Рабочая программа по технологии 1-4
рабочая программа по технологии (1, 2, 3 класс) на тему
Рабочая программа по учебному предмету "Технология" 1-4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tehnologii_1-4.docx | 44.14 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 1-4 классов составлена на основе примерной программы /Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа в 2 частях, часть 1., А.М.Кондаков, Л.П.Кезина, Просвещение, 2011;
Цель изучения учебного предмета:
- развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности.
Задачи изучения учебного предмета
- развивать духовно – нравственный опыт, освоение нравственно – эстетического и социально – исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- формировать целостную картину мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно – преобразующей деятельности человека; осмысление духовно – психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;
- стимулировать и развивать любознательность, интерес к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формировать картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно – преобразующей деятельности человека;
- формировать мотивацию успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно – преобразующей, художественно – конструкторской деятельности;
- формировать первоначальные конструкторско – технологические знания и умения;
- развивать знаково – символическое и пространственное мышление, творческое и репродуктивное воображение, творческого мышления;
- формировать внутренний план деятельности на основе поэтапной отработки предметно – преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль и коррекцию и оценку;
- овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использование компьютера, поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Настоящую программу обеспечивает УКМ Технология. Рагозина Т.М., Гринева А.А.
М.: Академкнига /Учебник 2012-2015 гг
Данная рабочая программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
2. Общая характеристика учебного предмета
Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно – практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития ( прежде всего, абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения.
Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.
Значение и возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения обучающихся сведениями о технико–технологической картине мира. В нем все элементы учебной деятельности ( планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся понятными для детей.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебного плана МБОУ «Старобачатская СОШ», на изучениеучебного предмета « Технология» в 1-4 классах выделяется 135 годовых часов: 1 класс - 33 часа, 2 класс - 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс - 34 часа. Недельная нагрузка в каждом классе – 1 час.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Практико – ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально – практической деятельности обучающегося. Что, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно – прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно – художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально – культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Русский язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности ( описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; сообщение о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные УУД
Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально – личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности:
-овладевать навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные УУД
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Регулятивные УУД
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
-с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
-учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
-выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона ( средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно – творческой деятельности);
-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке ( средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов);
-овладевать умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
-использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
-умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
-умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
-осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Познавательные УУД
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике ( на развороте, в оглавлении, в словаре);
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками ( даны в конце учебника);
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
-слушать и понимать речь других;
Предметные результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно – преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
-выполнять доступные действия по самообслуживанию ( несложный ремонт одежды);
-использовать приобретенные знания о видах и свойствах природных и текстильных материалов, бумаги при изготовлении изделий;
-анализировать устройство изделия (под руководства учителя), определять его назначение;
-организовывать рабочее место для выполнения практической работы;
-понимать приёмы рационального и безопасного использования ручных инструментов: ножниц, швейных игл;
-экономно размечать материалы по шаблону, через копирку;
-отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов ( природных, пластических, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
-выполнять практическое задание с опорой на рисунок и инструкцию учителя;
-выполнять практическое задание с опорой на рисунок;
-анализировать устройство изделия, определять его назначение и самостоятельно его изготавливать.
Обучающиеся научатся:
1 класс
-рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека, о роли трудовой деятельности в жизни человека;
-выполнять доступные действия по самообслуживанию (несложный ремонт одежды);
-использовать приобретенные знания о видах и свойствах природных и текстильных материалов, бумаги при изготовлении изделий;
-анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;
-организовывать рабочее место для выполнения практической работы;
-понимать приёмы рационального и безопасного использования ручных инструментов:
ножниц, швейных игл;
-экономно размечать материалы по шаблону, через копирку;
-отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластических, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
-выполнять практическое задание с опорой на рисунок и инструкцию учителя.
2 класс
-составлять сообщения о трудовой деятельности человека осенью и весной и описывать её особенности;
-рассказывать о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах, современных профессиях, связанных с использованием текстильных материалов, с воздушным и водным транспортом;
-подбирать материалы и инструменты для работы, рационально размещать их на рабочем месте;
-использовать информацию из словаря учебника при выполнении заданий;
-работать в малых группах;
-выполнять доступные действия по самообслуживанию (несложный ремонт одежды);
-рассказывать о практическом применении природных материалов и бумаги в жизни, бережно относиться к природе как к источнику сырья;
-отбирать природные и пластичные материалы, бумагу и нитки с учетом их свойств и технологии изготовления поделок;
-применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: режущими (ножницы), колющими (швейные иглы);
-экономно размечать материалы на глаз, складыванием, сгибанием, по клеткам, по шаблону, по линейке;
-отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов 9бумаги, природных, пластичных, текстильных, материалов) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
-анализировать устройство изделия: выделять детали и их форму;
-выполнять практическое задание с опорой на простейший чертеж, схему.
3 класс
-рассказывать о современных профессиях, связанных с сельскохозяйственной техникой, и описывать их особенности;
-анализировать задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
-осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы;
-выполнять доступные действия по самообслуживанию;
-отбирать картон с учетом его свойств;
-применять приемы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник), колющими (шило);
-экономно размечать материалы на просвет, по линейке и по угольнику;
-работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
-отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (картон, текстильные материалы, металлы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
-изготавливать плоскостные изделия по простейшим чертежам, эскизам;
-анализировать конструкцию изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений;
-решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей; на достраивание, придание новых свойств конструкции;
-выполнять символические действия моделирования и преобразование модели;
-изготавливать несложные конструкции изделий по рисункам, простейшему чертежу, эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
По разделу «Практика работы на компьютере»:
-рассказывать об основных источниках информации;
-рассказывать о правилах организации труда при работе за компьютером;
-называть основные функциональные устройства компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, наушники, микрофон);
-называть дополнительные компьютерные устройства (принтер, сканер, модем, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, видеопроектор, звуковые колонки);
-рассказывать о назначении основных функциональных устройств компьютера, периферийных компьютерных устройств; устройств внешней памяти;
-соблюдать безопасные приёмы труда при работе на компьютере;
-включать и выключать компьютер;
-использовать приёмы работы с дисководом и электронным диском;
-использовать приёмы работы с мышью;
-работать с прикладной программой, используя мышь, осуществлять навигацию по программе, используя элементы управления (кнопки);
-работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;
-соблюдать санитарно – гигиенические правила при работе с компьютерной клавиатурой.
4 класс
-составлять сообщения о современных профессиях, связанных с механизированным и автоматизированным трудом и описывать их особенности;
-организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, распределять рабочее время;
-отбирать и анализировать информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать её в организации работы;
-осуществлять контроль и корректировку хода работы;
-выполнять социальные роли ( председатель заседания школьного клуба, консультант, экспериментатор и т. д.);
-выполнять доступные действия по самообслуживанию;
-отбирать предложенные материалы для изделий по декоративно – художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
-применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертежными (циркуль), режущими (ножницы, канцелярский нож);
-размечать бумагу и картон циркулем;
-отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы ручной обработки;
-изготавливать объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам;
-анализировать конструкцию изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений;
-рассказывать о назначении инструментальных программ, называемых текстовыми редакторами;
-использовать правила оформления текста; знать цели работы с принтером как с техническим устройством;
-работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;
-использовать возможности оформления текста рисунками, таблицами, схемами;
-использовать возможности поиска информации с помощью программных средств;
-соблюдать безопасные приёмы труда при работе на компьютере;
-включать и выключать дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру;
-использовать элементарные приёмы клавиатурного письма;
-использовать элементарные приёмы работы с документом с помощью простейшего текстового редактора;
-осуществлять поиск, преобразование, хранение и применение информации для решения различных задач;
-решать учебные и практические задачи с использованием компьютерных программ;
-подключать к компьютеру дополнительные устройства;
-осуществлять поиск информации в электронных изданиях: словарях, справочниках, энциклопедиях;
-соблюдать правила личной гигиены и использования безопасных приемов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий
Обучающиеся получат возможность научиться:
1 класс
- уважительно относиться к труду людей;
- выполнять практическое задание с опорой на рисунок;
- анализировать устройство изделия, определять его назначение и самостоятельно его изготавливать.
2 класс
-понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, как своего региона, так и страны, и уважать их;
-понимать особенность проектной деятельности и осуществлять её под руководством учителя: составлять план, определять последовательность изготовления изделия;
-работать в малых группах.
3 класс
-ценить традиции трудовых династий (своего региона, страны);
-осуществлять проектную деятельность: собирать информацию о создаваемом изделии, выбирать лучший вариант, проверять изделие в действии;
-создавать образ конструкции с целью решения определенной конструктивной задачи, воплощать этот образ в материале;
-использовать приёмы работы с графическими объектами с помощью компьютерной программы, с программными продуктами, записанными на электронных дисках.
4 класс
понимать особенность проектной деятельности и осуществлять её, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
-прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно – художественной задачей;
-осуществлять ввод информации в компьютер с клавиатуры.
6. Содержание учебного предмета.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания -2 часа
Трудовая деятельность в жизни человека.
Рукотворный мир как результат труда человека. Предметы рукотворного мира, их назначение. Профессии моей семьи и ближайшего окружения, связанные с созданием предметов рукотворного мира.
Общее представление о технологическом процессе. Организация рабочего места, анализ устройства и назначения изделия.
Самообслуживание. Несложный ремонт одежды ( пришивание пуговиц с двумя отверстиями).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (31 час)
Природные материалы -20 часов
Растительные природные материалы, используемые на уроках: листья, семена растений, веточки, шишки, желуди, скорлупа грецких орехов. Свойства природных материалов: цвет, форма, размер.
Подготовка растительных материалов к работе: сбор листьев в сухую погоду, удаление пыли; промывка и сушка семян, хранение в бумажных конвертах, коробках.
Инструменты и приспособления для обработки природного материала: ножницы, кисточка для клея, подкладная дощечка. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц.
Основные технологические операции ручной обработки природного материала: резание ножницами, капельное склеивание деталей из листьев и семян, сушка, сборка объемных деталей из природного материала при помощи пластилина.
Изготовление по рисункам аппликаций, орнаментальных композиций, сказочных персонажей.
Практическое применение природного материала в жизнни. Бережное отношение к природе как к источнику сырья.
Растительные природные материалы, используемые на уроках: листья, цветущие растения, стебли, семена и плоды растений, солома. Минеральные материалы: яичная скорлупа.
Подготовка растительных материалов к работе: сбор цветущих растений в сухую погоду; сортировка материалов по цвету, размеру, форме; хранение. Подготовка яичной скорлупы для работы.
Инструменты и приспособления для обработки природного материала: ножницы, кисточка для клея, карандаш, подкладная дощечка. Приемы рационального и безопасного использования ножниц.
Основные технологические операции ручной обработки природного материала: разметка деталей на глаз, резание ножницами, капельное склеивание деталей и по всей поверхности, окрашивание, отделка аппликацией, сушка.
Изготовление аппликаций по рисункам.
Искусственные материалы
Пластичные материалы - 8 часов
Пластилин, масса для моделирования. Подготовка пластилина к работе: делить брусок на глаз, разминать для повышения пластичности.
Инструменты и приспособления для обработки пластилина: стеки, подкладная дощечка.
Основные технологические операции ручной обработки пластилина: скатывание шарообразных форм, раскатывание до получения удлиненных форм, вытягивание, заглаживание, вдавливание.
Практические работы: лепка моделей предметов живой природы (овощей, фруктов, животных), фишек для уроков математики по рисункам.
Пластилин и его свойства: пластичность, способность сохранять форму.
Инструменты и приспособления для обработки пластилина: сплющивание (расплющивание), прижимание.
Лепка моделей предметов живой природы (грибов), декоративных композиций по рисункам.
Бумага и картон -39 часов
Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций, для принтера, копирка, писчая. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, влагопроницаемость.
Экономное расходование бумаги при разметки деталей по шаблону, через копирку.
Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – рисунок. Изготовление изделий по рисунку.
Инструменты и приспособления для обработки бумаги: карандаш простой (твердость ТМ), ножницы, фальцовка, кисточка для клея, шаблон, подкладной лист. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц.
Основные технологические операции ручной обработки бумаги: отрывание, резание ножницами, многослойное складывание, гофрирование, сборка и скрепление деталей (клеевое), переплетение ( соединение в щелевой замок), отделка аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление пригласительных билетов, конвертов, закладок для книг, новогодних снежинок, открыток, аппликаций.
практическое применение бумаги в жизни. Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций, для принтера, копирка, альбомная. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, толщина.
Выбор материала для изготовления изделия с учетом свойств по его внешним признакам.
Экономное расходование бумаги при разметке: на глаз, складыванием, сгибанием, по шаблону, по клеткам, по линейке.
Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – простейший чертеж, схема. Назначение линий чертежа (контурная, размерная, линии надреза и сгиба). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, схеме.
Инструменты и приспособления для обработки бумаги: карандаши простые ТМ, ножницы, фальцовка, линейка, кисточка для клея, шаблон, подкладной лист. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц.
Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, надрезание, вырезание, гофрирование, сгибание, сборка и соединение деталей ( клеевое, ниточное, кнопкой), отделка аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление конвертов, новогодних игрушек, этикеток, гофрированных подвесок-кукол, рамок.
Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций и для принтера, копирка, крепированная, калька. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, фактура поверхности, толщина, прочность.
Практическое применение картона в жизни. Виды картона, используемые на уроках: цветной, коробочный, гофрированный. Свойства картона: цвет, прочность, толщина, гибкость, жесткость, фактура поверхности. Сравнение свойств разных видов картона между собой и со структурой бумаги.
Выбор картона для изготовления изделия с учетом свойств по внешним признакам. Экономное расходование бумаги и картона при разметке на глаз, через копирку, на просвет, по шаблону, по линейке и по треугольнику.
Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контурная, размерная, линии надреза и сгиба). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме.
Инструменты и приспособления для обработки бумаги и картона: карандаши простые, ножницы, канцелярский нож, шило, линейка, угольник, линейка с бортиком, кисточка для клея, шаблоны, подкладной лист, дощечка для выполнения работ с канцелярским ножом и шилом. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа, шила.
Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, резание ножницами, надрезание канцелярским ножом, прокалывание шилом, гофрирование, сгибание, скручивание, сборка и скрепление деталей ( клеевое, ниточное, скотчем, скобами, гвоздем, проволокой, «в надрез»), переплетение (соединение в щелевой замок), отделка аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление новогодних подвесок, декоративных композиций, упаковок, коробок, подставок для письменных принадлежностей, планшетов, картонных фигурок для театра с подвижными элементами.
Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций и для принтера, копирка, крепированная, калька, ватман. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, фактура поверхности, толщина, прочность. Виды картона, используемые на уроках: цветной, гофрированный.
Выбор бумаги и картона для изделий по их декоративно – художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей. Экономное расходование бумаги и картона при разметки на глаз, по шаблону, через копирку, на просвет, по линейке и угольнику, циркулем.
Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа. Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме.
Инструменты и приспособления для обработки бумаги и картона: карандаши простые, ножницы, канцелярский нож, шило, фальцовка, линейка, угольник, циркуль, кисточка для клея, линейка с бортиком, шаблон, подкладной лист, дощечка для выполнения работ с ножом и шилом. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа, шила.
Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, надрезание, вырезание, резание ножницами и канцелярским ножом, прокалывание шилом, многослойное складывание, изгибание, скручивание, сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное), скручивание на оправке, отделка аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление новогодних подвесок, масок, открыток, декоративных композиций, головоломок, игрушек, аппликаций.
Текстильные материалы - 23 часа
Виды тканей, используемых на уроках: ткани растительного происхождения (хлопчатобумажные и льняные). Свойства ткани: цвет, фактура поверхности, толщина.
Экономное расходование ткани при раскрое по выкройке деталей прямоугольной формы.
Нитки, используемые на уроках: швейные, для вышивания «мулине».
Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройка. Приемы рационального и безопасного использования игл и булавок.
Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком, продергивание бахромы, разметка через копирку, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, наклеивание ткани и украшение изделий ручным швом «вперед иголку», связывание ниток в пучок.
Практические работы: изготовление вышитых салфеток, игольниц, аппликаций, украшений для одежды, декоративных композиций.
Практическое применение текстильных материалов в жизни.
Виды тканей, используемые на уроках: хлопчатобумажные, льняные. Лицевая и изнаночная сторона тканей. Экономное расходование ткани при раскрое от сгиба по выкройке прямоугольных деталей.
Нитки и их назначение. Свойства ниток: цвет, прозрачность, толщина.
Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройки. Приёмы рационального и безопасного использования игл и булавок.
Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, сшивание деталей из ткани ручным швом «вперед иголку», обработка края ткани швом «через край», вышивание швом «вперед иголку с перевивом», наматывание ниток на кольца, связывание ниток в пучок.
Практические работы: изготовление мешочков для хранения предметов, одежды для соломенной куклы, игрушек из помпонов.
Общее понятие о текстильных материалах, их практическое применение в жизни.
Виды тканей, используемые на уроках: ткани растительного и животного происхождения.
Сопоставление тканей по основным свойствам: цвету, фактуре поверхности, толщине. Экономное расходование ткани при раскрое парных деталей.
Нитки, используемые на уроках: швейные, мулине, для вязания. Выбор ниток для изготовления в зависимости от их свойств
Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройки. Приёмы рационального и безопасного использования игл и булавок.
Виды тканей, используемые на уроках: ткани растительного и животного происхождения. Сопоставление тканей по переплетению нитей. Экономное расходование ткани при раскрое.
Нитки, используемые на уроках: мулине, для вязания. Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, шило, циркуль, портновский мел, выкройки, картонные кольца. Приёмы рационального и безопасного использования игл и булавок, шила.
Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки петелькой, продергивание бахромы, раскрой деталей по выкройке, сшивание деталей из ткани ручным швом «строчка» обработка края ткани петельным швом, резание ножницами, вышивание простым крестом, наматывание ниток на кольца, натяжение ниток.
Практические работы: изготовление вышитых закладок, лент, мини-панно, футляров, нитяной графики.
Конструирование и моделирование -12 часов.
Общее представление о современном транспорте, используемом человеком в воздухе и на воде (назначение, исторические аналоги, общее представление о конструкции).
Изделие, деталь изделия.
Конструирование и моделирование несложных технических объектов по схеме и простейшему чертежу.
Практические работы: создание вертушек и моделей самолетов, динамической модели.
Понятие о конструкции изделия. Различные виды конструкции (разъемная, неразъемная) и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей (подвижное и неподвижное). Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления по назначению изделия).
Конструирование и моделирование несложных технических объектов по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, по заданным условиям (функциональным, декоративно – художественным).
Практические работы: изготовление устройства, демонстрирующего циркуляцию воздуха; змейки для определения движения теплого воздуха; устройство из полос бумаги; компаса; весов для определения веса воздуха, флюгера.
Конструирование и моделирование несложных технических объектов по заданным (функциональным) условиям.
Практические работы: изготовление осадкомера.
Металлы - 3 часа
Виды металлов, используемые на уроках: фольга, проволока. Свойства фольги: цвет, блеск, толщина, прочность, жесткость, гибкость, способность сохранять форму. Свойства проволоки: толщина, гибкость, способность сохранять форму.
Экономное расходование материалов при разметке.
Инструменты и приспособления для обработки металлов: ножницы, пустой стержень шариковой ручки, подкладная дощечка.
Основные технологические операции ручной обработки металлов: разметка на глаз, по шаблону, резание ножницами, скручивание.
Практические работы: изготовление новогодних украшений, креплений для подвижного соединения деталей картонных фигурок.
Практическое применение металлов в жизни. Виды проволоки. Выбор проволоки с учетом её свойств: упругость, гибкость, толщина. Экономное расходование материалов при разметки.
Инструменты и приспособления для обработки металлов: ножницы, кисточка с тонкой ручкой, подкладная дощечка.
Основные технологические операции ручной обработки металлов: разметка на глаз, по шаблону, резание ножницами, сгибание, скручивание, тиснение.
Практические работы: изготовление каркасных моделей человечков, брошек.
Утилизированные материалы - 8 часов
Вид материала: пластмассовые разъемные упаковки – капсулы.
Инструменты и приспособления для обработки утилизированных материалов: ножницы, шило, фломастер, дощечка для выполнения работ с шилом. Приемы рационального и безопасного использования ножниц и шила.
Основные технологические операции ручной обработки утилизированных материалов: разметка по шаблону, надрезание ножницами, прокалывание шилом, сборка деталей (гвоздиком), отделка клейкой бумагой.
Практические работы: изготовление игрушек – сувениров.
Практическое применение утилизированных материалов в жизни.
Виды материалов, используемых на уроках: пластиковые ёмкости, упаковочная тара из пенопласта. Выбор материалов по их конструктивным свойствам.
Инструменты и приспособления для обработки утилизированных материалов: ножницы, нож канцелярский, шило, кисть для клея, фломастер, дощечка для выполнения работ с ножом и шилом. Приёмы рационального использования ножниц, канцелярского ножа, шила.
Основные технологические операции ручной обработки утилизированных материалов: разметка на глаз, по шаблону; резание ножницами и канцелярским ножом; прокалывание шилом; сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное); тиснение; шлифование наждачной бумагой; отделка шпагатом; окрашивание.
Практические работы: изготовление вазы для осеннего букета, подставок, новогодних подвесок, игрушек – сувениров.
Практическая работа на компьютере -20 часов
Компьютер и дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру
Компьютер как техническое устройство для работы с информацией. Основные устройства компьютера. Назначение основных устройств компьютера.
Дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру, их назначение. Носители информации. Электронный диск. Дисковод как техническое устройство для работы с электронными дисками. приёмы работы с электронным диском, обеспечивающие его сохранность.
Основы работы за компьютером
мышь. Устройство мыши. Приёмы работы с мышью. Компьютерные программы. Понятие о тренажере как программном средстве учебного назначения. Первоначальное понятие об управлении работой компьютерной программы. Управление работой компьютерной программы с помощью мыши.
Клавиатура как устройство для ввода информации в компьютер. Работа на клавиатуре с соблюдением санитарно – гигиенических норм.
Технология работы с инструментальными программами
Графические редакторы, их назначение и возможности использования. Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование. Вывод изображения на принтер. Использование графического редактора для реализации творческого замысла.
Компьютер. Основы работы на компьютере
Повторение. Организация рабочего места. Подключение к компьютеру дополнительных устройств для работы с текстом (принтер, сканер).
Технология работы с инструментальными программами
Инструментальные программы для работы с текстом.
Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно – гигиенических норм. Освоение клавиатуры компьютера. Клавиатурный тренажер. Работа с клавиатурным тренажером.
Знакомство с правилами клавиатурного письма. Ввод в компьютер простого текста с клавиатуры.
Оформление текста. Рисунок в тексте. Таблица в тексте. Схема в тексте. Использование текстового редактора для творческой работы обучающихся.
Приёмы работы с документом. Сохранение документа на жестком диске. Открытие документа. Вывод документа на печать. Демонстрация возможности ввода текста документа со сканера.
Первоначальное представление о поиске информации на основе использование программных средств. Примеры использования программных средств для поиска информации (по ключевому слову, каталогам). Работа с простейшими аналогами электронных справочников.
7. Тематическое планирование с описанием основных видов учебной деятельности.
№ п/п | наименование раздела | количество часов | основные виды учебной деятельности учащихся | |||||
всего часов | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||
1. | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание. | 2ч | 2ч | - | - | - | Наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, и традиции и творчество мастеров родного края. Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта, отмечать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно – прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности. Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы. | |
2. | Природные материалы | 20ч | 5ч | 15ч | - | - | Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы. Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. Определять способы контроля, находить ошибки в работе и исправлять их. Создавать изделия и декоративные композиции по собственному замыслу. | |
3. | Пластичные материалы. | 8ч | 6ч | 2ч | - | - | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. | |
4. | Бумага. Бумага и картон. | 39ч | 12ч | 8ч | 9ч | 10ч | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять доступные материалы: их виды, физические свойства, технологические свойства – способы обработки материалов. Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, Выделять известное и неизвестное, осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения; Анализировать и читать графические изображения. Создавать мысленный образ конструкции с учетом поставленной конструкторско-технологической задачи или передачи определенной информации; Планировать последовательность практических действий для реализации замысла; отбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. | |
5. | Текстильные материалы. | 23ч | 8ч | 5ч | 5ч | 5ч | Проектировать изделия. Анализировать конструкторско – технологические и декоративно художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. | |
6. | Конструирование и моделирование. | 12ч | - | 4ч | 6ч | 2ч | Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. Характеризовать основные требования к изделию. Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную художественную технику. Конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты, читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу. Проектировать изделия. Анализировать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно – художественные образы, материалы и виды конструкций, при необходимости корректировать конструкцию и технологию её изготовления. | |
7. | Металлы. | 3ч | - | - | 1ч | 2ч | Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, выполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог), участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми). Оценивать результат своей деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. | |
8. | Утилизированные материалы | 8ч | - | - | 3ч | 5ч | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять доступные материалы: их виды, физические свойства ( цвет, фактура, форма и др.), технологические свойства – способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож), чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приёмы работы с приспособлениями (шаблон, лекало, трафарет, выкройка и др) и инструментами. Создавать мысленный образ конструкции с учетом поставленной конструкторско-технологической задачи или передачи определенной информации; | |
9. | Практика работы на компьютере | 20ч | - | - | 10ч | 10ч | Наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять): -материальные и информационные объекты; -инструменты материальных и информационных технологий; -элементы информационных объектов; их свойства; -технологические свойства – способы обработки элементов информационных объектов. Проектировать информационные изделия. Искать , отбирать и использовать необходимые составные элементы информационной продукции. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. |
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Учебники и рабочие тетради
Справочная и научно-познавательная литература для учащихся
Методическая литература для учителя
Наглядные пособия
ТСО
ЭОР
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Кол-во | Примечание | ||
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||||
Рагозина Т.М., Гринева А.А. Технология. 1 класс: Учебник – М.: Академкнига /Учебник. Рагозина Т.М. Технология. 1 класс: Методическое пособие для. – М.: Академкнига/Учебник Рагозина Т.М., Гринева А.А. Технология. 2 класс: Учебник – М.: Академкнига /Учебник. Рагозина Т.М. Технология. 2 класс: Методическое пособие для. – М.: Академкнига/Учебник Рагозина Т.М., Гринева А.А. Технология. 3 класс: Учебник – М.: Академкнига /Учебник. Рагозина Т.М. Технология. 3 класс: Методическое пособие для. – М.: Академкнига/Учебник Рагозина Т.М., Гринева А.А. Технология. 4 класс: Учебник – М.: Академкнига /Учебник. Рагозина Т.М. Технология. 4 класс: Методическое пособие для. – М.: Академкнига/Учебник | Ф Ф Ф Ф | |||
Технические средства обучения | ||||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. | Д | |||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...