Элементы проектной деятельности на уроках технологии
статья по технологии (4 класс) по теме
В статье представлен интересный подход учёта внеучебных достижений учащихся в учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
подход использования внеучебных достижений учащихся в учебной деятельности | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Интересный подход к учету внеучебных достижений обучающихся.
(Из опыта организации и проведения школьного проекта в классе)
Наша школа работает по теме опытной работы «Учёт внеучебных достижений обучающихся». Выявленные внеучебные умения школа в течение отчётного периода применяла в учебном процессе и во внеурочной деятельности.
В современном образовательном процессе актуально использование таких приёмов и методов обучения, которые формируют у учащихся умение самостоятельно добывать знания, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Всего этого можно добиться путём включения детей в проектную деятельность. Проектная деятельность формирует навык самостоятельного получения знаний, формирует знание своего «незнания», а также самостоятельность, любознательность и познавательный интерес. В начальной школе мы используем только элементы проектной деятельности.
Я предлагаю вашему вниманию опыт приобщения внеучебных достижений в образовательном процессе.
На первом родительском собрании для знакомства со своими учениками я предлагаю анкету, которая среди прочей информации позволяет мне ближе познакомиться с будущими моими учениками.
Анкета.
1. Ф.И.О ребенка _________________________________
2. Дата рождения _________________________________
3. Д/адрес _______________________________________
(где прописан) (где проживает)
4. Обращались ли родители к помощи логопеда? ________________________________________________________
(Если, “да”, укажите звуки над которыми работали) ________________________________________________________
5. Нужна ли помощь логопеда в 1 классе? _________________________________________________
6. Состояние здоровья (здоров, нарушение осанки, левша, повышенная нервная возбудимость, нарушение слуха и зрения, плаксивость, агрессивность, часто болеет, освобожден от физкультуры).
7. На что обратить внимание учителю ________________________________________________________
8. Умеет ли одеваться сам? _________________________________________________________
9. Есть ли аллергия на пищевые продукты? _________________________________________________________
10. Интересы ребёнка. _________________________________________________________
11. Основные черты характера. _________________________________________________________
12. Занимается ли в кружках? __________________________________________________________
13. Условия семейного воспитания.
а) Состав семьи - мама. папа, бабушка, дедушка, тётя, дядя, сестра, брат, (подчеркните тех кто живёт в квартире вместе с ребёнком.)
б) Жилищные условия: количество комнат, квартира отдельная или коммунальная, есть ли своя комната, рабочее место ?
Так формируется в классе банк данных о занятиях, хобби, интересах детей во внеучебное время.
Остановимся подробнее на том, как увлечения и интересы детей могут помогать и учитываться в образовательной деятельности.
Во время уроков технологии ученики приобретают новые умения, оттачивают и усовершенствуют их дома.
Банк данных внеурочных достижений обучающихся 2 В класса за 2013-2014 уч. год и за 2014- 2015 уч. год:
Фамилия Имя | Чем занимается | Достижения за 1 класс* | Достижения за 2 класс* |
Гера А. | Спортивный клуб СКА Спортивная гимнастика | 3-е место в районных соревнованиях по спортивной гимнастике. | Научился делать «сюрикен» дома с родителями. |
Кирилл А. | Секция каратэ Бассейн | Научился приёмам каратэ | Научился плавать на спине, научился дома играть в шахматы. Научился дома с папой лепить пельмени. |
Юля Б. | Студия «Соната»( танцы) Кружок бисероплетения | Научилась делать дома с папой светящиеся фонарики | Научилась на занятиях кружка плести из бисера разные предметы. Научилась танцевать танцы «Самбо» и «Ча-ча-ча». |
Лиза Б. | Студия «Соната» ( танцы). Кружок бисероплетения. | Научилась плести из бисера жука | Заняла 1-е место и два 2-х места в конкурсе «Золотой башмачок». |
Милана Г. | Ансамбль танца «Солнышко» | Научилась танцевать разные танцы. | Принимала участие в концертах, посвящённых открытию и закрытию сезона. |
Ян Г. | Секция борьбы. Кружок по англ. языку. | Получил 2-й пояс, развил пластику. Выучил англ. алфавит и научился произносить слова. | Научился играть на барабанах дома. |
Исмаил Д. | Научился при помощи дедушки делать сальто. | ||
Миша Е. | Научился дома у бабушки замешивать тесто. | Научился дома с бабушкой готовить салат «Оливье». | |
Вика И. | Научилась дома с бабушкой рисовать мышку. | Научилась дома с мамой вырезать снежинки из бумаги. | |
Даша И. | Ансамбль танца «Солнышко» | Участие в концертах. Научилась дома с мамой делать «витражи». | Научилась дома с мамой вырезать снежинки. |
Никита К. | Кружок бисероплетения. Бассейн. | Научился делать уборку в квартире. Папа научил кататься на велосипеде. | Научился плести из бисера снеговика. Научился плавать. |
Оля К. | Ансамбль танца «Солнышко». | Участие в концертах, посвящённых открытию и закрытию сезона. | Сестра научила плести из резиночек браслет, рыбку, бабочку. |
Аня Л. | Секция акробатического рок-н-ролла. Прыжки в воду. Секция аэробики. | Получила кубок за 3-е место по акроб. рок-н-роллу. Научилась прыгать с вышки 7 метров. | Получила медаль за 3-е место по аэробике в районе. Дома с мамой научилась расписывать деревянные ложки. |
Саша Л. | Занятия по англ.языку. Театральный кружок. Студия «Чудо-детство». | Научилась читать по английски. Научилась в студии шить, плести из бисера. | Научилась выступать на сцене, участвовала в новогоднем спектакле. |
Максим Л. | Спортивная аэробика. Секция самбо. | Научился на занятиях по аэробике делать шпагат, «складки», подтягиваться, «мостик». Получил две медали за 3-е место в районе. | На занятиях по «самбо» освоил приёмы. Занял 2-е место в районных соревнованиях. |
Арина М. | Бисероплетение. | Научилась плести поделки из бисера. | Научилась плести большой цветок из бисера, пользуясь Интернетом. Дома , пользуясь интернетом научилась плести из резиночек Фрукты и фигурки девочки и Деда Мороза. |
Гриша М. | Каратэ | Освоил приёмы каратэ. | Научился дома с мамой печь булочки. |
Хадижа М. | Бисероплетение. | Научилась плести из бисера собачку, снеговика, черепаху. | |
Дима Р. | Научился дома с дедушкой молотком забивать гвозди, делать из дерева пушки, автоматы. | ||
Коля С. | Студия «Соната» ( танцы). Секция бокса. | 1-е место в конкурсе «Золотой башмачок, кубок, грамота. | Освоил приёмы бокса. |
Вадим С. | Ансамбль танца «Солнышко» | Научился разным танцам. Участие в концертах. | Научился новым танцам, участие в концертах. |
Кирилл С. | Бисероплетение. | Научился плести браслет из бисера. | Научился мыть улиток из аквариума (показали родители). |
Ярослав С. | Папа научил играть в футбол. | Научился дома у сестры готовить булку в яйце. | |
Вадим С. | Секция футбола. | Научился играть в футбол. | перешел в другую школу |
Богдан Ч. | Бассейн. | Мама научила варить яйцо всмятку. Научился у бабушки готовить омлет. | Научился задерживать дыхание под водой. Научился лежать на воде. |
Люба Ч. | Научилась дома с мамой делать цветы из бумаги. | Научилась танцевать танец «снежинок» (разучили на внеурочной деятельности. | |
Настя Ш. | Бисероплетение. | Научилась плести из бисера. | Дома научилась заваривать чай. |
*Данные представлены по результатам школьного проекта «Чему я научился дома в этом учебном году» в рамках ежегодного проекта «Итоги года. Уроки года».
На уроки технологии я перенесла идеи школьного проекта «Уроки свободного выбора».
Цель таких уроков состоит в том, что учить на уроке будет не учитель, а учитель-одноклассник. Ребятам за месяц до проведения такого урока предлагаю подумать, кто хочет стать «мастером». Объясняю, что «мастер» должен подумать, что он умеет хорошо делать сам и сможет этому научить других. Через 2-3 дня выбираем пять «мастеров».Им выдаётся анкета для заполнения.
Пример анкеты для «мастеров» 2 В класса в 2015-2016 уч. году:
ФИ мастера | Ответы |
Чем любишь заниматься (увлекаешься) после уроков? | |
Какое изделие ты научишь делать ребят? | |
Какие инструменты и материалы понадобятся для работы? | |
Где ты научился выполнять данное изделие? |
Я заметила, что чаще «мастерами» на таких уроках становятся дети, которые приобрели новые умения во внеурочное время. Доказательством может служить выборка мастеров и их результатов и достижений во внеучебной деятельности.
Мастера | Чем занимается | Сколько раз был мастером | Чему учил одноклассников |
Гера | Спортивный клуб СКА Спортивная гимнастика | 2 раза | Изделие «сюрикен»-техника «оригами. Рамочка для фотографии. |
Кирилл | Секция каратэ Бассейн | 1 раз | Изделие «танк»- техника «оригами». |
Юля | Студия «Соната» (танцы) Кружок бисероплетения | 1 раз | Создание коллективной работы –аппликации из ладошек. |
Лиза | Студия «Соната» (танцы). Кружок бисероплетения. | 1 раз | Изделие «гадалка». |
Милана | Ансамбль танца «Солнышко» | 1 раз | Изделие из ниток «Кисточка». |
Ян | Секция борьбы. Кружок по англ. языку. | 1 раз | Изделие «Ловец снов». |
Исмаил | |||
Миша | |||
Вика | |||
Даша | Ансамбль танца «Солнышко» | 1 раз | Изделие «витраж» из акриловых красок. |
Никита | Кружок бисероплетения. Бассейн. | ||
Оля | Ансамбль танца «Солнышко». | 1 раз | Изделие «Котёнок»-техника «оригами». |
Аня | Секция акроб.рок-ролла Прыжки в воду. Секция аэробики. | 1 раз | Плетение из бисера. Изделие «ёлочка». |
Саша | Занятия по англ.языку. Театральный кружок. Студия «Чудо-детство». | 1 раз | Аппликация «весенний букет» |
Максим | Спортивная аэробика. Секция самбо. | ||
Арина | Бисероплетение. | 2 раза | Плетение из резиночек собачки. Весенний цветок- техника «оригами». |
Гриша | Каратэ | ||
Хадижа | Бисероплетение. | 1 раз | Плетение из бисера. «Скорпион» |
Дима | |||
Коля | Студия «Соната» (танцы). Секция бокса. | 1 раз | Пасхальная курочка |
Вадим | Ансамбль танца «Солнышко» | 1 раз | Картина из пластилина «Рыбы» |
Кирилл | Бисероплетение. | ||
Ярослав | 1 раз | Новогодние украшения. | |
Вадим | Секция футбола. | ||
Богдан | Бассейн. | 1 раз | Кукла из ниток. |
Люба | 1 раз | Цветы из бумаги. | |
Настя | Бисероплетение. | 1 раз | Чехол для мобильного телефона. |
Далее я с каждым мастером, с опорой на их анкеты, индивидуально обсуждаю их работы, какие инструменты и материалы им понадобятся.
За две недели до урока свободного выбора мы проводим презентацию работ «мастеров». Презентация может быть проведена в любом виде. Это может быть просто показ готового изделия, а можно сделать в виде рекламы, придумать стихи, как-то обыграть. Я всегда готова помочь в этом своим ученикам.
Фото презентации продуктов учеников класса.
Далее составляются списки мастеров и мастерских и вывешиваются в классе.
1.Мастерская по изготовлению сюрикена из бумаги.
Мастер: Гера А.
1 | |
2 | |
3 |
2.Мастерская по плетению ёлочки из бисера
Мастер: Аня Л.
1 | |
2 |
3. Мастерская по изготовлению витража
Мастер: Даша И.
1 | |
2 | |
3 |
4. Мастерская по плетению из резиночек:
Мастер: Арина М.
1 | |
2 | |
3 |
5. Мастерская по изготовлению аппликации из бумаги «Ваза с цветами».
Мастер: Саша Л.
1 | |
2 | |
3 |
Это обычно 5 мастерских по 5-6 человек. Ребята записываются на ту мастерскую, которая их заинтересовала.
Я, в свою очередь, составляю список индивидуального обучения мастеров, как проводить свою мастерскую. Я учу мастеров, как правильно поэтапно выстроить свою работу в процессе обучения одноклассников. Обращаю внимание на то, что речь их должна быть чёткой и понятной и они должны уложиться по времени в 35- 40 минут. «Проигрываем» занятие, где я выступаю в роли «ученика», которого учит «мастер». По ходу работы сразу вносим нужные коррективы.
И вот наступает день проведения урока «свободного выбора». Делим класс на 5 мастерских и дети начинают «творить» под руководством своих «мастеров». Я присутствую в классе, но не в роли учителя (что актуально в современном образовательном процессе), а просто нахожусь рядом, наблюдаю за работой мастерских, помогаю, если вижу, что кому-то нужна моя помощь.
Через 35-40 минут работа закончена. Каждая мастерская показывает свои готовые работы.
Далее мы осуществляем оценку работы мастера и самооценку. На парте лежат зелёные, жёлтые и красные кружки.
Зелёный кружок – было всё понятно
Жёлтый кружок – при работе возникали небольшие трудности
Красный кружок – многое было непонятно
Как и любой урок, завершаем его рефлексией. Обязательно обращаем внимание на то, чему научились, сможем ли это умение передать дальше.
В этот же день или на следующий собираемся с «мастерами» и обсуждаем оценку результата их работы. Что получилось, что не получилось и почему? Что нужно сделать, что подкорректировать, чтобы в следующий раз получилось на «отлично».
Уроки технологии в таком формате проходят не часто, т.к. требуют огромной подготовки. Договариваемся с ребятами о проведении «УСВ» на уроке технологии заранее. Иногда договариваемся о единой технике выполнения работы. Бывает, что урок превращается в творческую мастерскую.
Я, как учитель, работающий по новым стандартам, должна сформулировать у своих учеников много разнообразных умений[1].
Наблюдая за работой «мастеров» могу отметить положительные изменения во взаимоотношениях детей, развитии их самооценки, самостоятельности. Многие ребята перестали бояться отвечать перед классом. Удалось «похвастаться» перед классом своими внеучебными достижениям тем, кто их имеет. Да и многое другое.
Благодаря такой форме урока наблюдается развитие умения самостоятельно искать и решать доступные творческие, технико-технологические задачи, повысился уровень самостоятельности детей при выполнении многих дел. Мы в классе победили страх самостоятельного высказывания.
Наши умения работать с информацией разного вида и представления формируются и развиваются от урока к уроку.
Дети получили радость от того, что могут поделиться своими достижениями с одноклассниками.
Но и «ученики» во время «УСВ» по технологии тоже изменяются. Они учатся планировать свою деятельность совместно с «мастером», обсуждать свою работу, определять в диалоге с «мастером» успешность выполнения своей работы. В таком формате работы у них быстрее и легче развиваются коммуникативные УУД: умение слушать «мастера», высказывать своё мнение, умение вести познавательный диалог по теме мастерской, коллективно анализировать изделие, умение вступать в беседу.
Ребятам очень нравится уроки в такой форме. У них возникает желание тоже поделиться своими знаниями и умениями с одноклассниками. Лучшее тому доказательство - новые «мастера» на следующих творческих уроках.
Автор, Быстрова Марина Викторовна,
учитель начальных классов
ГБОУ школы № 332 Невского района
Санкт-Петербурга.
[1] Со списком формируемых умений можно ознакомиться в образовательных программах школ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность на уроках технологии в условиях сельской школы»
Как осуществлять проектную деятельность на уроках технологии, чтобы заинтересовать учащихся?...
Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД.
Краткий экскурс в историю вопроса, современный взгляд на проектную деятельность на уроках технологии....
Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и ее роль в формировании УУД
1. Постановка проблемы, изучение теории 2. Анализ и обобщение собранного материала 3. Выработка концепции 4. Реализация самого проекта 5. Рефлексия результатов...
Проектная деятельность на уроках технологии
Статья посвящена проектной деятельности...
"Элементы проектной деятельности на уроках музыки в начальной школе".
Метод проектов – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учаще...
Презентация к уроку технологии 1 класс "Работа с бумагой. Коллаж "Дикие животные". Проектная деятельность на уроке технологии.
Презентация знакомит детей с понятием "Проект", с этапами работы над проектом, с видами коллажа. В процессе практической работы рекомендую просмотр электронного приложения к учебнику "Технология 1 кла...
’’Новые технологии развивающего обучения «Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД»’’
В начальной школе широкое поле для проектной деятельности открывает внеурочная деятельность в клубах и кружках. Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса ...