Рабочая программа по технологии 2 класс ОС "Школа 2100"
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему

Людмила Владимировна Савосько

Рабочая программа по технологии 2 класс ОС Школа 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnol_2_kl_r.p.docx81.1 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Рабочая программа по технологии разработана основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование,  авторской программы «Технология» Куревина О. А., Лутцева Е. А( Образовательная система «Школа 2100». (Сборник программ. Начальная школа  под научной  редакцией  Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011),  утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Программу обеспечивают:

  • Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология. («Прекрасное рядом с тобой»)- 2-й класс. Учебник -.М.: Баласс,2012  - 80 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100».
  • Ковалевская Е. Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Технология». 2-й класс. –М.: Баласс, 2012.- 48 с., ил.( Образовательная система «Школа 2100».

Общая характеристика предмета

Курс  «Технология» является  составной частью Образовательной системы «Школа 2100».  Его  основные положения  согласуются  с концепцией данной модели и решают блок  задач, связанных с формированием опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности для  практического решения учебных задач  прикладного  характера,  формированием первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Курс развивающее-обучающий по  своему  характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей  сути. В его основе лежит целостный образ  окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы. Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в  модели, воссоздание объектов по  модели в материальном виде, мысленная  трансформация объектов и  пр.), выполнение  расчётов,  вычислений,  построение форм   с  учётом основ   геометрии,  работа с  геометрическими фигурами,  телами, именованными числами.Окружающий мир  – рассмотрение и анализ природных форм  и конструкций  как  универсального источника  инженерно-художественных идей   для мастера; природы как  источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя  материально-культурной среды   обитания,  изучение  этнокультурных традиций.Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов  речевой деятельности и основных типов  учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической   деятельности (описание конструкции изделия,  материалов и способов  их  обработки; повествование о ходе  действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность  жизни  –  признание человеческой жизни и существо- вания живого в природе и материальном мире  в целом как вели- чайшей  ценности,  как  основы для   подлинного  художественно- эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность  природы  основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и  неживой  природы.  Любовь к  природе означает  прежде  всего бережное отношение к  ней  как к среде  обитания и  выживания человека, а  также  переживание  чувства красоты,  гармонии,  её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отраже- ние в художественных произведениях, предметах декоративно- прикладного искусства.

Ценность   человека   как  разумного существа, стремящегося к добру,  самосовершенствованию  и  самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность  добра – направленность человека на развитие и сохранение  жизни, через  сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему,  как  проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность  истины  –  это  ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, миро- здания.

Ценность   семьи  как  первой и  самой значимой  для   развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных,  этнических  традиций  народов России от поколения к поколению и тем  самым жизнеспособность российского общества.

Ценность  труда и творчества  как естественного условия человеческой жизни,  потребности творческой самореализации,  состояния  нормального человеческого существования.

Ценность  свободы  как свободы  выбора человеком своих  мыслей и поступков, но свободы  естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда  по всей  социальной сути  является человек.

Ценность  социальной солидарности как  признание  прав  и свобод  человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность  гражданственности  –  осознание человеком себя  как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность  патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви  к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность   человечества как  части  мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Цель курса

Целью  курса  является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через  его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи курса:

– получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии

– усвоение первоначальных представлений о материальной культуре  как  продукте предметно-преобразующей деятельности человека

–  приобретение навыков самообслуживания;  овладение технологическими  приёмами  ручной обработки материалов;  усвоение правил техники безопасности;

-  использование приобретённых знаний и  умений для  творческого  решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских(дизайнерских),  технологических и  организационных  задач;

–  приобретение первоначальных  навыков  совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

- приобретение первоначальных  знаний  о  правилах создания предметной и информационной среды  и умений применять их  для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно- конструкторских задач.

Методическая основа  курса – деятельностный подход, т.е.  организация максимально творческой предметной деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение  новых технологических приёмов, конструктивных  особенностей  через  специальные упражнения

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Технология изучается с 1-го по 4-й класс, 1 час в неделю, 34 часа в год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения  курса  «Технология»  во 2-м классе является формирование следующих умений:

–   объяснять   свои    чувства   и   ощущения  от   наблюдаемых образцов и  предметов декоративно-прикладного  творчества, объяснять своё  отношение к  поступкам одноклассников с  позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать  их;

–  самостоятельно  определять  и  высказывать  свои  чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения  наблюдаемых объектов,  результатов  трудовой деятельности человека-мастера;

– в предложенных ситуациях, опираясь на общие  для  всех  простые   правила  поведения,  делать  выбор,  какое  мнение принять (своё или  другое, высказанное в ходе  обсуждения).

Средством достижения этих  результатов служат учебный мате- риал и  задания учебника, нацеленные на  2-ю  линию развития – умение определять своё  отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» во 2-м  классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

– определять цель  деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

–  учиться  совместно с  учителем выявлять  и  формулировать учебную проблему (в ходе  анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

– учиться планировать практическую деятельность на уроке;

– с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

– учиться предлагать свои  конструкторско-технологические приёмы и способы  выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе  продуктивных заданий в учебнике);

–  работая  по  совместно составленному плану  использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов).

практические  упражнения деятельности;

– определять успешность выполнения своего  задания в диалоге с учителем.

Средством формирования  этих  действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.


Познавательные УУД

 -добывать новые знания: находить необходимую информацию как в  учебнике, так   и  в  предложенных учителем словарях и  энциклопедиях  (в  учебнике  2-го   класса  для   этого   предусмотрен словарь терминов);

– перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Средством формирования  этих  действий служат учебный мате- риал и  задания учебника, нацеленные на  1-ю  линию развития – чувствовать мир  технических достижений.

Коммуникативные УУД:

–  донести свою  позицию до  других: оформлять свою  мысль в устной и  письменной  речи   (на  уровне  одного   предложения  или небольшого текста);

– слушать и понимать речь  других;

– вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни. Средством формирования этих  действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;

– договариваться сообща;

–  учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3–4  человек.

Средством формирования  этих   действий служит  организация работы в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Технология» во  2-м   классе  является  формирование следующих умений:

иметь представление об эстетических понятиях: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное; жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический, жанрово-бытовой, портрет); движение, правда и правдоподобие. Представление о линейной перспективе.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

знать названия красок натурального и  искусственного происхождения,  основные цвета солнечного спектра, способ  получения составных цветов из главных;

уметь смешивать главные цвета красок для  получения составных  цветов, выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы.

По трудовой деятельности:

– знать виды  материалов, обозначенных в программе, их  свойства и названия;

– знать неподвижный и подвижный способы  соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая верёвочка);

– о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе;

– уметь самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала  и  поддерживать порядок  на  нём  во  время работы, экономно и  рационально размечать несколько.


                     


Содержание курса

   2-й класс – 34 часа

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (6 ч.).

Значение трудовой деятельности в жизни человека –  труд  как способ самовыражения человека.

Разнообразные предметы рукотворного мира (предметы быта  и декоративно-прикладного искусства, архитектура и техника) Природа – источник сырья. Природное сырьё, природные материалы.

Мастера и их  профессии (технические, художественные). Традиции творчества мастера в создании предметной среды  (общее представление).

Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.

Работа с доступной информацией (простейшие чертежи, эскизы, схемы).

Введение в проектную деятельность, доступные простые проекты, выполняемые с помощью учителя (разработка предложенного   замысла,   поиск   доступных  решений,   выполнение,   защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия,  оформление праздников.

Работа парами и в малых группах. Осуществление сотрудничества.

Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов).

Самообслуживание. Самостоятельный отбор  материалов и инструментов для  урока.

2. Технология ручной обработки  материалов. Элементы  графической грамоты (17).

Исследование элементарных свойств материалов: картон,  гофрокартон, ряжа,  ткани природного происхождения (лён, хлопок, шёлк, шерсть). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани.  Основа, уток.  Общая технология получения нитей и тканей на  основе  натурального сырья. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.

Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль, канцелярский нож, лекало. Их  названия, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами.

Технологические операции, их  обобщённые названия:  разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.

Элементарное представление  о  простейшем чертеже  и  эскизе. Линии чертежа (контурная, надреза, выносная, размерная, осевая, центровая).  Чтение чертежа.  Разметка  по  линейке,  угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная рациональная  разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.

Разметка  деталей  копированием  с  помощью копировальной бумаги.

Сборка изделия: подвижное, ниточное соединение деталей. Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).

3. Конструирование (11ч.).

Конструирование из  готовых форм  (упаковки). Получение объёмных форм  сгибанием. Подвижное соединение деталей изделия. Способы  сборки разборных конструкций (на болтах и винтах, ниточный механизм). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Макет, модель. Конструирование и  моделирование изделий из разных материалов, транспортных средств по модели, простейшему чертежу или  эскизу. Биговка.

4. Использование информационных технологий (4 ч.)

Знакомство с компьютером. Его  бытовое назначение. Основные части: монитор, клавиатура,  мышка,  системный блок. Правила пользования ПК  для  сохранения здоровья. Рисование на  компьютере. Создание изделий (открытки, значки, приглашения и др

Технико-технологическиепонятия: конструкция, чертёж, эскиз, точка, линия, отрезок, линии чертежа (основная контурная, выносные, размерные, линия сгиба), длина, ширина, габаритные размеры, лекало, выкройка, подвижное и  неподвижное соединение деталей

Календарно-тематическое планирование уроков технологии во 2 классе

Дата проведения

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Основные виды деятельности учащихся

По плану

факт.

I четверть ( 9 ч.)

наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края; выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученные материалы:  их   виды, физические и технологические свойства, конструктивные  особенности используемых инструментов;

-сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

С помощью учителя

-исследовать

конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий,

- искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от целей и конкретных условий  работы;

 -искать, отбирать  и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов), материалы, инструменты.

-осуществлять практический поиск  и открытие нового знания  и умения; анализировать  и читать географические  изображения;

-воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда;

-планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи;

- с помощью учителя и под его контролем организовывать  свою деятельность:

-работать  в малых группах, осуществлять сотрудничество;

-осуществлять самоконтроль качества выполненной работы и корректировку хода работы и конечного результата;

- оценивать  результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполненной работы;

- обобщать (осознавать  и формулировать) то новое, что усвоено;

     С помощью учителя:

 - сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки;

- моделировать несложные изделия с разными конструктивными  особенностями, используя разную технику;

 - участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ  и реализации несложных проектов;

-осуществлять самоконтроль;

-обобщать (осознавать  и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке;

- наблюдать  мир образов на экране компьютера

(графика, тексты, видео, интерактивное видео);

 - наблюдать , сравнивать , сопоставлять материальные и информационные объекты;

 -выполнять предложенные на цифровых носителях задания.

-осуществлять практический поиск  и открытие нового знания  и умения; анализировать  и читать географические  изображения;

-воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда;

1

Вспомни, подумай, обсуди

1

Урок повторения (Экскурсия)

2

Древний Египет. Макет пирамиды.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

3

Сооружения Древнего Египта (разметка по шаблону, конструирование из модулей)

1

Урок ознакомления с новым материалом.

4

Мастера Египта. Барельеф

1

Урок ознакомления с новым материалом.

5

Сфинкс                          (конструирование, лепка)

1

Урок ознакомления с новым материалом.

6

Одежда древних египтян.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

7

Долина пирамид      (разметка по шаблону, конструирование)

1

Урок развития умений и навыков.

8

Работаем с пластилином.

1

Комбинированный урок.

9

Проверь себя

Урок контроля

II четверть(  7 ч.)

10

В гостях у Деда Мороза. Терем Деда Мороза                           (моделирование, конструирование)

1

Комбинированный урок.

11

В гостях у Деда Мороза. Терем Деда Мороза. Украшение.

1

Урок развития умений и навыков.

12

Игрушки-пирамидки

1

Урок ознакомления с новым материалом.

13

Дед Мороз                         (разметка по шаблону)

1

Комбинированный урок

14

Елочные игрушки    (шаблон, конструирование из модулей)

1

Комбинированный урок

15

Ёлочная гирлянда «флажки»  (размётка по линейке)

1

Комбинированный урок

16

Ёлочный фонарик (разметка по линейке)

1

Урок развития умений и навыков.

III четверть ( 10 ч.)

17

 Что узнали, чему научились

1

Урок повторения и обобщения

18

Освоение компьютера. Поздравительные открытки

1

Урок ознакомления с новым материалом.

19

Окно программы TuxPaint

1

Урок ознакомления с новым материалом.

20

Древняя Греция и Рим.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

21

Макет храма. Учимся работать угольником                      (разметка по угольнику, макетирование)

1

Комбинированный урок

22

Римские и греческие воины      (конструирование, лепка)

1

Комбинированный урок

23

Одежда древних римлян и греков. Как изготавливаются льняные ткани.

1

Комбинированный урок

24

Изготавливаем  одежду  древних римлян и греков (обработка ткани)

1

Комбинированный урок

25

Скульптуры и скульптуры. Лепим фигуру человека (конструирование, лепка)

1

Комбинированный урок

26

Посуда Древней Греции (конструирование)

Комбинированный урок

IV четверть ( 8 ч.)

27

Макет Акрополя             (проектирование)

1

Урок ознакомления с новым материалом.

28

Изготавливаем книжку                       (комплексная технология)

1

Урок ознакомления с новым материалом.

29

Жилища наших предков (конструирование)

1

Комбинированный урок

30

История пуговицы. Пришивание пуговиц на ножке и с дырочками                    (соединение деталей, отделка)

1

Комбинированный урок

31

Украшение одежды. Вышивка (отделка)

1

Комбинированный урок

32

Игрушка из пуговицы                    (конструирование)

1

Комбинированный урок

33

Игрушка из носка (конструирование)

1

Комбинированный урок

34

Что узнали, чему научились

1

Урок повторения и обобщения

Итого

68 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии (ОС "Школа 2100")

Рабочая программа по технологии (ОС "Школа 2100")...

Рабочая программа по технологии УМК Школа 2100 3 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государствен­ного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной  образовательной программы ...

Рабочая программа по технологии. 3класс. ОС-2100

Рабочая программа по технологии. 3 класс.ОС-2100...

Рабочая программа по технологии, УМК "Школа 2100"

Рабочая программа по технологии по УМК "Школа 2100" составлена на четыре года обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Поможет учителю при составлении КТП с 1 по 4 классы....

Рабочая программа по технологии УМК "Школа 2100" (2 класс)

Рабочая программа по технологии УМК "Школа 2100" Авторы: О.А.Куревина, Е.А. Лутцева (2 класс)...

Рабочая программа по технологии УМК "Школа 2100" (3 класс)

Рабочая программа по технологии УМК "Школа 2100" Авторы О.А. Куревина, Е.А. Лутцева (3 класс)...

Рабочая программа по технологии УМК "Школа 2100" (4 класс)

Рабочая программа по технологии УМК "Школа 2100" и календарно- тематическое планирование (4 класс)...