Рабочая программа по технологии 3 класс пнш
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему

Зверева Данута Вацлавовна

Рабочая программа по технологии для 3 класса УМК "ПНШ" с характеристикой деятельности учащихся (ФГОС)

Скачать:


Предварительный просмотр:

№ п/п

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности

Дата

Коррекция

1.

Лепка птиц из глины.

Знакомятся со свойствами пластилина и глины.

Сравнивают  глину и пластилин по основным свойствам: цвет, пластичность, способность впитывать влагу.

Овладевают  основными приемами обработки пластичных материалов, способами соединения деталей изделия.

Учатся  лепить декоративных птиц из глины.

Выполняют  работу по заданному плану,

раскрашивают и оформляют изделие из глины, придумывают и выполняют лепку своей декоративной фигуры из глины.

03.07

2.

Лепка декоративных пластин.

Знакомятся  с понятиями «пластина», «изразец».

Анализируют  образец изделия.

Осознают   то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения.

Выбирают материал для работы. Создают  собственную композицию по алгоритму: объемное изображение из шариков-заготовок; лепят из заготовок формы, располагают высушенные части изделия на пластине, раскрашивают и декоративно оформляют изделие. 

10.09

3.

Устройство из полос бумаги.

Знакомятся со свойствами бумаги.

Учатся  работать с бумагой, выполняют разметку шаблона изделия по эскизу; используют вырезанный шаблон для разметки нужного количества деталей. Анализируют, сравнивают, группируют различные объекты, явления, факты.

 Собирают изделие.

Проводят эксперимент с изделием. 

17.09

4.

Мера для измерения углов.

Знакомятся  со свойствами картона, с приемами работы с картоном.

Самостоятельно предполагают, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

Выполняют разметку шаблона изделия по эскизу, используют вырезанный шаблон для разметки нужного количества деталей, собирают изделие.

 Выполняют практическая работа: измеряют прямой угол с помощью изготовленной мерки.

24.09

5.

Подставка для письменных принадлежностей.

Знакомятся  со свойствами картона; понятиями «развертка», «рицовка».

Проводят наблюдение за свойствами картона.

Самостоятельно предполагают, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

Рассматривают и анализируют  образец.

Выполняют развертку коробки и изготавливают ее, вырезают размеченную развертку, делают рицовку, склеивают коробку; декоративно оформляют  изделие.

01.10

6.

Коробка

со съемной крышкой.

Знакомятся с новыми терминами «эластичный», «прорезь»; приемом «прорезь». Сравнивают  свойства картона со свойствами бумаги.

Осознают   то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения.

Выполняют разметку коробки и крышки по чертежу, вырезают  размеченные детали, надрезают линии сгиба на вырезанных деталях, делают прорези; размечают и вырезают на крышке коробки окно для узора.

Декоративно оформляют изделие.

Работают в группах.

08.10

7.

Устройство для определения направления движения теплого воздуха

Знакомятся  с понятиями «флюгер», «шпулька».

Учатся  делать модель флюгера из бумаги. анализируют чертеж флюгера, определяют размеры заготовок деталей флюгера,  размечают детали, места прорезей, прокола, собирают флюгер по рисунку,  скрепляют детали клеем.

Работают  с соседом по парте, распределяют между собой работу и роли, выполняют свою часть работы и встраивают ее в общее рабочее поле.

Проверяют работу флюгера на уроке.

15.10

8.

Куклы для пальчикового театра.

Знакомятся  с понятием «выкройка»; терминами «сукно», «драп»; приемом «петельный шов». Учатся переводить выкройку через кальку; раскраивать детали куклы по выкройке; оформлять глаза, нос куклы бусинками, пуговицами; декоративно оформлять куклу.

Овладевают  приемами  работы с текстильными материалами: закрепление конца нитки петелькой, сшивание деталей из ткани. петельным швом, вышивание стебельчатым и тамбурным швом.

Проверяют    изделие в действии.

22.10

9.

Коллаж «Семейные портреты».

Знакомятся с термином «коллаж». 

Сравнивают  шерстяную и шелковую ткани, которые применяются для коллажа, по основным свойствам (цвет, толщина, мягкость, прочность). 

Самостоятельно предполагают, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

Выполняют коллаж из текстильных материалов, используя для отделки проволоку, пуговицы, бисер. Анализируют  изготовленное изделие и сравнивают его с образцом. 

29.10

10.

Змейка для определения движения теплого воздуха.

Знакомятся  с термином «спираль»; приемами «разметка спирали», «вырезание круглой заготовки».

Рассматривают изделие. 

Самостоятельно предполагают, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

Учатся  изготавливать прибор для определения движения теплого воздуха; размечать заготовку на плотной бумаге; рисовать на заготовке спираль, как показано на рисунке; вырезать заготовку; делать отверстие шилом; пропускать через отверстие шпагат и закреплять его узелком.

Изготовляют изделие по составленному плану под контролем учителя, сверяют

свои действия с планом.

Проверяют изделие в действии.

12.11

11.

Упаковка для подарков.

Знакомятся  с видами бумаги, понятием «декор», приемом «скручивание». 

Самостоятельно предполагают, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

Учатся  изготавливать упаковку для подарков и декоративно оформлять предметы быта и жилища; подбирать бумагу необходимого размера; скручивать и склеивать основу упаковки; соединять детали изделия степлером.

Создают  изделия  по собственному замыслу

19.11

12.

Аппликация из ниток.

Знакомятся  с  понятиями «панно», «композиция»; приемом «засыпание нитками». 

Учатся  выполнять декоративное панно из ниток для украшения дома.

Добывают  новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений

материалов учебника, выполняя пробные поисковые упражнения.

Самостоятельно  делают выводы,  перерабатывают информацию, преобразовывают, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений.

 Работают  в паре с соседом; подготавливают нитки и инструменты для работы теми приемами, которые показаны на рисунке; выполняют основу для панно из картона; придумывают и рисуют композицию, засыпают элементы изображения мелко нарезанными нитками; дополняю композицию накладными деталями.

27.11

13.

Декоративное оформление изделий вышивкой.

Знакомятся  с  приемами выполнения тамбурного, стебельчатого шва и закрепления двойной нити.

Учатся  выбирать вариант изделия для оформления вышивкой изделия; читать чертеж; размечать ткань для вышивки по выкройке; переносить рисунок на ткань через копировальную бумагу; использовать прием выполнения тамбурного, стебельчатого шва и закрепления двойной нити; придумывать элементы рисунка; выполнять вышивку; оформлять вышивкой изделие.

Самостоятельно  делают выводы,  перерабатывают информацию, преобразовывают, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений.

 Создают  изделий по собственному замыслу.

03.12

14.

Палетка.

Знакомятся  с понятиями «палетка», «схема», «развертка», «выкройка», «чертеж», «эскиз», «линия чертежа». 

Анализируют  образцы с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

Учатся  изготавливать изделие по чертежу; размечать рамки и вырезать их макетным ножом; выравнивать края изделия ножницами; расчерчивать пленку на клетки.

Работают в паре: распределяют  между собой работу и роли, выполняют свою часть работы и встраивают ее в общее рабочее поле.

10.12

15.

Новогодние игрушки.

Знакомятся  с понятием «развертка куба», условными обозначениями на чертеже.

Выполняют  работу по плану; анализируют варианты разверток куба; читают чертеж, выполняют разметку  с опорой на чертеж. Изготовляют изделие по плану. Декоративно оформляют изделие.

17.12

16.

Брелок из проволоки.

Знакомятся  со свойствами проволоки; видами проволоки, используемой на уроках (цветная в пластиковой изоляции, тонкая медная); приемами плетения по схеме.

Учатся экономно расходовать материалы при разметке; выполнять приемы работы с проволокой (разметку на глаз, разрезание ножницами, плетение). 

Создают изделие по собственному замыслу. Выполняют  декоративное оформление и отделку изделия.

Контролируют  свою деятельность по ходу и по результатам выполнения задания, сравнивают результат своей деятельности с эталоном.

24.12

17.

Открытка-ландшафт.

Знакомятся  с понятием «ландшафт», с  приемами безопасного использования макетного ножа, шила.

Учатся  изготавливать для уроков по окружающему миру открытку «Этажи леса».

Самостоятельно  делают выводы,  перерабатывают информацию, преобразовывают, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Выполняют основу открытки из альбомного листа, размечают полоски по эскизу и надрезают их; размечают на полосках линии сгиба; придавливают полоски по линиям сгиба; размечают и вырезают кроны, стволы, ветки деревьев и кустарников; наклеивают кроны на стволы и ветки, располагают деревья и кустарники по ярусам,  приклеивают детали на основу открытки. Декоративно  оформляют поляну.

Высказывают  собственную точку зрения.

15.01

18.

Ремонт книг

с заменой обложки.

Знакомятся с частями книги: книжный блок, корешок, обложка.

Овладевают приемами работы

с картоном: разметка, разрезание и вырезание ножницами, надрезание канцелярским макетным ножом, прокалывание шилом, разметка по линейке и угольнику, сшивание деталей нитками. 

Осознают   то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения.

Высказывают  собственную точку зрения.

Самостоятельно ремонтируют  книгу с заменой обложки, оформляют  аппликацией, сушат.

21.01

19.

Поздравительные открытки из гофрированного картона.

Знакомятся со свойствами гофрированного картона.

Учатся  соединять гофрированные детали с помощью клея; размечать детали открытки по эскизу; вырезать детали; складывать основу открытки пополам; декоративно оформлять открытку; делать отверстие и соединять бумажной лентой этикетку с основой открытки

Объясняют алгоритм выполнения работы.

Самостоятельно  делают выводы,  перерабатывают информацию, преобразовывают, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Работают в паре: распределяют  между собой работу и роли, выполняют свою часть работы и встраивают ее в общее рабочее поле.

28.01

20.

Игрушки-сувениры из пластмассовых упаковок-капсул.

Учатся  изготавливать сувениры из маленьких упаковок-капсул. Анализируют   приемы работы по рисунку; рассказывают о свойствах материалов, необходимых для работы.

 Объясняют  алгоритм выполнения работы. Собирают основу игрушки и самостоятельно ее оформляют, приклеивают готовую игрушку к подставке, придумывают свое декоративное оформление изделия.

04.02

21.

Декоративное панно

Знакомятся  с понятиями «планшет», «кант», «декоративное панно». 

Учатся изготавливать декоративное панно для школьной выставки и планшет, оклеивать его кантом; определять длину канта по листу картона; складывать полоски пополам, оклеивать полосками лист картона, соблюдая необходимую последовательность в работе. Анализируют  этапы изготовления цвета, вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукт, составляют свою композицию,  наклеивают детали композиции на готовый планшет. Осознают   то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения.

11.02

22.

Картонные фигурки

с элементами движения

для театра

Учатся  изготавливать картонные фигурки для театра. Сравнивают свойства разных видов картона между собой и с бумагой.

Самостоятельно  делают выводы,  перерабатывают информацию, преобразовывают, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Объясняют  алгоритм выполнения работы. Собирают основу игрушки и самостоятельно ее оформляют, придумывают свое декоративное оформление изделия.

18.02

23.

Работа с конструктором.

Проект коллективного создания моделей машин

Знакомятся  с правилами работы с конструктором, названиями деталей конструктора.

Учатся  собирать модели из деталей конструктора с помощью монтажных инструментов; выполнять соединение деталей конструктора разными способами по рисунку; выбирать детали для корпуса, подставки, стрелок часов.

Самостоятельно  делают выводы,  перерабатывают информацию, преобразовывают, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Объясняют  алгоритм выполнения работы. Собирают свои изделия и самостоятельно ее оформляют.

Проверяют модель в действии, защищают свой проект ,.

25.02

                                                                                 Практика работы на компьютере (10 часов)

24.

Технические устройства для работы с информацией.

Знакомятся  с соблюдением безопасных приемов труда при работе на компьютере, с понятием «информация»; со способами получения, сохранения информации, выполнения вычислений (преобразованием) числовой информации.

Учатся  рассказывать об основных источниках информации и правилах организации труда при работе на компьютере

Самостоятельно   предполагают, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

04.03

25.

Компьютер. Правила безопасной работы на компьютере.

Повторяют  то, что компьютер - техническое устройство для получения, передачи, хранения и преобразования информации; с устройством компьютера.

Показывают основные устройства, из которых состоит компьютер: системный блок, монитор, клавиатура, мышь, наушники. 

Рассказывают, зачем нужны эти устройства, повторяют правила безопасной работы на компьютере. 

Осознают   то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения.

11.03

26.

Технические устройства, которые можно подключить к компьютеру.

Знакомятся  с дополнительными техническими устройствами.

Учатся  рассказывать, из каких устройств состоит компьютер, какие дополнительные устройства можно подключить к компьютеру.

Осознают   то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения.

Работают  с соседом по парте: распределяют между собой работу и роли, выполняют свою часть работы и встраивают ее в общее рабочее поле.

18.03

27.

Носители информации. Работа

с электронным диском.

Знакомятся с понятиями: «программа», «носители информации», «винчестер» («жесткий диск»), «электронные диски», «компактные устройства - брелоки USB flash», «дисковод»; правилами работы с электронными дисками. 

Осознают   то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения

Учатся открывать дисковод для работы; вкладывать диск в дисковод; закрывать дисковод.

Учатся понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями.

 Мотивированно  присоединяются к одной из высказанных точек зрения и высказывают собственную точку. 

Работают  с соседом по парте: распределяют между собой работу и роли, выполняют свою часть работы и встраивают ее в общее рабочее поле.

01.04

28.

Компьютерные программы.

Знакомятся  с понятиями «программист», «пользователь». 

Самостоятельно   предполагают, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

Осознают   то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения

Учатся  выбирать компьютерную программу.

Самостоятельно загружают  компьютерную программу.

 Работают  с соседом по парте: распределяют между собой работу и роли, выполняют свою часть работы и встраивают ее в общее рабочее поле.

08.04

29.

Как работать с компьютерной мышью.

Знакомятся с названиями основных деталей компьютерной мыши (правая и левая кнопки, провод для соединения с компьютером); понятиями «указатель мыши», «щелчок», «двойной щелчок», «перетаскивание». 

Осознают   то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения.

Работают  с компьютерной мышью; осуществляют действия: щелчок, двойной щелчок и перетаскивание; выполняют задания для самопроверки на основе самостоятельно созданных рисунков и схем.

15.04

30.

Компьютерная программа, которая поможет тебе научиться выполнять действия с мышью.

Повторяют  понятия  «главное меню программы», «окно программы». 

Осознают   то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения

Учатся  с помощью пунктов меню понимать назначение программы; узнавать, из каких частей она состоит, и выбирать действие, которое должна выполнить программа; называть пункты главного меню программы; открывать один из тренажеров программы.

Работают  с соседом по парте: распределяют между собой работу и роли, выполняют свою часть работы и встраивают ее в общее рабочее поле.

22.04

31.

Как управлять работой программы.

Знакомятся  с тем, как пользователь управляет работой компьютерной программы с помощью кнопок, которые он видит в окне программы. 

Осознают   то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения.

Учатся  управлять работой программы по алгоритму. объясняют, какие действия выполняет программа.

Работают  с соседом по парте: распределяют между собой работу и роли, выполняют свою часть работы и встраивают ее в общее рабочее поле.

29.04

32.

Клавиатура компьютера. Графические редакторы. Как выключить компьютер.

Знакомятся с приемами работы

с текстом и изображением.

Осознают   то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения

Учатся  управлять работой программы по алгоритму. объясняют, какие действия выполняет программа.

Работают  с соседом по парте: распределяют между собой работу и роли, выполняют свою часть работы и встраивают ее в общее рабочее поле.

Самостоятельно делают выводы; перерабатывают, преобразовывают, представляют информацию на основе схем моделей, сообщений.

06.05

33.

 Контрольные задания по теме «Практика работы на компьютере»

Выполняют  контрольные задания, работают с тренажером.

 Вносят  необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Работают  с соседом по парте: распределяют между собой работу и роли, выполняют свою часть работы и встраивают ее в общее рабочее поле.

13.05

34.

Конструирование и моделирование. Проект коллективного создания

моделей сельскохозяйственной техники.

Учатся  собирать модели из деталей конструктора с помощью монтажных инструментов; выполнять соединение деталей конструктора разными способами по рисунку; выбирать детали для корпуса, подставки.

Самостоятельно  делают выводы,  перерабатывают информацию, преобразовывают, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Объясняют  алгоритм выполнения работы. Собирают свои изделия и самостоятельно ее оформляют.

Проверяют модель в действии, защищают свой проект.

20.05



Предварительный просмотр:

                                                                                  1.Пояснительная записка

        Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей программы «Перспективная начальная школа», за основу взята  программа Т.Н.Рагозиной, И.Б. Мыловой  «Технология», ориентирована на работу по учебнику: Рагозина, Т. М. Технология : 3 кл. : учеб. / Т. М. Рагозина, А. А. Гринева, И. Б. Мылова. - М. : Академкнига/Учебник, 2014.

       Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: в классе обучаются дети 9-10 лет; на уроках активны, работают в группах и парами, умеют излагать свои мысли.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Учебный предмет «Технология» исключительно важен для развития младшего школьника. Главной специфической чертой уроков по технологии  является то, что  они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности - интеллектуального (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения), эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.  

Духовно-нравственное развитие  на уроках технологии предполагает  воспитание ценностного отношения к материальной культуре как продукту творческой предметно-преобразующей деятельности человека, к природе как источнику сырьевых ресурсов, трудолюбия, организованности, добросовестного и ответственного отношения к делу, инициативности, любознательности, потребности помогать другим, уважение к труду людей и результатам труда.

Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач обеспечивает развитие конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения.  

Физическое развитие на уроках обусловлено тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение технологических операций связано с определенной мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов.

Эмоционально-эстетическое развитие на уроках технологии осуществляется самыми разными средствами. Это зависит от состояния рабочего помещения, культуры и организации работы обучающих, качества закупленных и заготовленных материалов, инструментов и приспособлений, изготовляемых поделок, которые должны удовлетворять основным требованиям  и правилам, по которым создается гармоничная рукотворная среда обитания человека.

Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач: 

- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;

- формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний

и умений;

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной обработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекции и оценку;

- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

             

             

                                                           

2.Общая характеристика учебного предмета

        

        Учебный курс «Технология» является составной частью развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа».

В соответствии с концептуальными положениями системы учебный курс учитывает опыт ребенка и тот образ мира, который определяется его природно-предметной средой. Это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, но и опыт сельской жизни с естественно-природным ритмом, с удаленностью от крупных культурных объектов. Этот опыт учитывается в содержании учебных заданий, в выборе технологических приемов и поделочных материалов, естественных и доступных для учащихся не только городских, но и сельских школ.

Деятельностный подход к процессу обучения обеспечивается формированием у школьников представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формированием универсальных учебных действий (УУД), способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности.

Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки освоения учащимися конкретных технологических операций.

Предмет «Технология» является опорным в проектировании УУД. В нем все элементы учебной деятельности – целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т. д. – предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.

Основные виды учебной деятельности обучающихся: простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, приемов их обработки; анализ конструкций, условий и способов их создания; моделирование, конструирование из различных материалов; решение доступных конструктивно-технологических и творческо-художественных задач, простейшее проектирование, практика работы на компьютере.

В содержании обучения большое значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

С 3 класса в программу включен раздел «Практика работы на компьютере». Он предусматривает первичное использование информационных технологий.

Освоение обучающими проектной деятельности начинается со 2 класса. Особенность ее содержания состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер. Они объединяют знакомые, легко повторяющиеся действия, ставят близкие и важные для ребенка цели: изготовление движущихся воздушных и плавающих игрушек и моделей, макетов архитектурных построек. Организуя проектную деятельность, важно активизировать детей на самостоятельное обоснование проекта, выбор конструкции, отбор материалов и их экономное расходование, продумывание плана и последовательности проведения работ.

Учебные материалы позволяют организовать практическую работу детей с электронными справочниками (для формирования первоначальных умений по поиску информации с использованием электронных справочников и энциклопедий).

Программа предполагает обучение младших школьников умению организовать работу по самообразованию с использованием программных средств. В частности, дети учатся работать с тренажерами.

Особое внимание при изучении вышеуказанных разделов программы уделяется культуре труда, правилам безопасной работы и личной гигиене, умению экономить материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям.

Программа предполагает обязательное сочетание индивидуальной работы над заданием с работой в малых группах и с коллективной работой, что особенно актуально для малокомплектных классов сельской школы.

Готовые изделия используются на других уроках, при организации школьных выставок, конкурсов, ярмарок, при оформлении школьных и домашних помещений, для подарков родителям, детским садам, ученикам младших классов.

Программа позволяет осуществлять пропедевтическую профориентационную работу, цель которой – формирование у младших школьников интереса к трудовой и профессиональной деятельности. Для решения этой задачи рекомендуется проводить экскурсии на природу (с целью наблюдения и заготовки природных материалов), посещать местные музеи декоративно-прикладного творчества, выставки.

Для успешной реализации программного материала следует проводить эвристические беседы в сочетании с поисковой исследовательской деятельностью детей для получения новых знаний при обсуждении конструктивных особенностей изделий, определении свойств используемых материалов, поиске возможных и рационных способов их обработки, правильного или наиболее рационального выполнения технологического приема, операции, конструкции.

                                                                            3.Место учебного предмета в учебном плане

                             На изучение технологии в 3 классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю - всего 34 часа (34 учебные недели).

                                             

4.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами освоения  курса «Технология» в 3–м классе является формирование следующих умений:

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;

- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами освоения  курса «Технология» в 3м классе  является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД

- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

- осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия,  задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности);

в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов)

Познавательные УУД

- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;

- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД

- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящийдиалог));

- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном  решении проблемы (задачи);

- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться(средством формирования этих действий служит работа в малых группах).

5.Содержание учебного предмета

  1. класс (34 ч)

             1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Разнообразие предметов рукотворного мира из картона, текстильных материалов. Традиции и творчество мастеров в создании изделий из текстильных материалов. Распространенные виды профессий, связанных с транспортом для перевозки грузов и сельскохозяйственной техникой (с учетом региональных особенностей).

Организация рабочего места для работы с глиной, металлами, деталями конструктора. Анализ задания, планирование трудового процесса, поэтапный контроль за ходом работы, навыки сотрудничества.

Групповые проекты. Сбор информации о создаваемом изделии, выбор лучшего варианта. Результата проектной деятельности – «Парк машин для перевозки грузов», «Модели сельскохозяйственной техники».

Самообслуживание: подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы по перечню в учебнике, выполнение ремонта книг, декоративное оформление культурно-бытовой среды.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Пластические материалы. Глина. Применение глины для изготовления предметов быта и художественных предметов. Сравнение глины и пластилина по основным свойствам: цвет, пластичность, способность впитывать влагу. Подготовка глины к работе.

Приемы работы с глиной: формование деталей, сушка, раскрашивание.

Практические работы: лепка декоративных игрушек, рельефных пластин.

Бумага и картон. Практическое применение картона в жизни. Виды картона, используемые на уроках: цветной, коробочный, гофрированный. Свойства картона: цветной и белый, гибкий, толстый и тонкий, гладкий и шероховатый, однослойный и многослойный, блестящий и матовый. Виды бумаги, используемые на уроках и их свойства: чертежная (белая, толстая, матовая, плотная, гладкая, прочная).  Сравнение свойств разных видов картона между собой и с бумагой. Выбор картона для изготовления изделия с учетом свойств по внешним признакам. Экономное расходование картона.

Виды условных графических изображений: эскиз, развертка (их узнавание). Разметка деталей с опорой на эскиз.

Инструменты и приспособления для обработки картона: карандаши простой (твердость ТМ), ножницы, канцелярский макетный нож, шило, линейка, угольник, линейка с бортиком (для работы с ножом), кисточка для клея, дощечка для выполнения работ с макетным ножом и шилом. Приемы безопасного использования канцелярского макетного ножа, шила.

Приемы работы с картоном: разметка циркулем, разрезание и вырезание ножницами, надрезание канцелярским макетным ножом, прокалывание шилом, разметка по линейке и угольнику, сшивание деталей нитками и скобами, сборка скотчем и проволокой, оклеивание кантом,  оформление аппликацией, сушка.

Практические работы: изготовление меры для измерения углов, подставок для письменных принадлежностей, коробок со съемной крышкой, упаковок для подарков, новогодних игрушек,  открыток, ремонт книг с заменой обложки, декоративных панно, фигурок для театра с подвижными элементами по рисунку, простейшему чертежу, схеме, эскизу.

Текстильные материалы. Общее понятие о текстильных материалах, их практическое применение в жизни. Виды тканей животного происхождения, используемые на уроках, их сопоставление по цвету, толщине, мягкости, прочности. Экономное расходование ткани при раскрое парных деталей. Выбор ткани и ниток для изготовления изделия в зависимости от их свойств.

Приемы работы с текстильными материалами: закрепление конца нитки петелькой, сшивание деталей из ткани петельным швом, вышивание стебельчатым и тамбурным швами.

Практические работы: изготовление кукол для пальчикового театра, коллажей, аппликаций из ниток, декоративное оформление изделий (открыток, обложек записных книг, подвесок для новогодней елки).

Металлы. Виды проволоки, используемой на уроках: цветная в пластиковой изоляции, тонкая медная. Экономное расходование материалов при разметке.

Приемы работы с проволокой: разметка на глаз, разрезание ножницами, плетение.

Практические работы: изготовление брелка, креплений для подвижного соединения деталей картонных фигурок.

Пластмассы. Пластмассы, используемые в  виде вторичного сырья: разъемные упаковки-капсулы. Наблюдения и опыты за технологическими свойствами пластмасс.

Инструменты и приспособления для обработки упаковок-капсул: ножницы, шило, фломастер, дощечка для выполнения работ с шилом.

Приемы работы с упаковками-капсулами: прокалывание шилом, надрезание, соединение деталей гвоздиком, оформление самоклеящейся бумаги.

Практические работы: изготовление игрушек-сувениров.

        3. Конструирование и моделирование

Виды и способы соединения деталей. Общее представление о конструкции прибора для определения движения теплового воздуха, часов, грузового транспорта и сельскохозяйственной техники (трактора). Конструирование и моделирование из металлических стандартных деталей  технических моделей по технико-технологическим  условиям.

Практические работы: создание устройства из полос бумаги, устройства, демонстрирующего циркуляцию воздуха, змейки для определения движения теплого воздуха, палетки, моделей часов для уроков математики,  тележки-платформы.

       4. Практика работы на компьютере (10 ч)

Компьютер и дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру

Компьютер как техническое устройство для работы с информацией. Основные устройства компьютера. Назначение основных устройств компьютера.

Дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру, их назначение. Носители информации. Электронный диск. Дисковод как техническое устройство для работы с электронными дисками. Приемы работы с электронным диском, обеспечивающие его сохранность.

            Основы работы за компьютером

Организация работы на компьютере. Подготовка компьютера к работе (включение компьютера). Правильное завершение работы на компьютере. Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

Мышь. Устройство мыши. Приемы работы с мышью. Компьютерные программы. Понятие о тренажере как программном средстве учебного назначения. Первоначальное понятие об управлении работой компьютерной программы. Управление работой компьютерной программы с помощью мыши.

Клавиатура как устройство для ввода информации в компьютер. Работа на клавиатуре с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

          Технология работы с инструментальными программами

Графические редакторы, их назначение и возможности использования. Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование. Вывод изображения на принтер. Использование графического редактора для реализации творческого замысла.

                                   

6.Материально – техническое и учебно – методическое обеспечение образовательного процесса.

                                              Концептуальные и теоретические основы  УМК «Перспективная начальная школа»

          Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте "Перспективная начальная школа" (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения).– М.: Академкнига/Учебник.

        Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник.

        Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник.

Учебно-методическая литература

Рагозина Т.М., Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология. 3 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник.

Рагозина Т.М., Мылова И.Б. Технология. 3 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.

Учебное оборудование

        Простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами, нож канцелярский макетный с металлической направляющей лезвия, линейка пластмассовая или металлическая 25 - 30 см., линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник пластмассовый с углами 90 градусов, простые карандаши марки ТМ и 2М, циркуль (не козья ножка), шило, игла швейная и для вышивания в удлиненным ушком и для вышивания по канве, булавки с колечком, нитевдеватель, пустой стержень шариковой ручки, кисти для работы с клеем и красками, стека, подставка для инструментов, дощечка для выполнения работ с ножом и шилом, дощечка для лепки.

        Материалы для изготовления изделий: бумага (цветная мелованная двухсторонняя, офисная для аппликаций, калька, копирка, писчая, альбомная, газетная, ватманская, гофрированная, самоклеящаяся, крепированная), картон (цветной, гофрированный), лоскутки хлопчатобумажной и льняной ткани, шерстяной (сукна, драпа), вельвет, нитки швейные, мулине, пряжа для вязания, узкая и широкая тесьма, тонкий шнур, фурнитура (пуговицы, бусинки, бисеринки), пластилин, масса для моделирования, глина, пластическая масса из соленого теста, фольга, цветная проволока в изоляции, природные материалы (засушенные листья, цветущие растения, стебли, веточки, семена и плоды растений, шишки, желуди, скорлупа грецких орехов, яичная скорлупа), утилизированные материалы (пластмассовые разъемные упаковки-капсулы, емкости, банки из жести, упаковочная тара из пенопласта), наборы «Конструктор»;

        Материальные условия: специально отведенные места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки, обучающих к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр. (все необходимые приспособления можно купить или изготовить из различных коробок и другого утилизированного материала).

                   

         7.Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 3-го года обучения

Обучающиеся научатся:

• рассказывать о практическом применении картона и текстильных материалов в жизни;

• рассказывать о мастерах своего региона и их профессиях, связанных с обработкой текстильных материалов;

• рассказывать о современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с сельскохозяйственной техникой, и описывать их особенности;

• анализировать задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;

• осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы;

• выполнять доступные действия по самообслуживанию (подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы по перечню в учебнике, декоративное оформление культурно-бытовой среды);

• отбирать картон с учетом его свойств;

• применять приемы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник), колющими (шило);

• экономно размечать материалы по линейке и по угольнику;

• работать с простейшей технической документацией: распознавать эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;

• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (картон, текстильные материалы, металлы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;

• изготавливать плоскостные изделия по эскизам;

• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;

• выполнять действия по моделированию и преобразованию модели;

• создавать несложные конструкции изделий по технико-технологическим условиям.

По разделу «Практика работы на компьютере» обучающиеся научатся:

• рассказывать об основных источниках информации;

• рассказывать о правилах организации труда при работе за компьютером;

• называть основные функциональные устройства компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, наушники, микрофон);

• называть дополнительные компьютерные устройства (принтер, сканер, модем, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, видеопроектор, звуковые колонки);

• рассказывать о назначении основных функциональных устройств компьютера, периферийных компьютерных устройств; устройств внешней памяти;

• соблюдать безопасные приемы труда при работе на компьютере;

• включать и выключать компьютер;

• использовать приемы работы с дисководом и электронным иском;

• использовать приемы работы с мышью;

• работать с прикладной программой, используя мышь, осуществлять навигацию по программе, используя элементы управления (кнопки);

• работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;

• соблюдать санитарно-гигиенические правила при работе с компьютерной клавиатурой.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• ценить традиции трудовых династий (своего региона, страны);

• осуществлять проектную деятельность;

• создавать образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи, воплощать этот образ в материале;

• использовать приемы работы с графическими объектами с помощью компьютерной программы (графический редактор), с программными продуктами, записанными на электронных дисках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...