Рабочая программа по технологии, УМК " Планета знаний", 2 класс
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему
В помощь учителю
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Барвихинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
Директор МБОУ Заместитель директора школы На заседании
Барвихинская СОШ по УВР методического
_______Яковлева Т.В. _________ Шумова Л.Н. совета
Приказ №_____от Протокол №____от
«1»сентября 2014г. «30» августа 2014 г. «30» августа 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
технологии, 2-й класс
Исаева Галина Константиновна, учитель начальных классов, 1квалификационной категории
2014-2015 учебный год
ПРОГРАММА КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ» 2 класс
Автор: О.В. Узорова, Е.Н. Нефедова
Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано»
Пояснительная записка
Программа по технологии составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса технология.
Данная программа предназначена для второго класса общеобразовательных школ и обеспечивает соответствие общим целям обучения предмету технологии, предусмотренным государственным стандартом образования.
Цели:
- развитие творческого потенциала личности ребенка, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения и восприимчивости, создание наиболее благоприятных условий для развития и самореализации как неотъемлемой части духовной культуры личности. Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического
мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида; - формирование начальных технологических знаний, трудовых умений и навыков, опыта практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способов планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы, умения использовать полученные знания, умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни;
- овладение знаниями о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, о традициях и героическом наследии русского народа, первоначальными представлениями о мире профессий;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; осознание практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
В процессе знакомства с различными видами декоративно-прикладного искусства и самостоятельного изготовления поделок у ребенка постепенно образуется система специальных навыков и умений. Труд, затраченный на изготовление красивых и нужных поделок, пробуждает у детей желание к последующей деятельности.
Задачи
Реализация целей программы рассматривается в тесной связи с системой образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Образовательные задачи
- знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства;
- освоение технологических приемов (знакомство с инструментами и материалами, а также — техника безопасности при работе с ними);
- формирование у детей определенных знаний, умений и навыков по каждой предложенной теме.
Воспитательные задачи
- формирование прочных мотивов и потребностей в обучении и самореализации;
- развитие интересов ребенка, расширение его кругозора, знакомство с историей и культурой народа, с историей возникновения и использования предметов быта и домашней утвари;
- формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических и других качеств личности ребенка;
- пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;
- формирование интереса и любви к народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну.
Развивающие задачи
• развитие самостоятельного мышления, умения сравнивать, анализировать;
- развитие речи, памяти, внимания;
- развитие сенсорной сферы: глазомер, форма, ориентировка, в пространстве и т. д.;
- развитие двигательной сферы: моторика, пластика, двигательная сноровка и т. д.;
- развитие коммуникативной культуры ребенка.
Для достижения заявленной цели программы вышеперечисленные задачи решаются в комплексе на протяжении всего начального обучения в тесной связи с другими предметами. Отбор содержания данной программы опирается на стандарты начального общего образования с учетом традиций изучения технологии в начальной школе и принципом преемственности с дошкольным периодом и средней школой.
Содержание данной программы направлено на реализацию приоритетных направлений технологического (трудового) образования — приобщению к искусству как к духовному опыту поколений, овладение способами художественно-технологической деятельности и развитие творческой одаренности ребенка. В результате дети, в соответствии с их возрастными особенностями, учатся обращаться с наиболее распространенными материалами, такими, как пластилин, бумага, ткань, нити, веревки, природные материалы, крупы, проволока и пр., овладевают основными приемами мастерства, достаточными для того, чтобы суметь за короткое время сделать своими руками без помощи взрослых полезную, эффектную, красивую поделку, которой ребенок сможет гордиться.
Принципы программы
Концентрический принцип построения курса способствует изучению основных тем в несколько этапов, возвращению к ним на более высоком и углубленном уровне обобщения и практического применения подачи материала. Учебный материал второго года обучения подается по тематическому принципу — он разбит на 4 крупные темы, которые, в свою очередь, делятся на несколько подтем (уроков).
Основные разделы программы
В программе выделено четыре структурных линии — четыре раздела, реализующих концентрический и пошаговый принципы обучения, основанных на материале, с которым ведется работа, необходимых инструментах, и видов воздействия на эти материалы. Таким образом, формируются разделы: «Творческая мастерская», «Студия вдохновения», «Конструкторское бюро», «Поделочный Ералаш», в которых осуществляется работа с солёным тестом, работа с бумагой без помощи ножниц, работа с природными материалами, работа с бумагой при помощи ножниц, работа с текстильными материалами, работа с бумагой в технике оригами и работа с различными материалами с применением изученных технологий.
Внутри каждого раздела эти же принципы позволяют сделать подачу материала наиболее полной и последовательной. Тема предваряется историей возникновения изучаемых материалов и инструментов, их местом в жизни человека и его творчестве.
Все разделы программы тесно взаимосвязаны. На каждом уроке закладывается пропедевтический уровень новых знаний, что позволяет изучать очередную тему, опираясь на устойчивую конструкцию первоначальных представлений, сформированных заранее. Исследовательская деятельность на уроках не только позволяет более осмысленно освоить обязательный материал, но и способствует использованию элементов опережающего обучения. Это делает процесс формирования обязательных навыков более разнообразным и выводит его на другой уровень применения изученного в новых ситуациях, в новых условиях, на новых объектах.
Кроме того, учитывается принцип целостности содержания, согласно которому новый материал включается в систему более общих представлений по изученной теме.
Принцип вариативности
Программа делится на инвариантную часть, которая обеспечивает обязательные требования к знаниям, умениям и навыкам младших школьников и на вариативную часть, позволяющую расширить тематику каждого направления образования по данному предмету и добавить задания повышенной сложности, способствующие более полному восприятию информативной и деятельностно-прикладной части процесса обучения.
Инвариантная часть содержит учебный материал, обязательный для усвоения всеми учащимися, а также пропедевтический, необходимый для ознакомления для всех учащихся.
Вариативная часть включает материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся, на дополнительное закрепление обязательного материала и обеспечивающий индивидуальный подход в обучении. Вариативная часть включает в себя дифференцированные задания, различающиеся по уровню сложности и объему, задания на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях, на формирование информативной грамотности и развитие логического и пространственного мышления, а также на развитие творческого и созидательного мышления.
Кроме того, практическая художественно-творческая деятельность ученика (изготовление поделок, декорирование и пр.) сочетается со зрительным и эмоциональным восприятием произведений искусства, работами мастеров, что позволяет избежать только одностороннего информативного изложения материала.
Для детского творчества предлагаются красивые, яркие, оригинальные и эффектные поделки, которые усложняются по мере приобретения детьми новых знаний, умений и навыков по принципу от простого к сложному.
Виды работ на уроках
Программа предполагает в каждом разделе динамичную смену рода деятельности.
Каждая тема требует освещения учителем разнообразной информации. Это может быть: объяснение, рассказ, предварительная, текущая и итоговая беседа.
Особое внимание уделяется правилам безопасной работы с инструментами (ножницы, шило, игла) и материалами (клей, пластилин, семена). В силу возрастных особенностей, младшие школьники нуждаются в неукоснительном соблюдении техники безопасности и формировании навыков правильного обращения с инструментами и материалами в их практическом применении.
Лабораторные работы позволят детям освоить каждую тему в полном объеме, узнать основные свойства изучаемого материала, продиктованные технологией его производства или природными особенностями. Например, при изучении темы «нити и веревки» в ходе лабораторной работы выявляется, что нити и веревки имеют различную толщину, фактуру, структуру, упругость, прочность, сферу применения, что их можно растягивать, разрывать различными способами, разделять на волокна. Попутно рассматриваются свойства ваты, как сырья для самодельной нити (состоит из волокон). И разбираются способы изготовления нитей и веревок (прядение, скручивание, складывание, сплетание).
Нередко в ходе урока учащиеся проводят такой вид работы, как эксперимент. Для ребенка выполнение лабораторной работы — уже экспериментирование, но иногда для заострения внимания на особо важных моментах применяется именно эта терминология. Проводя эксперимент, ребенок в таких случаях строит предположение (гипотезу), которое затем подтверждается или опровергается, и делает вывод.
Практические работы помогут пошагово отработать каждый новый прием и навык до изготовления поделок. Оставшиеся в ходе лабораторной или практической работы материалы (пластилин, бумага, листья) почти всегда используются в индивидуальных поделках, коллективных работах, играх и фокусах.
Игра, как ведущая деятельность младшего школьника — органичная часть запланированной работы на уроке, позволяющая наиболее ярко подчеркнуть важные этапы работы. Чтобы не превращать учебный процесс на уроке в неконтролируемую игру, учитель и придает игре нужное направление.
Кроме индивидуальной, используются такие виды работ, как работа в парах, и коллективные: по бригадам, по рядам и всем классом.
Благодаря этому, на каждом уроке дети успевают сделать не только несколько индивидуальных поделок, но и яркую коллективную поделку, которая является замечательным украшением для праздника, интересным наглядным пособием для других предметов. Кабинет каждую неделю будет оформлен руками детей, а к любому празднику не потребуется покупных декораций.
Выполняя лишь задания инвариантной части учебника, ученики смастерят около 100 ярких оригинальных и эффектных поделок — индивидуальных и коллективных.
Вариативная часть с творческими и дифференцированными заданиями, направленными на отработку знаний и умений, предполагает добавление еще более 120 поделок. Все они выполняются из доступных материалов, без помощи взрослых, не требуют дополнительной подготовки для учителя и могут быть использованы для оформления кабинета и в качестве подарков и сувениров.
После окончания каждого раздела, проведения контрольного теста и подведения итогов, каждому ребенку вручается красочный диплом, подтверждающий успешное завершение нового этапа обучения.
Все это позволит учащимся творить, используя полученные знания и представления, создавать разнообразные, сложные, нестандартные работы, поделки, придумывать и воплощать в жизнь собственные проекты, не ограничиваясь рамками урока.
Каждую поделку ребенок также легко может смастерить дома самостоятельно. Дети учатся дарить окружающим подарки, сделанные своими руками, ощущают их ценность, необычность и оригинальность.
Реализация программы
В результате освоения программы и основных видов творческой деятельности учащихся реализуются дополнительные цели:
1. Развитие мышления — творческого, креативного, пространственного, логического, абстрактного, ассоциативного, позитивного, созидательного.
2. Развитие речи, мелкой моторики, любознательности, самостоятельности.
- Формирование усидчивости, аккуратности, эстетического восприятия, ответственности, навыков работы в парах, навыков работы сообща, в коллективе (по бригадам и всем классом).
- Межпредметные связи реализуются в каждом разделе посредством поддержки изучения тем других предметов в ходе освоения учебного материала по технологии:
- развитие речи;
- природоведение (сезонность, название месяцев, связь времен года, первичные сведения о биологии и зоологии);
- окружающий мир (распорядок дня);
- математика (счетный материал, порядок счета, наглядные пособия для устного счета);
- русский язык;
- чтение (декорации к литературным произведениям);
- изобразительное искусство (архитектура);
- история России (сведения о народах мира и их традициях);
- пропедевтика физики, химии, географии, истории, геометрии и пр.
- Гармонизация пространства вокруг себя:
- украшение интерьера своими руками;
- самостоятельное оформление интерьера к различным праздникам;
- сувениры и открытки к празднику, в том числе коллективные работы;
- организация и оформление рабочего места;
- создание декоративных поделок и полезных вещей, например учебных предметов;
- оживление и декорирование учебных и прочих предметов, реконструкция старых, мелкий ремонт.
- Технологические ресурсы:
- профессиональная ориентация;
- сведения о профессиях;
- история возникновения различных материалов и инструментов;
- техника безопасности;
- технологии промысла и промышленного производства;
- создание моделей зданий;
- создание уменьшенных макетов.
- Технологические умения - умение создать композицию на заданную и на свободную тему. Планирование. Работа с инструкцией. Работа без инструкции. Постановка и выполнение задач.
8. Нестандартные виды работ:
- проведение игры;
- творческие задания;
- задания для самостоятельных работ.
9. Формирование и развитие первичных умений:
Политехнические: измерение, вычисление.
Общетрудовые: организация, конструирование, диагностика.
Специальные трудовые: обработка различных материалов, изготовление деталей, сборка.
Требования к результатам. Личностные результаты: воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Предметные результаты: доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно – преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Метапредметные результаты: освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса
К концу второго года обучения по трудовой деятельности учащиеся должны:
Знать:
- Виды материалов на уровне общего представления (пластилин, бумага, ткань, нити, веревки, природные материалы, крупы и пр.), их свойства и названия.
- Определение детали и конструкции (деталь — составная часть конструкции), различать однодетальные и многодетальные конструкции.
- Назначение и методы безопасного использования специальных ручных инструментов (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла).
- Технологическую последовательность изготовления простейших поделок из изученных материалов.
- Названия приемов изготовления несложных изделий (разметка, обрывание, разрезывание, сгибание, сборка и т. д.).
- Определение неподвижного соединения деталей, различные способы соединения (с помощью клея, скотча, нитей, пластилина, в шип).
- Различные виды отделки и декорирования (аппликация,
создание декоративной рамки, добавление деталей, шов вперед-иголка и пр.).
Общие сведения о профессиях и технологии производства искусственных материалов, о природных материалах.
Основами знаний в области декоративно-прикладного искусства: народная и авторская игрушка из глины, керамика, аппликация, вышивка, фитодизайн, лепка из соленого теста
Уметь:
- Рационально организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы в соответствии с используемым материалом (в соответствии с требованиями учителя).
- Правильно работать ручными инструментами под контролем учителя (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла) с соблюдением техники безопасности.
- Различать материалы и инструменты по их назначению.
- Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения.
- Различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий.
- Выполнять изученные операции- и приемы по изготовлению несложных изделий (экономная разметка бумаги или ткани, обрывание по контуру, работа ножницами, сборка изделия с помощью клея, эстетичная и аккуратная декоративная отделка и пр.).
- Экономно использовать материалы при изготовлении поделок.
- С помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок и осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности (точность, аккуратность), сравнивая с ними готовое изделие.
К концу второго года обучения по трудовой деятельности учащиеся могут
Знать:
- Виды материалов (пластилин, бумага, ткань, нити, веревки, природные материалы, крупы, фольга, проволока и пр.), их свойства и способы применения при изготовлении поделок.
- Многодетальные конструкции (коллективные работы из индивидуально созданных элементов), принцип и последовательность их построения, неподвижное и подвижное соединение деталей.
- Назначение и методы безопасного использования специальных ручных инструментов (стек, пластмассовый; нож, ножницы, шило, игла).
- Технологическую последовательность изготовления поделок из различных материалов (из пластилина, бумаги, ткани, нитей, веревок и природных материалов).
- Различные способы соединения (с помощью клея, скотча, нитей, пластилина, в шип).
- Различные виды отделки и декорирования (украшение поделок, оформление помещений к праздникам, декорирование рабочего места, поздравительных сувениров и открыток).
- Особенности материалов, используемых при оформлении работы, их возможности для создания поделок.
Уметь:
- Организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы (подготовить к уроку рабочее место в соответствии с требованиями учителя, обеспечить использование вспомогательными приспособлениями для поддержания чистоты и безопасной работы с материалами и инструментами (клеенка, подкладная доска и пр.).
- Правильно работать ручными инструментами (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла) с соблюдением техники безопасности. Контроль осуществляет учитель.
- Самостоятельно правильно осуществлять выполнение простейших поделок, используя изученные технологии. Экономно использовать материалы при изготовлении поделок.
- Реализовать свой замысел с учетом особенностей и формы материала.
- Учиться анализировать и планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности.
Иметь навыки:
Обрабатывать изученные материалы различными способами, применять изученные навыки при работе с ними. Удобным для себя способом изготавливать из изученных материалов поделки
- по образцу,
- на заданную тему и
- импровизированные.
При оценке работы ученика добавляются и усиливаются критерии:
- соблюдение правил техники безопасности;
- знания ученика;
- правильность выполнения трудовых приемов;
- точность обработки изделия;
- рациональная организация рабочего места;
- норма времени.
Список литературы
О.В. Узорова, Е.Н. Нефедова. Технология. 2 класс. Учебник.– М., АСТ, Астрель
О.В. Узорова, Е.Н. Нефедова. Технология. 2 класс. Рабочая тетрадь.– М., АСТ, Астрель
О.В. Узорова, Е.Н. Нефедова. Обучение во 2 классе по учебнику «Технология». Методическое пособие. — М.: ACT, Астрель.
Для успешной реализации образовательной программы используются технические средства обучения:
1. Интерактивная доска
2. Мультимедийный проектор
На всех стадиях урока различные технические средства обучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым, а также самоконтроль усвоения знаний. В учебно-воспитательном процессе применяются: интернет-технологии, мультимедийные курсы и др.технические средства обучения.
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование.
«Технология» 2 класс – 34 ч (1 ч в неделю)
Календарно - тематическое планирование. «Технология» 2 класс – 34 ч (1 ч в неделю)
Учебник: О.В. Узорова, Е.Н. Нефедова. Технология. 1 класс – М., АСТ, Астрель
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании
УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний
УЗНЗВУ – урок закрепления новых знаний и выработка умений
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
Э – экскурсия
УКИЗ – урок комплексного использования знаний
КУ – комбинированный урок
№ уроков | Тема урока, страницы учебника | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Универсальные учебные действия | Дата проведения | ||
План | Факт | ||||||||
Творческая мастерская (10 ч) | |||||||||
1 | Веселое тесто. | УИПЗЗ | Знакомство с учебником. Ориентирование в учебнике. Формирование представления о процессе хлебопечения, изготовления съедобного и декоративного теста. Сравнение соленого теста и пластилина. Цветное тесто. Тестопластика. Применение свойств теста при изготовление поделки «Каравай-каравай» | Уметь работать с учебником. Знать: - правила безопасности работы с пластилином; - технологию лепки. Уметь изготавливать изделия из пластилина | Текущий | Ориентироваться в учебнике. Сравнить свойства теста и пластилина. Научиться лепить простейшие формы из теста. Овладеть новыми приемами лепки, раскатывания пластины скалкой. Изучить технологию вырезания и конструирования из раскатанной пластины, завивания жгута, плетения косички. Участвовать в коллективной работе. Научиться изготавливать миниатюрные барельефы из теста, раскрашивать готовую поделку, грунтовать поделки клеем ПВА. Использовать памятку для наведения порядка на рабочем месте. | |||
2 | Веселое тесто | УЗНЗВУ | Формирование представления о процессе хлебопечения, изготовления съедобного и декоративного теста. Сравнение соленого теста и пластилина. Цветное тесто. Тестопластика. Применение свойств теста при изготовление поделки «Каравай-каравай» | ||||||
3 | Пластилиновая гравюра | УИПЗЗ | Освоение техники сграффито на пластилиновой платформе на картонной основе. Знакомство с технологией работы с пластилином. Изготовление из пластилина на картонной основе в технике сграффито поделок «Пиктограмма», «Подарки осени». Выполнение коллективной работы «Осенний листопад» | Знать приемы лепки. Уметь изготавливать изделия из пластилина, используя изученные приемы | Текущий | Узнать об истории возникновения техники сграффито, о мастерах гравюры. Самостоятельно работать с памятками. Решать творческую задачу: сделать пластилиновую платформу на картонной основе различными способами, самостоятельно устранить неровности, выполнить процарапывание с выскребанием. Познакомиться с инструментами для сграффито, техникой контурного процарапывания. | |||
4 | Пластилиновые картины | УИПЗЗ | Изучение техники примазывания мазками. последовательность выполнения работы объемными мазками. Изготовление поделки из пластилина в технике примазывания объемными мазками «Волшебное перо жар-птицы» | Уметь изготавливать изделия из пластилина, выполнять их отделку, используя изученные приемы | Текущий | Познакомиться с мастерами живописи, с техникой живописи объемными мазками. Знать о технике примазывания объемными мазками. Научиться создавать изображения объемными мазками. Решать творческую задачу: смешивать цвета при примазывании объемными мазками; создавать пластилиновые картины. Самостоятельно работать с памятками. Осуществить самоконтроль и самооценку своей работы. | |||
5 | Скульптурный мир | УКИЗ | Знакомство с разнообразием мира скульптуры. Изготовление поделок из соленого теста и пластилина «Круглые игрушки», «Скульптура из пластилина» | Знать: - правила безопасности работы с пластилином; - технологию лепки. Уметь выполнять декоративное оформление изделий из пластилина | Текущий | Применять знания, полученные на предыдущих уроках. Действовать в соответствии с заданной последовательностью: объемная лепка на каркасной основе; встраивание каркаса в изделие. Решать творческую задачу: применять различные виды лепки, комбинировть их, соединять различными способами детали поделки, соблюдать размеры и пропорции, декорировать изделие. | |||
6 | Бумажный цветник | УЗНЗВУ | Формирование представления об истории возникновения бумаги и о бумажном производстве в наши дни. Знакомство с многообразием видов бумаги и способами ее применения. Обучение созданию декоративных элементов из бумаги. Выполнение коллективных работ «Цветы на лугу» (объемная аппликация из бумаги), «Цветная башня» (объемная конструкция из бумажных трубочек). | Знать: - правила безопасности работы с ножницам. Уметь выполнять работу аккуратно, технологически правильно, эстетично | Текущий (самопроверка) | Систематизировать знания о бумаге и ее свойствах. Узнать об истории возникновения бумаги, ее видах и сортах. Исследовать способы воздействия на бумагу. Повторять правила работы с ножницами и технику безопасности при обращении с ними. самостоятельно проверить себя по памятке. Освоить новые приемы создания декоративных деталей из бумаги:
Участвовать в коллективной работе: выполнить объемную аппликацию из декоративных элементов. Самостоятельно продумывать последовательность анализа образца. Выполнять задания по конструированию на плоскости из конусов, объемному конструированию из бумажных трубочек. Уметь доказать опытным путем устойчивость треугольника и пирамиды как элементов конструкции. Самостоятельно разработать план работы со схемой изготовления поделки. | |||
7 | Бумажный лоскуток | УИПЗЗ | Изучение новых приемов обрывной аппликации. Обучение технике вырезания из бумаги иглой. Повторение технике безопасности. Изготовление поделки: «Декоративная открытка». Коллективная работа «Лоскутное одеяло-панно» (плоскостная аппликация из бумаги). | Знать: - свойства бумаги. Уметь изготовлять изделия из бумаги, используя изученные приемы | Текущий | Систематизировать знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках. Создавать декоративные обрывные формы из бумаги. Изучать технику вырезания иглой. Повторять технику безопасности при работе с иглой и шилом. Действовать по инструкции: подготовка к работе (подкладной материал); разметка контура карандашом; вырезание иглой при обведении контура с нажимом; выдавливание вырезанного фрагмента из заготовки. Участвовать в коллективной работе: плоскостная аппликация из бумаги (лоскутное одеяло-панно). Самостоятельно продумывать и планировать этапы выполнения поделки. Проверять свои действия по памятке. | |||
8 | Удивительные приборы | УИПЗЗ | Знакомство с измерительными приборами и их историей (часы, термометр и пр.) Изучение свойств гофрированного картона, изучение техники безопасности при работе с канцелярскими кнопками. Изготовление поделок «Разноцветные часы», «Веселый термометр» | Знать: - основные приемы обработки бумаги; - приемы создания композиций на плоскости; - приемы наклеивания деталей из бумаги на бумажную основу. | Текущий | Познакомиться с измерительными приборами и их историей. Исследовать свойства гофрированного картона. Действовать в соответствии с заданной последовательностью при конструировании макета часов с движущимися деталями; конструирование макета термометра с нитяной подвижной частью. Испытывать опытные макеты в действии. Знать технику безопасности работы с шилом и иглой. | |||
9 | Удивительные приборы | УЗНЗВУ | Знакомство с измерительными приборами и их историей (часы, термометр и пр.) Изучение свойств гофрированного картона, изучение техники безопасности при работе с канцелярскими кнопками. Изготовление поделок «Разноцветные часы», «Веселый термометр» | Знать: - основные приемы обработки бумаги; - приемы создания композиций на плоскости; - приемы наклеивания деталей из бумаги на бумажную основу. | Текущий (взаимопроверка) | Познакомиться с измерительными приборами и их историей. Исследовать свойства гофрированного картона. Действовать в соответствии с заданной последовательностью при конструировании макета часов с движущимися деталями; конструирование макета термометра с нитяной подвижной частью. Испытывать опытные макеты в действии. Знать технику безопасности работы с шилом и иглой. | |||
10 | Твои творческие достижения | УКИЗ | Формирование представлений о единицах измерения расстояния и о приспособлениях для измерениях расстояний. Сравнение сантиметровой ленты и линейки, их применения. Изготовление поделки «Ростомер». | Использовать изученные технологии для закрепления деталей клеем и декорирования изделий. | Текущий (взаимопроверка) | Использовать изученные технологии для закрепления деталей клеем и декорирования изделий. Решать творческую задачу: изготовить плоскостную поделку из обойной по образцу. | |||
Студия вдохновения (7 ч) | |||||||||
11 | Древо жизни | УИПЗЗ | Знакомство с правилами сбора и хранения природных материалов. Информация о Красной книге. Формирования понятия о родословной человека, генеалогии и генеалогическом древе. Повторение свойств засушенных листьев растений. коллективная работа «Древо класса» | Знать о бережном отношении к природе, правилах сбора различных образцов природного материала. Уметь: - работать с природным материалом; - различать породы деревьев | Текущий | Познакомиться с правилами сбора и хранения природных материалов. Участвовать в беседе об истории распространения и использования пряностей и специй. Узнать о представлении семьи, генеалогическом древе. Применять знания, полученные ранее, при работе с сухими листьями. Действовать по инструкции: выполнить плоскостную аппликацию из засушенных листьев, цветной бумаги и фотографий. | |||
12 | Макаронная симфония | УИПЗЗ | Знакомство с историей появления макарон. Обучение техники работы с макаронными изделиями, с семенами растений. Изготовление поделок: «Чудеса из макарон», «Соломка из спагетти». Сравнение техники аппликации из пшеничной соломки с аппликацией из спагетти | Знать: - правила безопасной работы с семенами; - способы скрепления | Текущий | Узнать об истории появления макарон. Анализировать образцы аппликаций из макаронных изделий на бархатной бумаге. Решать творческую задачу: работать с готовыми объемными формами; окрашивать готовые работы или детали композиции. Самостоятельно продумать и наметить композицию аппликации из спагетти. | |||
13 | Праздничное вдохновение | УИПЗЗ | Формирование представлений о сфере работы женщин. Первичная профориентация. Знакомство со свойствами пластичного материала – влажной мыльной стружки. Изготовление поделки «Душистое мыло». | Знать основные способы соединения изделий. Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности | Текущий | Участвовать в беседе о женских профессиях. Систематизировать знания, умения и навыки работы с природными материалами. Узнать историю возникновения мыла, чистящих и моющих средств. Работать с мыльной стружкой с учетом техники безопасности. Действовать по инструкции: изготовить мыльную стружку, изготовить сувенирное мыло из влажной мыльной стружки. Решать творческую задачу: самостоятельно разработать дизайн поделки. Работать с памятками. | |||
14 | Удивительные половинки | УИПЗЗ | Знакомство с симметрией. Овладение умением находить оси симметрии. Использование свойств симметрии для вырезания бумажных заготовок для поделок. Изготовление поделок «Зеленый луг», «Бумажная ферма» | Знать: - приемы создания композиций на плоскости Уметь: - разрезать бумагу по прямым линиям; | Текущий | Узнать о различных видах симметрии. Познакомиться с техникой вырезания симметричных форм из бумаги. Действовать по инструкции: конструировать животных из сложенной бумаги. | |||
15 | Бумажная бахрома | УИПЗЗ | Знакомство с историей украшения изделий из ткани декоративной бахромой. Технология нарезания бумаги узкими полосами – нарезание «лапшой» по наметке и без. Изготовление поделки «Еловая веточка» (объемная поделка из бумаги с применением технологии нарезания «лапшой») | Знать: - основные приемы обработки бумаги; - приемы создания композиций на плоскости; - приемы наклеивания деталей из бумаги на бумажную основу. | Текущий (взаимопроверка) | Узнать о традиции украшения бытовых предметов декоративной бахромой. Изучить технологию нарезания бумажных полос «лапшой». Сравнивать декоративные свойства бумаги, нарезанной узкими и широкими полосами. Решать творческую задачу: изготовить заготовки для поделки с нарезанием по краю без наметки; изготовить объемную поделку из бумаги. Работать с памятками. | |||
16 | Бумажные завитки | УИПЗЗ | Знакомство с историей новогодних игрушек. Изучение технологии подготовки яичной скорлупы для изготовления самодельных игрушек. Изучение технологии закручивания бумаги при помощи ножниц. Изготовление поделки «Золотая рыбка». | Знать приемы рационального использования материала | Текущий (контроль по эталону) | Участвовать в беседе о традициях празднования Нового года. Узнать историю елочных украшений. Действовать по инструкции: изготовить яичную скорлупу для изготовления самодельных игрушек. Изучить технику закручивания и распрямления бумаги ножницами. Изготовить объемную поделку из яичной скорлупы по схеме. Решать творческую задачу: самостоятельно декорировать поделку. | |||
17 | Твои творческие достижения | УКИЗ | Изготовление поделок «Птичка-невеличка», «Дед Мороз и Снегурочка» | Знать приемы рационального использования материала | Текущий (самопроверка) | Самостоятельно конструировать по схеме объемную поделку из бумаги на основе елочного шарика или яичной скорлупы. Систематизировать знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках. Решать творческую задачу: изготовить объемную поделку на основе картонного цилиндра из заготовки-развертки с использованием техники закручивания. | |||
Конструкторское бюро (9 ч) | |||||||||
18 | Иголка-белошвейка | УИПЗЗ | Знакомство с историей ткачества. Знакомство с традициями вышивки. Формирование представлений об истории профессии портного и о ремонте одежды. Закрепление навыков вышивания на основе шва «вперед иголку». Обучению раскроя ткани. Изготовление поделки «Шарфик для игрушки» | Знать правила работы с колющими и режущими инструментами. Уметь выполнять шов «вперед-иголку» | Текущий (контроль по эталону) | Участвовать в беседе об истории ткачества, видах тканей, истории вышивки родного края. Повторить правила работы и техники безопасности при обращении с иглой. Изучить новые приемы работы с иглой на ткани: наметка линии шва путем удаления одной нити из ткани; применение шва «вперед-иголка»; прием закрепления нити с обратной стороны. Изучать приемы отмеривания и отрезания ткани по заданным размерам. Выполнять задания по технологии получения бахромы по краю изделия из нитей основы ткани; вышивке на ткани на основе шва «вперед-иголка» различными сособами. | |||
19 | Иголка-белошвейка | УЗНЗВУ | Знакомство с историей ткачества. знакомство с традициями вышивки. Формирование представлений об истории профессии портного и о ремонте одежды. закрепление навыков вышивания на основе шва «вперед иголку». Обучению раскроя ткани. изготовление поделки «Шарфик для игрушки» | Знать правила работы с колющими и режущими инструментами. Уметь выполнять шов «вперед-иголку» | Текущий | ||||
20 | Мастерская игрушек | УИПЗЗ | Обучение техники вышивки на картонной основе. Обучение раскрою ткани по шаблону, пришиванию пуговиц на ткань. Изготовление поделки «Паучок на паутине». | Знать основные способы соединения изделий. Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности | Текущий | Узнать об истории самодельных и фабричных игрушек. Изучать технологию вышивки на картонной основе, раскроя ткани по шаблону, пришивания пуговиц к ткани. Действовать в соответствии с заданной последовательностью: делить бельевую резинку на равные части; изготовить поделку из ткани. | |||
21 | Портновский переулок | УИПЗЗ | Формирование представлений о машинных и ручных швах, разделение технологических операций из ткани. Ознакомление с новым видом шва – «обметочным соединительным швом через край». Обучение технологии вшивания петельки между слоями ткани. Изготовление поделок «Мышка-сердечко», «Прихватка для мамы» | Знать правила работы с колющими и режущими инструментами. | Текущий | Изучать различные виды швов. Познакомиться с технологическими операциями на швейном производстве. Изучать и использовать технологию обметочного соединительного шва через край. Выполнять поделку из бумаги с вышивкой. | |||
22 | Портновский переулок | УЗНЗВУ | Формирование представлений о машинных и ручных швах, разделение технологических операций из ткани. Ознакомление с новым видом шва – «обметочным соединительным швом через край». Обучение технологии вшивания петельки между слоями ткани. изготовление поделок «Мышка-сердечко», «Прихватка для мамы» | Знать правила работы с колющими и режущими инструментами. Уметь выполнять шов «обметочным соединительным швом через край». | Текущий (самопроверка) | ||||
Участвовать в беседе о Дне Защитника Отечества, мужских профессиях, профессиях членов семьи. Познакомиться со свойствами самоклеющейся бумаги. Решать творческую задачу: оформить плакат с помощью двухслойной самоклеющейся бумаги; самостоятельно продумывать и декорировать работу. | |||||||||
23 | Деловая бумага | УОСЗ | Участие в беседе о празднике «День Защитника Отечества». Знакомство с миром мужских профессий, первичная профориентация. Изучение свойств самоклеющейся бумаги. Изготовление поделок «Подарок папе», «Визитница-кармашек», «Клейкая бумага» | Уметь: - изготовлять поделки | Текущий | ||||
24 | Бумажная оранжерея | УИПЗЗ | Знакомство с гофрированной бумагой. Изучение свойств гофрированной бумаги. Изготовление поделки «Роза» | Уметь применять свойства гофрированной бумаги для создания объемных элементов из бумаги. Уметь: - изготовлять поделки | Текущий (самопроверка) | Исследовать свойства гофрированной бумаги. Уметь применять свойства гофрированной бумаги для создания объемных элементов из бумаги. | |||
25 | Серебряное царство | УИПЗЗ | Знакомство с технологией изготовления и назначением фольги. Изучение свойств фольги. Сравнение свойств фольги и бумаги. Использование фольги для конструирования и декорирования. Изготовление поделок «Серебряные предметы», «Лебединое озеро» | Уметь: - анализировать образец изделия; - составлять план работы, определять последовательность; - выбирать различные материалы для воплощения своего замысла | Текущий | Узнать о технологии изготовления и применения алюминиевой фольги. Сравнить фольгу с бумагой. Использовать знания, полученные на уроке, при изготовлении скульптур из фольги. | |||
26 | Твои творческие достижения | УКИЗ | Ознакомление с историей ювелирного дела и ювелирных украшений. Изготовление поделки «Звезда». Участие в соревновании по рядам «Ювелирный салон» | Уметь: - анализировать образец изделия; - составлять план работы, определять последовательность; - выбирать различные материалы для воплощения своего замысла | Текущий (самопроверка) | Создавать поделки в технике оригами в сочетании с изученными техниками. Создавать поделки-украшения из фольги и бумаги. Выражать свое эмоционально-ценностное отношение к результатам труда. | |||
Поделочный ералаш (7 ч) | |||||||||
27 | Книжная фабрика | УИПЗЗ | Знакомство с историей возникновения книг и книгопечатания, современными типографиями. Обучение изготовлению сшивной книжки, книжного переплета | Уметь: - изготовлять поделки | Текущий | Изучать способы создания макета книги. Знать компоненты книги. Применять знания, полученные на этом уроке, при ремонте книги. Участвовать в беседе о бережном обращении с книгами. Решать творческую задачу: «ламинировать» бумаги и картон скотчем; изготавливать закладки для книг разными способами. | |||
28 | Книжная фабрика | УЗНЗВУ | Изучение приемов ремонта книг при помощи прозрачного скотча. Обучение изготовлению закладок для книг из цветного картона, технология ламинирования. изготовление поделок «Книжка-малышка», «Книжный переплет», «Закладка для порядка» | Уметь: - анализировать образец изделия; - составлять план работы, определять последовательность | Текущий | ||||
29 | Помощники человека | УИПЗЗ | Ознакомление с ролью бытовых приборов, машин и механизмов в жизни человека. Изучать правила пользования бытовыми приборами. Беседа о диких и домашних животных и уходе за домашними питомцами. Беседа о растениях в жизни человека: видах сельскохозяйственных и комнатных растений. Обучение проращиванию семян растений. Изготовление поделки: «Весенний огород» | Уметь: - составлять план работы, определять последовательность; - выбирать различные материалы для воплощения своего замысла | Текущий (контроль по эталону) | ||||
Принимать участие в беседе о бытовых приборах и их использовании. обсуждать значение домашних животных - помощников человека. Уметь ухаживать за домашними питомцами. Вспомнить роль растений в жизни человека. Решать творческую задачу: проращивать семена растений и правила ухода за ними. | |||||||||
30 | Помощники человека | УКИЗ | Уметь: - выбирать различные материалы для воплощения своего замысла | Текущий (самопроверка) | |||||
31 | Крылатые вестники | КУ | Беседа об истории почтового сообщения. Закрепление навыков выполнения поделок в технике оригами. Беседа о ветеранах ВОВ. Изготовление поделки «Почтовый голубь» | Знать: - что такое оригами; Уметь: - выполнять различные приемы подвижных соединений | Текущий | Участвовать в беседе о героическом прошлом нашей страны, ветеранах ВОВ. Использовать знания, полученные ранее, в создании поделки из бумаги. Выражать свое эмоционально-ценностное отношение к результатам труда. Сравнивать свойства различных материалов (проволока, фольга, нить). делать выводы о сходстве и различии этих материалов. Решать творческую задачу: моделировать из проволоки. Осуществить самоконтроль и самооценку своей работы. | |||
32 | Проволочная фантазия | УИПЗЗ | Знакомство с производством и сферой применения проволоки. Сравнение свойств материалов для творчества – проволоки, фольги и шерстяной нити. Обучение моделированию из проволоки. Изготовление поделок: «Декоративные жгуты», «Буквы из проволоки». Коллективная работа «Веселые лозунги» | Уметь: - изготовлять поделки | Текущий (контроль по эталону) | ||||
33 | Твои творческие достижения | УОСЗ | Повторение и закрепление изученных навыков плетения проволоки для декорирования предметов и создания поделок. изготовление поделок: «Оплетенный карандаш», «Проволочный человечек» | Уметь: - изготовлять поделки | Текущий | Обобщать знания, умения и навыки по различным технологиям, полученные на предыдущих уроках. Решение творческой задачи: самостоятельно изготавливать поделки из проволоки. Осуществить самоконтроль и оценку своей работы (соответствие задуманного реальному воплощению идеи). действовать по инструкции: изготавливать поделки из проволоки при помощи оплетения предмета. | |||
34 | Твои творческие достижения | УКИЗ | Уметь: - изготовлять поделки | Текущий (самопроверка) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по технологии (УМК"планета знаний) 1 класс
рабочая программа по технологии (УМК"планета знаний) 1 класс...
Рабочая программа по технологии Узорова. ФГОС. 4 класс. Планета Знаний.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвертый ...
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии УМК "Планета Знаний"
Рабочая программа написана на основе:- федерального образовательного стандарта начального общего образования- примерной программы начального образования, авторской программы О.В. Узоровой, Е.А. ...
Рабочая программа по технологии. УМК "Планета знаний» 3 класс
Программа по технологии. 3 класс...
Рабочая программа по технологии . УМК "Планета знаний», 4 класс
В помощь учителю...
Рабочая программа по технологии для учащихся 3 класса по программе: "Планета знаний"
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»Содержание учебного предметаТематическое планированиеКалендарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по технологии УМК Планета знаний
Рабочая программа по технологии разработана на основе:Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденный приказом Министерства...