Рабочая программа по курсу "Технология" для 3 класса (УМК "Школа 2100")
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему
Рабочая программа по курсу "Технология" для 3 класса (УМК "Школа 2100") полностью соответствует требованиям ФГОС НОО и содержит все необходимые разделы и элементы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tekhnologii_3_a_klass.doc | 463.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Технология» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, утверждённого 06.10.2009 г. №373; основной образовательной программы начального общего образования МБОУСОШ № 13 с УИП эстетического цикла, утверждённой 01.09.2012 г. Приказом № 446- од; учебного плана; примерной программы по предметам первой ступени общего образования М.: «Просвещение» 2010 г.; авторской программы по «Технологии» О.А.Куревиной, Е.А.Лутцевой. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы /Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна.- Изд. 2-е, испр.- М.: Баласс, 2011. -416 с. (Образовательная система «Школа 2100»). Программа «Технология», 3 класс, с.346-347.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников (учебно – методического комплекса):
Куревина О.А., Лутцева Е.А.
Технология («Прекрасное рядом с тобой»). Учебник. 3 класс. – 2-е изд., перераб. – М. : Баласс, 2011. – 64 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»). Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что:
- рекомендована Министерством образования и науки РФ, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту;
-обеспечивает достижение новых образовательных результатов;
-обеспечивает воспитание функционально грамотной личности;
-ее основные положения согласуются с концепцией образовательной системы «Школа 2100» и решают блок задач, связанных с формированием опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности для практического решения учебных задач прикладного характера, формированием первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
- курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути, в его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся.
В соответствии с учебным планом курс «Технология» изучается с 1 по 4 класс по 1часу в неделю в каждом классе. Общий объём учебного времени составляет от 136 часов.
Программа в 3-м классе рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю). Число часов может варьироваться в зависимости от графика учебного процесса.
Программой предусмотрено проведение:
проверочных работ - 2
Рабочая программа имеет целью саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность. Способствует решению следующих задач изучения технологии на ступени начального образования:
-получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессий;
-усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
-приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
-использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
-приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
-приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Данная программа составлена для реализации курса технологии, который является частью непрерывного курса трудового обучения и художественно-эстетического образования и разработан в логике внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.
Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Кроме этого, интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают: образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объём, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение и др.), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого образа мира, каковым является искусство. Особенное место в этой интеграции занимает художественно-творческая деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащённого эстетического опыта.
Ключевая идея курса заключается в том, что учебный процесс в курсе технологии должен строиться таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребенка стала основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление. Только так на основе реального учета функциональных возможностей ребенка и закономерностей его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.
Cпецифика курса технологии требует особой организации учебной деятельности школьников в форме классно-урочной и внеурочной деятельности. Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретической, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия, урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальных характер с постепенным увлечением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера творческих проектов.
Технологическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества.
Практическая сторона технологического образования связана с формированием системы универсальных учебных действий (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата); исследовательских, практических, технико-технологических способов деятельности, духовная - с художественно- эстетическим развитием человека. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Духовная сторона изучения курса «Технология» заключается в осмыслении и присвоении учащимися системы ценностей:
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности − любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Практическая полезность курса технологии обусловлена тем, что художественно-творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культур, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не собственно целью, а, с одной стороны, средством познания мира, с другой – средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств, как самого творящего ребёнка, так и замыслов изучаемых им авторов различных художественных произведений. При этом художественно-творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: созерцание, размышление и практическая реализация замысла.
Без базовой трудовой и технологической подготовки невозможно стать образованным человеком, так как художественно-творческая, технико-технологическая деятельность создает у детей представление целостной картины мира в его материальном и духовном единстве.
Обучение технологии дает возможность развивать у учащихся:
-первоначальных конструкторско-технологических умений;
- знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
- регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
-внутренний план деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
-коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
-умение искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических − текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
-кругозор о мире профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.
Трудовое и технологическое образование вносит свой вклад в гармоничное развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую практическую деятельность.
Новизна данной программы определяется тем, что методическая основа предмета - деятельностный подход, т.е. организация максимально творческой предметной деятельности детей. Репродуктивным остается только освоение новых технологических приемов, конструктивных особенностей через специальные упражнения. Закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальностей детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками.
В предлагаемом курсе «Технология» предусмотрены следующие виды работ:
-простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки; анализ конструкций, их свойств, принципов и приемов их создания;
-моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели);
-решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
-простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов и т.д.)
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогической технологии, технологии правильного типа читательской деятельности (технологии продуктивного чтения), проектной технологии и технологии оценивания достижений, позволяющих формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах:
1) индивидуальная творческая деятельность по интересам в семье с последующим представлением творческих достижений на праздниках и выставках;
2) кружки, творческие группы и клубы по интересам:
3) олимпиады, конкурсы, выставки, праздники труда;
4) театральные постановки (с использованием кукол, масок, декораций, сделанных своими руками);
5) общественно полезные дела для класса, образовательного учреждения, района (например, оформление классов, школьных рекреаций, изготовление игрушек для дошкольников, подарков для ветеранов, участие в оснащении и оформлении площадок и т.п.);
6) факультатив по освоению компьютера и доступных компьютерных программ (в рамках Федерального стандарта);
7) доступная проектная деятельность.
Промежуточная аттестация не проводится.
Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных приемов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности.
Рабочая программа учитывает специфику обучающихся данного класса. Программа адресована обучающимся 3 а класса МБОУ СОШ № 13 с разноуровневой подготовкой и разносторонними интересами и способностями (творческой деятельностью во внеурочное время занимаются 18 обучающихся класса).
Требования к уровню освоения обучающимися
(личностных, метапредметных и предметных) результатов
по технологии.
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 3-м классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
-описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
-принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
-опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
-уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
-уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
-под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
-выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
-осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
-в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
-искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
-добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и класифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
-делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
-преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
-донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
-донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
-уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
-уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в 3-м классе является формирование следующих умений:
иметь представление об эстетических понятиях: художественный образ, форма и содержание, игрушка, дисгармония.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
иметь представление об архитектуре как виде искусства, о воздушной перспективе и пропорциях предметов, о прообразах в художественных произведениях;
знать холодные и тёплые цвета;
уметь выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов.
По трудовой (технико-технологической) деятельности:
знать виды изучаемых материалов их свойства; способ получения объёмных форм – на основе развёртки;
уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;
под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу.
Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.
Содержание учебного предмета «Технология»
34 ч (1 час в неделю)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (6 ч).
Традиции и творчество мастеров при создании предметной среды. Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека-художника.
Гармония предметов и окружающей среды (соответствие предмета (изделия) обстановке).
Знание и уважение традиций архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства народов России и мира, в том числе своего края.
Природа как источник творческих идей мастера и художника.
Профессии мастеров прикладного творчества.
Художественный анализ средств выразительности конкретных заданий.
Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым, ветеранам (социальный проект), макеты.
Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.
Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному замыслу).
Самообслуживание – пришивание пуговиц.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (14 ч).
Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. Разметка деталей копированием с помощью кальки.
Разметка развёрток с опорой на их простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов).
Вырезывание отверстий на деталях.
Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приёмы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой и её вариантами (крестик, ёлочка).
3. Конструирование (10 ч).
Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Изготовление и конструирование из объёмных геометрических фигур (пирамида, конус, призма).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданных декоративно-художественным условиям. Рицовка.
4. Использование информационных технологий (4 ч). Современный информационный мир. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами). Персональный компьютер (ПК) и его использование в разных сферах жизнедеятельности человека. Устройство компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Поиск информации в Интернете, просмотр информации на DVD.
Технологические понятия: эскиз развертки, развертка, линии чертежа (линии разрыва и невидимого контура)
Учебно-тематический план по технологии
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | |
лабораторно-практические работы | контрольные работы | |||
I. | Раздел I. «Жизнь, труд, искусство» | 8 | ||
1. | Вспомни! | 1 | Проверочная работа №1 | |
2. | Все начинается с замысла. Оригами «Самолет-истребитель» | 1 | ||
3. | Воплощение замысла. Изготовление цветика-шестицветика с помощью циркуля. | 1 | ||
4. | Воплощение замысла. Изготовление волшебного кристалла. | 1 | ||
5. | Роль фантазии в реализации замысла. Изготовление панно из ткани и шнурков. | 1 | ||
6. | Роль фантазии в реализации замысла. Открытка «Белочка» | 1 | ||
7. | О чём могут рассказать игрушки. Изготовление игрушки-кошелька «Собачка» | 1 | ||
8 | О чём могут рассказать игрушки. Изготовление игрушки-брелка «Мышка» | 1 | ||
II | Раздел II. «Жизнь и творчество» | 2 | ||
1 | Переосмысление жизни в творчестве. Изделия из соленого теста. | 1 | ||
2 | Переосмысление жизни в искусстве. Изготовление модели куба. | 1 | ||
III | Раздел III. «Отражение жизни в образах» | 20 | ||
1 | Народное искусство. Изготовление панно в технике коллаж. | 1 | ||
2 | Живопись. Создаем витраж. | 1 | ||
3 | Архитектура. Изготовление модели четырехугольной призмы. | 1 | ||
4 | Архитектура. Изготовление призмы с треугольным основанием. | 1 | ||
5 | Вещи века. Изделие «Дед Мороз» в технике аппликации, коллажа | 1 | ||
6 | Компьютер. Изготовление елочных игрушек. | 1 | ||
7 | Материал и образ. Проверь себя. | 1 | ||
8 | Гармония образа. Изготавливаем кукольный театр. | 1 | ||
9 | Отражение времени в творчестве. Изготовление головы Петрушки. Костюм для Петрушки. | 1 | ||
10 | Единство человека и природы. Открытка к 23 февраля. | 1 | ||
11 | Архитектурные образы. Изготавливаем макет мельницы. | 1 | ||
12 | Архитектурные образы. Моделируем из бумаги замок. | 1 | ||
13 | Мастерство обобщения. Открытка к 8 Марта. | 1 | ||
14 | Личность автора в творчестве. Изготовление искусственных цветов. | 1 | ||
15 | Мысли и чувства. Учимся вышивать крестом. | 1 | ||
16 | Многообразие проявления гармонии. Изготовление мешочка из канвы. | 1 | ||
17 | Цвет в природе и творчестве. Изготовление мешочка из канвы. | 1 | ||
18 | Образ художника в его творчестве. Тканые изделия. | 1 | ||
19 | Образ ученого, исследователя, изобретателя. Делаем книгу на компьютере. | 1 | ||
20 | Образ ученого, исследователя, изобретателя. Делаем книгу на компьютере. | 1 | ||
IY. | Раздел IY. «Давным - давно» | 4 | ||
1 | Человек вознесся к небесам. Открытка «Космонавт». | 1 | ||
2 | Человек вознесся к небесам. Делаем книгу на компьютере. | 1 | ||
3 | Образ нового человека. Проекты «Школьный двор», «Город моей мечты» | 1 | ||
4 | Из тьмы явился свет. Проверь себя. | 1 | Проверочная работа №2 | |
Итого: | 34 | Проверочных работ - 2 |
Контроль уровня облученности обучающихся
Тема | Вид контроля | Форма контроля | Приложение |
Раздел I. «Жизнь, труд, искусство» | Рубежный | Проверочная работа №1 | Учебник, с.29 |
Раздел IY. «Давным - давно» | Итоговый | Проверочная работа №2 | Учебник, с. 52 |
Итого: | Проверочных работ – 2 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по технологии.
Учебно- методическое обеспечение для обучающихся.
Куревина О.А., Лутцева Е.А.
Технология («Прекрасное рядом с тобой»). Учебник. 3 класс. – 2-е изд., перераб. – М. : Баласс, 2011. – 64 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»). Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
Учебно- методическое обеспечение для учителя.
Куревина О.А., Лутцева Е.А.
Технология («Прекрасное рядом с тобой»). Учебник. 3 класс. – 2-е изд., перераб. – М. : Баласс, 2011. – 64 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»). Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
Требования к оснащению учебного процесса на уроках технологии разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.
Для работы учащимся необходимы:
- индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться − трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы);
- простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и с шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем и с красками, подставка для кистей, коробочки для мелочи;
- материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами, крепированная), картон (обычный, гофрированный, цветной) ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин (или глина, пластика, солёное тесто), фольга, калька, природные и утилизированные материалы, клей ПВА; мучной клейстер, наборы «Конструктор»;
- специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки.
Интернет – ресурсы: www.school2100.ru
http://school-collection.edu.ru
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | |||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным) | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||||
план | факт | Учащийся научится | Учащийся сможет научиться | Вид | Форма | |||||
Тема 1: «Жизнь, труд, искусство» Всего часов 8 | ||||||||||
1 | 07.09 | 1.1Вспомни! Урок - практикум | 1 | Материалы, технологии, чертежи, практические умения | Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира | С помощью учителя обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено. | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | ||
2 | 14.09 |
Урок - практикум | 1 | Профессии: архитектор, модельер, мастер игрушек. Оригами | Наблюдать традиции и творчество мастеров родного края. | С помощью учителя осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | ||
3 | 21.09 |
Урок - практикум | 1 | Природа как источник творческих идей мастера и художника. Разметка при помощи циркуля. | Выполнять разметку с помощью циркуля; владеть способами точного деления окружности на части | Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять изученные материалы: их виды. | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | Замысел для сочинения-миниатюры Замысел художественного произведения | |
4 | 28.09 |
Урок - практикум | 1 | Разметка при помощи циркуля. Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. | Выполнять разметку с помощью циркуля; владеть способами точного деления окружности на части | Сопоставлять физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов. | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | ||
5 | 05.10 |
Урок - практикум | 1 | Выполнение панно. Работа с тканью и шнурками. Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. | С помощью учителя моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного). | С помощью учителя планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи. | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | А.И. Куинджи. "Лунная ночь на Днепре" | |
6 | 12.10 |
Урок - практикум | 1 | Разметка деталей копированием с помощью кальки. Разметка развёрток с опорой на их простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). | Выполнять разметку копированием при помощи кальки. Преобразовывать развёртки несложных форм (достраивание элементов). | Воплощать творческий замысел, осуществлять самоконтроль качества | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | ||
7 | 19.10 |
Урок - практикум | 1 | Работа с тканью и мехом. Обработка ткани. Соединение деталей косой строчкой и её вариантами (крестик, ёлочка). Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. | Выполнять разметку на ткани и на меху при помощи шаблонов. Соединять детали косой строчкой и ее вариантами (крестик, елочка) | Воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | ||
8 | 26.10 |
Урок - практикум | 1 | С помощью учителя искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов), материалы, инструменты | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | Старинные и современные игрушки | |||
Тема 2: «Жизнь и творчество» Всего часов 2 | ||||||||||
9 | 02.11 | 2.1 Переосмысление жизни в творчестве. Изделия из соленого теста. Урок - практикум | 1 | Традиции и творчество мастеров при создании предметной среды. Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека-художника. | Лепить различные изделия из соленого теста. | С помощью учителя понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы. | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | Вопрос к уроку "Переосмысление жизни в искусстве" | |
10 | 16.11 | 2.2 Переосмысление жизни в искусстве. Изготовление модели куба. Урок - практикум | 1 | Разметка объёмных геометрических форм (развёрток) с помощью линейки и угольника. | Анализировать и читать графические изображения (рисунки), выполнять разметку при помощи линейки | С помощью учителя осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию) и корректировку хода работы и конечного результата. | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | ||
Тема 3: «Отражение жизни в образах» Всего часов 20 | ||||||||||
11 | 23.11 | 3.1 Народное искусство. Изготовление панно в технике коллаж. Урок - практикум | 1 | Вологодские кружева. Дымковские игрушки. Панно в технике коллажа. Работа с разными материалами. Обработка ткани | С помощью учителя: сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. | С помощью учителя планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи. | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | ||
12 | 30.11 | 3.2 Живопись. Создаем витраж. Урок - практикум | 1 | Природа как источник творческих идей мастера и художника. | Знать понятие «витраж», составлять рисунок витража | Воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | Музыкальный отрывок. Шарль-Камиль Сен-Санс. "Лебедь" Собери картину. В.А. Серов "Дети" | |
13 | 07.12 | 3.3 Архитектура. Изготовление модели четырехугольной призмы. Урок - практикум | 1 | Гармония предметов и окружающей среды (соответствие предмета (изделия) обстановке). Знание и уважение традиций архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства народов России и мира, в том числе своего края. | Анализировать и читать графические изображения (рисунки), выполнять разметку при помощи линейки | С помощью учителя осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию) и корректировку хода работы и конечного результата. | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | ||
14 | 14.12 | 3.4 Архитектура. Изготовление призмы с треугольным основанием. Урок - практикум | 1 | Анализировать и читать графические изображения (рисунки), выполнять разметку при помощи линейки | С помощью учителя осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию) и корректировку хода работы и конечного результата. | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | |||
15 | 21.12 | 3.5 Вещи века. Изделие «Дед Мороз» в технике аппликации, коллажа Урок - практикум | 1 | Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. | Выполнять аппликацию в технике коллажа; отбирать необходимый материал для коллажа | Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы. | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | Вопрос к уроку "Отражение времени в искусстве" | |
16 | 28.12 | 3.6 Компьютер. Изготовление елочных игрушек. Урок - практикум | 1 | Современный информационный мир. Работа с доступной информацией. Персональный компьютер (ПК) и его использование в разных сферах жизнедеятельности человека. Устройство компьютера для ввода, вывода и обработки информации. | В Интернете вести поиск информации и отбирать образцы для работы. Выполнять объемные фигурки из разных материалов | С помощью учителя оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполненной работы. | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | ||
17 | 18.01 | 3.7 Материал и образ. Проверь себя. Урок - практикум | 1 | Работать по предложенному учителем плану; отбирать необходимые средства для решения учебной задачи | С помощью учителя обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено. | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | |||
18 | 25.01 | 3.8 Гармония образа. Изготавливаем кукольный театр. Урок - практикум | 1 | Гармония предметов и окружающей среды (соответствие предмета (изделия) обстановке). | С помощью учителя моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного). | С помощью учителя искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов), материалы, инструменты | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | ||
19 | 01.02 | 3.9 Отражение времени в творчестве. Изготовление головы Петрушки. Костюм для Петрушки. Урок - практикум | 1 | Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданных декоративно-художественным условиям. Рицовка. | С помощью учителя: сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. | С помощью учителя планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи. | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | ||
20 | 08.02 | 3.10 Единство человека и природы. Открытка к 23 февраля. Урок - практикум | 1 | Природа как источник творческих идей мастера и художника. | Выполнять разметку деталей, владеть способами соединения деталей, воплощать творческий замысел. | Воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | Вопрос к уроку "Образы времени и природы" | |
21 | 15.02 | 3.11 Архитектурные образы. Изготавливаем макет мельницы. Урок - практикум | 1 | Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Изготовление и конструирование из объёмных геометрических фигур (пирамида, конус, призма). | Анализировать и читать графические изображения (рисунки), выполнять разметку при помощи линейки | С помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы; | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | ||
22 | 22.02 | 3.12 Архитектурные образы. Моделируем из бумаги замок. Урок - практикум | 1 | Разметка объёмных геометрических форм (развёрток) с помощью линейки и угольника. | Анализировать и читать графические изображения (рисунки), выполнять разметку при помощи линейки | С помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы; | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | ||
23 | 01.03 | 3.13 Мастерство обобщения. Открытка к 8 Марта. Урок - практикум | 1 | Разметка развёрток с опорой на их простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов). | Выполнять разметку деталей, владеть способами соединения деталей, воплощать творческий замысел. | Воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | ||
24 | 15.03 | 3.14 Личность автора в творчестве. Изготовление искусственных цветов. Урок - практикум | 1 | Традиции и творчество мастеров при создании предметной среды. Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека-художника. | Выполнять разметку по шаблону, владеть способами соединений деталей | С помощью учителя: сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | ||
25 | 23.03 | 3.15 Мысли и чувства. Учимся вышивать крестом. Урок - практикум | 1 | Уметь вышивать крестиком; соблюдать правила техники безопасности | Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы. | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | |||
26 | 5.04 | 3.16 Многообразие проявления гармонии. Изготовление мешочка из канвы. Урок - практикум | 1 | Гармония предметов и окружающей среды (соответствие предмета (изделия) обстановке). | Выполнять разметку на ткани по шаблону, соединять детали косым швом | Осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию) и корректировку хода работы и конечного результата | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | ||
27 | 12.04 | 3.17 Цвет в природе и творчестве. Изготовление мешочка из канвы. Урок - практикум | 1 | Природа как источник творческих идей мастера и художника. | Выполнять разметку на ткани по шаблону, соединять детали косым швом, оформлять работу | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | |||
28 | 19.04 | 3.18 Образ художника в его творчестве. Тканые изделия. Урок - практикум | 1 | Традиции и творчество мастеров при создании предметной среды. | Выполнять простейшие ткацкие изделия | Осуществлять самоконтроль, корректировать свою работу | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | ||
29 | 26.04 | 3.19 Образ ученого, исследователя, изобретателя. Делаем книгу на компьютере. Урок - практикум | 1 | Конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции. | С помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы; | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | |||
30 | 03.05 | 3.20 Образ ученого, исследователя, изобретателя. Делаем книгу на компьютере. Урок - практикум | 1 | Современный информационный мир. Работа с доступной информацией. Персональный компьютер (ПК) и его использование в разных сферах жизнедеятельности человека | С помощью учителя: наблюдать мир образов на экране компьютера (графика, тексты, видео, интерактивное видео); | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | Отражение культуры в живописи древних | ||
Тема 4: «Давным - давно» Всего часов 4 | ||||||||||
31 | 10.05 | 4.1 Человек вознесся к небесам. Открытка «Космонавт». Урок - практикум | 1 | Профессии мастеров прикладного творчества. | Выполнять разметку деталей, владеть способами соединения деталей, воплощать творческий замысел. | С помощью учителя оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполненной работы. | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | ||
32 | 17.05 | 4.2 Человек вознесся к небесам. Делаем книгу на компьютере. Урок - практикум | 1 | Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека-художника. | С помощью учителя наблюдать, сравнивать, сопоставлять материальные и информационные объекты; выполнять предложенные на цифровых носителях задания. | С помощью учителя и под его контролем организовывать свою деятельность: работать в малых группах, осуществлять сотрудничество | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | Средневековая и античная скульптура | |
33 | 22.05 | 4.3 Образ нового человека. Проекты «Школьный двор», «Город моей мечты» Урок - практикум | 1 | Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение, защита проекта). | Анализировать и читать графические изображения (рисунки), выполнять разметку при помощи линейки | Воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда | текущий | самоконтроль/взаимопроверка | ||
34 | 24.05 | 4.4 Из тьмы явился свет. Проверь себя. Урок - практикум | 1 | Планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи | С помощью учителя обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено. | текущий | самоконтроль/взаимопроверка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для 1 класса ос 2100 по изо автор куревина
рабочая программа для 1 класса ос 2100 по ИЗО автор Куревина...
Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")
Рабочая программа предназначена для учителя начальных классов, работающего по ФГОС второго поколения, Образовательная система "Школа 2100", данная программа включает все преподаваемые предметы....
Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")
Рабочая программа составлена для 1 класса по всем предметам. Образовательная система "Школа 2100"...
Рабочая программа Математика. 1 класс."Школа 2100"
Программа по математике Демидова 4 часа в неделю...
Рабочая программа Математика 1 класс Школа 2100
Рабочая программа по предмету "Математика" 1 класс Школа 2100...
Рабочая программа для 2 класса ("Школа 2100")
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание программы, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, методическое обеспечение и тематическое пла...
рабочие программы 1-4 класс "Школа 2100"
рабочие программы 1-4 классы "Школа 2100"...