Рабочая программа по технологии 3 класс
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему

Копанева Галина Алексеевна

Рабочая программа по технологии для 3 класса составлена  на основе Федерального образовательного стандарта, Примерной программы начального общего образования, авторской программы И .Б .Мыловой «Технология», утверждённой МО РФ (базовый уровень). УМК «Перспективная начальная школа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx41.96 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Петровского

Уржумского района Кировской области

Рассмотрена:

на заседании МС

протокол №  _____

«___» _______20__ года

Согласовано:

заместитель директора по УВР

______________ ФИО  

«___» _______20__ года

Утверждаю:    

     

Директор МКО ООШ  с. Петровского                                                                                      

Уржумского района Кировской области

_______________   ФИО

Приказ № _____ от _________20__года

Рабочая программа

по технологии

для  3   класса

 (базовый уровень)                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Рабочую программу составил

Копанева Галина Алексеевна

Учитель начальных классов

квалификационная категория - первая

образование – среднее специальное

стаж работы – 26 лет

с. Петровское 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(3 класс 1 час в неделю, 34 часа)

     Рабочая программа по технологии для 3 класса составлена  на основе Федерального образовательного стандарта, Примерной программы начального общего образования, авторской программы И .Б .Мыловой «Технология», утверждённой МО РФ (базовый уровень). УМК «Перспективная начальная школа), Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»  

Предлагаемый начальный курс технологии имеет цель не только вооружить ребенка начальными технико-технологическими знаниями, умениями, навыками по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий и др.), но и способствует приобретению навыков сотрудничества, формирует культуру труда.

Программа предусматривает поиск и применение информации для решения технических и технологических задач, дает рекомендации по решению практических задач, что обеспечивает  самостоятельную деятельность детей при изготовлении изделий из данных материалов.

В содержании обучения большое значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.  

Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач: 

- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;

- формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний

и умений;

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной обработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекции и оценку;

- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        Учебный курс «Технология» является составной частью развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа».

В соответствии с концептуальными положениями системы учебный курс учитывает опыт ребенка и тот образ мира, который определяется его природно-предметной средой. Это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, но и опыт сельской жизни с естественно-природным ритмом, с удаленностью от крупных культурных объектов. Этот опыт учитывается в содержании учебных заданий, в выборе технологических приемов и поделочных материалов, естественных и доступных для учащихся не только городских, но и сельских школ.

Деятельностный подход к процессу обучения обеспечивается формированием у школьников представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формированием универсальных учебных действий (УУД), способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности.

Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки освоения учащимися конкретных технологических операций.

Предмет «Технология» является опорным в проектировании УУД. В нем все элементы учебной деятельности – целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т. д. – предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.

Основные виды учебной деятельности обучающихся: простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, приемов их обработки; анализ конструкций, условий и способов их создания; моделирование, конструирование из различных материалов; решение доступных конструктивно-технологических и творческо-художественных задач, простейшее проектирование, практика работы на компьютере.

В содержании обучения большое значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

С 3 класса в программу включен раздел «Практика работы на компьютере». Он предусматривает первичное использование информационных технологий.

Содержательная часть программы представлена следующими разделами.

        В первом разделе «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания» раскрывается роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающей среды на основе знакомства с особенностями труда, быта, ремесел (включая ремесла родного края), даются первоначальные представления о мире профессий, об эстетической культуре ручного, механизированного и автоматизированного труда; раскрываются особенности организации процесса труда младших школьников, включая самообслуживание, дается общее представление о проектной деятельности.

Освоение обучающими проектной деятельности начинается со 2 класса. Особенность ее содержания состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер. Они объединяют знакомые, легко повторяющиеся действия, ставят близкие и важные для ребенка цели: изготовление движущихся воздушных и плавающих игрушек и моделей, макетов архитектурных построек. Организуя проектную деятельность, важно активизировать детей на самостоятельное обоснование проекта, выбор конструкции, отбор материалов и их экономное расходование, продумывание плана и последовательности проведения работ.

Содержание данного раздела изучается в контексте с другими содержательными линиями.

Во втором разделе «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)» дается информация о  материалах, которые будут обрабатывать школьники, перечислены инструменты и приспособления для их обработки, технологические операции, подлежащие освоению, указаны виды практических работ.

Информация о видах и применении материалов сопровождается заданиями, цель которых - наблюдение и опытное исследование свойств этих материалов. Программой предусмотрено не только знакомство со свойствами одного материала, но и сравнение одних и тех же свойств разных материалов, например бумаги и картона, бумаги и ткани,  пластилина и глины, что содействует обоснованному выбору обработочных операций.  Раздел содержит  сведения и о подготовке материалов к работе.

Предлагаемый программой перечень практических работ и объектов труда может быть изменен с учетом региональных особенностей, национальных традиций, наличия природных (искусственных, синтетических) материалов.

На изготовление рекомендуемых изделий может быть затрачено от одного до трех уроков.

Третий раздел «Конструирование и моделирование» содержит информацию о современном транспорте, в нем делается акцент на чтении схем и простейших чертежей, обеспечивающих конструирование и моделирование несложных технических объектов, естественным результатом изготовления которых является проверка их в действии на уроках технологии и других предметах.

Четвертый раздел «Практика работы на компьютере» предусматривает обучение младших школьников использованию компьютерных программ как средств учебного назначения, позволяя расширить ряд информационных источников, с которыми обучающиеся целенаправленно работают (включая Интернет).

Учебные материалы для 4 класса позволяют организовать практическую работу детей с электронными справочниками (для формирования первоначальных умений по поиску информации с использованием электронных справочников и энциклопедий).

Программа предполагает обучение младших школьников умению организовать работу по самообразованию с использованием программных средств. В частности, дети учатся работать с тренажерами.

Особое внимание при изучении вышеуказанных разделов программы уделяется культуре труда, правилам безопасной работы и личной гигиене, умению экономить материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям.

Программа предполагает обязательное сочетание индивидуальной работы над заданием с работой в малых группах и с коллективной работой, что особенно актуально для малокомплектных классов сельской школы.

Готовые изделия используются на других уроках, при организации школьных выставок, конкурсов, ярмарок, при оформлении школьных и домашних помещений, для подарков родителям, детским садам, ученикам младших классов.

Программа позволяет осуществлять пропедевтическую профориентационную работу, цель которой – формирование у младших школьников интереса к трудовой и профессиональной деятельности. Для решения этой задачи рекомендуется проводить экскурсии на природу (с целью наблюдения и заготовки природных материалов), посещать местные музеи декоративно-прикладного творчества, выставки.

Для успешной реализации программного материала следует проводить эвристические беседы в сочетании с поисковой исследовательской деятельностью детей для получения новых знаний при обсуждении конструктивных особенностей изделий, определении свойств используемых материалов, поиске возможных и рационных способов их обработки, правильного или наиболее рационального выполнения технологического приема, операции, конструкции.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа»(вариант 1),  курс окружающего мира  представлен в предметной области «Технология». На изучение технологии в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю, всего 135 часов, из них в первом классе 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2, 3 и 4 классах 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели в каждом классе).  

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

        Ценностные ориентиры содержания образования включают в себя:

        - развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

        - развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: развитие готовности к самостоятельным действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; уважать результаты труда других людей;

        - развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной и отечественной материальной культурой;

        - формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения технологии в начальной школе являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок,  раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметными результатами изучения технологии в начальной школе являются отражать  освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметные результатами изучения технологии в начальной школе являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательской деятельности, знания о различных профессиях, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Технология

№ п/п

Тематический блок с указанием количества часов на его освоение

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

1

1)«Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда»

2)«Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)»

3)«Конструирование и моделирование»

• рассказывать о практическом применении картона и текстильных материалов в жизни;

• рассказывать о мастерах своего региона и их профессиях, связанных с обработкой текстильных материалов;

• рассказывать о современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с сельскохозяйственной техникой, и описывать их особенности;

• анализировать задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;

• осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы;

• выполнять доступные действия по самообслуживанию (подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы по перечню в учебнике, декоративное оформление культурно-бытовой среды);

• отбирать картон с учетом его свойств;

• применять приемы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник), колющими (шило);

• экономно размечать материалы по линейке и по угольнику;

• работать с простейшей технической документацией: распознавать эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;

• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (картон, текстильные материалы, металлы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;

• изготавливать плоскостные изделия по эскизам;

• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;

• выполнять действия по моделированию и преобразованию модели;

• создавать несложные конструкции изделий по технико-технологическим условиям.

• ценить традиции трудовых династий (своего региона, страны);

• осуществлять проектную деятельность;

• создавать образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи, воплощать этот образ в материале;

2

«Практика работы на компьютере»

• рассказывать об основных источниках информации;

• рассказывать о правилах организации труда при работе за компьютером;

• называть основные функциональные устройства компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, наушники, микрофон);

• называть дополнительные компьютерные устройства (принтер, сканер, модем, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, видеопроектор, звуковые колонки);

• рассказывать о назначении основных функциональных устройств компьютера, периферийных компьютерных устройств; устройств внешней памяти;

• соблюдать безопасные приемы труда при работе на компьютере;

• включать и выключать компьютер;

• использовать приемы работы с дисководом и электронным иском;

• использовать приемы работы с мышью;

• работать с прикладной программой, используя мышь, осуществлять навигацию по программе, используя элементы управления (кнопки);

• работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;

• соблюдать санитарно-гигиенические правила при работе с компьютерной клавиатурой.

• использовать приемы работы с графическими объектами с помощью компьютерной программы (графический редактор), с программными продуктами, записанными на электронных дисках.

Содержание учебного предмета:

        Трудовая деятельность в жизни человека. Современная техника: средства связи (общее представление о конструкции компьютера).

        Транспорт, используемый человеком для перевозки груза (назначение, исторические аналоги, общее представление о конструкции).

        Содержание труда людей ближайшего окружения. Профессии, связанные с механизированным трудом. Предприятия родного края, занятые производством транспорта.

        Процесс труда. Обоснование плана организации рабочего места; рационального размещения инструментов и материалов.

        Обсуждение распределения рабочего времени по этапам работы.

Осознанное выполнение технологических операций по операционной карте.

Поэтапный контроль за ходом деятельности.

Соотнесение результатов деятельности  с образцом.

Осуществление сотрудничества при коллективной деятельности под руководством учителя.

Обсуждение возможных травмоопасных ситуаций при работе с различными инструментами (ножницы, нож-резак, кусачки, шило, иглы, булавки с колечками), компьютером.

Обсуждение условий соблюдения правил личной гигиены.

        Первоначальные умения проектной деятельности: сбор информации  о создаваемом изделии при участии учителя. Анализ собранной информации под руководством учителя. Поиск и построение плана деятельности, коллективный выбор лучшего варианта с последующей корректировкой учителем. Определение последовательности изготовления изделия и средств достижения поставленной задачи с последующим уточнением учителем. Изготовление изделия с привлечением консультаций учителя.  Проверка изделия в действии с последующей корректировкой проекта учителем. Представление результатов деятельности и их оценка учителем.

Варианты проектов: сборка технических устройств из деталей конструктора.

Технология изготовления изделий из различных материалов

(опыт практической деятельности)

Многообразие материалов и область их применения

Природные материалы

Растительные природные материалы: соломка. Выбор материала по его свойствам: цвет, толщина, прочность, гибкость. Возможность замены соломки другими материалами. Подготовка соломки к работе. Экономное расходование материала.

Минеральные природные материалы: глина. Сравнение пластилина и глины по основным свойствам: цвет, пластичность, отношение к влаге, способность сцепляться и сохранять форму. Подготовка глины к работе. Экономное расходование материала.

Искусственные материалы

Бумага и картон. Виды картона: цветной, коробочный, упаковочный, гофрированный. Сравнение свойств разных видов картона между собой и структурой бумаги: цвет, прочность, толщина, гибкость, ломкость, фактура поверхности. Подготовка упаковочного картона к работе. Экономное расходование картона при разметке деталей по угольнику.

Текстильные материалы. Ткани животного происхождения, их виды и использование. Выбор материала для изготовления изделия по его свойствам: цвет, толщина, фактура поверхности. Нити  основы и утка. Экономное расходование ткани при раскрое по выкройке парных деталей.

Металлы. Проволока, её виды и назначение. Фольга, её применение. Выбор материала по его свойствам: цвет, блеск, толщина, прочность, жесткость, гибкость, способность сохранить форму. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование  материалов при разметке.

Синтетические материалы

Пластмассы, их применение для изготовления упаковок-ячеек, упаковок-капсул, трубочек. Выбор материалов для изделия с учётом их свойств: цвет, прочность, режутся ножницами и ножом, прокалываются шилом, соединяются нитками, проволокой, клеем. Подготовка материала к работе. Бережное использование.

Поиск и применение информации для решения технических задач: коллективное обсуждение  конструкции изделия по образцу в сборе. Определение способов соединения деталей по рисункам. Коллективное установление пространственных отношений между деталями изделия и обсуждение последовательности изготовления изделия по операционной карте. Условные обозначения на чертежах. Понятия: рицовка, основа, уток, обложка, книжный блок, корешок.

Использование измерений для решения практических задач: разметка заготовок деталей по шаблону, на просвет с использованием копий, по клеткам, через копировальную бумагу и  с помощью разметочных инструментов линейки, угольника, карандаша.

Изготовление изделий из бумаги и картона

Краткая характеристика операций обработки бумаги: размечать по угольнику – получить на материале контуры будущей прямоугольной заготовки по эскизу или чертежу; размечать через копировальную бумагу – снять точную копию рисунка для вышивки; надрезать – разрезать немного сверху, не до конца, сделать рицовку – надрезать до половины толщины материала; прокалывать – делать сквозное отверстие, выправлять – расправить;  размечать циркулем – получить на материале  контур круглой заготовки; подравнивать – делать ровнее край, окаймить – оклеить полоской.

Инструменты и приспособления: карандаш марки ТМ и 2М, нож-резак, ножницы, линейка, угольник, фальцлинейка, кисточка для клея, подрезная доска.

Основные способы соединения деталей изделия: склеить, сшить ниткой, соединить скотчем, гвоздем, скрепками, проволокой.

Практические работы.  Изготовление плоских и объёмных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовок с учётом свойств материалов и размеров изделия; экономная разметка заготовок, деталей; резание ножницами по контуру; надрезание ножницами и ножом; прокалывание шилом; подравнивание ножницами; выправление клапанов наружу; соединение деталей клеем, нитками, скотчем, гвоздём, скрепками, проволокой; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданных. Декоративное оформление изделия аппликацией, плетеным узором.

Создание изделий по собственному замыслу: моделирование из геометрических тел.

Варианты объектов труда: пособия (мера измерения углов, прибор, демонстрирующий циркуляцию воздуха, змейка для определения движения тёплого воздуха, модель шара, «Этажи леса», палетка, флюгер), упаковки, коробки, подставки для письменных принадлежностей, игрушки, планшеты, картонные фигурки для театра с элементами движения.

Изготовление изделий из природного материала

Краткая характеристика операций обработки соломки: разгладить соломенные трубочки для получения соломенных лент, нарезать соломенную крошку, наклеить соломенную крошку на картон. Соединить соломенные трубочки и ленты проволокой.

Инструменты и приспособления: ножницы, кисточка для клея, карандаш, подкладная доска.

Практические работы. Изготовление плоских изделий из соломки: выбор материала с учётом его поделочных качеств, формы и размеров изделия; соединение деталей изделия клеем, проволокой.

Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: моделирование из целых соломин, создание декоративных композиций в технике мозаичных и аппликационных работ.

Варианты объектов труда: изготовление подвесок, открыток, декоративных композиций.

Изготовление изделий из пластичных материалов

Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов: готовить однородную глиняную массу; скатывать овал, сгибать заготовку дугой, отгибать, оттягивать, отщипывать мелкие кусочки, сплющивать, расплющивать ком до 1 см толщиной, обрезать края стекой, прижимать.

Инструменты и приспособления: стеки, кисточка для окрашивания, подкладная доска.

Практические работы. Изготовление изделий из пластичных материалов: подготовка однородной массы; пластическое преобразование целой заготовки в изделие; формообразование деталей изделия; соединение деталей прижиманием; сушка изделия. Декоративное оформление изделия материалов.

Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: создание объектов живой природы; создание декоративных композиций из пластичных материалов.

Варианты объектов труда: изготовление моделей предметов живой природы (животные, птицы), декоративных композиций.

Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов: готовить однородную глиняную массу; скатывать овал, сгибать заготовку дугой, отгибать, оттягивать, отщипывать мелкие кусочки, сплющивать, расплющивать ком до 1 см толщиной, обрезать края стекой, прижимать.

Инструменты и приспособления: стека, кисточка для окрашивания, подкладная доска.

Практические работы. Изготовление изделий из пластичных материалов: подготовка однородной массы; пластическое преобразование целой  заготовки в изделие; формообразование деталей изделия; соединение деталей прижиманием; сушка изделия. Декоративное оформление изделия окрашиванием.

Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: создание объектов живой природы; создание декоративных композиций из пластичных материалов.

Варианты объектов труда: изготовление моделей предметов живой природы (животные, птицы), декоративных композиций.

Изготовление изделий из текстильных материалов

Краткая характеристика операций обработки текстильных материалов: размечать по выкройкам парные детали на ткани; соединять детали петельным швом. Пришивать на ткань бусинки, бисер, пуговицы. Наклеивать ткань и нитки на картонную основу. Способы выполнения ручных швов: стебельчатый, тамбурный, петельный.

Инструменты и приспособления: ножницы, иглы швейные, иглы для вышивки, иглы для бисера, булавки с колечком, напёрсток, пяльцы портновский мел, выкройка.

Практические работы. Изготовление плоских и объёмных изделий из текстильных  материалов: подбор ткани и ниток с учётом их свойств и размеров изделия; разметка и раскрой ткани; резание ножницами по линиям разметки; клеевое и ниточное соединение деталей; соединение деталей петлеобразными стежками и ручными швами. Декоративное оформление изделия накладными деталями, вышивкой, фурнитурой.

Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: моделирование из тканей и нитей с добавлением других материалов.

Варианты объектов труда: вышитые картинки –подвески, обложки для записных книг, открытки, куклы для пальчикового театра, подвески, аппликации из ниток, коллажи, нитяная графика на картонной основе.

Изготовление изделий из проволоки и фольги

Краткая характеристика операций обработки проволоки и фольги: размечать на глаз заготовки, резать материалы ножницами, сгибать и скручивать заготовки на оправе,  способы соединения деталей из проволоки и фольги.

Варианты объектов труда: крепление для подвижного соединения деталей картонных фигурок, украшения для одежды.

Изготовление изделий из полуфабрикатов

Краткая характеристика операций обработки полуфабрикатов: вырезать ячейки, надрезать ножницами, изгибать на оправе, соединять клеем. Прокалывать капсулы шилом, соединять гвоздиком. Разрезать корковую пробку ножом, соединять иглой с клейкой лентой. Наполнять шары воздухом, соединять детали ниткой, скотчем.

Инструменты и приспособления: ножницы, нож-резак, фломастеры, стальная игла, подрезная доска.

Практические работы. Изготовление изделий из полуфабрикатов по рисункам: выбор полуфабрикатов с учётом их поделочных качеств, формы и размера изделия, резание материалов на подкладной доске; установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей нитками, клейкой лентой, скотчем; сборка изделия. Использование бумаги для оформления изделия.

Создание изделий по собственному замыслу; создание несложных пособий.

Варианты объектов труда: сувениры, игрушки; изготовление пособий (компас, весы для определения веса воздуха); декоративные композиции.

Сборка моделей и макетов из деталей конструктора

Машины: назначение и история создания.

Краткая характеристика операций сборки из деталей конструктора (последовательность, инструменты и приспособления).

Понятия: типовая деталь, подвижное и неподвижное соединение деталей.

Поиск и применение информации для технических и технологических задач: определения принципа действия и устройства простейших машин по образцу и графическому изображению; определение назначения, количества и способа соединения деталей и узлов.

Практические работы. Сборка моделей машин из деталей конструктора: сборка модели по образцу и сборочной схеме с использование типовых деталей; приёмы монтажа изделия с использованием резьбовых соединений; проверка модели в действии; демонтаж изделия.

Создание моделей несложных объектов по собственному замыслу.

Варианты объектов труда: сборка моделей различных видов тележек, циферблата часов.

Домашний труд

Уход за одеждой. Декоративные элементы одежды.

Практические работы. Мелкий ремонт одежды и предметов быта с использованием текстильных материалов, с добавлением других. Декоративное украшение одежды.

Ремонт книг

Основные части книги. Правила обращения с книгами. Приёмы обработки плотной бумаги и картона.

Практические работы. Несложный ремонт книги: склеивание обложки книги. Экономное расходование материалов.

Декоративное украшение жилища. Украшение дома.

Практические работы. Декоративное оформление жилища изделиями из бумаги, композициями из декоративных цветов. Оформление домашних праздников: разработка и изготовление сувениров для конкурсов, подарков.

Практика работы на компьютере

Компьютер как техническое устройство для работы с информацией. Основные устройства компьютера. Назначение основных устройств компьютера.

Компьютер как техническое  устройство для работы с информацией. Основные устройства компьютера. Назначение основных устройств компьютера.

Дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру, их назначение. Носители информации. Электронный диск. Дисковод как техническое устройство для работы с электронными дисками. Приёмами  работы с электронным диском, обеспечивающие его сохранность.

Организация работы на компьютере. Подготовка компьютера к работе (включение компьютера). Правильное завершение работы на компьютере. Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

Мышь. Устройство мыши. Приёмы работы с мышью. Компьютерные программы. Понятие о тренажере как программном средстве учебного назначения. Первоначальное понятие об управлении работой компьютерной программой. Управление работой компьютерной программы с помощью мыши.

Клавиатура как устройство для ввода информации в компьютер. Работа на клавиатуре с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

Графические редакторы, их назначение и возможности использования. Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование. Вывод изображения на принтер. Использование графического редактора для реализации творческого замысла.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

Программой предусмотрено выполнение практических работ:

практические работы по образцу;

практические работы творческого характера.

выставки творческих работ.

Критерии выставления оценок

                               За ответы на теоретические вопросы

Отметка «5» ставится, если учащийся:

- изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового уровня;

Отметка «4» ставится, если учащийся допустил малозначительные ошибки или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем в процессе беседы с учителем самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения.

Отметка «3» ставится, если при ответе ученик обнаружил наличие минимального объема знаний, не смог в процессе беседы самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения.

Отметка «2» ставится, если ученик не знает определения понятий,  не владеет даже минимальным фактическим материалом, определенным в образовательном стандарте.

                               За выполнение практического задания

Отметка «5» ставится, если

- задание выполнено качественно, без нарушения соответствующей  технологии.

Отметка «4» ставится, если:

-  задание выполнено  с небольшими отклонениями (в пределах нормы) от соответствующей технологии изготовления.

Отметка «3» ставится, если:

 -  задание выполнено с серьезными замечаниями  по соответствующей технологии изготовления.

Отметка «2» ставится, если ученик:

- задание не выполнил.

 

Оценка творческих проектов должна осуществляться по следующим критериям:

- пояснительная записка: общее оформление, технология изготовления изделия (эскиз изделия и его описание, выбор материалов, оборудования, инструментов, приспособлений и  правила техники безопасности работы с ними, краткая последовательность изготовления изделия);

- изделие: оригинальность, качество, практическая значимость;

- защита проекта: четкость, ясность и убедительность изложения, глубина знаний, ответы на вопросы.

      Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности

№ п/п

Тема урока

Формирование УУД

1

Лепка птиц из глины и декоративных пластин.

Научатся принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним

Коммуникативные УУД

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и

  пытаться её обосновать, приводя аргументы

2

Модель шара из бумаги.  Самодельный компас.

-Научатся  оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки

  зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с

  общепринятыми нормами и ценностями

Регулятивные УУД

- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять

  известное и неизвестное

3

Мера для измерения углов

Научатся  оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки

  зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с

  общепринятыми нормами и ценностями

Коммуникативные УУД

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и

  пытаться её обосновать, приводя аргументы

4

Экскурсия в осенний парк. Сбор природного материала.

Научатся, опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические

  знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или

  собственного замысла

Регулятивные УУД

- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять

  известное и неизвестное

5

Аппликация из соломенной крошки «Жители леса».

Научатся описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений

  искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно

  относиться к результатам труда мастеров

Познавательные УУД

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и

  обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых

  упражнений

6

Подставка для письменных принадлежностей.  Коробка со съемной крышкой.

Научатся  оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки

  зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с

  общепринятыми нормами и ценностями

Познавательные УУД

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и

  обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых

  упражнений

7

Весы для определения веса воздуха.

Научатся оценивать (поступки) в

  предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно

  характеризовать как хорошие или плохие

Регулятивные УУД

- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять

  известное и неизвестное

8

 Текстильные материалы. Куклы для пальчикового театра.

Научатся, опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические

  знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или

  собственного замысла

Познавательные УУД

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и

  обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых

  упражнений

9.

Коллаж «Семейные портреты»

Научатся делать выбор способов реализации предложенного или

  собственного замысла.

Познавательные УУД

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и

  обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых

  упражнений

10.

Упаковка для подарков.

Научатся описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений

  искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно

  относиться к результатам труда мастеров

Коммуникативные УУД

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и

  пытаться её обосновать, приводя аргументы

11.

Аппликация из ниток.

Научатся, опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические

  знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или

  собственного замысла

Познавательные УУД

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и

  обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых

  упражнений

12.

Уход за одеждой. Декоративные элементы одежды.

Научатся описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений

  искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно

  относиться к результатам труда мастеров

Коммуникативные УУД

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и

  пытаться её обосновать, приводя аргументы

13.

Палетка. Куб – основа игрушки.

Научатся принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним

Регулятивные УУД

- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять

  известное и неизвестное

14.

Поделки  из фольги.

Научатся делать выбор способов реализации предложенного или

  собственного замысла.

Регулятивные УУД

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять

  степень успешности выполнения своей работы и работы других детей

15.

Объемная аппликация.

Научатся  оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки

  зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с

  общепринятыми нормами и ценностями

Познавательные УУД

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и

  обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых

  упражнений

16

Открытка – ландшафт.  Поздравительные открытки из соломенных лент.

Научатся оценивать (поступки) в

  предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно

  характеризовать как хорошие или плохие

Коммуникативные УУД

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и

  пытаться её обосновать, приводя аргументы

17

Ремонт книг с заменой обложки.

Научатся делать выбор способов реализации предложенного или

  собственного замысла.

Регулятивные УУД

- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять

  известное и неизвестное

18

Поздравительные открытки из гофрированного картона.

Научатся делать выбор способов реализации предложенного или

  собственного замысла.

Регулятивные УУД

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять

  степень успешности выполнения своей работы и работы других детей

19

Нитяная графика на картонной основе.

Научатся, опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические

  знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или

  собственного замысла

Познавательные УУД

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и

  обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых

  упражнений

20

Игрушки-сувениры из пластмассовых упаковок-капсул.

Научатся оценивать (поступки) в

  предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно

  характеризовать как хорошие или плохие

Коммуникативные УУД

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и

  пытаться её обосновать, приводя аргументы

21

Декоративное панно.

Научатся делать выбор способов реализации предложенного или

  собственного замысла.

Познавательные УУД

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и

  обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых

  упражнений

22

Картонные фигурки с элементами движения театра.

Научатся  оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки

  зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с

  общепринятыми нормами и ценностями

Регулятивные УУД

- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять

  известное и неизвестное

23

Работа с конструктором.

Научатся делать выбор способов реализации предложенного или

  собственного замысла.

Коммуникативные УУД

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и

  пытаться её обосновать, приводя аргументы.

24

Проект коллективного создания моделей грузовых машин и сельскохозяйственной техники.

Научатся делать выбор способов реализации предложенного или

  собственного замысла.

Коммуникативные УУД

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и

  пытаться её обосновать, приводя аргументы.

25

Технические устройства для работы с информацией.

Научатся:

- Наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы (графика, тексты, видео, интерактивное видео), процессы создания  информационных объектов с помощью компьютера.              

Познавательные УУД

 - Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять):  

-материальные и информационные объекты;

  -инструменты материальных и ин формационных технологий;

- элементы информационных объектов (линии, фигуры, текст, таблицы);   их   свойства:   цвет,   ширину   и шаблоны линий; шрифт, цвет, размер и начертание текста; отступ, интервал и выравнивание абзаца;

технологические свойства — способы обработки элементов информационных объектов:   ввод,  удаление, копирование и вставка текстов

- Проектировать информационные изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологии, корректировать замысел и готовую продукцию в зависимости от инструментальной среды.

Искать, отбирать и использовать необходимые составные элементы информационной продукции.

Регулятивные УУД

- Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные спо собы реализации замысла в зависи мости от инструментальной среды.

- корректировку хода работы   и конечного результата.

Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то но вое, что открыто и усвоено на уроке

Коммуникативные УУД

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и

  пытаться её обосновать, приводя аргументы

26

Компьютер. Правила безопасной  работы на компьютере.

27

Технические устройства, которые можно подключить к компьютеру.

28

Носители информации.  Работа с электронным диском.

29

Компьютерные программы.

30

Как работать с компьютерной мышью.

31

Компьютерная программа, которая поможет тебе научиться выполнять действия с мышью.

32

Как управлять работой программы.

33

Клавиатура компьютера. Графические редакторы. Как выключить компьютер.

34

Как выключить компьютер. Контрольные задания по теме «Практика работы на компьютере».

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

План

Фактически

1

Лепка птиц из глины и декоративных пластин.

08.09

2

Модель шара из бумаги.  Самодельный компас.

15.09

3

Мера для измерения углов

22.09

4

Экскурсия в осенний парк. Сбор природного материала.

29.09

5

Аппликация из соломенной крошки «Жители леса».

06.10

6

Подставка для письменных принадлежностей.  Коробка со съемной крышкой.

13.10

7

Весы для определения веса воздуха.

20.10

8

 Текстильные материалы. Куклы для пальчикового театра.

27.10

9.

Коллаж «Семейные портреты»

10.11.

10.

Упаковка для подарков.

17.11

11.

Аппликация из ниток.

24.11

12.

Уход за одеждой. Декоративные элементы одежды.

01.12

13.

Палетка. Куб – основа игрушки.

08.12

14.

Поделки  из фольги.

15.12

15.

Объемная аппликация.

22.12

16

Открытка – ландшафт.  Поздравительные открытки из соломенных лент.

29.12

17

Ремонт книг с заменой обложки.

12.01

18

Поздравительные открытки из гофрированного картона.

19.01

19

Нитяная графика на картонной основе.

26.01

20

Игрушки-сувениры из пластмассовых упаковок-капсул.

02.02

21

Декоративное панно.

09.02

22

Картонные фигурки с элементами движения театра.

16.02

23

Работа с конструктором.

01.03.

24

Проект коллективного создания моделей грузовых машин и сельскохозяйственной техники.

15.03

25

Технические устройства для работы с информацией.

05.04

26

Компьютер. Правила безопасной  работы на компьютере.

12.04.

27

Технические устройства, которые можно подключить к компьютеру.

19.04

28

Носители информации.  Работа с электронным диском.

26.04

29

Компьютерные программы.

03.05.

30

Как работать с компьютерной мышью.

10.05

31

Компьютерная программа, которая поможет тебе научиться выполнять действия с мышью.

13.05

32

          Как управлять работой программы.

17.05

33

Клавиатура компьютера. Графические редакторы. Как выключить компьютер.

24.05

34

Как выключить компьютер. Контрольные задания по теме «Практика работы на компьютере».

31.05

Материально-техническое обеспечение

• Гринева, А. А. Технология : 3 класс : учебник / А. А. Гринева, И. А. Кузнецова, Т. М. Рагозина. – М. : Академкнига/Учебник, 2013.

• Гринева, А. А. Технология : 3 класс : методическое пособие / А. А. Гринева, И. А. Кузнецова, Т. М. Рагозина. – М. : Академкнига/Учебник, 2013.

Компьютерные презентации по УМК «Перспективная начальная школа»:

www.rusedu.ru/ detaie 2216htme.

www.openclass.ru/tags/18/39511.

www.pedsovet.su>

Центральные Образовательные Ресурсы по УМК «Перспективная начальная школа»:

www.shatalovchools.ru.

Gmo.miass.edu/nach/p9aa1/ntml.

hilkovo.narod.ru/obrresvrs.html.

www.den-za-dnem.ru/page.php?artlcfe.

www.forum.uchitel-izd.ru

metod-uch@bk.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...