рабочая программа по технологии 4 класс
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему
Рабочая программа по технологии 4 класс разработана в соответствии с ФГОС и авторской программой Роговцевой Н.И., Анащенковой С.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tehnologii_4_klass.docx | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19» с. Новоипатово
Сысертский городской округ
«Рассмотрено» ШМО начальных классов Руководитель ШМО ___________/Орлова С.В./ Протокол № ______ От«____»________20___г. | «Согласовано» Зам.директора по УВР МАОУ СОШ № 19 _________/Сумина О.И./ «___» __________20___г. | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ №19 _________/Юдин Ю.А./ |
Рабочая программа
по курсу «Технология» 4 класс
базовый уровень
Орловой Светланы Владимировны,
учителя I квалификационной категории
Рассмотрено
педагогическим советом
Протокол № __________
От «____» _______________20__г.
с. Новоипатово
2015-2016 учебный год
ТЕХНОЛОГИЯ
Авторы: Роговцева Н.И., Анащенкова С.В.
(УМК система учебников «Перспектива»)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по технологии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 19;авторской программы Роговцевой Н.И., Анащенковой С.В.
Разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
XXI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают всё большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели и задачи курса
Цели изучения технологии в начальной школе:
- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
- внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку:
- умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
- первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места:
- первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
- творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Общая характеристика курса
Теоретической основой данной программы являются:
- системно-деятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.):
- теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности — понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
- знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
- овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
- знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
- знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы:
- учатся экономно расходовать материалы;
- осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
- учатся преимущественно конструкторской деятельности;
- знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение технологии в 4 классе начальной школы учебным планом отводится 1 час в неделю, 34 часа (34 учебные недели ).
Описание ценностных ориентиров содержания предмета, курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жиз- неспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
- Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Содержание курса
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия этих народов.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.
Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.).отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
Планируемые результаты и содержание образовательной области «Технология» на уровне начального общего образования
В результате изучения курса «Технологии» обучающиеся на уровне начального общего образования:
получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;
научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Обучающиеся:
в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов, получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчиненных, распределение общего объема работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий – исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию;
познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его основными устройствами, их назначением; приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; овладеют приемами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами;
получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Выпускник научится:
- иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
- планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
- выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
- уважительно относиться к труду людей;
- понимать культурноисторическую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Выпускник научится:
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративнохудожественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
- применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративнохудожественной задачей.
Конструирование и моделирование
Выпускник научится:
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
- соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественноэстетической информации; воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере
Выпускник научится:
- выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютероми другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
- пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;
- пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).
Выпускник получит возможность научиться
пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Критерии оценивания.
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения в четвертом классе.
Особенностями системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
- использование накопительной системы оценивания («Мои достижения»), характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
На этапе завершения над изделием происходит текущий контроль.
Работы оцениваются по следующим критериям:
- качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
- степень самостоятельности;
- уровень творческой деятельности;
- соблюдение процесса изготовления изделия;
- чёткость, полнота и правильность ответа;
- соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;
- аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
- целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
Для проведения контрольно-оценочных действий по достижению планируемых предметных результатов предметное содержание представлено в виде таблицы.
Предметное содержание технологической грамотности
Содержательная область | Средства действия (понятия, представления) | Технологические действия |
1 | 2 | 3 |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания. | Трудовая деятельность и её значение в жизни человека; элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). | Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы. Планирование трудового процесса; освоение навыков самообслуживания по уходу за домом, комнатными растениями. |
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. | Общее понятие о материалах. Их свойствах, происхожде-ние; инструменты и приспо-собления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов) общее представление о технологическом процессе, технологической документа-ции (технологическая карта, чертеж и др.); общее понятие об особенностях декоратив-ных орнаментов разных народов России. | Подготовка материалов к работе и их экономное использование; соблюдение правил рационального и безопасного использования технологических операций ручной обработки материа-лов: разметка деталей, раскрой деталей, сборка изделия или его деталей; умение заполнять техноло-гическую карту; выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России. |
Конструирование и моделирование | Общее представление о кон-струировании изделий; поня-тие о конструкции изделия; виды и способы соединения деталей; основные требова-ния к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления наз-начению изделия). | Конструирование и модели-рование изделий из материалов по образцу. Простейшему чертежу или эскизу. |
Практика работы на компьютере. | Общие понятия о назначении основных устройств компь-ютера для ввода, вывода и обработки информации. | Работа с простыми информа-ционными объектами (текст, таблица, рисунок, схема); преобразование, создание, сохранение, удаление; созда-ние небольшого текста по интересной детям тематике; вывод текста на принтер; использование рисунков ресурса компьютера, программ Word. |
При оценке выполнения практических задний учитель руководствуется следующими критериями:
Качество усвоения предмета, % | Отметка |
Тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место; полностью соблюдались правила техники безопасности; работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески: 80 – 100% | 5 |
Допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места, полностью соблюдались правила техники безопасности, работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный: 60 – 79% | 4 |
Имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места, самостоятельность в работе была низкой, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); не полностью соблюдались правила техники безопасности, изделие оформлено небрежно или не закончено в срок: 35 – 59 % | 3 |
Ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, не соблюдались многие правила техники безопасности, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид: ниже 35% | 2 |
В заданиях проектного характера обращается внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять выступление, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект. Результаты творческих мини-проектов ( в виде аппликаций, поделок, коллекций, вышивок и т.д.). фиксируется и собирается в портфолио учащихся.
Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Технология» нет. Итоговая четвертная отметка складывается из учета текущих отметок. Годовая оценка выставляется с учетом четвертных. В конце года проходят выставки работ учащихся. В курсе «Технология» формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу.
Описание материально – технического обеспечения
Учебные пособия
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромысова Н.В. Технология. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014
- Роговцева Н.И. Рабочая тетрадь. Технология , 4 класс. – М.: Просвещение, 2014
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2011
- Роговцева Н.И. и др. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками для учителя: 4 класс, под редакцией Максимовой Т.Н.: – М.: Просвещение, 2013
Печатные пособия
Технические средства обучения
- классная магнитная доска
- ноутбук
- мультимедийный проектор
- экспозиционный экран
Оборудование класса
- ученические столы двухместные с комплектом стульев
- стол учительский
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Название раздела | Тема и содержание урока | Кол-во часов | Дата проведе-ния | Планируемые результаты | Основные виды деятельности | ||
Предметные | Матапредметные УУД | Личностные УУД | ||||||
11 | Как работать с учебником. (1ч ) | Как работать с учебником. | 11 | 4.09 | Получить пер-воначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни челове-ка и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии. | К.: оформлять свои мысли в устной и пись-менной речи с учётом своих учебных и жиз-ненных речевых ситуаций; Р.: самостоятель-но формулиро-вать цель урока после предвари-тельного обсуж-дения; П.: искать и отбирать необхо-димые для реше-ния учебной зада-чи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энцикло-педиях, справоч-никах, Интернете; | Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России | Планировать деятель-ность по выполнению изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Познакомиться с критериями оценки качества выполнений изделий для осущест-вления самоконтроля и самооценки. Создавать условные обозначения производств (пикто-граммы). Наносить их на контурную карту России в рабочей тетради. |
22 | Человек и земля. (21 ч) | Вагонострои-тельный завод. Проект «Модель вагона» Изделия «Кузов вагона». | 11 | 9.09 | Усвоение перво-начальных представлений о материальной культуре как продукте пред-метно-преобра-зующей дея-тельности чело-века. Приобретение навыков само-обслуживания; овладение тех-нологическими приемами руч-ной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности. | К.: донести свою позицию до дру-гих: высказывать свою точку зре-ния и пытаться её обосновать, при-водя аргументы; слушать других, пытаться прини-мать другую точ-ку зрения, быть готовым изме-нить свою точку зрения. Р.: уметь сов-местно с учителем выявлять и фор-мулировать учеб-ную проблему; под контролем учителя выпол-нять пробные поисковые дей-ствия (упражне-ния) для выявле-ния оптимально-го решения проб-лемы (задачи); П.: добывать новые знания в процессе наб-людений, рас-суждений и об-суждений матери-алов учебника, выполнения пробных поиско-вых упражнений. | Формирование целостного, социально ориентирован-ного взгляда на мир в его орга-ничном единстве и разнообразии природы, наро-дов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Принятие и освоение соци-альной роли обучающегося, развитие моти-вов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Находить и отбирать информацию об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особеннос-тях конструкции вагонов и последова-тельности их сборки из текстов учебника и других источников. Овладевать основами черчения, анализиро-вать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи линейки и циркуля, раскрой деталей при помощи ножниц. |
33 | Вагонострои-тельный завод. «Пассажир-ский вагон». | 11 | 18.09 | Создавать модель вагона из бумаги и картона. | Создавать разные виды вагонов, используя объемные тела (параллелепи-пед, цилиндр, конус. Помогать участникам группы при изготов-лении изделия. | |||
44 | Полезные ископаемые. Изделие «Буровая вышка» | 11 | 25.09 | Учиться нахо-дить и отбирать информацию о полезных иско-паемых. Выбирать необходимые виды соедине-ний. Объяснять поня-тия «полезные ископаемые», «месторождение», «нефтепровод», «тяга». Называть профессии: геолог, буровик | Анализировать конструкцию реаль-ного объекта и опре-делять основные элементы конструк-ции. Применять на практике алгоритм построения деятель-ности в проекте. Определять этапы проектной деятельности. | |||
55 | Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка». | 11 | 2.10 | Учиться способу создания изделия при помощи тех-ники «русская мозаика». Объяснять поня-тия «поделочные камни», «мозаи-ка». Называть профессию «мас-тер по камню». | Овладевать технологией лепки слоями для создания имитации рисунка малахита. Использовать приемы работы с пластилином. | |||
66 | Автомобиль-ный завод. Изделие «КамАЗ». | 11 | 9.10 | Выбирать информацию, необходимую для изготовления изделия. Объяснять поня-тия «автомобиль-ный завод», «кон-вейер», «операция». | Составлять план изготовления с технологическим процессом сборки автомобиля на конвейере и слайдо-вым планом, запол-нять технологичес-кую карту. | |||
77 | Автомобиль-ный завод. Изделие «Кузов грузовика» | 11 | 16.10 | Учиться работать с металлическим и пластмассовым конструктором. Анализировать структуру техно-логической карты, сопоставлять ее с планом изготов-ления изделия, алгоритмом построения деятельности в проекте. | Соблюдать правила безопасного исполь-зования инструмен-тов. Соотносить детали конструкции и способы соедине-ния, выбирать необ-ходимые виды соединений. | |||
88 | Монетный двор. Изделие «Стороны медали». | 11 | 23.10 | Учиться работать с металлизирован-ной бумагой – фольгой Объяснять поня-тия «знак отли-чия», «рельефный рисунок», «контр-рельефный рису-нок», «аверс», «реверс», «штам-повка», «литье», «тиснение». Осваивать правила тиснения фольги. | Находить и отбирать информацию об истории возникнове-ния олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из материала учебника и других источников. Соблюдать правила безопасного исполь-зования инструмен-тов. | |||
99 | Монетный двор. Проект «Медаль». | 11 | 30.10 | Учиться прово-дить презентацию групповой работы. Сопоставлять технологическую карту с алгорит-мом построения деятельности в проекте. | Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролиро-вать последователь-ность и качество изготовления изде-лия. Составлять рассказ для презента-ции изделия, отве-чать на вопросы по презентации. | |||
110 | Фаянсовый завод. Изделие «Основа для вазы» | 11 | 13.11 | Использовать приемы и способы работы с пластичными материалами для создания и декорирования вазы по собст-венному эскизу. Объяснять поня-тия «операция», «фаянс», «эмбле-ма», «обжиг», «глазурь», «де-кор». Называть профессии: скуль-птор, художник. | Анализировать технологию изготов-ления фаянсовых изделий и определять технологические этапы, которые возможно выполнить в классе. | |||
111 | Фаянсовый завод. Изделие «Ваза» | 11 | 20.11 | Изготавливать изделие с соб-людением от-дельных этапов технологии соз-дания изделий из фаянса. | Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролиро-вать последователь-ность и качество изготовления изделия. | |||
112 | Швейная фабрика. Изделие «Прихватка» | 11 | 27.11 | Учиться снимать мерки определять, используя таблицу размеров, свой размер одежды. Объяснять поня-тия «кустарное производство», «массовое произ-водство», «швей-ная фабрика», «лекало», «мер-ка», «размер». Называть профес-сии: изготовитель лекал, оператор швейного обору-дования, утюжильщик. | Находить и отбирать информацию о технологии произ-водства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производст-ве. Анализировать технологию изготов-ления одежды, опре-делять технологи-ческие этапы, кото-рые возможно про-вести в классе. | |||
113 | Швейная фабрика. Изделия «Новогодняя игрушка», «Птичка» | 11 | 4.12 | Учиться использовать для соединения деталей строчку прямых швов, косых стежков, петельных стежков. | Определять размеры деталей по слайдово-му плану и вычерчи-вать лекало при помощи циркуля. Выполнять самостоя-тельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролиро-вать последователь-ность и качество изготовления изделия. | |||
114 | Обувная фабрика. Изделие «Модель детской летней обуви» | 11 | 11.12 | Учиться снимать мерки определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви. Выделять и сравнивать виды обуви по их назначению. | Определять размеры деталей по плану и переносить размеры на бумагу. Анализировать тех-нологию изготовле-ния обуви, опреде-лять технологические этапы, которые возможно провести в классе. | |||
115 | Обувная фабрика. Изделие «Модель детской летней обуви» | 11 | 18.12 | Сопоставлять технологическую карту с алгорит-мом построения деятельности в проекте. Создавать модель обуви из бумаги. | Определять размеры деталей по плану и переносить размеры на бумагу. Выполнять самостоятельно раз-метку деталей изде-лия и раскрой изде-лия. Соблюдать пра-вила работы с ножницами и клеем. | |||
116 | Деревообра-батывающее производство. Изделие «Лесенка-опора для растений» | 11 | 25.12 | Рассказывать о древесине, ее свойствах, о тех-нологии произ-водства пило-материалов. Объяснять поня-тия «древесина», «пиломатериалы», «текстура», «нож-косяк». Называть профессию: столяр. | Находить и отбирать информацию о древе-сине из материалов учебника и других источников. Объяс-нять назначения инструментов для обработки древеси-ны. Осваивать правила работы столярным ножом и использовать их при подготовке деталей. | |||
117 | Деревообраба-тывающее производство. Изделие «Лесенка-опора для растений» | 11 | 15.01 | Изготавливать изделие из реек. Декорировать изделие. | Соотносить размеры лесенки-опоры с размером растения и корректировать раз-меры лесенки-опоры при необходимости. Декорировать изде-лие по собственному замыслу, использо-вать различные материалы. | |||
118 | Кондитерская фабрика. Изделие «Пирожное Картошка» | 11 | 22.01 | Рассказывать о технологии производства шоколада из какао-бобов. Объяснять понятия: «какао-бобы», «какао-крупка», «какао-тертое», «какао масло», «конши-рование». Приготовлять пирожное «Картошка». Применять правила поведе-ния при приго-товлении пищи. | Находить и отбирать информацию о тех-нологии производ-ства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей, работающих на кон-дитерском производ-стве. Анализировать рецепт пирожного «Картошка», запол-нять технологичес-кую карту при помо-щи учителя. Составлять план приготовления блюда, распределять обязанности. Соблюдать правила гигиены, правила приготовления блюд и правила пользова-ния газовой плитой. | |||
119 | Кондитерская фабрика. Изделие «Шоколадное печенье» | 11 | 29.01 | Приготовлять шоколадное печенье. Применять правила приго-товления пищи, правила пользо-вания газовой плитой. | Анализировать рецепт шоколадного печенья, заполнять технологическую карту с помощью учителя. Определять необходимые для приготовления блюд инвентарь, принадлежности и кухонную посуду. Составлять план приготовления блюда, распределять обязанности. Соблюдать правила гигиены, правила приготовления блюд и правила пользова-ния газовой плитой. | |||
220 | Бытовая техника. Изделие «Настольная лампа» | 11 | 5.02 | Рассказывать о бытовой технике и ее роли в жизни людей. Объяснять понятия: «быто-вая техника», бы-товое электрообо-рудование», «эле-ктрическая цепь», инструкция по эксплуатации», «абажур», «вит-раж». Называть профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтер. Осваивать работу с батарейкой. | Находить и отмечать на карте России города, в которых находятся крупней-шие производства бытовой техники. Определять последо-вательность сборки простой электричес-кой цепи по схеме и рисунку и соотно-сить условные обоз-начения с реальны-ми предметами. Собирать модель лампы на основе простой электричес-кой цепи. | |||
221 | Бытовая техника. Изделие «Абажур» | 11 | 12.02 | Осваивать приемы работы в технике «витраж». Собирать модель лампы. Объяснять действие простой электрической цепи. | Собирать модель лампы на основе простой электри-ческой цепи. Изготавливать аба-жур для настольной лампы в технике «витраж». | |||
222 | Тепличное хозяйство .Изделие «Цветы для школьной клумбы» | 11 | 19.02 | Рассказывать о технологии выращивания растений в тепли-цах и профессио-нальной деятель-ности человека по уходу за растени-ями в теплицах. Понимать значе-ние теплиц для жизнедеятельности человека. Объяснять поня-тия: «теплица», «тепличное хо-зяйство», «микро-климат», «расса-да», «агротехни-ка». Называть профессии: агро-ном, овощевод. | Использовать текст учебника для опре-деления технологии выращивания рас-тений в теплицах и профессиональной деятельности чело-века по уходу за рас-тениями в теплицах. Анализировать информацию на пакетике с семенами. Подготавливать почву для выращива-ния рассады, выса-живать семена цветов (бархатцы), ухаживать за посевами, соблюдать технологию ухода за рассадой, изготавли-вать мини-теплицу из бытовых материалов для создания микроклимата. | |||
223 | Человек и вода. (3 ч) | Водоканал. Изделия «Фильтр для очистки воды» | 11 | 26.02 | Рассказывать о значении воды в жизни человека и растений. Понимать важ-ность экономного расходования воды. Объяснять понятия: «водока-нал», «струемер», «фильтрация», «ультрафиолето-вые лучи». | К.: Средством формирования этих действий служит соблюде-ние технологии проблемного диа-лога (побуждаю-щий и подводя-щий диалог); Р.: под контро-лем учителя вы-полнять пробные поисковые дейст-вия (упражнения) для выявления оптимального решения пробле-мы (задачи); П.: перерабаты-вать полученную информацию, сравнивать и классифициро-вать факты и явления, опреде-лять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, делать выводы на основе обобщения полученных знаний. | Развитие само-стоятельности и личной ответ-ственности за свои поступки, в том числе в ин-формационной деятельности, на основе представ-лений о нравст-венных нормах, социальной справедливости и свободе. | Использовать иллюс-трацию учебника для составления рассказа о системе водоснаб-жения города и зна-чение очистки воды для жизнедеятель-ности человека. Осваивать способ очистки воды в бытовых условиях. На основе слайдово-го и текстового плана заполнять технологи-ческую карту и изготавливать фильтр. |
24 | Порт. Изделие «Канатная лестница» | 11 | 4.03 | Осваивать способы крепления предме-тов при помощи морских узлов. Объяснять понятия: «порт», «причал», «док», «карантин», «военно-морская база», «морской узел». Назвать профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач. | Анализировать и осваивать способы вязания морских узлов. Определять правильность крепления и расположения груза. На основе технологи-ческого рисунка составлять план изделия и соотносить его с текстовым и слайдовым планами изготовления изделия. | |||
225 | Узелковое плетение. Изделие «Браслет». | 11 | 11.03 | Осваивать приемы одинарного и двойного плоских узлов. Приемы крепления нити при начале выполнения работы. Объяснять понятие «макраме». | Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников из истории развития узелкового плетения и макраме, материа-лах, используемых для техники макраме. Определять размеры деталей изделия, закреплять нити для начала вязания. | |||
226 | Человек и воздух. (3 ч) | Самолето-строение. Ракетострое-ние. Изделие «Самолёт» | 11 | 18.03 | Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предмет-ной и информаци-онной среды и умений применять их для выполнения учебно-познава-тельных и проект-ных художествен-но-конструктор-ских задач. | К.: уметь сотруд-ничать, выполняя различные роли в группе, в сов-местном решении проблемы (зада-чи); уважительно относиться к по-зиции другого, пытаться дого-вариваться. Р.: осуществлять текущий в точ-ности выполнения технологических операций (с помо-щью простых и сложных по конф-игурации шабло-нов, чертёжных инструментов) итоговый конт-роль общего ка-чества выполнен-ного изделия, задания; прове-рять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки. П.: перерабаты-вать полученную информацию: сравнивать и классифициро-вать факты явле-ния; опреде-лять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий; делать выводы на основе обобще-ния полученных знаний. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие навы-ков сотрудни-чества со взрос-лыми и сверст-никами в разных социальных си-туациях, умения не создавать конфликтов и находить выхо-ды из спорных ситуаций | Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников из истории развития самолетостроения, о видах и назначении самолетов. На основе слайдов определять последовательность сборки модели само-лета из конструктора, количество и виды деталей, необходи-мых для изготовле-ния изделия, а также виды соединений. |
227 | Ракета- носитель. Изделие «Ракета-носитель» | 11 | 25.03 | Закреплять основные знания о самолетостроении, о конструкции самолета и ракеты использовать знания о бумаге: ее видах, свойствах, истории. | Осмысливать конструкцию ракеты, строить модель ракеты. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия по чертежу. Трансформировать лист бумаги в объем-ные геометрические тела – конус, цилиндр. | |||
228 | Летательный аппарат. Изделие «Воздушный змей» | 11 | 8.04 | Объяснять конструктивные особенности воздушных змеев, используя текст учебника. Объяснять понятия: «каркас», «уздечка», «леер», «хвост», «полотно», «стабилизатор». | Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников из истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев. Осваивать правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием. | |||
229 | Человек и информа-ция. (6 ч) | Создание титульного листа. Изделие «Титульный лист» | 11 | 15.04 | Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важ-ности правильного выбора профессии. Объяснять понятия: «изда-тельство», «печат-ная продукция», редакционно-изда-тельская обработ-ка», «вычитка», «оригинал-макет», «элементы книги», «форзац», «книж-ный блок», «пере-плетная крышка», «титульный лист». Называть профессии: редак-тор, корректор, художник. | К.: уметь сотруд-ничать, выполняя различные роли в группе, в сов-местном -реше-нии проблемы (задачи); уважи-тельно относиться к позиции друго-го, пытаться дого-вариваться. Р.: осуществлять текущий в точ-ности выполнения технологических операций (с помо-щью простых и сложных по конф-игурации шабло-нов, чертёжных инструментов) итоговый конт-роль общего ка-чества выполнен-ного изделия, задания; прове-рять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки. П.: преобразовы-вать информа-цию: представ-лять информа-цию в виде текс-та, таблицы, схе-мы (в информаци-онных проектах). | Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России | Называть виды и способы передачи информации. Находить и называть основные элеиенты книги, объяснять их назначение. Распределять обязан-ности при выполне-нии групповой рабо-ты в соответствии с собственными воз-можностями и инте-ресами. Находить и определять особен-ности оформления титульного листа. Использовать в практической работе знания о текстовом редакторе Microsoft Word. |
330 | Работа с таблицами. Изделие «Таблица» | 11 | 22.04 | Применять правила работы на компьютере. Объяснять понятия «таблица», «строка», «столбец». | Закреплять знания работы на компью-тере. Осваивать набор текста, после-довательность и особенность работы с таблицами в текс-товом редакторе Microsoft Word. Определять и уста-навливать число строк, столбцов, вво-дить текст в ячейку таблицы, форматиро-вать текст в таблице. | |||
331 | Создание содержания книги. Практическая работа «Содержание» | 11 | 29.04 | Рассказывать о процессе редакци-онно-издательской подготовки книги. Использовать в практической деятельности знание программы Microsoft Word. | Объяснять значение и возможности использования ИКТ для передачи инфор-мации. Применять на практике правила создания таблицы для оформления содержания книги «Дневник путешест-венника». Закреплять умения сохранять и распечатывать текст. | |||
332 | Переплётные работы. Изделие: Книга «Днев-ник путешест-венника» | 11 | 6.05 | Понимать значе-ние различных элементов в струк-туре переплета (форзац, слизура). Объяснять понятие «шитье втачку», «форзац», «переп-летная крышка», «книжный блок». | Находить и отбирать информацию о видах выполнения переп-летных работ. Создавать эскиз обложки книги в соответствии с - тематикой. Применять умения работать с бумагой. | |||
333 | Переплётные работы. Изделие: Книга «Днев-ник путешест-венника» | 11 | 13.05 | Использовать правила работы шилом, ножница-ми и клеем. | Оформлять изделие в соответствии с собственным замыслом. | |||
334 | Итоговый урок. Выставка работ | 11 | 20.05 | Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее. | Презентовать свои работы, объяснять их преимущества, спо-соб изготовления, практическое исполь-зование. Использовать в презентации крите-рии оценки и качест-ва выполнения работ. оценивать свои и чу-жие работы. Определять и аргу-ментировать преиму-щества и недостатки. Выявлять победителей по разным номинациям. | |||
335 | Итоговое повторение. | 11 | 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...