Рабочая программа по технологии 4 класс
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему

Клюева Надежда Юрьевна

Программа по системе "Школа России" соответствует ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya.docx78.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1»

Утверждаю

И.о. директора

МОУ «ЛСОШ№1»

Крепостина Н.В.

________________

     04. 09. 2014 г.

Рабочая программа

по технологии для 4 класса

на 2014-2015 уч. год

Учитель Клюева Н. Ю.

Лотошино 2014

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Технология» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2010 года), Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг, Н.В. Добромысловой, Н.В. Шипиловой «Технология. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Цели изучения предмета «Технология»:

  •  приобретение личного опыта как основы познания;
  •  приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
  •  формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Изучение предмета «Технология» направлено на решение следующих задач:

  •  формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
  • общее знакомство с искусством как результатом отражения социальноэстетического идеала человека в материальных образах;
  •  формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
  •  развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  •  формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
  • формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
  • ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности.

 Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на земле, в воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе в качестве особых элементов содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя - к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.

При выполнении практических работ учащиеся:

  •  знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
  •  овладевают инвариантными составляющими (способами работы) технологических операций разметки, раскроя, сборки, отделки;
  •  знакомятся с законами природы, на которые опирается человек при работе;
  •  знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
  •  осваивают проектную деятельность (определяют цели и задачи, распределяют участников для решения поставленных задач, составляют план, выбирают средства и способы деятельности, оценивают результаты, корректируют деятельность);
  •  используют в работе преимущественно конструкторскую деятельность;
  •  знакомятся с природой и использованием ее богатств человеком;
  •  учатся экономно расходовать материалы.

Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество.

Урок технологии обладает уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности: освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет школьникам получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром; воспитанию духовности способствует также активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера; ознакомление с народными ремёслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека, созидателя материальных ценностей и творца среды обитания, в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».

В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического духовно-нравственного, физического) в их единстве что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.

Описание места курса в учебном плане

Согласно учебному плану МОУ «ЛСОШ №1», на изучение технологии в четвёртом классе отводится 1 час в неделю, итого за год - 34 часа.

Планируемые результаты освоения программы

Освоение курса «Технология» в четвёртом классе обеспечивает достижение следующих личностных результатов:

  •  овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности;
  •  оценивание жизненных ситуаций (поступков, явлений, событий) с точки зрения собственных ощущений, соотношение их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивание (поступков) в предложенных ситуациях, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
  •  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  •  принятие других мнений и высказываний, уважительное отношение к ним;
  •  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Предметными результатами изучения технологии в четвёртом классе являются:

  •  простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
  •  моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям);
  •  решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение необходимой информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
  •  приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
  •  простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы);
  •  знания о различных профессиях и умение ориентироваться в мире профессий.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в четвёртом классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

  •  самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
  •  уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
  •  выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
  • осуществлять текущий (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
  •  в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
  •  искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
  •  добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
  •  перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
  •  делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
  •  преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
  •  Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  •  слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  •  уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
  •  уважительно относиться к позиции другого человека, пытаться договариваться.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Как работать с учебником

1 ч

2

Человек и земля

21 ч

3

Человек и вода

3 ч

4

Человек и воздух

3 ч

5

Человек и информация

6 ч

Итого

34 часа

Содержание программы (34 часа)

Наименование разделов и тем (Всего часов)

Часы

Содержание

программного

материала

Вид работы

Универсальные учебные действия

Как работать с учебником (1 час)

1

Как работать с учебником

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям

Анализировать и сравнивать учебник и рабочую тетрадь; использовать знаково-символические средства

Человек и земля (21 час)

2

Вагоностроительный завод

Конструирование из бумаги и картона модели вагона

Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы, соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия.

Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя

2

Полезные ископаемые

Конструирование модели буровой вышки из металлического конструктора. Изготовление малахитовой шкатулки из пластилина

2

Автомобильный завод

Конструирование КамАЗа и кузова автомобиля из металлического и пластмассового конструктора

2

Монетный двор

Изготовление медали из фольги

2

Фаянсовый

завод

Изготовление вазы из пластилина

2

Швейная

фабрика

Работа с тканью

2

Обувное

производство

Создание модели обуви из бумаги

2

Деревообрабатывающее

производство

Работа с древесиной

2

Кондитерская

фабрика

Приготовление пирожного «Картошка» и шоколадного печенья

2

Бытовая

техника

Сборка простой электрической цепи

1

Тепличное

хозяйство

Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой

Человек и вода

(3 часа).

1

Водоканал

Знакомство со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

1

Порт

Изготовление лестницы с использованием способов крепления морскими узлами

1

Узелковое

плетение

Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла

Человек и воздух (3 часа)

1

Самолётостроение. Ракетостроение

Изготовление модели самолёта из металлического конструктора

Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя изученную художественную технику

1

Ракета-

носитель

Изготовление модели самолёта из картона, бумаги

1

Летательный аппарат. Воздушный змей

Изготовление воздушного змея из картона, бумаги

Человек и информация (6 часов)

1

Создание титульного листа

Создание титульного листа в текстовом редакторе Microsoft Word

Планировать последовательность практических действий для реализации

замысла, поставленной задачи.

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Достаточной полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

1

Работа с таблицами

Создание таблицы в текстовом редакторе Microsoft Word

1

Создание содержания книги

Практическая работа на компьютере

2

Переплётные

работы

Изготовление переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу

1

Итоговый урок

Презентация своих работ


Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые предметные результаты освоения материала

Универсальные учебные действия

Как работать с учебником (1 час)

1

05.09

Как работать с учебником

Урок введения в новую тему

Планировать деятельность по выполнению изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Познакомиться с критериями оценки качества выполнения изделий для осуществления самоконтроля и самооценки.

Создавать условные обозначения производств (пиктограммы), наносить их на контурную карту России в рабочей тетради

Объяснять понятия: «технология», «материалы», «инструменты», «технологический процесс», «приёмы работы».

Обобщать знания о материалах и их свойствах, инструментах и правилах работы с ними

Использовать знаковосимволические средства, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Человек и земля (21 час)

2

12.09

Вагоностроительный завод.

Изделие «Ходовая часть тележки»

Урок изучения нового материала

Находить и отбирать информацию об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательности их сборки из текстов учебника и других источников. Выбирать информацию, необходимую для выполнения изделия, объяснять новые понятия. Овладевать основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи линейки и циркуля, раскрой деталей при помощи ножниц, соблюдать правила безопасного использования этих инструментов

Объяснять новые понятия: «машиностроение», «локомотив», «конструкция вагона», «цистерна», «рефрижератор», «хоппер-дозатор», «ходовая часть».

Работать с информацией об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания.С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

3

19.09

Вагоностроительный завод.

Изделие «Кузов вагона»

Комбиниро

ванный

урок

Создавать разные виды вагонов, используя объёмные геометрические тела (параллелепипед, цилиндр, конус). Выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделия

Объяснять понятия: «кузов вагона», «рама кузова». Осваивать технологию создания кузова вагона из подручных материалов

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Оценивать по заданным критериям

4

26.09

Полезные ископаемые.Изделие «Буровая вышка»

Урок изучения нового материала

Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей ископаемых посредством бурения и поиском полезных ископаемых, из материалов учебника и других источников. Находить и обозначать на карте России крупнейшие месторождения нефти и газа. Анализировать конструкцию реального объекта (буровой вышки) и определять основные элементы конструкции. Соотносить детали конструкции и способы соединения башни с деталями конструктора, выбирать необходимые для выполнения виды соединений (подвижное и неподвижное). Выбирать и заменять материалы и инструменты при изготовлении изделия. При- менять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности.

Составлять план изготовления изделия на основе слайдового плана, заполнять технологическую карту и соотносить её с рубрикой «Вопросы юного технолога»

Выбирать информацию, необходимую для изготовления изделия. Объяснять понятия: «полезные ископаемые», «месторождение», «нефтепровод», «тяга». Называть профессии: геолог, буровик. Применять при изготовлении изделия правила безопасного использования инструментов: отвёртки, гаечного ключа

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Проектировать изделие:создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его

5

03.10

Полезные ископаемые.

Изделие

«Малахитовая

шкатулка»

Комбиниро

ванный

урок

Находить и отбирать информацию о создании изделий из поделочных камней и технологии выполнения «русская мозаика» из текстов учебника и других источников. Овладевать технологией лепки слоями для создания имитации рисунка малахита. Смешивать пластилин разных оттенков для создания нового оттенка цвета. Использовать приёмы работы с пластилином. Выбирать и заменять материалы и инструменты при изготовлении изделия. Выполнять соединение деталей, подбирая цвет и рисунок малахитовых кусочков. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности

Выбирать информацию, необходимую для изготовления изделия. Определять способ создания изделий при помощи техники «русская мозаика». Объяснять понятия: «поделочные камни», «имитация», «мозаика», «русская мозаика». Называть профессию: мастер по камню

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

6

10.10

Автомобильный завод.

Изделия: «КамАЗ», «Кузов грузовика»

Комбиниро

ванный

урок

Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности, имитировать технологию конвейерной сборки изделия. Составлять план изготовления изделия с технологическим процессом сборки автомобиля на конвейере и слайдовым планом, заполнять технологическую карту. Соблюдать правила безопасного использования инструментов (отвёртки, гаечного ключа). Соотносить детали конструкции и способы соединения башни с деталями конструктора, выбирать необходимые для выполнения виды соединений (подвижное или неподвижное), пользоваться гаечным ключом и отвёрткой

Анализировать структуру технологической карты, сопоставлять технологическую карту с планом изготовления изделия, алгоритмом построения деятельности в проекте. Изготавливать модель автомобиля. Применять при изготовлении изделия правила безопасного использования отвёртки и гаечного ключа

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ

7

17.10

Автомобильный завод.

Изделия: «КамАЗ», «Кузов грузовика»

Урок-

практика

Соотносить детали конструкции и способы соединения башни с деталями конструктора, выбирать необходимые для выполнения виды соединений(подвижное или неподвижное), пользоваться гаечным ключом и отвёрткой. Контролировать последовательность и качество изготовления изделия

Работать с металлическим и пластмассовым конструкторами. Сопоставлять технологическую карту с алгоритмом построения деятельности в проекте

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата

8

24.10

Монетный

двор.

Изделия:

«Стороны

медали»,

«Медаль»

Комбиниро

ванный

урок

Выполнять эскиз сторон медали на основе образца, приведённого в учебнике, переносить эскиз на фольгу при помощи кальки. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, заполнять с помощью учителя технологическую карту и соотносить её с рубрикой «Вопросы юного технолога». Соблюдать правила безопасного использования инструментов

Работать с металлизированной бумагой - фольгой. Осваивать правила тиснения фольги. Соединять детали изделия при помощи пластилина

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

9

31.10

Монетный

двор.

Изделия:

«Стороны

медали»,

«Медаль»

Урок-

практика

Выполнять эскиз сторон медали на основе образца, приведённого в учебнике, переносить эскиз на фольгу при помощи кальки. Осваивать правила тиснения фольги. Соединять детали изделия при помощи пластилина

Сопоставлять технологическую карту с алгоритмом построения деятельности в проекте

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов

10

14.11

Фаянсовый

завод.

Изделия: «Основа для вазы», «Ваза»

Комбиниро

ванный

урок

Анализировать технологию изготовления фаянсовых изделий и определять технологические этапы, которые возможно выполнить в классе. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности, соотносить их с технологией создания изделий из фаянса. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового планов, заполнять технологическую карту с помощью учителя. Соблюдать правила безопасного использования инструментов

Выполнять эскиз декора вазы. Использовать приёмы и способы работы с пластичными материалами для создания и декорирования вазы по собственному эскизу

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата

11

21.11

Фаянсовый завод. Изделия: «Основа для вазы», «Ваза».

Тест «Как создаётся фаянс»

Комбиниро

ванный

урок

Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации используя таблицу размеров, свой размер одежды. Выделять и сравнивать виды одежды по их назначению. Анализировать технологию изготовления одежды, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе

Проводить оценку этапов работы и контролировать качество изготовления изделия. Проводить презентацию групповой работы утюжильщик. Сопоставлять технологическую карту с алгоритмом построения деятельности в проекте

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям. Презентовать изделие

12

28.11

Швейная

фабрика.

Изделие

«Прихватка»

Комбиниро

ванный

урок

Определять размеры деталей по слайдовому плану и вычерчивать лекало при помощи циркуля. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. Соблюдать правила работы иглой, ножницами, циркулем. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового планов, самостоятельно заполнять технологическую карту

Применять умения работать с ножницами, иглой, циркулем. Использовать для соединения деталей строчку прямых стежков, косых стежков, петельных стежков

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата

13

05.12

Швейная

фабрика.

Изделия:

«Новогодняя

игрушка»,

«Птичка»

Комбиниро

ванный

урок

Находить и отбирать информацию о видах изделий, производимых на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Выделять общие этапы технологии их производства. Использовать материал учебника для знакомства с технологическим процессом изготовления мягкой игрушки. Анализировать технологию изготовления, определять технологические этапы, которые можно выполнить самостоятельно, материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделия. Определять размеры деталей по слайдовому плану и вычерчивать лекало при помощи циркуля

Применять умения работать с ножницами, иглой, циркулем. Использовать для соединения деталей строчку прямых стежков, косых стежков, петельных стежков

Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы, соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов

14

12.12

Обувное

производство.

Изделие «Модель детской летней обуви»

Урок-

практика

Определять размеры деталей по плану и переносить размеры на бумагу. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. Использовать при изготовлении изделия навыки работы с бумагой. Соблюдать правила работы с ножницами и клеем

Сопоставлять технологическую карту с алгоритмом построения деятельности в проекте. Создавать модель обуви из бумаги

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов

15

19.12

Обувное

производство.

Изделие «Модель детской летней обуви»

Комбиниро

ванный

урок

Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации

Проводить оценку этапов работы и контролировать качество изготовления изделия. Проводить презентацию работы

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям. Презентовать изделие

16

26.12

Деревообра

батывающее

производствоИзделия: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений»

Урок развития умений и навыков

Анализировать последовательность изготовления изделий из древесины, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе. Осваивать правила работы столярным ножом и использовать их при подготовке деталей. Соблюдать правила безопасности работы ножом. Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия с помощью клея. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового планов, заполнять технологическую карту с помощью учителя, соотносить её с последовательностью изготовления изделий из древесины

Понимать значение древесины для производства и жизни человека. Называть правила безопасности работы столярным ножом. Применять правила обработки рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия с помощью клея

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата

17

16.01

Деревообра

батывающее

производство.Изделия: «Технический рисунок лесенки- опоры для растений», «Лесенка-опора для растений»

Урок-

практика

Соотносить размеры лесенки-опоры с размером растения и корректировать размеры лесенки-опоры при необходимости. Декорировать изделие по собственному замыслу, использовать различные материалы. Помогать участникам группы при изготовлении изделия

Называть правила безопасности работы столярным ножом. Изготавливать изделие из реек. Декорировать изделие

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

18

23.01

Кондитерская

фабрика.

Изделие

«Пирожное

«Картошка»

Урок-

практика

Анализировать рецепт пирожного «Картошка», заполнять технологическую карту с помощью учителя. Определять необходимые для приготовления блюд инвентарь, принадлежности и кухонную посуду. Составлять план приготовления блюда, распределять обязанности. Соблюдать правила гигиены, правила приготовления блюд и правила пользования газовой плитой

Приготовлять пирожное «Картошка». Применять правила поведения при приготовлении пищи, правила пользования газовой плитой

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

19

30.01

Кондитерская

фабрика.

Практическая

работа

«Тест

«Кондитерское

изделие»

Комбиниро

ванный

урок

Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации

Проводить оценку этапов работы и контролировать качество изготовления изделия. Проводить презентацию групповой работы

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям. Презентовать изделие

20

06.02

Бытовая

техника.

Изделия:

«Настольная

лампа»,

«Абажур.

Сборка

настольной

лампы»

Урок формирования умений и навыков

Собирать модель лампы на основе простой электрической цепи. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового планов, заполнять технологическую карту с помощью учителя. Изготавливать абажур для настольной лампы в технике «витраж». Использовать правила выполнения имитации витража для самостоятельного составления плана выполнения работы и заполнения технологической карты. Выполнять разметку изделия при помощи линейки, раскрой при помощи ножниц и ножа. Использовать при изготовлении, изделия навыки работы с бумагой

Называть правила эксплуатации бытовой техники, правила работы с электричеством. Объяснять действие простой электрической цепи. Осваивать работу с батарейкой. Называть правила работы ножницами, ножом и клеем. Осваивать приёмы работы в технике «витраж»

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата

21

13.02

Бытовая

техника.

Практическая работа «Тест: Правила эксплуатации электронагревательных приборов»

Комбиниро

ванный

урок

Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации

Проводить оценку этапов работы и контролировать качество изготовления изделия. Проводить презентацию групповой работы

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям. Презентовать изделие

22

20.02

Тепличное

хозяйство.

Изделие «Цветы для школьной клумбы»

Урок изучения нового материала

Использовать текст учебника для определения технологии выращивания растений в теплицах и профессиональной деятельности человека по уходу за растениями в теплицах. Анализировать информацию на пакетике с семенами, выделять информацию, характеризующую семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологию их выращивания (агротехника: время и способ посадки, высадка растений в грунт), определять срок годности семян. Соотносить информацию о семенах и условиях их выращивания с текстовым и слайдовым планами в учебнике, заполнять технологическую карту с помощью учителя

Объяснять понятия: «теплица», «тепличное хозяйство», «микроклимат», «рассада», «агротехника». Называть профессии: агроном, овощевод.

Рассказывать о технологии выращивания растений в теплицах и профессиональной деятельности человека по уходу за растениями в теплицах. Понимать значение теплиц для жизнедеятельности человека

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Человек и вода (3 часа)

23

27.02

Водоканал.

Изделие «Фильтр для очистки воды»

Урок изучения нового материала

Использовать иллюстрацию учебника для составления рассказа о системе водоснабжения города и значении очистки воды для жизнедеятельности человека. Делать выводы о необходимости экономного расходования воды. Осваивать способ очистки воды в бытовых условиях. На основе слайдового и текстового планов заполнять технологическую карту и изготавливать фильтр

Объяснять понятия: «водоканал», «струемер», «фильтрация», «ультрафиолетовые лучи». Рассказывать о значении воды в жизни человека и растений. Понимать важность экономного расходования воды

Осуществлять информационно-

практический поиск и открытие нов0го знания. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданными и условиями коммуникации

24

06.03

Порт. Изделие «Канатная лестница». Практическая работа «Технический рисунок канатной лестницы»

Комбинированный

урок

Определять размеры деталей изделия по слайдовому плану и самостоятельно их размечать. Соединять детали лестницы, самостоятельно оформлять изделие. Использовать морские узлы для крепления ступенек канатной лестницы. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации

Понимать важность узлов для крепления грузов. Изготавливать лестницу с использованием способов крепления морскими узлами

Проектировать изделие

создавать образ в соответствии Л замыслом и реализовывать его.

Осуществлять самоконтроль и корректировку кода работы и конечного результата

25

13.03

Узелковое

плетение. Изделие

«Браслет»

Урок изучения нового материала

Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников об истории развития узелкового плетения и макраме, материалах, используемых для техники макраме. Сравнивать способы вязания морских узлов и узлов в технике макраме. Составлять план изготовления изделия и соотносить его с текстовым и слайдовым планами. С помощью учителя заполнять технологическую карту. Определять размеры деталей изделия, закреплять нити для начала вязания изделия в технике макраме

Объяснять понятие: «макраме». Осваивать приёмы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приёмы крепления нити при начале выполнения работы.

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Человек и воздух (3 часа)

26

20.03

Самолётостроение. РакетостроениеИзделие

«Самолёт»

Урок изучения нового материала

Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников об истории развития самолётостроения, о видах и назначении самолётов. Находить и отмечать на карте России города, в которых расположены крупнейшие заводы, производящие самолёты. Сравнивать различные виды летательных аппаратов (ракета и самолёт) на основе иллюстраций учебника. Осуществлять поиск информации о профессиях создателей летательных аппаратов. На основе слайдов определять последовательность сборки модели самолёта из конструктора, количество и виды деталей, необходимых для изготовления изделия, а также виды соединений

Объяснять понятия: «самолёт», «картограф», «космическая ракета», «искусственный спутник Земли», «ракета», «многоступенчатая баллистическая ракета». Называть профессии: лётчик, космонавт. Объяснять конструктивные особенности самолётов, их назначение в области использования различных видов летательных аппаратов

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

27

03.04

Ракета-

носитель. Изделие

«Ракета-

носитель»

Урок развития умений и навыков

Осмысливать конструкцию ракеты, строить модель ракеты. Анализировать слайдовый план и на его основе самостоятельно заполнять технологическую карту. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия по чертежу. Трансформировать лист бумаги в объёмные геометрические тела — конус, цилиндр

Закреплять основные знания о самолётостроении, о конструкции самолёта и ракеты. Использовать знания о бумаге: её свойствах, видах, истории

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи

28

10.04

Летательный аппарат. Воздушный змей.

Изделие

«Воздушный

змей»

Урок развития умений и навыков

Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев. Осваивать правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием. На основе слайдового плана определять последовательность выполнения работы, материалы и инструменты, необходимые для её выполнения, и виды соединения деталей. Заполнять технологическую карту

Объяснять понятия: «каркас», «уздечка», «леер», «хвост», «полотно», «стабилизатор». Объяснять конструктивные особенности воздушных змеев, используя текст учебника

Моделировать изделие, выделять его существенные характеристики. Достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Человек и информация (6 часов)

29

17.04

Создание

титульного

листа.

Изделие «Титульный лист»

Урок изучения нового материала

Находить и называть, используя текст учебника и иллюстративный материал, основные элементы книги, объяснять их назначение. Находить информацию об издательстве, выпустившем книгу, и специалистах, участвующих в процессе её создания. Определять, какие элементы книги необходимы для создания книги «Дневник путешественника». Распределять обязанности при выполнении групповой работы в соответствии с собственными возможностями и интересами, соотносить их с интересами группы. Находить и определять особенности оформления титульного листа. Использовать в практической работе знания о текстовом редакторе Microsoft Word. Отбирать информацию для создания текста и подбирать иллюстративный материал

Объяснять понятия: «издательское дело»,«издательство», «печатная продукция», «редакционно-издательская обработка», «вычитка», «оригинал- макет», «элементы книги», «форзац», «книжный блок», «переплётная крышка», «титульный лист». Называть профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник. Называть виды и способы передачи информации. Называть элементы книги

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата

30

24.04

Работа с таблицами.

Изделие

«Таблица»

Урок изучения нового материала

Закреплять знания работы на компьютере. Осваивать набор текста, последовательность и особенности работы с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word: определять и устанавливать число строк и столбцов, вводить текст в ячейку таблицы, форматировать текст в таблице. Создавать на компьютере произвольную таблицу

Объяснять понятия: «таблица», «строка», «столбец». Применять правила работы на компьютере

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи

31

08.05

Создание

содержания

книги.

Практическая работа «Содержание»

Урок развития умений и навыков

Объяснять значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги. Применять на практике правила создания таблицы для оформления содержания книги «Дневник путешественника». Закреплять умения сохранять и распечатывать текст. Анализировать темы учебника и соотносить их с содержанием книги «Дневник путешественника»

Рассказывать о процессе редакционно-издательской подготовки книги. Использовать в практической деятельности знания программы Microsoft Word

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи

32

15.05

Переплётные

работы.

Изделие «Книга «Дневник путешественника»

Урок изучения нового материала

Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников о видах выполнения переплётных работ. Объяснять значение различных элементов (форзац, переплётная крышка) книги. Создавать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематикой. Применять умения работать с бумагой. Составлять план изготовления изделия и соотносить его с текстовым и слайдовым планами. С помощью учителя заполнять технологическую карту

Объяснять понятия: «шитьё втачку», «форзац», «переплётная крышка», «книжный блок». Понимать значение различных элементов в структуре переплёта (форзац, слизура)

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

33

22.05

Переплётные

работы.

Изделие «Книга «Дневник путешественника»

Урок развития умений и навыков

Определять размеры деталей изделия, выполнять разметку деталей на бумаге, выполнять шитьё блоков нитками втачку (в пять проколов). Оформлять изделие в соответствии с собственным замыслом. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия

Называть правила работы шилом и иглой. Использовать правила работы шилом, ножницами и клеем

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи

34

29.05

Итоговый урок

Контроль знаний, умений и навыков

Презентовать свои работы, объяснять их преимущества, способ изготовления, практическое использование. Использовать в презентации критерии оценки качества выполнения работ. Оценивать свои и чужие работы, определять и аргументировать преимущества и недостатки. Выявлять победителей по разным номинациям

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее

Оценка — осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебные пособия:

  1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.
  2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 4 класс: Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2014.

Печатные пособия

Таблицы гигиенических требований к правильной посадке. Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения. Правила техники безопасного обращения с инструментами.

Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя:

  •  Классная доска с креплениями для таблиц.
  •  Магнитная доска.
  •  Персональный компьютер с принтером.
  •  Аудиомагнитофон.
  •  CD/DVD-проигрыватель.
  •  Телевизор с диагональю не менее 72 см.
  • Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по математике.

Учебно-практическое оборудование

Инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, треугольники, ластик, ножницы, кисточка, шило, циркуль, иголка.

Материалы: бумага белая, бумага цветная, цветной картон, клей, канва, нитки, проволока.  

Планируемые результаты изучения учебного курса

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Называть наиболее распространённые в своём регионе традиционные народные промыслы и ремёсла, современные профессии (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;

  • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность - и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;

-анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;

  • организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда

Уважительно относиться к труду людей;

  • понимать культурноисторическую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
  • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте;
  • демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги)

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

На основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративнохудожественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

  • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
  • применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла, шило);
  • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, Схемам, рисункам

Отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей

Конструирование и моделирование

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

  • решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности;
  • изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям

Соотносить объёмные конструкции, основанные на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;

- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественноэстетической информации, воплощать этот образ в материале

Практика работы на компьютере

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;

  • использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
  • создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера и Power Point

Пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки

Согласовано  

Метод Совет

протокол №  1

от « 04 »    09       2014 г.

Согласовано

Заместитель директора

по УВР   Касатова Т.С.

______________________

       « 04 »   09    2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...