Рабочая программа по технологии 4 класс
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по технологии, УМК Школа России под редакцией А.А. Плешакова («Технология», авторы: Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг)
XXI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают всё большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.
Успешность изучения курса технологии обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Нормативно-правовая основа реализации программы
Образовательная программа школы строится на основе важнейших положений:
Ø Закон РФ «Об образовании»;
Ø Конвенция о правах ребенка;
Ø Конституция РФ;
Ø Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
Ø Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования;
Ø Устав школы
Школа работает по программам, которые отвечают требованиям обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) образования и рассчитаны на количество часов, отводимых на изучение каждой образовательной области в инвариантной части базисного учебного плана образовательных учреждений.
Учебники, используемые в образовательном процессе, соответствуют утвержденному Министерством образования и науки РФ федеральному перечню учебников.
Календарно-тематические планы составлены согласно программам, в планы включены темы регионального компонента.
Вариативная часть учебного плана направлена на углубленное изучение отдельных предметов инвариантной части базисного учебного плана, организацию индивидуальных и групповых занятий с одаренными и слабоуспевающими учащимися, введение новых учебных предметов.
Учебно-методический комплект
Программа | Технология. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М.: «Просвещение», 2011. |
Учебник | Технология, авторы: Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг |
Дидактические средства для учащихся | Рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь «Технология. Человек, природа, техника». Авторы: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. |
Место курса «Технология» в учебном плане
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч — в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч — во 2—4 классах (34 учебные недели в каждом классе).
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социачьно-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
- внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку:
- умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
- первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места:
- первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
- творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Общая характеристика курса
Теоретической основой данной программы являются:
- системно-деятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.):
- теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности — понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
- знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
- овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
- знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
- знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы:
- учатся экономно расходовать материалы;
- осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
- учатся преимущественно конструкторской деятельности;
- знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
Межпредметные связи.
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Новизна программы.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
- Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
- уметь донести свою позицию до собеседника;
- уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках технология и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
В результате изучения блока «Общекультурные и общетрудовые
компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание»
Выпускник научится:
иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
уважительно относиться к труду людей;
понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
В результате изучения блока «Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты».
Выпускник научится:
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
В результате изучения блока «Конструирование и моделирование»
Выпускник научится
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться
соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
В результате изучения блока «Практика работы на компьютере»
Выпускник научится:
соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами ее получения, хранения, переработки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Название раздела | 1 класс кол-во часов | 2 класс | 3 класс кол-во часов | 4 класс кол-во часов | |
кол-во часов | ||||||
1 | Давайте познакомимся | 3 | 1 | 1 | 1 | |
2 | Человек и земля | 21 | 23 | 21 | 21 | |
3 | Человек и вода | 3 | 3 | 4 | 3 | |
4 | Человек и воздух | 3 | 3 | 3 | 3 | |
5 | Человек и информация | 3 | 4 | 5 | 6 | |
ИТОГО | 33 | 34 | 34 | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия этих народов.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.
Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.). отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
«Технология» 1 класс
Давайте познакомимся (3ч)
Как работать с учебником (1 ч)
Материалы и инструменты (1 ч)
Что такое технология (1 ч)
Человек и земля (21ч)
Природный материал (1 ч)
Пластилин (2 ч)
Растения (2 ч)
Проект «Осенний урожай»
Бумага (2 ч)
Насекомые (1 ч).
Дикие животные (1 ч)
Проект «Украшаем класс к Новому году»
Домашние животные (1 ч).
Такие разные дома (1 ч).
Посуда (2 ч).
Свет в доме (1 ч).
Мебель (1 ч).
Одежда, ткань, нитки (1 ч).
Учимся шить (3 ч).
Передвижение по земле (1 ч).
Человек и вода (3 ч).
Вода в жизни человека и растений (1 ч).
Питьевая вода (1ч).
Передвижение по воде (1 ч).
Проект «Речной флот».
Человек и воздух (3 ч).
Использование ветра (1 ч).
Полёты птиц (1 ч).
Полёты человека (1 ч).
Человек и информация (3 ч).
Способы общения (1 ч).
Важные телефонные номера. Правила движения (1 ч).
Компьютер (1 ч).
«Технология» 2 класс
Здравствуй , дорогой друг. Как работать с учебником (1 ч).
Человек и земля (23 ч).
Земледелие (1 ч).
Посуда (4 ч).
Проект «Праздничный стол»
Народные промыслы (5 ч).
Домашние животные и птицы (3 ч).
Проект «Деревенский двор».
Новый год (1 ч).
Строительство (1 ч).
В доме (4 ч).
Проект «Убранство избы».
Народный костюм (4 ч).
Человек и вода (3 ч).
Рыболовство (3 ч ).
Проект «Аквариум»
Человек и воздух (3 ч ).
Птица счастья (1 ч).
Использование ветра (2 ч).
Человек и информация (3 ч).
Книгопечатание (1 ч).
Поиск информации в Интернете (2 ч).
Заключительный урок (1 ч).
«Технология» 3 класс
Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником. Путешествуем по городу(1 ч).
Человек и земля (21 ч).
Архитектура (1 ч).
Городские постройки (1 ч).
Парк (1 ч).
Проект «Детская площадка « (2 ч).
Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани (2 ч).
Изготовление тканей (1 ч).
Вязание (1 ч).
Одежда для карнавала (1 ч).
Бисероплетение (1 ч).
Кафе (1 ч).
Фруктовый завтрак (1 ч).
Колпачок – цыпленок (1 ч).
Бутерброды (1 ч).
Салфетница (1 ч).
Магазин подарков (1 ч).
Золотистая соломка (1 ч).
Упаковка подарков (1 ч).
Автомастерская (1 ч).
Грузовик (1 ч).
Человек и вода (4 ч).
Мосты (1 ч).
Водный транспорт (1 ч).
Океанариум (1 ч).
Проект «Океанариум»
Фонтаны (1 ч).
Человек и воздух (3 ч ).
Зоопарк (1 ч).
Вертолётная площадка (1 ч).
Воздушный шар (1 ч).
Человек и информация (5 ч).
Переплётная мастерская (1 ч).
Почта (1 ч).
Кукольный театр (2 ч).
Афиша (1 ч).
«Технология» 4 класс
Как работать с учебником (1 ч).
Человек и земля (21 ч).
Вагоностроительный завод (2 ч).
Полезные ископаемые (2 ч).
Автомобильный завод (2 ч).
Монетный двор (2 ч).
Фаянсовый завод (2 ч).
Швейная фабрика (2 ч).
Обувное производство (2 ч).
Деревообрабатывающее производство (2 ч).
Кондитерская фабрика (2 ч).
Бытовая техника (2 ч).
Тепличное хозяйство (1 ч).
Человек и вода (3 ч).
Водоканал (1 ч).
Порт (1 ч).
Узелковое плетение (1 ч).
Человек и воздух (3 ч).
Самолётостроение. Ракетостроение (3 ч).
Человек и информация (6 ч).
Создание титульного листа (1 ч).
Работа с таблицами (1ч).
Создание содержания книги (1ч).
Переплётные работы (2ч).
Итоговый урок (1ч)
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Число | Примечание | |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||||
1. | Программа «Технология 1-4» Н.И.Роговцева, С.В. Анащенкова. | . | В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения; представлены содержание начального обучения технологии, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса | |
2. | Учебники 1.Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Учебник: 1 класс. 2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология: Учебник: 2 класс. 3. «Технология. 3 класс» (авт. Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова. Н.В. Добромыслова): 4. «Технология. 4 класс» (авт. Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова, Н.В. Шипилова, СВ. Анашенкова). Рабочие тетради 1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Рабочая тетрадь: 1 класс. 2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология: Рабочая тетрадь: 2 класс. 3. «Технология. Рабочая тетрадь. 3 класс» (авт. Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова. Н.В. Добромыслова): 4. «Технология. Рабочая тетрадь. 4 класс» (авт. Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова, Н.В. Шипилова, СВ. Анашенкова). Методические пособия для учителя: 1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В.,Добромыслова Н.В. Уроки технологии: 1 класс. 2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Уроки технологии: 2 класс. 3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В.,Добромыслова Н.В. Уроки технологии: 3 класс. 4. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Уроки технологии: 4 класс. | Д Д К К Д Д | В учебниках представлены практические задания, технологическая документация (технологическая карта, чертеж и др.), задания на самообслуживание, культурно – исторические справки, разнообразный иллюстративный материал. Многие задания включают ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства их достижения. Рабочие тетради состоят из заданий по темам и отдельно выполненных на плотной бумаге шаблонов. В пособия включены практические и тестовые задания, отдельные правила. Рабочие тетради имеют цветные иллюстрации. Методические пособия построены как поурочные разработки с детальным описанием хода урока и методик его реализации. Новый вид методического пособия. Представлено содержание работы учителя по темам с учетом целей, задач и планируемых результатов обучения (в соответствии с ФГОС начального образования). | |
Информационно-коммуникативные средства | ||||
3. | Мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету: Электронное приложение к учебнику «Технология»1 класс (Диск CD-ROM), авторы С.А. Володина, О. А. Петрова, М. О. Майсурадзе, В. А. Мотылева. | Д/П | Соответствует содержанию учебника. В пособии представлены слайдовые иллюстрации к вводным текстам тем, закадровые комментарии к ним, правила и технология работы с материалами, инструментами, видеозапись изготовления всех изделий с подробными комментариями учителей – методистов. Представленная видеозапись проектной деятельности учащихся также снабжена квалифицированными комментариями. | |
Технические средства обучения | ||||
4. | Аудио / видеомагнитофон, CD / DVD-проигрыватели Компьютер с программным обеспечением Телевизор Мультимедийный проектор Магнитная доска Экспозиционный экран Фотокамера цифровая Видеокамера цифровая со штативом Принтер лазерный ч/б | Д Д/Ф Д Д Д Д Д Д Д | Для фронтальной работы используется кабинет информатики №2 | |
Оборудование класса | ||||
5. | Ученические столы 2 местные с комплектом стульев Стол учительский с тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала. Магнитная доска. | К 1 Д Д Д Д | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
Тематическое планирование по технологии в 4 классе
(2ч.в неделю, 68 ч в год)
№ п/п | Кол-во час. | Дата | Тема урока | Основное содержание и понятия, изучаемые на уроке | Планируемые результаты (требования к усвоению учебного материала) | Виды деятельности на уроке | Оборудование (иллюстрации, таблицы, карты ит.п.) |
1-2 | 2 | Урок-экскурсия в парк. | Сбор и сортировка природного материала. | Закрепить знания о правилах сбора и сортировки прир. материала, воспитывать бережливость, любовь к природе. | Технический труд | Папки для природного материала | |
3-4 | 2 | объёмные игрушки. | Способы изготовления композиций с использованием пластилинового, клеевого соединения деталей. | Научить выполнять изгибание и консервацию деталей , повторить правила безопасной работы с режуще-колющими предметами, развивать творчество | Работа с природным материалом | Образцы изделия, природный материал, спички, вата, клей, пластилин, ножницы | |
5-6 | 2 | Объёмные игрушки из природного материала. | Изгибание и консервация деталей. Объёмные игрушки | Закрепить навык обработки и подготовки природного материала для работы, изгибание и консервация деталей. | Работа с природным материалом | Природный материал (шишки, веточки, листочки) | |
7-8 | 2 | Выпуклая аппликация из соломки «Бабочка». | Выпуклая аппликация из соломки | Научить правилам подбора соломинок по цвету, учить читать схему рисунка, закрепить навык наклеивания соломинок и изгиба высушенных деталей, развивать чувство формы, пространственного воображения, мышления. | Работа с природным материалом | Цветной картон, соломка, калька, клей ПВА, ножницы, карандаш | |
9-10 | 2 | Разметка по шаблону. Самостоятельное изготовление помпонов. | Игрушка из нескольких нитяных помпонов | Учить делать разметку по шаблону, самостоятельно изготовлять помпоны, наклеивать детали игрушки. | Работа с разными материалами | Шерстяные нитки, цветная бумага, клей ПВА, кольца для помпонов. | |
11-12 | 2 | Приёмы отделки изделия деталями. | Игрушка из нескольких помпонов | Закрепить умение делать помпоны, соединять их между собой с помощью ниток. | Работа с разными материалами | Шерстяные нитки, ножницы, игла | |
13-14 | 2 | Способ деления окружности на три части циркулем. | Изготовление ребристой упаковки «Секретик». | Учить разметке круга с помощью циркуля, разметке деталей по шаблону, собирать игрушку по схеме | Работа с разными материалами | 5 открыток, клей, карандаш, линейка, ножницы, фальцовка скрепки. | |
15-16 | 2 | Вписывание в круг равностороннего треугольника. | . Сборка изделия по схеме. Ребристая упаковка «Секретик». | Учить способу вписывания в круг треугольника, сборке деталей упаковки, развивать пространственное воображение, гибкость мышления. | Работа с разными материалами | Циркуль, линейка, карандаш, клей, скрепки, тесьма | |
17-18 | 2 | Разметка изделия по эскизу и шаблону. Тетрадка-малышка | Сшивание деталей в 3 прокола. | Научить размечать изделие по эскизу и шаблону, сшивать детали в 3 прокола нитками и скобами, развивать точность и скоординированность движений | Работа с бумагой | Лист цв.бумаги, писчая бумага, линейка, нитки, игла, шило,ножницы | |
19-20 | 2 | Блокнот для записей | Порядок разметки деталей блокнота по эскизу. | Закреплять способы разметки деталей по эскизу, скрепления деталей при помощи скобы | Картон, 5 листов в клетку, клей ПВА, ножницы, скрепки | ||
21-22 | 2 | Лягушонок-озорник | Приёмы разметки заготовок для конуса по шаблонам или циркулем. Способ соединения двух конусов. | Закрепить приёмы разметки по шаблону, соединения конусов, воспитывать аккуратность | Работа с бумагой | Цветная бумага, клей ПВА, ножницы, калька | |
23-24 | 2 | Приёмы изготовления многослойной заготовки для браслета | Соединение щелевым замком. Плетёный браслет | Учить приёмам изготовления многослойной заготовки, соединению деталей щелевым замком, развивать конструктивность мышления | Работа с бумагой | Цветная бумага, клей ПВА, линейка, карандаш, ножницы | |
25-26 | 2 | Складная звезда | Алгоритм складывания фигурки
| Закрепить приёмы складывания бумаги, развивать интерес и творчество | Работа с бумагой | Разноцветные квадратики, клей ПВА | |
27-28 | 2 | Золотая рыбка | Правила подгонки парных деталей при склеивании. | Повторить приёмы работы с бумагой и картоном, правила работы с клеем | Работа с бумагой | Картон, цв.бумага, ёлочный дождик, клей ПВА, ножницы | |
29-30 | 2 | Подвеска «Петрушка» из конусов | Способы разметки круга. Правила резания по кривой. Сборка объёмной подвески из конусов. | Учить способам разметки круга, приёмам соединения деталей, развивать интерес | Работа с бумагой | Цветная бумага, картон, 3 пуговицы, ёлочный дождь, клей, иголка | |
31-32 | 2 | Игольничек «Мышка» . | Приёмы разметки, резание и склеивание за кромки кожаных деталей. | Закрепить приёмы разметки, резания, склеивания деталей из кожи и ткани, воспитывать аккуратность, бережливость, творческий вкус. | Работа с тканью | Кусочек искусственной кожи, мягкая ткань, вата, конфетти, шнурок, клей ПВА, мел. | |
33-34 | 2 | Игольничек «Мышка» | Выполнение предусмотренных операций самостоятельно. Оформление изделия. | Закрепить приёмы разметки, резания, склеивания деталей из кожи и ткани, воспитывать аккуратность, бережливость, творческий вкус. | Работа с тканью | Кусочек искусственной кожи, мягкая ткань, вата, конфетти, шнурок, клей ПВА, мел | |
35-36 | 2 | Сувенир «Золотая рыбка» | Изготовление сувенира из ажурного нитяного кокона. Разновидности отделки коконов, приёмы уплотнения. | Учить приёмам работы с коконом, их отделкой, приёмами уплотнения | Работа с разными материалами | Клей, нитки, игла, карандаш, ножницы, надувной шарик | |
37-38 | 2 | Сувениры из кокона. | Соединение кокона. Отделывание изделия разным материалом. Сувениры | Учить приёмам работы с коконом, их отделкой, приёмами уплотнения | Работа с разными материалами | Клей, нитки, игла, карандаш, ножницы, надувной шарик | |
39-42 | 4 | Однослойная прихватка | Приёмы склеивания лоскутов полиэтиленом. Разметка деталей для прихватки на ткани по выкройке. | Повторить приёмы разметки деталей на ткани по выкройке, приёмы склеивания лоскутов ткани полиэтиленом, прививать эстетический вкус | Работа с тканью. | Ткань, обрезки ткани, тесьма, нитки, полиэтилен, мел, игла ножницы. | |
43-44 | 2 | Динамическая игрушка. Заяц-попрыгун | Принцип действия игрушек с подвижными частями | Познакомить с принципом действия игрушек с подвижными частями, с подвижным способом соединения контрогайкой, закрепить навык разметки на просвет. | Цветной картон, обрезки цветной бумаги, калька, карандаши | ||
45-48 | 4 | Папье-маше.. Расписное яйцо | Лепка пластилиновой основы для изделия. Нанесение слоёв бумаги на основу, грунтовка, зачистка изделия. Способы отделки изделия гуашевыми красками | Познакомить с технологией изготовления папье - маше ,способами отделки готовых изделий гуашевыми красками. | Работа с разными материалами | Пластилин, газета, клейстер, гуашь. | |
49-52 | 4 | Игрушка из поролона. | Знакомство с материалом, его свойствами | Познакомить с правильным названием материала и его свойствами, научить вырезать детали без разметки, сшивать и связывать, придавая новую форму | Работа с поролоном | Поролон, ножницы, нитки | |
53-56 | 4 | Изделия из искусственной кожи. Брелок для ключей | Приёмы обработки и склеивания искусственной кожи. | Познакомить с происхождением искусственной кожи, приёмами обработки и склеивания кожи. | Работа с разным материалом | Обрезки кожи, клей, ножницы, карандаш | |
57-58 | 2 | Ремонт одежды, штопка. | Правила выполнения штопки | Научить правилам выполнения штопки, учить правильно выбрать нужную иглу и нитки, воспитывать терпение, бережливость к вещам. | Изделие с дырой, игла, нитки, ножницы. | ||
59-60 | 2 | Выставка поделок | Мастер-класс | Закрепить полученные навыки | Работа с разным материалом | ||
61-62 | 2 | Итоговый урок | Мастер-класс | Закрепить полученные навыки | |||
63-68 | 8 | Резервные уроки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...