Рабочая программа по технологии
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему
В 1 классе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tehnologii_1_klass.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии 1 класс
УМК «Начальная школа XXI века»
под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии разработана на основе авторской программы Е.А. Лутцевой «Технология» (Технология: программа: 1 класс/ Е.А.Лутцева. – М.: Вентана – Граф, 2011г.).
Цель данной программы: достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения учащихся благодаря специально подобранному и выстроенному содержанию и его методическому аппарату
Задачи:
- развитие личностных, интеллекта и творческих способностей;
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира, о взаимосвязи человека с природой; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
- использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Общая характеристика учебного курса
В 1 классе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребенка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников.
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
Место учебного курса в учебном плане
Объём времени, отводимого на изучение технологии в 1 классе, составляет 33 часа. Урок технологии проводится 1 раз в неделю (33 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Содержание курса рассматривается, прежде всего, как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности. Технология представлена как способ реализации жизненно важных потребностей людей, повседневную жизнь людей, общественное сознание, отношение к природе. Особый акцент — на результаты научно-технической деятельности человека на состояние окружающей среды, т. е. на проблемы экологии. История развития материальной культуры перекликается с историей развития духовной культуры, которая в своей практической составляющей также по-своему технологична.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Содержание учебного предмета, курса (33ч)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (6 ч)
Мир профессий. Профессии близких; профессии, знакомые детям; профессии мастеров.
Разнообразные предметы рукотворного мира (быта и декоративно-прикладного искусства).
Роль и место человека в окружающем мире. Созидательная, творческая деятельность человека и природа как источник его вдохновения. Элементарные общие правила создания рукотворного мира (эстетическая выразительность — цвет, форма, композиция); гармония предметов и окружающей среды (сочетание цветов и основы композиции).
Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов, природные материалы.
Самообслуживание: организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем во время и после работы; уход и хранение инструментов. Гигиена труда.
Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем во время и после работы. Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.
Работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради (приложении) — рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий.
Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение промежуточного и конечного результата (детали, изделия) с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы – соответствие результата (изделия) предложенному образцу. Выполнение коллективных работ.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17ч)
Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань) и их практическим применением в жизни. Основные свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твердость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам: декоративно-художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая, газетная и др.). Тонкий картон, пластичные материалы (глина, пластилин), природные материалы. Свойства этих материалов.
Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов. Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов: ножницы, игла, стека, шаблон, булавки (знание названий используемых инструментов). Выполнение приемов рационального и безопасного пользования ими.
Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание). Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.
Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей на глаз, по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием, вытягиванием. Клеевое соединение деталей изделия. Отделка деталей изделия рисованием, аппликацией, прямой строчкой. Сушка изделий под прессом. Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных материалов.
Связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и технологических приемов их обработки. Приемы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (в технике аппликации, мозаики, лепки, оригами, бумажной пластики и пр.).
3. Конструирование и моделирование (10ч)
Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия.
Конструирование и моделирование изделий из природных материалов и бумаги складыванием, сгибанием, вытягиванием по образцу и рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделия из текстиля, комбинированных материалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела программы, тема | Характеристика деятельности учащихся | Часы учебного времени | Сроки прохождения | Примечание | |
план | факт | |||||
Что нас окружает | ||||||
1 | Что ты видишь вокруг? Игра «Рукотворные предметы» | Наблюдать связи человека с природой и природным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края. Объяснять значение слова «технология», осуществлять поиск информации в словаре из учебника. Ставить вопросы, обращаться за помощью. | 1 | |||
2-3 | Мир природы. Правила сбора и засушивания природного материала. Фантазии из листьев и цветов | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Установление сходства и различия в объектах путем взаимно-однозначного соответствия Вырабатывать умение работать в парах, обучать сотрудничеству | 2 | |||
4 | Мир рукотворный. Человек – творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды. Игра «Что из чего сделано». | Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. Уметь распознавать объекты, выделяя существенные признаки: местоположение по отношению к другим объектам. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | 1 | |||
5-6 | Выражение связи человека и природы через предметную среду. Аппликация с рисунком-орнаментом. | Прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы. Осуществлять рефлексию способов и условий действий. Ставить вопросы, обращаться за помощью | 2 | |||
Кто где живет? | ||||||
7 | Самообслуживание. Хозяйственно-практическая помощь взрослым. Салфетка из бумаги. | Осуществлять рефлексию способов и условий действий. Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда. Работая в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли, ставить вопросы, используя изученные понятия, обращаться за помощью. | 1 | |||
8 | Организация рабочего места при работе с разными материалами. Работа с пластилином. Сказка «Колобок» | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами, корректировать выполняемое изделие Работая в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли, ставить вопросы, используя изученные понятия, обращаться за помощью. | 1 | |||
Азбука мастерства | ||||||
9 | Свойства разных материалов | Уметь получать необходимую информацию об объекте деятельности, определение свойств материалов. Объяснять значение слова «материал», осуществлять поиск информации в словаре из учебника. Проявлять активность во взаимодействии в игре для решения коммуникативных и познавательных задач.. | 1 | |||
10. 11 | Изделие, деталь изделия. Конструкция изделия. Изготовление «пряника» из пластилина. Изделие, деталь изделия. Конструкция изделия. Изготовление «пряника» из пластилина. Игра «Однодетальные и многодетальные предметы» | Конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты. Читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу. Анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей. Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме. Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь при поиске нужной информации. | 1 1 | |||
12 | Порядок изготовления изделий из разных материалов. Изготовление медвежонка. | Конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты.Читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу. | 1 | |||
Технология ручной обработки бумаги и картона. Элементы графической грамотности. | ||||||
13 | Бумага и картон. Последовательность действий и технологических операций. Работа с технологической картой. Подставка для кисточки. | Уметь получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы. Соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму), технологические свойства – способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, сборка, отделка). Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь при поиске нужной информации. | 1 | |||
14 | Бумага и картон. Последовательность действий и технологических операций. Аппликация из рваных кусочков бумаги. | Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Научиться отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей; экономно расходовать используемые материалы. Ставить вопросы, обращаться за помощью. | 1 | |||
15. 16 | Новогодние сюрпризы из бумаги и других материалов. Новогодние сюрпризы из бумаги и других материалов. | Составлять план и последовательность действий, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, Моделировать сюжетную ситуации, устанавливать соответствия между моделью; рисунком и схемой, конструировать по правилу. Ставить вопросы, обращаться за помощью, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | 1 1 | |||
Помощники мастера. | ||||||
17-18 | Помощники человека – ножницы. Аппликация из резаных цветных кусочков бумаги | Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме. Ставить вопросы, обращаться за помощью. | 2 | |||
Сначала нарисуем | ||||||
19 | Какие бывают линии? Чем они помогают мастерам? Выкладывание пряжей рисунков. | Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме. Ставить вопросы, обращаться за помощью. | 1 | |||
20 | Как нарисовать разные фигуры? Узоры из ниток и пряжи | Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме.Ставить вопросы, обращаться за помощью. | 1 | |||
21 | Как точно резать ножницами по линиям? | Анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий.Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда, осваивать приемы работы с бумагой, правила работы ножницами | 1 | |||
Много и ровно | ||||||
22 | Шаблон. Как разметить круги? | Преобразовывать практическую задачу в познавательную: разрешать житейские ситуации, требующие умения разметить круги. Осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат,. Ставить вопросы, обращаться за помощью, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | 1 | |||
23 | Шаблон. Как разметить прямоугольники? | Вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Рассуждать, моделировать способ действия. Задавать вопросы, слушать собеседника, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | 1 | |||
24 | Шаблон. Как разметить треугольники? | Преобразовывать практическую задачу в познавательную: разрешать житейские ситуации, требующие умения разметить одинаковые треугольники Рассуждать, моделировать способ действия; использовать общие приемы Задавать вопросы, слушать собеседника, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | 1 | |||
25 | Как правильно сгибать и складывать бумажный лист? | Составлять план и последовательность действий при сгибании бумажного листа, адекватно использовать речь для регуляции своих действий Использовать общие приемы, сравнивать приемы работы приспособлениями (шаблон, трафарет) и инструментами, ,анализировать и читать графические изображения (рисунки, схемы),осуществлять декоративное оформление и отделку изделия | 1 | |||
26 | Оригами. Игрушки без ножниц и клея. | Составлять план и последовательность действий при сгибании бумажного листа, адекватно использовать речь для регуляции своих действий Использовать общие приемы, сравнивать приемы работы, анализировать и читать графические изображения (рисунки, схемы),осуществлять декоративное оформление и отделку изделия, Ставить вопросы, обращаться за помощью. | 1 | |||
27 | Как из квадратов и кругов получить новые фигуры? Изготовление цветов. | Составлять план и последовательность действий, использовать речь для регуляции своего действия. продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности, знать область применения и назначение инструментов.Задавать вопросы, слушать собеседника, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, исполнять разные социальные роли: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, | 1 | |||
Работаем с тканью | ||||||
28 | Ткань. Похожи ли свойства бумаги и ткани? Иглы ибулавки. Домики для иголок и булавок | Исследовать, ,наблюдать, сравнивать, сопоставлять текстильные и бумажные материалы. Осваивать правила безопасной работы иглой. Прогнозировать результат своей деятельности | 1 | |||
29 | Что умеет игла? Прямая строчка. | Составлять план и последовательность действий при работе с иглой, адекватно использовать речь для регуляции своих действий Использовать общие приемы, сравнивать приемы работы приспособлениями (шаблон, трафарет) и инструментами, ,анализировать и читать графические изображения (рисунки, схемы),осуществлять декоративное оформление и отделку изделия, применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами.Ставить вопросы, обращаться за помощью. | 1 | |||
30 | Как разметить дорожку для строчки? | Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Осваивать правила безопасной работы иглой, правила разметки дорожки для строчки Задавать вопросы, слушать собеседника, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | 1 | |||
31 | Закрепление нитки на ткани. | Вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.Рассуждать, моделировать способ действия. Задавать вопросы, слушать собеседника, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | 1 | |||
32. 33 | Материалы, их конструктивные и декоративные свойства. Салфетка из ткани. Материалы, их конструктивные и декоративные свойства. Салфетка из ткани. | Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Научиться отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей; экономно расходовать используемые материалы. Ставить вопросы, обращаться за помощью. | 1 1 |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Литература (основная и дополнительная) | |
Технология: программа: 1 класс/ Е.А.Лутцева. – М.: Вентана – Граф, 2011г Технология: 1 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений / Е.А.Лутцева. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2011. 3.Лутцева Е.А. Технология: 1 класс: рабочая тетрадь/ Е.А.Лутцева. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2012. | В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания начального обучения технологии и результаты его освоения, представлено тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса. В учебниках представлены практические задания, технологические карты, чертежи и др., культурно-исторические материалы, разнообразный иллюстративный материал. Задания практических работ, представленные в текстовой и слайдовой формах, позволяют ученикам самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства их достижения, соблюдать технологическую последовательность изготовления изделий, оценивать результат. |
Технические средства обучения | |
Оборудование рабочего места учителя. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Персональный компьютер |
Объекты материально-технического обеспечения
Согласовано Согласовано
на заседании ШМО Заместитель директора школы по УВР учителей начальных классов __________________
протокол № _____ от « »________________ г. от «____»______________________ г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...