабочки. | |||
11 | 26.11 | Конструируем из фольги. | 1 | Практическая работа 6: изготовление подвески. Проверочная работа № 2 | |||
Мастерская рукодельниц. 6 ч | |||||||
12 | 03.12 | Вышивка и вышивание. | 1 | Практическая работа 7: «мешочек». | |||
13. | 10.12 | Пришивание пуговицы. Познакомить с вариантами пришивания пуговиц, учить пришивать пуговицу | 1 | Практическая работа 8: Пришивание пуговицы. | |||
14. | 17.12 | Наши проекты. Учить составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому или текстовому плану; | 1 | Подвеска, петелька, прорезь. | |||
15. | 24.12 | История швейной машины. Познакомить с историей швейной машины. | 1 | Практическая работа 9: бабочка. | |||
16. | 14.01 | Секреты швейной машины. | 1 | Практическая работа (продолжение): бабочка. | |||
17. | 21.01 | Футляр. Ключница. | 1 | Практическая работа 10: ключница Проверочная работа № 3 | |||
Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора. 12ч. | |||||||
18. | 28.01 | Строительство и украшение дома. | 1 | Практическая работа 11: аппликация из гофрокартона «Изба» | |||
19. | 04.02 | Объем и объемные формы. Развертка призмы. | 1 | Развертка | |||
20. | 11.02 | Коробка для подарка. | 1 | «Практическая работа 12: подарочные упаковки. | |||
21. | 18.02 | Декорирование | 1 | Практическая работа (продолжение): декорирование готовых форм. | |||
22 | 25.02 | Конструирование из сложных разверток. «Грузовик» | 1 | Практическая работа 13: модель автомобиля. | |||
23 | 03.03 | Конструирование из сложных разверток. «Грузовик» | 1 | Практическая работа(продолжение):модель автомобиля. | |||
24 | 10.03 | Наша родная армия. Открытка | 1 | Практическая работа 14: открытка «Звезда» | |||
25 | 17.03 | Художник – декоратор. Филигрань и квилинг. | 1 | Пробное упражнение. | |||
26 | 24.03 | Филигрань и квилинг. | 1 | Практическая работа 15: цветок к 8 марта. | |||
27 | 07.04 | Изонить. | 1 | Пробные упражнения. Практическая работа 16: птичка | |||
28 | 14.04 | Художественные техники из креповой бумаги. | 1 | Практическая работа 17: ваза с цветами. | |||
29 | 21.04 | Проверочная работа № 4 | 1 | Практическая работа (продолжение): ваза с цветами. Проверочная работа № 4 | |||
Мастерская кукольника. 3ч. | |||||||
30 | 28.04 | Что такое игрушка? | 1 | Практическая работа 18: игрушка из прищепки. | |||
31 | 05.05 | Театральные куклы – марионетки. | 1 | Проект «Готовим спектакль» Практическая работа 19: марионетка. | |||
32 | 12.05 | Кукла – неваляшка. | 1 | Практическая работа 20: неваляшка. | |||
33 | 19.05 | Итоговая проверочная работа № 5 | 1 | Итоговая проверочная работа № 5 | |||
34 | 26.05 | Итоговый урок за год |
Итого – 34 ч.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
- Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
- • качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;
- • степень самостоятельности в выполнении работы;
- • уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
- Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
- В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.).
Характеристика цифровой оценки (отметки)
• “5” ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная);
• “4” ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка;
• “3” ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Печатные пособия.
- Климанова Л. Ф. Сборник рабочих программ «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф. Климанова [и др.]. М.: Просвещение, 2011. Электронная версия.
- Образовательная программа «Школа России». Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. http://prosv.ru Электронная версия.
- Образовательная программа «Школа России». Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования. http://prosv.ruЭлектронная версия.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. М: Просвещение, 2010 г. Электронная версия.
- Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М: Просвещение, 2010 г. Электронная версия.
- Лутцева Е.А., Зуева Т.П. и др. Технология: Учебник для 3 класса начальной школы. – М.: Просвещение, 2014 г…
2. Интернет-ресурсы.
http://www.proshkolu.ru
http://pedsovet.org
http://www.k-yroky.ru/load/73-1-0-5219
http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/presentation/918.html
3. Наглядные пособия.
Комплекты тематических таблиц:
Демонстрационный и раздаточный материал.
Коллекции "Бумага и картон", "Лен", "Хлопок", "Шерсть"
5. Материально-технические средства.
- Компьютерная техника;
- аудиторная доска с магнитной поверхностью;
- ученические одноместные столы, стол учительский.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУЙБЫШЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Согласовано руководитель ШМО _________О.В. Кырчу Протокол № 1 от 19.08.2015г | Согласовано зам. директора по УВР _______Ю.А. Пастухова «24»августа 2015г. | Утверждаю директор __________С.Н. Паша приказ № 28 от «31» 08. 2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
3 – А класс
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Учитель: Домашова Светлана Ивановна
п. Куйбышево
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе:
- ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования .
Рабочая программа «Технология» 3класса разработана на основе
- Учебно–методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева «Технологии». Издательство Просвещение, Москва ,2014г.
Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2014\ 2015 учебный год ( приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 19. 052014 № 01- 14/68)
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
1 | Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» |
2 | Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067"Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"(Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 N 26755) |
3 | Приказ МО и науки РФ от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9.03.2004г. № 1312 |
4 | СанПиН 2.4.2.2821 – 10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса) |
7 | «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 г. № 199/13). |
8 | «Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования» (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089). |
9 | «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» (письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263). |
Цели и задачи учебного курса
- Цели изучения технологии в начальной школе:
- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
- Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности.
Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:
Перечень технологий | Используемые элементы | Оценка эффективности |
Здоровьесберегающие:
| Обеспечение гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Обеспечение безопасности условий пребывания в школе | Формирование и укрепление духовного, нравственного, физического здоровья учащихся, воспитание культуры здоровья всех участников образовательного процесса. |
Информационно–коммуникационные технологии | Работа с CD, использование Интернет ресурсов | Повышение мотивации учащихся |
Развивающее и проблемное обучение | Исследовательская, экспериментальная работа | Повышение мотивации учащихся |
Методы творческой групповой работы | Работа в группах | Повышение мотивации учащихся, формировании и развитие инициативы |
Метод проектного обучения | Составление проекта | Участие в конкурсах |
Элементы тренинговых методик | Тестирование | Отработка техники, знаний |
Инновационные методы оценки результатов | Тестирование, тестовые оболочки (ИКТ) | Возможность увидеть результат своих знаний, объективность |
Компетентностно-деятельностный подход | Самостоятельный поиск знаний (рефераты, проекты), экспериментально-исследовательская работа, оценка своего труда | Развитие инициативы, творчества, познавательной мотивации, практическая направленность, индивидуальность, выбор своей траектории движения |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Теоретической основой данной программы являются:
- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальныхспособовдеятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа и материал УМК рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю, что соответствует учебному плану в3-х классах (1–4). На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандартов конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА В СООТВЕТСТВИИ
С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:
— знать свойства изучаемых материалов, освоить приёмы сравнительного анализа изучаемых свойств, уметь применять эти знания на практике, в работе над проектом, при изготовлении изделия; знать варианты использования таких материалов, как полиэтилен, синтепон, проволока (металлы) в повседневной жизни;
— соотносить по форме реальные объекты и предметы быта (одежды), анализировать изделие, сравнивая его с реальным объектом, заменять используемые материалы при
создании реальных объектов на доступные для моделирования изделия по образцу;
— различать виды мягких игрушек, уметь применять правила работы над мягкой игрушкой, знать последовательность работы над мягкой игрушкой;
— оперировать знаниями о видах швов и правильно применять их при изготовлении изделий;
— овладеть алгоритмом работы над петельным швом и «болгарский крест»; уметь свободно работать иглой, использовать пяльцы в практической работе, пришивать пуговицу;
— осмыслить понятие «развёртка», усвоить правила построения развёртки;
— знать приёмы составления композиции;
— освоить понятия «масштаб», «чертёж», «эскиз», «технический рисунок», «схема»;
— уметь читать простые чертежи, различать линии чертежа и использовать их;
— уметь выполнять эскиз, технический рисунок, чертёж, соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями, выполнять работу по схеме;
— знать профессии людей, занятых в основных видах городского хозяйства и производства;
— освоить новые виды работ: конструирование из проволоки (каркас) и фольги; обработка мягкой проволоки; шитьё мягких игрушек на основе использованных ранее материалов (старые перчатки, варежки); создание пальчиковой куклы; создание объёмной модели по заданному образцу; составление композиции из воздушных шариков; соединение различных технологий в работе над одним изделием;
- уметь сочетать в композиции различные виды материалов: пластилин, природные материалы (крупы и засушенные листья), бумагу и т. д., а также сочетать цвета;
- уметь сочетать, изготавливать и красиво упаковывать подарки;
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
- понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
УУД:
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
- понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
- учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на уроке;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
- определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
- учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
- находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
- с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
- уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Общетрудовые умения: под контролем учителя проведение анализа образца (задания) с графической опорой и без неё, планирование последовательности выполнения практического задания, контроль качества (точность, аккуратность) выполненной работы (по этапам и в целом).
Понятия:
- Культурологические: художественный образ, форма и содержание, дисгармония, игрушка.
- Технологические: эскиз развертки, развертка, линии чертежа (линии разрыва и невидимого контура).
- Художественно-изобразительные: холодные и теплые цвета – воздушная перспектива, архитектура, архитектор, набросок, графика, прообраз, прообраз, пропорции.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса «Технологии» обучающиеся на ступени начального общего образования:
- получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
- получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;
- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Обучающиеся:
- в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчинённых, распределение общего объёма работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
- овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
- получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию;
- познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его основными устройствами, их назначением; приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; овладеют приёмами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами;
- получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Выпускник научится:
- иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
- планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
- выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
- уважительно относиться к труду людей;
- понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Выпускник научится:
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
- применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Конструирование и моделирование
Выпускник научится:
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
- соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
- Практика работы на компьютере
- Выпускник научится:
- соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
- использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
- создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративноприкладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2—3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов руко
творного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов.
Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
2. Технология ручной обработки материалов[1]. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративнохудожественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей
с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкциикакихлибо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие
материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (техникотехнологическим, функциональным, декоративнохудожественным и пр.).Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и PowerPoint
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ РАЗД. | Наименование раздела | Учебные часы | Контрольные работы | Практическая часть |
1 | Информационная мастерская. | 3ч. | Проверочная работа № 1. | Овладение компьютерной техникой . |
2 | Мастерская скульптора. | 9ч. | Проверочная работа № 2. | Практическая работа с пластилином , фольгой . |
3 | Мастерская рукодельниц . | 6 ч . | Проверочная работа № 3 . | Практическая работа по выполнению швов, пришивание пуговиц . Проект « Подвески». |
4 | Мастерская инженера, конструктора, декоратора. | 12 ч. | Проверочная работа № 4. | Практическая работа с бумагой, картоном . Проект |
5 | Мастерская кукольника. | 4ч. | Итоговая проверочная работа № 5 | Практическая работа с бумагой, ножницами и тканью . |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ТЕХНОЛОГИИ
3 класс (1 час в неделю, 34 часа)
№ н/п | Сроки выполнения, дата | Наименование разделов (кол-во часов), темы урока | Кол-во часов | Формы и темы контроля | Приме-чание | ||
план. | факт | план. | факт | ||||
Информационная мастерская. 3 ч. | |||||||
1. | 02.09 | Вспомним и обсудим. | 1 | ||||
2. | 09.09 | Беседа по ТБ. Знакомимся с компьютером. | 1 | Практическая работа 1 | |||
3. | 16.09 | Компьютер – твой помощник. | 1 | Практическая работа 2 Проверочная работа № 1 | |||
Мастерская скульптора. 9 ч. | |||||||
4. | 01.10 | Как работает скульптор? Скульптуры разных времен и народов | 1 | Практическая работа 4 пластилиновая фигура (формирование фигуры) | |||
5. | 08.10 | Познакомить с технологией выполнения многослойной заготовки и приемами получения отдельных элементов. | 1 | Пробные упражнения (процарапывание, вдавливание). | |||
6. | 15.10 | Рельеф и его виды. Техника выполнения рельефа. | 1 | Пробные упражнения (процарапывание, вдавливание). | |||
7. | 22.10 | Техника выполнения рельефа. | 1 | Пробные упражнения (налеп, вырезание). | |||
8. | 05.11 | Учить изготавливать вазочку с помощью изученных техник. | 1 | Практическая работа 5: вазочка. | |||
9 | 12.11 | Конструируем из фольги. | 1 | Пробные упражнения. | |||
10 | 19.11 | Конструируем из фольги. | 1 | Практическая работа 6 Изготовление бабочки. | |||
11 | 26.11 | Конструируем из фольги. | 1 | Практическая работа 6: изготовление подвески. Проверочная работа № 2 | |||
Мастерская рукодельниц. 6 ч | |||||||
12 | 03.12 | Вышивка и вышивание. | 1 | Практическая работа 7: «мешочек». | |||
13. | 10.12 | Пришивание пуговицы. Познакомить с вариантами пришивания пуговиц, учить пришивать пуговицу | 1 | Практическая работа 8: Пришивание пуговицы. | |||
14. | 17.12 | Наши проекты. Учить составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому или текстовому плану; | 1 | Подвеска, петелька, прорезь. | |||
15. | 24.12 | История швейной машины. Познакомить с историей швейной машины. | 1 | Практическая работа 9: бабочка. | |||
16. | 14.01 | Секреты швейной машины. | 1 | Практическая работа (продолжение): бабочка. | |||
17. | 21.01 | Футляр. Ключница. | 1 | Практическая работа 10: ключница Проверочная работа № 3 | |||
Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора. 12ч. | |||||||
18. | 28.01 | Строительство и украшение дома. | 1 | Практическая работа 11: аппликация из гофрокартона «Изба» | |||
19. | 04.02 | Объем и объемные формы. Развертка призмы. | 1 | Развертка | |||
20. | 11.02 | Коробка для подарка. | 1 | «Практическая работа 12: подарочные упаковки. | |||
21. | 18.02 | Декорирование | 1 | Практическая работа (продолжение): декорирование готовых форм. | |||
22 | 25.02 | Конструирование из сложных разверток. «Грузовик» | 1 | Практическая работа 13: модель автомобиля. | |||
23 | 03.03 | Конструирование из сложных разверток. «Грузовик» | 1 | Практическая работа(продолжение):модель автомобиля. | |||
24 | 10.03 | Наша родная армия. Открытка | 1 | Практическая работа 14: открытка «Звезда» | |||
25 | 17.03 | Художник – декоратор. Филигрань и квилинг. | 1 | Пробное упражнение. | |||
26 | 24.03 | Филигрань и квилинг. | 1 | Практическая работа 15: цветок к 8 марта. | |||
27 | 07.04 | Изонить. | 1 | Пробные упражнения. Практическая работа 16: птичка | |||
28 | 14.04 | Художественные техники из креповой бумаги. | 1 | Практическая работа 17: ваза с цветами. | |||
29 | 21.04 | Проверочная работа № 4 | 1 | Практическая работа (продолжение): ваза с цветами. Проверочная работа № 4 | |||
Мастерская кукольника. 3ч. | |||||||
30 | 28.04 | Что такое игрушка? | 1 | Практическая работа 18: игрушка из прищепки. | |||
31 | 05.05 | Театральные куклы – марионетки. | 1 | Проект «Готовим спектакль» Практическая работа 19: марионетка. | |||
32 | 12.05 | Кукла – неваляшка. | 1 | Практическая работа 20: неваляшка. | |||
33 | 19.05 | Итоговая проверочная работа № 5 | 1 | Итоговая проверочная работа № 5 | |||
34 | 26.05 | Итоговый урок за год |
Итого – 34 ч.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
- Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
- • качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;
- • степень самостоятельности в выполнении работы;
- • уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
- Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
- В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.).
Характеристика цифровой оценки (отметки)
• “5” ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная);
• “4” ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка;
• “3” ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Печатные пособия.
- Климанова Л. Ф. Сборник рабочих программ «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф. Климанова [и др.]. М.: Просвещение, 2011. Электронная версия.
- Образовательная программа «Школа России». Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. http://prosv.ru Электронная версия.
- Образовательная программа «Школа России». Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования. http://prosv.ruЭлектронная версия.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. М: Просвещение, 2010 г. Электронная версия.
- Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М: Просвещение, 2010 г. Электронная версия.
- Лутцева Е.А., Зуева Т.П. и др. Технология: Учебник для 3 класса начальной школы. – М.: Просвещение, 2014 г…
2. Интернет-ресурсы.
http://www.proshkolu.ru
http://pedsovet.org
http://www.k-yroky.ru/load/73-1-0-5219
http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/presentation/918.html
3. Наглядные пособия.
Комплекты тематических таблиц:
Демонстрационный и раздаточный материал.
Коллекции "Бумага и картон", "Лен", "Хлопок", "Шерсть"
5. Материально-технические средства.
- Компьютерная техника;
- аудиторная доска с магнитной поверхностью;
- ученические одноместные столы, стол учительский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...