Рабочая программа по технологии 1-4
рабочая программа по технологии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Рабочая программа по технологии 1-4  класс. Автор: Рагозина Т.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx64.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Арсентьевская средняя общеобразовательная школа»                        Кемеровского муниципального района

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

 протокол № 1             

 от 31.08.2016 г. Рук.МО________

ПРИНЯТО педагогическим советом протокол № 1                от 31.08.2016 г. 

УТВЕРЖДЕНО

директор МБОУ «Арсентьевская СОШ» ___________Г.Ю.Федосова приказ №_______

_____________2016г.

Рабочая программа

 

Технология

1 - 4 класс

2016-2017

Составитель: Мельниченко В.С.

учитель начальных классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа по технологии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Арсентьевская СОШ», примерной программы  «Технология» (образовательная программа «Перспективная начальная школа»). Обеспечивается учебно-методическим комплексом: Рагозина Т.М. Технология [Текст]: 1, 2, 3, 4 кл.: Учебник / Т.М.Рагозина, А.А.Гринева/под ред.Р.Г.Чураковой.  – М.: Академкнига/ Учебник, 2013; Гринева, А. А. Технология. 1, 2, 3, 4 класс: метод. пособие / А. А. Гринева, И. А. Кузнецова, Т. М. Рагозина. - М.: Академкнига / Учебник, 2014.

Деятельностный подход к процессу обучения обеспечивается формированием у школьников представлений о взаимодействии человека с окружающим  миром, осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формированием универсальных учебных действий (УУД), способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности.

Целью данного курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Цель обучения и значение предмета   выходит далеко за рамки усвоения учащимися конкретных технологических операций. Предмет «Технология» является опорным в проектировании универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности – целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать  способы решения, оценка изделия и т.д. – предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для учащихся.

Программа по технологии в соответствии с требованиями стандартов предусматривает решение следующих задач:

  • развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, умений работать с различными источниками информации;
  •  освоение содержания, раскрывающего роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;   – овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми и конструкторско-технологическими умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов и общественно значимых предметов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности, формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;
  • развитие коммуникативной компетентности, формирование мотивации успеха и достижений, умений составлять план действий и применять его для решения практических задач.

     

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Всего

Количество часов в неделю

1

1

1

1

4

Количество учебных недель

33

35

35

35

138

Количество часов за год

33

35

35

35

138

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения курса «Технология» является формирование следующих умений:

- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;

- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений  искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения,   возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения  наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-  мастера;

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила

поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое,   высказанное в ходе обсуждения).

 Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Регулятивные УУД

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и  самостоятельно;

- учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную  проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

- учиться планировать практическую деятельность на уроке;

- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения   задания материалы и инструменты;

- учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и  способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе  продуктивных заданий в учебнике);

- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые  средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и   инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций с  помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов

 (средством формирования этих действий служит технология продуктивно-  художественно-творческой деятельности);

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем  (средством формирования этих действий служит технология оценки  учебных успехов).

Познавательные УУД

- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно

использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия  нового знания и умения;

- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в  учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в  учебниках для этого предусмотрены словари терминов);

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и  письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни (средством  формирования этих действий служит технология продуктивной  художественно-творческой деятельности);

- договариваться сообща;

- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек

 (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основные содержательные линии

С учетом специфики данного учебного предмета программный материал каждого года обучения представлен следующими разделами: «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда», «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты», «Конструирование и моделирование», «Практика работы на компьютере (использование информационных технологий)».

Первый раздел — «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда» — состоит из четырех структурных единиц: «Трудовая деятельность в жизни человека», «Содержание труда людей ближайшего окружения», «Процесс труда», «Первоначальные умения проектной деятельности». В них на основе знакомства с особенностями труда, быта, ремесел родного края раскрывается роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающей среды, формируются первоначальные представления о мире профессий, эстетическая культура; содержится информация о ручном, механизированном и автоматизированном труде; раскрываются особенности организации процесса труда младших школьников и роли в ней учителя; дается общее представление о проектной деятельности.

Освоение учащимися проектной деятельности по предметной области «Технология» следует начинать со второго класса. Особенность ее содержания состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, ставят близкие и важные для ребенка цели (изготовление моделей для уроков по окружающему миру, математики, для внеурочной игровой деятельности и т.п.). Организуя проектную деятельность, важно активизировать детей на самостоятельное обоснование проекта, выбор конструкции и ее улучшение, отбор материалов и экономное их расходование, продумывание последовательности проведения работ.

Второй раздел — «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)» — состоит из следующих структурных единиц: «Природные материалы», «Искусственные материалы», «Полуфабрикаты», «Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач». Распределение материалов по классам осуществляется на основе принципа доступности с постепенным увеличением степени технологической сложности изготавливаемых изделий, учитывая при этом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

Структурные единицы содержат информацию по применению материалов, наблюдения и опытное исследование некоторых их свойств как отдельно, так и в сравнении друг с другом, краткую характеристику технологических операций, описание практических работ, перечень объектов труда и творческие задания. В этом разделе учащиеся знакомятся информацией, необходимой для решения технических, технологических и практических задач, что обеспечивает самостоятельную деятельность детей при конструировании изделий из различных материалов.

Учитель вправе с учетом региональных особенностей, национальных традиций, возможностей школы вносить коррективы в перечень практических работ и объектов труда. На изготовление рекомендуемых изделий может быть затрачено от одного до четырех уроков.

Третий раздел – «Конструирование и моделирование» - представлен следующими структурными единицами: «Конструирование. Сборка моделей из деталей конструктора», «Использование измерений для конструирования и решения практических задач», «Моделирование пособий для различных уроков».

В них на основе происходит знакомство с понятиями «конструкция изделие», «модель»; формируются первоначальные представления о видах конструкций и различных способах их сборки. В разделе «Конструирование и моделирование» представлены конструкции изделий (пособий), выполнение которых необходимо для других предметных областей. Естественным результатом изготовления этих пособий является проверка их в действии на других уроках (функциональной составляющей изделия).

Четвертый раздел  – «Практика работы на компьютере», предусматривает обучение младших школьников использованию компьютерных программ как средств учебного назначения, позволяя расширить ряд информационных источников, работе с которыми целенаправленно обучаются дети, за счет включения электронных информационных источников.

Учебные материалы для четвертого класса позволяют организовывать практическую работу детей с электронным справочником для формирования первоначальных умений использовать электронные справочники и энциклопедии для поиска информации.

Программа предполагает обучение младших школьников умению организовать работу по самообразованию с использованием программных средств. В частности, дети учатся работать с тренажерами.

Особое внимание при изучении вышеуказанных разделов программы уделяется культуре труда, правилам безопасной работы и личной гигиене, умению экономить материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям.

Программа предполагает обязательное сочетание индивидуальной работы с работой в малых группах и с коллективной работой, что особенно актуально для малокомплектных или разновозрастных классов сельской школы. Готовые работы желательно использовать на уроках по другим предметам, при организации школьных выставок, конкурсов, ярмарок, при оформлении школьных и домашних помещений, для подарков.

Программа позволяет осуществлять пропедевтическую профориентационную работу, цель которой — формирование у младших школьников интереса к трудовой и профессиональной деятельности. Для решения этой и других задач рекомендуется проводить экскурсии на природу (с целью наблюдения и заготовки природных материалов), посещать местные музеи декоративно-прикладного творчества, выставки, производственные предприятия.

Для успешной реализации программного материала следует проводить эвристические беседы в сочетании с поисковой исследовательской деятельностью детей для получения новых знаний при обсуждении конструктивных особенностей изделий, определении свойств используемых материалов, поиске возможных и рациональных способов их обработки, правильного или наиболее рационального выполнения технологического приема, операции, конструкции.

Данная программа, как и весь учебный комплект, учитывает опыт ребенка и тот образ мира, который определяется природно-предметной средой. Деятельностный подход к процессу обучения данного учебного курса обеспечивает формирование у школьников представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, а также формирует у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.

Обучение строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из природных, искусственных и синтетических материалов, деталей конструктора, полуфабрикатов и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологи ческой сложности изготавливаемых изделий с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

В содержании обучения большое значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета являются:

  • практико-ориентированная направленность содержания обучения;
  • применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и тематические пересечения с образовательными предметами (окружающий мир, математика, литературное чтение, изобразительное искусство и др.) для решения технических и технологических задач;
  • применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

1 класс (33 ч)

Изготовление изделий из природных материалов (4 ч)

Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов: собирать материал в сухую погоду, очищать от пыли, сортировать по цвету, размеру, форме. Сушить листья под прессом. Хранить материалы в конвертах и коробках, Наклеивать композиции из природного материала на картон. Соединять объемные детали из природного материала пластилином, клеем, на шпильках.

Инструменты и приспособления: ножницы, кисточка для клея, подкладная доска.

Практические работы. Изготовление плоских и объемных изделий из природных материалов по сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия пластилином, клеем, на шпильках; сборка изделия.  

Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: моделирование из готовых природных форм, создание декоративных композиций в технике аппликационных работ.

Варианты объектов труда: изготовление гербария, моделей объектов окружающего мира (насекомые, паукообразные), сказочных персонажей (Баба Яга и т. п.), декоративных композиций.

Изготовление изделий из пластичных материалов (6 ч)

Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов: делить брусок пластилина на глаз, разминать материал для повышения пластичности, скатывать круглые формы, раскатывать до получения удлиненных форм, вдавливать, соединять детали прижиманием.

Инструменты и приспособления: стеки, подкладная доска.

Практические работы. Изготовление изделий из пластилина: подготовка материала к работе, формообразование деталей изделия и их соединение, использование природного материала для оформления изделия.  

Создание изделий по собственному замыслу: создание моделей объектов живой природы.

Варианты объектов труда: изготовление моделей предметов живой природы (овощи, фрукты, животные).

Изготовление изделий из бумаги (13 ч)

Краткая характеристика операций обработки бумаги: сминать — делать мятой всю поверхность; размачивать — размягчить; скатывать — свернуть в трубку или собрать в шарик; обрывать — делать край неровным; складывать — делить на части; размечать по шаблону — обвести внешний контур предмета; резать — отделить от целого.

Инструменты и приспособления: карандаш ТМ, ножницы, кисточка для клея, фальцовка, шаблон, подкладной лист. Основные способы соединения деталей изделия: склеить, переплести.

Практические работы. Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам: выбор заготовки с учетом размеров изделия; экономная разметка заготовок; сминание заготовки; размачивание комка бумаги в воде; скатывание мятой заготовки в трубку или шарик, обрывание заготовки по контуру; складывание и сгибание заготовок; вырезание бумажных деталей; плетение из бумажных полос; соединение деталей изделий склеиванием; декоративное оформление изделия аппликацией, плетеным узором.

Создание изделий по собственному замыслу.

Варианты объектов труда: пригласительные билеты, конверты, закладки для книг, снежинки, игрушки, изделия в технике оригами, декоративные композиции.

Изготовление изделий из текстильных материалов (8 ч)

Краткая характеристика операций обработки материалов: отмерять нитку, вдевать нитку в ушко иголки, закреплять конец нитки узелком, размечать по выкройке квадратную заготовку на ткани, резать ножницами на столе, выдергивать долевые и поперечные нити по краям тканевой заготовки, образуя бахрому. Способы выполнения ручных швов: «вперед иголку», «вперед иголку с перевивом».

Инструменты и приспособления: иглы, булавки с колечком, ножницы, наперсток, пяльцы.

Практические работы. Изготовление плоских изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров изделия; разметка ткани; резание ножницами по линиям разметки, клеевое соединение. Декоративное оформление изделия вышивкой, фурнитурой.

Создание изделий и декоративных композиций. Варианты объектов труда: закладки для книг, чехол для стакана, декоративные салфетки, декоративные композиции.

Домашний труд (2 ч)

Уход за одеждой. Правила ухода за одеждой. Практические работы. Мелкий ремонт одежды с использованием текстильных материалов: приемы пришивания пуговиц с двумя отверстиями.

Декоративное оформление предметов быта и жилища. Традиции и характерные особенности культуры и быта народов России.

Практические работы. Декоративное оформление жилища изделиями из бумаги и ткани. Оформление домашних праздников: разработка и изготовление пригласительных билетов.

2 класс

Общекультурные и общественные компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания

Трудовая деятельность в жизни человека

Трудовая деятельность человека осенью и весной в родном крае.

Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастеров в создании предметной среды (общее представление).

Распространённые виды профессий, связанных с использованием текстильных материалов, с воздушным и водным транспортом.

Общее представление о технологическом процессе

Подбор материалов и инструментов, рациональное размещение материалов и инструментов на рабочем месте, анализ информации из словаря учебника при выполнении задания, соотнесение результатов деятельности с образцом, работа в малых группах.

Элементарная творческая и проектная деятельность

Проектирование изделий: составление плана деятельности, определение последовательности изготовления изделия. Результат проектной деятельности – изделия «Бумажный змей» и «Модель парусника».

Самообслуживание

Несложный ремонт одежды (пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями).

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (30 ч)

Изготовление изделий из природного материала (13 ч)

Практическое применение природного материала в жизни. Бережное отношение к природе как источнику сырья.

Растительные природные материалы: листья, веточки, семена и плоды растений, солома. Минеральные материалы: яичная скорлупа.

Подготовка растительных материалов  к работе: сбор цветущих растений  в сухую погоду, сортировка материалов по цвету, размеру, форме; хранение. Подготовка яичной скорлупы для работы.

Инструменты и приспособления для обработки природного материала: ножницы, кисточка для клея, карандаш, подкладная дощечка. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц.

Основные технологические операции ручной обработки природного материала: разметка деталей на глаз, резание ножницами, капельное склеивание деталей и по всей поверхности, окрашивание, отделка аппликацией, сушка.

Практические работы: изготовление аппликаций по рисункам.

Домашний труд (2 ч)

Трудовая деятельность в жизни человека. Мелкий ремонт одежды с использованием текстильных материалов.

Изготовление изделий из бумаги (14 ч)

Практическое применение бумаги в жизни. Виды бумаги,  используемые  на уроках: цветная для аппликаций, для принтера, копирка, альбомная.  Свойства бумаги: цвет, прозрачность, толщина.

Выбор материала для изготовления изделия с учётом свойств по его внешним признакам. Экономное расходование бумаги при разметке: на глаз, складыванием, сгибанием, по шаблону, по клеткам, по линейке.  Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – простейший чертёж, схема. Назначение линий чертежа (контурная, размерная, линии надреза и сгиба). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, схеме.

Инструменты и приспособления для обработки бумаги: карандаш простой, ножницы, фальцовка, линейка, кисточка для клея, шаблон, подкладной лист. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц.

Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, надрезание, вырезание, гофрирование, сгибание, сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, кнопкой), отделка аппликацией, сушка.

Практические работы: изготовление  конвертов,  новогодних игрушек, этикеток, гофрированных подвесок-кукол, рамок.

Изготовление изделий из текстильных материалов (6 ч)

Практическое применение текстильных материалов в жизни. Виды тканей, используемых на уроках: ткани растительного происхождения (хлопчатобумажные и льняные). Лицевая и изнаночная сторона тканей. Экономное расходование ткани при раскрое от сгиба по выкройке прямоугольных деталей.

Нитки и их назначение. Свойства ниток: цвет, прозрачность, толщина..

Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройка. Приёмы рационального и безопасного использования игл и булавок.

Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, сшивание деталей из ткани и украшение изделий ручным швом «вперёд иголку», обработка края ткани швом «через край», вышивание швом «вперёд иголку с перевивом», наматывание ниток на кольца, связывание ниток в пучок.

Практические работы: изготовление мешочков для хранения предметов, одежды для соломенных кукол, игрушек из помпонов.

3 класс

1.Общекультурные  и  общетрудовые  компетенции  (знания,  умения  и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.

      Трудовая  деятельность  и  её  значение  в  жизни  человека.  Рукотворный мир  как  результат  труда  человека;  разнообразие  предметов  рукотворного мира  (архитектура,  техника,  предметы  быта  и  декоративно-прикладного искусства и др. разных народов России и мира). Элементарные  общие  правила  создания  предметов  рукотворного  мира (удобство, эстетическая  выразительность, прочность; гармония предметов  и окружающей  среды).  Бережное  отношение  к  природе  как  источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии, традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

      Анализ  задания,  организация  рабочего  места,  планирование  трудового процесса.  Рациональное  размещение  на  рабочем  месте  материалов  и инструментов.  Отбор  и  анализ  информации  (из  учебника  и  других дидактических  материалов),  её  использование  в  организации  работы. Контроль  и  корректировка  хода  работы.  Работа  в  малых  группах, осуществление  сотрудничества,  выполнение  социальных  ролей (руководитель и подчинённый).

     Элементарная творческая и проектная  деятельность (создание замысла, его  детализация  и  воплощение).  Несложные  коллективные,  групповые  и индивидуальные  проекты.  Результат  проектной  деятельности  —  изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.

    Выполнение доступных работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание помощи младшим, сверстникам и взрослым.

2. Технология  ручной  обработки  материалов. Элементы  графической грамоты.

        Общее  понятие  о  материалах,  их  происхождении.  Исследование элементарных  физических,  механических  и  технологических  свойств материалов,  используемых  при  выполнении  практических  работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

     Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор  материалов  по  их  декоративно-художественным  и  конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

         Инструменты  и  приспособления  для  обработки  материалов  (знание названий  используемых  инструментов),  знание  и  соблюдение  правил  их рационального и безопасного использования.

       Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения  изделия;  выстраивание  последовательности  практических действий и технологических операций;  подбор материалов  и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений.  Называние  и  выполнение  основных  технологических  операций ручной  обработки  материалов:  разметка  (на  глаз,  по  шаблону,  лекалу, копированием; с  помощью  линейки,  угольника,  циркуля),  обработка материала (отрывание, резание ножницами и канцелярским ножом, сгибание, складывание), сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое),  отделка  изделия  или  его  деталей  (окрашивание,  вышивка, аппликация и др.). Умение читать инструкционную и технологическую карты и изготавливать изделие с опорой на неё.

      Использование  измерений  и  построений  для  решения  практических задач.  Виды  условных  графических  изображений:  рисунок,  простейший чертёж,  эскиз,  развёртка,  схема  (их  узнавание).  Назначение  линий  чертежа (контур,  линия  надреза,  сгиба,  размерная,  осевая,  центровая,  разрыва). Чтение  условных  графических  изображений,  чертежа.  Разметка  деталей  с опорой  на  простейший  чертёж,  эскиз.  Изготовление  изделий  по  рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

3. Конструирование и моделирование.

       Общее  представление  о  мире  техники  (транспорт,  машины  и механизмы).  Изделие,  деталь  изделия  (общее  представление).  Понятие  о конструкции  изделия;  различные  виды  конструкций  и  способов  их  сборки. Виды и способы  соединения  деталей. Основные  требования  к  изделию (соответствие  материала,  конструкции  и  внешнего  оформления  назначению изделия).

       Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу,  модели,  рисунку,  простейшему  чертежу  и  по  заданным  условиям (конструкторско-технологическим,  функциональным,  декоративно-художественным и др.).

4 класс

Раздел  «Общетрудовые знания, умений и способы деятельности» состоит из четырех структурных единиц: «Трудовая деятельность в жизни человека», «Содержание труда людей ближайшего окружения», «Процесс труда», «Первоначальные умения проектной деятельности». В них раскрывается роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающей среды, формируются первоначальные представления о мире профессий, эстетическая культура на основе знакомства с особенностями труда, быта, ремесел родного края; содержится информация о ручном, механизированном и автоматизированном труде; раскрываются особенности организации процесса труда младших школьников и роли в ней учителя; дается общее представление о проектной деятельности. Содержание данного раздела целесообразно изучать в ходе освоения содержания других разделов программы.

Раздел «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)» состоит из структурных единиц: «Многообразие материалов и область их применения», «Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач», «Использование измерений для решения практических задач», «Изготовление изделий из бумаги и картона», «Изготовление изделий из природных материалов», «Изготовление изделий из пластичных материалов», «Изготовление изделий из текстильных материалов», «Изготовление изделий из проволоки и фольги», «Изготовление изделий из полуфабрикатов», «Сборка моделей и макетов из деталей конструктора».

Раздел «Домашний труд» включает ряд важных аспектов для жизни и развития ребенка: правила ухода за одеждой и обувью, мелкий ремонт одежды и ее декоративное оформление, ремонт книг из домашней библиотеки, декоративное оформление предметов быта и жилища с использованием разных материалов и технологических операций. Предложенные материалы можно комбинировать между собой либо дополнять другими материалами, доступными для обработки младшими школьниками. Здесь же ученики получают общее представление об устройстве современной бытовой техники, знакомятся с правилами управления и безопасными приемами труда при ее использовании. Дидактические единицы «Уход за одеждой», «Декоративное оформление предметов быта и жилища», «Современная бытовая техника» изучаются в ходе обработки конкретных материалов.

Особое внимание при изучении всех разделов программы уделяется культуре труда, правилам безопасной работы и личной гигиене, умению экономить материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям, технике.

Программа предполагает обязательное сочетание индивидуальной работы над заданием с работой в малых группах и с коллективной работой, что особенно актуально для малокомплектных или разновозрастных классов сельской школы. Готовые работы желательно использовать для организации школьных выставок, конкурсов, ярмарок, в оформлении школьных и домашних помещений.

Программа позволяет осуществлять пропедевтическую профориентационную работу, задача которой - формирование у младших школьников интереса к трудовой и профессиональной деятельности. Для решения этой и других задач рекомендуется проводить экскурсии на природу (с целью наблюдения и заготовки природных материалов), посещать местные музеи декоративно-прикладного творчества, выставки и предприятия.

Для успешной реализации программного материала рекомендуется применять: эвристические беседы; поисковую исследовательскую деятельность детей с целью «открытия» новых знаний при обсуждении конструктивных особенностей изделий и определении свойств используемых материалов; поиск возможных и рациональных способов их обработки; поиск правильного или наиболее рационального выполнения технологического приема, операции или конструкции. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, он закладывает фундамент дальнейшего овладения ею. Особенность содержания проектной деятельности в начальной школе состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, объединяют знакомые, легко повторяющиеся в опыте ребенка действия, ставят цели, недалеко отстоящие во времени и важные для ребенка (изготовление воздушных и плавающих моделей для игры и т. п.). Организуя проектную деятельность, важно активизировать детей на самостоятельное обоснование проекта, выбор конструкции и ее улучшение, отбор материалов и экономное их расходование, продумывание последовательности проведения работ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс                      

№п/п

Тема  урока

Кол-во  часов

Изготовление изделий из природных материалов (8часов)

1

Подготовка материала к работе: сбор, сушка, хранение. Заготовки для аппликаций и объёмных изделий (с. 62-63)

    1

2

Техника приклеивания засушенных растений. Аппликация из засушенных растений (с. 64-65)

 1

3

Аппликация из опилок и стружки (с. 66)

1

4

Мозаика из семян (с. 67)

1

5

Объёмное моделирование из птичьих перьев «Птенчик в гнезде» (с. 68)

1

6

Объёмное моделирование из еловых шишек «Цветы в корзине» (с. 69)

1

7

Объёмное моделирование

из сухой травы. (с. 70-71). Беседа Соломенная кукла –закрутка-старинная народная игрушка»

1

8

Объёмное моделирование

«Баба Яга» (с. 72-73)

1

Изготовление изделий из бумаги и картона (11 часов)

9

Виды бумаги и картона . Трудовая деятельность в жизни человека(с. 4-6). Беседа «Из истории бумаги»

1

10

Складывание бумаги. Оригами «Мой край»(с. 7-9)

1

11

Оригами «Конверт». (с. 13) Беседа «Искусство оригами»

1

12

Складывание из пёстрой бумаги. Декоративное панно (с. 16-17)

1

13

Гофрирование бумаги. «Птичка». «Солнышко» (с. 18-19)

1

14

Надрезание и вырезание

из сложенной бумаги (с. 26-27)

1

15

Аппликация из геометрических фигур

(с. 22-23) Беседа «Как появились ножницы»

1

16

Симметричное вырезание.

«Рыбки в аквариуме» (с. 24)

1

17

Вырезание из бумаги, сложенной «гармошкой». «Хороводы»  (с. 25)

1

18

Контурная мозаика.

«Медуза» (с. 20-21)

1

19

Разметка по линейке.

Плетение (с. 28-29)

1

Моделирование и конструирование (2 часа)

20

Моделирование и конструирование из спичечных коробков. «Домашние животные» (с. 30)

1

21

«Домашние животные» (с. 31)

1

Изготовление изделий из пластичных материалов (2 часа)

22

Жгутики, отпечатки, шарики, мазки (с. 36-39). Беседа «Изготовление изделий из глины – древнейшее ремесло человека»

1

23

Лепка конструктивным способом разных форм. Мастерим героев из сказки «Теремок» (с. 40-41)

1

Изготовление изделий из текстильных материалов (8 часов)

24

Работа с иглой и ниткой. Правила безопасной работы (с. 46-47). Беседа «Как появился наперсток»

1

25

Аппликация из резанных

ниток. «Лесные жители» (с. 48-49)

1

26

Плетение косичек из ниток. Закладки и игрушки. (с. 50-52)

1

27

Аппликация из полос с бахромой. «Петушок» (с. 53)

1

28

Шов «вперёд иголку», «вперёд иголку с перевивом» (с. 54-55)

1

30

Шитьё игольницы (с. 56)

1

29

«Мои мягкие игрушки» (с. 60-61)

1

31

«Мои мягкие игрушки» (с. 60-61)

1

Домашний труд (2 часа)

32

Уход за одеждой. Пришиваем пуговицы с двумя отверстиями (с. 57)

1

33

Нарядная салфетка «Цветущая полянка» (с.58-59)

1

2 класс                      

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Изготовление изделий из природного материала (13 часов)

1

Приметы осени. Осенние заботы. Правила сбора хранения и обработки природного материала

1

2

Использование природных материалов человеком. Правила закладки и хранения природного материала

1

3

Инструменты и приспособления при работе с природным материалом. Панно из листьев «Осенний узор»

1

4

Работа с природным материалом. Панно «Животный мир»

1

5

Работа с природным материалом. Панно «Животный мир»

1

6

 Аппликация «Цветы» из осенних листьев

1

7

Панно «Цветочный хоровод»

1

8

Технологические свойства соломы. Масленичная кукла из соломы

1

9

Использование бумаги и текстильного материала для оформления изделия из соломы. Одежда для соломенной куклы

1

10

Техника работы с яичной скорлупой. Сувенир «Пасхальное яйцо»

1

11

Коллекция семян и плодов. Композиция  из семян «Коллекция насекомых»

1

12

Изготовление изделия по предложенному плану. Композиция из семян «Аквариум с рыбкой»

1

13

Изготовление изделия по собственному плану. Композиция из семян «Подводный мир»

1

Домашний труд (2 часа)

14

Правила ухода за одеждой

1

15

Декоративное оформление предметов быта и жилища

1

Изготовление изделий из бумаги (14 часов)

16

 Виды бумаги и ее назначение. Сравнение свойств бумаги разных видов. Рисунки для этикетки

1

17

Инструменты и приспособления при работе с бумагой. Разметка сгибанием. Аппликация «Этикетка»

1

18

Ось симметрии. Аппликация «Этикетка»

1

19

Схема условного обозначения на схемах и чертежах. Модель «Конверт»

1

20

Изделия из пластичных материалов. Грибы из пластилина

1

21

Изделия из пластичных материалов. Композиция «Космос»

1

22

Разметка по шаблону. Составление деталей плана  деятельности. Рамка

1

23

Разметка с помощью линейки. Соединение деталей кнопкой. Модель  «Вертушка»

1

24

Воздушный транспорт. «Самолет». Разметка по клеткам деталей самолета

1

25

Этапы проектирования. Конкурс проектов «Бумажный змей»

1

26

Работа с бумагой. Гофрированные подвески «Куколка»

1

27

Соединение гофрированных деталей с помощью клея и подвешивание их на нитке. Подвески «Новогодние игрушки»

1

28

Конкурс проектов «Весенняя регата». Модель «Парусник»

1

29

Техника оригами. Изготовление изделий по чертежу. Динамическая модель «Птицы»

1

Изготовление изделий из текстильных материалов ( 6 часов)

30

Знакомство с текстильным материалом. Инструменты и приспособления. ТБ. Обработка текстильного материала. Изделия «Мешочки для всякой всячины»

1

31

Обработка текстильного материала. Изделия «Мешочки для всякой всячины»

1

32

Обработка текстильного материала (наматывание ниток на шаблон). Декоративное оформление игрушек. Моделирование по теме «Веселый зверинец»

1

33

Трудовая деятельность человека весной. Весенние работы на пришкольном участке. ТБ при работе на пришкольном участке

1

34

35

Обработка текстильного материала (связывание ниток в пучок, моделирование из ниток)

2

3 класс                      ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Наименование раздела

Тема

Кол-во часов

1

Изготовление изделий из пластичных материалов

(4 часа)

Лепка птиц из глины

1

2

Лепка птиц из глины

1

3

Лепка декоративных пластин

1

4

Лепка декоративных пластин

1

5

Изготовление изделий из бумаги и картона

 (1 час)

Модель шара из бумаги

1

6

Изготовление изделий из полуфабрикатов (1час)

Самодельный компас

1

7

Изготовление изделий из бумаги и картона

 (2 часа)

Картон

1

8

Мера измерения углов

1

9

Изготовление изделий из природного материала

 (3 часа)

Экскурсия в осенний парк. Сбор природного материала

1

10

Аппликация из соломенной крошки «Жители леса»

1

11

Аппликация из соломенной крошки «Жители леса»

1

12

Изготовление изделий из бумаги и картона

 (3 часа)

Подставка для письменных принадлежностей

1

13

Подставка для письменных принадлежностей

1

14

Коробка со съемной крышкой

1

15

Изготовление изделий из полуфабрикатов (1час)

Весы для определения веса воздуха

1

16

Изготовление изделий из бумаги и картона

 (1 час)

Прибор, демонстрирующий циркуляцию воздуха

1

17

Изготовление изделий из текстильных материалов

(3 часов)

Текстильные материалы

1

18

Куклы для пальчикового театра

1

19

Куклы для пальчикового театра

1

20

Изготовление изделий из бумаги и картона

 (3 часа)

Флюгер из картона

1

21

Змейка для определения движения теплого воздуха

1

22

Упаковка для подарков

1

23

Изготовление изделий из текстильных материалов

(3 часа)

Аппликация из ниток

1

24

Аппликация из ниток

1

25

Декоративное оформление изделий вышивкой

1

26

Изготовление изделий из проволоки и фольги (2 часа)

Украшения из фольги

1

27

Украшения из фольги

1

28

Изготовление изделий из бумаги и картона

 (2часа)

Подвески на елку

1

29

Подвески на елку

1

30

Ремонт книг

(2 часа)

Ремонт книг с заменой обложки

1

31

Ремонт книг с заменой обложки

1

32

Изготовление изделий из бумаги и картона

(2 часа)

Поздравительные открытки из гофрированного картона

1

33

Поздравительные открытки из гофрированного картона

1

34-

35

Изготовление изделий из полуфабрикатов

(2часа)

Игрушки-сувениры из пластмассовых упаковок -капсул

2

4 класс                      

№ п/п

Тема урока (этап  проектной или

исследовательской деятельности)

Кол-во часов

1

Ваза для осеннего букета

1

2

Аппликация из соломки

1

3

Аппликация из соломки

1

4

Пластмассы

1

5.

Осадкомер

1

6.

Игрушка- перевертыш

1

7.

Игрушка- перевертыш

1

8.

Декоративные композиции из нитяных колец

1

9.

Декоративные композиции из нитяных колец

1

10.

Каркасные модели из проволоки

1

11.

Каркасные модели из проволоки

1

12

Металлы

1

13

Кукла - летучая мышь

1

14.

Бусы из бумаги в технике оригами

1

15.

Новогодние фонарики

1

16.

Новогодние фонарики

1

17.

Подвески из пенопласта

1

18.

Подвески из пенопласта

1

19.

Маски из бумаги

1

20.

Футляр из ткани

1

21.

Футляр из ткани

1

22.

Игрушки из бумаги. Игрушка- собачка

1

23.

Игрушки из бумаги. Игрушка- лошадка

1

24

Оформление изделий вышивкой простым крестом

1

25.

Декоративное панно

1

26.

Декоративное панно

1

27.

Нитяная графика

1

28.

Нитяная графика

1

29.

Поздравительная открытка

1

30.

Сборка моделей транспортирующих устройств

1

31.

Проект коллективного создания макета села Мирного

1

32.

Проект коллективного создания макета села Мирного

1

33.

Проект коллективного создания макета села Мирного

I

34

35.

Проект коллективного создания фрагмента «Бородинское сражение»

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...