Рабочая программа по технологии 3 класс
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему
Рабочая программа по технологии 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_3_klass_gotovo.doc | 262 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии в 3 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2010 г. с изменениями и дополнениями) и авторской программы Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Н.В. , Добромысловой, И.П. Фрейтаг, Н.В. Шипиловой «Технология» для 3 класса общеобразовательного учреждения без изменения их содержания (сборник рабочих программ. «Школа России». 1 – 4 классы. Москва, издательство «Просвещение» , 2011)
Цели и задачи обучения
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Задачи изучения дисциплины:
- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
- развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
- духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Содержание курса
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия разных народов.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями. Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СD).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление.
Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
Тематическое планирование
№ п\п | Название раздела | Характеристика деятельности обучающихся | 3 класс (кол-во часов) | |
1 | Давайте познакомимся | Повторить изученное в 1-2 кл., изучить критерии оценки качества изделий. Составить маршрут путешествия по предприятиям города | Прогнозировать и планировать процесс освоения умений и навыков при изготовлении изделий | 1 |
2 | Человек и земля | Познакомиться с основами черчения, правилами безопасной работы с ножом, учить оформлять изделие. Назначение городских построек и их архитектурные особенности, правила работы с плоскогубцами. Познакомить с профессиями, связанными с уходом за растениями в городских условиях. Алгоритм изготовления поделки в проекте, раскрой деталей по шаблону, критерии оценивания изделия. Познакомиться с видами и свойствами ткани и пряжи, техникой выполнения стебельчатого шва. Знакомство с технологическим процессом изготовления тканей, понятия: ткачество, ткацкий станок. Создавать гобелен по образцу. Способы вязания, правила работы вязания крючком. Выкройка, работа с тканью, повторение швов, выполнение изделия по собственному замыслу. Свойства бисера и способы его использования. Освоение способов бисероплетения. Знакомство с работой кафе, профессиями, прибором « весы», осваивать способ сборки поделок с помощью кнопок, скрепок. Способы приготовления пищи, меры безопасности, правила гигиены, рецепты блюд. Сервировка стола к завтраку, Свойства синтепона. Питательные свойства продуктов, приготовление блюд по технологии. Особенности сервировки праздничного стола, складывания салфеток, украшения стола. Особенности работы в магазине, профессии людей, работа с пластичным материалом. Знакомство с технологией приготовления соломки к работе. Учет цвета и фактуры для композиции. Правила упаковки и оформления подарков, основы гармоничного сочетания цветов. Работа с бумагой, работа по сетке, конструирование объёмных фигур. Понятие о профессиях конструктора, автослесаря. Анализ конструкции готового изделия, способы соединения деталей. | Анализировать линии чертежа, соотносить назначение городских построек, организовывать своё рабочее место. Применять при изготовлении изделий правила безопасной работы с новыми инструментами. Анализировать деятельность человека в сфере городского хозяйства, применять знания о свойствах природных материалов. Составлять технологическую карту и контролировать последовательность выполнения работы. Оценивать качество выполненной работы по алгоритму, контролировать и корректировать свою работу. осуществлять самоконтроль и корректировать работу над изделием. Подбирать цвета для композиции, создавать эскиз. Анализировать и сравнивать материалы, необходимые для цветового решения. Составлять план работы по слайдам. Анализировать и сравнивать план создания костюма, применять на практике имеющиеся знания. Выбирать план изготовления изделия, контролировать и корректировать выполнение работы. Оценивать качество работы. Понимать назначение инструментов, анализировать план работы. Анализировать рецепт, рассчитывать стоимость, сравнивать способы приготовления. Оценивать качество блюда по схеме. Самостоятельно выполнять раскройку деталей, рационально организовывать свое рабочее место. Определять последовательность , сравнивать изделия, выделять из плана работы свои действия. Определять свою роль в группе, оценивать и контролировать свою работу т работу товарищей. Анализировать план работы , оценивать свою работу и работу товарищей, сравнивать свойства теста с пластилином, осваивать способы придавания цвета тесту. Соотносить выбор оформления, анализировать и оценивать свою работу. Осваивать и применять правила построения по развертке, анализировать устройство автомобиля. Самостоятельно определять количество деталей и регулировать свою деятельность при сборке. Оценивать готовое изделие. | 21 |
3 | Человек и вода | Виды мостов, их назначение, изготовление модели висячего моста, раскрой деталей из картона, использование ниток, проволоки, трубочки из-под коктейля. Виды водного транспорта, проект « Водный транспорт»,конструирование из пластмассового конструктора. Виды мягких игрушек, работа с текстильными материалами. Технология изготовления мягкой игрушки. Виды и особенности фонтанов, понятие « декоративный водоем». | Осваивать и применять новые виды соединений деталей, оценивать свою работу . Анализировать конструкцию, оценивать работу по критериям. Оценивать работу одноклассников и свою по критериям. Анализировать и оценивать свои достижения, сравнивать план и выполненную работ | 4 |
4 | Человек и воздух | Знакомство с историей возникновения зоопарков в России. Различные техники оригами: классическое, модульное. Особенности профессии летчика, работа с новым материалом: пробкой. Приемы техники папье-маше, варианты цветового решения композиции воздушных шаров. | Соотносить условные обозначения, осваивать приёмы сложения, понимать графическое изображение. Анализировать образец, определять основные детали, выполнять самостоятельно разметку. Контролировать изготовление изделия, оценивать работу. | 3 |
5 | Человек и информация | Книгопечатание, профессии печатника, переплётчика Переплет книги. Особенности работы почты, телеграф, виды почтовых отправлений, процесс доставки, корреспонденция. Осмысление способов передачи информации при помощи кукол. Работа с тканью, шитьё. Знакомство с профессиями кукольника, художника- декоратора, кукловода. Создание афиши и программки на компьютере, форматирование и печать. | Контролировать и оценивать свою роль в работе над изделием. Анализировать и сравнивать различные виды отправлений, оценивать свою работу на уроке. Анализировать изделие, составлять технологическую карту, осмысливать этапы проекта. Оценивать свою работу и работу товарищей. Договариваться об ответственном за презентацию. | 5 |
ИТОГО | 34 |
Календарно-тематическое планирование по технологии 3 «Б» класса (34 часа в год, 1 час в неделю)
№ | Тема урока | Плановые сроки | Скорректированные сроки | |
| ||||
1 четверть (9 ч) | ||||
1. | Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Путешествие по городу. | 01.09 – 09.09 | ||
Человек и земля (21 час) | ||||
2. | Архитектура. Изделие «Дом». | 01.09 – 09.09 | ||
3. | Городские постройки. Изделие «Телебашня». | 12.09 – 16.09 | ||
4. | Парк. Изделие «Городской парк» | 19.09 – 23.09 | ||
5, | Проект «Детская площадка». | 26.09 – 30.10 | ||
6. | Изделия: «Качалка, песочница, игровой комплекс, качели». | 03.10-07.10 | ||
7, 8. | Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Изделия: «Строчка петельных стежков, «Строчка стебельчатых стежков». Украшение фартука» | 10.10 – 14.10 | ||
17.10-21.10 | ||||
9. | Изготовление тканей. Изделие: «Гобелен» | 24.10 – 28.10 | ||
2 четверть (7 ч) | ||||
10. | Вязание. Изделие: «Воздушные петли». | 07.11 – 11.11 | ||
11. | Одежда для карнавала. Изделие: «Карнавальный костюм «Кавалер», «Дама». | 14.11 – 18.11 | ||
12. | Бисероплетение. Изделие: « Браслетик «Цветочки». | 21.11 – 25.11 | ||
13. | Кафе. Изделие: «Весы» | 28.11 – 02.12 | ||
14. | Фруктовый завтрак. Изделие «Завтрак из фруктов», «Солнышко в тарелке» (по выбору) | 05.12 – 09.12 | ||
15. | Колпачок - цыпленок. Изделие:»Колпачок – цыплёнок» | 12.12 – 16.12 | ||
16. | Бутерброды. Изделие: «Бутерброды», «Радуга на шпажке» (по выбору) | 19.12 – 23.12 | ||
3 четверть (10 ч) | ||||
17. | Салфетница. Способы складывания салфеток | 09.01 – 13.01 | ||
18. | Магазин подарков. Изделие: «Брелок для ключей». | 18.01 – 22.01 | ||
19. | Золотистая соломка. Изделие «Золотистая соломка» | 25.01 – 29.01 | ||
20. | Упаковка подарков. Изделие: «Упаковка подарков» | 01.02 – 05.02 | ||
21. | Автомастерская. Изделие: «Фургон «Мороженное» | 08.02 – 12.02 | ||
22. | Грузовик. Изделие: «Грузовик», «Автомобиль» (по выбору) | 15.02 – 19.02 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...