Организация практической работы на уроках сельскохозяйственного труда
материал по технологии на тему
Организация практической работы на уроках сельскохозяйственного труда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_napravlennost_obucheniya_s.docx | 41.28 КБ |
Предварительный просмотр:
В.В. Шитухина
Организация практической работы на уроках сельскохозяйственного труда.
Шитухина Валентина Васильевна - учитель трудового обучения государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Краснодарского края специальной (коррекционной) школы-интерната ст-цы Калининской
E-mail: Shituhina VV@mail.ru
Организация практической работы на уроках сельскохозяйственного труда.
Условия современной жизни предъявляют высокие требования к выпускнику. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый баланс знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться в новых для выпускника условиях, правильно строить свои отношения с людьми, иметь желание трудиться.
Как же помочь в этом плане учащимся? Задача нашей школы - помочь учащимся в самоопределении , самореализации и оказании помощи в выборе трудового пути.
Программа трудового обучения по с/х труду рассчитана на подготовку учащихся к работе в сельском хозяйстве в качестве рабочих овощеводческих, садоводческих бригад, а также на животноводческих фермах с частичной механизацией процессов.
Именно уроки с/х труда формируют у учащихся готовность и способность к активному участию в созидательном труде. Наша задача, как учителя, заключается в формировании знаний, умений и навыков в работе, формирование определенных качеств личности, которые необходимы для становления сознательного отношения к труду, морально-волевых и эмоциональных факторов, отражающих положительное отношение к систематической трудовой деятельности.
Труд является важным средством коррекции и развития личности. На первом занятии с детьми я объясняю зачем в нашей школе введен такой предмет как с/х труд. Все продукты питания, а также натуральные ткани – это результат труда человека в сельском хозяйстве. Сельское хозяйство - это основа жизни человека на нашей планете.
Составляя календарно-тематическое планирование по с/х труду были внесены изменения, потому что в школе нет животноводческой фермы. Изучаем теоретический материал по темам: «Осенние сельскохозяйственные работы», «Горох», «Фасоль», «Картофель», «Цветочные растения». Сельскохозяйственные знания и умения, полученные на уроках необходимы для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах.
Для эффективного обучения детей с нарушением интеллектуального развития необходимо проводить систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей. Одним из способов являются практические работы учащихся, которые позволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков. Формирование личности, дальнейшая социальная адаптация зависят от учителя и взаимопонимания учителя с учеником.
Зная особенности ребят мне легче организовать учебный процесс.
При вскапывании почвы Малышко Александр, Борц Виктория и Карепин Егор работу выполняют быстро, качественно и слаженно, а Немыкин Даниил, Коневская Виктория вскапывание почвы проводят медленно. Эти ребята физически слабые. Им даю задание по обработке почвы индивидуально.
Я пришла к выводу, что единообразия в требованиях не должно быть. Надо считаться с состоянием здоровья ребенка и его желанием выполнять работу. Чаще давать возможность ученику выбрать наиболее интересующее его задание по содержанию и выполнению работ. У учителя с/х труда такая возможность есть. На одном и том же уроке одни ребята готовят почву, другие сеют, поливают, делают заделку семян. Для меня главное, чтобы ребенок с желанием выполнял работу.
Для закреплений знаний к каждому разделу прилагается практическая работа.
Для продуктивной работы на уроках с/х труда разработан земельный участок возле школы с отделами: овощной, цветочно-декоративный, теплица, где выращивают рассаду, овощи, зеленные овощи, ягодные культуры. При выполнении практических работ учащиеся показывают сформированный уровень умений и навыков в соответствии с их возможностями.
В весенне-осенний период ребята работают на свежем воздухе: перекапывают почву, формируют и сажают цветы, пропалывают клумбы. На школьном участке обрабатывают кустарники сирени, которые сами и посадили. При проведении практических занятий учащиеся используют в своей работе сельскохозяйственный инвентарь, изучают правила безопасного обращения с тяпками, лопатам, граблями, вилами. Практические занятия способствуют более полному усвоению полученных знаний, формированию умений и навыков.
Немалую роль в адаптации выпускников к самостоятельной жизни играют уроки экономики. С основами экономических знаний знакомлю детей с первого года обучения. Убеждаю и показываю практически : что беречь, как беречь, что экономить.
Если кто-то сломает лопату, объясняю, что в любую вещь вложен труд многих людей, может быть и труд самих учащихся. У каждого предмета есть своя стоимость, своя ценность. Ученики нашей школы знают, что земля имеет огромную ценность. Дети знают как нужно обрабатывать землю, чтобы получить урожай, умеют подсчитывать среднюю урожайность. Я уверена, что имея собственное хозяйство, они в будущем смогут экономить денежные средства в семье и получат экологически чистую продукцию, а также денежный доход.
Выполняя практическую работу, ребята видят, что их труд приносит пользу школе, а в дальнейшем, я уверена, что кто-то из выпускников займется выращиванием рассады для себя и для реализации.
При изучении раздела «Цветочные Растения» учащиеся 5 классов выполняли следующие практические работы: осуществляли уход за комнатными растениями, пересаживали комнатные растения способом перевалки, собирали и изучали семена цветочных растений.
Отмечаю у ребят 5 класса рост самостоятельности, повышение ответственности и дисциплинированности, а также повышение самоконтроля при выполнении трудовых практических заданий.
Таким образом, на уроках с/х труда учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки, которые закрепляются во время практических работ, соответственно возрастным периодам развития ребенка и их индивидуальным психическим и физическим возможностям.
Уроки труда способствуют также развитию и укреплению физического развития личности. Учитель должен заботиться о сохранении здоровья учащихся. Я всегда слежу, чтобы ребята, работая на улице, имели соответствующую погодным условиям одежду, правильно подбирали рабочий инвентарь.
К моменту выпуска из школы у учащихся происходит формирование практических навыков по технологии выращивания овощных культур: картофеля, лука, чеснока, моркови, свеклы, капусты, томатов, выращивания рассады цветочных растений. У каждого выпускника сформированы навыки самостоятельной работы по подготовке почвы к посадке, они в состоянии проводить посев семян и посадку рассады в грунт, производить уход за выращиваемой культурой, проводить уборку урожая. сортировку овощей, реализацию, знают условия хранения.
К индивидуальной трудовой деятельности наших выпускников удается подготовить благодаря корректировке программы по с/х труду, которая позволяет учащимся овладеть элементарными умениями и навыками для выполнения несложных практических работ.
Старшеклассники самостоятельно:
- готовят свое рабочее место к уроку;
- подбирают нужный инвентарь в соответствии росту и силе;
- поддерживают чистоту рабочего места;
- умеют проводить обработку почвы;
- готовить семена к посеву;
- вносить удобрения для плодородия почвы;
- проводить посадку всех овощных культур и цветочно-декоративных;
- осуществлять уход за культурами во время роста (полив, рыхление, прополка, подкормка);
- знают признаки созревания культур и время уборки;
- знают условия хранения овощных растений;
- освоили правила пользования ручным инвентарем;
- умеют реализовать убранный урожай.
В процессе практической работы происходит более полное усвоение ранее полученных теоретических знаний. Выполнение практических работ способствует также более успешной сдаче государственного экзамена по профильному труду. На уроках сельскохозяйственного труда используются технологические карты ответа. Данные карты способствуют качественному усвоению знаний, они представляют собой подробный план ответа, который сопровождается тематическими картинками, используются на уроках уже с 5 класса. Такой приём позволяет выработать у учащихся последовательность выполнения работы, глубоко усвоить практические умения и навыки и к итоговой аттестации подойти с более успешным результатом.
Выпускник, изучив программу по с/х труду, которая включает отделы овощеводства, садоводства, цветоводства, имеет выбор для самореализации в своей жизни по месту жительства. Уроки технологии играют положительную роль в социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. С их помощью выпускники коррекционной школы лучше адаптируются в дальнейшей жизни. Вооружённые необходимыми знаниями, они успешно применяют их на практике.
К нам приходят бывшие выпускники, которые говорят, что школа дала им хорошую подготовку в жизнь. Ради этого хочется работать и быть полезной людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-практическая работа "Технология уроков математики в начальной школе на основе деятельностного метода. Л. Г. Петерсон."
В работе описана теория технологии деятельностного метода, представлены конкретные примеры применения его на уроках математики в начальной школе....
Практические работы на уроках окружающего мира
содержание, методика проведения практических работ на уроках окружающего мира...
Выступление на семинаре по теме "Развитие самостоятельности младших школьников через организацию практической деятельности на уроке».
В выступлении раскрываются цели, функции, признаки самостоятельной работы на уроке. Выделяются уровни и типы самостоятельной деятельности школьников, представлены наиболее распространённые виды ...
Примерные темы сообщений для аттестации учащихся 4 класса, освобождённых от практической работы на уроке физической культуры
Темы сообщений для аттестации учащихся 4 класса распределены с учечтом программы по физической культуре и сроков прохождения учебногом материала в 2015-16 учебном году...
Статья "Организация практической деятельности на уроках географии для учащихся с ОВЗ"
Продуктивная практическая деятельность, а также успешное Формирование понятий и представлений у слабослышащих и глухих учащихся происходит лишь в том случае, если педагог учитывает целый ряд ос...
Формы организации практической работы в урочной и внеурочной деятельности, направленной на освоение детьми основ нравственности и морали, изучение правил этикета в процессе формирования навыков общения (из опыта работы)
Формы организации практической работы в урочной и внеурочной деятельности, направленной на освоение детьми основ нравственности и морали, изучение правил этикета в процессе формирования навыков общени...
Тема: Надёжная защита. Практическая работа. Тип урока: изучение нового материала.
На уроке ребята узнают о свойствах и строении кожи;средства гигиены и ухода за кожей. Научатся оказывать первую помощь при повреждении кожных покровов....