Рабочая программа по технологии 1 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС и на основе программы курса «Технология» под редакцией Роговцевой Н.И., Богдановой Н.В.. Данная программа реализуется в рамках УМК «Перспектива»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_chteniyu_1_klass.doc | 284.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературному чтению (40 часов)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №373 от 06.10.2009г.
-Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013-2014 учебный год;
- Образовательной программы МБОУ Уметской СОШ, утверждённой директором школы приказ №307 от 1.09.2012г.
-«Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 – й классы. Учебно – методический комплект «Перспектива» М.:Просвещение, 2012г.
- Примерной программы рекомендованной Министерством образования РФ,
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
- приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
- обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
- введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам
Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.
Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средства самообразования.
Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе примерной программы по литературному чтению (автор Л. Ф. Климанова), издательство «Просвещение», 2012 год, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации
Обоснование выбора авторской программы
Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.
Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.
Содержание рабочей программы
Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:
Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.
Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.
Первый раздел программы — «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» — ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения. Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70—80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами.
Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы. Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.
Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.
Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность».
Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).
Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы
Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства. В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку. Программой предусмотрено анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). В содержание курса с целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся приёмы театральной драматизации произведений. Они обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героев (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувства сопереживания и отзывчивости.
Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Курс литературного чтения благодаря художественно-эстетической и нравственно-мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умение глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно-духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника.
Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения.
Место курса в учебном плане
В 1 классе на изучение литературного чтения[1] отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель).
Формой организации образовательного процесса является урок, практикум, экскурсия.
Технологии обучения при изучения курса «Литературное чтение»: классно-урочное, проблемное, индивидуальное, групповое, обучение с применением ТСО, дифференцированное, обучение по книге, система «малых групп», развивающее, игровое.
В 1 классе используются виды контроля: текущий, тематический, самоконтроль.
На уроках используются следующие виды и формы контроля: Чтение наизусть, пересказ, письменная работа, самостоятельная работа с книгой, текстом.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.
Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).
Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).
Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.
Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.
Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.
Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.
Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.
Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.
Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.
Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.
Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.
Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.
Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.
Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).
Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).
Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность
Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).
Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).
Учебно-тематическое планирование
1 класс (40 ч)
№ | Наименование разделов и тем | Характеристика деятельности учащихся | Всего часов |
1 | Вводный урок (1 ч) | ||
Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены | 1 | |
2 | Книги — мои друзья (3 ч) | 3 | |
1. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: книга, читатель, писатель. Книги — мои друзья. С. Маршак. Новому читателю. Кто говорит молча? Загадки о книге. Пословицы о книге. Возникновение письменности. Предметное письмо. Узелковое письмо. Наскальные рисунки. Иероглифы. Сочинение своего письма с помощью рисунков. 2. С. Михалков. Как бы жили мы без книг? Выставка книг. Герои детских книг. Мы идём в библиотеку. Экскурсия. Тематические указатели. Мои любимые писатели. А.С. Пушкин. Словесное рисование картин к вступлению к поэме «Руслан и Людмила». 3. Наш театр. К. Чуковский. Айболит. Инсценирование. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: книга, читатель, писатель. Сравнивать слова с противоположным значением: трудолюбие — леность, честность — ложь, доброта — злость, объяснять их смысл. Бережно относиться к книге и учебникам, понимать значение книги в жизни человека. Различать понятия: книга, писатель, читатель, библиотека. Понимать, в чём ценность книги. Обсуждать иллюстрации книги. Называть элементы книги (обложка, иллюстрации, фамилия автора, название произведения). Участвовать в обсуждении проблемной ситуации «Как бы жили мы без книг?». Объяснять нравственный смысл различных слов, употребляемых в произведениях К.Д. Ушинского. Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Придумывать свои записи с помощью различных рисунков. Учиться выбирать книгу в библиотеке. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Читать вслух целыми словами с постепенным переходом на чтение про себя. Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. Рассказывать о своих любимых книгах (называть автора, название, тему, основные события). Рассказывать о возникновении письменности. Описывать (представлять) устно картины, изображённые в произведении А.С. Пушкина. Читать, представляя себя в роли разных героев рассказа В. Осеевой. Определять героев произведения К. Чуковского. Распределять роли. Определять интонацию, с которой нужно читать данное произведение | ||
3 | Радуга-дуга (4 ч) | 4 | |
1. Вводный урок. Основные понятия раздела: песенки, пословицы, загадки, считалки. Песенки разных народов. Сравнение песенок разных народов. Выразительное чтение песенок. Самостоятельное чтение. Рифмы матушки-гусыни.Загадки. Сравнение загадок с отгадками. Классификация загадок. Сочинение загадок. Пословицы и поговорки разных народов. Нравственный смысл пословицы. По следам семейного чтения. Мудрые мысли разных народов. 2. Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. Выставка книг. 3. Наш театр. Перчатки. Английская народная песенка. Подготовка спектакля по произведению. 4. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассказывать о жанровом разнообразии произведений устного народного творчества разных народов. Определять нравственный смысл пословицы и поговорки (какая народная мудрость заключена в пословицах и поговорках разных народов). Изменять (убыстрять или замедлять) темп чтения в зависимости от поставленной задачи. Воспроизводить по памяти понравившиеся пословицы и поговорки, обсуждать их смысл. Сравнивать фольклорные произведения разных народов. Называть изученные жанры фольклора, высказываться о своём отношении к русским народным песенкам, загадкам, пословицам, к фольклорным произведениям других народов России. Соотносить загадку и отгадку. Распределять загадки по тематическим группам. Объяснять смысл пословицы. Учить выбирать книги для самостоятельного чтения в школьной библиотеке, ориентируясь на название книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: песенки, пословицы, загадки, считалки. Читать вслух произведения малых жанров устного народного творчества. Читать выразительно, учитывая интонацию. Различать виды малых жанров устного народного творчества: пословицы, поговорки, песенки, загадки. Сочинять загадки на основе заданных свойств предмета. Придумывать жизненные ситуации, в которых можно было бы использовать одну их прочитанных пословиц. Анализировать содержание текста; называть героев произведения; определять особенности характера героев. Инсценировать произведение | ||
4 | Здравствуй, сказка! (5 ч) | 5 | |
1. Вводный урок. Основные понятия раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой. Узнай сказку. Рассказывание сказок по рисункам. Работа с книгой. 2. Жили-были буквы. Г. Юдин. Почему «А» первая? Т. Коти. Катя и буквы. Буквы — сказочные герои. По следам самостоятельного чтения. И. Гамазкова. Живая азбука. Сравнение сказок. Русская народная сказка. Курочка Ряба. С. Маршак. Курочка Ряба и десять утят. 3. Русская народная сказка. Кот, лиса и петух. Главные герои сказки. Л. Пантелеев. Две лягушки. Сравнение героев сказки. По следам семейного чтения. Сказки разных народов. Сравнение русских сказок со сказками народов России. 4. Наш театр. С. Михалков. Сами виноваты. Инсценирование сказки. 5. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения. Семейное чтение. Три дочери. Два лентяя. Заяц и черепаха | Рассказывать о своём отношении к сказкам. Высказывать своё мнение о прочитанной сказке. Обсуждать проблемную ситуацию «Как бы ты поступил на месте этих героев?». Выбрать сказку после рассматривания иллюстраций и чтения названия. Называть 1—2 сказки народов России. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Находить нужную сказку в книге. Читать выразительно диалоги сказочных героев. Сравнивать сказки со сходным содержанием. Сравнивать героев сказки: их действия, характеры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой. Читать сказку вслух. Рассказывать сказку по серии рисунков. Придумывать возможный конец сказки. Следить за развитием сюжета в народной и литературной сказке. Определять реальное и волшебное в литературной сказке, в стихотворении. Определять героев произведения. Определять характер героев произведения, называть их качества. Распределять роли. Инсценировать произведение | ||
5 | Люблю всё живое (6 ч) | 6 | |
1. Вводный урок. Основные понятия раздела: общение, диалог. В. Лунин. Никого не обижай. Е. Благинина. Котёнок. Нравственный смыл произведений. Семейное чтение. Л. Толстой. Пожарные собаки. Б. Житков. Вечер. 2. Приём звукописи как средство создания образа. И. Токмакова. Лягушки. Разговор синицы и дятла. В. Бианки. Разговор птиц в конце лета. 3. Мы в ответе за тех, кого приручили. И. Пивоварова. Всех угостила. С. Михалков. Зяблик. Герой стихотворения. По следам самостоятельного чтения. С. Маршак. В зоопарке. Общение с миром природы. Н. Сладков. Без слов. Создание газеты «Жизнь леса». Создание плаката «Охраняй природу». 4. Мы идём в библиотеку. Книги о природе и животных. Л.Н. Толстой. Обходиться добром со всяким. Не мучить животных. 5. Наш театр. С. Маршак. Волк и лиса. 6. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Определять нравственный смысл содержания раздела «Люби всё живое». Рассказывать о своём отношении к животным и растениям. Работать в паре, проявляя внимание к собеседнику: высказывать своё мнение, задавать вопросы о прочитанном. Соблюдать нормы общения со старшими, друг с другом. Выражать своё отношение к животным; составлять рассказ о любимой собаке (кошке). Сравнивать понятия: делать хорошо, делать плохо; объяснять их смысл. Участвовать в диалоге; слушать друг друга; договариваться друг с другом. Отбирать материал для создания плаката, газеты в соответствии с темой. Представлять собственный творческий продукт. Классифицировать книги на выставке по подтемам. Сравнивать научный и художественный тексты. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Читать выразительно стихотворение, передавая особенности разговора различных птиц, своё собственное отношение. Различать научный и художественный тексты. Освоить приём звукописи как средство создания образа. Находить слова, которые используют поэты для передачи звуков природы. Находить слова в прозаическом и стихотворном текстах, характеризующие героя. Определять героев произведения и их характеры. Распределять роли. Инсценировать произведение. Создавать произведение по серии рисунков. Определять тему выставки книг, находить нужную книгу | ||
6 | Хорошие соседи, счастливые друзья (7 ч) | 7 | |
1. Вводный урок. Основные понятия раздела: рассказ, герой рассказа. С. Михалков. Песенка друзей. М. Танич. Когда мои друзья со мной. А. Барто. Сонечка. Выразительное чтение стихотворений. 2. Характеристика героя произведения. Сравнение произведений по теме, содержанию и главной мысли. Е. Пермяк. Самое страшное. В. Осеева. Хорошее. Э. Шим. Брат и младшая сестра. 3. Мы идём в библиотеку. Книги о детях. 4. Самостоятельное чтение. Е. Благинина. Паровоз, паровоз, что в подарок нам привёз… В. Лунин. Мне туфельки мама вчера подарила… Тема стихотворений. 5. Наш театр. М. Пляцковский. Солнышко на память. Ю. Мориц. Это — да! Это — нет! Чтение по ролям. 6. Семейное чтение. Л. Толстой. Не лениться. Косточка. Нравственно-этический смысл произведений. Главная мысль произведения. 7. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассуждать о том, кого можно назвать другом, объяснять, что такое настоящая дружба. Различать, что такое хорошо и что такое плохо. Давать оценку своим и чужим поступкам. Обсуждать с другом значение понятий: дружба, забота, взаимопомощь, милосердие; приводить примеры из прочитанных рассказов. Общаться друг с другом, не обижая собеседника. Оказывать поддержку друг другу, помогать друг другу. Сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли. Находить книгу в библиотеке по заданным параметрам. Классифицировать книгу по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: рассказ, герой рассказа. Читать выразительно, передавая основной эмоциональный тон произведения. Читать по ролям произведение. Определять общую тему произведений. Определять героев произведения. Характеризовать героя произведения по его речи и поступкам. Находить главную мысль произведения, соотносить содержание произведения с пословицей. Распределять роли. Определять тему выставки книг | ||
7 | Край родной, навек любимый (9 ч) | 9 | |
1. Вводный урок. Основные понятия раздела: стихи, рифма. Составление устных сообщений о красоте родного края. П. Воронько. Лучше нет родного края. 2. Стихотворения русских поэтов о природе. Произведения русских художников о природе. А. Плещеев. Весна. С. Есенин. Черёмуха. С. Дрожжин. Пройдёт зима холодная… И. Суриков. Лето. Н. Греков. Летом. А. Пушкин. За весной, красой природы… А. Плещеев. Миновало лето… И. Суриков. Зима. 3. Репродукции картин И. Грабаря, И. Шишкина, И. Левитана, И. Репина, В. Поленова, П. Кончаловского. Выразительное чтение. Приём сравнения как средство создания образа. Рифма. Сравнение произведение литературы и живописи. 4. Образ природы в литературной сказке. В. Сухомлинский. Четыре сестры. Сочинение сказки. В. Берестов. Любили без особых причин… Г. Виеру. Сколько звёзд на ясном небе! Н. Бромлей. Какое самое первое слово? А. Митяев. За что люблю маму. 5. Стихи для папы. Сравнение произведений на одну и ту же тему. Составление рассказа о своей семье. 6. Мы идём в библиотеку. Книги о Родине. Выставка книг. 7. Самостоятельное чтение. Е. Пермяк. Первая рыбка. Рассказ о своей семье. 8. Семейное чтение. И. Косяков. Всё она. Л. Толстой. Мальчик и отец. К. Ушинский. Лекарство. Объяснение смысла произведений. 9. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Рассказывать о своей Родине; о своей семье; о своих чувствах к Родине, месту, где родился и вырос; о любви к своей семье, своим родителям, братьям и сестрам. Передавать при чтении стихов настроение в соответствии с речевой задачей: выразить радость, печаль. Объяснять значение слов «Родина», «Отечество». Знать названия страны и города, в котором живешь. Выразительно читать стихи, посвященные столице. Объяснять смысл выражения «Родина-мать». Рассуждать о том, в чём проявляется заботливое отношение к родным в семье, что такое внимание и любовь к ним. Работать в паре; выслушивать друг друга; договариваться друг с другом. Сравнивать произведения на одну и ту же тему. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; находить общее и различия. Находить нужную книгу в библиотеке по тематическому указателю. Классифицировать книгу по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: стихи, рифма. Читать произведения, выражая настроение и собственное отношение к изображаемому. Объяснять смысл прочитанных произведений. Находить рифму в стихотворении. Находить сравнения. Наблюдать за использованием сравнений. Придумывать сравнения. Определять ритм стихотворения; читать на основе ритма. Чувствовать настроение автора к изображаемому в произведении. Сочинять сказки самостоятельно. Определять тему выставки книг | ||
8 | Сто фантазий (1 ч) | 1 | |
Основные понятия раздела: творчество. Р. Сеф. Совершенно непонятно. В. Маяковский. Тучкины штучки. В. Викторов. Поэт нашел в себе слова…. Ю. Мориц. Сто фантазий. И. Пивоварова. Я палочкой волшебной… Г. Цыферов. Про меня и про цыпленка. Сочинение своих собственных историй на основе художественных текстов | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Сочинять свои собственные истории. Объяснять значение понятия «творчество». Сочинять небольшой рассказ или сказку, подражая писателю прочитанных произведений | ||
Резерв учебного времени | 4 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
- Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
.
Литература и средства обучения
Книгопечатная продукция:
Учебники и учебные пособия: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник. В 2-х Ч. 1 класс. М.: «Просвещение», 2012; Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 1 класс М.: «Просвещение», 2012; Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 1 класс М.: «Просвещение», 2012; Л.Ф.Климанова. Читалочка. Дидактический материал. М.: «Просвещение», 2012г.
Методические пособия для учителя: Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс. М.: «Просвещение», 2012; технологические карты по литературному чтению.
Компьютерные и иформационно-коммуникативные средства:
- Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
Технические средства обучения:
- Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
- Экспозиционный экран.
- Телевизор.
- Видеоплейер (видеомагнитофон).
- Аудиопроигрыватель.
- Персональный компьютер.
- Мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия:
- Видеофильмы (в том числе в цифровой форме) по литературному чтению (экранизация художественных произведений, входящих в круг чтения по программе).
- Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).
Электронные образовательные ресурсы
- Сказочный домик: народные сказки. Электронная коллекция сказок народов мира (http://www.skazkihome.info/)
- Русские пословицы: интерактивный тест (тест на знание русских пословиц, задания различного уровня сложности для разных возрастных групп школьников) (http://www.kokch.kts.ru/stars/ind8r.htm)
- Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);
- Русская виртуальная библиотека. www. rvb. ru
- Kidsbook: электронная библиотека.(Классификация книг для детей по автору, по жанру, по циклам и сериям. Новинки детской литературы и старые детские книги.) http://kidsbook.narod.ru/
- Ханс Кристиан Андерсен: биография и творчество великого сказочника (Автобиография, фотографии, портреты писателя. Подборка произведений Х.К. Андерсена. Литература об Андерсене) http://www.sky-art.com/andersen/index.htm
- Дважды пять: детская библиотека.(Электронная библиотека для детей: сборник детских сказок, рассказов и стихов.) http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm
- Русская и зарубежная литература для школы: коллекция (Коллекция электронных версий литературных произведений, изучаемых в школе. Ссылки на электронные библиотеки.) http://litera.edu.ru
- Большая детская библиотека. (Zip-библиотека детской литературы на сервере Kid.ru.) http://www.kid.ru/index3.php3
- Детская литература на Куличках. (Электронная коллекция детской литературы: стихи, сказки, колыбельные, поговорки, скороговорки.) http://baby.kulichki.net/index_lit.htm
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
1 класс (40 ч.)
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты | Виды контроля | По плану | Факти чески | |||||||||||||
предметные | Метапредметные, личностные | |||||||||||||||||||
1 | Вводный урок Уч. 1 - 3. Т. | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника | читать плавно, неторопливо, целыми словами, вникая в смысл читаемого; понимать значение книги как источника знаний и добрых мыслей. | Регулятивные: самостоятельно контролировать и оценивать свой ответ или ответ товарища в соответствии с образцом. Познавательные: работать с учебником, ориентироваться в нем при помощи системы условных обозначений Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, вступать в диалог. Личностные: проявлять интерес к изучаемому предмету | текущий | ||||||||||||||
Книги – мои друзья (4 часа) | ||||||||||||||||||||
2 | С. Маршак. «Новому читателю». Кто говорит молча? Уч. 4 - 9 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные понятия раздела: книга, читатель, писатель. | читать плавно, неторопливо, целыми словами, вникая в смысл читаемого; читать, стараясь передать чувства и настроение автора; разгадывать загадки, выделяя в них главные слова | Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя; оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями. Познавательные: сравнивать книги, распределяя их на группы; использовать знаково-символические средства, в том числе словесные модели для создания высказывания; учиться выбирать книгу в библиотеке, определять героев произведения Коммуникативные: работать в паре, выслушивать мнение друга; принимать различные точки зрения на прочитанное произведение; распределять роли; определять интонацию, с которой нужно читать данное произведение Личностные: проявлять интерес к чтению книг и самому процессу чтения; понимать нравственный смысл произведения С.Маршака; осваивать семейные традиции, в том числе традиции семейного чтения; объяснять нравственный смысл различных слов, употребляемых в произведениях К.Д. Ушинского. | текущий | ||||||||||||||
3 | Возникновение письменности. Творческая работа: рисуночное письмо. С. Михалков. «Как бы жили мы без книг?» Уч. 10 - 13 | Закрепления знаний | Предметное письмо. Узелковое письмо. Наскальные рисунки. Иероглифы. | Читать вслух целыми словами с постепенным переходом на чтение про себя. Рассказывать о возникновении письменности. | текущий | |||||||||||||||
4 | Мы идем в библиотеку Уч. 15-19 | Обобщение и систематизация знаний | Выставка книг. Герои детских книг. | Знать, что такое библиотека, знать рекомендательный список книг; уметь работать в библиотеке с книгой; называть элементы книги (обложка, иллюстрации, фамилия автора, название произведения); участвовать в коллективном обсуждении прочитанного произведения; | текущий | |||||||||||||||
5 | Мои любимые писатели. А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…». К.И. Чуковский. Маленькие и большие секреты страны Литературии Уч. 20-27 | Комплексное применение знаний | А.С. Пушкин. Словесное рисование картин к вступлению к поэме «Руслан и Людмила». Самостоятельное чтение. В.Осеева. Чтение по ролям. Семейное чтение. Из книг К.Д. Ушинского. Нравственный смысл произведений К.Д. Ушинского. Наш театр. К. Чуковский. Айболит. Инсценирование. | Рассказывать о своих любимых книгах (называть автора, название, тему, основные события). Описывать (представлять) устно картины, изображённые в произведении А.С. Пушкина. Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно, разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию, под руководством учителя. Читать, представляя себя в роли разных героев | текущий | |||||||||||||||
Радуга – дуга (4 часа) | ||||||||||||||||||||
6 | Песенки русского народа. Песенки разных народов. Рифмы Матушки Гусыни. Уч. 28-35, 43 Т. 6-7, 18 - 19 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные понятия раздела: песенки, пословицы, загадки, считалки. Сравнение песенок разных народов. Выразительное чтение песенок. Самостоятельное чтение. Рифмы матушки-гусыни. | Рассказывать о жанровом разнообразии произведений устного народного творчества разных народов. Изменять (убыстрять или замедлять) темп чтения в зависимости от поставленной задачи. Понимать конкретный смысл понятия раздела: песенки. | Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями Познавательные: предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Коммуникативные: высказываться о своём отношении к русским народным песенкам. Личностные: проявлять интерес к чтению книг и самому процессу чтения; | текущий | ||||||||||||||
7 | Загадки. Пословицы и поговорки разных народов. Уч. 36-41 Тв.т. 22 -24, 28 - 31 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Сравнение загадок с отгадками. Классификация загадок. Сочинение загадок. Нравственный смысл пословицы. По следам семейного чтения. Мудрые мысли разных народов. | Знать отличительные особенности видов малых жанров устного народного творчества: пословицы, поговорки, песенки, загадки. Изменять (убыстрять или замедлять) темп чтения в зависимости от поставленной задачи. Воспроизводить по памяти понравившиеся пословицы и поговорки | Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями Познавательные: сравнивать пословицы и объединять их в тематические группы; выделять загадки разного типа; овладеть навыком смыслового чтения произведений малых жанров устного народного творчества. Коммуникативные: высказываться о своём отношении к загадкам, пословицам, поговоркам. Личностные: проявлять интерес к изучению культуры и литературы русского народа посредством чтения произведений устного народного творчества; понимать нравственный смысл пословицы и поговорки; осваивать семейные традиции, в том числе традиции семейного чтения | текущий | ||||||||||||||
8 | Мы идем в библиотеку. Сборники произведений устного народного творчества. Уч. 46-48 Тв.т. 63 - 65. | Закрепление знаний | Произведения устного народного творчества. Выставка книг. Наш театр. Перчатки. Английская народная песенка. Подготовка спектакля по произведению. | Характеризовать книгу по ее обложке; находить нужную книгу по параметрам, заданным учителем; разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию, под руководством учителя | Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя; оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями. Познавательные: овладеть навыком смыслового чтения произведений малых жанров устного народного творчества. Коммуникативные: активно использовать речевые средства для подготовки устного высказывания. Личностные: проявлять интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения; эмоционально реагировать на прочитанное произведение. | текущий | ||||||||||||||
9 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Уч. 50-51 Тв.т. 8 - 15, 32 - 33. | Комплексное применение ЗУН | участвовать в коллективном обсуждении прочитанного произведения; отвечать на вопросы учителя; | Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя; оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями. Познавательные: сравнивать разные тексты. Коммуникативные: слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу; принимать участие в обсуждении прочитанного. Личностные: формирование позитивного отношения к чтению. | самоконтроль | |||||||||||||||
Здравствуй, сказка (5 часов) | ||||||||||||||||||||
10 | Узнай сказку. Рассказывание сказки по рисункам. Буквы – сказочные герои. Г. Юдин. «Почему «А» первая?» Т. Коти. «Катя и буквы». И. Гамазкова «Живая азбука». Уч. 52-59, 77-78 Тв.т. 34 - 35. | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные понятия раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой. Авторские и народные сказки. Главный герой. Сказочный герой (функции сказочного героя). | Знать отличительные особенности сказочного текста; называть его основные композиционные особенности; знать понятия: сказка авторская и народна, знать особенности народных сказок России, самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль; характеризовать героев русской народной сказки; воспроизводить ситуации сказок по рисункам и иллюстрациям, уметь придумывать иное окончание сказки, составлять представление о персонаже (его характеристику) на основе его поступков; знать нравственные понятия: добро, зависть, злость, ложь, милосердие; придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными; разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию, под руководством учителя | Личностные: формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию, освоение семейных традиций, в том числе традиций семейного чтения Регулятивные: освоение способов выбора книг, умение выбрать нужный источник информации. Познавательные: находить нужный раздел в содержании учебника, предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены; отличать сказку от других литературных произведений, совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию. Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой | текущий | ||||||||||||||
11 | Сравнение сказок. Русская народная сказка «Курочка Ряба». С. Маршак «Курочка Ряба и десять утят». Уч. 62-65 Тв.т. 40 - 43. | Закрепление знаний | Сказка, народная сказка, авторская сказка, сказка о животных, сказочный герой, персонажи. | текущий | ||||||||||||||||
12 | Русская народная сказка «Лиса, Заяц и Петух». Главные герои сказки. Уч. 66-69 Тв.т. 46 - 49 | Комплексное применение ЗУН | Сказка, народная сказка, авторская сказка, сказка о животных, сказочный герой, персонажи. | текущий | ||||||||||||||||
13 | Сравнение героев сказки. Л. Пантелеев. «Две лягушки». Наш театр. С. Михалков. «Сами виноваты». Уч. 70-75, 86-89 Тв.т. 51 - 53. | Обобщение и систематизация знаний | Сказка, народная сказка, авторская сказка, сказка о животных, сказочный герой, персонажи. | текущий | ||||||||||||||||
14 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа по литературному чтению. Уч. 90-91 Тв.т. 36-39, 44-45 | Обобщение и систематизация знаний | Сказка, народная сказка, авторская сказка, сказка о животных, сказочный герой, персонажи. | текущий | ||||||||||||||||
Люблю все живое (6 часов) | ||||||||||||||||||||
15 | Люблю все живое. Нравственный смысл произведений. В.Лунин «Никого не обижай». Е.Благинина «Котёнок» Уч. 4-6 Тв.т. 54 - 56 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные понятия раздела: общение, диалог. Работа с книгой. Взаимоотношения человека и природы. Прозаический текст, поэтический текст, общение, диалог. | Развить умение слышать и слушать художественное произведение, самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль; расширить представление о взаимоотношениях человека и природы, участвовать в коллективном обсуждении прочитанного произведения; отвечать на вопросы учителя; пересказывать текст подробно с опорой на картинный план, на иллюстрацию; на основе опорных слов произведения; представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема выбранной книги). участвовать в организации выставки книг в классе; создавать свои собственные творческие объекты: фотогазета, плакат и др.; разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию, под руководством учителя | Личностные: выражать свои эмоции посредством выразительного чтения; первоначальные представления о нравственных понятиях (ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; формировать умение представлять своё творчество. Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия. Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихи. Коммуникативные: формировать умение работать в парах и группах. | текущий | ||||||||||||||
16 | Прием звукописи как средство создания образа. И.Токмакова «Лягушки». «Разговор синицы и дятла». В.Бианки «Разговор птиц в конце лета» Уч. 4-6 Тв.т. 54 - 56 | Закрепление знаний | Приём звукописи как средство создания образа. Диалог героев, звукоподражательные слова, | текущий | ||||||||||||||||
17 | Мы в ответе за тех, кого приручили. И.Пивоварова «Всех угостила». С.Михалков «Зяблик». Герой стихотворения. Создание фотогазеты «Жизнь леса». (Создание плаката «Охраняй природу») Уч. 12-17 Тв.т. | Закрепление знаний | Работа с книгой. Взаимоотношения человека и природы. прозаический текст, поэтический текст, общение, диалог, герой стихотворения | текущий | ||||||||||||||||
18 | Мы идем в библиотеку. Книги о природе и животных. Л.Толстой. Уч. 22-23 Тв.т. 58 - 59. | Комплексное применение ЗУН | Работа с книгой. Взаимоотношения человека и природы. Выставка книг. | текущий | ||||||||||||||||
19 | Наш театр. С.Маршак «Волк и Лиса» Уч. 33 Тв.т. 67 - 71 | Обобщение и систематизация знаний | Подготовка спектакля по произведению. | текущий | ||||||||||||||||
20 | Маленькие и большие секреты страны Литературии Уч. 34-37 Тв.т. | Контрольный | текущий | |||||||||||||||||
Хорошие соседи, счастливые друзья (7 часов) | ||||||||||||||||||||
21 | Выразительное чтение стихотворений. С.Михалков «Песенка друзей. М.Танич «Когда мои друзья со мной». А.Барто «Сонечка» Уч. 38-43 Тв.т. 60—62 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Произведения словесного и музыкального искусства. Рассказ, герой рассказа, главная мысль произведения. | Развить умение слышать и слушать художественное произведение, анализировать художественный текст; расширить представления о взаимоотношениях людей, о дружбе, взаимопомощи и поддержке, участвовать в коллективном обсуждении прочитанного; пересказывать текст подробно с опорой на картинный план, на иллюстрацию; на основе опорных слов произведения; | Личностные: выражать свои эмоции посредством выразительного чтения; эстетическое восприятие художественного произведения, музыки представлять своё творчество; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; освоение семейных традиций, в том числе традиций семейного чтения Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия. Познавательные: сравнивать разные тексты; анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихотворения. Коммуникативные: уметь работать в парах и группах. | текущий | ||||||||||||||
22 | Герой рассказа. Сравнение произведений по теме, содержанию, главной мысли. Е.Пермяк «Самое страшное». В.Осеева «Хорошее». Э.Шим «Брат и младшая сестра» Уч. 44-49 Тв.т. | Закрепление знаний | Характеристика героя (речь, поступки). Автор произведения и его герой. Одна тема — два произведения. | текущий | ||||||||||||||||
23 | Мы идем в библиотеку. Книги о детях. | Комплексное применение ЗУН | представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема выбранной книги); участвовать в организации выставки книг в классе | текущий | ||||||||||||||||
24 | Герой стихотворения. Е.Благинина «Паровоз, паровоз, что в подарок нам привёз…» В.Лунин «Мне туфельки мама вчера подарила». Уч. 54-55 Тв.т. | Обобщение и систематизация знаний | Характеристика героя (речь, поступки). Автор произведения и его герой. Одна тема — два произведения. | Развить умение слышать и слушать художественное произведение, анализировать художественный текст; расширить представления о взаимоотношениях людей, о дружбе, взаимопомощи и поддержке. | текущий | |||||||||||||||
25 | Наш театр. М.Пляцковский «Солнышко на память». Уч. 56-57 Тв.т. | Обобщение и систематизация знаний | Подготовка спектакля по произведению. | текущий | ||||||||||||||||
26 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Уч. 62-63 Тв.т. 62 | Обобщение и систематизация знаний | участвовать в коллективном обсуждении прочитанного произведения; отвечать на вопросы учителя; | текущий | ||||||||||||||||
27 | Проверочная работа по литературному чтению. Уч. 63-65 Тв.т. | Обобщение и систематизация знаний | текущий | |||||||||||||||||
Край родной, навек любимый (9 часов) | ||||||||||||||||||||
28 | Урок развития речи. Составление устных сообщений о красоте родного края. П.Воронько «Лучше нет родного края». Уч. 66-69 Тв.т. | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Любовь к родному краю — к Родине. Стихи, рифма. | Учить чувствовать настроение, выраженное в стихотворениях русских поэтов | Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия. Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихи, учиться сравнивать произведения. Коммуникативные: уметь работать в парах и группах. Личностные: эстетическое восприятие художественного произведения, произведений живописи, музыки; эмоционально реагировать на прочитанное лирическое произведение, представлять своё творчество; формирование чувства любви к Родине; уважения к взрослым | текущий | ||||||||||||||
29 | Произведения русских поэтов и художников о природе. А.Плещеев «Весна». С.Есенин «Черемуха». И.Суриков «Лето». Н.Греков «Летом». Уч. 70-79 Тв.т. | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Любовь к родному краю — к Родине. Стихи, рифма. | текущий | ||||||||||||||||
30 | Сравнение произведений литературы и живописи. Произведения живописи И. Левитана, И. Шишкина, В. Поленова, П. Кончаловского. Уч. 70-79 Тв.т. | Закрепление знаний | Любовь к родному краю — к Родине. Стихи, рифма. | Находить слова в тексте, позволяющие видеть картины природы | текущий | |||||||||||||||
31 | Образ природы в литературной сказке. В. Сухомлинский «Четыре сестры». Уч. 80-81 Тв.т. | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Любовь к родному краю — к Родине. | придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными | текущий | |||||||||||||||
Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия. Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихи, учиться сравнивать произведения. Коммуникативные: уметь работать в парах группах. Личностные: выражать свои эмоции посредством выразительного чтения; формирование чувства любви к Родине; уважения к взрослым, представлять своё творчество; освоение семейных традиций | ||||||||||||||||||||
32 | Произведения о маме. Г. Виеру «Сколько звезд на ясном небе?» Н. Бромлей «Какое самое первое слово?» А. Митяев «За что я люблю свою маму?» Уч. 84-87 Тв.т. | Изучения и первичного закрепления новых знаний | составлять рассказы о своей семье, о родителях, передавать словом своё отношение к ним | текущий | ||||||||||||||||
33 | Произведения о папе. Сравнение произведений на одну и ту же тему. Составление рассказа о папе и маме. Уч. 88 Тв.т. | Закрепление знаний | текущий | |||||||||||||||||
34 | Мы идем в библиотеку. Книги о родине. Е. Пермяк «Первая рыбка» Уч. 90 Тв.т. | Комплексное применение ЗУН | представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема выбранной книги); пересказывать текст подробно с опорой на картинный план, на иллюстрацию; на основе опорных слов произведения участвовать организации выставки книг в классе | текущий | ||||||||||||||||
35 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Уч. 93-94 Тв.т. | Комплексное применение ЗУН | участвовать в коллективном обсуждении прочитанного произведения; отвечать на вопросы учителя; | текущий | ||||||||||||||||
36 | Проверочная работа по литературному чтению. | Обобщение и систематизация знаний | текущий | |||||||||||||||||
Сто фантазий (1 час) | ||||||||||||||||||||
37 | Рекомендации к летнему чтению и творчеству. Сочинение произведений по аналогии. Уч. 95-103 Тв.т. | Комплексное применение ЗУН | Основные понятия раздела: творчество | находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам | текущий |
[1] Курс литературного чтения вводится сразу после завершения обучения грамоте, которое продолжается 23 учебные недели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...