Рабочая программа по технологии
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему

Рабочая программа по технологии 4 класс (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya.docx34.37 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по технологии.

4 класс. «Начальная школа 21 века»

Пояснительная записка

 Рабочая программа по технологии  составлена на основе Федерального государственного стандарта II поколения и авторской программы Е.А. Лутцевой в проекте «Начальная школа 21 века» под редакцией  профессора Н.Ф. Виноградовой.

           Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ всего на изучение технологии в начальной школе выделяется 135 ч, из них в 1 классе 33 ч (1ч в неделю, 33 учебные недели), по 34 ч  во 2, 3, и 4  классах (1ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

         Важнейшей особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно- практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального  развития  ( прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним. Данный предмет является опорным для формирования системы  универсальных  учебных  действий в начальном звене общеобразовательной школы (планирование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться  достижения  результата и т. д. ). Практико-ориентированная направленность содержания учебного  предмета «Технология» естественным путём интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), позволяет реализовать их в интеллектуально- практической деятельности ученика. Это создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

       Данный учебный предмет обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных  компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

    Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

     Математика- моделирование, выполнение расчётов, вычислений, работа с геометрическими фигурами, именованными числами.

     Изобразительное искусство- использование средств  художественной выразительности, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно- прикладного искусства и дизайна.

     Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально- культурной среды обитания.

      Русский язык – развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждение результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

      Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

       Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:

- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий;

- формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно- преобразующей деятельности человека;

- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого воображения, творческого мышления;

- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование, контроль, коррекцию и оценку.

             Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.

Результаты изучения учебного предмета

    Личностными результатами изучения технологии являются  воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально- личностных позиций, ценностных  установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

     Метапредметными результатами изучения технологии являются освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

     Предметными результатами изучения технологии являются  доступные по возрасту начальные сведения о технике, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Основное содержание учебного предмета 34 часа.

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14 часов)

Преобразовательная деятельность человека в ХХ – начале ХХI в. Научно- технический прогресс: главные открытия, изобретения, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в её предотвращении.

 Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газа, нефти) в промышленности и быту.

Общие представления об авиации и космосе, энергии и энергетике, информационно- компьютерных технологиях.

Самые яркие изобретения начала ХХ в. (в обзорном порядке). Начало ХХI в- использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.

Дизайн- анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.

Коллективные проекты.

Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву. Правила безопасного пользования бытовыми приборами.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (8 часов)

Изобретение и использование синтетических материалов с определёнными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.

Нефть как универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти. Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Синтетические материалы- полимеры (пластик, поролон). Их происхождение, свойства.

Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий

Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна- единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от её назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и её вариантами (тамбур, петля вприкреп, ёлочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.

Конструирование и моделирование (5 часов).

Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско – технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Техника XX- начала XXI в. Её современное назначение (удовлетворения бытовых, профессиональных, личных потребностей, исследование опасных и труднодоступных мест на земле и космосе и др.). Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.).

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) 7 часов

Современный информационный мир. Использование компьютерных технологий в разных сферах жизнедеятельности человека. Персональный компьютер (ПК) и дополнительные приспособления (принтер, сканер, колонки и др.) Знакомство с текстовым редактором. Поиск информации в компьютере и Интернете. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки): создание, преобразование, сохранение, удаление, печать (вывод на принтер). Программы Word, Power Point.

 Формы организации учебного процесса.

     Программа предусматривает проведение традиционных уроков, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа.

Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания:

  • информационно-теоретический;
  • урок-экскурсия;
  • урок-практикум;
  • урок-исследование;
  • урок-проект.

 Технологии, методики:

  • проектная деятельность;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • продуктивная деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов

Кол-во часов

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

14

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты  

8

Конструирование и моделирование

5

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

7

Итого

34

Требования к результатам  изучения технологии  учащимися  4 класса

К концу обучения в начальной школе должна быть обеспечена готовность учащихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки. Эти требования включают:

- элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры; о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства ( удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);

- соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии;

- достаточный уровень графической грамотности: выполнение несложных измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опора на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;

- умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверка конструкции в действии, внесение корректив;

- овладение такими универсальными  учебными действиями (УУД), как ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;

- умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать реальные собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель, подчинённый);

- развитие личностных качеств: любознательности, доброжелательности, трудолюбия, уважения к труду, внимательного отношения к старшим, младшим и одноклассникам, стремления и готовности прийти на помощь тем, кто нуждается в ней.


Календарно-тематическое планирование уроков  технологии в 4 классе

Дата

Тема урока

 Кол-во часов

Характеристика деятельности учащегося

Использование ИКТ

Проектная деятельность

1

Чеканка

1

Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Создаёт несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет конструкции в действии, вносит коррективы. Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и классифицирует факты и явления. Делает выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.

2

Электрифицированная игрушка

1

Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Решает задачи по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и  деятельности своих товарищей. Высказывает свою точку зрения и пытается её обосновывать и аргументировать.

Презентация учителя.

3

Проверочная работа. Кроссворд.

1

Применять сведения, полученные на уроках технологии. Осуществляет текущий и итоговый контроль выполненной работы, проверяет  модели в действии, вносит конструктивные доработки.

4

Модель современного предприятия. Практическая работа.

1

Решает задачи по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов. Ориентируется в задании.  Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Осуществляет текущий и итоговый контроль выполненной работы, проверяет  модели в действии, вносит конструктивные доработки.

Презентация учителя.

Проект изделия.

5

Исследования полиэтилена, поролона, других материалов. Практическая работа.

1

Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Ориентируется в задании. Конструированию объектов. Ориентируется в задании.  Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. Реализовывает реальные собственные замыслы.  Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи).

6

Изделие из вторсырья

1

Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Ориентируется в задании.  Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности.

Презентация учителя.

7

Изделие из перчатки «Зайчик»

1

Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Создаёт несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет конструкции в действии, вносит коррективы. Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи).

8

Изделие из носка «Собачка»

1

 Создаёт несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет конструкции в действии, вносит коррективы. Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему.

9

Макет гостиной

1

Решает задачи по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов. Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Предлагает конструкторско- технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных.

10

Макет городского дома.

1

Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Ориентируется в задании.  Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему.

11

Коллективный проект «Городская улица»

1

Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Справляется с доступными проблемами. Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Реализовывает реальные собственные замыслы. Сотрудничает, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи).

Коллективный проект «Город будущего»

12-13

Сюрпризница

2

Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Справляется с доступными проблемами. Решает задачи по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов. Реализовывает реальные собственные замыслы. Предлагает конструкторско- технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных.

14-15

Коллективная работа. Технологическая карта  для упаковки.

2

Создаёт несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет конструкции в действии, вносит коррективы. Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Сотрудничает, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи).

16

Ёлочная подвеска

1

Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Справляется с доступными проблемами. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. Производит контроль и оценку результатов работы.

17

Игрушка «Клоун».

1

Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Реализовывает реальные собственные замыслы. Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи).

18

Подвеска для ёлки.

1

Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Решает задачи по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов. . Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему.

19

Живой подарок. Посадка луковичного или клубного растения (к 8 марта). Агротехника.

1

Ориентируется в задании. Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения.

 

Информационный проект: плакат «Берегите природу»

20

Средства передвижения. Дизайн- проект в области техники.

1

Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

Презентация учителя.

Дизайн- проект

21

Гостиная. Коллективная работа.

1

Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Справляется с доступными проблемами. Создаёт несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет конструкции в действии, вносит коррективы.

22

Кукла из гольфа.

1

Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки.  Создаёт несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет конструкции в действии, вносит коррективы.

23

Кукла бессуставная.

1

Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую  информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности.

24

Куклы из пластилина.

1

Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую  информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности.

25

Аксессуары для куклы.

1

Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Создаёт несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет конструкции в действии, вносит коррективы.

26-27

Футляр. Дизайн- проект.

2

 Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую  информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения.

Дизайн- проект.

28

Программа Word. Правила клавиатурного письма.

1

Рассматривает, читает учебник. Проводит исследование. Анализирует результаты. Делает выводы. Рассказывает о своём опыте работы на компьютере. Выполняет отдельные упражнения в работе на компьютере. Находит наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных. Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему.

29

Создание небольших текстов и печатных публикаций с использованием изображений на экране компьютере.

1

Называет основные части компьютера и их назначение. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Справляется с доступными проблемами. Работает по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые  дидактические средства.

Работа с компьютером.

30

Программа Power Point

1

Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую  информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности.  Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

Работа с компьютером.

31

  Создание презентаций по готовым шаблонам.

1

 Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Справляется с доступными проблемами. Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую  информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности.  

Работа с компьютером.

32

Вставка рисунков из компьютерной базы, фотографий.

1

Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую  информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

Работа с компьютером.

33

Корректировка размеров рисунков и их местоположения на странице.

1

Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. Реализовывает реальные собственные замыслы. Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Ищет и отбирает необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет.

Работа с компьютером.

34

«Юный технолог». Обобщение тем года. Выставка лучших работ. Защита презентаций.

1

Воспринимает и анализирует экспонаты выставки. Делает краткие сообщения об отдельных работах. Вступает в общение, соблюдая правила общения, выражает свою точку зрения, слушает другого. Производит оценку достижений.

Работа с компьютером.


Перечень материально-технического обеспечения.

     

  1.  Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования по технологии для начальной школы (2009 г.)
  2.  Примерная программа начального общего образования по технологии для общеобразовательных учреждений
  3.  Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». – 4-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  4. Технология: Учебник для  4 класса общеобразовательных учреждений. / Е.А. Лутцева - М.: Вентана-Граф, 2014.
  5. Технология: Рабочая тетрадь для  4 класса общеобразовательных учреждений. / Е.А. Лутцева - М.: Вентана-Граф, 2014.
  6. Технология: 4 класс: Органайзер для учителя. Сценарии уроков. / Е.А. Лутцева - М.: Вентана-Граф, 2014.
  7. Презентации по темам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...