Рабочая программа по технологии 4 класс
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему

Копытова Наталия Александровна
Рабочая программа по технологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе примерной программы по технологии и программы по технологии Роговцева Н.И., Анащенкова С.В.. «Технология: Рабочие программы: 1-4 классы к учебнику Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. Технология. 4 класс. М.: «Просвещение», 2013г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_tehnologii_4_klass.docx71.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Большеалабухская средняя общеобразовательная школа

Грибановского района Воронежской области

Рабочая программа учебного предмета

«Технология»

4 класс

                                                                                                                    Разработана

                                                                                                                   учителем начальных классов

                                                                                                                   первой квалификационной

                                                                                                                   категории

                                                                                                                  Копытовой Н.А.

Большие Алабухи

2015 г.

1.Пояснительная записка

       Рабочая программа по технологии  разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе примерной программы по технологии и программы по технологии Роговцева Н.И., Анащенкова С.В.. «Технология: Рабочие программы: 1-4 классы к учебнику Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. Технология. 4 класс. М.: «Просвещение», 2013г.

       Цели изучения технологии в начальной школе:

  1. Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
  2. Освоение продуктивной проектной деятельности.
  3. Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Изучение предмета «Технология» направлено на решение следующих задач:

-формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

-формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

-общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;

-формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

-развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);

-развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

-формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

-развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

-формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных -информационных технологий (графических – текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);

-ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.

Сроки реализации программы – 2016-2017 учебный год.

Структура рабочей программы:

1.Пояснительная записка.

2.Общая характеристика учебного предмета.

3.Описание места предмета в учебном плане.

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

6.Содержание учебного курса.

7.Тематическое планирование.

8.Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса.

9.Планируемые результаты изучения учебного предмета.

                                    2. Общая характеристика учебного предмета

Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на земле, в воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе в качестве особых элементов содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя - к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.

    При выполнении практических работ учащиеся:

-знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;

-овладевают инвариантными составляющими (способами работы) технологических операций разметки, раскроя, сборки, отделки;

-знакомятся с законами природы, на которые опирается человек при работе;

-знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

-осваивают проектную деятельность (определяют цели и задачи, распределяют участников для решения поставленных задач, составляют план, выбирают средства и способы деятельности, оценивают результаты, корректируют деятельность);

-используют в работе преимущественно конструкторскую деятельность;

-знакомятся с природой и использованием ее богатств человеком;

-учатся экономно расходовать материалы.

     Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание. Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество.

Урок технологии обладает уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности: освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет школьникам получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром; воспитанию духовности способствует также активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера; ознакомление с народными ремёслами, изучение народных культурных традиций тоже имеет огромный нравственный смысл.

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека, созидателя материальных ценностей и творца среды обитания, в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».

В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.

Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. Технология. 4 класс. М.: «Просвещение», 2013г.

                                   3. Описание места  предмета в учебном плане

Учебная программа «Технология» разработана для 1 — 4 классов начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в  неделю, всего на курс — 138 ч.  Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 35 ч в год  - по 1 ч в неделю (35 учебных недель).

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

 При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов.

Деятельность человека – созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира – в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

       5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Освоение данной программы обеспечивает достижение  следующих  результатов:

Личностные результаты:

-  Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

-  Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

-   Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

-  Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

-  Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

-  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

-  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

-  Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

           Метапредметные результаты:

-  Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

-  Освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.

-  Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

-  Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

-  Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

   - Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий.

- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

                Предметные результаты:

- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

- Приобретение  навыков  самообслуживания;  овладение технологическими приемами ручной  обработки  материалов;  усвоение правил техники безопасности.

-  Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Критерии и нормы оценки предметных результатов обучающихся   применительно к различным формам контроля знаний

по технологи:

Примерный характер оценок предполагает,     что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости,    индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда.

Оценка устных ответов

Отметка «5»

  • полностью усвоил учебный материал;
  • умеет изложить его своими словами;
  • самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
  • правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «4»

  • в основном усвоил учебный материал;
  • допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами;
  • правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «3»

  • не усвоил существенную часть учебного материала;
  • допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
  • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
  • слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Отметка «2»

  • почти не усвоил учебный материал;
  • не может изложить его своими словами;
  • не может подтвердить ответ конкретными примерами;
  • не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

 Оценка выполнения практических работ

Отметка «5»

-  тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;

-  правильно выполнялись приемы труда,    самостоятельно и творчески выполнялась работа;

-изделие изготовлено своевременно и с учетом установленных требований;

-полностью соблюдались правила техники безопасности.

Отметка «4»

-допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

-в основном правильно выполняются приемы труда;

- работа выполнялась самостоятельно;

- изделие изготовлено с незначительными отклонениями;

-полностью соблюдались правила техники безопасности.

Отметка «3»

-  имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

-отдельные приемы труда выполнялись неправильно;

-самостоятельность в работе была низкой;

-изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;

-не полностью соблюдались правила техники безопасности.

Отметка «2»

-имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

-неправильно выполнялись многие приемы труда;

- самостоятельность в работе почти отсутствовала;

- изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;

-не соблюдались многие правила техники безопасности.

                                       6. Содержание учебного курса

    Как работать с учебником (1ч)

Как работать с учебником (1час)

Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания работы. Понятия: технология, материалы, инструменты, технологический процесс, приемы работы.

Человек и земля (21ч)

Вагоностроительный завод (2часа) Знакомство с историей развития железных дорог в России, конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели вагона из бумаги, картона. Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развертки вагона, чертеж и сборка цистерны. Знакомство с производственным циклом изготовления вагона. Понятия: машиностроение, локомотив, конструкция вагона, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова. Изделия: Ходовая часть, Кузов вагона, Пассажирский вагон.

Полезные ископаемые (2часа) Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора. Проектная работа. Понятия: полезные ископаемые, нефтепровод, тяга. Профессии: геолог, буровик. Изделие: буровая вышка. Малахитовая шкатулка. Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (слоями). Коллективная работа: изготовление отдельных элементов учащимися. Понятия: поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика. Профессия: мастер по камню. Изделие: малахитовая шкатулка.

Автомобильный завод (2часа) Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «Камаз» Имитация бригадной работы. Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Совершенствование навыков работы с различным видами конструкторов. Понятия: автомобильный завод, конвейер, операция. Изделие: КамАЗ», «Кузов грузовика».

Монетный двор (2часа) Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладевать новыми приемами – тиснение по фольге. Совершенствование умения заполнять технологическую карту. Работать с металлизированной бумагой – фольгой. Понятия: знак отличия, рельефный рисунок, контррельефный рисунок аверс, реверс, штамповка, литье, тиснение.

Фаянсовый завод (2часа) Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделия из фаянса. Совершенствование умения работать с пластилином. Знакомство с особенностями профессионально деятельностью людей, работающих на фабриках по изготовлению фаянса. Понятия: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор. Профессии: скульптор, художник. Изделие: основа для вазы, ваза. Тест: Как создается фаянс.

Швейная фабрика (2часа) Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональная деятельность людей. Определение размера одежды с помощью сантиметра. Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работа с текстильным материалом. Соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем. Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного производства, утюжильщик. Понятия: кустарное производство, швейная фабрика, лекало, транспортер, мерка, размер. Изделие: Прихватка. Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей. Соблюдать правила работы с иглой, ножницами, циркулем. Самостоятельно составлять план изготовления изделия. Изготавливать разные виды изделий с использованием одной технологии. Понятие: мягкая игрушка. Изделие: Новогодняя игрушка, Птичка.

Обувное производство (2часа) Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и ее назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви. Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание модели обуви из бумаги. Закрепление знаний о видах бумаги, приемах и способах работы с ней. Профессия: обувщик. Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материалы, искусственные материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви. Изделие: Модель летней детской обуви.

Деревообрабатывающее производство (2часа) Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами  древесины. Осмысление значения древесины для производства и в жизни человека. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Работа с древесиной. Конструирование. Профессия: столяр. Понятия: древесина, пиломатериалы, текстура, нож-косяк. Изделие: Технический рисунок лесенки-опоры для растений, Лесенка-опора растений.

Кондитерская фабрика (2часа) Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из како-бобов. Знакомство с профессией людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного «картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой. Профессия: кондитер, технолог-кондитер. Понятия: какао-бобы, какао-крупка, какао тертое, масло какао, конширование. Практическая работа: Тест «Кондитерские изделия». Изделие: пирожное «картошка», шоколадное печенье.

Бытовая техника (2часа) Знакомство со значением «бытовая техника» и ее значением в жизни людей. Правила эксплуатирования бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. Освоение приемов работы в технике «витраж». Абажур/плафон для настольной лампы. Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтер. Понятия: бытовая техника, бытовое электрооборудование, источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж. Практическая работа: Тест «Правила эксплуатации электронагревательных приборов». Изделие: Настольная лампа, Абажур, сборка настольной лампы.

Тепличное хозяйство (1час) Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетиках для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой. Профессии: агроном, овощевод. Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника. Изделие: цветы для школьной клумбы.

Человек и вода (3ч)

Водоканал (1час) Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Познакомить со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струемера. Понятие: водоканал, струемер, фильтрация, ультрафиолетовые лучи. Изделие: фильтр для очистки воды.

Порт (1час) Знакомство с работой порта и профессией людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление грузов. Изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами. Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач. Понятия: порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел. Практическая работа: Технический рисунок канатной лестницы.

Узелковое плетение (1 час) Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме». Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике «макраме». Понятие: макраме. Изделие: Браслет.

Человек и воздух (3ч)

Самолетостроение. Ракетостроение (3часа) Первоначальные сведения о самолетостроении, о функциях самолетов и космических ракет, конструкции самолета и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолета из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором. Профессии: летчик, космонавт. Понятия: самолет, картораф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета. Изделие: Самолет. Ракета-носитель.  Закрепление основных знаний о самолетостроении, о конструкции самолета и ракеты. Закрепление основных знаний о бумаге: свойства, виды, история. Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа. Изделие: ракета-носитель. Летательный аппарат. Воздушный змей. Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу Понятия: каркас, уздечка, леер, хвост, полотно, стабилизатор. Изделие: воздушный змей.

Человек и информация (6ч)

Создание титульного листа (1час) Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создании книги, профессиями людей, участвующих в создании книги. Элементы книги и использование ее особенностей при создании книги. Профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник. Понятия: издательское дело, издательство, печатная продукция, редакционно-издательская обработка, вычитка, оригинал-макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплетная крышка, титульный лист. Изделие: Титульный лист.

Работа с таблицами (1час) Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word. Создание таблиц в программе Microsoft Word. Понятия: таблица, строка, столбец. Изделие: работа с таблицами.

Создание содержания книги (1час) ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового проекта «Издаем книгу». Практическая работа: Содержание.

Переплетные работы (2часа) Знакомство с переплетными работами. Способ соединения листов, шитье блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплета дневника и оформление обложки по собственному эскизу. Понятие: шитье втачку, форзац, переплетная крышка, книжный блок. Изделие: Книга «Дневник путешественника».

Итоговый урок (2часа) Анализ своей работы на уроках технологии за год, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших. Выставка работ.


7. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

Как работать с учебником (1 час)

1.

Как работать с учебником.

Планировать деятельность по выполнению изделия. Познакомиться с критериями оценки качества выполненного изделия для осуществления самостоятельной работы.

Технология, материалы, инструменты, технологический процесс, приемы работы.

Объяснять понятия «технология», «материалы», «инструменты», «технологический процесс», «приемы работы». Обобщать знания о материалах и их свойствах, инструментах и правилах работы с ними.

Использовать

знаково-символические средства, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Человек и земля. (21 час)

2.

Вагоно-

строительный завод.

Изделие: «Ходовая часть (тележки)».

Находить и отбирать информацию об истории развития железнодорожного транспорта, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательности их сборки. Овладевать основами черчения, анализировать инструкции изделия, выполнять разметку деталей при помощи циркуля и линейки, соблюдать правила ТБ.

Машиностроение, локомотив, конструкция вагона, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор, развёртка, конус, цилиндр, призма.

Объяснять новые понятия, работать с информацией об истории развития железнодорожного транспорта.

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формирование целостного, социально ориентирован

ного взгляда на мир.

3.

Вагоно-

строительный завод

Изделия: «Кузов вагона.

Пассажирский вагон».

Создавать разные виды вагонов, используя объемные геометрические изделия. Выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделия.

Машиностроение, локомотив, конструкция вагона, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор, развёртка, конус, цилиндр, призма

Объяснять понятия «кузов вагона», «рама кузова».

Осваивать технологию создания кузова вагона из подручных материалов.

 Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности.

Выполнять построение чертежа развёртки вагона, чертежа и сборки цистерны.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Оценивать по заданным критериям.

Формирование целостного, социально ориентирован

ного взгляда на мир.

4.

Полезные ископаемые

Изделие: «Буровая вышка».

Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей ископаемых посредством бурения. Анализировать конструкцию реального объекта.

Полезные ископаемые, месторождение, нефтепровод, тяга, геолог, буровик.

Выбирать необходимую информацию, необходимую для изготовления изделия.

Объяснять понятия: «полезные ископаемые», «месторождение», «нефтепровод», «тяга». Применять при изготовлении изделия правила ТБ.

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания.

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовать его.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5.

Полезные ископаемые

Изделие: «Малахитовая шкатулка».

Находить и отбирать  информацию о  создании изделий из поделочных камней. Овладевать техникой лепки слоями для создания имитации рисунка малахита. Выбирать и заменять материалы и инструменты при изготовлении изделия.

Поделочные  камни, имитация, мозаика, пластичные материалы, «русская мозаика», мастер по камню.

Сопоставлять технологическую карту с алгоритмом построения деятельности в проекте. Изготавливать изделие, имитирующее технику русской мозаики. Проводить презентацию групповой работы.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов.. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Формирование целостного, социально ориентирован

ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

6.

Автомобильный завод

Изделия: «КамАЗ, Кузов грузовика».

Находить и отбирать информацию о  развитии автомобилестроения в России, информацию о конвейерном производстве, выделять этапы и операции, объяснять новые понятия и определять основные элементы конструкции.

Автомобильный завод, конвейер, операция, металл.

Выбирать информацию, необходимую для изготовления изделия. Объяснять понятия: «автомобильный завод», конвейер», «операция».

Анализировать технологическую карту с планом изготовления изделия. Изготавливать модель автомобиля. Применять при изготовлении изделия правила ТБ.

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Проектировать изделие. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

7.

Автомобильный завод

Изделия: «КамАЗ, Кузов грузовика».

Соотносить детали конструкции и способы соединения башни с деталями  конструктора, выбирать необходимые для выполнения виды соединений, пользоваться гаечным ключом и отвёрткой. Контролировать последовательность и качество изготовления изделия.

Проводить оценку этапов работы. Сопоставлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации.

Автомобильный завод, конвейер, операция, металл.

Работать с металлическим конструктором. Сопоставлять технологическую карту с алгоритмом построения деятельности  в проекте.

Проводить презентацию групповой работы.

Проектировать изделие. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

8.

Монетный двор.

Изделие: «Стороны медали».  Проект «Медаль».

Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана.

Знак отличия, рельефный рисунок,  аверс, реверс, штамповка, литьё,  тиснение.

Работать с металлизированной бумагой-фольгой. Осваивать приемы тиснения фольги. Соединять детали изделия при помощи пластилина.

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

9.

Монетный двор.

Изделие: «Стороны медали».  Проект «Медаль».

Выполнять эскиз сторон медали на основе образца из учебника.

Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия.

Знак отличи рисунок,  аверс, реверс, штамповка, литьё,  тиснение.я, рельефный

Сопоставлять технологическую карту с алгоритмом построения деятельности в проекте.

Проводить оценку этапов работы и контролировать качество изготовления изделия. Проводить презентацию выполненного изделия.

Участвовать  в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

10.

Фаянсовый завод.

Изделия: «Основа для вазы». «Ваза».

Находить и отбирать информацию о технологии создания изделий из фаянса, их назначение. Анализировать технологию изготовления фаянсовых изделий и определять технологические этапы, которые можно выполнить в классе. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового планов.

Фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор, фарфорово-фаянсовая промышленность.

Выполнять эскиз декора вазы. Использовать приёмы и способы работы с пластичными материалами для создания и декорирования вазы по собственному эскизу.

Сопоставлять технологическую карту с алгоритмом построения деятельности в проекте.

Изготавливать изделие с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделия из фаянса.

Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника и собственный опыт. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла поставленной задачи.

Развитие самостоятель

ности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информацион

ной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах.

11.

Фаянсовый завод.

Изделия: «Основа для вазы». «Ваза».

Выполнять эскиз декора вазы. Использовать приемы и способы работы с пластилином для создания и декорирования вазы.

Фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор, фарфорово-фаянсовая промышленность.

Сопоставлять технологическую карту с алгоритмом построения деятельности в проекте.

Изготавливать изделие с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделия из фаянса.

Проводить оценку этапов работы и контролировать качество изготовления изделия.

Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям.

Развитие самостоятель

ности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информацион

ной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах.

12.

Швейная фабрика

Изделие: «Прихватка».

Определять размеры деталей по слайдовому плану и вычерчивать лекало при помощи циркуля. Соблюдать правила работы с иглой, ножницами, циркулем. Составлять план изготовления изделия.

Кустарное производство, кустарь, массовое производство, швейная фабрика, лекало, транспортир, мерка, размер.

Применять умения работать с ножницами, иглой и циркулем. Использовать для соединения деталей строчку прямых стежков, косых стежков, петельных стежков.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

13.

Швейная фабрика

Изделия: «Новогодняя игрушка». «Птичка».

Выполнять самостоятельно разметку деталей и раскрой изделия. Соблюдать правила работы с иглой, ножницами, циркулем. Составлять план изготовления изделия. Самостоятельно декорировать изделие, использовать приёмы декорирования для создания разных видов изделий.

Мягкая игрушка.

Применять умения работать с ножницами, иглой и циркулем. Использовать для соединения деталей строчку прямых стежков, косых стежков, петельных стежков.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям. Презентовать изделие.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

14.

Обувное производство.

Изделие: «Модель детской летней обуви».

Находить и отбирать информацию о технологии производства обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувной фабрике. Снимать мерки и, используя таблицу размеров, свой размер обуви. Самостоятельно выполнять разметку деталей изделия раскрой изделия.

Использовать навыки работы с бумагой. Соблюдать правила работы с клеем и ножницами.

Обувь, обувная пара, натуральные материалы, искусственные и синтетические материалы, бытовая обувь, модельная обувь, повседневная обувь, размер обуви.

Сопоставлять технологическую карту с алгоритмом построения деятельности в проекте.

Создавать модель обуви из бумаги.

Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника и собственный опыт. Достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

15.

Обувное производство.

Изделие: «Модель детской летней обуви».

Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации.

Обувь, обувная пара, натуральные материалы, искусственные и синтетические материалы, бытовая обувь, модельная обувь, повседневная обувь, размер обуви.

Проводить оценку этапов работы и контролировать качество изготовления изделия. Проводить презентацию работы.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

16.

Дерево-

Обрабатываю

щее производство.

Изделие: Технический рисунок лесенки- опоры для растений».

Анализировать последовательность изготовления изделий из древесины, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе. Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной бумаги и соединять изделия с помощью клея.

Древесина, текстура, нож-косяк.

Понимать значение древесины для производства в жизни человека. Называть правила безопасности работы столярным ножом. Применять правила обработки рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия при помощи клея.

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

Формирование целостного, социально ориентирован

ного взгляда на мир.

17.

Дерево-

обрабатываю

щее производство.

Изделие: «Лесенка - опора для растений».

Соотносить размеры лесенки – опоры с размерами растения и корректировать размеры лесенки-опоры при необходимости. Декорировать изделие по собственному замыслу, использовать различные материалы. Помогать участникам группы при изготовлении изделия.

Древесина, текстура, нож-косяк.

Называть правила безопасности работы столярным ножом. Изготавливать изделие из реек. Декорировать изделие.

Проводить оценку этапов работы и контролировать качество изготовления изделия. Проводить презентацию групповой работы.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям.

Презентовать изделие.

Развитие самостоятель

ности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информацион

ной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах.

18.

Кондитерская фабрика

Изделия: «Пирожное «Картошка»»,

«Шоколадное печенье».

Анализировать рецепт пирожного «Картошка», заполнять технологическую карту с помощью учителя. Определять необходимые для приготовления блюд инвентарь, принадлежности и посуду. Составлять план приготовления блюда, распределять обязанности. Соблюдать правила гигиены, правила приготовления блюд.

Какао-бобы, какао-крупка, какао тёртое, какао-масло, конширование.

Называть профессии: кондитер-технолог, кондитер. Рассказывать о технологии производства шоколада из какао-бобов.

Приготовлять пирожное «Картошка». Применять правила поведения при приготовлении пищи.

Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы, соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия.

Участвовать в совместной

творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

19.

Кондитерская фабрика.

Практическая работа. Тест

«Кондитерское изделие».

Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия.

Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации.

Какао-бобы, какао-крупка, какао тёртое, какао-масло, конширование.

Проводить оценку этапов работы и контролировать качество изделия. Проводить презентацию групповой работы.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям. Презентовать изделие.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

20.

Бытовая техника.

Изделие: «Настольная лампа».

Собирать модель лампы на основе простой электрической цепи. Изготавливать абажур для настольной лампы в технике «витраж».

Использовать правила выполнения имитации витража для самостоятельного составления плана выполнения работы и заполнения технологической карты.

Бытовая техника, бытовое  электро-

оборудование, электричество, источник электрической энергии, электрическая цепь, цоколь.

Называть правила эксплуатации бытовой техники, правила работы с электричеством. Объяснять действие простой электрической цепи. Осваивать работу с батарейкой. Называть правила работы с ножницами, ножом и клеем. Осваивать приемы работы в технике «витраж».

Проектировать изделие, создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Развитие самостоятель

ности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информацион

ной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах.

21.

Бытовая техника. Сборка настольной лампы. Тест «Правила эксплуатации электронагрева-тельных приборов».

Собирать модель лампы на основе простой электрической цепи. Проводить оценку этапов работы и контролировать качество изделия. Проводить презентацию групповой работы.

Бытовая техника, бытовое  электро-

оборудование, электричество, источник электрической энергии, электрическая цепь, цоколь.

Собирать модель лампы. Объяснять действие простой электрической цепи. Проводить оценку этапов работы и контролировать качество изготовления изделия.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям.

Формирование целостного, социально ориентирован

ного взгляда на мир.

22.

Тепличное хозяйство

Изделие: «Цветы для школьной клумбы»

Использовать текст учебника для определения технологии выращивания растений в теплицах. Анализировать информацию на пакетиках с семенами, выделять информацию, характеризующую семена и технологию их выращивания, определять срок годности семян. Соотносить информацию о семенах и условиях их выращивания с текстовыми и слайдовыми планами в учебнике.

Теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника.

Рассказывать об уходе за растениями. Создавать мини – теплицы. Выращивать рассаду в домашних условиях.

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Планировать последовательность

практических действий для реализации замысла поставленной задачи.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Человек и вода (3 часа).

23.

Водоканал.

Изделия: «Фильтр для очистки воды», «Струемер».

Использовать иллюстрацию учебника для составления рассказа о системе водоснабжения города и значении очистки воды для жизнедеятельности человека. Делать выводы о необходимости экономичного расходования воды. Осваивать способ очистки воды в бытовых условиях. На основе слайдового и текстового планов заполнять технологическую карту и изготавливать фильтр.

Водоканал, струемер, фильтрация, фильтр, ультрафиолето-

вые лучи.

Рассказывать о значении воды в жизни человека и растений. Понимать важность экономного расхода воды. Знакомиться со способом фильтрации воды.

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям.

Формирование целостного, социально ориентирован

ного взгляда на мир.

24.

Порт.

Изделие: «Канатная лестница».

Анализировать способы вязания морских узлов, осваивать способы вязания простого и прямого узлов. Определять правильное крепление и расположение груза. На основе технического рисунка составлять план изготовления изделия и соотносить его с текстовым и слайдовым планом изготовления изделия.

Порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел.

Осваивать способы крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного. Понимать важность узлов для крепления грузов. Изготавливать лестницу с использованием способов крепления морскими узлами.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

25.

Узелковое плетение

Изделие: «Браслет».

Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников об истории развития узелкового плетения и макраме. Сравнивать способы вязания морских узлов и узлов в технике макраме. Составлять план готового изделия и соотносить его с текстовыми и слайдовыми планами. С помощью учителя составлять технологическую карту. Изготавливать изделие, использовать одинарный и двойной плоские узлы, оформлять изделие бусинами.

Макраме.

Объяснять понятие «макраме». Осваивать приемы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приемы крепления нити при  начале выполнения работы.

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовать его. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Развитие самостоятель

ности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информацион

ной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах.

Человек и воздух (3 часа).

26.

Самолето-

строение. Ракетостроение.

Изделие: «Самолет».

Сравнивать и различать виды летательных аппаратов. На основе слайдов определять последовательность сборки модели самолета из конструктора. Распределять обязанности для работы в группе.

Самолёт, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, многоступенча-

тая баллистическая ракета.

Объяснять конструктивные особенности самолетов, их назначение в области использования различных видов летательных аппаратов. Использовать приемы и правила работы с отверткой и гаечным ключом. Изготавливать модель самолета из конструктора.

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

27.

Ракета-носитель

Изделие: «Ракета-носитель».

Осмысливать конструкцию ракеты, строить модель ракеты. Анализировать слайдовый план и на его основе  самостоятельно заполнить технологическую карту. Самостоятельно выполнить разметку деталей. Использовать правила сгибания бумаги  и работы ножницами.

Ракета-носитель

Закреплять основные знания о самолетостроении, о конструкции самолета и ракеты. Использовать знания о бумаге: ее свойствах, видах. Выполнять модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

28.

Летательный аппарат. Воздушный змей.

Изделие: «Воздушный змей».

Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев. Осваивать правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием. Заполнять технологическую карту.

Воздушный змей, уздечка, каркас, хвост, леер, полотно, стабилизатор.

Объяснять новые понятия, конструктивные особенности воздушных змеев, используя текст учебника. Осваивать правила разметки деталей из бумаги и картона сгибанием.

Моделировать изделие, выделять его существенные характеристики. Достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданными условиями коммуникации. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Формирование целостного, социально ориентирован

ного взгляда на мир.

Человек и информация (6 часов).

29.

Создание титульного листа

Изделие: «Титульный лист».

Распределять обязанности при выполнении групповой работы. Находить и определять особенности оформления титульного листа. Использовать в практической деятельности знания программы  Мicrosoft Word.

Издательское дело, издательство, печатная продукция, вычитка, оригинал-макет, книга, форзац, книжный блок, таблица, строка, столбец, текстовый редактор Мicrosoft Word.

Объяснять новые понятия. Называть виды и способы информации. Называть элементы книги. Применять правила работы на компьютере. Создавать титульный лист для книги «Дневник путешественника».

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его Проектировать изделие.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям.

Развитие самостоятель

ности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информацион

ной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах.

30.

Работа с таблицами

Изделие: «Таблица».

Закреплять знания работы на компьютере. Осваивать набор текста, последовательность работы с таблицами в текстовом редакторе Мicrosoft Word: определять и устанавливать число строк и столюцов, вводить текст в ячейку таблицы, форматировать текст в таблице. Создавать на компьютере произвольную таблицу.  

Таблица, строка, столбец.

Объяснять новые понятия. Применять правила работы на компьютере.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

Формирование целостного, социально ориентирован

ного взгляда на мир.

31.

Создание содержания книги

Практическая работа «Содержание книги».

Объяснять значение и возможности ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги. Применять на практике правила создания таблицы для оформления содержания книги. Закреплять умение сохранять и распечатывать текст.

Содержание, ИКТ, НИТ.

Рассказывать о процессе редакционно-

издательской подготовки книги. Использовать в практической деятельности знания программы Мicrosoft Word.

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

32.

Переплетные работы

Изделие: «Книга «Дневник путешествен

ника»».

Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников о видах выполнения переплётных работ. Объяснять значение различных элементов книги. Создавать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематикой. Применять умения работать с бумагой. Составлять план изготовления изделия и соотносить его с текстовым и слайдовым планами.

Шитьё втачку, форзац, переплётная крышка, книжный блок.

Объяснять новые понятия. Понимать значение различных элементов в структуре переплёта. Называть правила работы шилом и иглой. Использовать правила работы шилом, ножницами и клеем.

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

33.

Переплетные работы

Изделие: «Книга «Дневник путешествен

ника»».

Определять размеры деталей изделия, выполнять разметку деталей на бумаге, выполнять шитьё блоков нитками втачку. Оформлять изделие в соответствии с собственным замыслом. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия.

Шитьё втачку, форзац, переплётная крышка, книжный блок.

Называть правила работы шилом и иглой. Использовать правила работы шилом, ножницами и клеем.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы.

Формирование целостного, социально ориентирован

ного взгляда на мир.

34.

Подведение итогов. Презентация выполненных работ.

Презентовать свои работы, объяснять их преимущества, способ изготовления, практическое использование. Оценивать свои и чужие результаты.

Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее.

Оценка – осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

35.

Подведение итогов. Презентация выполненных работ.

Презентовать свои работы, объяснять их преимущества, способ изготовления, практическое использование. Оценивать свои и

Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее.

Оценка – осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.


8.Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса.

Учебно-методическая литература:

1. Роговцева Н.И. Технология. Рабочие программы. 1 – 4 класс. М., Просвещение, 2014 г.

2. Роговцева Н.И., Анащенко С.В.Технология. Учебник. 4 класс. М., Просвещение, 2013 г.

3. Роговцева Н.И. Технология. Поурочные разработки. 4 класс. М., ВАКО, 2014 г.

4. Роговцева Н.И., Анащенко С.В.Технология. Рабочая  тетрадь. 4 класс  М., Просвещение,

2016 г.

Единые образовательные ресурсы:

  1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru
  2. Электронные образовательные ресурсы. http://eorhelp.ru
  3. Российский образовательный портал. http://www.school.edu.ru
  4. Начальная школа - детям, родителям, учителям. Библиотека ресурсов для учителя начальной школы. http://www.nachalka.com
  5. ПЕДСОВЕТ.ORG. Медиатека, включающая ЦОР и методические разработки. http://pedsovet.org/m
  6. Сеть творческих учителей. Библиотека методик проведения уроков и готовых учебных проектов. http://www.it-n.ru

7.    Страна мастеров. http://stranamasterov.ru/

8.   Открытый урок  festival.1septembe.ru/

Технические средства обучения:

  1. Музыкальный центр.
  2. Компьютер.
  3. Экран, проектор.

Учебно-лабораторное оборудование:

  • набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой;
  • набор демонстрационных материалов, коллекции (в соответствии с программой);
  • наборы цветной бумаги, картона, в том числе гофрированного, кальки и пр.;

заготовки природного материала.

9. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Общекультурные и общетрудовые компетенции.

Основы культуры труда, самообслуживание:

Выпускник научится:

• иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;

• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность - и руководствоваться ими в практической деятельности;

• планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

• выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Выпускник получит возможность научиться:

• уважительно относиться к труду людей;

• понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;

• понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

Технология ручной обработки материалов.

Элементы графической грамоты:

Выпускник научится:

• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);

• применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

• выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

Выпускник получит возможность научиться:

• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

• прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

Конструирование и моделирование:

Выпускник научится:

• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;

• изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

• соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;

• создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.

Практика работы на компьютере:

Выпускник научится:

• соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;

• использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;

• создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.

Выпускник получит возможность научиться:

• пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...