Рабочая программа по курсу "Технология" для 3 класса (УМК "Школа 2100")
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему

Мелешкина Ольга Николаевна

Рабочая программа по курсу "Технология" для 3 класса (УМК "Школа 2100") полностью соответствует требованиям ФГОС НОО и содержит все необходимые разделы и элементы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_tekhnologii_3_a_klass.doc463.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

 Рабочая программа по курсу «Технология» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, утверждённого 06.10.2009 г. №373; основной образовательной программы начального общего образования МБОУСОШ № 13 с УИП эстетического цикла, утверждённой 01.09.2012 г. Приказом № 446- од; учебного плана; примерной программы по предметам первой ступени общего образования М.: «Просвещение» 2010 г.; авторской программы по «Технологии» О.А.Куревиной, Е.А.Лутцевой. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы /Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна.- Изд. 2-е, испр.- М.: Баласс, 2011. -416 с. (Образовательная система «Школа 2100»). Программа «Технология», 3 класс, с.346-347.

   Рабочая программа ориентирована на использование учебников (учебно – методического комплекса):

Куревина О.А., Лутцева Е.А.

Технология («Прекрасное рядом с тобой»). Учебник. 3 класс. – 2-е изд., перераб. – М. : Баласс, 2011. – 64 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»). Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.  

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что:

- рекомендована Министерством образования и науки РФ, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту;

-обеспечивает достижение новых образовательных результатов;

-обеспечивает воспитание функционально грамотной личности;

-ее основные положения согласуются с концепцией образовательной системы «Школа 2100» и решают блок задач, связанных с формированием опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности для практического решения учебных задач прикладного характера, формированием первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;

- курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути, в его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся.

В соответствии с  учебным планом курс «Технология» изучается с 1 по 4 класс по 1часу в неделю в каждом классе. Общий объём учебного времени составляет от 136 часов.

Программа в 3-м классе рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю). Число часов может варьироваться в зависимости от графика учебного процесса.

Программой предусмотрено проведение:

проверочных работ - 2

Рабочая программа имеет целью саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.  Способствует решению следующих задач изучения технологии на ступени начального образования:

-получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессий;

-усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

-приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

-использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

-приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

-приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Данная программа составлена для реализации курса технологии, который является частью непрерывного курса трудового обучения и художественно-эстетического образования и разработан в логике внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.

Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.

Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Кроме этого, интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают: образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объём, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение и др.), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого образа мира, каковым является искусство. Особенное место в этой интеграции занимает художественно-творческая деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащённого эстетического опыта.

Ключевая идея  курса заключается в том, что учебный процесс в курсе технологии должен строиться таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребенка стала основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление. Только так на основе реального учета функциональных  возможностей ребенка и закономерностей его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.

Cпецифика курса технологии требует особой организации учебной деятельности школьников в форме классно-урочной и внеурочной деятельности. Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретической, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия, урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальных характер с постепенным увлечением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера творческих проектов.

        Технологическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества.

Практическая сторона технологического образования связана с  формированием системы универсальных учебных действий (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата); исследовательских, практических, технико-технологических способов деятельности, духовная  - с художественно- эстетическим развитием человека. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Духовная сторона изучения курса «Технология» заключается в осмыслении и присвоении учащимися системы ценностей:

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности  любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Практическая полезность курса технологии обусловлена тем, что художественно-творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культур, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не собственно целью, а, с одной стороны, средством познания мира, с другой – средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств, как самого творящего ребёнка, так и замыслов изучаемых им авторов различных художественных произведений. При этом художественно-творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: созерцание, размышление и практическая реализация замысла.

Без базовой трудовой и технологической подготовки невозможно стать образованным человеком, так как художественно-творческая, технико-технологическая  деятельность создает у детей представление  целостной картины мира в его материальном и духовном единстве.

Обучение технологии  дает возможность развивать у учащихся:

-первоначальных конструкторско-технологических  умений;

- знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);

- регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

-внутренний план деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

-коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

-умение искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических  текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);

-кругозор о  мире профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.

Трудовое и технологическое образование вносит свой вклад в гармоничное развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую  практическую деятельность.

         Новизна данной программы определяется тем, что методическая основа предмета -  деятельностный подход, т.е. организация максимально  творческой предметной деятельности детей. Репродуктивным остается только освоение новых технологических приемов, конструктивных особенностей через специальные упражнения. Закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальностей детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками.

В предлагаемом курсе «Технология» предусмотрены следующие виды работ:

-простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки; анализ конструкций, их свойств, принципов и приемов их создания;

-моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели);

-решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

-простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов и т.д.)

При организации процесса обучения в раках данной программы  предполагается применением следующих педагогических технологий обучения:    проблемно-диалогической технологии, технологии правильного типа читательской деятельности (технологии продуктивного чтения), проектной технологии и технологии оценивания достижений, позволяющих формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности.

Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах:

1) индивидуальная творческая деятельность по интересам в семье с последующим представлением творческих достижений на праздниках и выставках;

2) кружки, творческие группы и клубы по интересам:

3) олимпиады, конкурсы, выставки, праздники труда;

4) театральные постановки (с использованием кукол, масок, декораций, сделанных своими руками);

5) общественно полезные дела для класса, образовательного учреждения, района (например, оформление классов, школьных рекреаций, изготовление игрушек для дошкольников, подарков для ветеранов, участие в оснащении и оформлении площадок и т.п.);

6) факультатив по освоению компьютера и доступных компьютерных программ (в рамках Федерального стандарта);

7) доступная проектная деятельность.

Промежуточная аттестация  не проводится.

Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных приемов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности.

Рабочая программа учитывает специфику обучающихся данного класса. Программа адресована обучающимся 3 а  класса МБОУ СОШ № 13 с разноуровневой подготовкой и разносторонними интересами и способностями (творческой деятельностью во внеурочное время занимаются 18 обучающихся класса).

   

Требования к уровню освоения обучающимися

(личностных, метапредметных и предметных) результатов

по технологии.

Личностными результатами изучения курса «Технология» в 3-м классе является формирование следующих умений:

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;

-описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

-принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

-опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

-самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

-уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

-уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

-под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

-выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

-осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

-в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

-искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;

-добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и класифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;

-делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

-преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

-донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

-донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

-уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

-уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Технология» в 3-м классе является формирование следующих умений:

иметь представление об эстетических понятиях: художественный образ, форма и содержание, игрушка, дисгармония.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

иметь представление об архитектуре как виде искусства, о воздушной перспективе и пропорциях предметов, о прообразах в художественных произведениях;

знать холодные и тёплые цвета;

уметь выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов.

По трудовой (технико-технологической) деятельности:

знать виды изучаемых материалов их свойства; способ получения объёмных форм – на основе развёртки;

уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;

под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу.

Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.

   

Содержание учебного предмета «Технология»

34 ч (1 час в неделю)

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (6 ч).

Традиции и творчество мастеров при создании предметной среды. Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека-художника.

Гармония предметов и окружающей среды (соответствие предмета (изделия) обстановке).

Знание и уважение традиций архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства народов России и мира, в том числе своего края.

Природа как источник творческих идей мастера и художника.

Профессии мастеров прикладного творчества.

Художественный анализ средств выразительности конкретных заданий.

Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым, ветеранам (социальный проект), макеты.

Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.

Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному замыслу).

Самообслуживание – пришивание пуговиц.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (14 ч).

Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. Разметка деталей копированием с помощью кальки.

Разметка развёрток с опорой на их простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов).

Вырезывание отверстий на деталях.

Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приёмы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой и её вариантами (крестик, ёлочка).

3. Конструирование (10 ч).

Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Изготовление и конструирование из объёмных геометрических фигур (пирамида, конус, призма).

Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданных декоративно-художественным условиям. Рицовка.

4. Использование информационных технологий (4 ч). Современный информационный мир. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами). Персональный компьютер (ПК) и его использование в разных сферах жизнедеятельности человека. Устройство компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Поиск информации в Интернете, просмотр информации на DVD.

Технологические понятия: эскиз развертки, развертка, линии чертежа (линии разрыва и невидимого контура)


Учебно-тематический план по технологии

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

лабораторно-практические

 работы

контрольные работы

I.

Раздел I. «Жизнь, труд, искусство»  

8

1.

Вспомни!

1

Проверочная работа №1

2.

Все начинается с замысла. Оригами «Самолет-истребитель» 

1

3.

Воплощение замысла. Изготовление цветика-шестицветика с помощью циркуля.

1

4.

Воплощение замысла. Изготовление волшебного кристалла.

1

5.

Роль фантазии в реализации замысла. Изготовление панно из ткани и шнурков.

1

6.

Роль фантазии в реализации замысла. Открытка «Белочка»

1

7.

О чём могут рассказать игрушки. Изготовление игрушки-кошелька «Собачка»

1

8

О чём могут рассказать игрушки. Изготовление игрушки-брелка «Мышка»

1

II

Раздел II. «Жизнь и творчество»  

2

1

Переосмысление жизни в творчестве. Изделия из соленого теста.

1

2

Переосмысление жизни в искусстве. Изготовление модели куба.

1

III

Раздел III. «Отражение жизни в образах»  

20

1

Народное искусство. Изготовление панно в технике коллаж.

1

2

Живопись. Создаем витраж.

1

3

Архитектура.  Изготовление  модели четырехугольной призмы.

1

4

Архитектура. Изготовление призмы с треугольным основанием.

1

5

Вещи века. Изделие «Дед Мороз» в технике аппликации, коллажа

1

6

Компьютер. Изготовление елочных игрушек.

1

7

Материал и образ. Проверь себя.

1

8

Гармония образа.  Изготавливаем кукольный театр.

1

9

Отражение времени в творчестве.

Изготовление головы Петрушки. Костюм для Петрушки.

1

10

Единство человека и природы. Открытка к 23 февраля.

1

11

Архитектурные образы. Изготавливаем макет мельницы.

1

12

Архитектурные образы. Моделируем из бумаги замок.

1

13

Мастерство обобщения. Открытка к 8 Марта.

1

14

Личность автора в творчестве. Изготовление искусственных цветов.

1

15

Мысли и чувства. Учимся вышивать крестом.

1

16

Многообразие проявления гармонии. Изготовление мешочка из канвы.

1

17

Цвет в природе и творчестве. Изготовление мешочка из канвы.

1

18

Образ художника в его творчестве. Тканые изделия.

1

19

Образ ученого, исследователя, изобретателя. Делаем книгу на компьютере.

1

20

Образ ученого, исследователя, изобретателя. Делаем книгу на компьютере.

1

IY.

Раздел IY. «Давным - давно»  

4

1

Человек вознесся к небесам. Открытка «Космонавт».

1

2

Человек вознесся к небесам. Делаем книгу на компьютере.

1

3

Образ нового человека. Проекты «Школьный двор», «Город моей мечты»

1

4

Из тьмы явился свет. Проверь себя.

1

Проверочная работа №2

Итого:

34

Проверочных работ - 2

Контроль уровня облученности обучающихся

Тема

Вид контроля

Форма контроля

Приложение

Раздел I. «Жизнь, труд, искусство»  

Рубежный

Проверочная работа №1

Учебник, с.29

Раздел IY. «Давным - давно»  

Итоговый

Проверочная работа №2

Учебник, с. 52

Итого:

Проверочных работ – 2

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по технологии.

Учебно- методическое обеспечение для обучающихся.

Куревина О.А., Лутцева Е.А.

Технология («Прекрасное рядом с тобой»). Учебник. 3 класс. – 2-е изд., перераб. – М. : Баласс, 2011. – 64 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»). Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.  

Учебно- методическое обеспечение для учителя.

Куревина О.А., Лутцева Е.А.

Технология («Прекрасное рядом с тобой»). Учебник. 3 класс. – 2-е изд., перераб. – М. : Баласс, 2011. – 64 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»). Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.  

Требования к оснащению учебного процесса на уроках технологии разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.

Для работы учащимся необходимы:

  • индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться  трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы);
  • простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и с шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем и с красками, подставка для кистей, коробочки для мелочи;
  • материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами, крепированная), картон (обычный, гофрированный, цветной) ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин (или глина, пластика, солёное тесто), фольга, калька, природные и утилизированные материалы, клей ПВА; мучной клейстер, наборы «Конструктор»;
  • специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки.

Интернет – ресурсыwww.school2100.ru

                                   http://school-collection.edu.ru

                                   http://window.edu.ru

                                   www.edu.ru

                                   http://www.edu.ru/


Календарно-тематическое  планирование

п/п

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

Дата

Тема урока, тип урока

Кол-во

часов

Элемент содержания

Требования к результатам (предметным и метапредметным)

Контрольно-оценочная деятельность

Информационное сопровождение, цифровые  и электронные образовательные ресурсы

план

факт

Учащийся научится

Учащийся сможет научиться

Вид

Форма

Тема 1: «Жизнь, труд, искусство»   Всего часов 8

1

07.09

1.1Вспомни!

Урок - практикум

1

Материалы, технологии, чертежи, практические умения

Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира

С помощью учителя обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

 Весёлая игрушка. Заготовка

http://school-collection.edu.ru

2

14.09

  1. Все начинается с замысла. Оригами «Самолет-истребитель» 

Урок - практикум

1

Профессии: архитектор, модельер, мастер игрушек.

Оригами

Наблюдать традиции и творчество мастеров родного края.

С помощью учителя осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

 В.А. Тропинин. "Кружевница"

http://school-collection.edu.ru

3

21.09

  1. Воплощение замысла. Изготовление цветика-шестицветика с помощью циркуля.

 Урок - практикум

1

Природа как источник творческих идей мастера и художника.

Разметка при помощи циркуля.

Выполнять разметку с помощью циркуля; владеть способами точного деления окружности на части

Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять изученные материалы: их виды.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

Замысел для сочинения-миниатюры

 Замысел художественного произведения

http://school-collection.edu.ru

4

28.09

  1. Воплощение замысла. Изготовление волшебного кристалла.

Урок - практикум 

1

Разметка при помощи циркуля. Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.

Выполнять разметку с помощью циркуля; владеть способами точного деления окружности на части

Сопоставлять физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

 Замысел. Музыка

 Замысел. Скульптура

http://school-collection.edu.ru

5

05.10

  1. Роль фантазии в реализации замысла. Изготовление панно из ткани и шнурков.

Урок - практикум

1

Выполнение панно. Работа с тканью и шнурками. Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение.

С помощью учителя моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного).

 С помощью учителя планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

А.И. Куинджи. "Лунная ночь на Днепре"

 Лозоплетение

 Найди паруhttp://school-collection.edu.ru

6

12.10

  1. Роль фантазии в реализации замысла. Открытка «Белочка»

Урок - практикум 

1

Разметка деталей копированием с помощью кальки.

Разметка развёрток с опорой на их простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая).

Выполнять разметку копированием при помощи кальки.

Преобразовывать развёртки несложных форм (достраивание элементов).

Воплощать творческий замысел, осуществлять самоконтроль качества

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

 Роль фантазии в музыкальном отрывке

 Изготовление открытки

http://school-collection.edu.ru

7

19.10

  1. О чём могут рассказать игрушки. Изготовление игрушки-кошелька «Собачка»

 Урок - практикум

1

 Работа с тканью и мехом. Обработка ткани. Соединение деталей косой строчкой и её вариантами (крестик, ёлочка). Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение.

Выполнять разметку на ткани и на меху при помощи шаблонов. Соединять детали косой строчкой и ее вариантами (крестик, елочка)

Воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

Фантастическое и реалистическое изображения

http://school-collection.edu.ru

8

26.10

  1. О чём могут рассказать игрушки. Изготовление игрушки-брелка «Мышка»

 Урок - практикум

1

С помощью учителя искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов), материалы, инструменты

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

 Из чего делают игрушки?

 Можно и нельзя

 Музей игрушек

 Отношение к игрушке

 Старинные и современные игрушки

http://school-collection.edu.ru

Тема 2: «Жизнь и творчество»   Всего часов 2

9

02.11

2.1 Переосмысление жизни в творчестве. Изделия из соленого теста.

Урок - практикум

1

Традиции и творчество мастеров при создании предметной среды. Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека-художника.

Лепить различные изделия из соленого теста.

С помощью учителя понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

 Вопрос к уроку "Переосмысление жизни в искусстве"

 Жизнь и искусство

http://school-collection.edu.ru

10

16.11

2.2 Переосмысление жизни в искусстве. Изготовление модели куба.

Урок - практикум

1

Разметка объёмных геометрических форм (развёрток) с помощью линейки и угольника.

Анализировать и читать графические изображения (рисунки), выполнять разметку при помощи линейки

С помощью учителя осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию) и корректировку хода работы и конечного результата.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

 Отражение жизни в портрете


Отражение жизни на сцене и в кино


Стихотворение

http://school-collection.edu.ru

Тема 3: «Отражение жизни в образах»   Всего часов 20

11

23.11

3.1 Народное искусство. Изготовление панно в технике коллаж.

Урок - практикум

1

Вологодские кружева. Дымковские игрушки. Панно  в технике коллажа. Работа с разными материалами. Обработка ткани

С помощью учителя:

сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки.

 С помощью учителя планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

 Жизнь в образах


Открытка "Лесные жители"

 Открытка "Морские обитатели"

 Открытки

http://school-collection.edu.ru

12

30.11

3.2 Живопись. Создаем витраж.

Урок - практикум

1

Природа как источник творческих идей мастера и художника.

Знать понятие «витраж», составлять рисунок витража

Воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

 Жизнь в образах


Жизнь, ставшая образом

 Музыкальный отрывок. Шарль-Камиль Сен-Санс. "Лебедь"

 Сказочный букет

  Собери картину. В.А. Серов "Дети"

http://school-collection.edu.ru

13

07.12

3.3 Архитектура.  Изготовление  модели четырехугольной призмы.

Урок - практикум

1

Гармония предметов и окружающей среды (соответствие предмета (изделия) обстановке).

Знание и уважение традиций архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства народов России и мира, в том числе своего края.

Анализировать и читать графические изображения (рисунки), выполнять разметку при помощи линейки

С помощью учителя осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию) и корректировку хода работы и конечного результата.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

 Архитектура и эпоха


Древний город

http://school-collection.edu.ru

14

14.12

3.4 Архитектура. Изготовление призмы с треугольным основанием.

Урок - практикум

1

Анализировать и читать графические изображения (рисунки), выполнять разметку при помощи линейки

С помощью учителя осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию) и корректировку хода работы и конечного результата.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

 Живопись и эпоха

  Разные эпохи

 Скульптура и эпоха

http://school-collection.edu.ru

15

21.12

3.5 Вещи века. Изделие «Дед Мороз» в технике аппликации, коллажа

Урок - практикум

1

Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа.

Выполнять аппликацию в технике коллажа; отбирать необходимый материал для коллажа

Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

 Вопрос к уроку "Отражение времени в искусстве"

http://school-collection.edu.ru

16

28.12

3.6 Компьютер. Изготовление елочных игрушек.

Урок - практикум

1

Современный информационный мир. Работа с доступной информацией. Персональный компьютер (ПК) и его использование в разных сферах жизнедеятельности человека. Устройство компьютера для ввода, вывода и обработки информации.

В Интернете вести поиск информации и отбирать образцы для работы. Выполнять объемные фигурки из разных материалов

С помощью учителя оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполненной работы.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

  Жизнь, ставшая образом

http://school-collection.edu.ru

17

18.01

3.7 Материал и образ. Проверь себя.

Урок - практикум

1

Работать по предложенному учителем плану; отбирать необходимые средства для решения учебной задачи

С помощью учителя обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

 Подбери иллюстрацию

http://school-collection.edu.ru

18

25.01

3.8 Гармония образа.  Изготавливаем кукольный театр.

Урок - практикум

1

Гармония предметов и окружающей среды (соответствие предмета (изделия) обстановке).

С помощью учителя моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного).

С помощью учителя искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов), материалы, инструменты

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

Гармония образа

 Архитектурные композиции

 Определи инструмент

 Отгадай загадку

 Подбери антоним

http://school-collection.edu.ru

19

01.02

3.9 Отражение времени в творчестве.

Изготовление головы Петрушки. Костюм для Петрушки.

Урок - практикум

1

Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданных декоративно-художественным условиям. Рицовка.

С помощью учителя:

сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки.

 С помощью учителя планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

 Время в живописи

  Время в скульптуре


Отражение времени в искусстве


Художник и время

http://school-collection.edu.ru

20

08.02

3.10 Единство человека и природы. Открытка к 23 февраля.

Урок - практикум

1

Природа как источник творческих идей мастера и художника.

Выполнять разметку деталей, владеть способами соединения деталей, воплощать творческий замысел.

Воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

 Вопрос к уроку "Образы времени и природы"

 Измени время года цветом

 Образы времени и природы

 Образы природы

http://school-collection.edu.ru

21

15.02

3.11 Архитектурные образы. Изготавливаем макет мельницы.

Урок - практикум

1

Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Изготовление и конструирование из объёмных геометрических фигур (пирамида, конус, призма).

Анализировать и читать графические изображения (рисунки), выполнять разметку при помощи линейки

С помощью учителя

исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы;

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

 Архитектура и живопись

 Архитектура и скульптура

  Архитектурное многообразие

http://school-collection.edu.ru

22

22.02

3.12 Архитектурные образы. Моделируем из бумаги замок.

Урок - практикум

1

Разметка объёмных геометрических форм (развёрток) с помощью линейки и угольника.

Анализировать и читать графические изображения (рисунки), выполнять разметку при помощи линейки

С помощью учителя

исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы;

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

 Архитектурные образы


Материалы в архитектуре

http://school-collection.edu.ru

23

01.03

3.13 Мастерство обобщения. Открытка к 8 Марта.

Урок - практикум

1

Разметка развёрток с опорой на их простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов).

Выполнять разметку деталей, владеть способами соединения деталей, воплощать творческий замысел.

Воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

Музейные экспонаты

 Обобщение в искусстве

 Подбери иллюстрацию


Портреты А.С. Пушкина

  Элементы орнамента

http://school-collection.edu.ru

24

15.03

3.14 Личность автора в творчестве. Изготовление искусственных цветов.

Урок - практикум

1

Традиции и творчество мастеров при создании предметной среды. Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека-художника.

Выполнять разметку по шаблону, владеть способами соединений деталей

С помощью учителя:

сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

 Личность автора в музыке


Личность актера

 Неравный брак

 Портрет и пейзаж

 Сочинение-миниатюра

http://school-collection.edu.ru

25

23.03

3.15 Мысли и чувства. Учимся вышивать крестом.

Урок - практикум

1

Уметь вышивать крестиком; соблюдать правила техники безопасности

Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

  В лес за ёлкой

 Мысль и чувства

 Репродукции А.А. Пластова

 Стихи и чувства


Цвет и чувства

http://school-collection.edu.ru

26

5.04

3.16 Многообразие проявления гармонии. Изготовление мешочка из канвы.

Урок - практикум

1

Гармония предметов и окружающей среды (соответствие предмета (изделия) обстановке).

Выполнять разметку на ткани по шаблону, соединять детали косым швом

Осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию) и корректировку хода работы и конечного результата

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

Архитектурные композиции

 Гармония образа

http://school-collection.edu.ru

27

12.04

3.17 Цвет в природе и творчестве. Изготовление мешочка из канвы.

Урок - практикум

1

Природа как источник творческих идей мастера и художника.

Выполнять разметку на ткани по шаблону, соединять детали косым швом, оформлять работу

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

 Значение колорита

 Контур рисунка. Орнамент

 Образ и цвет

 Определение колорита

  Репродукции

  Ягоды

http://school-collection.edu.ru

28

19.04

3.18 Образ художника в его творчестве. Тканые изделия.

Урок - практикум

1

Традиции и творчество мастеров при создании предметной среды.

Выполнять простейшие ткацкие изделия

Осуществлять самоконтроль, корректировать свою работу

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

 Весёлые маски

 Образ художника

 Портреты

 Создай образ

 Создай портрет

http://school-collection.edu.ru

29

26.04

3.19 Образ ученого, исследователя, изобретателя. Делаем книгу на компьютере.

Урок - практикум

1

Конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции.

С помощью учителя

исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы;

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

 Образ эпохи


Образ эпохи в искусстве

http://school-collection.edu.ru

30

03.05

3.20 Образ ученого, исследователя, изобретателя. Делаем книгу на компьютере.

Урок - практикум

1

Современный информационный мир. Работа с доступной информацией. Персональный компьютер (ПК) и его использование в разных сферах жизнедеятельности человека

С помощью учителя:

наблюдать мир образов на экране компьютера (графика, тексты, видео, интерактивное видео);

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

 Отражение культуры в живописи древних


Школа XIX века

http://school-collection.edu.ru

Тема 4: «Давным - давно»   Всего часов 4

31

10.05

4.1 Человек вознесся к небесам. Открытка «Космонавт».

Урок - практикум

1

Профессии мастеров прикладного творчества.

Выполнять разметку деталей, владеть способами соединения деталей, воплощать творческий замысел.

С помощью учителя оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполненной работы.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

Витраж

 Настроение храма

 Составь замок

 http://school-collection.edu.ru

32

17.05

4.2 Человек вознесся к небесам. Делаем книгу на компьютере.

Урок - практикум

1

Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека-художника.

С помощью учителя наблюдать, сравнивать, сопоставлять материальные и информационные объекты;

выполнять предложенные на цифровых носителях задания.

С помощью учителя и под его контролем организовывать свою деятельность: работать в малых группах, осуществлять сотрудничество

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

Средневековая и античная скульптура

 Средневековая и египетская скульптура

 Человек вознёсся к небесам

http://school-collection.edu.ru

33

22.05

4.3 Образ нового человека. Проекты «Школьный двор», «Город моей мечты»

Урок - практикум

1

Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение, защита проекта).

Анализировать и читать графические изображения (рисунки), выполнять разметку при помощи линейки

Воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

  Изображение человека

 Наряд вельможи

 Новый город

 Образ нового человека

 Собери изображение человека

http://school-collection.edu.ru

34

24.05

4.4 Из тьмы явился свет. Проверь себя.

Урок - практикум

1

Планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи

С помощью учителя обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

Из тьмы явился свет

 Изобретения Эпохи Возрождения


Рафаэль. "Афинская школа"

 Реальное и выдуманное

  Схема геликоптера

http://school-collection.edu.ru




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для 1 класса ос 2100 по изо автор куревина

рабочая программа для 1 класса ос 2100 по ИЗО автор Куревина...

Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")

Рабочая программа предназначена для учителя начальных классов, работающего по ФГОС второго поколения, Образовательная система "Школа 2100", данная программа включает все преподаваемые предметы....

Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")

Рабочая программа составлена для 1 класса по всем предметам. Образовательная система "Школа 2100"...

Рабочая программа Математика. 1 класс."Школа 2100"

Программа по математике Демидова 4 часа в неделю...

Рабочая программа Математика 1 класс Школа 2100

Рабочая программа по предмету "Математика" 1 класс Школа 2100...

Рабочая программа для 2 класса ("Школа 2100")

Рабочая программа  содержит пояснительную записку, содержание программы, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, методическое обеспечение и тематическое пла...

рабочие программы 1-4 класс "Школа 2100"

рабочие программы 1-4 классы "Школа 2100"...