Рабочая программа по технологии для 2 класса
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального общего образования. В 2ч. Ч.2.- М.:Просвещение, 2011.( Стандарты второго поколения)
Авторской программы Лутцева Е.А Технология. Ступеньки к мастерству 2 класс. //Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана – Граф, 2011
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
- учебник Лутцева Е.А. Технология: : учеб. для 2 кл. учащихся общеобразоват. учреждений / Е.А. Лутцева. - 3-е изд. – М.: Вентана - Граф, 2011- рабочая тетрадь «Технология. Учимся мастерству» 1 - 4 классы, Е. А. Лутцева, М.: «Вентана - Граф, 2011.
- методическое пособие для учителя «Технология. Ступеньки к мастерству» 1 - 4 классы, Е. А. Лутцева, М.: «Вентана - Граф, 2011.
Главные задачи курса:
- Сохранение и развитие природной любознательности детей путем создания условий для «открытия» ими мира знаний о природе как источнике преобразующей деятельности человека. Это знания о природных материалах, их свойствах, истории освоения человеком природных богатств, о влиянии разумной и неразумной деятельности человека на Землю – место его обитания, об открытии и использовании человеком энергии; о современных технологиях;
- Ознакомление учащихся с основами технологии – способах ручной обработки материалов (природных и других, доступных детям) через организацию доступных исследований: самостоятельный поиск рациональных приемов работы, опыты, наблюдения, изготовление изделий;
- Развитие мышления в целом и технологического в частности (умения наблюдать, сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, самостоятельно искать и решать доступные творческие технико-технологические задачи; умения использовать приобретенные знания в собственной и проектной деятельности.
При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры, экскурсии)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tehnologii_2klass.doc | 225.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по технологии
для 2 класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального общего образования. В 2ч. Ч.2.- М.:Просвещение, 2011.( Стандарты второго поколения)
Авторской программы Лутцева Е.А Технология. Ступеньки к мастерству 2 класс. //Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана – Граф, 2011
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
- учебник Лутцева Е.А. Технология: : учеб. для 2 кл. учащихся общеобразоват. учреждений / Е.А. Лутцева. - 3-е изд. – М.: Вентана - Граф, 2011- рабочая тетрадь «Технология. Учимся мастерству» 1 - 4 классы, Е. А. Лутцева, М.: «Вентана - Граф, 2011.
- методическое пособие для учителя «Технология. Ступеньки к мастерству» 1 - 4 классы, Е. А. Лутцева, М.: «Вентана - Граф, 2011.
Главные задачи курса:
- Сохранение и развитие природной любознательности детей путем создания условий для «открытия» ими мира знаний о природе как источнике преобразующей деятельности человека. Это знания о природных материалах, их свойствах, истории освоения человеком природных богатств, о влиянии разумной и неразумной деятельности человека на Землю – место его обитания, об открытии и использовании человеком энергии; о современных технологиях;
- Ознакомление учащихся с основами технологии – способах ручной обработки материалов (природных и других, доступных детям) через организацию доступных исследований: самостоятельный поиск рациональных приемов работы, опыты, наблюдения, изготовление изделий;
- Развитие мышления в целом и технологического в частности (умения наблюдать, сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, самостоятельно искать и решать доступные творческие технико-технологические задачи; умения использовать приобретенные знания в собственной и проектной деятельности.
При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры, экскурсии)
Цели обучения
В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие цели:
- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом учебный предмет «Технология (Труд)» изучается во всех классах начальной школы (203 часа), тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования. В I-II классе на изучение технологии (труда) отводится 1 час в неделю, в III-IV классах – 2 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание курса отобрано и целенаправленно структурировано в двух основных разделах: «Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры» и «Из истории технологии».
ТЕХНОЛОГИЯ 2 КЛАСС
34 часа
Раздел | Кол-во часов | Содержание |
Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры | 26 | |
1.Элементы материаловедения. | Материалы из которых сделаны, окружающие ребенка предметы (на уровне названий): бумага, пластилин, глина, металл, стекло, пластмасс, ткань и др. | |
Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая), тонкий картон, пластические материалы (глина, пластилин), природные материалы: | ||
Их свойства: цвет, пластичность, мягкость, твердость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). | ||
Сбор и сушка природного материала. | ||
Разнообразие тканей, их использование. | ||
Основные свойства тканей: толщина, прочность, эластичность. | ||
Использование свойств материалов в различных изделиях. | ||
2.Инструменты и приспособления. | Ножницы, шаблон, иглы, булавки, стека.. Их функциональные назначения, устройство. | |
Рациональные приемы работы ими. Безопасное обращение колющими и режущими инструментами. | ||
3.Организация рабочего места при работе с разными материалами. (пластические, бумага, ткань) | Эстетика рабочего места и рациональное размещение необходимых материалов, инструментов, приспособлений. | |
4.Основы конструкторских знаний и умений. | Деталь как составная часть изделия. | |
Однодетальные и многодетальные изделия, неподвижное соединение деталей | ||
5.Основы технологических знаний и умений. | Унифицированные технологические операции: разметка, разделение заготовки ни части, формообразование детали, соединение деталей, отделка, приемы. | |
Разметка сгибанием, свободным рисованием, по шаблону, трафарету, на глаз (пластилин). | ||
Использование предметной инструкции. | ||
Экономная разметка материала. | ||
Разделение заготовки на части отрыванием, разрыванием по линии сгиба, резанием ножницами. | ||
Формообразование детали сгибанием. | ||
Сборка изделия: клеевое соединение деталей (наклеивание мелких и средних по размеру деталей). | ||
Отделка (изделия, деталей) росписью, аппликацией, прямой строчкой. | ||
Сушка плоских изделий под прессом. | ||
Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных материалов. | ||
Связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и технологических приемов их обработки. | ||
Профессии людей из ближайшего окружения ребенка. | ||
Человек в окружающем мире | 7 | Мир природный и рукотворный. Роль и место человека в окружающем ребенка мире. Гармония сосуществования человека и окружающего мира. Уязвимость и хрупкость природы и роль человека в разумном и неразумном ее освоении. Влияние неразумной деятельности человека на его существование. Человеческая деятельность утилитарного и эстетического характера. Созидающая деятельность человека и природа как источник его вдохновения. Мастер и мастерство. |
Деятельность учащихся по созданию и сохранению красоты (эстетики) окружающего мира: поддержание чистоты во внешнем виде, на рабочем месте, в помещениях и во дворе; бережное, доброжелательное и внимательное отношение к близким, окружающим, животным; стремление быть полезным окружающим. Эмоциональное и словесное выражение своего отношения к позитивным и негативным явлениям действительности. |
Описание ценностных ориентиров содержания образования
Личностные ценности
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через при-общение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
Общественные ценности
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и само-совершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выража-ющеееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отече-ству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прог-рессса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Планируемые результаты
Обучающийся научится:
• называть наиболее распространённые в своём регионе традиционные народные промыслы и ремёсла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
• анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
• организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в
обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
• применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
• выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы,
читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
• изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Обучающийся получит возможность научиться:
• уважительно относиться к труду людей;
• понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
• прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно- художественной задачей.
• соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
• создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих умений:
-объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;
-объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
-самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
-учиться планировать практическую деятельность на уроке;
-с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты; учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
-работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
-добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);
-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других; вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии
Развивающий потенциал учебного предмета «Технология» в формировании универсальных учебных действий обоснован следующим:
1. Ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы формирования системы универсальных учебных действий;
2. Значением универсальных учебных действий моделирования и планирования, которые выступают непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных предметных заданий по курсу. В ходе выполнения задач на конструирование учащиеся учатся использовать наглядные схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров для выполнения действия.
3. Специальной организацией в курсе «Технология» процесса планомерно-поэтапной отработки предметно-преобразовательной деятельности учащихся в генезисе и развитии психологических новообразований младшего школьного возраста – умении осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности;
4. Широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса.
Учебный предмет «Технология» обеспечивает реализацию следующих целей:
- формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
-развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);
- развитие регулятивных действий, включая целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять план для решения задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана действий на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие планирующей и регулирующей функции речи;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности;
- развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности;
- формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффективной организации предметно-преобразующей символико-моделирующей деятельности;
- ознакомление младших школьников с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению.
Следует также особо выделить значительный развивающий потенциал предмета «Технология», который, однако, практически не осознается и, как следствие, значение предмета недооценивается. Между тем при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене средней школы. «Технология» создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности - планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т.д.
Преимущества предмета «Технология» по сравнению с остальными определяются:
1) возможностью действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане совершать наглядно видимые преобразования (это устраняет отрыв речевых действий от их материальной формы);
2) возможностью организации совместной продуктивной деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в группе. В частности, занятия детей на уроках «Технологии» позволяют добиваться максимально четкого отображения в речи детей состава полной ориентировочной основы выполняемых действий, как по ходу выполнения, так и после (рефлексия действий и способов). Работа над заданиями в рамках «Технологии» позволяют также систематически практиковать работу парами и микрогруппами, стимулируя у детей выработку умения совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь и взаимный контроль.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА
иметь представление | знать | уметь | |
• о роли и месте человека в окружающем ребенка мире; • о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения; • о человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера; • о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека; • о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред; | • что такое деталь; • что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальные и многодетальные; • какое соединение деталей называется неподвижным; • виды материалов (при родные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и назначения – на уровне общего представления); • последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; • способы разметки: сгибанием, по шаблону; • способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА; • виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты; • названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними; | • наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения; • различать материалы и инструменты по их назначению; • различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий; • качественно выполнять изученные операции приемы по изготовлению несложных изделий; экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, иборка изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами; • использовать для сушки плоских изделий пресс; • безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы); • выполнять правила культурного поведения в общественных местах; | |
под контролем учителя: | с помощью учителя: | ||
• рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом; | • проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие. При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями. |
Основные виды учебной деятельности учащихся
Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, наблюдать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий.
С помощью учителя
- выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов, приёмы работы освоенными приспособлениями и инструментами);
- анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
- осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
- воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
- планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания.
С помощью учителя и под его контролем организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.
С помощью учителя
- осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию, с помощью шаблона);
- оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполненной работы; принимать участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников;
- обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.
С помощью учителя:
- моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и его рисунку;
- определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты.
Контроль и оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
-контрольные работы
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Межпредметные связи
Курс «Технология» является составной частью образовательной модели «Школа 2100». Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием эстетической компоненты личности в процессе деятельностного освоения мира. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.
Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Кроме этого, интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают: образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объём, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение и др.), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого образа мира, каковым является искусство. Особенное место в этой интеграции занимает художественно-творческая деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащённого эстетического опыта.
Распределение практической части программы по четвертям
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | |
Экскурсии | 1 |
|
| - | 1 |
НРК | 1 | 1 | 3 | - | 5 |
Проверочная работа | - | - | 1 | 1 | 2 |
Контрольная работа | - | 1 | - | 1 | 2 |
Учебно-методическая литература для учителя
№ | Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
1 | Е. А. Лутцева, 2011. | Методическое пособие для учителя | Пособие для учителя |
2 | Е. А. Лутцева 2011 | «Технология. Ступеньки к мастерству» | Учебник для 2 класса |
3 | Е. А. Лутцева 2011. | Рабочая тетрадь к учебнику «Технология. Учимся мастерству» | Рабочая тетрадь по технологии |
4 | Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011. – 400 с. | Сборник программ | |
5. | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
6. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
Учебная литература для учащихся
№ | Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
1 | Е. А. Лутцева, 2011 | «Технология. Ступеньки к мастерству» | Учебник для 2 класса |
2 | Е. А. Лутцева, 2011. | Рабочая тетрадь к учебнику «Технология. Учимся мастерству» | Рабочая тетрадь по технологии |
Календарно-тематическое планирование
Технология.
2 класс.
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Форма проведения | Элемент содержания | Планируемые результаты |
Демонст. опыты | ||
план | факт | Научится | Получит возможность научиться | |||||
1 четверть – 9 часов | ||||||||
Основы технологических знаний. Как человек учится мастерству. – 15 часов | ||||||||
1/1 | 06.09 | Природа и человек. Поделка из природного материала | Экскурсия в природу «Место человека в природе» | Материалы природного происхождения. (с.6-11) | • называть наиболее распространённые в своём регионе традиционные народные промыслы и ремёсла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности; • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности; • организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы; • применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла); • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; • решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи; • изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям. | • уважительно относиться к труду людей; • понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, и уважать их; • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги). • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла; • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно- художественной задачей. • соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток; |
Практ.раб №1 | |
2/2 | 13.09 | Как родились ремесла. | Урок изучения нового материала | Материалы, которые дают растения и животные, историческая последовательность освоения этих материалов человеком. (с.12-17) НРК Ремесла народов Севера |
Практ.раб №2 | |||
3/3 | 20.09 | Каждому изделию – свой материал. Разные материалы – разные свойства. Украшение | Урок изучения нового материала | Наблюдение: отчего зависит выбор материала для изделия; свойства известных материалов. (с.18-22) |
Практ.раб №3 | |||
4/4 | 27.09 | Каждому делу – свои инструменты Коробочка для отходов | Урок изучения нового материала | Технологическое назначение некоторых инструментов; чем опасны некоторые инструменты(с.23-25) | Практ.раб №4 | |||
5/5 | 04.10 | От замысла к изделию. Выбираем конструкцию изделия. Подарок другу | Урок изучения нового материала | Замысел как первый этап творческой деятельности; от чего зависит выбор конструкции. (с.26-31) | Практ.раб №5 | |||
6/6 | 11.10 | Композиция .Симметрично и несимметрично. Аппликация | Урок изучения нового материала | Отличие композиции от конструкции; как симметричность проявляется в работах художников мастеров. (с.32-35) | Практ.раб №6 | |||
7/7 | 17.10 | Технологические операции. Разметка детали Закладка | Урок изучения нового материала | Что такое технологический процесс и технологическая операция. Способы разметки. (с.36-40) | ||||
8/8 | 24.10 | Получаем деталь из заготовки Украшение посуды | Урок изучения нового материала | Способы отделения размечаемой детали от заготовки. (с.41-42) | Практ. раб № 8 | |||
9/9 | 31.10 | Сборка изделия Кораблик | Урок изучения нового материала | Способы соединения деталей из разных материалов (с.43-45) | Практ. раб № 9 | |||
2 четверть -7 часов | ||||||||
10/1 | 14.11 | Отделка изделия Посуда из пластилина | Урок изучения нового материала | Способы выполнения отделки изделий. НРК «Отделка малицы» (с.46-47) | • анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий; • организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы; • применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла); • изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям. | • понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, и уважать их; • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги). • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла; • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно- художественной задачей. • соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток; • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале. | Практ. раб № 1 | |
11/2 | 21.11 | Что умеет линейка. Почему инженеры и рабочие понимают друг друга. | Урок закрепления. | Ближайшие родственники линейки, как пользоваться линейкой, что можно сделать только с помощью линейки. О чем может рассказать чертеж, чем отличается чертеж от эскиза. (с.48-52) | Практ. раб № 2 | |||
12/3 | 28.11 | Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Открытка | Урок изучения нового материала | Как читать чертеж. Выполнение разметки прямоугольной детали с опорой на чертеж, если заготовка имеет хотя бы два прямых угла. (с.50-54) | Практ. раб № 3 | |||
13/4 | 05.12 | Разметка прямоугольника от одного прямого угла. Домино | Урок изучения нового материала | Выполнение разметки прямоугольной детали с опорой на чертеж, если заготовка имеет хотя бы один прямой угол. Кто придумал угольник: как проверить является ли угол реального или нарисованного предмета прямым. (с.56-58) | Практ. раб № 4 | |||
14/5 | 12.12 | Разметка прямоугольника с помощью угольника. Разметка круглой детали. Кошка-игрушка | Урок изучения нового материала | Чем различается разметка по линейке и угольнику. Чем отличается круг от шара. Как устроен циркуль и что он умеет. (с.59-62) | Практ. раб № 5 | |||
15/6 | 19.12 | Контрольная работа № 1 за полугодие | Урок контроля. | Проверить, какие знания ученик открыл для себя, какие умения усвоил и способен ли контролировать свою деятельность. | ||||
Как человек учился делать одежду – 8 часов | ||||||||
16/7 | 26.12 | Как появились натуральные ткани. | Урок изучения нового материала | Из чего получают натуральные ткани: как человек научился делать одежду из тканей. (с.64-66) | • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира | • уважительно относиться к труду людей; | Практ. раб № 6 | |
3 четверть – 10 часов. | ||||||||
17/1 | 16.01 | Свойства и строение натуральных тканей. | Урок изучения нового материала, исследование | Физические свойства натуральных тканей. Строение тканей. (с.67-68) | • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам. • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; • изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям. | • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла; • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно- художественной задачей. • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале. | Практ. раб № 1 | |
18/2 | 23.01 | От прялки до ткацкого станка. | Урок изучения нового материала | Как из разного сырья получали натуральные ткани. (с.69-71) | Практ. раб № 2 | |||
19/3 | 30.01 | Особенности работы с тканью. | Урок изучения нового материала | Чем и почему различаются технологические операции при обработке ткани и бумаги. (с.72-73) | Практ. раб № 3 | |||
20/4 | 06.02 | Технология изготовления швейных изделий. Футляр для очков | Урок обобщения | Особенности выполнения общих технологических операций при изготовлении изделий из разных материалов. (с.74-75) | Практ. раб № 4 | |||
21/5 | 13.02 | Волшебные строчки. | Урок изучения нового материала | Соединение деталей в изделиях из ткани. НРК «Как женщины украшают одежду» (с.76-77) | Практ. раб № 5 | |||
22/6 | 20.02 | Размечаем строчку. Браслет | Урок закрепления материала | Способы разметки. (с.78-80) | Практ. раб № 6 | |||
23/7 | 27.02 | Проверочная работа | Урок контроля. | Определение каждым ребенком уровня усвоения новых умений | ||||
Как человек учился выращивать сад и огород – 5 часов | ||||||||
24/8 | 05.03 | Живая природа. Что любят и чего не любят растения. | Урок изучения нового материала | Технологический процесс выращивания растений (агротехника) НРК «Особенности климата родного края» (с.82-86) | • называть наиболее распространённые в своём регионе традиционные народные промыслы и ремёсла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности; • анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий; | • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги). • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
| Опыты | |
25/9 | 12.03 | Что выращивают дома и возле дома. | Урок изучения нового материала | Виды растений: отличие культурных растений от дикорастущих. НРК «Растения в твоем крае» (с.87-88) | Практ. раб № 7 | |||
26/10 | 19.03 | Технология выращивания растений. Как размножаются растения. | Урок закрепления материала | Общие приемы используемые для выращивания растений; способы размножения растений. (с.89-92) | Практ. раб № 8 | |||
4 четверть – 8 часов | ||||||||
27/1 | 03.04 | Инструменты – помощники садовода. Долго ли живут растения. | Урок обобщение | Применение разных инструментов. (с.93-96) | • организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда. • применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами | • уважительно относиться к труду людей; • понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, и уважать их; • понимать особенности проектной деятельности, | Практ. раб № 1 | |
28/2 | 09.04 | Проверочная работа «Как человек учился выращивать сад и огород» | Урок контроля. | Что дети знают о культурных растениях, способах их размножения и выращивания. | ||||
Как человек придумал себе помощников – машины и механизмы – 6 часов | ||||||||
29/3 | 16.04 | Далеко идти, тяжело нести. Тележка | Урок изучения нового материала | О транспортных средствах, какие бывают машины, их отличительные особенности. (с.98-101) (с.102-103) | • называть наиболее распространённые в своём регионе традиционные народные промыслы и ремёсла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности; • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности; -экономно расходовать используемые материалы; • применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла); • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам. • изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям. | • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла; • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно- художественной задачей. • соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток; • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале. | ||
30/4 | 23.04 | Контрольная работа № 2 за год | Урок контроля | Практ. раб № 2 | ||||
31/5 | 30.04 | Макеты и модели. Трактор | Урок изучения нового материала | Как соединяют детали машин и механизмов. Автомобильная история России. (с.104-109) | Практ. раб № 3 | |||
32/ | 07.05 | В воздухе и в космосе Самолёт | Урок изучения нового материала | Как человек осваивал воздушное пространство и водную стихию. (с.110-111) (с.112-113) | Практ. раб № 4 | |||
33/7 | 14.05 | В водной стихии Кораблик | Урок изучения нового материала | Практ. раб № 5 | ||||
34/8 | 21.05 | В водной стихии | Урок обобщения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...