Рабочая программа по технологии
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по технологии.
4 класс. «Начальная школа 21 века»
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена на основе Федерального государственного стандарта II поколения и авторской программы Е.А. Лутцевой в проекте «Начальная школа 21 века» под редакцией профессора Н.Ф. Виноградовой.
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ всего на изучение технологии в начальной школе выделяется 135 ч, из них в 1 классе 33 ч (1ч в неделю, 33 учебные недели), по 34 ч во 2, 3, и 4 классах (1ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Важнейшей особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно- практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития ( прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним. Данный предмет является опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы (планирование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д. ). Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путём интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), позволяет реализовать их в интеллектуально- практической деятельности ученика. Это создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Данный учебный предмет обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика- моделирование, выполнение расчётов, вычислений, работа с геометрическими фигурами, именованными числами.
Изобразительное искусство- использование средств художественной выразительности, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно- прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально- культурной среды обитания.
Русский язык – развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждение результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий;
- формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно- преобразующей деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого воображения, творческого мышления;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование, контроль, коррекцию и оценку.
Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально- личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения технологии являются освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Основное содержание учебного предмета 34 часа.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14 часов)
Преобразовательная деятельность человека в ХХ – начале ХХI в. Научно- технический прогресс: главные открытия, изобретения, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в её предотвращении.
Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газа, нефти) в промышленности и быту.
Общие представления об авиации и космосе, энергии и энергетике, информационно- компьютерных технологиях.
Самые яркие изобретения начала ХХ в. (в обзорном порядке). Начало ХХI в- использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.
Дизайн- анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.
Коллективные проекты.
Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву. Правила безопасного пользования бытовыми приборами.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (8 часов)
Изобретение и использование синтетических материалов с определёнными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.
Нефть как универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти. Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Синтетические материалы- полимеры (пластик, поролон). Их происхождение, свойства.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий
Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна- единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от её назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и её вариантами (тамбур, петля вприкреп, ёлочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.
Конструирование и моделирование (5 часов).
Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско – технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Техника XX- начала XXI в. Её современное назначение (удовлетворения бытовых, профессиональных, личных потребностей, исследование опасных и труднодоступных мест на земле и космосе и др.). Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.).
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) 7 часов
Современный информационный мир. Использование компьютерных технологий в разных сферах жизнедеятельности человека. Персональный компьютер (ПК) и дополнительные приспособления (принтер, сканер, колонки и др.) Знакомство с текстовым редактором. Поиск информации в компьютере и Интернете. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки): создание, преобразование, сохранение, удаление, печать (вывод на принтер). Программы Word, Power Point.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа.
Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания:
- информационно-теоретический;
- урок-экскурсия;
- урок-практикум;
- урок-исследование;
- урок-проект.
Технологии, методики:
- проектная деятельность;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- продуктивная деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Учебно-тематическое планирование
Наименование разделов | Кол-во часов |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание | 14 |
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты | 8 |
Конструирование и моделирование | 5 |
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) | 7 |
Итого | 34 |
Требования к результатам изучения технологии учащимися 4 класса
К концу обучения в начальной школе должна быть обеспечена готовность учащихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки. Эти требования включают:
- элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры; о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства ( удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);
- соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии;
- достаточный уровень графической грамотности: выполнение несложных измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опора на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
- умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверка конструкции в действии, внесение корректив;
- овладение такими универсальными учебными действиями (УУД), как ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
- умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать реальные собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель, подчинённый);
- развитие личностных качеств: любознательности, доброжелательности, трудолюбия, уважения к труду, внимательного отношения к старшим, младшим и одноклассникам, стремления и готовности прийти на помощь тем, кто нуждается в ней.
Календарно-тематическое планирование уроков технологии в 4 классе
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащегося | Использование ИКТ | Проектная деятельность |
1 | Чеканка | 1 | Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Создаёт несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет конструкции в действии, вносит коррективы. Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и классифицирует факты и явления. Делает выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. | |||
2 | Электрифицированная игрушка | 1 | Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Решает задачи по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. Высказывает свою точку зрения и пытается её обосновывать и аргументировать. | Презентация учителя. | ||
3 | Проверочная работа. Кроссворд. | 1 | Применять сведения, полученные на уроках технологии. Осуществляет текущий и итоговый контроль выполненной работы, проверяет модели в действии, вносит конструктивные доработки. | |||
4 | Модель современного предприятия. Практическая работа. | 1 | Решает задачи по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов. Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Осуществляет текущий и итоговый контроль выполненной работы, проверяет модели в действии, вносит конструктивные доработки. | Презентация учителя. | Проект изделия. | |
5 | Исследования полиэтилена, поролона, других материалов. Практическая работа. | 1 | Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Ориентируется в задании. Конструированию объектов. Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. Реализовывает реальные собственные замыслы. Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи). | |||
6 | Изделие из вторсырья | 1 | Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. | Презентация учителя. | ||
7 | Изделие из перчатки «Зайчик» | 1 | Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Создаёт несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет конструкции в действии, вносит коррективы. Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи). | |||
8 | Изделие из носка «Собачка» | 1 | Создаёт несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет конструкции в действии, вносит коррективы. Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. | |||
9 | Макет гостиной | 1 | Решает задачи по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов. Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Предлагает конструкторско- технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных. | |||
10 | Макет городского дома. | 1 | Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. | |||
11 | Коллективный проект «Городская улица» | 1 | Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Справляется с доступными проблемами. Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Реализовывает реальные собственные замыслы. Сотрудничает, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи). | Коллективный проект «Город будущего» | ||
12-13 | Сюрпризница | 2 | Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Справляется с доступными проблемами. Решает задачи по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов. Реализовывает реальные собственные замыслы. Предлагает конструкторско- технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных. | |||
14-15 | Коллективная работа. Технологическая карта для упаковки. | 2 | Создаёт несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет конструкции в действии, вносит коррективы. Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Сотрудничает, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи). | |||
16 | Ёлочная подвеска | 1 | Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Справляется с доступными проблемами. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. Производит контроль и оценку результатов работы. | |||
17 | Игрушка «Клоун». | 1 | Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Реализовывает реальные собственные замыслы. Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи). | |||
18 | Подвеска для ёлки. | 1 | Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Решает задачи по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов. . Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. | |||
19 | Живой подарок. Посадка луковичного или клубного растения (к 8 марта). Агротехника. | 1 | Ориентируется в задании. Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. |
| Информационный проект: плакат «Берегите природу» | |
20 | Средства передвижения. Дизайн- проект в области техники. | 1 | Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. | Презентация учителя. | Дизайн- проект | |
21 | Гостиная. Коллективная работа. | 1 | Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Справляется с доступными проблемами. Создаёт несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет конструкции в действии, вносит коррективы. | |||
22 | Кукла из гольфа. | 1 | Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Создаёт несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет конструкции в действии, вносит коррективы. | |||
23 | Кукла бессуставная. | 1 | Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. | |||
24 | Куклы из пластилина. | 1 | Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. | |||
25 | Аксессуары для куклы. | 1 | Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Создаёт несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет конструкции в действии, вносит коррективы. | |||
26-27 | Футляр. Дизайн- проект. | 2 | Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. | Дизайн- проект. | ||
28 | Программа Word. Правила клавиатурного письма. | 1 | Рассматривает, читает учебник. Проводит исследование. Анализирует результаты. Делает выводы. Рассказывает о своём опыте работы на компьютере. Выполняет отдельные упражнения в работе на компьютере. Находит наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных. Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. | |||
29 | Создание небольших текстов и печатных публикаций с использованием изображений на экране компьютере. | 1 | Называет основные части компьютера и их назначение. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Справляется с доступными проблемами. Работает по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства. | Работа с компьютером. | ||
30 | Программа Power Point | 1 | Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. | Работа с компьютером. | ||
31 | Создание презентаций по готовым шаблонам. | 1 | Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Справляется с доступными проблемами. Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. | Работа с компьютером. | ||
32 | Вставка рисунков из компьютерной базы, фотографий. | 1 | Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. | Работа с компьютером. | ||
33 | Корректировка размеров рисунков и их местоположения на странице. | 1 | Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. Реализовывает реальные собственные замыслы. Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Ищет и отбирает необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет. | Работа с компьютером. | ||
34 | «Юный технолог». Обобщение тем года. Выставка лучших работ. Защита презентаций. | 1 | Воспринимает и анализирует экспонаты выставки. Делает краткие сообщения об отдельных работах. Вступает в общение, соблюдая правила общения, выражает свою точку зрения, слушает другого. Производит оценку достижений. | Работа с компьютером. |
Перечень материально-технического обеспечения.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования по технологии для начальной школы (2009 г.)
- Примерная программа начального общего образования по технологии для общеобразовательных учреждений
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». – 4-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Технология: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. / Е.А. Лутцева - М.: Вентана-Граф, 2014.
- Технология: Рабочая тетрадь для 4 класса общеобразовательных учреждений. / Е.А. Лутцева - М.: Вентана-Граф, 2014.
- Технология: 4 класс: Органайзер для учителя. Сценарии уроков. / Е.А. Лутцева - М.: Вентана-Граф, 2014.
- Презентации по темам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...