Рабочая программа по технологии 4 класс
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему
Программа разработана в соответствии с Федеральным базисным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования», с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
При изучении курса Технология на базовом уровне начинается изучение учебных модулей «Трудовое обучение» и «Информатика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка | 59.56 КБ |
Календарно-тематический план | 44.06 КБ |
Мониторинговая карта аспектного анализа урока | 23.07 КБ |
План-конспект урока | 14.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 410
«Рекомендовано» на заседании методического объединения учителей ______ Протокол № __ от «__» июнь 201___ года
Руководитель методического объединения: ____________ | «Согласовано»: Заместитель директора по УВР____________
от «__» августа 201__ года
| «Утверждаю» Директор ГБОУ лицея №410 _______________________ О.И. Ткачева от «__» августа 201__года
|
Рабочая программа
по технологии
для 4 А класса
2 часа в неделю (всего 68 часов)
Автор-составитель:
учитель Горяева Т.В.
2013 - 2014 уч. г
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа разработана в соответствии с Федеральным базисным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования», с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
При изучении курса Технология на базовом уровне начинается изучение учебных модулей «Трудовое обучение» и «Информатика»
Регламентирующие документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373
- «Оценочная политика лицея № 410», утверждена решением педагогического совета от 29 марта 2012 года.
- Учебный план ГБОУ лицея №410.
Модуль «Трудовое обучение»
Программа создана на основе примерной программы по технологии автора Т.М.Геронимус.
Теоретической основой данной программы являются:
- системно - деятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.);
- теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности — понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно нравственного и социального опыта.
Основные задачи курса:
- духовно нравственное развитие учащихся; освоение нравственно этического и социально исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
- знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
- овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
- знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
- знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
- учатся экономно расходовать материалы;
- учатся конструкторской деятельности;
- знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно - прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности. Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с
проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир». Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально эстетического, духовно нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета.
В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают всё большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой - либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий). Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
Изучение технологии на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Принципы отбора учебного материала:
- учет возрастных особенностей;
- органическое сочетание обучения и воспитания;
- усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей;
- практическая направленность преподавания.
Применяемые технологии:
организация самостоятельной работы, информационные технологии, интерактивные технологии,
творческая деятельность, организация группового взаимодействия, работа в парах, игровые технологии, оценка достижений, самоконтроль, самообразовательная деятельность.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, наглядный.
Формы обучения:
индивидуально – групповая, индивидуальная, групповая. Используемые технологии соответствуют психологическим особенностям учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу:
В результате изучения технологии ученик должен:
знать/понимать:
- роль трудовой деятельности в жизни человека;
- распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
- влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
- основные источники информации;
- правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами, бытовой техникой.
уметь:
- выполнять инструкции при решении учебных задач;
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
- создавать модели несложных объектов из деталей и различных материалов;
- осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и др.);
- соблюдения правил личной гигиены и безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;
- создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
- осуществления сотрудничества в процессе совместной работы.
Содержание тем учебного курса.
Работа с бумагой – 15 ч.
Переплетные работы.
Материалы, применяемые в переплетных работах: картон, бумага, марля, коленкор, ледерин.
Инструменты и приспособления: переплетный нож, шило, канцелярская игла, гладилка.
Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги и картона по рисунку, эскизу, словесному описанию.
Конструирование собственных моделей.
Разметка деталей, разверток, чертежно-измерительных инструментов только в миллиметрах. Понятие «масштаб»: М 1:1, М 1:2.
Деление окружности на 5, 10 равных частей без вычислений.
Обучающиеся должны знать:
- названия материалов используемых в переплётных работах;
- названия инструментов и приспособлений;
- свойства бумаги, правила работы с бумагой;
- понятие «масштаб».
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять переплётные работы;
- пользоваться переплётным ножом, шилом, канцелярской иглой, гладилкой;
- изготавливать плоские и объёмные изделия из бумаги и картона по рисунку, эскизу, чертежу, словесному описанию;
- конструировать собственные модели,
- производить разметку деталей, развёрток, чертёжно-измерительных инструментов;
- делить окружность на равные части без вычислений.
Работа с природными материалами – 4ч.
Экскурсия в парк за природными материалами.
Сортировка и закладка на хранение природного материала.
Технология художественной обработки различных материалов.
Выбор материалов по их свойствам.
Техника изготовление аппликаций из различных природных материалов.
Изготовление объемных изделий из различных природных материалов с использованием художественной обработки их по образцу, рисунку, словесному описанию.
Обучающиеся должны знать:
- роль трудовой деятельности в жизни человека;
- технологию обработки различных материалов;
- область применения и назначения инструментов;
- способы конструирования различных изделий.
Обучающиеся должны уметь:
- осуществлять сотрудничество в совместной работе;
- производить художественную обработку различных материалов;
- выполнять конструирование различных изделий;
- изготавливать изделия по образцу, рисунку, словесному описанию.
Работа с тканью – 6 ч.
Ткани, изготовляемые из синтетических волокон, их основные свойства, разные переплетения нитей в них.
Нити основы и уток.
Лицевая и изнаночные стороны ткани.
Виды стежков и швов: бархатный, подрубочный, петельный.
Виды мелкого ремонта одежды: зашивание распоровшегося шва, наложение заплаты, штопка, пришивание оторвавшейся пуговицы, кнопки, крючка, петли, вешалки, вдевание эластичной ленты - резинки.
Правила и приемы выполнения мелкого ремонта одежды.
Правила организации рабочего места.
Обучающиеся должны знать:
- виды, основные свойства и стороны ткани;
- виды стежков и швов;
- виды мелкого ремонта одежды;
- правила и приемы выполнения мелкого ремонта одежды.
Обучающиеся должны уметь:
- различать виды переплетения нитей и стороны ткани;
- выполнять разные стежки и швы;
- выполнять плоскостные и объемные изделия из текстильных материалов;
- производить мелкий ремонт одежды;
- соблюдать правила и приемы выполнения мелкого ремонта одежды.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 4 класса
- названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов (бумага, картон, глина, ткань и т.д.) и правила безопасности при работе с ручными инструментами;
- понятие «вышитый и тканый орнамент»; названия ниток, тканей, их назначение; особенности вышивки разных регионов России;
- решать художественно-творческие задачи при моделировании и конструировании изделий, пользоваться технологической картой, техническим рисунком, эскизом;
- знать способы и приёмы обработки бумаги, текстиля, природных материалов;
- знать виды природных материалов, используемых в плетении;
- экономно и рационально использовать материалы, оценивать качество работы с учётом технологических и эстетических требований к конкретному изделию;
- заниматься самостоятельным творчеством, проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей.
Тематическое планирование
34 часа из расчета 1час в неделю.
Раздел (тема) | Количество часов | |
1 | Работа с бумагой | 15 |
2 | Работа с природным материалом | 4 |
3 | Работа с тканью | 6 |
4 | Работа с бросовым материалом | 2 |
5 | Комплексные работы | 6 |
6 | Общественно-полезный труд | 1 |
Модуль «Информатика»
Программа создана на основе примерной программы по информатике авторы Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов
Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, моторики и т. п.
Особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТ-компетентности). Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных, то есть становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объем предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно велик (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому данный курс имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.
Общая характеристика курса
Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности. Под ИКТ-компетентностью подразумевается способность решать задачи, связанные с обработкой информации и коммуникацией (в частности, большинство задач, стоящих перед учащимся в школе) с адекватным применением массово распространенных ИКТ-инструментов и широко доступных информационных источников. ИКТ-компетентность позволяет человеку правильно строить свое поведение в информационной области: искать информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и передавать ее нужным образом. К ИКТ-компетентности относится умение пользоваться источниками информации – справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поездов, программой телевизионных передач и др. К ней же можно отнести и умение вести телефонный разговор, и умение смотреть (и не смотреть) телевизор, и умение записать свой адрес и вести записную книжку.
В соответствии с основной задачей изучения курса информатики в начальной школе формируется и содержание курса. В нем условно можно выделить следующие содержательные линии:
Основные информационные объекты и структуры. Вводимые понятия соответствуют основным математическим и информатическим понятиям, которые в свою очередь имеют метапредметный характер и находят свое отражение во всех учебных курсах. К числу таких понятий относятся: бусина (атомарный объект), цепочка (конечная последовательность), мешок (конечное мультимножество), дерево (ветвящаяся структура), таблица.
Основные информационные действия (в том числе логические) и процессы. Данные действия и процессы имеют метапредметный характер и выполняются детьми в разных учебных дисциплинах, а также при решении практических задач. К числу таких действий относятся: поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, поиск соответствия между объектами – соединение объектов в пары, группировка и упорядоченье объектов, выполнение инструкции (в том числе программы или алгоритма) и другие.
Основные информационные методы. Данные методы также имеют метапредметный характер и могут использоваться при решении любых задач, в особенности практических задач, встающих перед ребенком в повседневной жизни. К числу таких методов относятся: метод перебора (полного или систематического), метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и проч.
С учетом возрастных особенностей младших школьников, все понятия курса вводятся на наглядных и доступных детям графических и телесных примерах. Содержание всех понятий раскрывается в ходе решения ребенком большого числа задач. Учебные тексты не предназначены для заучивания, практическая деятельность с объектами всегда предшествует обобщению в виде словесных формулировок.
В основе программы курса информатики лежит системно -деятельностный подход, который реализуется с учетом специфики учебного предмета. Системно-деятельностный подход реализуется не только за счет подбора содержания образования, но и за счет определения наиболее оптимальных способов учебной деятельности. Наиболее продуктивными на уроках информатики оказываются два вида учебной деятельности: самостоятельная работа учащихся в рамках общих договоренностей (работа по правилам) и проектная деятельность. Формирование умения работать по правилам играет важную роль не только в обучении ребенка (особенно в обучении информатике), но и в его жизни. К этой сфере относятся: умение следовать правилам в повседневной жизни (правилам дорожного движения, режиму дня, расписанию уроков и т. д.), умение выполнять регламентированные учебные действия, лежащие в основе УУД, умение выполнять инструкции, в том числе формальные алгоритмы и программы на уроках информатики.
Кроме самостоятельной ценности работа по правилам позволяет реализовать на уроках информатики компетентный подход к обучению, который включает формирование высокой степени компетентности в рамках курса, достаточной для самостоятельной работы учащегося по решению задач. Компетентность учащегося в рамках курса достигается за счет явного введения общих договоренностей (правил игры) – всех понятий, возможных действий и ограничений. Самостоятельная работа учащихся с курсом позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося. При возникновении проблем в решении задачи учащийся результативно сотрудничает с учителем, обращаясь к нему за консультацией, вступая в равноправный диалог. Компетентность учащегося в рамках задачи позволяет ему высказывать свои идеи, предлагать новые способы решения задачи. В такое обсуждение часто включается весь класс.
Другой вид организации учебной деятельности, который подходит для урока информатики – проектная деятельность. Это деятельность (чаще групповая) ребят по решению практической информационной задачи. Выполнение проектов позволяет детям достичь значимых для них результатов, мотивируют приобретение новых знаний, развивают коммутативные и регулятивные умения и навыки.
Место курса в учебном плане
ИКТ-компетентность включает в себя целый комплекс различных знаний и умений. В частности, под ИКТ-квалификацией подразумевается умение адекватно применять массово распространенные ИКТ-инструменты и широко доступные информационные источники при решении основных задач, связанных с обработкой информации и коммуникацией. Освоение собственно технологий – то есть формирование ИКТ-квалификации учащегося, является частью образовательной цели формирования его ИКТ-компетентности, но не определяется и не исчерпывается ею. В начальной школе ИКТ-квалификация учащегося формируется практически во всех предметных областях. Роль курса информатики здесь – формирование базиса, теоретических и практических основ универсального учебного действий, связанных с ИКТ-квалификацией. Поэтому курс информатики в начальной школе можно изучать даже в том случае, если в школе нет компьютеров (и других средств ИКТ).
Так же частью ИКТ-компетентности является коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность включает в себя языковую компетентность, но не ограничивается ею. Внутри языковой компетентности выделяется и иноязычный компонент.
В понятие ИКТ-компетентности входят и другие составляющие. Например, логическая компетентность, которая относится в основном к процессу восприятия и анализа информации и знаково-символическая компетентность, которая относится к преобразованию информации и представлению ее в разных видах. Таким образом, ИКТ-компетентность, не может и не должна формироваться в рамках отдельного предмета, она должна формироваться интегративно, во всех предметных областях.
В соответствии с новым учебным планом начального образования курс информатики входит в предметную область «Технология».
Ценностные ориентиры содержания курса
Как говорилось выше, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, Это и задает основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высших ступенях (в том числе и обучения информатике в среднем и старшем звене), наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
- Основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.
- Основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приемами поиска, получения, представления информации. В понятие информационной грамотности в частности входит умение работать с информацией, представленной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность и представлять информацию в различных видах.
- Основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач.
- Основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приемом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приема и передачи информации.
Предметные результаты (4 класс)
В результате изучения курса информатики обучающиеся получат следующие знания и умения:
1. Правила игры.
Учащиеся должны знать:
- знать и понимать правила работы на обычном и на проектном уроке;
- иметь представление об условии задачи как системе ограничений;
- иметь представление о необходимости самостоятельной проверки правильности своего решения.
Учащиеся должны уметь:
- правильно работать с учебником (листами определений и задачами), тетрадью, а также с материалами к проектам;
2. Базисные объекты и их свойства
Учащиеся должны знать:
- иметь представление о свойствах базисных объектов.
Учащиеся должны уметь:
- искать одинаковые объекты, в том числе в большом массиве;
- строить совокупность заданной мощности, в которой все объекты разные (бусины, буквы, цифры и др.)
- правильно выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, пометь галочкой и пр.);
- проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для объектов совокупности (мощностью до 25 объектов).
Учащиеся имеют возможность научиться:
- проверять перебором одновременное выполнение 3—4 заданных условий для объектов совокупности (мощностью до 25 объектов).
3. Цепочка
Учащиеся должны знать:
- иметь представление о цепочке как о конечной последовательности элементов;
- знать все понятия, относящиеся к общему и частичному порядку объектов в цепочке;
- иметь представление о длине цепочки и о цепочке цепочек;
- иметь представление об индуктивном построении цепочки;
- иметь представление о процессе шифрования и дешифрования конечных цепочек небольшой длины (слов).
Учащиеся должны уметь:
- строить и достраивать цепочку по системе условий;
- проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности цепочек (мощностью до 8 цепочек).
- выделять одинаковые и разные цепочки из набора;
- выполнять операцию склеивания цепочек, строить и достраивать склеиваемые цепочки по заданному результату склеивания;
- оперировать порядковыми числительными, а также понятиями: последний, предпоследний, третий с конца и т. п., второй после, третий перед и т. п.
- оперировать понятиями: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже;
- оперировать понятиями: после каждой бусины, перед каждой бусиной;
- троить цепочки по индуктивному описанию;
- строить цепочку по мешку ее бусин и заданным свойствам;
- шифровать и дешифровать слова с опорой на таблицу шифрования.
Учащиеся имеют возможность научиться:
- одновременное выполнение 3–4 заданных условий для совокупности цепочек (мощностью проверять перебором до 10 цепочек).
4. Мешок
Учащиеся должны знать:
- иметь представление о мешке как неупорядоченной совокупности элементов;
- знать основные понятия, относящиеся к структуре мешка: есть в мешке, нет в мешке, есть три бусины, всего три бусины и пр.;
- иметь представление о мешке бусин цепочки;
- иметь представление о классификации объектов по 1–2 признакам.
Учащиеся должны уметь:
- организовывать полный перебор объектов (мешка);
- оперировать понятиями все / каждый, есть / нет / всего в мешке;
- строить и достраивать мешок по системе условий;
- проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности мешков (мощностью до 8 мешков).
- выделять из набора одинаковые и разные мешки;
- использовать и строить одномерные и двумерные таблицы для мешка;
- выполнять операцию склеивания двух мешков цепочек, строить и достраивать склеиваемые мешки цепочек по заданному результату склеивания;
- сортировать объекты по одному и двум признакам;
- строить мешок бусин цепочки.
Учащиеся имеют возможность научиться:
- проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных условий для совокупности мешков (мощностью до 10 мешков);
- выполнять операцию склеивания трёх и более мешков цепочек с помощью построения дерева.
5. Логические значения утверждений
Учащиеся должны знать и понимать:
- понимать различия логических значений утверждений: истинно, ложно, неизвестно.
Учащиеся должны уметь:
- определять значения истинности утверждений для данного объекта;
- выделять объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утверждений;
- строить объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утверждений;
- анализировать текст математического содержания (в том числе, использующий конструкции «каждый / все», «есть / нет / есть всего», «не»);
- анализировать с логической точки зрения учебные и иные тексты.
Учащиеся имеют возможность:
- получить представление о ситуациях, когда утверждение не имеет смысла для данного объекта.
6. Язык
Учащиеся должны знать и понимать:
- знать русские и латинские буквы и их русские названия;
- уверенно ориентироваться в русской алфавитной цепочке;
- иметь представление о слове как о цепочке букв;
- иметь представление об имени как о цепочке букв и цифр;
- иметь представление о знаках, используемых в русских текстах (знаки препинания и внутрисловные знаки);
- понимать правила лексикографического (словарного) порядка;
- иметь представление о толковании слова;
- иметь представление о лингвистических задачах.
Учащиеся должны уметь:
- правильно называть русские и латинские буквы в именах объектов;
- использовать имена для различных объектов;
- сортировать слова в словарном порядке;
- сопоставлять толкование слова со словарным, определять его истинность.
Учащиеся имеют возможность научиться:
- решать простые лингвистические задачи.
7. Алгоритмы. Исполнитель Робик
Учащиеся должны знать и понимать:
- знать команды Робика и понимать систему его ограничений;
- иметь представление о конструкции повторения;
- иметь представление о цепочке выполнения программы исполнителем Робик;
- иметь представление о дереве выполнения всех возможных программ для Робика.
Учащиеся должны уметь:
- планировать последовательность действий,
- выполнять инструкции длиной до 10 пунктов;
- последовательно выполнять указания инструкции, содержащейся в условии задачи (и не выделенные специально в тексте задания).
- выполнять простейшие линейные программы для Робика;
- строить / восстанавливать программу для Робика по результату ее выполнения;
- выполнять и строить программы для Робика с конструкцией повторения;
- строить цепочку выполнения программы Робиком;
- строить дерево выполнения всех возможных программ (длиной до 3 команд) для Робика.
Учащиеся имеют возможность научиться:
- восстанавливать программу для Робика с несколькими вхождениями конструкции повторения по результату ее выполнения.
8. Дерево
Учащиеся должны знать и понимать:
- иметь представление о дереве;
- понимать отличия дерева от цепочки и мешка;
- иметь представление о структуре дерева – его вершинах (в том числе корневых и листьях), уровнях, путях;
- знать алгоритм построения мешка всех путей дерева.
Учащиеся должны уметь:
- оперировать понятиями, относящимися к структуре дерева: предыдущая / следующие вершины, корневая вершина, лист дерева, уровень вершин дерева, путь дерева;
- строить небольшие деревья по инструкции и описанию;
- использовать деревья для классификации, выбора действия, описания родственных связей;
- строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей и дополнительным условиям;
- строить дерево перебора (дерево всех возможных вариантов) небольшого объёма;
- строить дерево вычисления арифметического выражения, в том числе со скобками; вычислять значение арифметического выражения при помощи дерева вычисления;
Учащиеся имеют возможность научиться:
- строить деревья для решения задач (например, по построению результата произведения трёх мешков цепочек);
9. Игры с полной информацией
Учащиеся должны знать и понимать:
- иметь представление об играх с полной информацией;
- знать примеры игр с полной информацией (знать правила этих игр);
- понимать и составлять описания правил игры;
- понимать правила построения дерева игры;
- знать определение выигрышной и проигрышной позиции;
- иметь представление о выигрышной стратегии.
Учащиеся должны уметь:
- оперировать понятиями, относящимися к описанию игр с полной информацией: правила игры, позиция игры (в том числе начальная и заключительная), ход игры;
- строить цепочку позиций партии для игры с полной информацией (крестики-нолики, сим, камешки, ползунок);
- играть в игры с полной информацией: камешки, крестики-нолики, сим, ползунок; соблюдать правила игры, понимать результат игры (кто победил);
- проводить мини-турниры по играм с полной информацией, заполнять таблицу турнира;
- строить дерево игры или фрагмент (ветку) из дерева игры для игр с небольшим числом вариантов позиций;
- описывать выигрышную стратегию для различных вариантов игры камешки.
10. Математическое представление информации
Учащиеся должны знать и понимать:
- иметь представление об одномерных и двумерных таблицах;
- иметь представление о столбчатых и круговых диаграммах .
Учащиеся должны уметь:
- устанавливать соответствие между различными представлениями (изображение, текст, таблица и диаграмма) числовой информации;
- читать и заполнять одномерные и двумерные таблицы;
- читать столбчатые диаграммы;
- достраивать столбчатую диаграмму при добавлении новых исходных данных;
- отвечать на простые вопросы по круговой диаграмме.
Учащиеся имеют возможность научиться:
- представлять полученную информацию с помощью таблиц, диаграмм и простых графиков;
- интерпретировать полученную информацию.
11. Решение практических задач
Учащиеся должны знать и понимать:
- иметь представление о сборе данных (о погоде), о различных способах представления информации о погоде (таблица, круговая и столбцовая диаграмма);
- иметь представление об алгоритме сортировки слиянием;
- иметь представление о разбиении задачи на подзадачи и возможности ее коллективного решения;
- иметь представление об использовании сводной таблицы для мешков для поиска двух одинаковых мешков;
- иметь представление об алгоритме сортировки слиянием;
- иметь представление о правилах поиска слова в словаре любого объема;
- иметь представление о правилах проведения и представлении результатов кругового и кубкового турниров;
Учащиеся должны уметь:
- подсчитывать буквы и знаки в русском тексте с использованием таблицы;
- искать слово в словаре любого объема;
- оформлять информацию о погоде в виде сводной таблицы;
- упорядочивать массив методом сортировки слиянием;
- использовать метод разбиения задачи на подзадачи в задаче на поиск одинаковых фигурок;
- использовать таблицу для мешка для поиска двух одинаковых мешков;
- заполнять таблицу кругового турнира;
- строить дерево кубкового турнира для числа участников, равного степени двойки: 2, 4, 8, 16, 32.
Учащиеся имеют возможность научиться:
- строить столбцовые диаграммы для температуры и круговые диаграммы для облачности и осадков;
- планировать и проводить сбор данных;
- строить дерево кубкового турнира для любого числа участников;
- строить выигрышную стратегию, используя дерево игры.
Содержание учебного предмета (4 класс)
Понятие о правилах игры.
Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов.
Базисные объекты и их свойства.
Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и различие, для каждого вида объектов: фигурок, букв и цифр, бусин). Сравнение фигурок наложением.
Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно, пометь галочкой.
Области.
Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки.
Цепочка.
Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки – понятия: следующий и предыдущий. Понятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке предметного счета. Понятия идет раньше, идет позже для объектов числового ряда.
Мешок.
Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Пустой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов по одному признаку. Одномерная таблица для мешка.
Основы логики высказываний.
Понятия все/каждый для элементов цепочки и мешка. Полный перебор элементов при поиске всех объектов, удовлетворяющих условию. Понятия есть/нет для элементов цепочки и мешка.
Основы теории алгоритмов.
Понятие инструкции и описания. Различия инструкции и описания. Выполнение простых инструкций. Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и по описанию.
Бескомпьютерный вариант изучения курса.
Дети работают только с бескомпьютерными материалами: учебником (листами определений и задачами), рабочей тетрадью и тетрадью проектов.
Для реализации программного содержания используются:
Информатика. 4 класс. Рабочая тетрадь. Часть 4 / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 3-е изд. – М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2013. – 48 с.: ил.
Коллекция цифровых образовательных ресурсов, размещенная на официальном сайте ГБОУ лицея №410
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Дата проведения урока | № урока с начала года | № урока по теме | Тема урока | Тип урока | Вид деятельности учащихся | Формы диагностики и контроля на уроке | |
По плану | По факту | ||||||
1 неделя обучения | 02.09.13 | 1 | 1 | Работа с природным материалом (4 ч) Экскурсия в парк за природными материалами. | Урок-экскурсия | Знать роль трудовой Уметь осуществлять | Текущий |
2 неделя обучения | 05.09.13 | 2 | 2 | Сортировка и закладка на хранение собранного материала | Комбинированный | Знать область применения и назначения инструментов, распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей), влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье. | Самостоятельная работа |
3 неделя обучения | 09.09.13 | 3 | 3 | Объемные игрушки из природных материалов. Райская птичка. | Комбинированный | Уметь организовывать и планировать собственную трудовую деятельность, выполнять инструкции. | Самостоятельная работа |
4 неделя обучения | 12.09.13 | 4 | 4 | Игрушки из нескольких помпонов. Сова. Совенок. | Комбинированный | Уметь соблюдать последова-тельность технологических операций при изготовлении и сборке материалов. | Самостоятельная работа |
5 неделя обучения | 16.09.13 | 5 | 1 | Работа с бумагой и картоном (4 ч) Ребристая упаковка для объемного подарка «Секретик» | Комбинированный | Знать свойства бумаги; правила работы с бумагой. Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу, выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам. | Самостоятельная работа |
6 неделя обучения | 19.09.13 | 6 | 2 | Блокнот для записей | Комбинированный | Знать свойства бумаги; правила работы с бумагой. Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу, выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам. | Самостоятельная работа |
7 неделя обучения | 26.09.13 | 7 | 3 | Тетрадка-малышка | Комбинированный | Знать свойства бумаги; правила работы с бумагой. Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу, выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам. | Самостоятельная работа |
8 неделя обучения | 10.10.13 | 8 | 4 | Тетрадка – малышка (Продолжение) | Коьбинированный | Знать свойства бумаги; правила работы с бумагой. Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу, выбирать материалы с учетом их свойств. | Самостоятельная работа |
9 неделя обучения | 14.10.13 | 9 | 1 | Работа с тканью (1 ч) Игольничек «Мышка» | Комбинированный | Уметь организовывать и планировать собственную трудовую деятельность; использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами. | Самостоятельная работа |
10 неделя обучения | 17.10.13 | 10 | 5 | Работа с бумагой и картоном (3 ч) Лягушонок-озорник из бумажных конусов | Комбинированный | Знать свойства бумаги; правила работы с бумагой. Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу, выбирать материалы с учетом их свойств. | Самостоятельная работа |
11 неделя обучения | 21.10.13 | 11 | 6 | Лягушонок-озорник из бумажных конусов (Продолжение) | Комбинированный | Знать свойства бумаги; правила работы с бумагой. Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу, выбирать материалы с учетом их свойств. | Самостоятельная работа |
12 неделя обучения | 28.10.13 | 12 | 7 | Шлем самурая, шлем викинга | Комбинированный | Знать правила работы с бумагой. Уметь изготавливать изделия по чертежу, выбирать материалы с учетом их свойств. | Самостоятельная работа |
13 неделя обучения | 14.11.13 | 13 | 1 | Работа с бросовым материалом (2 ч) Подсвечник из металлической банки | Комбинированный | Уметь выполнять изделие по образцу, соблюдать правила работы с режущими инструментами. | Самостоятельная работа |
14 неделя обучения | 18.11.13 | 14 | 2 | Подсвечник из металлической банки (Продолжение) | Комбинированный | Уметь выполнять изделие по образцу, соблюдать правила работы с режущими инструментами. | Самостоятельная работа |
15 неделя обучения | 21.11.13 | 15 | 8 | Работа с бумагой и картоном (6 ч) Фигурки из бумажных салфеток: «Лилия», «Шляпа кардинала», «Королевская мантия» | Комбинированный | Уметь соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделия; выполнять изделие по чертежам и схемам. | Самостоятельная работа |
16 неделя обучения | 02.12.13 | 16 | 9 | Плетеный браслет | Комбинированный | Знать свойства бумаги; правила работы с бумагой. Уметь выполнять изделие по рисунку и образцу; использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами. | Самостоятельная работа |
17 неделя обучения | 09.12.13 | 17 | 10 | Сумочка сюрпризная | Комбинированный | Знать свойства бумаги; правила работы с бумагой. Уметь выполнять изделие по рисунку и образцу; использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами. | Самостоятельная работа |
18 неделя обучения | 16.12.13 | 18 | 11 | Елочное украшение «Складная звезда» | Комбинированный | Знать свойства бумаги; правила работы с бумагой. Уметь выполнять изделие по рисунку и образцу; использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами. | Самостоятельная работа |
19 неделя обучения | 23.12.13 | 19 | 12 | Елочная подвеска «Золотая рыбка» | Комбинированный | Знать свойства бумаги; правила работы с бумагой. Уметь изготавливать изделие по схеме и чертежу; выполнять правила безопасности при работе с ножницами. | Самостоятельная работа |
20 неделя обучения | 13.01.14 | 20 | 13 | Подвеска из конусов «Петрушка» | Комбинированный | Знать свойства бумаги; правила работы с бумагой. Уметь изготавливать изделие по схеме и чертежу; выполнять правила безопасности при работе с ножницами. | Самостоятельная работа |
21 неделя обучения | 20.01.14 | 21 | 1 | Комплексные работы (2 ч) Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Снеговик» | Комбинированный | Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу | Самостоятельная работа |
22 неделя обучения | 27.01.14 | 22 | 2 | Детали карнавального костюма «Каменный цветок» | Комбинированный | Уметь выполнять объемные изделия из бумаги; использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами. | Самостоятельная работа |
23 неделя обучения | 03.02.14 | 23 | 2 | Работа с тканью (1 ч) Шапочка-игольница | Комбинированный | Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу. | Самостоятельная работа |
24 неделя обучения | 10.02.14 | 24 | 14 | Работа с бумагой и картоном (1 ч) Раскладной конверт | Комбинированный | Уметь использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами; выполнять изделие по схеме. | Самостоятельная работа |
25 неделя обучения | 17.02.14 | 25 | 3 | Работа с тканью (2 ч) Однослойная прихватка | Комбинированный | Уметь выполнять плоскостные и объемные изделия из текстильных материалов; использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами. | Самостоятельная работа |
26 неделя обучения | 06.03.14 | 26 | 4 | Браслет-булавочница | Комбинированный | Уметь выполнять плоскостные и объемные изделия из текстильных материалов; использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами. | Самостоятельная работа |
27 неделя обучения | 13.03.14 | 27 | 3 | Комплексные работы (4ч) Динамическая игрушка «Зайчик-прыгунчик» | Комбинированный | Уметь использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий. | Самостоятельная работа |
28 неделя обучения | 17.03.14 | 28 | 4 | Копилка из папье-маше на резиновой основе | Комбинированный | Знать технику папье-маше. Уметь осуществлять декоративное оформление и отделку изделий. | Самостоятельная работа |
29 неделя обучения | 07.04.14 | 29 | 5 | Конфетница из половинки нитяного ажурного кокона | Комбинированный | Знать правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами. | Самостоятельная работа |
30 неделя обучения | 14.04.14 | 30 | 6 | Игрушки из паролона. «Слоник» | Комбинированный | Уметь использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий. | Самостоятельная работа |
31 неделя обучения | 21.04.14 | 31 | 5 | Работа с тканью (1ч) Кармашек для мелочей «Слон» | Комбинированный | Уметь использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий. | Самостоятельная работа |
32 неделя обучения | 28.04.14 | 32 | 15 | Работа с бумагой и картоном (1 ч) Подвес для прищепок «Обязьянка» | Комбинированный | Знать свойства бумаги; правила работы с бумагой. Уметь выполнять изделие по рисунку и образцу; использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами. | Самостоятельная работа |
33 неделя обучения | 05.05.14 | 33 | 6 | Работа с тканью (1 ч) Отреставрированные изделия. Штопка. Заплатка | Комбинированный | Знать правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами. Уметь использовать умения для выполнения домашнего труда (мелкий ремонт одежды). | Самостоятельная работа |
34 неделя обучения | 12.05.14 | 34 | 1 | Общественно-полезный труд (1 ч) Подготовка экспонатов для выставки | Комбинированный | Знать правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами. Уметь работать в группе. | Самостоятельная работа |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Лист корректировки учебной программы.
№ урока | Тема урока | Причина корректировки | Способ корректировки |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ
Дата проведения урока | № урока с начала года | № урока по теме | Тема урока | Тип урока | Вид деятельности учащихся | Форма контроля | |
По плану | По факту | ||||||
1 неделя обучения | 1 | 1 | Правила игры. Цепочка позиций игры. | Изучение нового материала | Иметь представление о необходимости самостоятельной проверки правильности своего решения. Уметь правильно работать с учебником (листами определений и задачами), тетрадью. | ||
2 неделя обучения | 2 | 2 | Базисные объекты и их свойства. | Изучение нового материала | Уметь строить совокупность заданной мощности, в которой все объекты разные (бусины, буквы, цифры и др.) Правильно выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, пометь галочкой и пр.) | ||
3 неделя обучения | 3 | 3 | Цепочка. Склеивание цепочек. | Изучение нового материала | Уметь строить и достраивать цепочку по системе условий. Уметь выделять одинаковые и разные цепочки из набора. Уметь выполнять операцию склеивания цепочек, строить и достраивать склеиваемые цепочки по заданному результату склеивания. Определять истинность утверждений о цепочк. | ||
4 неделя обучения | 4 | 4 | Мешок. Цепочка мешков. Раскрытие цепочки мешков. | Комбинированный | Уметь строить и достраивать мешок по системе условий. Уметь выделять из набора одинаковые и разные мешки. Уметь использовать и строить одномерные и двумерные таблицы для мешка. Уметь выполнять операцию склеивания двух мешков цепочек | ||
5 неделя обучения | 5 | 5 | Логические значения утверждений. | Изучение нового материала | Понимать различия логических значений утверждений: истинно, ложно, неизвестно | ||
6 неделя обучения | 6 | 6 | Язык. Алфавитная цепочка. Слова. | Комбинированный | Правильно называть русские и латинские буквы в именах объектов. Использовать имена для различных объектов. Уметь сортировать слова в словарном порядке. Уметь сопоставлять толкование слова со словарным, определять его истинность. | ||
7 неделя обучения | 7 | 7 | Дерево. Все пути дерева. Исполнитель Робик. | Изучение нового материала | Уметь строить деревья по инструкции и описанию. Уметь использовать деревья для классификации, выбора действия, описания родственных связей. Уметь строить дерево перебора (дерево всех возможных вариантов) небольшого объёма. Уметь строить дерево выполнения всех возможных программ (длиной до 3 команд) для Робика. | ||
8 неделя обучения | 8 | 8 | Математическое представление информации. | Комбинированный | Уметь устанавливать соответствие между различными представлениями (изображение, текст, таблица и диаграмма) числовой информации. Читать и заполнять одномерные и двумерные таблицы. Читать столбчатые диаграммы. | ||
9 неделя обучения | 9 | 9 | Решение практических задач. | Решение задач | Иметь представление о разбиении задачи на подзадачи и возможности ее коллективного решения; | Текущий | |
10 неделя обучения | 10 | 10 | Игра «Крестики-нолики». Решение практических задач. | Изучение нового материала | Уметь работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач использовать групповое разделение труда. Давать описание правил игры «крестики-нолики». | ||
11 неделя обучения | 11 | 11 | Игры с полной информацией. | Изучение нового материала | Играть в игры с полной информацией. Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки – строить партию игры и цепочку позиции партии игры с полной информацией, представлять процесс проведения турнира в виде таблицы, заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места. | ||
12 неделя обучения | 12 | 12 | Игры с полной информацией. (Продолжение). | Повторение изученного материала | Текущий | ||
13 неделя обучения | 13 | 13 | Цепочка позиций. Решение практических задач. | Решение задач | Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках позиций. Определять истинность утверждений о цепочке позиций. | Текущий | |
14 неделя обучения | 14 | 14 | Игра «Камешки». Решение практических задач. | Изучение нового материала | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Давать описание правил игры с полной информацией на примере игр: камешки, ползунок, сим. Играть в игры с полной информацией. Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки – строить партию игры и цепочку позиции партии игры с полной информацией. | ||
15 неделя обучения | 15 | 15 | Игра «Ползунок». Решение практических задач. | Изучение нового материала | |||
16 неделя обучения | 16 | 16 | Игры с полной информацией. | Комбинированный | Текущий | ||
17 неделя обучения | 17 | 17 | Игра «Сим». Решение практических задач. | Решение задач | Текущий | ||
18 неделя обучения | 18 | 18 | Игры с полной информацией. | Повторение изученного материала | Текущий | ||
19 неделя обучения | 19 | 19 | Выигрышная стратегия. | Комбинированный | Исследовать позиции игры как выигрышные или проигрышные; строить выигрышную стратегию на примере игры в «Камешки»; анализировать различные партии игры. | ||
20 неделя обучения | 20 | 20 | Выигрышные и проигрышные позиции. | Изучение нового материала | |||
21 неделя обучения | 21 | 21 | Выигрышные стратегии в игре «Камешки». | Решение задач | Текущий | ||
22 неделя обучения | 22 | 22 | Дерево игры. Решение практических задач. | Изучение нового материала | Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс игры в виде дерева. Строить дерево игры и ветку из дерева игры. Строить выигрышную стратегию по дереву игры. | ||
23 неделя обучения | 23 | 23 | Исследование позиций на дереве игры. | Изучение нового материала | |||
24 неделя обучения | 24 | 24 | День здоровья. Проект «Наблюдение за погодой». | Групповая работа | Наблюдать и фиксировать величины – регистрировать различные параметры погоды в течение суток, в том числе в цифровой форме. Представлять информацию в виде таблиц и диаграмм. Уметь составлять текст в письменной форме, выступать с устным сообщением по итогам своей деятельности, в том числе с графическим сопровождением. | ||
25 неделя обучения | 25 | 25 | Решение необязательных и трудных задач. | Решение задач | Обрабатывать и анализировать информацию. Искать графическую и текстовую информацию в рамках одной задачи. Сопоставлять описание объекта и его изображение. | Текущий | |
26 неделя обучения | 26 | 26 | Дерево вычислений. Решение практических задач. | Изучение нового материала | Уметь строить дерево вычисления арифметического выражения, в том числе со скобкам. Уметь вычислять значение арифметического выражения при помощи дерева вычисления. | ||
27 неделя обучения | 27 | 27 | Робик. Цепочка выполнения программы. | Изучение нового материала | Уметь выполнять простейшие линейные программы для Робика. Уметь строить / восстанавливать программу для Робика по результату ее выполнения. Выполнять и строить программы для Робика с конструкцией повторения. | ||
28 неделя обучения | 28 | 28 | Дерево выполнения программ. | Изучение нового материала | Уметь представлять процесс вычисления примера в виде дерева – строить дерево вычисления выражения, строить выражение по дереву его вычисления; представлять процесс выполнения программы в виде цепочки – строить цепочку выполнения программы и программу по цепочке ее выполнения; представлять все варианты в виде дерева, в частности все варианты программ, которые можно выполнить из данной начальной позиции. | Текущий | |
29 неделя обучения | 29 | 29 | Дерево всех вариантов. | Изучение нового материала | |||
30 неделя обучения | 30 | 30 | Лингвистические задачи. | Комбинированный | Анализировать информацию о знаковом составе текста, относить текст к некоторому языку на основании его знакового состава. Строить знаково-символические модели языковых информационных процессов: представлять шифрование и расшифровку как процесс замены одной цепочки символов на другую по некоторому алгоритму. Шифровать и расшифровывать сообщения. | Текущий | |
31 неделя обучения | 31 | 31 | Шифрование. Решение практических задач. | Комбинированный | |||
32 неделя обучения | 32 | 32 | Проект «Турниры и соревнования» | Групповая работа | Заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места. | ||
33 неделя обучения | 33 | 33 | Решение необязательных и дополнительных задач. | Решение задач | Обрабатывать и анализировать информацию. Искать графическую и текстовую информацию в рамках одной задачи. Повторение пройденного материала. | Текущий | |
34 неделя обучения | 34 | 34 | Повторение изученного материала. | Решение задач | Итоговый |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Лист корректировки учебной программы.
№ урока | Тема урока | Причина корректировки | Способ корректировки |
34 | Повторение изученного материала | Программа выполнена за счет уплотнения (Праздничные дни) | Программа выполнена за счет уплотнения (Структурные элементы данных уроков были включены в урок 33) |
Предварительный просмотр:
Мониторинговая карта аспектного анализа урока
«Инновационные технологии обучения
как средство повышения качества образования школьников».
№ | ПАРАМЕТРЫ | КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ | ШКАЛА ОЦЕНКИ | БАЛЛЫ |
1. | Качество проектирования урока (план проведения) | Формулировка целей и задач урока Проектирование деятельности учащихся и учителя Ожидаемые результаты Прогнозирование возможных затруднений у обучаемых | 2 – 1 – 0 2 – 1 – 0 2 – 1 – 0 2 – 1 – 0 2 – качество проявлено полностью; 1 – качество проявлено частично; 1 – качество не проявлено. | |
Максимальное количество баллов --------- 8 | ||||
2. | Использование инновационных технологий или их элементов | Использование 6 или более методов (метод структурных схем, SWOT-анализ, метод 6 шляп, кейс-стади, игровое проектирование, тренинг Групповой коллаж, творческие мастерские, проблемные вопросы и ситуации, эвристическая беседа, дискусси, исследование, проектный метод, решение ситуационных задач, игровые технологии, другие педагогические технологии). Использование от 3 до 5 методов. Использован 1 метод. Инновационные технологии не использовались. | 3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов | |
Максимальное количество баллов ------------- 3 | ||||
3. | Использование современных ТСО | Эффективное использование ТСО (информационно-коммуникационные технологии, видео-,аудио-средства. мультимедийные средства). Эпизодическое, однократное использование ТСО ТСО не используется | 2 балла 1 балл 0 баллов | |
Максимальное количество баллов ---------- 2 | ||||
4. | Использование современной оценки знаний учащихся | Использование различных форм современной оценки знаний 2 балла (многобальные шкалы, накопительная система, взаимооценка, самооценка. оценка экспертов). Использование одной из форм оценки знаний учащихся. Использование традиционной системы оценки знаний. | 2 балла 1 балл 0 баллов | |
Максимальное количество баллов ---------- 2 | ||||
5. | Домашнее задание | Использование различных инновационных форм домашнего задания (дифференцированные, опережающие, практические, творческие, частично-поисковые). Использование отдельной формы инновационных видов домашнего задания. Использование традиционных форм домашней работы. | 2 балла 1 балл 0 баллов | |
Максимальное количество баллов ------------- 2 | ||||
6. | Формирование специальных и общеучебных умений и навыков | Специальные (предметные) Учебно-логические Учебно-управленческие Учебно-информационные Учебно-коммуникативные
| 2 – 1 – 0 2 – 1 – 0 2 – 1 – 0 2 – 1 – 0 2 – 1 - 0 2 – качество проявлено полностью; 1 – качество проявлено частично; 1 – качество не проявлено. | |
Максимальное количество баллов -------------- 10 | ||||
ИТОГО - 27 баллов |
Методика работы с оценочной картой.
- Против каждой строчки, где даны критерии оценки, прописывается соответствующий балл, исходя из приведенной выше шкалы оценивания.
- Баллы за каждый параметр суммируются (К1, К2, К3, К4, К5, К6).
- Сумма баллов делится на максимальное количество баллов – 27.
- Полученный результат умножаем на 100 для нахождения коэффициента эффективности урока.
Формула расчета коэффициента инновационности урока:
ЭУ= ((К1+ К2+ К3+ К4+ К5+ К6)/27)*100%
Уровень инновационности урока определяется исходя из следующей градации:
85 -100% - высокий уровень инновационности урока;
65-84% - выше среднего;
45-64% - средний уровень;
Менее 44% - ниже среднего.
Предварительный просмотр:
УРОК _________________ (предмет)
ТЕМА «____________________________________»
КЛАСС _______________
ВИД И ТИП УРОКА: _____________________________________________.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
ОБЩИЕ ЦЕЛИ УРОКА
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательная:
ЭТАП УРОКА | ЦЕЛИ ЭТАПА | СОДЕРЖАНИЕ | МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, ТЕХНОЛОГИИ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | РЕГЛАМЕНТ | ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ИТОГИ (ПОКАЗАТЕЛИ) | PS |
Организация начала занятия | |||||||
Проверка выполнения домашнего задания | |||||||
Подготовка к основному этапу занятия | |||||||
Усвоение и повторение новых знаний и способов действий | |||||||
Закрепление знаний и способов действий. Закрепление знаний и способов действий Обобщение и систематизация знаний | |||||||
Контроль и самопроверка знаний | |||||||
Подведение итогов занятия | |||||||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...