статья «Путешествие в страну ОРИГАМИ» Г.Э. Эм
статья по технологии (2 класс) на тему

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников  предназначена для работы с детьми 2  класса и является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и целостности содержания программ по предметам математике, изобразительной деятельности, трудового обучения расширяя и обогащая их. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx32.17 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «ОРИГАМИ»  

для учащихся начальных классов.

          Пояснительная записка

         Рабочая программа  «ОРИГАМИ»  составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования и разработана на основе курса «Путешествие в страну ОРИГАМИ» Г.Э. Эм

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников  предназначена для работы с детьми 2  класса и является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и целостности содержания программ по предметам математике, изобразительной деятельности, трудового обучения расширяя и обогащая их.

Наблюдения и результаты прошлого учебного года показали, что у детей недостаточно развита мелкая моторика рук. На уроках трудового обучения ученики испытывают трудности при сгибании и вырезании деталей, при измерении и вычерчивании фигуры заданного размера. Во время уроков математики затрудняются начертить правильно геометрическую фигуру или отрезки заданной длины. Возникла проблема при работе с линейкой, треугольником, циркулем.

         

Кроме этого занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Оригами – увлекательное занятие, доступное учащимся всех возрастов, позволяющая учесть индивидуальные способности и психофизические особенности учащихся класса.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

Курс «ОРИГАМИ» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Практическая значимость программы:

 Занятия оригами являются одной из форм пропедевтики изучения геометрии, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, действовать в соответствии с простейшими алгоритмами, работать со схемами, распознавать простейшие геометрические фигуры, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Цели программы

   1. Углубление знаний программ по трудовому обучению, математике, изобразительной деятельности.

  2. Развитие творческих способностей младших школьников,  эстетического    вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

  3. Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.

Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач:

  • развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
  • освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
  • овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной  и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Отличительные особенности данной программы


Программа рассчитана на обучения детей во 2 классе. Возраст учащихся 8-9 лет.
На реализацию программы отводится 2 час в неделю, всего 68 часов в год. Продолжительность занятия 45 минут с обязательным применением физминутки. Занятия оригами являются неотъемлемым дополнением к урокам труда, математике, урокам рисования и другим учебным предметам, поэтому эти занятия необходимо проводить еженедельно. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Количество детей в группе – 8-10 человек. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.


Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы  используется музыкальное сопровождение  с записями звуков живой природы и детских песен. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений, т.к.  музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

Место проведения занятий – классная комната. Дети организовывают свое рабочее место за партами.

Планируемые результаты освоения программы

Личностными результатами изучения курса «Чудеса оригами» во втором классе является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
  • совершенствовать  коммуникативные способности и умение  работать в коллективе.

Метапредметными  результатами изучения курса «Чудеса оригами» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности – учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;
  • слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса «Чудеса оригами» является формирование следующих знаний и умений.

знать

  • что такое оригами;
  • основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • условные обозначения к схемам;
  • названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
  • технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • способы разметки: сгибанием;
  • способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
  • виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;

 уметь

  • под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
  • с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
  • различным приемам работы с бумагой;
  • следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  •  реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.

Программа нацелена на достижение

  • воспитательных результатов 1 уровня результатов: приобретение школьниками социальных знаний: понимание  ребенком культуры труда, этики трудовых отношений, вклада труда в осмысленную повседневную жизнь.  
  • Воспитательных результатов 2 уровня: приобретение навыков коллективных творческих дел, изготовление изделий для конкурса, выставок, оценивание своего труда и труда своих товарищей.


Содержание программы

Способы предъявления и объяснения материала

Все все изделия основаны на базовых формах: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Катамаран» и т.д. На этом этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. В методической литературе учителям и воспитателям рекомендуют на этом этапе демонстрировать детям процесс складывания изделия на большом листе бумаги. Однако, исходя из опыта работы,  намного удобнее использовать для показа инструкционные карты, состоящие из отдельных листов. На каждом листе такой инструкционной карты с помощью большого листа цветной бумаги показывается только одна операция по изготовлению изделия. Особое внимание в начале обучения следует уделять оформлению композиций отдельном занятии. Сначала для тренировки дети делают их из больших квадратов и украшают аппликацией. Затем, рассмотрев получившиеся образцы, мастерят маленькие фигурки для композиции, которые оставляют в классе в конвертах для незаконченных работ.
Прежде чем разрешить ученикам приклеивать детали аппликации, нужно проверить, красиво ли они расположили их на плоскости листа, и оказать детям необходимую индивидуальную помощь.

  Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные
 формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные
методы:
Методы
, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  •  практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  •  репродуктивный  – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  •  частично-поисковый  – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  •  исследовательский  – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  •  индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  •  групповой – организация работы в группах;
  •  индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Формы подведения итогов

 реализации дополнительной образовательной программы


1. Составление альбома лучших работ.

2. Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,
3. Проведение мастер- класса на «Дне открытых дверей»

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Перечень необходимого материала и инструментов

                Кол-во на одного учащегося

Наименование         Ед. измерения        

Бумага цветная (для ксерокса)         лист         100

Клей ПВА         мл         200

Клей "UHU" в наборе         шт.         2

Клей карандашный "UHU"         ШТ.         3

Нитки армированные         катушка         1

ножницы для резки бумаги         шт.         1

Нож для резки бумаги         ШТ.         1

Влажные салфетки         комплект         5

        ---         

  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

   

Тема занятия

1-2

Кузнечики и их дом.         Игра «Веселая семейка». Понятия о базовых формах. Базовая форма

«треугольник».         Азбуки         оригами  условные знаки.                 

3-4

Артисты пальчикового театра. Лисица. Мышонок. Базовая форма «треугольник». Понятия «равенство частей», «согнуть внутрь».        

5-6

Знакомство с ОРИЛАНДИЕЙ. Немного истории. Этапы развития оригами. Демонстрация работ. Линии сгиба «гора» и «долина».

Сказка о капитане и его тельняшке.

7-8

Зверята: щенки, поросенок, лисенок, зайчонок, волчонок

9-10

Куклы для пальчикового театра. Игра «Сказочный герой». Понятие

«равные углы».

11-12

Клюв птицы. Весёлые соревнования. Маска. Ловушка для микро-

бов. Базовая форма «дверь» .

13-14

Фусен - надувной кубик. Снеговик из фусенов. Базовая форма «водяная бомбочка» или «двойной треугольник».                 

15-16

Многоликая маска. Смайлики.

Базовая форма «блинчик». Базовая форма «катамаран».

17-18

Ворона. Игра «Цепочки». Базовая форма «рыба». Прием «заячье ухо».

19-20

Птица - солнце. Гофрировка.

21-22

"Ажурная ёлочка в технике кирикоми оригами

23-24

Дед         Мороз. Базовая форма         «Воздушный змей». Получение 1/4 части диагонали. Игра цвета                                 

25-

Новогодняя подвеска. Ёлочка в снегу Базовая форма «двойной квадрат». Понятие гетеромодульного оригами

26

Снегирь. Базовая форма «Воздушный змей»

27-28

*Снежинка в технике кирикоми оригами. Разметка заготовки при

Помощи прямоугольных

треугольников, при помощи линейки

И карандаша. Прямоугольные треугольники двух видов. Параллельные линии. Тренируем глазомер                 

29-

"Письма с сердечком. Оригами из прямоугольника А4                 

30

Двойной         цветок VIII. Базовая         форма «Двойной квадрат».

Деление         квадрата на равные части. Нахождение центра квадрата.

31-

Орнамент «Арлекин». Базовая форма «Двоиной треугольник». или

«Водяная бомбочка»

32

Орнамент «Цветочек».

33

Ори-скрепка полезная вещь для письменного стола из «Двойного треугольника». Закладка «Карандаш»

34-35

Кусудама «Шесть бомбочек»

36-37

Кусудама «Звезда Александра». Базовая форма «Двойной         треуголь-

ник». Прием «нажать, вогнуть внутрь»

38-39

Тато «Классика». Получение прямоугольника         соотношением сторон 2 : 1

40-41

Шанхайская ваза. Китайские традиции

42-43

Лазорик         - тюльпан донской степи. Базовая форма «Блинчик»

44

Бабочка Ролора – символ Ростовского общества любителей оригами

45

Вертушка-пропеллер. Базовая форма «Двойной треугольник». Деление отрезка на три равные части на «глазок»

46

Ромашка. Базовая форма «Катамаран»

47-48

Фиалка. Базовая форма «Блинчик»

49-50-

Модуль Сонобе. Кубик. Базовая форма «Дверь». Решение задачи короля. Волчок. Сфера из 30 модулей Сонобе

51

Головоломка - кроссворд. Базовый кроссворд

52-53

Кусудамы - волшсбные шары.         Кусудама «Камелия»                 

54-55

Ирисы. Базовая форма «лягушка».

56-57

Цветок сакуры. Кусудама цветочная

58-59

Попрыгушка -лягушка - 1. Соревнования и игры Акробатка-лягушка-2.         Базовая форма «водяная бомбочка»

60-61

Цветок «Победа». Звезда (астра). Прием «лепесток»

62-63

Журавлик счастья. Садако и тысяча журавлей. Базовая форма «птица».

64-65

Конкурс «Чудесное превращение квадрата»

66-68

Мастерская ОРИГАМИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чудесная страна Оригами"

Классный час рассказывает об искусстве Оригами....

Путешествие по странам мира и знакомство с фольклором зарубежных стран

Данный урок поможет развивать навыки выразительного, беглого чтения, память, внимание, воображение; формировать информационную компетенцию; воспитывать интерес к культуре другого народа. ...

«Страна оригами. Изделие «Мышка»

История оригами, знакомство с базовыми формами, первая поделка...

Конспект занятия «Путешествие в страну Оригами»

Цель: эмоционально-нравственное воспитание детей с использованием предметной практики в технике модульное оригами.Задачи:·         Закреплять умение собирать фи...

конспект по технологии "Путешествие в страну Оригами"

Тема: "Путешествие в страну Оригами"...

Положение проведения Городской недели детского творчества «Оригами – творчество и мастерство» «Путешествие в мир ОРИГАМИ…»

Положение разработано для проведения городского мероприятия, с целью ознакомления детей других школ с таким видом работы с бумагой, как оригами. Была проведена беседа, мастер - класс, экскурсия по выс...

В путешествие страну оригами

История оригами Оригами - это искусство складывания из бумаги, которое пришло к нам из Японии, хотя сама бумага появилась в Китае. Слово «оригами» складывается из двух иероглифов: ори - &q...