Рабочая программа по технологии автор Н.М. Конышева УМК Гармония
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему
Рабочая программа по технологии разработана на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования , на основе авторской программы Н.М. Конышевой, в соответствии с ООП НОО МБОУ Куйбышевской СОШ им. А.А. Гречко и ркализуется средствами учебно - методического комплекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_tehnologiya.doc | 320.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии разработана на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Н.М. Конышевой, в соответствии с ООП НОО МБОУ Куйбышевской СОШ им. А.А.Гречко и реализуется средствами учебно – методического комплекта:
Конышева Н.М. Технология. 3 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация ХХI век . 2013 г.
Конышева Н.М. Рабочие тетради № 1 и № 2. – Смоленск: Ассоциация ХХI век . 2013 г.
Конышева Н.М. Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация ХХI век . 2013 г.
В соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ Куйбышевской СОШ им. А.А.Гречко.
Цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Задачи изучения дисциплины:
- привитие интереса к занятиям, формирование учебной мотивации;
- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
- развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и прочего через формирование практических умений;
- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
- духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т.п.
Характеристика учебного предмета «Технология»
Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности, содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремёсла и приёмы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство - как выражение духовной культуры человека; освоение приёмов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре.
Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу, в содержании изучаемого материала учитывается личностный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.
Учебный курс «Технология» интегрирует в себе как рационально-логические, так и змоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
- окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источник сырья с учётом экологических проблем; деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций);
- математика (моделирование - преобразование объектов из чувственной формы в дели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
- изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);
- родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
-литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).
Основная тема программы третьего класса — «Человек - Предмет - Среда». Дальнейшее ознакомление с некоторыми новыми правилами дизайна строится на осмыслении духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы.
Главные вопросы собственно дизайнерской линии на данном этапе обучения — это росы о стиле проектируемых вещей и их стилевом единстве. Проблема неразрывной связи предмета со средой становится объектом специального осмысления.С учётом особого значения предметно-практических видов деятельности для общего развития личности ребёнка младшего школьного возраста, сохранения его здоровья и стимулирования эмоционального благополучия в системе общего образования, рекомендуется организация дополнительных занятий (соответствующих кружков и факультативов) путём использования часов из объёма, предусмотренного для внеурочной работы. По курсу технологии, в 3 классе предусмотрено выполнение творческих проектов за рамками общего времени, отводимого на изучение предмета.
Место учебного курса, предмета (модуля) в учебном плане школы
Учебный предмет «Технология» изучается за счёт часов обязательной части учебного плана школы – 1час.
- Общее количество часов в год – 34,
- количество часов в неделю - 1.
Содержание учебного предмета
Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий
Тема | Содержание программного материала | Универсальные учебные действия | Проекты |
Формы и образы природы - образец для мастера (8 ч) | Образы природы в изделиях мастеров. Передача наиболее характерных деталей в условных формах оригами. Новые приёмы изготовления изделий из бумаги способом складывания. Силуэт: красота линий и форм. Особенности силуэтных изображений, их разновидности и способы вырезания из бумаги. Выразительность силуэтных изображений. Изготовление узоров- силуэтов в квадрате и в полосе. Переработка образов природы при изготовлении бытовых вещей: в посуде, изделиях из бисера и пр. Технология изготовления декоративных изделий из бисера. | Ориентироваться в учебнике, воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь). Обсуждать содержание учебника и тетрадей. Распределять общий объем работы. Упражняться в выполнении различных приемов обработки бумаги: разрезании, сгибании. | Коллаж. Маски зайца, кролика. Цветы и другие изделия из бисера. |
Характер и настроение вещи, их выражение через конструкцию и внешний вид изделия (7 ч) | Зависимость выбора формы, цвета, деталей отделки в изделии от его назначения. Конструирование изделий определённого назначения (передача «характера и настроения» в вещах): пригласительных билетов и поздравительных открыток, настольных карточек, упаковок для подарков, ёлочных украшений. Новые приемы построения форм и разметки деталей изделия. Разметка на листе неправильной формы с помощью угольника. Бумажная пластика. Конструирование объёмных изделий из бумаги. Приёмы работы с циркулем. Разметка деталей, построение форм с помощью циркуля. Конструирование и изготовление изделий с использованием циркуля. | Готовить к работе материалы, инструменты и в целом рабочее место. Планировать работу, обсуждать ее с товарищем. Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности. Создавать в воображении выразительный образ изделия. | Открытка с «окошком». Упаковка для подарка «Домик». Дед Мороз и Снегурочка из бумаги. Фонарик из кругов. * Звезда на новогоднюю ёлку. |
Красота и уют нашего дома. Гармония стиля (10 ч) | Общее понятие о стилевой гармонии в комплектах вещей. Конструирование и изготовление вещей с учётом требований стилевой гармонии; новые приемы обработки ткани. Изготовление простейшей выкройки из бумаги. Разметка и раскрой парных деталей. Синтепон; разметка деталей на синтепоне. Сборка и отделка изделий из ткани. Стилевые особенности записных книжек разного назначения. Конструирование записной книжки в мягкой обложке. | Упражняться в выполнении разметки с помощью шаблона. Планировать работу в соответствии с информацией в инструкции и с ориентацией на предполагаемый результат. Рассматривать и анализировать образцы. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Анализировать и оценивать полученные результаты. | Кухонная прихватка. Чайная грелка. Обложка из ткани для книги. Записная книжка в мягкой обложке. |
От мира природы - к миру вещей (5 ч) | Чудесный материал - соломка. Конструирование изделий из соломки. Использование человеком конструктивных особенностей природных объектов в рукотворных изделиях. Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях. Конструирование изделий с неподвижными и подвижными соединениями деталей. | Производить мысленное комбинирование и составление форм из геометрических фигур. Решать задачи на плоскостное конструирование. Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Планировать работу, обсуждать ее с товарищем. | Простые конструкции из соломки. Модель ракеты. |
Подготовка к выполнению проекта (4 ч) | Подготовка к выполнению проекта. Решение проектно-конструкторских задач, выполнение эскизов. Подведение итогов года. Итоговая выставка. | Анализировать задание. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Планировать последовательность операций. Проявлять проектно-исследовательские умения. Производить контроль, корректировку работы и оценку ее результатов. | Дизайнерский сервиз (лепка). |
Перечень контрольных работ и направлений проектной деятельности
1 четверть
-защита проекта по теме «Формы и образы природы - образец для мастера»-27.10.2015
2 четверть
-защита проекта по теме «Характер и настроение вещи, их выражение через конструкцию и внешний вид изделия»-22.12.2015
3 четверть
-выставка по теме «Красота и уют нашего дома. Гармония стиля»-15.03.2016
4 четверть
В конце учебного года проводится промежуточная аттестация - защита проекта «Город (село), в котором удобно и приятно жить».
Планируемые результаты освоения учебного предмета и система их оценки
В результате освоения курса «Технология» у третьеклассников будут сформированы предметные, личностные результаты, а также метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться).
Личностные результаты
У третьеклассников будут сформированы:
-положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно- практической деятельности;
-осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно- практической деятельности; способность к самооценке;
-уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
-понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
-представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
-понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с ми- природы;
-чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
У третьеклассников могут быть сформированы:
-устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
-установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
-привычка к организованности, порядку, аккуратности;
-адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
-чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
-самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
-планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
-следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в учебнике, дидактическом материале и пр.;
-руководствоваться правилами при выполнении работы;
-устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
-осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Третьеклассник получит возможность научиться:
-самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
-прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Познавательные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
-находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
-анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
-анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
-выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
-использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
Третьеклассник получит возможность научиться:
-осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
-самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
-создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
-понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
- формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
- выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
- в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
Третьеклассник получит возможность научиться:
-самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
Предметные результаты
Третьеклассник научится:
- использовать приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
- правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
- отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия;
- работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
- изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
- решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
- творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
- понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
- понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Система оценки достижения планируемых результатов
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения в 3 классе. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально- этические ориентации).Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:
- чёткость, полнота и правильность ответа; -
- соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;
- аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
- целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.В конце года проводится комплексная контрольная работа, которая позволяет выявить целый ряд необходимых знаний и умений:
-культура и организация труда, рациональная, эстетичная и безопасная работа (в том числе экономное использование материалов и рабочего времени);
- способы обработки материалов; использование соответствующих ручных инструментов: владение основными приёмами обработки материалов, умение отобрать для этого соответствующие инструменты и правильно их использовать;
- самостоятельный анализ конструкции изделия и его воссоздание по образцу;
- создание образа по ассоциации и с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощение образа в материале.
Нормы оценок
- При устном ответе обучаемый должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины.
- Оценка «5»
- - полностью усвоил учебный материал;
- - умеет изложить его своими словами;
- - самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- - правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Оценка «4»
- - в основном усвоил учебный материал;
- - допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- - подтверждает ответ конкретными примерами;
- - правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Оценка «3»
- - не усвоил существенную часть учебного материала;
- - допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- - затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- - слабо отвечает на дополнительные вопросы.
- Оценка «2»
- - почти не усвоил учебный материал;
- - не может изложить его своими словами;
- - не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- - не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
- Нормы оценок выполнения обучаемыми практических работ
- Учитель выставляет обучаемым отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом труда школьников, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.
- Оценка «5»
- - тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
- - правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
- - изделие изготовлено с учетом установленных требований;
- - полностью соблюдались правила техники безопасности.
- Оценка«4»
- - допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- - в основном правильно выполняются приемы труда;
- - работа выполнялась самостоятельно;
- - норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
- - изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
- - полностью соблюдались правила техники безопасности.
- Оценка «3»
- - имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- - отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- - самостоятельность в работе была низкой;
- - норма времени недовыполнена на 15-20 %;
- - изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
- - не полностью соблюдались правила техники безопасности.
- Оценка «2»
- - имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации раб
- - неправильно выполнялись многие приемы труда;
- - самостоятельность в работе почти отсутствовала;
- - норма времени недовыполнена на 20-30 %;
- - изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
- - не соблюдались многие правила техники безопасности.
Промежуточная аттестация в конце 3-го года обучения проходит в форме защиты проекта по теме «Город (село), в котором удобно и приятно жить».
Проект
:
• Актуальность проблемы
• Корректность методов исследования
• Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями
• Характер общения участников проекта
• Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей
• Умение аргументировать свои заключения, выводы • Эстетика оформления проекта
КАРТА ОЦЕНКИ проекта
работ учащихся
ФИО учащегося _______________________________________________________
Класс________________________________________________________________
Руководитель _________________________________________________________
Тема работы __________________________________________________________
1. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта
1.1. Проблема
Понимает проблему | 1 балл |
Объясняет выбор проблемы | 2 балла |
Назвал противоречие на основе анализа ситуации | 3 балла |
Назвал причины существования проблемы | 4 балла |
Сформулировал проблему, проанализировал ее причины | 5 баллов |
1.2. Целеполагание
Формулирует и понимает цель | 1 балл |
Задачи соответствуют цели | 2 балла |
Предложил способ убедиться в достижении цели | 3 балла |
Предложил способы решения проблемы | 4 балла |
Предложил стратегию | 5 баллов |
1.3. Планирование
Рассказал о работе над проектом | 1 балл |
Определил последовательность действий | 2 балла |
Предложил шаги и указал некоторые ресурсы | 3 балла |
Обосновал ресурсы | 4 балла |
Спланировал текущий контроль | 5 баллов |
1.4. Оценка результата
Сравнил продукт с ожидаемым | 1 балл |
Сделал вывод о соответствии продукта замыслу | 2 балла |
Предложил критерии для оценки продукта | 3 балла |
Оценил продукт в соответствии с критериями | 4 балла |
Предложил систему критериев | 5 баллов |
1.5. Значение полученных результатов
Описал ожидаемый продукт | 1 балл |
Рассказал, как будет использовать продукт | 2 балла |
Обосновал потребителей и области использования продукта | 3 балла |
Дал рекомендации по использованию продукта | 4 балла |
Спланировал продвижение или указал границы применения продукта | 5 баллов |
Количество баллов – _________________(максимальное кол-во – 25)
2. Работа с информацией (количество новой информации использованной для выполнения проекта,
степень осмысления использованной информации)
2.1. Поиск информации
Задает вопросы по ходу работы | 1 балл |
Называет пробелы в информации по вопросу | 2 балла |
Назвал виды источников, необходимые для работы | 3 балла |
Выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников | 4 балла |
Выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников | 5 баллов |
2.2. Обработка информации
Воспроизвел аргументы и вывод | 1 балл |
Привел пример, подтверждающий вывод | 2 балла |
Сделал вывод и привел аргументы | 3 балла |
Сделал вывод на основе критического анализа | 4 балла |
Подтвердил вывод собственной аргументацией или данными | 5 баллов |
Количество баллов – ________ (максимальное кол-во – 10)____
3. Оформление работы
Не соблюдает нормы | 1 балл |
Неточное соблюдение норм | 2 балла |
Соблюдает нормы, заданные образцом | 3 балла |
Использует вспомогательную графику | 4 балла |
Изложил тему со сложной структурой, использовал вспомогательные средства | 5 баллов |
Количество баллов – _____________(максимальное кол-во – 5)___
4. Коммуникация
4.1. Устная коммуникация
Речь не соответствует норме | 1 балл |
Речь соответствует норме, обращается к тексту | 2 балла |
Подготовил план, соблюдает нормы речи и регламент | 3 балла |
Использовал предложенные невербальные средства или наглядные материалы | 4 балла |
Самостоятельно использовал невербальные средства или наглядные материалы | 5 баллов |
4.2. Продуктивная коммуникация
Односложные ответы | 1 балл |
Развернутый ответ | 2 балла |
Привел дополнительную информацию | 3 балла |
Привел объяснения или дополнительную информацию | 4 балла |
Апеллировал к данным, авторитету или опыту, привел дополнительные аргументы | 5 баллов |
4.3. Владение рефлексией
Высказал впечатление от работы | 1 балл |
Назвал сильные стороны работы | 2 балла |
Назвал слабые стороны работы | 3 балла |
Указал причины успехов и неудач | 4 балла |
Предложил способ избегания неудач | 5 баллов |
Количество баллов – _____________(максимальное кол-во – 15)____________
5. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом
Самостоятельно не справился с работой, последовательность нарушена, допущены большие отклонения, работа имеет незавершённый вид | 1 балл |
Самостоятельно не справился с работой, последовательность частично нарушена, допущены отклонения | 2 балла |
Работа не выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением последовательности | 3 балла |
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением последовательности, допущены небольшие отклонения | 4 балла |
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески | 5 баллов |
Количество баллов –_______ _______(максимальное кол-во – 5)____________
6. Дизайн, оригинальность представления результатов
Количество баллов –_______ _______(максимальное кол-во – 5)____________
Для быстрого подсчёта баллов и их оперативного перевода в оценочные нормы предлагаем использовать
следующие листы оценки проектной деятельности учащихся.
ЛИСТ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ
проекта работ учащихся
Фамилия и имя учащегося | Тема работы | Критерии оценки проекта | Сумма баллов | Перевод сумм баллов в оценочные нормы | ||||||||||||
Осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта исследования | Работа с информацией | Оформление работы
| Коммуникация | Степень самостоятель-ности в выполнении различных этапов работы над проектом | Дизайн, оригинальность представления результатов | 85% и выше | 71%-84% | 50%-70% | ||||||||
Максимальное количество баллов по критериям | 56-65 | 46-55 | 33-45 | |||||||||||||
25 | 10 | 5 | 15 | 5 | 5 | 65 | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, максимальное количество баллов составляет 65 баллов.
Перевод сумм баллов за работу в традиционные оценочные нормы предлагаем осуществлять по следующей схеме:
- Оценка «5»(отлично) выставляется за сумму баллов от 85% и выше
- Оценка «4»(отлично) соответствует сумме баллов от 71%до 84%
- Оценка «3» соответственно от 50% до 70%
Работа, содержащая информацию менее 50% оценивается как неудовлетворительная.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся | Планируемые предметные результаты | Универсальные учебные действия | Виды контроля | |
1 четверть- 9 часов Раздел 1. Формы и образы природы - образец для мастера (8 ч) | ||||||||
1 | 01.09 | Вводный урок. Повторение и обобщение пройденного, ознакомление с содержанием работы на новый учебный год. | 1 | Знакомиться с задачами, содержанием и организацией работы в предстоящем учебном году, учебником и рабочими тетрадями. Обсудить содержание учебника и тетрадей, в том числе тематику и содержание предстоящей проектной работы. Учиться выполнять практическую работу по инструкции. | Работать с информацией (учебником).Оформить индивидуальную рабочую тетрадь на печатной основе. Решать задачи на мысленную трансформацию заготовок из бумаги. Выполнять практическую работу по схематической инструкции (изготавливать изделия по графическим схемам). | Ориентироваться в содержании учебника. Воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь). Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого. Руководствоваться правилами при организации рабочего места и выполнении работы. Анализировать образцы изделий, рисунки, схемы. Использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной и материализованной форме. Планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью. Осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы. | Фронтальная беседа. | |
2 | 08.09 | Компьютерные технологии на службе человека (при наличии условий для работы с компьютером). | 1 | Знакомиться с компьютером как средством информационно-технологической поддержки деятельности человека, с основными профессиями, связанными с компьютерными технологиями. Повторить и закрепить приемы работы на компьютере. | Рассматривать, читать учебник. Рассказывать о своем опыте работы на компьютере. Обсуждать вопросы о роли компьютерных технологий в жизни современного общества, о правилах работы на компьютере. Выполнять отдельные упражнения в работе на компьютере. | Ориентироваться в содержании учебника. Воспринимать и анализировать учебную информацию (тексты, рисунки, схемы). Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого. Руководствоваться правилами при организации рабочего места и выполнении работы. | Фронтальный опрос. | |
3 | 15.09 | Образы природы в оригами. Изделия: фигурки курицы, голубя. | 1 | Знакомиться с новыми технологиями получения форм и изготовления фигур в оригами. Упражняться в аккуратном и точном выполнении операций сгибания и складывания бумаги. Читать и анализировать графические схемы изготовления изделий. | Рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы (природными прототипами). Рассказывать об этапах работы по графической инструкции. Вырезать детали по прямолинейной разметке. Анализировать различные способы работы, обсуждать их и сравнивать. Решать задачи на мысленную трансформацию исходной формы при работе с бумагой. Изготавливать фигурки курицы и голубя по графической инструкции, вносить в изделия творческие дополнения. | Анализировать информацию в учебнике, обсуждать ее. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Выполнять работу по инструкции. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). Проявлять заинтересованное, внимательное, вдумчивое отношение к объектам природы и их отражению в произведениях искусства. | Фронтальный опрос, контроль выполнения практических действий. | |
4 | 22.09 | Образы природы в оригами. Изделия: маски зайца, кролика. | 1 | Знакомиться с новыми технологиями получения форм и изготовления фигур в оригами. Решать задачи на мысленную трансформацию исходной формы при работе с бумагой. Упражняться в аккуратном и точном выполнении операций сгибания и складывания бумаги. | Рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы (природными прототипами). Умение читать и анализировать графические схемы изготовления изделий. Вырезать детали по прямолинейной разметке. Анализировать различные способы работы. Изготавливать маски кролика и зайца по графической инструкции, вносить в изделия творческие дополнения. | Воспринимать и анализировать графическую и текстовую информацию. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Выполнять работу по инструкции. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). Проявлять заинтересованное, внимательное, вдумчивое отношение к объектам природы и их отражению в произведениях искусства. | Контроль выполнения практических действий. | |
5 | 29.09 | Силуэт: красота линий и форм. Узоры в квадрате. | 1 | Знакомитсья с декоративно-художественными особенностями силуэтных изображений. Осваивать технологию вырезания силуэтов из бумаги. Анализировать особенности силуэтных изображений, их художественную выразительность, приемы изготовления изделий. Упражняться в применении средств художественной выразительности при изготовлении силуэтов. | Читать текст, воспринимать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее. Рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы (природными прототипами). Упражняться в вырезании простых симметричных и асимметричных силуэтных изображений. Решать задачи на мысленную трансформацию узоров в квадрате в соответствии с правилами их создания. Изготавливать изделия с симметричной (в квадрате) и асимметричной композицией в технике силуэтного вырезания. | Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Выполнять работу по инструкции. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). Проявлять заинтересованное, внимательное, вдумчивое отношение к объектам природы и произведениям искусства. | Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий. | |
6 | 06.10 | Образы природы в коллаже (из ткани или бумаги). Силуэт: красота линий и форм. Узоры в полосе. | 1 | Знакомиться с декоративно-художественными особенностями коллажа. Осваивать технологию изготовления коллажа из бумаги и ткани. Анализировать способы и правила изготовления коллажа из бумаги и ткани. | Читать текст, рассматривать образцы изделий и композиций. Воспринимать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее. Обсуждать варианты работы с товарищами. Создавать групповые или индивидуальные композиции на плоскости в технике коллажа. | Воспринимать и оценивать текстовую и визуальную информацию, обсуждать ее. Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ней. Создавать мысленный образ (замысел) композиции. Прогнозировать композиционное решение в соответствии с замыслом. Планировать работу и выполнять ее по плану. Аргументированно излагать свою точку зрения, внимательно выслушивать мнения одноклассников. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). | Контроль выполнения практических действий. | |
7 | 13.10 | Отражение природных форм в изделиях человека. Лепка животных по наблюдениям. Формы природы в бытовых вещах. | 1 | Закрепить и расширитьспособы пластического изображения животных в процессе лепки. Проводить целенаправленные наблюдения за животными с целью детализации знаний и представлений об их внешности, пластике. Совершенствоватьспособы лепки из целого куска пластилина. | Читать, слушать информацию о скульптурных изображениях животных, способах лепки из целого куска пластилина, средствах художественной выразительности в пластике, обсуждать ее; рассматривать образцы. Вообразить любимое животное в виде скульптурного изображения. Упражняться в использовании новых знаний и освоенных приемов работы для создания выразительного образа. Создавать однофигурную пластическую композицию в технике лепки из пластилина. | Воспринимать и анализировать учебную информацию. Анализировать образцы изделий, обсуждать их. Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним. Проявлять учебно-познавательный интерес, стремление к творческой самостоятельности. Создавать в воображении выразительный художественный образ. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе. Прогнозировать действия, необходимые для получения определенного декоративно-художественного эффекта. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). | Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий. | |
8 9 | 20.10 27.10 | Образы природы в изделиях из бисера. Цветы и другие изделия из бисера. Защита проекта по теме «Формы и образцы природы- образец для мастера» | 1 1 | Знакомиться с технологией изготовления изделий из бисера. Расширить знания и представления о передаче разнообразных форм природы в декоративно-прикладных изделиях. Читать и самостоятельно разрабатывать схемы деталей из бисера. Упражняться в самостоятельном составлении схем изделий из бисера. | Рассматривать и изучать образцы изделия. Слушать объяснения учителя, воспринимать инструкции и выполнять работу в соответствии с ними. Обсуждать и аргументировать возможные варианты работы. Изготавливать изделия из бисера по инструкции и образцам. | Воспринимать учебную информацию. Анализировать и сравнивать образцы изделий, схемы и инструкции. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Планировать последовательность операций. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Проектировать изменение декоративно-художественного образа изделия. Творчески использовать приобретенные знания и умения в собственной деятельности. Производить контроль и оценку результатов работы. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. | Фронтальный опрос. Защита проекта | |
2 четверть- 8 часов Раздел 2. Характер и настроение вещи, их выражение через конструкцию и внешний вид изделия (7 ч) | ||||||||
1 | 10.11 | Пригласительные билеты и поздравительные открытки. Открытка с окошком. | 1 | Решать творческие задачи художественно-конструкторского плана. Создать эскизы открытки с окошком в рабочей тетради. Осваивать новые приемы работы. | Читать, слушать объяснения, рассматривать, анализировать, сравнивать образцы изделий. Обсуждать особенности и основные правила изготовления открыток с окошком. Выполнять построение прямоугольной заготовки - основы открытки. Изготавливать открытку. | Воспринимать и анализировать информацию; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним. Оценивать средства художественной выразительности в изделии. Принимать учебную задачу. Проектировать выразительное декоративно-художественное изделие. Прогнозировать действия, необходимые для получения определенного декоративно-художественного эффекта. Аргументированно излагать свою точку зрения, внимательно выслушивать мнения одноклассников. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе; воплощать замысел в изделии. Анализировать и оценивать результаты выполненной работы. | Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий. | |
2 | 17.11 | Пригласительные билеты и поздравительные открытки. Фигурная открытка. | 1 | Осваивать новые способы работы. Решать творческие задачи художественно-конструкторского плана. Создать эскизы открытки в рабочей тетради. | Читать информацию в учебнике, рассматривать, анализировать, сравнивать образцы изделий. Обсуждать особенности и основные правила изготовления фигурных открыток. Осваивать новые приемы работы. Изготавливать открытку. | Воспринимать и анализировать учебную информацию; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним. Принимать учебную задачу. Создавать в воображении выразительный художественный образ; проектировать декоративно-художественное изделие на образной основе. Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Аргументированно излагать свою точку зрения, внимательно выслушивать мнения одноклассников. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе; воплощать замысел в изделии. Анализировать и оценивать результаты выполненной работы. | Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий. | |
3 | 24.11 | Упаковка. Связь упаковки и предмета. Упаковка для подарка «Домик». | 1 | Строить прямоугольник с помощью угольника, читать чертёж и технический рисунок изделия и работать по ним. Решать задачи на мысленную трансформацию объемной формы в плоскую развертку. Выполнить расчетно-измерительные и вычислительные задания. | Читать тексты учебника, воспринимать и анализировать образцы изделий. Рассматривать и анализировать графическую техническую документацию: чертеж, технический рисунок, эскиз. Решать задачи на создание адекватного образа подарочной упаковки. Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выбирать варианты. Выполнять построение прямоугольной развёртки в соответствии с чертежом. Выполнять работу по созданию декора упаковки. | Воспринимать и анализировать информацию в учебнике; принимать учебную задачу. Читать и анализировать простейшую техническую документацию (технический рисунок, чертёж, эскиз). Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Планировать умственные и практические действия. Оценивать результаты выполненной работы. | Контроль выполнения практических действий. | |
4 | 01.12 | Мини-проект: проектирование упаковки для определенного предмета. Образ и конструкция игрушки. Новые приемы бумажной пластики. Дед Мороз и Снегурочка из бумаги. | 1 | Выявить функции упаковки, осмыслить единство упаковки и вещи. Знакомиться с новыми приёмами обработки и пластической трансформации бумажных заготовок. Выполнить работу по созданию декора упаковки с учетом формы и функции изделия. | Выполнять эскиз развертки упаковки в соответствии с поставленной конструкторской задачей. Выполнять построение прямоугольной развёртки в соответствии с замыслом. Подбирать материалы и выполнять декор изделия в соответствии с решаемой декоративно-художественной задачей. Изготавливать игрушку по образцу и по замыслу. | Создавать мысленный образ будущего изделия. Проявлять учебно-познавательный интерес, стремление к творческой самостоятельности. Моделировать, прогнозировать действия, необходимые для выполнения творческой работы. Осуществлять поиск способа выполнения задания. Проявлять смекалку, изобретательность. Проявлять проектно-исследовательские умения. Оценивать результаты выполненной работы. | Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий. | |
5 | 08.12 | Разметка деталей с помощью циркуля. Фонарик из кругов. | 1 | Знакомиться с приемами работы с циркулем. Упражняться в выполнении разметки с помощью циркуля и линейки; в построении окружности и различных фигур с помощью циркуля и линейки. Решать творческие задачи. | Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Решать задачи на мысленную трансформацию объемных изделий. Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выполнять построение деталей с помощью циркуля и линейки. Изготавливать фонарик по образцу и по инструкции. | Анализировать текстовую и графическую информацию; творчески использовать ее в своей работе. Анализировать и сравнивать образцы; на основе анализа и сравнения делать обобщения и выводы о возможных вариантах работы. Читать чертежно-графическую документацию, выполнять работу на ее основе. Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Планировать умственные и практические действия. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Оценивать результаты выполненной работы. | Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий. | |
6 | 15.12 | Разметка деталей с помощью циркуля. Звезда на новогоднюю ёлку. | 1 | Повторить и закрепить приемы работы с циркулем. Выполнить чертежно-графические работы с помощью циркуля. Решить задачи, связанные с освоением нового способа построения формы звезды. Решить творческие задачи. | Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Рассматривать и анализировать графическую инструкцию. Выполнять построение звезды с помощью циркуля и линейки. Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Изготавливать звезду по образцу и по инструкции. | Анализировать текстовую и графическую информацию, творчески использовать ее в своей работе. Анализировать и сравнивать образцы; на основе анализа и сравнения делать обобщения и выводы о возможных вариантах работы. Читать чертежно-графическую документацию, выполнять работу на ее основе. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Проектировать варианты изделия и их конструкцию. Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Планировать умственные и практические действия. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Оценивать результаты выполненной работы. | Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий. | |
7 | 22.12 | Настольная карточка. Защита проекта по теме «Характер и настроение вещи, их выражение через конструкцию и внешний вид изделия» | 1 | Уточнить представления о единстве формы и функции в вещах. Упражняться в подборе конструктивных и декоративно-художественных средств в соответствии с творческим замыслом. Конструировать и изготавливливать дополнительные декоративные детали. | Читать, слушать объяснения учителя, рассматривать образцы и графическую инструкцию в учебнике. Решать творческие художественно-конструкторские задачи. Выполнять построение прямоугольных заготовок по чертежу и техническому рисунку. Изготавливать настольную карточку в соответствии с заданием. | Анализировать текстовую и графическую информацию; творчески использовать ее в своей работе. Анализировать и сравнивать образцы; на основе анализа и сравнения делать обобщения и выводы о возможных вариантах работы. Читать чертежно-графическую документацию, выполнять работу на ее основе. Моделировать, выполнять мысленную трансформацию объемного изделия в плоскую развертку. Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов. Планировать умственные и практические действия. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Анализировать и оценивать полученные результаты. | Контроль выполнения практических действий. Защита проекта | |
Раздел 3. Красота и уют нашего дома. Гармония стиля (9ч) | ||||||||
8 | 29.12 | Стиль и основные качества бытовых вещей. Кухонная прихватка. Изготовление выкройки. Разметка деталей и раскрой ткани. | 1 | Расширить и закрепить понятия и представления о единстве функциональных и эстетических качеств в вещах. Решать творческие художественно-конструкторские задачи. | Читать, слушать объяснения учителя, рассматривать образцы. Обсуждать информацию. Выполнять эскизы кухонных прихваток в рабочей тетради. Вносить конструктивные изменения и дополнения в эскизы в соответствии с заданием. | Анализировать текстовую и графическую информацию; творчески использовать ее в своей работе. Анализировать и сравнивать образцы; на основе анализа и сравнения делать обобщения и выводы о возможных вариантах работы. Прогнозировать использование материалов, отвечающих назначению изделия, делать аргументированный выбор. | Контроль выполнения практических действий. | |
III четверть (9 часов) | ||||||||
1 | 12.01 | Кухонная прихватка. Сборка изделия. | 1 | Знакомиться с приёмом выполнения шва «строчка». Повторить и закрепить прием выполнения шва «вперед иголку». | Осваивать новые виды стежков, упражняться в выполнении шва «назад иголку». Осваивать приемы сшивания деталей из ткани. Изготавливать прихватку в соответствии с инструкцией. | Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать информацию в учебнике. Выполнять работу по инструкции. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Анализировать и оценивать полученные результаты. | Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий. | |
2 | 19.01 | Кухонная прихватка. Отделка изделия. Стилевое единство предметов. Мини-проект: проектирование комплекта для кухни (прихватка и грелка на чайник). | 1 | Выявить связь между формой и функцией изделия, узнать о стилевой гармонии и способах ее достижения в предметной среде. Выполнить эскизы изделий в соответствии с творческим замыслом. | Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Вносить коррективы и дополнения в эскизы изделий, предложенные в рабочей тетради. | Анализировать образцы. Осуществлять творческий поиск, выдвигать проектные идеи, направленные на достижение поставленной цели и желаемого результата, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов. Планировать умственные и практические действия. Творчески использовать полученные знания и умения в своей работе. Проявлять проектно-исследовательские умения. Аргументированно обосновывать проектный замысел, выслушивать и оценивать идеи одноклассников. Анализировать и оценивать полученные результаты. | Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий. | |
3 | 26.02 | Грелка на чайник. Изготовление выкройки. Разметка деталей и раскрой ткани. | 1 | Совершенствовать приемы изготовления простейшей выкройки. Упражняться в разметке деталей и раскрое ткани. | Анализировать образцы изделий. Изготавливать выкройку, производить разметку и раскрой ткани в соответствии с инструкцией и собственным замыслом. | Воспринимать и анализировать учебную информацию. Анализировать конструкцию образцов, обсуждать их и сравнивать. Проектировать изделие в соответствии с поставленной целью. Прогнозировать и планировать систему целенаправленных действий для достижения результата (замысла). Применять освоенные способы работы в новых условиях, в рамках решения творческой задачи. Анализировать и оценивать полученные результаты. | Контроль выполнения практических действий. | |
4 | 02.02 | Грелка на чайник. Сборка изделия. | 1 | Повторить и закрепить прием выполнения швов «строчка» и «вперед иголку». Осваивать новые приемы работы. | Читать инструкцию. Выполнять сшивание деталей изделия, используя освоенные приемы работы. | Воспринимать, анализировать и оценивать информацию в учебнике. Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Руководствоваться инструкцией и правилами при выполнении работы. Анализировать и оценивать полученные результаты. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. | Контроль выполнения практических действий. | |
5 | 09.02 | Грелка на чайник. Отделка изделия. | 1 | Экспериментировать с отделкой изделия. Осваивать новые приёмы работы. | Рассматривать и обсуждать образцы. Читать и обсуждать информацию о вариантах отделки изделия. Выполнять отделку изделия в соответствии с правилами и собственным замыслом. | Воспринимать, анализировать и оценивать информацию в учебнике. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Планировать умственные и практические действия. Творчески использовать приобретенные знания и умения в своей деятельности. Анализировать и оценивать полученные результаты. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. | Контроль выполнения практических действий. | |
6 | 16.02 | Обложка для книги (ткань). Изготовление выкройки. Разметка и раскрой ткани. Сшивание изделия. | 1 | Знакомиться с новыми приемами работы с тканью. Повторить и закрепить приемы выполнения швов «строчка» и «вперед иголку». | Рассматривать и анализировать образцы. Читать словесную и графическую инструкцию и выполнять работу в соответствии с ней. Осваивать новые приемы работы. Сшивать обложку. | Воспринимать, анализировать и оценивать учебную информацию. Руководствоваться инструкцией и правилами при выполнении работы. Планировать умственные и практические действия, оптимальную последовательность операций. Анализировать и оценивать полученные результаты. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. | Контроль выполнения практических действий. | |
7 | 01.03 | Обложка для книги (ткань). Обработка края изделия. | 1 | Знакомиться с новыми приемами работы с тканью. Повторить и закрепить прием выполнения шва «через край». Освоить новые приемы работы. | Рассматривать и анализировать образцы. Читать словесную и графическую инструкцию и выполнять работу в соответствии с ней. Обрабатывать край обложки, используя освоенные швы. | Воспринимать и усваивать новую информацию. Принимать учебно-познавательную задачу, понимать алгоритм действий, выполнять работу на его основе. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Производить контроль и оценку результатов работы. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. | Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий. | |
8-9 | 15.03-22.03 | Стебельчатый шов. Монограмма. Конструкция и образ записной книжки. Простой переплёт. Записная книжка в мягкой обложке. | 1 | Знакомиться со стебельчатым швом, его назначением и способом выполнения. Освоить прием выполнения стебельчатого шва. Упражняться в выполнении стебельчатого шва, в рисовании монограмм. | Рассматривать и изучать образцы вышивок стебельчатым швом. Воспринимать информацию о назначении и выполнении стебельчатого шва. Рассматривать, анализировать образцы монограмм, обсуждать правила их создания. Выполнять эскиз собственной монограммы. Вышивать монограмму на ткани стебельчатым швом. | Воспринимать и усваивать новую информацию. Анализировать и сравнивать образцы изделий; делать умозаключения о возможных вариантах их создания. Принимать учебно-познавательную задачу, понимать алгоритм действий, выполнять работу на его основе. Выполнять работу в соответствии с инструкцией. Создавать в воображении образ декоративно-художественного изделия в соответствии с правилами. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. | Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий. | |
Выставка по теме «Красота и уют нашего дома. Гармония стиля» | Анализировать конструкцию изделия и устанавливать взаимосвязи между особенностями его функции и конструктивными особенностями. Осваивать прием сшивания тетради «в три прокола». | Рассматривать, изучать, обсуждать образцы изделия. Воспринимать информацию о взаимосвязи формы изделия с его назначением. Выполнять построение прямоугольных деталей с помощью чертежноизмерительных инструментов. Выполнять сшивание тетради в три прокола. Решать художественно-конструкторские задачи. Осваивать приемы работы с фальцлинейкой, шилом и канцелярским ножом. Изготавливать записную книжку в мягкой обложке. | Планировать порядок действий. Анализировать и сравнивать образцы изделия. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Прогнозировать взаимосвязь выполняемых действий и предполагаемых результатов работы. Производить контроль и оценку результатов работы; корректировать ход работы. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. | Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий. Выставка «Красота и уют нашего дома» | ||||
4 четверть -8 часов Раздел 4. От мира природы - к миру вещей (5 ч) | ||||||||
1-2 | 05.04 12.04 | Чудесный материал - соломка. Простые конструкции из соломки. | 2 | Осваивать приемы работы с соломенными трубками. Определять закономерности создаваемых конструкций, выбирать наиболее целесообразные и рациональные способы работы. | Рассматривать, изучать, обсуждать образцы изделия. Обсуждать и аргументировать свой выбор. Упражняться в работе с соломкой. Изготавливать изделия из соломенных трубок по вариативным образцам. | Воспринимать и усваивать новую информацию. Анализировать и сравнивать образцы изделия. Принимать учебно-познавательную задачу, понимать закономерности создания устойчивых конструкций. Планировать последовательность операций. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Творчески использовать приобретенные знания и умения в собственной деятельности. Производить контроль и оценку результатов работы. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. | Контроль выполнения практических действий. | |
3 | 19.04. | Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях. | 1 | Совершенствовать умения конструирования сооружений и механизмов с заданными свойствами, приемы работы с деталями механического «Конструктора». Упражняться в сборке подвижных и неподвижных соединений. | Рассматривать и анализировать образцы изделия. Определять принцип действия узлов конструкций и механизмов, подбирать наиболее целесообразные способы выполнения работы. Обсуждать и аргументировать свой выбор. Изготавливать сооружения из разных материалов по вариативным образцам. | Анализировать и сравнивать образцы изделия. Принимать учебно-познавательную задачу, понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним. Планировать последовательность операций. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Проектировать изделия в соответствии с технической задачей. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Творчески использовать приобретенные знания и умения в собственной деятельности. Производить контроль и оценку результатов работы. | Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий. | |
4 | 26.04. | Мини-проект: творческое конструирование (дизайн-проект сооружений с подвижным и неподвижным соединением деталей). | 1 | Обобщить и систематизировать полученные знания о различных видах конструкций и способах соединения деталей в изделии, приемах обработки материалов. Выполнить эскизы вариантов изделия. | Рассматривать и изучать образцы изделия. Подбирать необходимые материалы для работы. Изготавливать изделие по собственному замыслу. | Анализировать и сравнивать образцы - аналоги изделий; делать необходимые обобщения и выводы. Создавать в воображении мысленный образ изделия, адекватный поставленной задаче. Проектировать изделие в соответствии с поставленной целью; осуществлять поиск способов ее достижения. Прогнозировать и планировать систему целенаправленных действий для достижения цели. Применять освоенные способы работы в новых условиях, в рамках решения творческой задачи. Анализировать и оценивать полученные результаты. | Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий. | |
5 | Конструирование из разных материалов. Модель ракеты. | 1 | Совершенствовать умения конструирования сооружений и механизмов с заданными свойствами, приемов работы с различными материалами. Упражняться в освоении новых приемов работы (разрезание изделий из пластика, выполнение щелевого замка). | Читать, слушать, обсуждать информацию об использовании человеком «секретов» природы в своих изделиях. Рассматривать образцы технических устройств. Изготавливать макет ракеты из разных материалов. | Воспринимать, анализировать и усваивать новую информацию. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Планировать последовательность операций. Создавать в воображении образ изделия в соответствии с учебной задачей; проектировать собственное произведение. Творчески использовать приобретенные знания и умения в собственной деятельности. Производить контроль, корректировку работы и оценку ее результатов. | Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий. | ||
Раздел 5. Подготовка к выполнению проекта (4 ч) | ||||||||
6 | 10.05 | Подготовка к выполнению проекта. Решение проектно-конструкторских задач, выполнение эскизов. | 1 | Выполнять расчеты, чертежно-графические работы. Самостоятельно планировать этапы работы над изделием. Изготавливать макеты проектных изделий из соответствующих материалов. | Читать, слушать, обсуждать информацию и инструкции в учебнике. Рассматривать и обсуждать образцы- аналоги, репродукции и фотографии конструкций, сервизов, предметов окружающего мира. Придумывать предметы с требуемыми свойствами. Выполнять разметку, заготовку деталей и сборку изделия в соответствии с проектным замыслом по выбранной теме. | Анализировать задание. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Планировать последовательность операций. Создавать в воображении предметы с требуемыми свойствами, проектировать собственное изделие. Творчески использовать приобретенные знания и умения в собственной деятельности. Проявлять познавательную самостоятельность, настойчивость в решении поставленных задач. Соблюдать культуру труда и организованность. Проявлять проектно-исследовательские умения. Производить контроль, корректировку работы и оценку ее результатов. | Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий. | |
7 | 17.05 | Обобщающий урок по теме «Как создается рукотворный мир: от мира природы - к миру вещей». | 2 | Рассматривать и обсуждают образцы, репродукции и фотографии предметов окружающего мира. Создать эскизы сервизов или технических сооружений в соответствии с проектной задачей. | Читать, слушать учебную информацию и инструкции. Производить оценку и выбор правильных ответов в соответствии с заданиями. Выполнять чертежно- графические работы. | Воспринимать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Прогнозировать и планировать необходимые действия. Выполнять необходимые действия в соответствии с планом. Корректировать работу (при необходимости). Производить контроль и оценку результатов работы. | Проверка и анализ сформированности основных предметных и метапредметных результатов у учащихся по итогам 3-го года обучения. | |
8 | 24.05 | Подведение итогов года. Промежуточная аттестация -защита пректа «Город, в котором удобно и приятно жить». | 1 | Обмениваться впечатлениями об экспонатах выставки и учебных достижениях. | Рассматривать и анализировать экспонаты выставки. Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах. | Воспринимать, анализировать информацию, содержащуюся в экспонатах выставки. Аргументированно высказывать свое мнение, внимательно и доброжелательно слушать мнение товарищей и гостей выставки. Производить оценку достижений. | Подведение итогов года. Выставка работ. | |
Итого за год: 34 часа |
Учебно-методическое и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
- Технология: Наш рукотворный мир: учебник для 3 класса общеобразовательных учений / Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
- Технология. 3 класс. Рабочие тетради №1, 2 / Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
Специфическое оборудование
- комплект наглядных пособий;
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- интерактивная доска;
Электронно-программное обеспечение (при возможности)
- компьютер;
- презентационное оборудование;
- выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся - на уровне ознакомления);
Для работы каждому ребенку необходимы следующие материалы:
- наборы цветной бумаги для аппликации, картон, линейка, фальцлинейка, ткань, пластилин, швейные нитки, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, пластмассовый «Конструктор», гуашь;
- инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета ___________________ФИО
МБОУ Куйбышевской СОШ (подпись)
им.А.А.Гречко
от ______________2015 № 2015
_________ ______________
(подпись руководителя МС, ФИО)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии (автор Н. М.Конышева) для 2 класса УМК "Гармония" ФГОС
Здесь представлена рабочая программа (пояснительная записка и календарно-тематическое планирование) по технологии (автор Н. М. Конышева) для 2 класса УМК "Гармония" ФГОС...
рабочая программа по технологии, автор Н. Роговцева.
Программа обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятель...
Рабочая программа по математике автор Н.Б.Истомина УМК "Гармония" 2 класс
Рабочая программа по математике автор Н.Б.Истомина УМК "Гармония" для 2 класса. Рабочая программа разработана на основе:- примерной образ...
Рабочая программа по технологии для 1 класса по УМК "Гармония"
Рабочая программа по технологии разработана на основе авторской программы Н.М.Конышевой, входящей в УМК "Гармония", рассчитана на 33 часа и предназначена для 1 класса. В рабочей программе представлены...
Рабочая программа по технологии для 3 класса по УМК "Гармония"
Рабочая программа по технологии с календарно-тематическим планированием для 3 класса по УМК "Гармония"...
Рабочая программа по технологии, автор учебника Е.А. Лутцева 2 кл
Рабочая программа по технологии УМК "Школа России" 2 класс...
Рабочая программа по технологии авторы Е. А. Лутцева, Т.П. Зуева УМК Школа России
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС НОО...