Рабочая программа по технологии
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по трудовому обучению для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т. М. Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров», утверждённой МО РФ (Москва 2006 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г.)
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
Трудовое обучение в 4 классе ставит целью сформированность у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т.е учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя;
В задачу входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия , при которых его потенциал будет использован полностью.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, в том числе на проведение экскурсий – 1 час, на проведение контрольных работ 2 часа. В программу включены проверочные задания тестового характера по окончании учебной четверти. Данная программа содержит теоретические и практические занятия и состоит из разделов:
Комплексные работы
(изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов)
Работа с бумагой и картоном
Работа с тканью
Общественно-полезный труд
Для реализации программного содержания используются:
Геронимус, Т. М. Маленький мастер : учебник для 4 класса /
Т. М. Геронимус. – М. : АСТ-ПРЕСС «Школа», 2008.
Геронимус, Т. М. Я всё умею делать сам : учебник-тетрадь для 4 класса / Т. М. Геронимус. – М. : АСТ-ПРЕСС «Школа», 2008 .
Геронимус, Т. М. Работаем с удовольствием : метод. рекомендации для учителей начальных классов по использованию комплекта учебников-тетрадей по трудовому обучению в школе. 1–4 классы / Т. М. Геронимус. – М. : АСТ-ПРЕСС «Школа», 2002.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Количество часов в год – 68.
Количество часов в неделю – 2.
Количество часов в I четверти – 18.
Количество часов во II четверти – 14.
Количество часов в III четверти – 20.
Количество часов в IV четверти – 16.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теоретические | практические | |||
1 | Комплексные работы (изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов) | 40 ч | 1ч | 39 ч |
2 | Работа с бумагой и картоном | 18 ч | - ч | 18 ч |
3 | Работа с тканью | 9 ч | - ч | 9 ч |
4 | Общественно-полезный труд | 3 ч | - ч | 3 ч |
Итого | 68 ч | 1 ч | 67 ч |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во | Тип | Элементы | Вид контроля | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||
Комплексные работы | |||||||
1 | Экскурсия в парк за природными | 1 | Урок-экскурсия | Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов (последовательность, инструменты и приспособления) | Текущий | ||
2 | Сортировка и закладка на хранение собранного материал | 1 | Комбиниро ванный | Многообразие материалов и область их приме- | Самостоятельная работа |
3–6 | Объемные игрушки из природных материалов. Райская птичка, на отдыхе, лесные строители, папа и сыночек | 4 | Комбиниро ванный | Изготовление объемных изделий из природных материалов. Выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия. Основные способы соединения деталей изделия | Самостоятельная работа | ||
7–10 | Игрушки Сова, совёнок | 4 | Комбиниро ванный | Изготовление объемных изделий из текстильных материалов | Самостоятельная работа | ||
Работа с бумагой и картоном | |||||||
11– 12 | Ребристая упаковка для объемного подарка «Секретик» | 2 | Комбиниро ванный | Краткая характеристика операций обработки | Самостоятельная работа | ||
13– 14 | Тетрадка- | 2 | Комбиниро ванный | Самостоятельная работа | |||
15– 16 | Блокнот для за- | 2 | Комбиниро ванный | Тест |
17– 18 | Лягушонок-озорник из бумажных конусов | 2 | Комбиниро ванный | изделия. Разметка с использованием разметочных инструментов (линейки, карандаша, циркуля). Декоративное оформление изделия аппликацией | Самостоятельная работа | ||
Комплексные работы | |||||||
19– 20 | Игольничек | 2 | Комбиниро ванный | Подбор ткани с учетом размеров и свойств, определение лицевой и изнаночной сторон, разметка и раскрой ткани | Самостоятельная работа | ||
21– 22 | Подсвечник из металлической банки | 2 | Комбиниро-ванный | Определение последовательности изготовления изделия. Основные приемы обработки фольги, проволоки | Самостоятельная работа | ||
Изделия из бумаги | |||||||
23 | Фигурки из бумажных салфеток: «Лилия», «Шляпа кардинала», «Королевская мантия» | 1 | Комбиниро ванный | Складывание и сгибание заготовок. Последовательность и краткая характеристика операций. Изготовление объемных изделий из бумаги по эскизам, экономная разметка за- | Самостоятельная работа |
по контуру, соединение деталей изделия, сборка изделия | |||||||
24 | Плетеный | 1 | Комбини рованный | Изготовление изделий из бумаги по образцам, экономная разметка заготовок, резание ножницами по контуру, складывание и сгибание заготовок, соединение деталей изделия склеиванием, сборка изделия, выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Определение последовательности изготовления изделия по операционной карте | Самостоятельная работа | ||
25– 26 | Сумочка | 2 | |||||
27 | Елочное украшение «Складная звезда» | 1 | |||||
28 | Елочная подвеска «Золотая рыбка» | 1 | Комбини рованный | Основные приемы обработки бумаги. Изготовление объемных изделий. Определение этапов | Самостоятельная работа | ||
29 | Подвеска из конусов «Петрушка» | 1 | Комбини рованный | Изготовление объемных изделий. Определение этапов | Самостоя тельная работа | ||
30 | Итоговая контрольная работа | 1 | Контроль ный | Выполнение контрольной работы тестового характера | Контроль ный тест |
Комплексные работы | |||||||
31– 32 | Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Снеговик» | 2 | Комбини рованный | Клеевое и ниточное соединение деталей. Декоративное оформление изделия накладными деталями | Самостоятельная работа | ||
33– 34 | Детали карнавального костюма «Каменный цветок» | 2 | Оформление домашних праздников: разработка и изготовление сувениров для конкурсов, подарков. Основные приемы обработки бумаги, картона. Изготовление объемных изделий из бумаги по эскизам, экономная разметка заготовок, резание ножницами по контуру, соединение деталей изделия, сборка изделия | ||||
35– 37 | Папочка-игольница | 3 | Комбини рованный | Основные части книги. Приемы обработки плотной бумаги и картона. Подбор ткани с учетом размеров и свойств. Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисункам, схемам, эскизам, чертежам | Самостоятельная работа |
Изделия из бумаги | |||||||
38– 39 | Раскладной | 2 | Комбини рованный | Складывание и сгибание заготовок. Разметка заготовок деталей с использованием разметочных инструментов (линейки, карандаша, угольника). Использование измерений для решения практических задач | Самостоятельная работа | ||
Изделия из ткани | |||||||
40– 41 | Однослойная | 2 | Комбини рованный | Изготовление плоскостных и объемных изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров и свойств, определение лицевой и изнаночной сторон, клеевое соединение деталей, соединение деталей ручными швами | Самостоятельная работа | ||
42– 44 | Браслет-булавочница | 3 | Комбини рованный | ||||
Комплексные работы | |||||||
45– 47 | Динамическая игрушка «Зайчик-прыгунчик» | 3 | Комбини рованный | Разметка заготовок деталей по шаблонам и с использованием разметочных инструментов | Самостоятельная работа |
48– 51 | Копилка из папье-маше на резиновой основе | 4 | Комбини рованный | Изготовление объемных изделий из бумаги, соединение деталей изделия склеиванием | Самостоятельная работа | ||
Комплексные работы | |||||||
52– 54 | Конфетница из половинки нитяного ажурного кокона | 3 | Комбини рованный | Клеевое и ниточное Декоративное оформление изделия накладными деталями | Самостоятельная работа | ||
55– 56 | Игрушки из поролона: «Слоник», «Осьминог» | 2 | Комбини рованный | Природные и искусственные материалы. Выбор | Самостоятельная работа | ||
Изделия из ткани | |||||||
57– 58 | Кармашек для мелочей «Слон» | 2 | Комбини рованный | Природные и искусственные материалы. Выбор | Самостоятельная работа | ||
Комплексные работы | |||||||
59 | Кожаный брелок для ключей «Поросёнок» | 1 | Комбини рованный | Самостоятельная работа | |||
60– 61 | Подвес для прищепок «Обезьянка» | 2 | Комбини рованный | Искусственные материалы | Самостоятельная работа |
Изделия из ткани | |||||||
62– 63 | Отреставриро- | 2 | Комбини рованный | Мелкий ремонт одежды и предметов быта с использованием текстильных материалов. Декоративное оформление предметов быта и жилища | Самостоятельная работа | ||
Комплексные работы | |||||||
64– 65-66 | Игрушка из полуфабрикатов | 3 | Комбини рованный | Многообразие материалов и область их применения. Природные и искусственные материалы. Выбор материалов по их свойствам. Бережное использование и экономное расходование материалов | Самостоятельная работа | ||
67 | Итоговая контрольная работа | 1 | Комбини рованный | Выполнение контрольной работы тестового характера | Самостоятельная работа тест | ||
Общественно-полезный труд | |||||||
68 | Подготовка | 1 | Комбини рованный | Декоративное оформление предметов быта и жилища. Многообразие материалов и область их применения. Природные и искусственные материалы (название, сравнение свойств, использование). Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов | Самостоятельная работа. Итоговый |
Основные требования к обучающимся 4 класса по технологии
К концу 4 –го класса учащиеся должны знать:
-Элементарные сведения о сельском хозяйстве(виды производимой продукции, названия основных профессий)
- названия, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов изучаемых в 4 классе;
- правила безопасности труда при работе ручными инструментами;
- приемы разметки (шаблоном, линейкой, угольником, циркулем);
- способы контроля деталей
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно изготовить изделие (по рисунку, эскизу);
- выбрать необходимый материал, инструмент, приспособление;
- правильно разметить заготовку, изготовить детали, собрать изделие и проверить его в действии;
-решать простейшие технико-технологические задачи (правильный раскрой материала, использование приспособлений облегчающих труд, планирование выполнения работы).
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Геронимус, Т. М. Работаем с удовольствием : метод. рекомендации для учителей начальных классов по использованию комплекта учебников-тетрадей по трудовому обучению в школе. 1–4 классы / Т. М. Геронимус. – М. : АСТ-ПРЕСС «Школа», 2002.
2.Методические рекомендации по трудовому обучению в 1-4 классах. Изместьева Т.А Волгоград , 2005 год
2.«Умные руки»(художественная обработка материалов, моделирование и конструирование)Н.А Цирулик Изд., «Учебная литература» Самара, 2005 год
Список литературы
Основной:
Геронимус, Т. М. Маленький мастер : учебник для 4 класса /
Т. М. Геронимус. – М. : АСТ-ПРЕСС «Школа», 2008.
Геронимус, Т. М. Я всё умею делать сам : учебник-тетрадь для 4 класса / Т. М. Геронимус. – М. : АСТ-ПРЕСС «Школа», 2008 .
Дополнительной:
Журнал «Начальная школа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...