Обобщение опытом
учебно-методический материал по технологии ( класс) на тему

Карибова Наталья Викторовна

Обобщение опыта работы учителя начальных классов МАОУ СОШ № 46 с УИОП Карибовой Натальи Викторовны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_karibovoy.docx28.24 КБ
PDF icon karibova_n.v._obobshchenie_opyta.pdf983.02 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

    В данном портфолио представлены  результаты практической деятельности учителя начальных классов Карибовой Натальи Викторовны.

     Я, Карибова Наталья Викторовна, в 1991 году окончила Бишкекское педагогическое училище, по специальности «Музыкальное воспитание», присвоена квалификация учитель музыки и пения (с красным дипломом).  А в 2003 году Кыргызскую Академию образования по специальности, педагогика и методика начального образования, учитель начальных классов. Шестнадцать лет я проработала в Киргизии в специальной школе-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи, учителем музыки. После переезда в город Калининград уже восемь лет и восемь месяцев работаю учителем начальных классов в МАОУ СОШ №46 с УИОП. А с 2012 года преподаю в четвертых классах курс «Основы религиозной культуры и светской этики».

    В 2015 году аттестовалась на высшую квалификационную категорию.

Мне по душе высказывание великого педагога К.Д. Ушинского: «Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Мой опыт убедил меня в том, что необходимо постоянно работать над собой, работать для профессионального роста, что помогает идти в ногу с современными требованиями в области образования.

     Задача учителя - научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу. Сейчас много пишут и говорят о необходимости превращать каждый урок в процесс активного творческого познания, во время которого наши дети открывают для себя удивительный мир духовных ценностей. Поэтому работу на каждом уроке я стараюсь организовывать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Чтобы активизировать учащихся на протяжении всего урока, я применяю разнообразные формы и методы обучения, ввожу элементы новизны, но новый  вид работы всегда вытекает из предыдущего, являясь его продолжением, поднятием на следующую ступеньку.

         Но следует помнить, что реальные знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти самые знания и умения нужны и чем они лично для него значимы. Знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром. А перегрузка имеет место тогда, когда человек вынужден заниматься делом, не понимая, зачем и почему он им занимается. Если же дело, которым занят человек, ему лично интересно и личностно значимо, то перегрузка даже и не ощущается. Вспомните ответ С.Лема на вопрос о причинах его успешности в различных делах: «Когда я начинаю чем-либо заниматься, я настраиваю себя на то, что ничего интереснее этого в жизни нет».

    С 2007 года я работаю над методической темой «Использование методов и приёмов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся».

     Причиной выбора этой темы послужило развитие мыслительных навыков  у учащихся, повышение эффективности восприятия информации, повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения, умение критически мыслить,  умение ответственно относиться к собственному образованию, умение работать в сотрудничестве с другими, повышение качества образования учеников. Все это необходимо не только в учебе, но и в дальнейшей жизни.

Основные приемы критического мышления, на которые я опираюсь в своей работе это:

1. «Верные, неверные высказывания»

2. Игра «Денетка»

3. «Дерево предсказания»

4. «Чтение с остановками»

5. «Кластеры»

6. Таблица «ЗХУ».

7. «Толстые и тонкие вопросы»

8. «Синквейн»

9. Диаграмма Венна

10. «Прием-составление из частей целого»

        С некоторыми видами технологий критического мышления, которые я использую в своей работе, вы можете познакомиться в докладе на тему: «Использование технологий критического мышления на уроках в начальной школе». На моем мини-сайте http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/11/06/doklad-po-samoobrazovaniyu-na-temu 

       Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски – комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.

         Я использую  возможность перемещения объектов на доске, их группировку по определенным признакам. Записи можно выделять цветом  прямо на слайдах, на отсканированных документах, есть возможность во время объяснения материала вносить дополнения, пояснения и сохранять или не сохранять записи прямо на слайде. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить на компьютере для последующего просмотра.  На интерактивной доске можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, тестов,  которые позволяют сразу видеть результат. Задания  могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику. При неправильном решении задания, вместо обычной салфетки, используется инструмент «Ластик», что также вызывает восторг  у ребят. Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает "оживить" урок. Интерактивная доска помогает ребятам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекая их в учебный процесс. Учащимся нравится работать с инструментами доски, для управления которыми достаточно несколько прикосновений. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока.

           Одной из форм контроля  проверки знаний учащихся в начальной школе стало тестирование. Формирование у учащихся умения работать с тестами можно и нужно начинать с начальной школы. Тесты как одна из форм контроля заслуживают внимательного изучения и применения их на практике по целому ряду положительных характеристик:

  • быстрота поверки выполненной работы;
  • оценка достаточно большого количества учащихся;
  • возможность проверки теоретического материала;
  • проверка большого объема материала малыми порциями;
  • объективность оценки результатов выполненной работы.

  Дидактическим стержнем  современного урока  в условиях ФГОС является деятельность самих учащихся. Ученики наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Тесты мне очень помогли, когда в связи с карантином было введено дистанционное обучение. Как проверить выполнение домашнего задания на расстоянии? На помощь приходят тесты. Мною составлены тесты по предметам: русский язык, математика, литературное чтение и окружающий мир. С которыми вы можете ознакомиться в Дневнике.ру МАОУ СОШ №46 с УИОП- Центр приложений- Тестирование- Тесты 3б. Окружающий мир, тема: «Петр I», «Пресмыкающиеся и природные зоны», «Восточные славяне». Математика, тема: «Таблица времени». Русский язык, тема: «Склонение имен существительных», « Учимся писать суффиксы –иц-, -ец- и сочетание –ичк-, -ечк-». Литературное чтение, тема: «Синяя звезда», «Постойко» Д.Н. Мамин-Сибиряк. Ребята самостоятельно изучали темы, затем проходили тесты, получали за них отметки.

В создании тестов мне помог анализ педагогической и методической литературы А.К.Майорова, П.И.Самойлова, В.З.Резникова, В.С.Аванесова. Мной используются тесты различных типов.

 Задания закрытого типа с выбором ответа.

 В таких заданиях ученику предоставляется возможность выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Задание не должно содержать лишних слов и менее трех-четырех вариантов ответа. При меньшем числе вариантов высока вероятность случайного угадывания, а на большее число будет затрачиваться много времени и задание может оказаться чрезмерно сложным.

    Выделяются несколько видов заданий данного типа:

1.Задания вопросительной формы, требующие утвердительного ответа на вопрос.

Пример: Природа бывает ?

живая и неживая, живая и мертвая,  живая ,неживая и сделанная руками человека

2. Задания утвердительной формы с выбором ответа

Примеры:

*основной признак, по которому можно узнать насекомых среди других животных:

  А) Крылья.                      Б) Чешуя

В) три пары ног.             Г)   Нос

* выбери и подчеркни правильный ответ. 

Солнце, камни, песок, грибы, дождь, ветер – неживая природа

Растения, животные , грибы, люди, машины – живая природа.

Птицы, земноводные, рыбы, звери, пресмыкающиеся, насекомые – это животные

 3.Задания на определение понятия.

* Глагол – это часть речи, которая обозначает…

А) признак               Б) действие         В) предмет        Г) явление природы.

4.Задания для установления соответствия.

     Суть подобных заданий состоит в определении соответствия элементов одного ряда другому. Причем количество элементов одного ряда не обязательно должно соответствовать количеству элементов другого ряда. Соответствие устанавливают стрелками.

Примеры:

*определи соответствия 

Машины, здания, посуда, вода, лед                                     Окружающий мир

Семья, класс, компания друзей, компания друзей       Сделано руками человека

Все, что находится вокруг нас на планете  Земля                      Общество

5.Задания на установление логической последовательности.

Примеры:

* Допиши цепь питания:

  …__________ водомерка________..... ___________цапля.             

Для осуществления индивидуального подхода нужно дифференцировать тестовые задания по уровню сложности. Можно использовать задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала на уровне узнавания и воспроизведения; задания более сложные на 2-4 логических шага.

        С введением в 2012 году новых ФГОС  в процессе обучения стала     необходимой работа над проектами. С первого класса мои ученики участвуют в проектной деятельности. В начале это были индивидуальные проекты, во втором классе  групповые, а в третьем классе учащиеся с интересом выполняют большие проекты. Проектная деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формировать адекватную самооценку. Конечно же, в проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников. На основе этих принципов сложилась моя методическая система работы над проектами, пришло понимание целей образования, места проектной деятельности в образовательном процессе. И отсюда выбор основных образовательных технологий:

1) Технология проектирования предполагает самостоятельную деятельность ученика, в начальной школе под чутким руководством учителя и вовлечения ученика в решение значимой для него проблемы, которая требует разрешения, так одна технология предполагает использование другой.

2) Технологии проблемного обучения. В ходе решения проблемной ситуации, ребёнок получает самостоятельно добытые знания, источником которых является его личный опыт, который важен не только для него, но и для его одноклассников.

3) Технология развивающего обучения вытекает из технологии проблемного обучения. Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знаний и включая в этот процесс учителя.

4) Информационно-коммуникативные технологии, которые не только используются мной для поиска нужной информации, но и для создания презентаций.

     Все вместе взятые приемы активизации познавательной деятельности учащихся помогают мне воспитывать у детей любовь к знаниям, желание каждый день узнавать что-то новое.

В результате целенаправленной работы проявляется интерес у  учащихся,  повышается качество знаний, умений, навыков.

Интернет ресурсы:

https://open-lesson.net/4103/

http://bio.1september.ru/article.php?ID=200501404

http://chimik.volsk-sennoi2.edusite.ru/p11aa1.html

http://mydocx.ru/7-7528.html


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Технология развития критического мышления"

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы    Э.Кинг...

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...

Обобщение опыта работы с родителями.

Особенности общения учителя и родителей. Типы общения....

Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"

Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...

Обобщение опыта учителя начальных классов «Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта

Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...