Рабочая программа по технологии
рабочая программа (технология, 1 класс) по теме

Абросимова Светлана Александровна

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с программой «Технология: программа: 1-4 классы» Е. А. Лутцева.- М.: Вентана-Граф, 2012.- 80с.- (Начальная школа XXI века),  планируемых результатов начального общего образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya.docx53.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение                                                                 «Средняя общеобразовательная школа №16»                                                                                      города Губкина Белгородской области

Пояснительная записка

            Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с программой «Технология: программа: 1-4 классы» Е. А. Лутцева.- М.: Вентана-Граф, 2012.- 80с.- (Начальная школа XXI века),  планируемых результатов начального общего образования.

Учебно-методический комплекс:

1 класс

Технология: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений /  Е.А. Лутцева. 3–е изд., перераб. - М.: Вентана – Граф, 2011;

Технология:  1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /  Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. - 2–е изд., дораб. - М.: Вентана – Граф.

2 класс

Технология.  2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/  Е.А. Лутцева. 3–е изд., перераб - М.: Вентана – Граф, 2012;

Технология:  2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /  Е.А.   Лутцева, Т.П. Зуева. - 2–е изд., дораб. - М.: Вентана – Граф.

3 класс

Технология: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. А. Лутцева,- 4-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2013;

Технология:  3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /  Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. - 2–е изд., дораб. - М.: Вентана – Граф.

4 класс

Технология.  4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/  Е.А. Лутцева. 3–е изд., перераб - М.: Вентана – Граф, 2013;

Технология:  4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /  Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. - 2–е изд., дораб. - М.: Вентана – Граф.

В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям  первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.

Цель программы - достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в начальной школе, благодаря специально подобранному и выстроенному содержанию курса и его методическому аппарату.

Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:

  • развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
  • формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных

технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

  • формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно

экономических знаний, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;

  • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
  • использование приобретённых знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
  • воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.

Формы организации учебного процесса: экскурсия;  исследование, создание и защита проектов, выставка,  изготовление объёмных фигур,  игрушек в стиле народных промыслов, создание коллекции тканей, проведение исследований, сборка простейшей электрической цепи, проведение практикума по овладению компьютером.

Общая характеристика учебного предмета

              Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Изобразительное искусство даёт возможность использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций при изготовлении изделий на основе законов и правил декоративно- прикладного искусства и дизайна.

Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами.

Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.

Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов)

Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создаёт уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или за авторство оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальный продукт). Именно так закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создаёт предпосылки для более успешной социализации.

Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Место предмета «Технология» в учебном плане

         На изучение предмета «Технология» в начальной школе отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 135 часов: 33 часа – в 1 классе (33 учебные недели), по 34 часа – во 2, 3 и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребёнка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов  создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.

         Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребёнка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.).

Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).

Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).

Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Содержание учебного предмета «Технология»

           Содержание курса рассматривается,  прежде всего,  как средство развития социально

значимых личностных качеств каждого ребёнка, формирования элементарных технико - технологических умений,  основ проектной деятельности.  Сквозная идея содержания  – внутреннее стремление человека к познанию мира,     реализации своих жизненных и эстетических потребностей. Технология представлена как способ реализации жизненно важных потребностей людей,  расширения и обогащения этих потребностей; влияние научных открытий  (в частности, в области физики)    на технический прогресс и технических изобретений на развитие наук  (например, изобретение микроскопа и телескопа),  повседневную жизнь людей, общественное сознание,  отношение к природе. Особый акцент —   на результаты научно-технической деятельности человека  (главным образом в XX – начале XXI в.) и на состояние окружающей среды, т. е. на проблемы экологии. Историяразвитияматериальнойкультурыперекликаетсясисториейразвития духовной культуры,   которая в своей практической составляющей также по-своему технологична. Содержание курса целенаправленно отобрано,      структурировано по двум основным содержательным линиям.

 Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.

           Линия включает информационно-познавательную и практическую части и построена в основном по концентрическому принципу. В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения по технологии обработки материалов  (технологические операции и приёмы разметки,  разделения заготовки на части,  формообразования,  сборки,  отделки), использованию техники в жизнедеятельности человека и т. п. Даются представления об информации и информационных технологиях,    энергии и способах её получения и использовании, об организации труда, мире профессий и т. п.

           Концентричность в изучении материала достигается тем, что элементы технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц, каковыми являются прежде всего технологические операции, приёмы и процессы, а также связанные с ними вопросы экономики и организации производства, общей культуры труда. От класса к классу школьники расширяют круг ранее изученных обще технологических знаний, осваивая новые приёмы, инструменты, материалы, виды труда.

Из истории технологии.

Линия        отражает        познавательную         часть        курса,       имеет культурологическую направленность.    Материал построен по линейному принципу и раскрывает общие       закономерности      и     отдельные      этапы     практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды.  Отражены некоторые страницы истории человечества –  от стихийного удовлетворения насущных жизненных потребностей древнего человека к зарождению социальных отношений, нашедших своё отражение в целенаправленном освоении окружающего мира и создании материальной культуры.  Содержание линии раскрывает учащимся на уровне

общих представлений закономерности зарождения ремёсел  (разделение труда), создания механизмов,  использующих силу природных стихий  (повышение производительности труда),  изобретения парового двигателя и связанного с этим начала технической революции. Даётсятакжепредставлениеонекоторыхвеликихизобретенияхчеловечества, породивших науки или способствовавших их развитию,         о современном техническом прогрессе, его положительном и негативном влиянии на окружающую среду, особенно в экологическом плане. При этом центром внимания является человек, в первую очередь как человек-созидатель  –    думающий,    творящий, стремящийся удовлетворить свои материальные и духовно-эстетические потребности и при этом рождающий красоту.

           Особенности представления материала:

  • исторические события,     явления,  объекты изучаются в их связи с реальной окружающей детей средой;

   •   преобразующаядеятельностьчеловекарассматриваетсявединствеивзаимосвязис миром природы; раскрывается их взаимовлияние, как положительное, так и отрицательное, в том числе обсуждаются проблемы экологии;

   • показано,  что технологии практических работ из века в век остаются почти неизменными,   особенно ручных,    ремесленнических  (разметка, вырезание,   соединение деталей, отделка изделия);

   • осуществляется знакомство с основными движущими силами прогресса, в том числе рассматриваются причины и закономерности разделения труда, необходимость повышения производительности труда, этапы развития техники в помощь человеку и т. д.;

   •  подчёркивается,   что творческая деятельность  —         естественная, сущностная потребность человека в познании мира и самореализации — проявляется, в частности, в изобретательстве,  стимулирующем развитие производства или наук  (физики,        химии, астрономии, биологии, медицины).

           Обе линии взаимосвязаны,    что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребёнка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта,      материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.

  • В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами: Общекультурные и  общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
  • Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
  • Конструирование и моделирование.
  • Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).

           Освоение предметных знаний и приобретение умений, формирование метапредметных основ деятельности и становление личностных качество осуществляются в течение всего периода обучения. В 1 и 2 классах основное внимание уделяется освоению базовых предметных технико - технологических знаний и умений,      а также воспитанию личностных (духовно- нравственных) качеств. В содержание включаются задания на развитие основ творческой деятельности. Учтены также требования адаптационного периода:     освоение материала курса в течение первых недель обучения осуществляется в процессе экскурсий, прогулок, игр на воздухе.

           В  3  и  4  классах освоение предметных знаний и умений осуществляется посредством переноса  известного  в  новые  ситуации,      на  первый  план  выходит развитие коммуникативных и социальных качеств личности,  а также развитие основ творческой деятельности, высшая форма которой – проект.

           Национальные и региональные традиции реализуются через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием,        которое отражает краеведческую направленность. Это могут быть реальные исторические объекты (сооружения) и изделия, по тематике связанные с ремёслами и промыслами народов, населяющих регион.

1 класс (33 часа)

Общекультурные и общетрудовые компетенции.  Основы культуры труда, самообслуживание (6 часов)

              Мир профессий. Профессии близких; профессии, знакомые детям; профессии мастеров.

              Разнообразные предметы рукотворного мира  (быта и декоративно-прикладного искусства).

              Роль и место человека в окружающем мире. Созидательная, творческая деятельность человека и природа как источник его вдохновения. Элементарные общие правила создания рукотворного мира  (эстетическая выразительность — цвет,  форма, композиция); гармония предметов и окружающей среды (сочетание цветов и основы композиции).

               Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов, природные материалы.

               Самообслуживание:    организация рабочего места  (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем во время и после работы; уходи хранение инструментов. Гигиена труда.

               Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем во время и после работы.

             Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.

             Работа с доступной информацией в учебнике,     рабочей тетради (приложении)    — рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий.

             Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение промежуточного и конечного результата (детали, изделия) с образцом.

             Самоконтроль качества выполненной работы  – соответствие результата(изделия) предложенному образцу.

             Выполнение коллективных работ.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

(17 часов)

             Знакомство с материалами  (бумага,    картон, нитки,  ткань) и их практическим применением в жизни.   Основные свойства материалов:  цвет,  пластичность, мягкость, твердость, прочность;  гладкость,  шершавость, влагопроницаемость,   коробление  (для бумаги и картона). Сравнение материалов     по    их    свойствам:    декоративно-художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая, газетная и  др.). Тонкий картон,  пластичные материалы  (глина,  пластилин),  природные материалы. Свойства этих материалов.

             Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов.

             Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов: ножницы, игла, стека, шаблон, булавки (знание названий используемых инструментов). Выполнение приемов рационального и безопасного пользования ими.

             Знакомство с графическими изображениями: рисунок,  схема  (их узнавание). Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.

             Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов:  разметка деталей,  их выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей на глаз,  по шаблону.  Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием, вытягиванием. Клеевое соединение деталей изделия. Отделка деталей изделия рисованием, аппликацией, прямой строчкой. Сушка изделий под прессом.

             Единообразие технологических операций  (как последовательности выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных материалов.

             Связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и технологических приемов их обработки.

             Приемы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий  (в технике аппликации, мозаики, лепки, оригами, бумажной пластики и пр.).

Конструирование и моделирование (10 часов)

             Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия.

             Конструирование и моделирование изделий из природных материалов и бумаги складыванием, сгибанием, вытягиванием по образцу и рисунку.

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.

  1. класс (34 часа)

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (8 часов)

             Значение трудовой деятельности в жизни человека  — труд как способ самовыражения человека.       История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Реализация  потребностей  человека  в укрытии (жилище),           питании  (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда.  Ремесла и ремесленники.  Названия профессий ремесленников. Современное состояние ремесел. Ремесленные профессии, распространенные вместе проживания детей (крае, регионе). Технологии выполнения их работ во времена средневековья и сегодня.

             Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство,   эстетическая  выразительность   — симметрия, асимметрия,         композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды  (городской и сельский ландшафты).

             Разнообразие предметов рукотворного мира  (предметы быта и декоративно - прикладного искусства, архитектуры и техники).

             Природа — источник сырья. Природное сырье, природные материалы.

             Мастера и их профессии.     Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общее представление).

             Развернутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.

             Работа с доступной информацией  (тексты,  рисунки,  простейшие чертежи,  эскизы, схемы).

             Введение в проектную деятельность.  Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов  (разработка предложенного замысла,         поиск доступных решений, выполнение и защита проекта) Результат проектной деятельности — изделия, оформление праздников.

             Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества.

             Самоконтроль в ходе работы  (точность разметки с использованием чертежных инструментов).

Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

(15 часов)

             Материалы природного происхождения:       природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), ее свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов.  Выбор материалов по их декоративно- художественным и конструктивным свойствам.

             Чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приемы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами.

             Технологические операции,  их обобщенные названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.

Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертеж.  Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертежных инструментов.   Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертежных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием. Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей. Отделка аппликацией  (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками  (варианты прямой строчки).

Конструирование и моделирование (9 часов)

              Конструирование из готовых форм  (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объемных форм сгибанием. Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовой, проволочный). Соответствие      материалов,       конструкции       и     внешнего      оформления назначению изделия.

Транспортные средства,  используемые в трех стихиях  (земля,  вода, воздух).  Виды, названия,  назначение.   Макет,   модель.  Конструирование и моделирование изделий из разных материалов; транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу.            

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

(2 часа)

              Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.

3 класс (34 часа)

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14 часов)

              Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальныеидуховныепотребностичеловекакакдвижущиесилыпрогресса. Отражение жизненной потребности,  практичности,  конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной  специфики  в  жилище,               его  обустройстве, убранстве, быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до

начала ХХ в.  Использование человеком энергии сил природы  (вода,  ветер, огонь)  для повышения производительности труда. Использование человеком силы пара, электрической энергии для решения жизненно

важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества.

              Энергия природных с тихий: ветра,  воды  (пара).   Электричество, простейшая электрическая цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочкой, звонком, электродвигателем).

              Гармония предметов и окружающей среды  — соответствие предмета(изделия) обстановке.

              Элементарная проектная деятельность  (обсуждение предложенного замысла,  поиск доступных средств выразительности, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности:  изделия,   подарки малышам и взрослым,       пожилым  (социальный проект), макеты.

              Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.

              Самоконтроль качества выполненной работы  (соответствие результата работы художественному или техническому замыслу).

Самообслуживание  — правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

(10 часов)

              Некоторые виды искусственных и синтетических материалов  (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение.

              Разметка разверток с опорой на простейший чертеж.  Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов).

              Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.       Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой.  Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами (крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесьмой, бусинами и т. д.

Конструирование и моделирование (5 часов)

              Полезность,   прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям.   Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей:          формы, способов соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций  (соединение деталей внахлест,  с помощью крепежных деталей,         различными видами клея, щелевого замка, сшиванием и др.).  Использование принципов действия представителей животного мира для решения инженерных задач (бионика).

              Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям.

              Техника как часть технологического процесса,       технологические машины.      Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

(5 часов)

              Информационная среда,      основные источники  (органы восприятия)информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.

              Современный информационный мир.            Персональный компьютер  (ПК)          и его назначение.   Правила безопасного пользования ПК.   Назначение основных устройств компьютера для ввода,       вывода и обработки информации.          Работа с доступными источниками информации  (книги,        музеи,  беседы с мастерами (мастер-классы),       сеть Интернет, видео, DVD).

4 класс (34 часа)

Общекультурные и общетрудовые компетенции.  Основы культуры труда, самообслуживание (14 часов)

              Преобразовательная деятельность человека в ХХ — начале ХХI в. Научно-технический         прогресс:      главные        открытия,       изобретения, современные технологии  (промышленные,        информационные и др.),      их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в ее предотвращении.

              Сферы использования электричества,  природных энергоносителей  (газа,  нефти)  в промышленности быту.

              Общие представления об авиации и космосе, энергии энергетике информационно- компьютерных технологиях.

              Самые яркие изобретения начала ХХ в.   (в обзорном порядке).  Начало ХХI  в.    — использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека.              Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.

              Дизайн-анализ  (анализ конструкторских,        технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.

                  Коллективные проекты.

Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву.

               Правила безопасного пользования бытовыми приборами.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

(8 часов)

              Изобретение  и  использование  синтетических  материалов  с определенными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.

              Нефть как универсальное сырье.      Материалы,   получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань,  пенопласт и др.).   Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом.    Синтетические  материалы   —         полимеры   (пластик,     поролон).   Их происхождение, свойства.  Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду.       Комбинирование технологий обработки разных материалов и

художественных технологий.

              Дизайн  (производственный,  жилищный,  ландшафтный и др.).  Его роль и место в современной проектной деятельности.  Основные условия дизайна  —  единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от ее назначения, моды, времени.

              Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и ее вариантами (тамбур, петля вприкреп, елочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.

Конструирование и моделирование (5 часов)

              Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

                 Техника ХХ — начала ХХI в. Ее современное назначение (удовлетворение бытовых, профессиональных, личных потребностей, исследование опасных и труднодоступных мест на земле и в космосе и др.).  Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.).

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)  (7 часов)

                Современный информационный мир. Использование компьютерных технологий в разных  сферах жизнедеятельности  человека.  Персональный компьютер  (ПК)  и дополнительные приспособления  (принтер,        сканер, колонки и др.).     Знакомство с текстовым редактором.     Поиск информации в компьютере и Интернете.             Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки): создание, преобразование, сохранение, удаление, печать (вывод на принтер). Программы Word, PowerPoint.

Учебно – тематический план

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Первый год обучения

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции.  Основы культуры труда, самообслуживание.

6 часов

2

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

17 часов

3

Конструирование и моделирование.

10 часов

Всего

33 часа

Второй год обучения

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание  

8 часов

2

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты  

15 часов

3

Конструирование и моделирование

9 часов

4

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

2 часа

Всего

34 часа

Третий  год обучения

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

14 часов

2

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

10 часов

3

Конструирование и моделирование

5 часов

4

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

5 часов

Всего

34 часа

Четвёртый   год обучения

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции.  Основы культуры труда, самообслуживание

14 часов

2

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

8 часов

3

Конструирование и моделирование

5 часов

4

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

7 часов

Всего

34 часа

ИТОГО

135 часов

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование  объектов и  средств материально-технического  обеспечения

Обеспеченность

                                            Книгопечатная  продукция

Технология: программа: 1-4 классы» Е. А. Лутцева.- М.: Вентана-Граф, 2012.- (Начальная школа XXI века)

100%

Учебники

Технология:  1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /  Е.А. Лутцева. 3–е изд., перераб. - М.: Вентана – Граф, 2011

100%

Технология.  2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/  Е.А. Лутцева. 3–е изд., перераб - М.: Вентана – Граф, 2012

100%

Технология: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. А. Лутцева,- 4-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2013

100%

Технология.  4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/  Е.А. Лутцева. 3–е изд., перераб - М.: Вентана – Граф, 2013

100%

Рабочие тетради

Технология:  1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /  Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. - 2–е изд., дораб. - М.: Вентана – Граф

100%

Технология:  2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /  Е.А.   Лутцева, Т.П. Зуева. - 2–е изд., дораб. - М.: Вентана – Граф

100%

Технология:  3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /  Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. - 2–е изд., дораб. - М.: Вентана – Граф

100%

Технология:  4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /  Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. - 2–е изд., дораб. - М.: Вентана – Граф

100%

Методические пособия для учителя:

Технология: 1 класс: органайзер для учителя: сценарии уроков/ Е.А. Лутцева. – м.:Вентана –Граф, 2012

100%

Технология: 1 класс: технологические карты уроков по учебнику Е.А. Лутцевой/ авт.-сост. И.И. Головчак. – Волгоград: Учитель, 2013

100%

Печатные и наглядные  пособия

Комплекты  тематических таблиц и коллекции

  1. Таблицы по технологии  для 1 класса «Учимся работать»
  2. Технология обработки ткани
  3. Таблицы Е.А. Лутцевой «Обработка ткани»      
  4. Коллекция образцов бумаги и картона.
  5. Раздаточный материал к коллекции образцов бумаги и картона.
  6. Образцы тканей.
  7. Коллекция «Лён» и продукты её переработки для начальной школы.
  8. Коллекция «Шерсть» для начальной школы.
  9. Коллекция «Шёлк» для начальной школы.
  10. Коллекция «Хлопок» для начальной школы.
  11. Таблицы по технологии. Обработка природного материала и ластика.
  12. Коллекция строительных материалов (учебная)
  13. Коллекция «Плоды сельскохозяйственных растений» (учебная)
  14. Коллекция промышленных образцов тканей и ниток (учебная)
  15. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки»
  16.  Набор для вышивки
  17. Таблицы по трудовому обучению1-4 класс

100%

Информационно-коммуникативные средства

«Технология»1 класс  Электронное приложение к учебнику (Диск CD-ROM), авторы С.А. Володина, О. А. Петрова, М. О. Майсурадзе, В. А. Мотылева

100%

Экранно-звуковые пособия

Презентации по классам 1-4

100%

Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя.

100%

Мультимедийная доска

100%

Магнитная доска 

100%

Компьютер  

100%

Ксерокс

100%

Сканер

100%

Принтер

100%

Мультимедийный проектор

100%

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения (ножницы школьные со скругленными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, угольник, простой и цветные карандаши, циркуль,  шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем и красками, подставка для кистей, коробочка для мелочи.

100%

Набор металлических конструкторов

100%

Набор пластмассовых конструкторов «Лего».

100%

Объемные модели геометрических фигур

100%

Наборы цветной бумаги, картона в том числе гофрированного; кальки, картографической, миллиметровой, бархатной, крепированной, крафт-бумаги и др. видов бумаги.

100%

Заготовки природного материала.

100%

Ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа), пластилин (или глина, соленое тесто, фольга, калька)

100%

Оборудование класса

Ученические столы  двухместные с комплектом стульев.

100%

Стол учительский с тумбой.

100%

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования  и пр.

100%

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

100%

Рамки или паспарту для экспонирования детских работ (фронтальных композиций) на выставках.

100%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...