Проектная деятельность на уроках технологии
статья по теме

Статья посвящена проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_na_urokah_tehnologii_.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

Аббасова Р.А.

г.Белгород, МБОУ «Начальная школа – детский сад №44»

ПРОЕКТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

На современном этапе развития общества, характеризующимся необычайной изменчивостью, начинает доминировать проектный тип деятельности. Он становится одним из центральных механизмов преобразования действительности.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей учащихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе, которая активно начинает включаться в образовательное пространство начальной школы. Поэтому на современной этапе развития образования учителям начальной школы необходимо использовать проектную деятельность.

Включение метода проекта в образовательный процесс сопряжено с рядом трудностей. Некоторые педагоги с осторожностью относятся к новшеству. Ведь стать подлинно научным руководителем группы школьников, работающих над проектами, не каждому учителю по плечу. Здесь нужна и высокая квалификация педагога, и достаточный уровень знания преподаваемого предмета, и готовность к дополнительным временным затратам.

Осуществление проектной деятельности обеспечивает систему действенных обратных связей, способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в проектной деятельности. Предоставляет им новые возможности совершенствования профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения.

Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.

В процессе выполнения проектных заданий развиваются способности школьников. Поскольку раздел «Проект» входит в Программу по «Технологии», то каждый учитель этой дисциплины должен знать методику проектной деятельности учащихся. Так как проект – это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя, то к учителям дисциплины «Технология» предъявляются высокие требования.

За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. Исторический опыт использования метода проектов представлен в трудах отечественных и зарубежных ученых: Б. Валясэка, Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрика, С.Т. Шацкого и др.

В работах Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, И.К. Баталиной. М.А. Барсуковой, С. Шишова раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; Г.В. Нарыковой, Е.А.Гилевой, Ю.С. Егоровым, Е.В. Клоковым охарактеризованы этапы учебного проекта и роль учителя на каждом из них; И.Д. Чечель и С. Лернер предложили различные подходы в оценивании проектной деятельности.

Понятие «метод проектов» или «метод проблем» связано с американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. Понятие «проектный метод» наиболее полное представлено в исследованиях И.Д. Чечель. Исследователь определяет метод проектов как педагогическую технологию. Раскрытие сущности проектного метода обучения мы находим в работах В.В. Гузеева. Ученый отмечает, что технология обучения на основе метода проектов представляет один из возможных способов проблемного обучения. Другой подход к рассмотрению метода проектов мы находим в работах Г.К. Селевко. Ученый рассматривает метод проектов как системообразующий компонент при описании и характеристике различных технологий.

Разработкой методических вариантов осуществления трудовой подготовки младших школьников занимались: за рубежом – Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, Р. Штейнер и др., в нашей стране – ученые и педагоги П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.Н. Волковский, С.М. Ривес, М.Н. Шульман, В.А. Сухомлинский и другие. Особый вклад в решение вышеуказанной проблемы внесли П.И. Христианович, разработавший школьную программу трудовых занятий детей начиная с девятилетнего возраста, а также К.Ю. Цируль, методически обосновавший введение в общеобразовательной школе нового для своего времени предмета «Ручной труд».

Разработкой методики трудового обучения в начальной школе в последние десятилетия занимались: Л.М. Гукасова, Н.М. Конышева, В.П. Кузнецов, И.Г. Майорова, В.Г. Машинистов, В.И. Романина, Я.А. Рожнев, А.Е. Стахурский, Б.В. Тарасов, Н.Е. Цейтлин и другие. В работах данных ученых были определены цели, задачи, содержание, формы, методы и средства трудового обучения в начальной школе, однако разработанные методики не соответствуют требованиям, предъявляемым новой образовательной областью «Технология» к технологической подготовке учащихся начальной школы. Кроме того, следует отметить отсутствие у ученых единого мнения о сущности проектной деятельности и использовании её в методике преподавания «Технологии» в условиях современного образования.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников.

Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. В. Басманова [1], Е.Н. Землянская [2], Н.В. Иванова [3], Г.Э. Лесин и С.К. Кайдалов [4] выделяют несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

- исследовательские (выбирать лучшее решение);

- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);

- презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле).

Поскольку проектирование как особый вид активности основано на природном умении человека мысленно создавать модели, применение этого метода на уроках «Технологии» имеет особое значение. Использование метода проекта на уроках «Технологии» позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивание и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах.

Тематика проектных заданий должна охватывать, возможно, более широкий круг вопросов школьной программы «Технология» для начальной школы, быть актуальной для практической жизни и требовать привлечения знаний учащихся из разных областей с целью развития их творческого мышления, исследовательских навыков, умения интегрировать знания [4].

В тематике проектных заданий следует учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность учащихся при выполнении проекта.

Например, в программе О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой даны примерные темы проектов (внеурочная деятельность) по разделам:

  1. Мир техники и искусства
  1. Волшебный мир космоса.
  2. Лунный город.
  3. Компьютеры в моём доме.
  4. Человек поднялся в воздух.
  5. Я изобретатель (разработка или доработка несложного доступного объекта, том числе технического).
  6. Художник и будущее.
  7. Ателье «Дюймовочка» (разработка необычных костюмов, использование необычных материалов).
  8. Сказка подводного мира.
  9. Что подсказала природа мастеру, художнику.
  10. Культура древнего жилища (крестьянской избы, юрты, чума, иглу и др.) и  другие.

II. Мир профессий

  1. Кем работают мои родные.
  2. Профессии моего рода.
  3. Кем я хочу быть?
  4. Опасные профессии.
  5. Добрые профессии.
  6. Сладкие профессии.
  7. Строгие профессии.
  8. Кто делает города (села, деревни) красивыми?
  9. Что произойдёт, если исчезнет профессия …(название профессии)?
  10. Есть ли в профессии хлебороба (или другой) красота и поэзия.
  11. История моей рубашки (брюк, носков, репродукции, …) и другие.

III. Из истории техники и технологий

  1. История пуговицы (лампочки, кисточки, красок и т.п.).
  2. История происхождения любого предмета из детского окружения.
  3. Какие бывают часы? (о декоративном оформлении или о видах часов)
  4. История телевизора (радио, видео)  и другие.

IV. Праздники и традиции

  1. Традиции мастерства (об истории местных ремёсел, производств).
  2. Бабушкин сундучок (истории семейных реликвий).
  3. Исторические здания моего города.
  4. Исторический костюм (костюмы разных эпох, народные костюмы).
  5. Масленица; и другие [4].

Окончательный выбор проекта остается за учителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, учитель имеет возможность максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждой группы учащихся.

Количество участников при выполнении проекта в зависимости от его сложности может быть различным: от одного (индивидуальный проект) или нескольких учащихся одного класса до больших творческих коллективов, включающих в себя учащихся разных классов и возрастов (день рождения,  юбилей школы, организация питания в походе и т.п.), близлежащих школ и других организаций (праздник района, города, национальный праздник, вопросы экологии района, области и т.п.).

Организуя творческие группы, учителю следует оптимизировать число учащихся в них таким образом, чтобы суммарное количество выполняемых проектов было не слишком большим, иначе он не сможет осуществить качественный контроль за их выполнением.

Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. Тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей. В повседневных совместных делах появятся взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые и возродятся утраченные духовные ценности.

Работа над проектным заданием на уроках по технологии должна проходить следующие этапы (Кожина О.А., Симоненко В.Д., Хотунцев Ю.Л., и др.):

- выбор темы проектного задания с учетом анализа потребностей дома, школы, организации досуга, производства, сферы обслуживания и т.д.;

- оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта, спектра первоначальных идей для разрешения проблемы противоречия между потребностями и возможностями деятельности;

- сбор и обработка необходимой информации при изучении литературы (справочники, журналы, газеты, книги, рекламные буклеты и т.п.), обращение к банку данных;

- разработка идеи выполнения проекта с учетом экономических и экологических ограничений;

- планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований дизайна и эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности; оценка качества выполненной работы (своей и чужой);

- защита проекта [6, 52].

В программе по технологии Куревиной О.А., Лутцевой Е.А., отмечается, что выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых коррект        ировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результат и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следует за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других [4].

Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. При этом имеется возможность расширить обозначенные в программе направления трудовой творческой деятельности, учесть интересы учащихся, особенности регионов.

Результаты проектной деятельности должны поэтапно фиксироваться в виде описания и обоснования выбора цели деятельности с учетом экономического, экологического и социального аспектов, эскизов и чертежей, технологических карт, схем, планов, а также изделия, готового к внедрению, или конкретного решения поставленной проблемы. По совокупности всех этих материалов, готового решения или изделия оценивается уровень общетрудовой подготовки школьников [7, 85].

Следует иметь в виду, что проекты любой направленности будут педагогически эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Они предполагают, с одной стороны, отход от авторитарных методов обучения, а с другой – предусматривают хорошо продуманное и концептуально обоснованное сочетание разнообразных методов, форм и средств трудового обучения. Проекты – это всего лишь один из компонентов системы образования, а не самостоятельная система.

Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка; постоянно пополнять свои знания по тематике проектов, выступать «играющим тренером» в работе над проектом.

Таким образом, проектный метод имеет одну важную дидактическую особенность: вся деятельность школьника должна ориентироваться на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт.

Школьник сам, пробуя, ошибаясь и вновь выходя на правильный путь в поиске, пропуская через себя все, что, как он убеждён, пригодится, понадобится в дальнейшей жизни.

Таким образом, можно резюмировать, что применение метода проекта на уроках технологии способствует формированию общетрудовых умений и навыков младших школьников, развитию самостоятельности учеников и всех сфер их личности. Следовательно, проектная деятельность может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся.

Литература:

  1. Басманова, В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / В. Басманова // Начальная школа. - 2004. - №2. - С. 38-41.
  2. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. - 2005. - № 9. - С. 22-25.
  3.  Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н.В. Иванова // Начальная школа. - 2004. - №2. - С. 4-7.
  4. Куревина О.А., Лутцева Е.А. Программа по технологии (для четырёхлетней начальной школы). – М., 2011.
  5. Лессин, Г.Э. Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и ее роль в формировании УУД. – Хабаровск, 2011. – Режим доступа: nsportal.ru…proektnaya…na-urokakh-tekhnologii…shk. 
  6. Хотунцев, Ю.Л. Проекты в школьном курсе «Технология» // Школа и производство. - 1994. - №4. - С. 52-54.
  7. Чечель, И.Д. Исследовательские проекты в практике школы / И.Д. Чечель. - М.: Педагогика, 1998. - С. 85


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность на уроках технологии в условиях сельской школы»

Как осуществлять проектную деятельность на уроках технологии, чтобы заинтересовать учащихся?...

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД.

Краткий экскурс в историю вопроса, современный взгляд на проектную деятельность на уроках технологии....

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и ее роль в формировании УУД

1. Постановка проблемы, изучение теории 2. Анализ и обобщение собранного материала 3. Выработка концепции 4. Реализация самого проекта 5. Рефлексия результатов...

Проектная деятельность на уроке технологии

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и ее роль в формировании универсальных учебных действий...

Проектная деятельность на уроках "Технологии" в начальных классах

Доклад был подготовлен к семинару, который проходил по теме "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей"...

Презентация к уроку технологии 1 класс "Работа с бумагой. Коллаж "Дикие животные". Проектная деятельность на уроке технологии.

Презентация знакомит детей с понятием "Проект", с этапами работы над проектом, с видами коллажа. В процессе практической работы рекомендую просмотр электронного приложения к учебнику "Технология 1 кла...

’’Новые технологии развивающего обучения «Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД»’’

В начальной школе широкое поле для проектной деятельности открывает внеурочная деятельность в клубах и кружках. Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса ...