Рабочая программа по технологии
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы по русскому языку федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и скорректирована по материалам программы «Технология» Е.А. Лутцевой УМК «Начальная школа XXI века» для 3 класса общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya3_klass.doc | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию г. Барнаула
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №114 с углубленным изучением отдельных предметов (математики)"
Индустриального района г. Барнаула
ПРИНЯТО на заседании ШМО Китаева О.Ю. руководитель ШМО Протокол от _______ №____ (дата) | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР Ильиных Л.И. ____________________ (дата) | УТВЕРЖДАЮ Директор ______________________ Т.В. Коробкина Приказ от_______№____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
для 3Б класса
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
Надежда Андреевна Кузнецова
Барнаул, 2014
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы по русскому языку федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и скорректирована по материалам программы «Технология» Е.А. Лутцевой УМК «Начальная школа XXI века» для 3 класса общеобразовательной школы.
Предмет технология входить в предметную область «Технология».
Цели и задачи курса
В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижений науки и техники; во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребёнка в его практической деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребенка, и его предметно-манипуляционная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремление активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.).
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
- использование приобретённых знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Программа по «Технологии» УМК «Начальная школа 21 века» служит для реализации традиционной образовательной системы.
Общая характеристика курса «Технология»
Содержание курса рассматривается прежде всего, как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности. Сквозная идея содержания — внутреннее стремление человека к познанию мира, реализации своих жизненных и эстетических потребностей. Технология представлена как способ реализации жизненно важных потребностей людей, расширения и обогащения этих потребностей; влияние научных открытий (в частности, в области физики) на технический прогресс и технических изобретений на развитие наук (например, изобретение микроскопа и телескопа), повседневную жизнь людей, общественное сознание, отношение к природе. Особый акцент — на результаты научно-технической деятельности человека (главным образом в XX — начале XXI в.) и на состояние окружающей среды, т. е. на проблемы экологии. История развития материальной культуры перекликается с историей развития духовной культуры, которая в своей практической составляющей также по-своему технологична.
Содержание курса целенаправленно отобрано, структурировано по двум основным содержательным линиям:
1. Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры
Линия включает информационно-познавательную и практическую части
и построена в основном по концентрическому принципу. Вначале осваиваются элементарные знания и умения по технологии обработки материалов, использованию техники в жизнедеятельности человека и т. п. Затем даются представления об информации и информационных технологиях, энергии и способах её получения и использовании, об организации труда, мире профессий и т. п.
2. Из истории технологии
Линия отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Материал построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды. Отражены некоторые страницы истории человечества – от стихийного удовлетворения насущных жизненных потребностей древнего человека к зарождению социальных отношений, нашедших своё отражение в целенаправленном освоении окружающего мира и создании материальной культуры. Содержание линии раскрывает учащимся на уровне общих представлений закономерности зарождения ремёсел, создания механизмов, использующих силу природных стихий, изобретения парового двигателя и связанного с этим начала технической революции. Даётся также представление о некоторых великих изобретениях человечества, породивших науки или способствовавших их развитию, о современном техническом прогрессе, его положительном и негативном влиянии на окружающую среду, особенно в экологическом плане. При этом центром внимания является человек, в первую очередь как человек-созидатель – думающий, творящий, стремящийся удовлетворить свои материальные и духовно-эстетические потребности и при этом рождающий красоту.
Особенности представления материала:
- исторические события явления, объекты изучаются в их связи с реальной окружающей детей средой;
- преобразующая деятельность человека рассматривается в единстве и взаимосвязи с миром природы; раскрывается их взаимовлияние, как положительное, так и отрицательное, в том числе обсуждаются проблемы экологии;
- показано, что технологии практических работ из века в век остаются практически неизменными, особенно ручных, ремесленнических (разметка, вырезание, соединение деталей, отделка изделий);
- осуществляется знакомство с основными движущими силами прогресса, в том числе рассматривают причины и закономерности разделения труда, необходимость повышения производительности труда, этапы развития техники в помощь человеку и т.д.;
- подчеркивается, что творческая деятельность – естественная, сущностная потребность человека в познании мира и самореализации – проявляется, в частности, в изобретательстве, стимулирующем развитии производства или наук.
Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребенка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.
В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:
- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания.
- Технология ручной обработки материалов.
- Конструирование и моделирование.
- Использование информационных технологий.
В 3 классе освоение предметных знаний и умений осуществляется посредством переноса известного в новые ситуации, на первый план выходит развитие коммуникативных и социальных качеств личности, а также развитие основ творческой деятельности, высшая форма которой – проект.
Национальные и региональные традиции реализуются через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность. Это могут быть реальные с ремеслами и промыслами народов, населяющих район.
Место учебного предмета в учебном плане
В 3 классе урок технологии проводится 1 раз в неделю, рассчитан на 34 часа в год (34 учебные недели).
Ведущие идеи курса «Технология»
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Изобразительное искусство – дает возможность использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно – прикладного искусства и дизайна.
Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде , мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов вычислений, построение форм с учетом основ геометрии; работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера , природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально- культурной среды обитания. Изучение этнокультурных традиций.
Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки, сообщение о ходе действий и построении плана деятельности, построение логических связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создает уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить признание. Именно так закладывазаются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для успешной социализации.
Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникации практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Методическая основа курса - организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. В репродуктивном ключе строится только освоение технологических приемов и операций. Умение открывать знания и пользоваться различного рода источниками информации для жизни гораздо важнее, чем просто запоминать и накапливать знания. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки своего учебного труда: знаю, понимаю, могу.
Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, - продуктивные, включающие в себя наблюдения, размышления, обсуждения, “открытия” новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п. С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретенной информации.
При таком подходе результатом освоения содержания курса становится не только освоение заложенных в программе знаний, качественное выполнение практических и творческих работ, но и личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии.
Для обеспечения качества практической работы предусмотрено выполнение пробных поисковых, тренировочных упражнений, направленных на освоение необходимых технологических приемов и операций, открытие конструктивных особенностей изделий. Упражнения предваряют изготовление предлагаемых изделий, помогают наглядно и практически искать оптимальные технологические способы и приемы и тем самым являются залогом качественного выполнения целостной работы. Их необходимо выполнять на этапе поиска возможных вариантов решения конструкторско-технологической или декоративно-художественной проблемы, выявленной в результате анализа предложенного образца изделия.
Развитие метапредметных результатов обучения обеспечивается стимулированием учащихся к поиску и самостоятельному решению конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач, опорой на личный опыт учащихся, иллюстративный материал, систему вопросов и заданий, активизирующих познавательную поисковую деятельность. На этой основе создаются условия для развития у учащихся умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать свои результаты и образцы профессиональной деятельности мастеров, искать оптимальные пути решения возникающих эстетических, конструктивных и технических проблем.
Развитие духовно-нравственных качеств личности, уважения к наследию и традициям народа своей страны и других стран обеспечивается созерцанием и обсуждением художественных образцов культуры, а также активными включением в доступную художественно-прикладную деятельность на уроках.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально–личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых, как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно–преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
К концу обучения в 3 классе учащиеся:
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Знать:
- о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;
- о профессиях мастеров прикладного искусства.
Уметь:
- узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученных и распространенных в крае ремесла;
- соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
- названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
- последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- основные линии чертежа (осевая и центровая);
- правила безопасной работы канцелярским ножом;
- косую строку, ее варианты, их назначения;
- названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации.
Иметь представление:
- о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме;
- традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.
Уметь частично самостоятельно:
- читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
- выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
- подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
- выполнять рицовку;
- выполнять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников;
- решать доступные технологические задачи.
Конструирование и моделирование
Знать:
- простейшие способы достижения прочности конструкции.
Уметь:
- конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
- изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
- выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкций.
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Знать:
- названия и назначения основного устройства персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;
- о назначении клавиатуры, компьютерной мыши.
Уметь с помощью учителя:
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой, компьютерной мышью;
- выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать);
- работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами и электронными носителями (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.
3. Содержание курса «Технология» 3 класс
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14 ч)
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала 20 века. Использование человеком энергии сил природы (воды, ветра, огня) для повышения производительности труда. Использование человеком силы пара, электрической энергии для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества.
Энергия природных стихий: ветер, вода (пара). Электричество, простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочка, звонок, электродвигатель).
Гармония предметов и окружающей среды – соответствие предмета (изделия) обстановке.
Элементарная практическая деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым (социальный проект), макеты.
Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.
Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному или техническому замыслу).
Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10 ч)
Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металл, ткани, мех и др.), их получение, применение.
Разметка разверток с опорой на простейший чертеж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов).
Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой. Отделка косой строчкой и ее вариантами (крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесьмой, бусинами и т.д.
3. Конструирование и моделирование (9 ч)
Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций. Использование принципов действия представителей животного мира для решения инженерных задач.
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям.
Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (5ч)
Информационная среда, основные источники информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.
Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила безопасного пользования ПК. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступными источниками информации.
5. Примерное поурочное планирование курса «Технология» 3 класс
№ урока | Тема урока | Вид занятия | Планируемые результаты | Формы и виды деятельности |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания (14 ч) | ||||
1 | Рукотворный мир как результат труда человека | урок-исследование | Профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся. Характерные особенности видов декоративно-прикладного искусства. | Фронтальная. Коллективная. Индивидуальная. Игра «Узнай профессию». Групповая– изготовление модели одежды |
2 | Рукотворный мир как результат труда человека | урок-практикум | Разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты. Проект. Создание проекта | Фронтальная. Коллективная. Работа в парах. Индивидуальная - проектирование русского костюма или коллективный проект «Макет здания» |
3 | Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда | комбинированный | Плоские фигуры и объёмные формы. | Фронтальная. Коллективная. Индивидуальная– изготовление поздравительной открытки или календарика |
4 | Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда | урок-проект | Взаимовлияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества. Использование человеком энергии сил природы (воды, ветра, огня) для повышения производительности труда | Коллективная. Фронтальная. Коллективная – проект – макет крепости с использованием картона, спичечных коробков, цветной бумаги. |
5 | Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда | комбинированный | Использование человеком энергии сил природы (воды, ветра, огня) для повышения производительности труда. | Фронтальная Групповая - изготовление макета печи, украшение изразцами (бумага, картон). или Работа в парах– изготовление модели ветряной мельницы (картон, бумага, проволока) |
6 | Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда | комбинированный | Взаимовлияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества. Энергия природных стихий. Вода работает на человека. | Фронтальная Индивидуальная– изготовление эскиза водяной мельницы. Работа в группах– изготовление ветряной мельницы |
7 | Природа в художественно-практической деятельности человека | комбинированный | Гармония предметов и окружающей среды – соответствие предмета обстановке. | Коллективная Работа в парах– выполнение узоров украшения изделий народного промысла. или групповая – конструирование и украшение модели одежды |
8 | Природа в художественно-практической деятельности человека | урок-экскурсия или практический | Гармония предметов и окружающей среды – соответствие предмета обстановке. Распределение ролей в проектной группе и их использование. | Коллективная – экскурсия в музей. Фронтальная. Групповая– выявление особенностей технологии ремесла. Выбор изделия для творческого проекта. |
9 | Природа и техническая среда.
| комбинированный | Распределение ролей в проектной группе и их использование. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала XXвека. | Групповая– создание выбранного изделия в соответствии со своей ролью. Подготовка к защите своего проекта. Выбор ответственного по защите. Защита проекта. Фронтальная. Исследования – проверка силы пара. Индивидуальная– работа с «конструктором»: сборка тележки. |
10 | Природа и техническая среда | комбинированный | Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса | Фронтальная. Работа в парах. Исследования устройства фонарика. Коллективная: современные игрушки с моторчиком или возможности компьютера. |
11 | Природа и техническая среда | урок-проект | Изобретения и человечество | Фронтальная. Коллективная. Групповая – создание проекта «Правила поведения в школе» в знаковой форме. |
12 | Дом и семья. Самообслуживание | комбинированный | Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством | Фронтальная. Коллективная. Работа в парах. Индивидуальная– составление памятки «Правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством». |
13 | Дом и семья. Самообслуживание | урок открытия новых знаний | Элементарная проектная деятельность. Результат – изделия, подарки малышам и взрослым. | Фронтальная. Коллективная. Работа в парах– изготовление подарков малышам и взрослым (изготовление открытки или сувенира). Индивидуальная – защита своего проекта. |
14 | Дом и семья. Самообслуживание
| урок открытия новых знаний | Распределение ролей в проектной группе. | Фронтальная. Коллективная. Групповая – практическая работа по теме «Размножение растений» (перевалка, пересадка). |
Технология ручной обработки материалов. (10 ч) | ||||
15 | Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком Игрушка «Змея» или Коллаж «Собачка» | комбинированный | Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. | Фронтальная. Коллективная. Групповая – работа с бумагой. Приёмы разметки, сгибания и резания бумаги. Соединение деталей внахлест. Изготовление игрушки «Змея» или коллажа «Собачка» |
16 | Инструменты и приспособления для обработки материалов | урок открытия новых знаний | Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приёмы безопасной работы с ним. | Фронтальная. Коллективная. Работа в парах– неподвижное клеевое соединение деталей объёмной формы. Мебель (скамейка, кроватка, диван) или игрушки (жираф, собака, лошадь). |
17 | Общее представление о технологическом процессе. | урок открытия новых знаний | Технологические операции | Коллективная. Работа в парах– решение 1-5 задачи. Выбор изделий. Фронтальная. Индивидуальная – подготовка и соединение деталей. |
18 | Общее представление о технологическом процессе | урок открытия новых знаний | Обобщённое представление о технологических операциях. Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции | Работа в парах: составление эскиза или описания (по выбору). Фронтальная– беседа по решению 6-7 технологической задачи Работа в парах– завершение проектной работы. Защита проекта. |
19 | Технологические операции ручной обработки материалов | урок открытия новых знаний | Разметка разверток с опорой на простейший чертеж | Коллективная. Работа в парах– исследование: разворачивание сложенных объёмных фигур. Индивидуальная– чтение чертежа развёртки объёмной фигуры и её построение с опорой на чертёж. Фронтальная. Коллективная. |
20 | Технологические операции ручной обработки материалов | урок открытия новых знаний | Линии чертежа: осевая, центровая. Выполнение рицовки. | Фронтальная. Индивидуальная: выполняют разметку развёртки на картонной заготовке, рицовка с помощью канцелярского ножа. Работа в паре |
21 | Технологические операции ручной обработки материалов | урок открытия новых знаний | Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. | Индивидуальная – самостоятельно построить развёртку и составить формулу этой развёртки. Фронтальная – повторение алгоритма построения развёртки. Индивидуальная– сборка и оформление коробки с сюрпризом. |
22 | Технологические операции ручной обработки материалов. | комбинированный | Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции | Фронтальная. Индивидуальная– практическая работа «Коробка с сюрпризом»: анализ образца, чтение чертежа, составление плана, самостоятельная работа, обсуждение результата |
23 | Графические изображения в технике и технологии | Преобразование развёрток несложных форм: достраивание элементов. | Фронтальная. Работа в парах– изготовление макета мебели по плану в рабочей тетради. Индивидуальная – изготовить дома подарок маме | |
24 | Графические изображения в технике и технологии
| урок-проект контроль и учёт знаний | Преобразование развёрток несложных форм: достраивание элементов. | Коллективная. Работа в парах– изготовление игрушек на основе чертежа куба с опорой на инструкционную карту в рабочей тетради. Индивидуальная – защита своего проекта. |
Конструирование и моделирование (5ч) | ||||
25 | Изделие и его конструкция | урок открытия новых знаний | Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. | Фронтальная. Коллективная. Работа в группах. Индивидуальная Групповая – группировка предметов по разным признакам. Индивидуальная– с помощью плоских фигур изготовить объёмную фигуру, игрушку? (использовать их в качестве шаблона). |
26 | Элементарные представления о конструкции | урок открытия новых знаний | Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям | Фронтальная. Коллективная. Групповая – выполнение изделия на основе чертежа прямоугольника. Работа в парах – графические изображения призм с разными основаниями |
27 | Конструирование и моделирование несложных объектов | комбинированный | Простейшие способы достижения прочности конструкций. | Фронтальная. Коллективная. Работа в парах –усовершенствование конструкций предложенных изделий «Подвеска фонарик» Индивидуальная– придумать и изготовить свою игрушку или головоломку на основе коробков или кубиков. |
28 | Конструирование и моделирование несложных объектов | комбинированный | Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям. | Фронтальная. Работа в парах– усовершенствование конструкций предложенных изделий «Подвеска поросёнок» или «Корова» Индивидуальная– защита проекта. |
29 | Конструирование и моделирование несложных объектов | урок открытия новых знаний | Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям | Фронтальная. Коллективная. Групповая – составление коллективного проекта в технике бумагопластики или квиллинга или Индивидуальная – приготовить подарки родным и близким, выполненные в технике бумагопластики или квиллинга. |
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (5ч) | ||||
30 | Знакомство с компьютером | урок открытия новых знаний | Информационная среда, основные источники информации, получаемой человеком. Персональный компьютер и его назначение | Фронтальная. Индивидуальная– включение и выключение компьютера, запуск и завершение программы |
31 | Работа с информацией | комбинированный | Сохранение и передача информации. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. | Фронтальная. Работа в парах– общее представление о назначении клавиатуры, пользование компьютерной мышью, клавиатурное письмо и создание файлов и папок |
32 | Работа с информацией | комбинированный | Источники информации, используемые человеком. Современный информационный мир. Простые информационные объекты: текст, таблица. | Фронтальная. Работа в парах– выполнение простейших операций с готовыми файлами и папками (открывать, читать). Индивидуальная– создание файла – зачёт. Коллективная – знакомство с работой по составлению таблицы. Работа в парах– отработка клавиатурного письма. |
33 | Работа с информацией | урок-зачёт | Современный информационный мир. Простые информационные объекты: текст, таблица. Работа с доступными источниками информации. | Фронтальная. Коллективная. Индивидуальная– зачёт по клавиатурному письму. Работа в парах– составление таблицы, вставка рисунка. Индивидуальная– зачёт по составлению таблицы или рисунка (по выбору) |
34 | Работа с информацией | комбинированный | Работа с доступными источниками информации. | Фронтальная. Коллективная. Групповая– работа с готовыми материалами на электронных носителях (CD): активация диска, чтение информации. Индивидуальная– мастер – класс «Я умею!» Просмотр и анализ презентаций учащихся |
5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
по предмету «Технология»
- Примерная программа начального общего образования/в 2х ч -М.: Просвещение, 2009
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009
- Лутцева Е.А.: Технология: программа: 1-4 классы - М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2013- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2013
- Лутцева Е.А.: Технология. 3 класс. Органайзер для учителя. Сценарии уроков - М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2013
- Лутцева Е.А.: Технология. 3 класс. Учебник - М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2013
- Лутцева Е.А. Технология, 3 класс/Рабочая тетрадь – М.: Вентана-Граф, 2013
Интернет-ресурсы:
http://stranamasterov.ru/
http://murzilka.org/
http://www.solnet.ee/
Оборудование класса:
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления).
Мультимедийный проектор, компьютер, экран.
6. Критерии оценивания учащихся по предмету
Оценка носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего учебного периода. Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например по обрпботке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертежные инструменты, поскольку умение владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребенка.
Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий: полнота и правильность ответа, соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам, аккуратность сборки деталей, общая эстетика изделия – его композиционное и цветовое решение, внесение творческих элементов в конструкцию или тхнологию изготовления.
В задании проектного характера внимание обращается на умения принять поставленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих конструктивно- технологических проблем, изготавливать изделие по заданным параметрам и оформлять сообщение, а также отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
Итоговая оценка по технологии проводится в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Для итоговой аттестации каждый ученик в течение учебного периода создает свой “Портфель достижений”, куда собирает зачтенные результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткое описание или отчеты о выполненных проектах, грамоты, благодарноси и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...