Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании младших школьников.
статья по технологии на тему
Важность декоративно-прикладного искусства в воспитании эстетических качеств личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_dpi_v_vospitanii_mlad_shkolnikov_.docx | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании младших школьников.
Н. В. Харченко, Е. Ф. Смирнова МБОУ СОШ №23 г. Воронеж.
У человека может быть много разных настроений,
но душа у него одна, и эту свою душу он неуловимо
вкладывает во все свое творчество.
Д. Голсуорси.
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в школе.
Воспитать любовь к прекрасному… Это значит, ознакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.
В нашей школе большое внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Поэтому мы перед собой поставили цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приёмы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. ФГОС второго поколения предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно ребенка, его волю, воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направлять потребность и интересы ребенка, стремиться понимать его внутренний мир. Именно поэтому и видя, что ребятам интересно и нравится работать с народным творчеством, в школе организована кружковая работа, куда дети ходят по желанию.
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.
Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
В настоящее время из всего разнообразия видов детского творчества декоративно - прикладное является одним из самых популярных. Посмотрев вокруг, мы можем заметить, что предметы, сделанные своими руками вносят особую красоту в обстановку и домашний уют, а также на работе и других общественных местах.
Какую же пользу может извлечь ребенок, занимаясь данным видом творчества?
Во-первых, декоративно-прикладное искусство усиливает творческие стремления ребятишек преобразовывать и украшать мир, развивает нестандартность детского мышления. Уже после нескольких занятий можно заметить, что ребенок чувствует себя более свободным, раскрепощенным, приобретает способность всматриваться и наблюдать, а в предметах декоративно-прикладного творчества видит новизну и элементы сказочности.
Во-вторых, в процессе творчества и самостоятельного создания предметов декоративно-прикладного искусства у школьников происходит процесс закрепления знаний эталонов формы и гармонии цвета. В его подсознании формируются четкие и полные представления о предметах искусства в жизни и в быту.
Опытные творческие педагоги дополнительного образования отмечают, что декоративно-прикладное творчество помогает школьнику в его развитии и формирует многие мыслительные операции. Ребята самостоятельно начинают анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать.
На занятиях декоративно-прикладным искусством у детей развивается кругозор. Так, например, они узнают о своеобразии и самобытности декоративного искусства; о том, как отражается окружающая природа в орнаменте, украшающем предметы декоративно-прикладного творчества, а также о связи искусства с народным укладом, жизнью и бытом народов. Таким образом, у детей проявляется интерес к родному краю, природе, истории, сфере деятельности и труду людей.
Стоит поговорить и о коллективной работе на занятиях по декоративному творчеству, так как она оказывает существенное влияние на нравственное воспитание детей. При создании коллективной работы, будь то плакат, картина, макет изделия или игрушка, у школьников вырабатывается способность объединяться для общего дела, они учатся договориться о выполнении общей работы, при этом создавая каждый свою деталь, элемент, стараются учесть интересы друг друга. В процессе коллективной работы у детей развивается способность действовать согласованно, умение уступать, взаимопомощь.
В будущем можно заметить, что благодаря занятиям декоративным творчеством у детей появляются волевые качества:
• доводить начатое дело до конца;
• умение преодолевать трудности;
• ценить и уважать собственный и чужой труд.
Участие в различных конкурсах, выставках декоративно-прикладного искусства помогает детям самореализоваться в жизни, повысить собственную самооценку, достичь определенных успехов.
Кроме того, занятия декоративно-прикладным творчеством приносит и практическую пользу.
Поэтому так велико значение опыта для духовного и эстетического развития и воспитания школьников, знакомства их с искусством народных промыслов и работами настоящих мастеров. Народное искусство оказывает глубокое идейное влияние на детей. Поэтому в первую очередь перед родителями и педагогом стоит важная задача – нести в светлый мир детства нравственные ценности, помочь детям открыть этот мир во всём многообразии и богатстве декоративно-прикладного искусства. Таким образом, любое занятие, коллективно-творческое дело, беседа - имеют единственную цель: всесторонне развивать личность растущего и познающего мир человека. Думаю, что любой мудрый и любящий своего чада родитель согласился, чтобы его ребенок жил в мире красоты, гармонии, игры, музыки, сказки, фантазии и творчества.
Ребенка можно приучать к творчеству уже дома, поверьте, он будет этому только рад. Совместные занятия объединяют детей и родителей, повышают их совместную культуру.
Продуктивная творческая деятельность детей направлена на развитие личностных качеств ребенка, ведь творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Творить своими руками, значит приобретать бесценный жизненный опыт.
Говоря непосредственно о младшем школьном возрасте, следует отметить, что именно развитие мелкой моторики рук способствует успешному становлению отдельных личностных и физиологических качеств ребенка.
Одним из интересных способов развития тонких движений пальцев рук является конструирование из бумаги. Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети в основном создают художественно-эстетический продукт. Существует разная техника работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание.
Несмотря на свою привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом деятельности. Оно предполагает у детей хорошо развитых пространственных представлений.
В своей педагогической деятельности мы решили пойти дальше и попробовать работать с детьми в более сложной, но вместе с тем и наиболее интересной технике - бумагокручение. На английском языке техника бумагокручения называется “quilling” - от слова “quill” или “птичье перо”. Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 – начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага – недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако, эта древняя техника сохранилась до наших дней и очень популярна во многих странах мира. В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы и на Востоке.
Для этого нам понадобится небольшой набор инструментов, который не составит труда найти:
- Стержень небольшого диаметра. Используется для намотки спирали из бумажной полосы, при этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.
- Пинцет. Кончики пинцета должны быть точно совмещенными. Для выполнения работ высокой точности. Усилие при сжатии должно быть удобным для рук ребенка, обеспечивая надежный захват с наименьшим давлением.
- Ножницы. Для максимально точной нарезки бахромы.
- Клей. Особых рекомендаций нет. Он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Возможно ПВА.
- Простейшие чертежные инструменты: линейка, карандаш.
- Бумага.
Выбор техники бумагокручения не случаен. Именно работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развитие, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.
Техника бумагокручения может вызвать трудность у детей, так как требует сосредоточения на работе и тонких движений пальцев рук. Но в процессе освоения действий и операций, эти проблемы решаются. Во время занятия бумагокручением необходимо проводить пальчиковые гимнастики для эмоциональной и физической разрядки.
В чем же заключается техника квиллинг? Полоска бумаги свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квиллинга на кончик стержня. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга собственными руками. Так у ребенка появляется возможность подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и вовремя скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль небольшого размера. Она будет основой дальнейшего многообразия форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, а затем из нее формируется необходимая квиллинговая фигура. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые разнообразные формы, выполняя сжатия и вмятины. Всего существует 20 базовых элементов для квиллинга, но принцип остается тем же: сворачиваем, прищипываем. Дети всегда смогут придумать новые элементы для квиллинга.
Освоив технику бумагокручения целесообразно начинать с накручивания роллов большого размера, чтобы продемонстрировать детям суть техники и способы приготовления деталей для будущих творений. Тренировка должна быть регулярной, но чтобы она не наскучила, необходимо играть с цветом и формами. Полоски могут быть очень длинными, склеенными из нескольких цветов, тогда ролл получается “радужным”. Из полученных роллов можно складывать элементарные цветы: один ролл – сердцевина цветка, еще пять – лепестки.
Далее следует приступить к изучению основных базовых элементов квиллинга. Перечислю основные из них: тугая спираль, свободная спираль, капля, изогнутая капля, глаз, ромб, лист, треугольник, стрелка, полукруг, полумесяц, конус, птичья лапка, звезда.
Изучение основных элементов квиллинговой техники необходимо проводить по принципу: от простого к сложному, в последствие, комбинируя разные элементы, у детей будут возникать новые образы, которые они смогут воплотить с помощью бумажных полосок.
Общее впечатление от поделки зависит не только от качества исполнения квиллинговых элементов, но и от правильного подбора фона и цветовой гаммы. Поэтому необходимо также проводить работу по цветовосприятию. Для лучшего эффекта можно предложить детям поработать с таблицами рекомендуемых цветовых сочетаний.
В основном применение техники “quilling”(квиллинг) целесообразно при изготовлении натюрмортов с цветами, роллы и получаемые из них формы способны точно передавать элементы цветковых растений. Но нет ограничений в использовании этой технике: мастера создают также пейзажи, произведения анималистического жанра, и другие композиции. Возможно также создание объемных фигур, которые, несомненно, будут отличаться своей оригинальностью.
Способность к творчеству – это отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве и гармонии с природой, создавать, не нанося вреда, преумножить, при этом не разрушая. Творчество человека немыслимо вне общества, поэтому все созданное творцом всегда было и будет неповторимым, оригинальным и ценным.
Творчество – источник чистый и вечный. Оно благотворно влияет на детей, развивает их, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. На таких занятиях дети приобщаются к родной культуре, входят в мир прекрасного, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаю потребность любить и радоваться жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль краеведения в нравственно-патриотическом воспитании младших школьников
Роль краеведения в нравственно-патриотическом воспитании младших школьников...
Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании младших школьников
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Его основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетент...
Роль группы продлённого дня в воспитании младших школьников.
Статья о роли группы продлённого дня в воспитании современных младших школьников....
. РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Тема данной работы «Использование краеведческих и исторических материалов при подготовке уроков математики».Математика — решение задач. Казалось бы, математика и краеведение не имею...
Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании младших школьников
Статья "Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании младших школьников" расскажет о роли краеведения в воспитании младших школьников...
Доклад на тему «Роль военной книги в патриотическом воспитании младших школьников»
Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и муже...
«Роль классного руководителя в нравственном воспитании младших школьников»
Статья о роли классного руководителя в нравственном воспитании школьников....