Рабочая программа по технологии, 3 класс, УМК "Гармония"
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений по технологии (программа «Технология» ,Конышева Н.М., Москва, «Просвещение»,2013г).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_tehnologii_3_b_klass.docx | 43.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мужевская средняя общеобразовательная школа
имени Н. В. Архангельского»
|
| ||||
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«технология»
3 класс
Количество часов: 34 ч., в неделю - 1 ч.
Составитель: Витязева Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов
Мужи, 2015
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений по технологии (программа «Технология» ,Конышева Н.М., Москва, «Просвещение»,2013г).
Программа рассчитана на 34 часа учебного времени (из расчёта 1 час в неделю).
Главная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: познавательных, регулятивных, коммуникативных, а также личностных качеств учащихся.
Курс технологии направлен на решение следующих задач:
• формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
• формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
• расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
• расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
• развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
• развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
• формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
• формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
Общая характеристика учебного предмета
В системе общеобразовательной подготовки обучающихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что их основой является предметно-практическая деятельность, в которой понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты процесса познания окружающего мира занимают равноправное положение. С учётом таких уникальных возможностей курс технологии можно рассматривать как базовый в системе общеобразовательной подготовки младших школьников. Он эффективно заменяет собой целый ряд так называемых специальных тренингов и при этом не только не увеличивает, но снимает учебные перегрузки и тем самым составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей.
Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально- волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.
Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.
Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т. е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности обучающихся.
Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и неотделима от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2–4 классов предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность обучающихся; основные акценты смещаются от изготовления поделок и овладения отдельными приёмами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.
Таким образом, программа и созданный на её основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать как вербального подхода (когда большая часть содержания усваивается «на словах»), так и узко технологического (при котором основное внимание направлено на обучение приёмам практической работы). Сочетание интеллектуального, эмоционального и практического компонентов на базе творческой предметно-преобразовательной деятельности позволяет представить курс технологии в начальных классах как систему формирования предметных и метапредметных знаний, умений и качеств личности обучающихся.
Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения математики на ступени начального образования, из них в 3 классе 34 учебных часа из расчета 1 учебных часа в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»
Личностные
У учащихся будут сформированы:
• положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
• осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
• уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
• понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;
Могут быть сформированы:
• устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
• установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
• привычка к организованности, порядку, аккуратности;
Предметные
Учащиеся научатся:
• использовать в работе приёмы рациональной" и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
• правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
• отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
• работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
Метапредметные
Учащиеся научатся:
• самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
• планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
• следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
• руководствоваться: правилами при выполнении работы;
• находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
• анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность ее использования в собственной деятельности;
• анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
• выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
• использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
• организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
• формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
• выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
• в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания.
Содержание учебного предмета «Технология»
Формы и образы природы – образец для мастера (8 часов)
Рукотворный мир – мир «второй природы». Компьютерные технологии на службе человека, возможности их использования в создании рукотворного мира.
Образы природы в изделиях мастеров. Передача наиболее характерных деталей в условных формах оригами. Новые приёмы изготовления изделий из бумаги способом складывания. Силуэт: красота линий и форм. Особенности силуэтных изображений, их разновидности и способы вырезания из бумаги. Выразительность силуэтных изображений. Изготовление узоров-силуэтов в квадрате и в полосе. Переработка образов природы при изготовлении бытовых вещей: в посуде, изделиях из бисера и пр. Технология изготовления декоративных изделий из бисера.
Характер и настроение вещи (8 часов)
Зависимость выбора формы, цвета, деталей отделки в изделии от его назначения.
Конструирование изделий определённого назначения (передача характера и настроения в вещах): пригласительных билетов и поздравительных открыток, настольных карточек, упаковок для подарков, ёлочных украшений.
Новые приёмы построения форм и разметки деталей изделия.
Разметка на листе неправильной формы с помощью угольника.
Бумажная пластика. Конструирование объёмных изделий из бумаги. Приёмы работы с циркулем. Разметка деталей, построение форм с помощью циркуля. Конструирование и изготовление изделий с использованием циркуля.
Красота и уют нашего дома. Гармония стиля (10 часов)
Общее понятие о стилевой гармонии в комплектах вещей. Конструирование и изготовление вещей с учётом требований стилевой гармонии; новые приёмы обработки ткани. Изготовление простейшей выкройки из бумаги. Разметка и раскрой парных деталей. Синтепон; разметка деталей на синтепоне. Сборка и отделка изделий из ткани.
Стилевые особенности записных книжек разного назначения. Конструирование записной книжки в мягкой обложке.
От мира природы – к миру вещей (8 часа)
Чудесный материал – соломка. Конструирование изделий из соломки. Использование человеком конструктивных особенностей природных объектов в рукотворных изделиях. Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях.
Конструирование изделий с неподвижными и подвижными соединениями деталей.
Программно-методическое обеспечение
- учебник
Технология: Наш рукотворный мир: Уч-к для 3 кл. общеобразовательных учреждений /Н.М.Конышева. – 6-е изд., перераб. И доп. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015.
-пособие для учителя
Технология. 1-4 кл. Программа для общеобразовательных учреждений/ Н.М.конышева. – Смоленск: ассоциация XXI век, 2013.
М.А.Давыдова Поурочные разработки по технологии: 3 класс. – М.: ВАКО, 2013.
2. Материально-техническое обеспечение:
- Ноутбук
- Интерактивная доска
3. Электронные пособия:
Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru/subjects/15
http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000193
http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html
http://skazochki.narod.ru/index_flash.html
Календарно-тематическое планирование по предмету технология
3 класс (34ч.)
№ п/п | Тема урока | УУД деятельность учащихся | Дата | |
план | факт | |||
Формы и образы природы – образец для мастера. | 8 | |||
1. | Культура и организация тру-да. Компьютерные технологии на службе человека | Предметные владеть простейшими видами технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема); -способами использования линейки как чертежно-измерительного инструмента для выполнения построений и разметки деталей на плоскости; -условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток; -способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и ¼ формы); -что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла; -читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу; -выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок; -выполнять разметку по предмету; Личностные: -понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы; -чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания; Регулятивные: -самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте; -планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью; Познавательные: 1. Общеучебные: -выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму; -использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями; 2. Логические: -анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности; - планировать предстоящую практическую работу; Коммуникативные: - формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать; -выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы; | 01.09 | |
2 | Стилизация образов природы в оригами. | 08.09 | ||
3 | Стилизация образов природы в оригами. | 15.09 | ||
4 | Вырезание из бумаги. Силуэт. | 22.09 | ||
5 | Образы природы в коллаже из ткани или бумаги. | 29.09 | ||
6 | Образы природы в коллаже из ткани или бумаги. | 06.10 | ||
7 | Лепка животных по наблюдениям. | 13.10 | ||
8 | Формы природы в бытовых вещах. | 20.10 | ||
Характер и настроение вещи. | 8 | |||
9 | Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей. | Предметные знать, что вещи должны подходить к окружающей обстановке и к характеру и облику своего хозяина Уметь: придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением -планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу; -выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений; -вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями; -создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки; -выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений -установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности; Личностные: -устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности; -что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид; -что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам; -о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства; Регулятивные: -следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.; -руководствоваться правилами при выполнении работы; Познавательные: 1. Общеучебные: -осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.); -самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей; 2. Логические: -создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале; Коммуникативные: -проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы; | 03.11 | |
10 | Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей. | 10.11 | ||
11 | Новые приёмы бумагопластики. | 17.11 | ||
12 | Новые приёмы бумагопластики. | 24.11 | ||
13 | Приём построения и размётки форм при помощи циркуля. | 01.12 | ||
14 | Приём построения и размётки форм при помощи циркуля. | 08.12 | ||
15 | Единство вещи и упаковки к ней. Построение и закрепле-ние различных способов размётки, сборки и отделки изделий. | 15.12 | ||
16 | Единство вещи и упаковки к ней. Построение и закрепле-ние различных способов размётки, сборки и отделки изделий. | 22.12 | ||
Красота и уют нашего дома. Гармония стиля. | 10 | |||
17 | Стилевое единство в вещах. Изготовление простейшей выкройки. Разметка и раскрой парных деталей из ткани. | Предметные -шов «строчка»», способ его выполнения; -о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения; -выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из ткани детали простой формы; -анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу; -придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением. -планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу. Личностные: -осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практи-ческой деятельности; способность к самооценке; -уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда; -понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире; Регулятивные: -устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов; -осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы; Познавательные: 1. Общеучебные: -находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; -выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму; 2. Логические: -анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её исполь-зования в собственной деятельности; Коммуникативные: -выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной дея-тельности и совместной работы; -в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания. | 12.01 | |
18 | Шов «строчка». | 19.01 | ||
19 | Шов «строчка». | 26.01 | ||
20 | Шов «строчка». | 02.02 | ||
21 | Проектирование предметов по принципу стилевого единства. | 09.02 | ||
22 | Проектирование предметов по принципу стилевого единства. | 16.02 | ||
23 | Конструирование более сложной выкройки. Новые приёмы шитья. | 01.03 | ||
24 | Конструирование более сложной выкройки. Новые приёмы шитья. | 15.03 | ||
25 | Конструкция и образ записной книжки. Простой переплёт. | 22.03 | ||
26 | Конструкция и образ записной книжки. Простой переплёт. | 05.04 | ||
От мира природы к миру вещей. | 8 | |||
27 | Образы природы в изделиях из бисера. | Личностные: -чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания; -устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности; Регулятивные: -самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последова-тельность действий для реализации замысла; -прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения; Познавательные: 1. Общеучебные: -выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму; -использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями; 2. Логические: -анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей; - планировать предстоящую практическую работу; Коммуникативные: -организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь. | 12.04 | |
28 | Образы природы в изделиях из бисера. | 19.04 | ||
29 | Простые конструкции из соломки | 26.04 | ||
30 | Простые конструкции из соломки | 03.05 | ||
31 | Модель ракеты из разных материалов. | 10.05 | ||
32 | Модель ракеты из разных материалов. | 17.05 | ||
33, 34 | декоративные изделия на основе природных форм. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...