"Это чудо-апельсин"
методическая разработка по технологии на тему

Наталья Валентиновна Иванова

                                                         Истоки творческих способностей и дарований детей

                                                         на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,

                                                         идут тончайшие ручейки, которые питают источник

                                                         творческой мысли. Другими словами: чем больше

                                                         мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок.

                                                                                                Сухомлинский В. А.

 

 

 Урок-игра по технологии для учащихся 1-4 классов.

«Это чудо-апельсин!»

Тема урока: Работа с природным материалом.

Цель: 

Активизация познавательного интереса по предмету технология в процессе экспериментирования.

Задачи:

Повышение технологической культуры, расширение кругозора; закрепление знаний по предмету.

Развитие речи посредством тактильных ощущений; внимания; пытливости ума; логического мышления; сообразительности.

Воспитание любознательности, трудолюбия, целеустремленности, интереса к творчеству; чувства коллективизма, ответственности.

Очень интересная разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx316.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Архангельская ООШ.

Выполнила:

Учитель технологии

Иванова Наталья Валентиновна

                                                Истоки творческих способностей и дарований детей

                                                         на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,

                                                         идут тончайшие ручейки, которые питают источник

                                                         творческой мысли. Другими словами: чем больше

                                                         мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок.

                                                                                                Сухомлинский В. А.

 Урок-игра по технологии для учащихся 1-4 классов.

«Это чудо-апельсин!»

Тема урока: Работа с природным материалом.

Тип урока: комбинированный с элементами экспериментирования.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая.

Методы обучения: словесный (объяснительно-иллюстративный), наглядный, демонстративный, практический (самостоятельная практическая работа), частично-поисковый.

Сохраняющие здоровье технологии: физкультминутка, двигательная активность.

Техническое обеспечение: компьютер, магнитная доска, экран.

Подготовительный этап: формирование двух команд по жетонам-листочкам (Красная. Желтая.)

Подготовка демонстрационного материала: игра «Сад-огород» (2эк), апельсины (целые фрукты и 1 разделенный на дольки), луковица, сосуд с водой, 2 непрозрачные банки с крышками, Закрытые крышками с дырками, цветочный горшок с землей, игрушка «Чебурашка», набор тактильных досок, ящик с отверстиями для рук, яблоко, мячик, гуашь (красная и желтая), духи, пузырек из под витаминов, семена, игрушка « Солнце», компас, семечки апельсина, набор инструментов (лопатка, грабельки), вода для поливки, «Апельсиновое дерево».

Подготовка раздаточного материала: половинки засушенной апельсиновой кожуры, подкладные доски, стеки, влажные тряпочки, пластилин, крышки от майонезных банок, трубочки из под сока, морские ракушки, камушки, поднос с осенними листочками (желтыми и красными), магнитные картинки с изображением овощей и фруктов.

Разучивание пальчиковой гимнастики: «Мы делили апельсин».

Подготовка угощения: банка апельсинового сока, стаканы и тарелочки по количеству детей, апельсиновый пирог, салфетки.

Цель:

Активизация познавательного интереса по предмету технология в процессе экспериментирования.

Задачи:

Повышение технологической культуры, расширение кругозора; закрепление знаний по предмету.

Развитие речи посредством тактильных ощущений; внимания; пытливости ума; логического мышления; сообразительности.

Воспитание любознательности, трудолюбия, целеустремленности, интереса к творчеству; чувства коллективизма, ответственности.

Учебные действия:

Регулятивные: принимают учебную задачу; ставят в сотрудничестве с учителем новые задачи; планируют алгоритм действий, осуществляют выбор эффективных путей и средств достижения целей; контролируют и оценивают свои действия по результату; вносят соответствующие коррективы в их выполнение.

Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, работают с ребусами: преобразовывают, анализируют, сопоставляют информацию.

Коммуникативные: слушают учителя и одноклассников; инициативно сотрудничают; отвечают на вопросы, делают выводы, владеют нормами и техникой общения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проводят самооценку своей деятельности (что получилось, что не получилось и почему, проявляют познавательный интерес и активность в данной области предметной технологической деятельности).

Планируемые образовательные результаты:

  • Личностные:

1. Формирование познавательных интересов и активности при изучении темы.

2. Развитие трудолюбия и ответственности.

  • Метапредметные:

1. Умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук.

2. Планирование процессов познавательно-трудовой деятельности.

3. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой.

4. Согласование совместной познавательно-трудовой деятельности.

  • Предметные:

а) в сфере познавательной деятельности:

1. Рациональное использование учебной и дополнительной информации.

2.Выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель.

б) в мотивационной сфере:

1. Оценивание своей способности и готовности к труду.

2. Осознание ответственности за качество результатов труда.

в)в трудовой сфере:

1. Планирование технологического процесса.

2. Контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок.

г) в физиолого-психологической сфере:

1. Сочетание образного и логического мышления в процессе деятельности.

д) в эстетической сфере:

1. Воспитание внимательности, аккуратности.

е) в коммуникативной сфере:

1. Формирование навыков работы в группе.

Ход урока.

  1. Организационная часть.

- Проверка готовности учащихся к уроку, подготовка рабочих мест.

- Проведение инструктажа по ТБ на уроке технологии.

  1. Вводная  часть.

Учитель:   Мы продолжаем работу с природным материалом. Наш урок посетил необычный гость. Кто это:

 «Этот милый, странный душка

 Безымянною игрушкой

 Был когда - то в магазине,

 Сказки ждал он на витрине.

 И дождался. Стал известным

 Своей сказкою чудесной.

 Ты меня, малыш, послушай,

 У него большие уши,

 Он коричневого цвета,

 Его любят все на свете,

 Знает каждая дворняжка

 Друга Гены - ..... (ЧЕБУРАШКУ)»

  1. Сообщение цели и задач урока.

Учитель: Чебурашка подготовил для вас  необычные задания. Сегодня вы совершите увлекательное путешествие в мир науки технологии,  где сможете  не только закрепить  свои  умения и навыки по предмету, но и узнать много нового и интересного. Заставить  потрудиться не только свои руки, но и ум. Вы будете учиться мыслить, творить, поддерживать друг друга в трудной ситуации. Убедитесь в  важности для вас науки технологии. Девиз нашего урока зашифрован на доске………Труд ученика – получение новых знаний.

(дети решают ребус).

Учитель: В конце путешествия за труд на уроке вас ждет вознаграждение.

  1. Игра: «Угадай предмет»

Учитель: Вы  узнаете, с каким природным материалом будете работать,если справитесь с первым заданием. Чебурашка прибыл к вам в ящике с незнакомым предметом. Он просит вас потрогать предмет руками и угадать, что это такое?

 (Дети поочередно подходят к ящику. На ощупь, просунув руки в отверстия, пытаются определить что лежит в коробке? Учитель с помощью вопросов добивается, чтобы они рассказали о своих ощущениях: какой формы предмет, теплый или холодный, большой или маленький, легкий или тяжелый, с гладкой или бугристой поверхностью.)

Учитель: Теперь ответьте на главный вопрос: «В ящике с чем приехал Чебурашка?»

(С апельсином.)

  1. Исследование апельсина.

Учитель: С первым заданием вы справились успешно! Продолжаем наше путешествие по увлекательному миру технологии. Чебурашка предлагает вам продолжить исследования и провести эксперимент. Сейчас мы попробуем  определить свойства апельсина. Чтобы усложнить задачу, я снова попрошу  закрыть глаза. Вам необходимо на ощупь определить тактильную доску, которая, по вашим ощущениям, похожа на кожуру апельсина.

(Дети ощупывают тактильные доски, описывают свои ощущения, сравнивают их и делают вывод: кожура апельсина не гладкая, не колючая, не пушистая, не липкая. Она немного неровная, шероховатая.)

Учитель: ( Показывает детям две банки из темного стекла с крышками, в которых проделаны дырки.) Перед вами две банки. В них что-то лежит. Ваша задача: по запаху определить, что это?

( Дети определяют, что в одной банке лук, а в другой дольки апельсина.)

Учитель: Какой вывод вы  сделали?

(Апельсин – фрукт. Лук - овощ. У лука очень резкий, а у апельсина приятный ароматный запах.)  

  1. Игра: «Сад- огород».

Учитель: Со вторым этапом вы  справились. Переходим к следующему заданию. Лук является одним из самых целебных овощей. Кто вспомнит народную пословицу о целебных свойствах лука? Что она обозначает?

(Лук - от семи недуг. Это значит, что он излечивает многие болезни.)

Учитель:  Овощи и фрукты богаты витаминами. Они необходимы нашему организму.  Какие еще фрукты и овощи вы знаете?  Где растут фрукты, а где овощи?

(Фрукты в саду. Овощи в огороде.)

Учитель: Чебурашка предлагает провести соревнование.  Вы должны быстро разделиться на две команды. Затем, безошибочно разместить овощи и фрукты в местах их произрастания на магнитной доске.

(Детям дается поднос с «осенними листьями» двух цветов.                                                                                           Каждый ребенок выбирает один лист. Далее учащиеся делятся на команды по цветовому признаку: красная и жёлтая. Команды соревнуются.)  

Учитель: (Подводит итоги соревнования.)

  1. Экспериментирование с апельсином.

Учитель: Чебурашка предлагает провести опыты, чтобы раскрыть секрет апельсина.  Перед вами  прозрачный сосуд с водой. Опустите в него апельсин и резиновый мячик.  Подумайте, утонут они или нет?

(Дети проводят опыт и делают вывод: апельсин  намного тяжелее мячика, но он нетонет.)

Учитель: Очистим плод апельсина от кожуры и опустим его в сосуд.

( Дети видят, что апельсин тут же опускается на дно.)

Учитель: Какой вывод вы сделали? В чем заключается секрет апельсина?

( Апельсину не дает утонуть его кожура.)

Учитель: Если вы не умеете плавать, вы надеваете спасательный круг или жилет, чтобы не утонуть. Кожура апельсина - его спасательный жилет. А для нас это еще и прекрасный материал для творчества.

  1. Самостоятельная трудовая деятельность в группах. Изготовление по образцу поделки « Морской кит».

Учитель: Из сухой апельсиновой кожуры получаются замечательные поделки. Чебурашка предлагает вам сделать « Морского кита».C:\Users\Администратор\Desktop\DSC_0038.jpg

(  Дети самостоятельно мастерят поделку из апельсиновой кожуры, пластилина и подручного материала: крышки от майонезных банок, трубочки от сока, морские ракушки, камушки.)

Учитель: Оцените свои изделия? Из них мы сделаем выставку.

C:\Users\Администратор\Desktop\DSC_0040.jpg

  1. Физкультминутка: « Мы делили апельсин».

(Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.)

Мы делили апельсин. (Дети показывают апельсин — пальцы полусогнуты, словно в руках мяч.)

 Много нас, а он один. (Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только большой палец каждой руки.)

 Эта долька — для ежа,

 Эта долька — для стрижа,

 Эта долька — для утят,

 Эта долька — для котят,

 Эта долька — для бобра. (Ладони сжаты в кулак. Начиная с большого пальца, дети начинают раскрывать кулаки, на каждую фразу по пальцу.)

 А для волка... кожура.

 Он сердит на нас — беда!

 Разбегайтесь кто куда. (Дети раскрывают и закрывают ладонь, сжимая пальцы в кулак на каждое слово последних двух фраз.)

  1. Логические цепочки.

Учитель: У Чебурашки есть для вас очень сложное задание. Но я верю, что  вы с ним справитесь.  Перед вами предметы, каждый из которых имеет определенную логическую связь с апельсином. Объясните какую?

 (Дети выбирают предмет и выстраивают логические цепочки)

  • Мяч – у апельсина круглая форма.
  • Яблоко – апельсин тоже фрукт.
  • Духи – апельсин имеет приятный запах.
  • Семена – апельсиновые деревья вырастают из семечек.
  • Коробочка с витаминами –  апельсины богаты витаминами.
  • Бархатная бумага – у апельсина шероховатая поверхность.
  • Желтая и красная краска – при смешивании получается оранжевый цвет.
  • Солнце – апельсин очень любит солнечный свет.
  • Компас – апельсин растет в теплых южных странах.
  • Земля – если посадить апельсиновые семена в землю, они прорастут.
  • Деревянный брусок – апельсины растут на дереве.

Учитель: Молодцы, ребята. Мы с чебурашкой очень рады, что вы успешно справились с таким сложным заданием.

  1. Игровой момент « Посадка апельсинового дерева».

Учитель: Апельсины действительно растут в теплых южных странах. Они богаты витаминами и полезны для нашего здоровья. Но вы можете попытаться вырастить апельсиновое дерево в домашних условиях. Чебурашка привез с собой спелые апельсиновые семечки. Посадите их в цветочный горшок с землей. Если вы проделаете все правильно, то у вас непременно вырастет апельсиновое деревце.

( Дети сажают семечки апельсина в цветочный горшок с землей, соблюдая при этом правила посадки, с учетом условий, необходимых для успешного  роста растений.)

  • Взрыхлить землю для посадки. ( Семенам необходим кислород.)
  • Посадить семечки в верхний слой земли. (Чтобы семена быстро проросли.)
  • Полить теплой водой. (Семенам нужна влага.)
  • Поставить в хорошо освещенном месте, у окна. (Растению необходим солнечный свет.)
  • Поставить в теплое место. (Растению необходимо тепло).

Учитель: Теперь вам остается ждать результатов своего труда.

(Дети уходят мыть руки. Учитель в это время «сажает» в горшок с семечками заранее подготовленное « апельсиновое дерево» с плодами.)

  1. Сюрпризный момент.

Учитель: Посмотрите,  какое чудесное апельсиновое дерево выросло у вас! Вы отлично потрудились и теперь сможете отведать вкусных ароматных апельсинов.

(Дети срывают апельсины с дерева).

C:\Users\Администратор\Desktop\1340152826_m-tree-00.jpg

  1. Подведение итога и анализ урока.

Учитель: На этом наше путешествие по увлекательному миру технологии подошло к концу. Достигли ли вы цели нашего урока? Вспомните, чем вы сегодня занимались? Какие впечатления  получили? Что нового и интересного узнали? Что больше всего запомнилось и понравилось вам на уроке?

(Дети делятся своими впечатлениями.)

  1. Вывод по уроку.

Учитель: Чебурашке пора  прощаться с нами. Он  благодарит вас за то, что вы хорошо потрудились. Как гласит народная пословица, ставшая девизом нашего урока: «По труду и награда!» Чебурашка угощает вас полезным апельсиновым соком и вкусным апельсиновым пирогом. Всем приятного аппетита и доброго здоровья!