урок технологии в 4 классе "Красота русской зимы"
план-конспект урока по технологии (4 класс) на тему

Глазова Лариса Валентиновна

комбинированный урок по технологии и изобразительному искусству в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon krasota_russkoy_zimy.ppt1.89 МБ
Файл urok_tehnologii_v_4-om_klasse.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока : Цель урока : «В чём красота русской зимы?» научиться передавать свои наблюдения с помощью аппликации и сочинения-описания.

Слайд 2

И. Гробарь. «Февральская лазурь» Русская зима в картинах Шишкин И. И. «На севере диком» Переплетчиков В. В. «Зимой в лесу»

Слайд 3

Шишкин И. И. «На севере диком» И. Гробарь. «Февральская лазурь» Переплетчиков В. В. «Зимой в лесу»

Слайд 4

И. Гробарь. «Февральская лазурь» Русская зима в картинах Шишкин И. И. «На севере диком» Переплетчиков В. В. «Зимой в лесу»

Слайд 5

Зима на фотографиях

Слайд 6

Зима в аппликации

Слайд 7

Кроны деревьев

Слайд 8

Прием вырезания Прием обрывания Приемы аппликации

Слайд 10

Алгоритм выполнения Разработать эскиз пейзажа. Подобрать цветовую палитру. Продумать формы деревьев и дополнительные детали пейзажа. Применить выразительные приемы аппликации. Расположить детали на листе в соответствии с эскизом. Наклеить детали на лист бумаги. Придумать название работы, подготовить защиту.

Слайд 11

Подведем итоги

Слайд 12

Успехов Вам в учёбе!



Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока (технология + развитие речи)

Тема: «В чём красота русской зимы?»

Класс: 4-а класс.

Цель:

Обучающая:

закрепить навыки исполнения разных приемов аппликации;

учить сравнивать репродукции художников, находить общее и различное в пейзаже;

Развивающая:

закреплять знания и умения с учетом перспективы, о различных оттенках цветовой палитры зимнего пейзажа;

создать условия для развития устойчивого внимания; умения анализировать, сравнивать, обобщать; творческого воображения и фантазии при выполнении работ; навыков самоорганизации, самостоятельности в выборе композиции, планирования работы, самоконтроля и самоанализа; умения работать в группе; орфографической зоркости.

Воспитывающая:

способствовать воспитанию любви и интереса к природе, произведениям искусства; интереса творчеству художников; самостоятельности; творческой активности; терпеливости.

Ход урока.

1. Орг. момент

2. Сообщение темы и цели урока.

Чтение учителем стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою…».

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

- О  чём говорится в этом стихотворении?

- Ребята, какое  у нас сейчас время года? /Зима./

- Докажите. /Дети перечисляют признаки зимы./

- Тема нашего урока «В чем красота русской зимы?».

- Как вы думаете, чем красив зимний период года? В чём красота зимнего наряда? Как падает снег? Вспомните, о чём пишет А. Чехов в рассказе «Шёл первый снег»?

- Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящается много рассказов, стихотворений. Мы любим зиму. Нигде в мире нет такой зимы, как у нас, в России. Послушайте стихи А. Пушкина и скажите, какие поэтические картины возникли в вашем воображении.

/Стихи читают подготовленные учащиеся./

- Как называет поэт зиму? (матушка, волшебница, проказница…) Давайте эти слова поместим в наш волшебный сундучок, они помогут нам на следующем уроке при письме сочинения.

Вначале мы с вами «посетим» выставочный зал, посвященный русской зиме. Постараемся выяснить особенности каждого произведения о зимы и закрепим умения в передаче своих наблюдений с помощью аппликации.

Слайд 1.

3. Вводная беседа.

- Давайте рассмотрим репродукции картин и поделимся своими мыслями и чувствами.

Слайд 2.

- Что общего у этих репродукций? /На них изображен зимний пейзаж./

В пейзаже художники стремятся запечатлеть красоту природы и самой жизни, остановить мгновение и поделиться радостью своего открытия со всем миром.

- Чем они отличаются?(сюжетом, цветовой гаммой)

- Правильно, каждый художник по-своему перенес на бумагу или холст увиденную красоту в природе. Ведь в природе так много интересного, захватывающего, непознанного. Красота природы воздействует на эмоциональный настрой человека, воспитывает в нем доброту и отзывчивость, учит радоваться жизни во всех ее проявлениях. При этом каждое время года имеет свои знаковые цвета.

- Давайте посмотрим, что интересного и удивительного увидели художники в зимнем пейзаже. Постарайтесь увидеть знаковый цвет зимнего периода.

- Как вы думаете, о чем хотел рассказать нам художник И.И. Шишкин? /О красоте сосны в ночное время суток. Сосна как бы покрыта серебром./

- Какие краски использовал художник? /Оттенки синего, голубого, фиолетового и зеленого./

Слайд 3.

- Что интересного увидел художник Грабарь И.Э.?

/Колкость морозного утра, ажурность деревьев, прозрачность воздуха./

- О чем хотел рассказать нам художник? /В зимнем лесу тихо, лес заколдован, как в сказке./ Какие краски преобладают на этой картине?

- Какие чувства вы испытываете при рассмотрении этой репродукции? /Радость, веселье./

- Каким увидел зимний лес художник Переплетчиков В. В.? /Тихим, спокойным./Обратите внимание, что на всех картинах изображены деревья. Как художники изображают деревья на заднем  и переднем плане? /НА переднем плане деревья выше и ярче, дальше меньше и бледнее./ Это называется перспективой.

Вывод.

- Что бы передать настроение в своей работе художники используют такие выразительные средства, как цвет, композиция, плановость ,ритм и перспективу.

- Какие знаковые цвета зимы вы заметили на этих репродукциях?

- Зимой обостряются тональные контрасты, и в пейзаже начинают преобладать две краски – белая (снег) и черная (обнажившиеся деревья). Помимо этого в зимнем пейзаже можно также найти немало приглушенных серых, темно-синих, зеленых и коричневых тонов. Но даже в зимней природе сохраняются яркие оттенки цветов. При ярком солнечном освещении, например, на снегу можно обнаружить множество оттенков желтого, а при вечернем освещении – оранжевого цвета. Яркими цветовыми пятнами выглядят зимой пылающие гроздья рябины.

Слайд 4.

- Фотографы, так же как и художники, очень наблюдательны и умеют увидеть красоту природы. Свои впечатления они передают с помощью фотографий.

- Перед вами фотографии зимних пейзажей. Чем пейзажная живопись отличается от фотографий? /На фотографиях изображение реалистическое./

Слайд 5.

- А сейчас вам на аппликации нужно будет изобразить понравившееся время года, используя выразительные средства. Работу будем выполнять в малых группах. /Дети делятся на малые группы по 5 человек. Группы образуются с учетом возможностей учащихся так, чтобы в каждой группе были дети, обладающими разным уровнем способностей./

4. Изготовление аппликации на тему «Зима».

- Чем сюжетная аппликация отличается от пейзажной живописи?

- В аппликационных сюжетах, как и в большинстве изделий декоративного искусства, цветовые решения чаще бывают однотонными, условными, стилизованными. Выразительность аппликации зависит от сочетания цветов. Контрастный цвет выделяет основу сюжета аппликации, подчеркивает ритмичность композиции. Яркие и теплые цвета вызывают радостное настроение, а серо-голубые наводят грусть.

Слайд 6.

- Какие кроны деревьев вы знаете? / Треугольные, круглые, овальные./

Слайд 7.

- Давайте вспомним, как выполнить деревья различными приемами аппликации? /Приемы вырезания и обрывания./

Слайд 8.

5. Физ.минутка.

/Релаксация под музыку П. П. Чайковского «Времена года».

- А теперь расслабьтесь и представьте, какой зимний пейзаж вам хотелось изобразить?

Слайд 9.

6. Составление плана работы.

- Составьте план работы. Вполголоса обсудите данный план, распределите в своей группе обязанности.

- Сравните свой план с алгоритмом выполнения.

Алгоритм выполнения работы.

  1. Разработать эскиз пейзажа.
  2. Подобрать цветовую палитру.
  3. Продумать формы деревьев и дополнительные детали пейзажа. (Тучи, сугробы, дома, птицы, животные и т.д.)
  4. Применить выразительные приемы аппликации.
  5. Расположить детали на листе в соответствии с эскизом.
  6. Наклеить детали на лист бумаги.
  7. Придумать название работы, подготовить защиту.

Слайд 10.

7. Самостоятельное изготовление учащимися аппликации в малых группах.

- Перед изготовлением аппликации давайте вспомним правила работы с ножницами и клеем.

/Самостоятельное изготовление учащимися аппликаций в малых группах. Учитель консультирует, оказывает при необходимости индивидуальную помощь, следит за соблюдением техники безопасности. Во время изготовления аппликаций звучат произведения П. Чайковского из альбома «Времена года»./

Слайды 11, 12.

8. Самоанализ работ.

Каждая группа учащихся рассказывает о своей аппликации у доски по плану:

  • Название работы.
  • Авторы работы.
  • Какое настроение хотели передать в работе.
  • Выразительные средства композиции.
  • Какие приемы аппликации использованы в работе.
  • Качество исполнения работы.

Слайд 13.

9. Рефлексия. Организация выставки детских работ.

- Что нового для себя вы узнали на уроке? Чему учились? Что понравилось на уроке? Какое у вас сейчас настроение?

Слайд 14.

  •                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...

Блок уроков на тему "Подготовка и написание сочинения «Зимой в лесу»,технология междисциплинарного обучения /русский язык, окружающий мир, литературное чтение/

Технология междисциплинарного обученияСочинение «Зимой в лесу»     Это образовательно-развивающая технология обучения, которая позволяет решать задачи творческого развития личности в ед...

План – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии «Русская зима. Передача образа заиндевелых растений»

Представлен подробный  план – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии по теме «Русская зима. Передача образа заиндевелых растений» 3 класс ...

Обобщающий урок к разделу "Люблю природу русскую. Зима". Тема: "И вот сама идет волшебница зима. Стихотворения о зиме". 2 класс

Цель урока:- повтоить и обобщить знания обучающихся;- создать образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;- привить интерес к чтению...

Презентация к уроку технологии "Объёмная аппликация "Снегири зимой"".

Данная презентация поможет поэтапно выполнить детям аппликацию из фетра, синтипона и других материалов....

Презентация урока литературы «Люблю природу русскую. Зима» 2 класс

laquo;Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»...