Рабочая программа по технологии Занков 3 класс
рабочая программа (технология, 3 класс) по теме

Бердникова Светлана Николаевна

Рабочая программа по технологии  3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_tekhnol.doc215.5 КБ

Предварительный просмотр:

     НОУ СОШ «Баярд» с углубленным изучением отдельных предметов

Октябрьского района городского округа г. Уфа

Республики Башкортостан

   

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

протокол № _____

от «___»  ___________ 2014 г.

Руководитель ШМО

__________/ Абульхаирова Л.М.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

НОУ СОШ «Баярд» с углубленным изучением отдельных предметов Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан

___________/

Шангурова Г.Н.

УТВЕРЖДАЮ

Директор НОУ СОШ «Баярд» с углубленным изучением отдельных предметов

Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан

_____________/

Ганеев Ф.Р.

«____» 08.2014.

«____» 08.2014.

«____» 08.2014.

                                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

на 2014-2015 учебный год

Шкуновой Екатерины Михайловны , высшая

(Ф.И.О., категория)

                                           по технологии ,3 класс_______________________ 

(предмет, класс)

                                        2014-2015 учебный год

 

Содержание

  1. Титульный лист                                                                                                     1
  2. Пояснительная записка                                                                                       2 - 12
  3. Учебно-тематический план                                                                                   12
  4. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе      13 - 16
  5. Календарно-тематическое планирование                                                         17 - 21
  6. УМК                                                                                                                         22
  7. Список основной и дополнительной литературы                                               22
  8. Ресурсы Интернета                                                                                                 23

1.Пояснительная записка

Программа разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.

Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за движения человека, непосредственно связана с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Работы В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова, А.Р. Лурии, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций руками на развитие высшей нервной деятельности. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук (М.М. Кольцова).

Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельностью развиваются тонко координированные движения - точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет.

Предмет открывает широкие возможности для развития зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление играют существенную роль в развитии понятийного мышления не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. Исследования психологов показали, что эти формы таят в себе не менее мощные резервы, чем понятийное мышление. Они имеют особое значение для формирования ряда способностей человека. Хорошо развитый «практический интеллект» (Л.С. Выготский) необходим людям многих профессий.

Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координации является причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в 1 классе) на всех учебных предметах. В то же время на занятиях предметно-практической деятельностью развивается «изощренная наблюдательность» (Л.С. Рубинштейн).

Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.

Таким образом, психофизиологические функции, которые задействованы в процессе осуществления ручного труда, позволяют сформулировать цель предмета - оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное эстетическое) средствами предметно-практической деятельности.

Общее развитие служит основой для эффективного формирования планируемых образовательных результатов по усвоению универсальных (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных учебных действий.

В соответствии с поставленной целью и планируемыми результатами обучения предмету «Технология» предполагается решение следующих задач:

  • духовно-нравственное развитие в процессе формирования понимания материальной культуры как продукта преобразовательной деятельности предшествующих поколений и людей разных профессий в современном мире;
  • формирование внутренней позиции школьника, мотивации успеха, способности к творческому самовыражению, интереса к предметно-преобразовательной деятельности, ценностного отношения к труду, родной природе, своему здоровью;
  • развитие в процессе предметно-практической деятельности психических функций: зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, речи, воли, чувств;
  • развитие ручной умелости в процессе решения конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач;
  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей ориентировку в задании, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку;
  • формирование умения искать и преобразовывать информацию с использованием различных информационных технологий;
  • развитие познавательных способностей детей, в том числе знаково-символического и логического мышления, исследовательской деятельности;
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной деятельности.

Общая характеристика предмета

В результате изучения курса технологии дети получат представление о материальной культуре как о продукте предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций.

Дети узнают об общих правилах создания предметов рукотворного мира: соответствие обстановке, удобство, прочность, эстетическая выразительность. Они получат общее представление о мире профессий, их социальном значении.

В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники, ремесел. В каждом классе, начиная с первого, вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами, макраме, коллаж, папье-маше). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, будет важным вкладом в развитие речи детей.

При изготовлении объектов используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, ткань и нитки различного происхождения, материалы текстильного характера (сутаж, тесьма), самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности, проволока, фольга, так называемые «бросовые» материалы.

В программе предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например свойством гибкости. Разные материалы обладают этим свойством, поэтому плести можно из текстильных материалов (нитки, сутаж, веревка), проволоки, природных материалов (солома, трава), бумажного шпагата.

Важно для развития ребенка и многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или на ткани. Она может быть плоской, объемной, контурной.

С другой стороны, для развития детей имеет значение выделение одинаковых приемов в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста, воска; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д.

Развивающее значение имеет комбинирование различных материалов в одном изделии (коллаж). Сопоставление способов и приемов в работе с различными материалами содействует их лучшему осознанию и освоению.

Предметные действия

Ручная умелость развивается в процессе обработки различных материалов, специфика предмета позволяет обеспечить большое разнообразие ручных операций. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многостороннее развита координация движений, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности. Именно поэтому содержание предмета характеризуется многообразием ручных операций, таких как вырезание разных видов, сминание, скручивание, складывание по прямой линии и по кривой, сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), плетение разных видов, вывязывание, выполнение стежков на ткани и т.д.

Чаще всего основную работу выполняет ведущая рука, а другая осуществляет вспомогательные функции. Но есть операции, при которых обе руки выполняют одинаковые движения (обрывание по нарисованному контуру, косое плетение в три пряди). Различные операции по-разному управляются корой головного мозга. Для выполнения одних операций требуется большая точность (вдеть нитку в иголку, начертить по линейке, вырезать по нарисованному контуру), для выполнения других такой точности не требуется (например, сплести косичку).

Различные операции развивают те или иные психофизиологические функции не в одинаковой степени, но внимание формируется при любых движениях. В процессе работы дети получают опыт организации собственной творческой практической деятельности: ориентировки в задании, планирования, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий. Эти действия являются и предметными, и универсальными.

Работы, предлагаемые ученикам, носят различный характер: точное повторение образца, представленного в виде рисунка, фотографии, схемы, чертежа; выполнение работы по заданному учителем условию; выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике. Каждый из этих видов работы предполагает различную психическую деятельность на этапе ориентировки в задании. При повторении образца ребенок «фотографирует» его с помощью зрения, перерабатывает в сознании и затем воспроизводит (программа предусматривает выполнение изделия в технике оригами, задания на конструирование из геометрических фигур, техническое моделирование и т.д.). При выполнении работ на творческое воображение ребенок встает перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Особое значение на уроках ручного труда придается художественной деятельности как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

В результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, а также доступных проектов ученики получат опыт использования коммуникативных универсальных учебных действий: распределение ролей руководителя и подчиненных, распределение общего объема работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного общения со сверстниками и взрослыми.

Дети овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий: использование знаково-символических средств, моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление связей (в том числе причинно-следственных), поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т.д.

Работая с модулем по компьютерной грамотности, ученики познакомятся с персональным компьютером, с его основными устройствами, их назначением; приобретут опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком; овладеют приемами поиска и использования информации. Источниками информации в процессе исследовательской и проектной деятельности служат научно-популярные книги, энциклопедии, газеты, журналы, материалы музеев и выставок, Интернет и т.д.

В ходе преобразовательной творческой деятельности будут развиваться такие социально ценные личностные и нравственные качества, как трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда.

В учебном плане на занятия по технологии отведен 1 час в неделю. Для достижения планируемых результатов этого времени недостаточно. Поэтому необходимо использовать предусмотренные программой часы кружковой работы.

Важнейшим условием развития способностей детей и одним из главных показателей успешности достигнутых результатов является участие учеников в различных формах досуговой деятельности семьи, внеклассной работы класса, школы (подготовка к праздникам, участие в конкурсах, фестивалях, технических выставках), проектная деятельность, общественно-полезная деятельность (подарки близким людям, друзьям, ветеранам, пенсионерам).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.

Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

Место курса «Технология» в учебном плане

На изучение технологии в 3 классе отводится 1 ч в неделю (80% урока составляет обязательная часть ФГОС НОО и  20%  региональный  компонент, который реализуется внутри содержания уроков),  34 ч. (34 учебные недели).

Результаты изучения обучающимися программы по технологии

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

        ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;

-        ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;

-        предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

-        положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности;

-        осознание своей ответственности за общее дело;

-        ориентация на оценку результатов коллективной деятельности;

-        уважение к чужому труду и результатам труда;

-        уважение к культурным традициям своего народа;

-        представление о себе как гражданине России, гражданине РБ;

-        понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;

-        ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

-        понимание чувств окружающих людей;

- готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-        внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;

-        широких социальных и учебно-познавательных мотивов учения;

-        учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

-        способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

-        сопереживания другим людям;

-        следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

-        осознания себя как гражданина России, гражданина РБ;

-        чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалами курса по технологии;

-        готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-        следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;

-        в сотрудничестве с учителем и одноклассниками контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом;

-        отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

-        вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

-        действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Обучающийся получит возможность научиться:                                                                                 - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-        осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия;

-        самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном и словесно-логическом уровнях

- адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия с учебным материалом.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

        осуществлять поиск нужного познавательного материала в дополнительных изданиях; в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

-        владеть общими приемами решения задач;

-        работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа;

-        находить информацию, заданную в тексте в явном виде;

-        передавать собеседнику важную для решаемой задачи информацию;

-        строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

-        находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

-        умению смыслового восприятия познавательных текстов;

-        выделять ряд признаков в изучаемых объектах, в т.ч. на основе их сравнения;

-        проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выделенным основаниям;

-        обобщать на основе выделения сущностной связи;

-        подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

-        проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;

-        фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-        строить рассуждение об объекте, его строении, свойствах и связях;

-        вместе с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-        делать выписки из используемых источников информации;

-        осуществлять синтез как составление целого из частей;

-        устанавливать  причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-        выделять ряд общих приемов решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

        допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

-        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-        продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

-        ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-        учитывать другое мнение и позицию;

-        оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи,  используя по возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

-        стремиться к координации позиций в сотрудничестве;

-        строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

-        задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь

Предметные результаты

Общекультурные и общетрудовые компетенции.

Основы культуры труда

Обучающийся научится:

        называть и описывать традиционные народные промыслы и ремесла своего края или России;

-        выявлять особенности рукотворных предметов с точки зрения их соответствия окружающей обстановке;

-        использовать отдельные правила создания предметов рукотворного мира в практической деятельности;

-        организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;

-        отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида и сложности работы;

-        соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;

- соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать особенности проектной деятельности;

- осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Обучающийся научится:

- узнавать и называть освоенные и новые материалы, их свойства, происхождение, применение в жизни;

-        подбирать материалы по их свойствам в соответствии с поставленной задачей;

-         называть новые технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшиеся в этом году;

-        экономно расходовать используемые материалы;

-        применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими (игла);

-        изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;

- выстраивать последовательность реализации собственного замысла.

Обучающийся получит возможность научиться:

-         выполнять символические действия моделирования под руководством учителя;

- прогнозировать промежуточные практические результаты выполнения работы.

Конструирование и моделирование

Обучающийся научится:

- форму, взаимное расположение, виды и способы соединения деталей;

-        изменять способы соединения деталей конструкции;

-        изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств;

-        анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, эскизу;

-        размечать  развертку  заданной конструкции по рисунку, чертежу;

- изготавливать заданную конструкцию по рисунку, чертежу.

Обучающийся получит возможность научиться:

-        соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением развертки;

-        создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи и воплощать его в материале с помощью учителя.

Практика работы на компьютере

Обучающийся научится:

-         пользоваться компьютером в качестве средства поиска, хранения и воспроизведения информации;

-        различать устройства компьютера;

-        наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика);

-        пользоваться калькулятором;

-        создавать, изменять и сохранять рисунки (Paint);

-        соблюдать правила безопасной работы за компьютером.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать по назначению основные устройства компьютера;

-        понимать информацию в различных формах;

-        переводить информацию из одного вида (текст и графика) в другой;

-        создавать простейшие информационные объекты;

-        пользоваться возможностями сети Интернет по поиску информации;

-        писать и отправлять электронное письмо;

- соблюдать режим и правила работы на компьютере.

Основное содержание программы

3 класс (34 часа)

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание

Традиционные народные промыслы и ремесла своего края, уважительное отношение к ним.

Профессии типа «Человек - техника», «Человек - природа», «Человек - художественный образ».

Общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность).

Ориентировка в задании, организация рабочего места, планирование трудового процесса, контроль и корректировка хода работы.

Отбор и анализ информации из учебника, других печатных изданий и электронных источников информации.

Задания разных типов - от точного повторения образца (в виде рисунка, схемы, чертежа) до создания собственных образов. Исследовательская работа.

Использование полученных знаний и умений для творческой самореализации в домашних условиях.

Осуществление под руководством учителя проектной деятельности по созданию готового продукта.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

2.1. Многообразие материалов.

Пластилин, бумага обычная цветная, белая плотная, цветная с двух сторон, картон, гофрированный картон, ткань, нитки, тесьма, сутаж, природный материал (песок, опилки, яичная скорлупа, высушенная кожура цитрусовых), пуговицы, бусины, бисер.

Свойства материалов:

  • бумага: вырезание по внутреннему контуру, симметричное вырезание из бумаги, сложенной в несколько слоев, объемное плетение из двух полосок;
  • ткань: выполнение швов, приклеивание на бумагу, склеивание деталей из ткани;
  • нитки: соединение деталей, приклеивание на основу, плетение на картоне с помощью иголки.

2.2. Технологические приемы обработки материалов.

Разметка: на глаз, с помощью линейки, циркуля, копированием.

Сборка и соединение деталей: клеем, сшиванием, щелевым замком, с помощью клапанов, надрезов, переплетением; модульное соединение, с помощью проволоки, пластилина.

Отделка: вышивкой, бисером, раскрашиванием.

Подбор материалов для изделий по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.

Виды художественной техники

Лепка

Лепка сложной формы разными приемами, в том числе и приемами, используемыми в народных художественных промыслах.

Лепка низким и высоким рельефом (барельеф и горельеф).

Аппликация

Выпуклая контурная аппликация (по линии контура приклеить нитки, шнурки, бумажный шпагат, полоски гофрированного картона или пришить тесьму, сутаж).

Прорезная аппликация (на одном листе бумаги вырезать контур, на другой приклеить ткань большего размера, чем контур, и первый лист наклеить на второй).

Мозаика

Мозаика из мелких природных материалов, например песка или опилок.

Коллаж

Соединение в одной работе разных материалов и предметов.

Художественное вырезание

Вырезание узоров, фигур, в том числе и симметричное вырезание, с предварительным нанесением контура.

Вырезание узоров, фигур без предварительного нанесения контура, в том числе и симметричное вырезание.

Прорезная аппликация (на одном листе бумаги вырезать контур, на другой приклеить ткань большего размера, чем контур, и первый лист наклеить на второй).

Художественное складывание

Оригами из квадрата и прямоугольника. Модульное оригами.

Складывание из любой фигуры с последующим вырезанием.

Плетение

Объемное плетение из бумаги. Плетение на картоне с помощью иголки и нитки.

Шитье и вышивание

Знакомство с различным применением швов «строчка», «через край», «петельный».

Пришивание пуговиц «на ножке» в процессе изготовления изделий.

2.3. Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, стекой, линейкой, циркулем).

Работа с технической документацией (эскизы, схемы, чертежи, рисунки, развертка). Линии чертежа (контур, сгиб, размерная, осевая). Условные знаки оригами. Чтение условных графических изображений. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме.

3. Конструирование и моделирование

Конструкция изделия. Детали, их форма, взаимное расположение, виды соединения деталей.

Несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, образцу.

Простейшие задачи конструктивного характера на изменение свойств конструкции.

Плоскостное конструирование и моделирование

Мозаика из элементов круга и овала. Игрушки из картона с подвижными деталями.

Головоломки из картона и шнура.

Объемное конструирование и моделирование из бумаги

Объемные изделия из деталей, соединенных с помощью щелевого замка.

Объемные изделия с клапанами.

Объемные изделия с разными способами соединения.

Технические модели, изготовленные по чертежу.

Конструирование и моделирование из ткани

Плоские игрушки или сувениры из ткани. Детали соединяются швом.

Плоские игрушки из ткани. Детали соединяются клеем.

4. Практика работы на компьютере

Значение компьютера в жизни человека. Понятие информации. Восприятие, кодирование/декодирование разного рода информации. Возможности компьютера для хранения и передачи информации.

Основные устройства компьютера. Включение и выключение компьютера, перевод в режим ожидания. Компьютерные программы: калькулятор, текстовые редакторы Блокнот, WordPad и графический редактор Paint. Их назначение и возможности.

Операции над файлами и папками: создание, перемещение, копирование, удаление. Открывание файлов и запуск программы. Сохранение вводимой информации.

Интернет: понятие, назначение, программы-обозреватели. Компьютер как средство поиска и воспроизведения необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Правила поведения в компьютерном кабинете. Соблюдение безопасных и рациональных приемов работы на компьютере.

 2. Учебно – тематический план

 

                      Наименование темы

Всего часов

1

   Лепка

2 часа

2

   Аппликация

3 часа

3

   Мозаика

2 часа

4

   Коллаж

3часа

5

   Художественное вырезывание

4 часа

6

   Художественное складывание

2 часа

7

   Плетение

4 часа

8

   Шитье и вышивание

2 часа

9

  Плоскостное моделирование и конструирование

3 часа

10

Объемное моделирование и конструирование из

4 часа

11

Моделирование и конструирование из ткани

3часа

12

Работа с различными видами конструктора. Моделирование несложных объектов из деталей конструктора

2 часа

      3.Требования к уровню подготовки  обучающихся

 

Личностные  результаты

- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Метапредметные результаты

 Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

- осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

 

Познавательные УУД:

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

Предметные результаты:

Иметь представление об эстетических понятиях: художественный образ, форма и содержание, игрушка, дисгармония.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

- иметь представление об архитектуре как виде искусства, о воздушной перспективе и пропорциях предметов, о прообразах в художественных произведениях;

- знать холодные и тёплые цвета;

- научится выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов.

По трудовой (технико-технологической) деятельности:

- разучит виды изучаемых материалов их свойства; способ получения объёмных форм – на основе развёртки;

- будет самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;

- под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу.

Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы:

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая (четверть, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

- Индивидуальный и фронтальный опрос

- Работа в паре, в группе

- Проектная деятельность

- Презентация своей работы

   - Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

- Конференция

достижений обучающихся

-анализ динамики текущей успеваемости

- участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях;

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности;

- творческий отчет

- портфолио

- анализ психолого-педагогических исследований

Этапы оценивания детского рисунка:

  • как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
  • характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
  • качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
  • владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
  • общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.

 

Критерии оценивания:

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены

                                                          Проект

Критерии и нормы оценки:

  • Актуальность проблемы
  • Корректность методов исследования
  • Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями
  • Характер общения участников проекта
  • Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей
  • Умение аргументировать свои заключения, выводы
  • Эстетика оформления проекта


Технология

5.календарно- Тематическое планирование

№ п/п

Система уроков

Педагогические средства

Вид

деятельности учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

Информа-

ционно-методическое обеспечение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационная

Базовый уровень

Повышенный уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Техника безопасности и приемы работы. Бумага и картон. Из истории бумаги

Урок-беседа

Фронтальная

Знать:

– термины, обозначающие технику изготовления объектов, и их значение;

– историю изобретения бумаги. Р, К, ЛС

Владеть разными при-емами разметки деталей из бумаги и ткани. Знать современные виды бумаги и их свойства. Р, К, ЛС

Уметь извлекать информацию из раз-личных источников

Нагибина, М. И. Хитрости бумаги: справочное пособие

2

Художественное моделирование из бумаги путем сгибания. Схемы оригами. Условные обозначения

Объяснение нового материала

Групповая

Уметь складывать бумагу.

Знать условные обозначения. Р, К, ЛС

Уметь читать разные виды разметки. Р, К, ЛС

Уметь работать с таблицами и схемами

Проснякова, Т. Н.

Уроки мастерства: учебник-тетрадь

3

Конструируем из модулей. Бумажный конструктор. Звездочка

Урок-практикум

Парная

Уметь самостоятельно планировать последовательность выполнения действий при работе с бумажным конструктором. Р, К, ЛС

Уметь соединять модули различными способами, получать объемные фигуры.

Р, К, ЛС

Уметь работать с различными модулями

4

Складываем из прямоугольника. Стрелочка

Урок-практикум

Индивидуальная

Уметь работать по схеме и алгоритму. Р, К, ЛС

Научить получать двухцветный модуль. Р, К, ЛС

Уметь работать с таблицами и схемами

5

Складываем, а затем вырезаем. Золотая рыбка

Наблюдение, практикум

Фронтальная

Научить путем складывания получать объемные фигуры. Р, К, ЛС 

Усовершенствовать навыки работы при вы-резании и складывании.

Р, К, ЛС

6

Складываем модули для украшения поверхностей

Урок-практикум

Групповая

Научить изготовлять панно. Р, К, ЛС

Пробовать учиться изготовлять рельефные узорчатые картины

из разных модулей. Р, К, ЛС

Уметь работать

с разными панно

Энциклопедия «Панно»

7

Старинное японское изделие. Сундучок санбо

Урок-практикум

Фронтальная

Уметь изготовлять изделие путем складывания. Р, К, ЛС

Знать об особенностях японской техники при изготовлении изделий.

Р, К, ЛС

Уметь работать

со справочной литературой

Энциклопедия «Японская культура»

8

Вырезание и аппликация. Из истории ножниц. Выпуклая аппликация из бумажных полосок

Объяснение нового материала

Групповая

Знать историю создания ножниц, их применение, различные виды.

Уметь выполнять аппликацию из вырезанных деталей. Р, К, ЛС

Уметь соединять детали из полосок разными способами. Р, К, ЛС

Уметь извлекать информацию

из различных источников

Проснякова, Т. Н.

Уроки мастерства: учебник-тетрадь

9

Симметричное вырезание. Знакомые насекомые

Урок-практикум

Парная

Уметь использовать свойства симметрии при вырезании деталей из бумаги. Р, К, ЛС

Знать особенности

работы с ножницами

при вырезании. Р, К, ЛС

Уметь работать с на-глядными пособиями и дополнительной литературой

Энциклопедия «Насекомые»

10

Наряд для баночки

Индивидуальная

Уметь превращать одну форму в другую, более усовершенствованную. Р, К, ЛС

Уметь работать

с наглядными пособиями

Проснякова, Т. Н.

Уроки мастерства: учебник-тетрадь

11

Выпуклая прорезная аппликация. Работа с канцелярским ножом

Объяснение нового материала

Фронтальная

Уметь делать прорези и сгибы. Р, К, ЛС

Знать особенности работы с канцелярским ножом; технику изготовления выпуклых аппликаций. Р, К, ЛС

Уметь работать с таблицами и схемами

12

Прорези с переворотами

и по криволинейному контуру. Панда

Проблемное задание

Групповая

Уметь выполнять различные изделия, используя приемы прорези. Р, К, ЛС

Знать особенности работы с криволинейным контуром. Р, К, ЛС

Проснякова, Т. Н.

Уроки мастерства: учебник-тетрадь

13

Соединяем в цепочку без клея. Гирлянда «Елочка»

Урок-практикум

Индивидуальная

Уметь вырезать детали для изготовления цепочной гирлянды. Р, К, ЛС

Знать особенности работы с бумагой без клея. Р, К, ЛС

14

Соединение деталей с помощью проволоки

Объяснение нового материала

Фронтальная

Уметь соединять детали при помощи проволоки. Р, К, ЛС

Знать особенности работы с медной проволокой. Р, К, ЛС

Уметь извлекать информацию из раз-личных источников

15

Аппликация из цельных нитей

Урок-практикум

Фронтальная

Уметь выполнять аппликации из ниток. Р, К, ЛС 

Уметь создавать свои аппликации с использованием различных узоров. Р, К, ЛС

Уметь извлекать информацию из различных источников

Нагибина, М. И. Чудеса для детей

из ниток: спра-

вочное пособие

16

Аппликация из скрученных ниток

Парная

Уметь выполнять раз-личные аппликации, используя скрученные нити. Р, К, ЛС

17

Аппликация из резаных нитей. Одуванчик

Индивидуальная

Уметь изготовлять заготовки круглой

и прямоугольной формы.

Р, К, ЛС

Уметь работать

с шаблонами

18

Жилища разных народов

Мини-исследование

Парная

Знать особенности жилищ разных народов.

Р, К, ЛС

Уметь применять полученные знания

на практике. Р, К, ЛС

Уметь работать

со справочной литературой

19

Аппликация из сжатой ткани

Урок-практикум

Групповая

Овладеть приемом изготовления сжатой поверхности. Р, К, ЛС 

Создать аппликацию, используя данную технологию. Р, К, ЛС

Уметь работать по алгоритму

Проснякова, Т. Н.

Уроки мастерства: учебник-тетрадь

20

Нитяная графика. Натяжения нитей на поверхности

и через сквозное отверстие

Проблемное задание

Фронтальная

Уметь выполнять графический рисунок из нитей. Р, К, ЛС

21

Макраме и другие виды плетения. Из истории узлов. Вязание узлов. Узел «Конструктор»

Урок-практикум, беседа

Фронтальная

Уметь вязать различные виды узлов. Р, К, ЛС

Знать историю использования различных узлов.

Р, К, ЛС

Уметь извлекать информацию из различных источников

Справочник «Виды узлов»

22

Макраме. Одинарный плоский узел. Брелок

Урок-практикум

Парная

23

Двойной плоский узел. Наряд для карандаша

Индивидуальная

24

Обработка тканей. Виды тканей

Исследование

Групповая

Знать основные виды тканей и формы их обработки. Р, К, ЛС

Уметь подбирать ткань

с необходимыми качествами в зависимости от назначения изделия.

Р, К, ЛС

Уметь работать

со справочной литературой

Справочник «Ткани»

25

Салфетки для праздничного стола

Урок-практикум

Парная

Уметь выполнять раз-личные способы раскладывания тканевых и бумажных салфеток. Р, К, ЛС

Уметь создать свои виды раскладывания бумажных и тканевых салфеток.

Р, К, ЛС

Уметь работать по алгоритму

Энциклопедия «Этикет»

26

Виды швов. Шов «ручная строчка», «стебельчатый шов»

Объяснение нового материала

Фронтальная

Знать назначение различных швов и способы их выполнения. Р, К, ЛС

Уметь создать рисунок с данными швами. Р, К, ЛС

Проснякова, Т. Н.

Уроки мастерства: учебник-тетрадь

27

Тамбурные швы

Парная

28

Пришивание пуговиц

с ушком

Урок-практикум

Индивидуальная

Уметь пришивать пуговицы с ушком. Р, К, ЛС

Уметь создать аппликацию из пуговиц. Р, К, ЛС

29

Пластилин. Из истории глиняной игрушки

Объяснение нового материала

Парная

Знать свойства пластилина и его особенности. Р, К, ЛС 

Знать о способах изготовления глиняных игрушек. Р, К, ЛС

Уметь работать

со справочной литературой

Энциклопедия «Дымковские игрушки»

30

Расписной пластилин, полученный раскатыванием. Фактурная поверхность пластилина

Урок-практикум

Парная

Знать приемы раскатки при выполнении узоров.

Уметь получать разные оттенки одного цвета путем смешивания. Р, К, ЛС

Уметь подобрать узоры одежды в стиле народной игрушки. Р, К, ЛС

Уметь извлекать информацию из раз-личных источников

31

Фактурная поверхность пластилина

32

Комбинированные работы из различных материалов. Из истории матрешки

Практикум

Индивидуальная

Знать историю возникновения матрешки, виды матрешек. Р, К, ЛС

Уметь создать свою матрешку. Р, К, ЛС

Уметь работать

со справочной литературой

33

Из истории матрёшки

Практикум

Парная

Уметь проявлять дизайнерские, оригинальные оформительские способности в украшении школьной территории. Р, К, ЛС

34

Комбинированные работы из различных материалов

Практикум

Групповая


6.Учебно-методическое обеспечение

Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

Учебники:

Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. Технология. Твори, выдумывай, пробуй!: Учебник для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

7.Список дополнительной литературы  

Цирулик Н.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология. Твори, выдумывай, пробуй!». 3 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Персональный компьютер.

Аудио/видеомагнитофон.

CD/DVD-проигрыватели.

Телевизор.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Специфическое сопровождение (оборудование):

  • индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;
  • инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами и ножницы с острыми концами (в чехле), линейка, угольник, циркуль, иглы в игольнице, нитковдеватель, крючок для вязания, спицы, пяльцы, дощечки для работы шилом и лепки, простой и цветной карандаши, фломастеры, кисти для работы клеем и красками; инструменты для работы с проволокой.
  • материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная односторонняя и двусторонняя, крепирован-ная, калька, копировальная, бумажные салфетки, страницы журналов), картон (обычный, цветной, гофрированный), ткань (однотонная и набивная, хлопчатобумажная и шерстяная, канва), нитки (катушечные, мулине, ирис, пряжа), текстильные материалы (сутаж, тесьма), пластилин или пластика, соленое тесто, фольга, проволока, природные материалы (плоские и объемные), «бросовый» материал (пластиковые баночки, крышки, картонные коробочки и т.д.), пуговицы, наборы «Конструктор».

8.Интернет-ресурсы

1. Электронная версия газеты «Начальная школа». – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/index.php

2. Я иду на урок начальной школы: основы художественной обработки различных материалов (сайт для учителей газеты «Начальная школа»). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=150010

3. Уроки творчества: искусство и технология в школе. – Режим доступа: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&lib_no=30015&tmpl=lib

4. ИЗО и технический труд. Медиатека. Педсовет: образование, учитель, школа. – Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1275/

5. Технология. Начальная школа. – Режим доступа: http://vinforika.ru/3_tehnology_es/index.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...