Пояснительная записка технология 2 кл
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему

Усачева Юлия Юрьевна

Пояснительная записка технология 2 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_tehnologiya_2_kl.docx77.59 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Технология» для 2 класса на 2014-2015 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по технологии и авторской программы Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг, Н.В. Добромысловой, Н.В. Шипиловой «Технология. 1-4 классы».

Цели изучения предмета «Технология»:

  •  приобретение личного опыта как основы познания;
  •  приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
  •  формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Изучение предмета «Технология» направлено на решение следующих задач:

  •  духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
  •  формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами других народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позициям других;
  •  формирование целостной картины мира, материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;
  •  стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
  •  формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей, художественно-конструктивной деятельности человека;
  •  формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно- конструктивной деятельности;
  •  формирование знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
  •  формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план и применять его для решения учебной задачи), прогнозирование (предсказывание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию, оценку;
  •  овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера, поиска (проверки) необходимой информации в словарях и библиотеке.

Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на земле, в воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе в качестве особых элементов содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя - к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.

Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:

  •  знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
  •  овладение инвариантными составляющими (способами работы) технологических операций разметки, раскроя, сборки, отделки;

первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;

  •  знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
  •  изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);
  •  осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
  •  проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
  •  использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;
  •  знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
  •  изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека, созидателя материальных ценностей и творца среды обитания, в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».

В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Как работать с учебником

1

2

Человек и земля

20

3

Человек и вода

3

4

Человек и воздух

3

5

Человек и информация

3

6

Заключение

1

7

Резервные уроки

3

Итого

34

Содержание программы (34 часа)

Наименование разделов и тем / Всего часов

Часы

Содержание

программного

материала

Вид работы

Универсальные учебные действия

Как работать с учебником (1 час).

1

Введение. Материалы и инструменты.

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия

Анализировать и сравнивать учебник и рабочую тетрадь; использовать знаково-символические

Человек и земля (20 часов).

1

Земледелие.

Практическая работа. Выращивание

Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя.

4

Посуда. Проект

«Праздничный

стол».

Плетение, лепка. Папье-маше.

4

Народные

промыслы.

Аппликация, лепка.

3

Домашние животные и птицы. Проект «Деревенский двор».

Конструирование. Природный материал.

1

Новый год.

Аппликация из яичной скорлупы.

1

Строительство.

Полуобъёмная пластика.

3

В доме. Проект

«Убранство

избы».

Игрушки на основе помпона.

3

Народный

костюм.

Плетение, шитьё.

Человек и вода   (3 часа).

3

Рыболовство. Проект «Аквариум».

Изонить, природные материалы.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя.

Человек и воздух (3 часа).

1

Птица счастья.

Оригами.

Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя.

2

Использование

ветра.

Конструирование.

Человек и информация (3 часа).

1

Книгопечатание.

Изготовление книжки- ширмы.

Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

2

Поиск информации в Интернете.

Работа на компьютере.

Заключение (1 час). Заключение (1 час).

1

Подведение итогов за год.

Выставка изделий.

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с традициями своего народа и других народов России; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Резервные уроки (3 часа)

3

Итого:

34 ч

Сквозные виды работ

Наблюдения

Наблюдения за пластическими свойствами теста. Сравнение с пластилином.

Продольные и поперечные волокна бумаги.

Сравнение свойств бумаги и ткани (отношение к влаге, прочность).

Различные свойства бумаги и ткани, проявляющиеся при складывании.

Наблюдения за строением тканей саржевого и сатинового переплетений. Лицевая и изнаночная сторона ткани.

Сравнение швейных игл по внешнему виду.

Сравнение пуговиц по внешнему виду (форма, материал, из которого они сделаны).

Знакомство с некоторыми физическими свойствами технических моделей.

Беседы

Об истории возникновения аппликации, мозаики, лепки, разных видов плетения, оригами; о происхождении иглы, пуговицы, материалов; о народном искусстве, народных праздниках, обычаях.

Темы бесед зависят также от сюжетов, затрагиваемых на уроке: о доисторических животных, мифических существах и т.д.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

  • называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
  • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
  • анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;

организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

  • уважительно относиться к труду людей;
  • понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
  • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте;

демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

        

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративнохудожественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
  • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
  • применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла);
  • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
  • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративнохудожественной задачей.

Конструирование и моделирование

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

  • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
  • решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах на компьютере);
  • изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере).
  • соотносить объемные конструкции, основанные на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;
  • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.

Практика работы на компьютере

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

  • соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
  • использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
  • создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.

- пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.

Планируемые результаты изучения предмета.

Во втором классе продолжится формирование личностных результатов обучения: воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, системы норм и правил межличностного общения, обеспечивающих успешность совместной деятельности.

Метапредметными результатами изучения технологии во втором классе являются:

  •  овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности;
  •  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  •  формирование умения планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  •  использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  •  освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметными результатами изучения технологии во втором классе являются:

  •  доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда;
  •  приобретение навыков самообслуживания, овладения технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
  •  элементарные умения предметно-преобразовательной области;
  •  знания о различных профессиях и умение ориентироваться в мире профессий;
  •  элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.

Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения во втором классе. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умение владеть ими в курсе технологии является основным и базовым для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).

Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:

  •  чёткость, полнота и правильность ответа;
  •  соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;
  •  аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
  •  целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).

В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.

Текущий контроль проходит на этапе завершения работы над изделием. Отметка складывается из критериев: аккуратность выполнения работы; соблюдение технологии процесса изготовления изделия; качество. Отметка выставляется по пятибалльной шкале со второй четверти второго класса.

Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Технология» нет. Итоговая четверная отметка складывается из учёта текущих отметок. Годовая оценка выставляется с учётом четвертных. В конце года проходят выставки работ учащихся, где у второклассников появляется возможность посмотреть лучшие работы, оценить их достоинства и сделать выводы. В курсе «Технология» формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу.

Материально- техническое и  учебно-методическое обеспечение.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

  1.  Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 2 класс. - М.: Просвещение, 2012.
  2.  Технология. Электронное приложение к учебнику (СО). 2 класс. / Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. - М.: Просвещение, 2012.
  3.  Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Рабочая тетрадь. Технология. 2 класс. - М.: Просвещение, 2012.

Рекомендуем для использования учебно-методическую литературу:

  1.  Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология. Рабочие программы. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2012.
  2.  Шипилова Н.В., Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. - М.: Просвещение, 2012.
  3.  «Технология. Технологические карты» для 1 и 2 классов - на сайте издательства «Просвещение».
  4.  Уроки технологии с применением информационных технологий. 1-4 классы. Выпуск 2. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост. Е.Н. Тюшкина. - М.: Планета, 2011. - (Современная школа).
  5.  Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. - М.: Планета, 2012. - (Качество обучения).


Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Универсальные учебные действия

По пла-ну

По    факту

Как работать с учебником (1 час)

1

Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником.

Урок введения в новую тему.

Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.

Знание структуры учебника. Умение подбирать необходимые инструменты и материалы, необходимые для изготовления изделий.

Использовать знаковосимволические средства, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Земледелие (1 час)

2

Деятельность человека на земле.

Практическая работа «Выращивание лука».

Урок-практика.

Искать и анализировать информацию о земледелии. Составлять рассказ о профессиях на основе наблюдений и собственного опыта.

Знание понятия «земледелие», профессий: садовод, овощевод. Умение составить небольшой рассказ на основе своих наблюдений и опыта, применить на практике свои умения.

Строить речевое высказывание в устной форме, допускать возможность существования у людей различных точек зрения,в том числе не совпадающих с точкой зрения ученика, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Посуда (4 часа)

3

Виды посуды. Изделие «Корзина с цветами».

Урок изучения

нового

материала.

Сравнивать посуду по виду и материалу. Освоить приём наматывания, обмотки и переплетения ниток для изготовления изделий. Соблюдать правила безопасности.

Знание видов посуды и материалов, из которых ее делают; понятий «керамика», «глазурь». Умение применять технику плетения.

Исследовать доступные материалы: их виды, физические и технологические свойства.

4

Закрепление приёмов работы с пластилином. Изделие «Семейка грибов на поляне».

Урок закрепления и систематизации знаний.

Отличать съедобные грибы от несъедобных, плоды лесные и садовые. Составить план работы по слайдам. Работать с пластилином. Дополнить работу природным материалом.

Знание съедобных и несъедобных грибов, лесные и садовые плоды. Умение работать с пластилином, планировать свою работу.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

5

Знакомство с техникой изготовления изделий - тестопла- стикой. Изделие «Игрушка из теста».

Комбинированный урок.

Составлять рассказ о профессиях пекаря,кондитера на основе своих наблюдений и собственного опыта. Осваивать способ приготовления солёного теста и приёмы работы с ним. Сравнивать приёмы работы с тестом и пластилином.

Знание понятия «тестопластика». Умение сравнивать материалы и делать выводы, составлять небольшой рассказ на основе своих наблюдений, работать с пластичными материалами.

Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предполагаемых изделий.

6

Проект «Праздничный стол».

Урок-проект.

Изготовление изделий из материалов по выбору учащихся. Составить план работы. Работа в группах.

Знание свойств солёного теста, глины, пластилина. Умение пла- нировать свою работу, работать в группе.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Народные промыслы (4 часа)

7

Хохломская роспись как народный промысел, ее особенности. Изделие «Золотая хохлома».

Урок-

путешествие.

Освоить технику папье-маше, технологию создания хохломского растительного орнамента.

Знание понятий: «народноприкладное искусство», «орнамент». Умение работать с информацией, самостоятельно делать выводы о значении народных промыслов.

Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы,соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия в стиле хохломы.

8

Городецкая роспись как народный промысел, ее особенности. Изделие «Городецкая роспись».

Урок-

исследование.

Наблюдать и выделять особенности городецкой росписи: тематика, композиция, элементы (фигуры людей, животных, цветы). Сравнивать особенности хохломской и городецкой росписи. Выполнить аппликацию из бумаги.

Знание понятий: «имитация», «роспись», «подмалёвок». Умение работать с ножницами, соблюдая технику безопасности, организовать рабочее место, отвечать на вопросы учителя.

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Исследовать конструктивные особенности используемых инструментов.

9

Дымковская игрушка как народный промысел, ее особенности. Изделие «Дымковская игрушка».

Комбинированный урок.

Наблюдать и выделять особенности дымковской игрушки. Закрепить навыки работы с пластилином. Самостоятельно составить план работы по изготовлению изделия.

Знание особенностей видов народных промыслов. Умение отличать виды народных промыслов, работать с пластилином, самостоятельно составлять план работы по изготовлению изделия.

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям.

10

Выполнение деревенского пейзажа в технике рельефной картины. Изделие - пейзаж «Деревня».

Урок-проект.

Освоить технику изготовления рельефной картины с использованием пластилина. Использовать при создании эскиза художественные приёмы построения композиции.

Знание понятий «рельеф», «пейзаж». Умение работать с пластилином, организовывать рабочее место, самостоятельно составлять план работы по изготовлению изделия.

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

Домашние животные и птицы (3 часа)

11

Создание движущейся конструкции. Изделие «Лошадка».

Урок изучения

нового

материала.

Конструировать из бумаги движущуюся игрушку - лошадку. Закрепить навыки разметки деталей по шаблону, раскроя при помощи ножниц.

Знание понятия: «животновод», «коневод», «конюх». Умение пользоваться инструкциями, инструментами при работе над изделием.

Конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие инструменты и материалы.

12

Аппликация из природного материала. Изделие «Курочка из крупы».

Комбинированный урок.

Осваивать способы и приёмы работы с пшеном, фасолью, рисом и т.п., выполнять аппликацию в технике «мозаика». Экономно расходовать материалы при выполнении работы.

Знание понятий: «инкубатор», «калька», «курятник», «птичник», «птицефабрика». Умение использовать особенности материала для передачи цвета, объёма и фактуры реальных объектов.

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

13

Проект «Деревенский двор».

Урок-проект.

Изготовить объёмное изделие на основе развёртки. Распределить обязанности в группе. Выполнить изделие и оценить, используя заданные критерии.

Знание понятия «развёртка». Умение планировать свою работу, работать в группе.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Новый год (1 час)

14

Изготовление изделий из яичной скорлупы. Изделие «Новогодняя маска».

Урок-игра.

Закрепить навыки работы с яичной скорлупой. Узнать понятие «симметричные фигуры» и найти симметрию в своём изделии. Создать разные изделия, используя одну технологию, и сравнить их.

Знание понятия «симметрия фигур». Умение планировать свою работу, использовать элементы художественного творчества, оформлять изделие при помощи красок.

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Оценивать по заданным критериям.

Строительство (1 час)

15

Выполнение работы в технике полуобъёмной пластики. Изделие «Изба».

Урок изучения

нового

материала.

Осваивать новые понятия, находить их значение в словаре учебника и в других источниках. Составлять рассказ на основе иллюстраций. Выполнять раз- метку по шаблону. Оценивать качество выполнения работы.

Знание понятий: «венец», «наличник», «причелина». Умение ориентироваться в учебнике, искать информацию в дополнительной литературе, применять навыки организации рабочего места.

Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя изученную художественную технику.

В доме (3 часа)

16

Изготовление помпона и игрушки на основе помпона. Изделие «Домовой».

Комбинированный урок.

Осуществлять поиск информации и сравнивать традиции убранства жилищ, поверья, правила приёма гостей у разных народов России. Осваивать правила работы с циркулем.

Знание традиций народов России. Умение работать с циркулем, вырезать круги при помощи циркуля, соблюдать правила безопасности при работе с циркулем.

Конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий. Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Оценивать по заданным критериям.

17

Проект «Убранство избы». Изделие «Русская печь».

Урок-проект.

Анализировать иллюстрации учебника, сравнивать убранство русской избы с убранством жилища, традиционного для данного региона. Выполнить изделие из пластичных материалов.

Знание понятий «утварь», «лежанка», «устье», «шесток»; профессии - печник, истопник.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

18

Изготовление модели ковра. Изделие «Коврик».

Урок обобщения и систематизации знаний.

Наблюдать и анализировать структуру ткани, находить уток и основу, определять виды и способы переплетений. Осваивать новый вид работы - переплетение полос бумаги.

Знание понятий: «переплетение», «основа», «уток». Умение выполнять разметку деталей по линейке, раскрой деталей ножницами, выполнять разные виды переплетения бумаги, создавать узор по своему замыслу.

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

Народный костюм (3 часа)

19

Работа с нитками и картоном. Освоение приёма плетения в три нити. Изделие «Русская красавица».

Урок изучения

нового

материала.

Искать и отбирать информацию о народных костюмах, сравнивать и находить общее и различное в национальных костюмах. Исследовать виды тканей, свойства и состав тканей. Осваивать приёмы плетения косички в три нити. Выполнять аппликацию на основе материала учебника.

Знание понятий: «волокна», «виды волокон», «сутаж», «плетение». Умение анализировать детали праздничного женского головного убора и причёски,

 использовать приёмы работы с бумагой, раскроя деталей при помощи ножниц и применять правила безопасной работы с ними.

Конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий. Осуществлять информационный, практический  поиск и открытие нового знания. Оценивать по заданным критериям.

20

Технология выполнения строчки косых стежков. Изделие «Кошелёк».

Комбинированный урок.

Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их названия. Осваивать строчку косых стежков. Использовать правила работы с иглой. Выполнять разметку ткани по шаблону.

Знание правил рационального и безопасного использования инструментов и приспособлений. Умение пришивать пуговицы разными способами, контролировать и оценивать свою работу по заданным критериям.

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; использовать знаковосимволические средства.

21

Виды швов и стежков для вышивания. Изделие «Салфетка».

Урок обобщения изученного.

Осваивать технологию выполнения тамбурного шва, использовать пяльцы для вышивки. Использовать правила работы с иглой.

Знание правил рационального и безопасного использования инструментов и приспособлений. Умение пользоваться иголкой, соблюдая правила безопасности, выполнять швы.

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Оценивать по заданным критериям.

Человек и вода. Рыболовство (3 часа)

22

Изготовление изделия в технике - изонить. Изделие: композиция «Золотая рыбка».

Урок-сказка.

Объяснять значение воды для жизни на Земле. Освоить технику «изонить». Создавать изделия, украшенные в технике «изонить»: анализировать образец изделия, определять необходимые материалы и инструменты. Переносить рисунок орнамента с помощью копировальной бумаги.

Знание понятий: «изонить», «рыболовство». Умение использовать материалы учебника для открытия нового знания, составлять план изготовления изделия по слайдам, контролировать и корректировать свою работу.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,свойствах и связях; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы.

23

Проект «Аквариум». Изделие «Аквариум».

Урок-проект.

Составлять рассказ об аквариумных рыбках. Разделиться на группы, ставить цель, самостоятельно обсуждать план изготовления изделия. Составлять композицию из природного материала.

Знание понятия «аквариум». Умение работать в группе, придерживаться плана работы, осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата, проводить презентацию готового изделия.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов.

24

Полуобъёмная

аппликация.

Изделие

«Русалка».

Комбинированный урок.

Осваивать технику создания полуобъёмной аппликации. Анализировать образец, определять особенности соединения деталей в полуобъёмной аппликации.

Знание понятий: «русалка», «сирена». Умение выполнять полу- объёмную аппликацию, пользоваться правилами безопасности при работе с ножницами.

Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя изученную художественную технику.

Человек и воздух (3 часа)

25

Освоение техники оригами. Изделие «Птица счастья».

Урок-

путешествие.

Искать информацию о традициях использования символических птиц счастья в культуре разных народов. Осваивать способы работы с бумагой: сгибание, складывание. Осваивать приём складывания изделий техникой оригами.

Знание понятий: «оригами», «оберег». Умение пользоваться дополнительной литературой, выполнять изделия, соблюдая инструкции.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы.

26

Изготовление объёмной модели мельницы на основе развёртки. Изделие «Ветряная мельница».

Комбинированный урок.

Наблюдать за природными явлениями в воздушном пространстве. Проводить эксперимент по определению скорости и направления ветра. Анализировать готовую модель. Определять приёмы и способы изготовления.

Знание понятия «мельница», профессию - мельник. Умение составлять рассказ о способах использования ветра человеком, выбирать необходимые для изготовления ветряной мельницы материалы и инструменты.

Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя изученную художественную технику.

27

Изготовление изделия из фольги. Изделие «Флюгер».

Урок-

исследование.

Узнать назначение флюгера, конструктивные особенности и использование. Познакомиться с новым материалом - фольгой, с её свойствами и возможностью использования.

Знание понятия «флюгер». Умение применять свойства нового материала при изготовлении работы, самостоятельно выполнять раскрой и отделку изделия, делать выводы о значении использования силы ветра человеком.

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; использовать знаковосимволические средства.

Человек и информация (3 часа)

28

Книгопечатание. История книгопечатания. Изделие «Книжка-ширма».

Урок - виртуальная экскурсия.

Составлять рассказ об истории книгопечатания, о способах изготовлении книг. Делать выводы о значении книг. Использовать правила разметки деталей по линейке. Осваивать вклейку страницы в сгиб при помощи клапанов.

Знание понятий: «книгопечатание», «книжка-ширма». Умение выделять этапы работы над изделием и корректировать их, пользоваться правилами техники безопасности при работе с инструментами.

Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя изученную художественную технику.

29

Поиск информации в Интернете. Способы поиска информации.

Урок-практика.

Осваивать правила безопасного использования компьютера. Исследовать возможности Интернета. Находить информацию с помощью взрослого.

Знание понятий: «компьютер», «Интернет». Умение включать и выключать компьютер, входить в Интернет, формулировать запрос для поиска информации в сети.

Исследовать материальные и информационные объекты, наблюдать на экране компьютера образы информационных объектов различной природы (графика, тексты, видео, интерактивное видео)

30

Правила набора текста.

Урок-практика.

Осваивать правила набора текста. Создавать небольшой текст по заданию учителя. Использовать возможности Интернета для поиска информации по запросу.

Знание понятий: «компьютер», «Интернет», «набор текста». Умение пользоваться правилами клавиатурного письма, составлять небольшие тексты по заданию учителя.

Проектировать информационное изделие:создавать образ в соответствии с замыслом. Искать, отбирать и использовать необходимые составные элементы информационной продукции.

Заключение (1 час)

31

Подведение

итогов.

Урок-

обобщение.

Организовать и оформить выставку изделий. Презентовать работы. Оценивать выступления по заданным критериям.

Умение выделять достоинства и недостатки работ, оценивать выступления по заданным критериям.

Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

32-

34

Резерв

Примечание: резервные уроки строятся по усмотрению учителя (дополнения к урокам-проектам, подготовка поздравительных открыток к праздникам, оформление кабинета к праздникам, изготовление декораций к спектаклям и др.).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка. Технология 1 класс. ФГОС 2 поколения

Пояснительная  записка. Технология 1 класс. ФГОС 2 поколения...

Пояснительная записка. Технология 1 класс "Школа России"

В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по технологии для 1 класса по программе "Школа России"....

пояснительная записка-технология 3 класс

пояснительная записка-технология 3 класс...

пояснительная записка ТЕХНОЛОГИИ 1-4 классы Школа России ФГОС

Материал содержит пояснительную записку по технологии, преподаваемому в начальных классах по программе "Школа России", автор Роговцева Н.И. Соответствует Федеральным государственным образова...

Пояснительная записка (технология 1 класс) Н.М.Конышева УМК "Гармония"

Потребность общества в личности нового типа- творчески активной и свободно мыслящей- несомненно будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Ре...

Календарно - тематическое планирование + пояснительная записка (технология) УМК "Школа 2100" 1 класс

Календарно - тематическое планирование (технология) УМК "Школа 2100" 1 класс Учебник: Технология. («Прекрасное рядом с тобой») 1 класс (авторы Куревина О. А., Лутцева Е. А.) Пояснительная записка (...

Пояснительная записка Технология 1 класс

Пояснительная записка Технология 1 класс. Программа "Перспектива"...