Рабочая программа по технологии 2 класс по УМК "Перспектива"
рабочая программа по технологии (2 класс) по теме

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС и на основе программы курса «Технология» под редакцией Роговцевой Н.И., Богдановой Н.В.. Данная программа реализуется в рамках УМК «Перспектива»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_tekhnologii.docx93.81 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждена приказом

образовательного учреждения

От ______________ № ______

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению методическим советом

От_________________ №________

Рабочая программа

по технологии для 2 класса

на 2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по технологии разработана в соответствии с:

  • основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «6» октября 2009 г. № 373;
  • изменениями в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (от 26 ноября 2010 г. № 1241. (Зарегистрирован в Минюст России от 04 февраля 2011 г. N 19707);
  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • планируемых результатов начального общего образования,
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год, утвержденного Приказом МО РФ № 1067 «19» декабря 2012 г. 
  • Образовательной программой школы
  • Учебного плана школы на 2013-2014 учебный год;
  • Программы курса «Технология» под редакцией Роговцевой Н.И., Богдановой Н.В.,. М., «Просвещение», 2011 год, соответствующей требованиям ФГОС.

Данная программа реализуется в рамках УМК «Перспектива»

Учебно-методический комплекс (далее УМК) «Перспектива» выпускается в издательстве «Просвещение» с 2006 г., ежегодно пополняясь новыми учебниками. В УМК «Перспектива» входят линии учебников по следующим предметам: «Обучение грамоте», «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология».

Комплекс создавался параллельно с разработкой ФГОС начального общего образования, требования которого нашли свое теоретическое и практическое воплощение в учебниках УМК «Перспектива».

Концептуальная основа УМК отражает современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования. УМК «Перспектива» создавался в стенах Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ, который возглавляет заведующий кафедрой психологии личности МГУ, академик А.Г. Асмолов. Под его руководством разрабатывались теоретические и методические материалы, являющиеся системообразующими компонентами ФГОС и ориентированные на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий.  Авторами УМК «Перспектива» и, одновременно, разработчики ФГОС, выступают такие известные ученые–педагоги и методисты, как Л.Ф. Климанова, В.Г.Дорофеев, М.Ю. Новицкая, А.А. Плешаков, С.Г.Макеева, Н.И.Роговцева и др.

Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Цели изучения технологии в начальной школе:

  • приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
  • приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Общая характеристика курса

Теоретической основой данной программы являются:

  • системно-деятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.);
  • теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности — понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Основные задачи курса:

  • духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
  • формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
  • формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
  • развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
  • формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:

— внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

— умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

— коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);

—первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;

— первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;

— творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.

Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.

Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.

Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

  • знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
  • овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
  • знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
  • знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
  • учатся экономно расходовать материалы;
  • осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
  • учатся преимущественно конструкторской деятельности;
  • знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.

В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации  также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».

При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т.д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.  

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей.  Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Место курса в учебном плане

На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч. 35 ч — во 2 классе (35 учебных недели).

Планируемые результаты

2 класс

Общекультурные и общетрудовые компетенции

Основы культуры труда

Обучающийся научится:

  • воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека - создателя и хранителя этнокультурного наследия ( на примере народных традиционных ремесел России)  в различных сферах на Земле, в Воздухе, на Воде, в Информационном пространстве ;  
  • называть основные виды профессиональной (ремесленнической) деятельности человека: гончар, пекарь, корзинщик, плотник, резчик по дереву и т.д.
  • организовывать рабочее место с помощью учителя для работы с материалами: бумагой, пластичными материалами, природными материалами (крупами, яичной скорлупой, желудями, скорлупой от орехов, каштанами, ракушки), тканью, ниткам, фольгой;
  • с инструментами: ножницами, стеки, швейной иглой, шилом;
  • с инструментами:  челнок,  пяльцы  (вышивание), нож (для разрезания), циркуль
  • соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
  • различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
  • при помощи учителя проводить анализ простейших предметов  быта по используемому материалу, назначению;
  • объяснять значение понятия «технология», как процесс изготовления изделия на основе эффективного использования различных материалов.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;
  • называть традиционные для своего края народные промыслы и ремесла;
  • осмыслить значимость сохранения этнокультурного наследия   России.

познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства  (хохломской росписью, Городецкой росписью,  дымковской игрушкой), их особенностями, историей возникновения и развития, способом создания.

Технология ручной обработки материалов

Элементы графической грамоты

Обучающийся научится:

  • узнавать и называть основные материалы и их свойства;
  • узнавать и называть свойства материалов, изученных во 2 классе:

Бумага и картон:

  • виды бумаги: копировальная, металлизированная, калькированная и их свойства  (поверхность, использование);
  • особенности использования  различных видов бумаги;
  • практическое применение кальки, копировальной и металлизированной бумаги.
  • выбирать и объяснять необходимый вид бумаги для выполнения изделия.

Текстильные и волокнистые материалы:

  • структура и состав тканей;
  • способ производства тканей  (хлопковые и  льняные ткани вырабатываются из волокон растительного происхождения; шерстяные производятся из шерстяного волокна, получаемого из шерсти животных; искусственные получают, используя химические вещества);  
  • производство и виды волокон (натуральные, синтетические);
  • способы соединения (сваливание, вязание и ткачество) и обработки волокон натурального происхождения;

 Природные материалы

  • различать виды природных материалов: крупы (просо, гречка и т.д.), яичная скорлупа (цельная и раздробленная на части), желуди, скорлупа от орехов, каштаны, листики, ракушки;
  • сравнивать природные материалы по их свойствам и способам использования.

Пластичные материалы

  • сравнение  свойств (цвет, состав, пластичность) и видов (тесто, пластилин, глина) пластичных материалов;
  • знакомство с видами изделий из глины, использованием данного материала в жизнедеятельности человека;
  • знакомство с видами рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф;
  • сравнение  различных видов рельефа на практическом уровне;

  • экономно расходовать используемые материалы при выполнении;
  • выбирать материалы в соответствии с заданными критериями;
  • выполнять простейшие эскизы и наброски;
  • изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по слайдовому плану, эскизам;
  • выполнять разметку материала, с помощью циркуля, по линейке, через копировальную, калькированную бумагу, помощью шаблонов, на глаз.
  • выполнять разметку на ткани мягким карандашом, кусочком мыла или мела, при помощи шаблона на ткани.
  • выполнять  разметку симметричных деталей;
  • оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца;
  • узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические приемы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств:

Бумага и картон.

  • приемы работы с калькой, копировальной и металлизированной бумагой;
  • выполнять различные виды орнамента, (геометрический, растительный, зооморфный, комбинированный);
  • выбирать вид бумаги в зависимости от выполняемого изделия (под руководством учителя);
  • осваивают новую технологию выполнение изделия на основе папье-маше.

Ткани и нитки

  • приемы работы с нитками (наматывание);
  • различать виды ниток, сравнивая их свойств (цвет, толщина);
  • выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и  назначения;
  • научаться выполнять виды швов: стачные и украшающие, ручные и машинные, шов «через край», «тамбурный шов»;
  • освоить новые технологические приемы:
  • моделирование на основе выполнения аппликации из ткани народных костюмов;
  • конструирование игрушек на основе помпона по собственному замыслу;
  • «изонить»;
  • украшение изделия новыми отделочными материалами: тесьмой, блестками;
  • плетения в три нитки;

Природные материалы

  • осваивают технологию выполнения мозаики:
  • из крупы,
  • из яичной скорлупы (кракле),
  • создавать композиции на основе целой яичной скорлупы,
  • оформлять изделия из природных материалов при помощи фломастеров, красок и цветной бумаги.

Пластичные материалы

  • используют прием смешивания пластилина для получения новых оттенков;
  • осваивают технологию выполнения объемных изделий - лепки из соленого теста, конструирования из пластичных материалов;
  • осваивают прием лепки мелких деталей приёмом вытягиванием.

Растения, уход за растениями

  • уметь выращивать лук на перо по заданной технологии;
  • проводить долгосрочный опыт по выращиванию растений, наблюдать и фиксировать результаты;
  • использовать правила ухода за комнатными растениями, используя инструменты и приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями.

Первоначальные сведения о графическом изображении в технике и технологии

  • использовать инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании заготовок (карандаш, резинка, линейка, циркуль);
  • чертить прямые линии по линейке и намеченным точкам;
  • вычерчивать окружность при помощи циркуля по заданному радиусу.
  • применять приемы безопасной работы с инструментами:
  • использовать правила и способы работы с  шилом, швейной  иглой, булавками, наперстком, ножницами,: челноком, пяльцами (вышивание), ножом (разрезания), циркулем, гаечным и накидным ключами;
  • использовать правила безопасной работы при работе с яичной скорлупой, металлизированной бумагой;
  • осуществлять раскрой ножницами по криволинейному и прямолинейному контуру, разрыванием пальцами, ножом по фальцлинейке;

Обучающийся получит возможность

  • комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
  • изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу;
  • комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
  • осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий;
  • осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе, профессиях быту и профессиональной деятельности;
  • оформлять изделия по собственному замыслу;
  • выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий;
  • подбирать материал наиболее подходящий для выполнения изделия.

Конструирование и моделирование

Обучающийся научится:

  • выделять детали конструкции, называть их форму и определять  способ соединения;
  • анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме и готовому образцу;
  • изменять детали  конструкции изделия для создания разных вариантов изделии;
  • анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия;
  • изготавливать конструкцию по слайдовому плану или заданным условиям.

Обучающиеся получит возможность:

  • изменять конструкцию изделия и способ соединения деталей;
  • создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.

Практика работы на компьютере

Обучающийся научится:

  • понимать информацию, представленную в учебнике в разных формах;
  • воспринимать книгу как источник информации;
  • наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать простейшие выводы;
  • выполнять простейшие преобразования информации (переводить текстовую информацию в табличную форму;
  •  заполнять технологическую карту по заданному образцу и/или под руководством учителя;
  • осуществлять поиск информации в интернете под руководством взрослого

Обучающиеся получит возможность:

  • понимать значение использования компьютера для получения информации;
  • осуществлять поиск информации на компьютере под наблюдением взрослого;
  • соблюдать правила работы на компьютере и его использования и бережно относиться к технике;
  • набирать и оформлять небольшие по объему тексты;
  • отбирать информацию  по заданной теме на основе текста и иллюстраций учебника.

Проектная деятельность

Обучающийся научится:

  • восстанавливать и/ или составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому и/или текстовому плану;
  • проводить сравнение последовательности выполнения разных изделий и находить общие закономерности в их изготовлении;
  • выделять этапы проектной деятельности;
  • определять задачи каждого этапа проектной деятельности под руководством учителя;
  • распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя;
  • проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям;

Обучающиеся получит возможность:

  • определять задачи каждого этапа проектной деятельности;
  • ставить цели, самостоятельно распределять роли при выполнении изделия, проводить оценку качества выполнения изделия;
  • развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре; применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности.

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека, как создателя и хранителя этнокультурного наследия;
  • ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека и культурно историческому наследию;
  • интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника;
  • представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
  • основные критерии оценивания деятельности других учеников на основе заданных в учебнике критериев и ответов на «Вопросы юного технолога»;
  • этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при изготовлении изделия, работе в паре и выполнении проекта;
  • потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
  • представления о значении проектной деятельности.
  • интерес к конструктивной деятельности;
  • простейшие навыки самообслуживания (уход за одеждой, ремонт одежды);

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к трудовой деятельности;
  • этических норм (долга) на основе анализа взаимодействия учеников при изготовлении изделия;
  • ценности коллективного труда в процессе создания изделия и реализации проекта;
  • способность оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её успешность или неуспешность;
  • представление о себе как о гражданине России;
  • бережного и уважительного  отношения к культурно-историческому наследию страны и родного края;
  • уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности.
  • эстетических чувств (прекрасного и безобразного);
  • потребность в творческой деятельности;

Метапредметные результаты

Регулятивные

У обучающегося будут сформированы:

  • принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия;
  • дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя;
  • изменять план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
  • проводить рефлексию своих действий  по выполнению изделия при помощи учителя;
  • осуществлять действия по  заданному правилу и собственному плану;
  • контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе текстового плана;
  • проводить оценку своих действий на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» и корректировать их.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа   работы над изделием, распределять роли;  
  • проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
  • выделять познавательную задачу из практического задания;
  • воспринимать  оценку своей работы данную учителем и товарищами и вносить изменения в свои действия;

Познавательные

У обучающегося будут сформированы:

  • находить и выделять необходимую информацию из текстов и иллюстраций;
  • высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, пользуясь материалами учебника,
  • проводить защиту проекта по заданному плану;
  • использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника;
  • проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать  реальные объекты и изделия;
  • находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя;

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • создавать небольшие устные сообщения, используя  материалы учебника,  собственные знания и опыт;
  • выделять информацию из текстов и устных высказываний, переводить ее в различные знаково-символические  системы, выделять учебные и познавательные задачи;
  • проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям;
  • находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и потребностям;
  • читать и работать с текстами с целью использования информации в практической деятельности.

Коммуникативные

У обучающегося будут сформированы:

  • слушать собеседника, допускать возможность существования другого суждения, мнения;
  • уметь договариваться и приходить к общему решению, учитывая мнение партнера при работе в паре и над проектом;
  • выполнять работу в паре: договариваться о правилах взаимодействия, общаться с партнером в соответствии с определёнными правилами;
  • формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;
  • проявлять инициативу в ситуации общения.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • воспринимать аргументы, приводимые собеседником;
  • соотносить мнение партнера со своим, высказывать свою оценку,
  • приводя аргументы «за» и «против»;
  • учится договариваться, учитывая интересы партнера и свои;
  • вести диалог на заданную тему;
  • использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач.

Содержание курса

Как работать с учебником (1 час)

Знакомство с учебными пособиями, наблюдение, анализ структуры учебника и рабочей тетради, определение назначения каждого источника информации, освоение системы условных знаков, которые используются в этом комплекте.

Земледелие. Посуда. Хлеб — всему голова (5 часов)

Освоение технологии выращивания зелёного лука. Освоение способа наматывания ниток на шаблон, выполнение композиции «Корзина с цветами». Освоение техники «тестопластика», выполнение игрушки из теста.

Народные промыслы (6 часов)

Изучение хохломской росписи и её особенностей, освоение техники «папье-маше». Изучение городецкой росписи и её особенностей, выполнение изделий в технике «аппликация». Изучение дымковской росписи и её особенностей, выполнение изделий в технике «лепка» из пластилина. Изучение семёновской росписи и её особенностей, выполнение изделий в технике «аппликация» из ткани.

Домашние животные и птицы. Проект «Деревенский двор». Новый год (4 часа)

Освоение техники «объёмная аппликация» с использованием пластилина, выполнение композиции «Деревня». Освоение способа изготовления аппликации из природных материалов и пластилина, выполнение изделий «Курочка из крупы», «Попугай». Освоение техники «бумагопластика», выполнение подвижной конструкции «Лошадка» из бумаги. Освоение способа изготовления объёмных изделий на основе развёртки: выполнение проекта из бумаги «Деревенский двор».

Строительство. Внутреннее убранство дома (5 часов)

Освоение техники «бумагопластика», выполнение изделия «Изба». Освоение способа создания мягкой игрушки из помпонов, выполнение изделия «Домовой». Освоение техники «лепка» из глины, выполнение изделия «Печь». Освоение способа плетения из бумаги, выполнение изделия «Коврик». Освоение способа изготовления объёмных изделий на основе чертежа, выполнение изделия «Мебель».

Народный костюм (4 часа)

Освоение приёма плетения в три пряди, плетение косы для композиции «Русская красавица». Освоение шва «через край», выполнение изделия «Кошелёк». Освоение тамбурного шва, выполнение вышивки на салфетке «Вишенки».

Человек и вода (3 часа)

Освоение техники «изонить», выполнение композиции «Золотая рыбка». Освоение техники создания полуобъёмной аппликации, выполнение аппликации «Русалка». Проект «Аквариум».

Человек и воздух (3 часа)

Освоение техники выполнения изделий на основе развёртки, выполнение макета мельницы. Освоение техники работы с металлизированной бумагой, выполнение модели флюгера. Изучение значения символа «птица» в культуре русского народа, выполнение сувенира «Птица счастья».

Человек и информация (4 часа)

Освоение способа изготовления книг из бумаги и картона, выполнение изделия «Книжка-ширма». Поиск информации с помощью Интернета.

Учебно-методическое и техническое обеспечение

Для учителя

Для учащихся

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология.Учебник. 2 класс (96 с.)

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология.Рабочая тетрадь. 2 класс (80 с.)

Электронное приложение к учебнику

Методическое пособие для учителя

Технологические карты

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология.Учебник. 2 класс (96 с.)

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология.Рабочая тетрадь. 2 класс (80 с.)

Интернет-ресурсы (ЭОР)

1.Википедия – свободная энциклопедия. -  http://ru.wikipedia.org/wiki

2.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.-

 http://school-collection.edu.ru

3.Фестиваль педагогических идей.- http://festival.1september.ru

4.Педагогическое сообщество.- http://pedsovet.su

5. Профессиональное сообщество педагогов. Методисты. - http://metodisty.ru/m/groups/view/nachalnaya_shkola

Технические средства обучения.

1.Компьютер

2.Принтер

3.Мультимедийный проектор

Тематическое планирование по технологии 2 класс (35 ч)

№ п/п

Наименование

раздела и тем

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

теория

практика

1

Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям.

Материалы и инструменты. Рубрика «Вопросы юного технолога»

1

Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия. Использовать при изготовлении изделий навигационную систему учебника (систему условных знаков) и критерии оценки изготовления изделия.

Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.

Использовать рубрику «Вопросы юного технолога» для организации проектной деятельности при изготовлении изделия

Человек и земля (23 ч)

2

Земледелие (1 ч).

Деятельность человека на земле. Способы обработки земли и выращивания овощных культур. Значение овощных культур для человека. Технология выращивания лука в домашних условиях. Наблюдение за ростом растения и оформление записей о происходящих изменениях. Профессии: садовод, овощевод. Понятие: земледелие.

Практическая работа: «Выращивание лука»

1

Искать и анализировать информацию о земледелии, его значении в жизни человека.

Составлять рассказ о профессиях садовода и овощевода на основе наблюдений и собственного опыта. Понимать значимость профессиональной деятельности садовода и овощевода. Осваивать технологию выращивания лука в домашних условиях. Проводить наблюдения, оформлять их результаты

3

Посуда (4 ч).

Виды посуды и материалы, из которых она изготавливается. Способы изготовления посуды из глины и оформление её при помощи глазури. Назначение посуды. Способы хранения продуктов. Плетение корзин. Профессии: гончар, мастер-корзинщик. Понятия: керамика, глазурь.

Изделие: «Корзина с цветами».

Закрепление приёмов работы с пластилином. Составление плана работы по слайдам. Оформление композиции с использованием природных материалов.

Изделие: «Семейка грибов на поляне».

Практические работы: «Съедобные и несъедобные грибы», «Плоды лесные и садовые».

Знакомство с новой техникой изготовления изделий — тестопластикой. Сравнение приёмов работы с солёным тестом и приёмов работы с пластилином. Знакомство с профессиями пекаря, кондитера. Инструменты, используемые пекарем и кондитером. Национальные блюда, приготовленные из теста. Профессии: пекарь, кондитер. Понятие: тестопластика.

Изделие: «Игрушка из теста»

4

Осуществлять поиск необходимой информации о посуде, её видах, материалах, из которых она изготавливается. Составлять по иллюстрациям учебника рассказ о способах изготовления посуды из глины. Анализировать слайдовый план плетения корзины, выделять основные этапы и приёмы её изготовления. Использовать приёмы плетения корзины при изготовлении изделия. Организовывать рабочее место. Размечать изделие по шаблону, составлять композицию. Осваивать приёмы наматывания, обмотки и переплетения ниток для изготовления изделия. Соблюдать правила работы ножницами. Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы с опорой на слайдовый план. Определять и использовать необходимые инструменты и приёмы работы с пластилином. Организовывать рабочее место. Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции.

Воспроизводить реальный образ предмета (гриба) при выполнении композиции. Составлять рассказ о грибах, правилах поведения в лесу (на основе собственного опыта и наблюдений).

Составлять рассказ о профессиях пекаря и кондитера на основе иллюстративного материала, собственного опыта и наблюдений. Осмысливать значение этих профессий. Составлять рассказ о национальных блюдах из теста по иллюстрациям учебника. Осваивать способ приготовления солёного теста и приёмы работы с ним. Организовывать рабочее место для работы с солёным тестом. Выполнять изделие и оформлять его при помощи красок. Сравнивать приёмы работы с солёным тестом и приёмы работы с пластилином

4

Проект «Праздничный стол».

Изготовление изделий из пластичных материалов (по выбору учителя). Сравнение свойств солёного теста, глины и пластилина (по внешним признакам, составу, приёмам работы, применению). Анализ формы и вида изделия, определение последовательности выполнения работы

1

Осваивать технику изготовления изделия из пластичных материалов (пластилин, глина, солёное тесто). Сравнивать свойства пластичных материалов. Анализировать форму и вид изделия, определять последовательность выполнения работы. Составлять план изготовления изделия по иллюстрации в учебнике. Выбирать необходимые инструменты, приспособления и приёмы изготовления изделия. Использовать рубрику «Вопросы юного технолога» для организации своей деятельности. Использовать навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать и оценивать свою деятельность

5

Народные промыслы

Народный промысел хохломская роспись. Технология создания хохломского растительного орнамента. Способы нанесения орнамента на объёмное изделие. Техника: папье-маше, грунтовка. Понятия: народно-прикладное искусство, орнамент.

Изделие: «Золотая хохлома».

Особенности народного промысла городетская роспись. Особенности создания городецкой росписи. Выполнение аппликации из бумаги.

Понятия: имитация, роспись, подмалёвок. Изделие: «Городецкая роспись».

Особенности народного промысла дымковская игрушка. Особенности создания дымковской игрушки. Закрепление навыков работы с пластилином. Самостоятельное составление плана работы по изготовлению изделия.

Изделие: «Дымковская игрушка».

История матрёшки. Работа резчика по дереву и игрушечника (выбор дерева, вытачивание формы, подготовка формы под роспись, роспись, лакировка). Разные способы росписи матрёшек: семёновская, вятская, загорская (сергиево-посадская), полховско-майдановская, авторская. Анализ изготовления изделия согласно заданной последовательности. Разметка деталей на ткани по шаблону. Соединение деталей из разных материалов при помощи клея.

Профессии: игрушечник, резчик по дереву.

Изделие: «Матрёшка».

4

Осуществлять поиск необходимой информации об особенностях народного промысла хохломская роспись, используя материалы учебника и собственный опыт. Анализировать с помощью учителя способы изготовления изделий в технике хохломской росписи, выделять этапы работы. Наблюдать и выделять особенности хохломской росписи. Осваивать технологию изготовления изделия из папье-маше. Соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия в стиле хохлома (с помощью учителя). Использовать приёмы работы с бумагой и ножницами. Самостоятельно делать выводы о значении народных промыслов для развития декоративно-прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций.

Осмысливать на практическом уровне понятие «имитация». Наблюдать и выделять особенности городецкой росписи: тематика, композиция, элементы (фигуры людей, животных, цветы). Сравнивать особенности хохломской и городецкой росписи. Составлять план выполнения работы на основе слайдового плана и анализа образца изделия. Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов. Использовать навыки работы с бумагой, раскроя деталей изделия по шаблону. Осмысливать значение народных промыслов для развития декоративно-прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций.

Наблюдать и выделять особенности создания дымковской игрушки (лепка, побелка, сушка, обжиг, роспись). Выделять элементы декора и росписи игрушки. Использовать приёмы работы с пластилином. Анализировать образец, определять материалы, инструменты, приёмы работы, виды отделки и росписи. Составлять самостоятельно план работы по изготовлению игрушки. Контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану. Оценивать работу по заданным критериям. Сравнивать виды народных промыслов.

Использовать приёмы работы с бумагой и картоном и тканью по шаблону, оформлять изделие, использовать элементы рисунка на ткани для составления орнамента. Осваивать способ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (ткань и бумага) при помощи клея. Сравнивать орнаменты, используемые в росписи изделий народных промыслов. Анализировать способ создания матрёшки. Составлять самостоятельно план работы по изготовлению изделия, контролировать и корректировать работу по слайдовому плану. Составлять рассказ о выполнении работы по рубрике «Вопросы юного технолога».

6

Выполнение деревенского пейзажа в технике рельефной картины. Закрепление умений работать с пластилином и составлять тематическую композицию. Приём получения новых оттенков пластилина.

Понятия: рельеф, пейзаж.

Изделие: пейзаж «Деревня»

1

Осваивать технику изготовления рельефной картины с использованием пластилина. Анализировать образец пейзажа, предложенного в учебнике, и на его основе создавать собственный эскиз. Организовывать рабочее место. Использовать при создании эскиза художественные приёмы построения композиции, соблюдать пропорции при изображении перспективы, составлять композицию в соответствии с тематикой. Использовать умения работать с пластилином, создавать новые цветовые оттенки путём смешивания пластилина

7

Домашние животные и птицы.

Способы использования лошадей. Составление технологической карты. Развитие навыков конструирования.

Профессии: «коневод», «конюх»,

Понятия: «конструкция», «конструирование», «верховые, скаковые лошади»

Изделие: «Лошадка»

Виды домашних животных.

Изделия: «Курочка из крупы», «Цыплёнок», «Петушок» (по выбору учителя)

Профессии: «доярка», «конюх», «пастух», «птичница».

Понятия «развёртка», «конус», «куб», «призма», «параллелепипед», «пирамида», «цилиндр», «шар».

Проект «Деревенский двор»

3

Выполнять рельефную аппликацию с использованием пластилина, движущуюся конструкцию игрушки. Формулировать правила общения с домашними животными. Формулировать речевые высказывания в рамках учебного диалога. Выполнять учебное действие в соответствии с планом. Составлять отчёт о своей деятельности по «Вопросам юного технолога».

Выполнять конструирование объёмных изделий на основе развёртки при помощи копировальной бумаги. Выполнять самостоятельный анализ изделий.  Распределять обязанности в процессе проектной деятельности. Проводить презентацию проекта по заданной схеме.

8

Новый год (изделие по выбору учителя)

Изделие: «Новогодняя маска»

Изделие: «Ёлочные игрушки из яиц»

1

Выполнять новогодние сувениры из скорлупы.

9

Строительство (изделие по выбору учителя)

История и культура своего народа, к устройству деревенского дома, к ремеслу плотника.

Освоение техник «кракле», «бумагопластика», выполнение изделий «Крепость», «Изба».

Профессия: маляр, печник, каменщик, кровельщик плотник.

 Понятия: «венец», «кракле», «наличник», «причелина»

Изделие: «Изба»

Изделие «Крепость»

1

Выполнять изделия в технике «бумагопластика» и в технике «кракле». Различать компоненты строения избы.  Выполнять разметку деталей сгибанием и скручиванием на карандаше. Выполнять учебное задание, используя алгоритм. Контролировать и корректировать свою работу по плану.

10

В доме

Внутреннее убранство деревенского дома, обычаи русского народа. Правила безопасной работы с циркулем. Структура ткани. Освоение способа создания мягкой игрушки из помпонов, выполнение изделия «Домовой».

Изделие: «Домовой».

Освоение техники «лепка» из глины, выполнение изделия «Печь».

Понятия: «лежанка», «истопник», «печник»

Проект «Убранство избы»

Изделие: «Русская печь».

Освоение способа плетения из бумаги, выполнение изделия «Половик».

Проект «Убранство избы»

Изделие: «Коврик».

Освоение способа изготовления объёмных изделий на основе чертежа, выполнение изделия «Мебель».

Проект «Убранство избы»

Изделие: «Стол и скамья»

4

Различать компоненты внутреннего убранства избы. Сравнивать виды мебели и объяснять её необходимость в жизни человека. Работать в техниках «плетение» из бумаги, «лепка», создания мягкой игрушки из помпонов. Выполнять учебное задание в соответствии с целью и планом. Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога. Проверять результат выполненного задания.

11

Народный костюм

Способы обработки волокон натурального и химического происхождения. Особенности национального русского костюма. Освоение приёма плетения в три пряди, плетение косы для композиции «Русская красавица».

Понятия: «выкройка», «костюм», «национальный костюм», «ожерелье», «монисто», «лапти», «сутаж», «эскиз».

Изделие: композиция «Русская красавица».

Изделие: «Костюмы для Ани и Вани»

Способы обработки ткани.

Освоение шва «через край», выполнение изделия «Кошелёк».

Понятия: «шов», «шов через край».

Изделие: «Кошелёк».

Освоение тамбурного шва, выполнение вышивки на салфетке «Вишенки».

Понятия: «шов», «тамбурный шов».

Изделия: «Тамбурные стежки», «Салфетка»

4

Рационально использовать ткань при выполнении задания: приёму плетения косы в три пряди. Выполнять разметку ткани, используя правило. Изготавливать выкройку из ткани с использованием шаблонов. Составлять план работы на основе анализа готового изделия. Выполнять учебное задание в соответствии с планом. Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

Анализировать готовое изделие, определять его назначение и обосновывать своё мнение. Раскрывать значение новых понятий и использовать их в активном словаре. Выкраивать детали по шаблону. Выполнять «шов через край». Выполнять вышивку, используя тамбурный шов.

Человек и вода (3 ч)

12

Рыболовство

Роль воды в жизни человека. Инструменты и приспособления для рыбной ловли. Освоение техники «изонить».

Понятия «рыболовство», «рыболов», «мормышка», «изонить».

Изделие: композиция «Золотая рыбка»

Проект «Аквариум»

Изделие: «Аквариум».

Различные виды аппликации. Бережное отношение к труду и его результатам.

Освоение техники создания полуобъёмной аппликации.

Понятия «русалка», «Мерроу».

Изделие: «Русалка»

3

Определять назначение и различия приспособлений рыболова. Выполнять изделия в технике «изонить». Применять правила работы с иглой и ножницами. Выполнять учебное задание в соответствии с целью. Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

Выполнять объёмную аппликацию. Определять различие между способами выполнения аппликации и обосновывать свои суждения. Заполнять технологическую карту. Проверять результат выполненного задания, вносить корректировку.

Человек и воздух (3 ч)

13

Птица счастья

Основные признаки птиц. Изучение значения символа «птица» в культуре русского народа. Выполнение изделия «Птица счастья» в технике «оригами».

Понятия «оберег», «резьба по дереву», «драночные птицы», «Птица счастья».

.Изделие: «Птица счастья»

1

Выполнять изделие в технике «оригами». Читать и понимать инструкционную карту. Выполнять учебное задание по алгоритму с взаимопроверкой.

14

Использование ветра

Роль ветра в жизни человека. Способы измерения скорости вера. Освоение техники выполнения изделий на основе развёртки.

Понятия: «ветер», «сила ветра», «шкала», «шкала Бофорта», «направление ветра», «макет», «модель», «моделирование», «развёртка».

Изделие: «Ветряная мельница».

Назначение флюгеров Освоение техники работы с металлизированной бумагой, выполнение модели флюгера, используя прием лепки из фольги.

Понятия «флюгер», «фольга».

Изделие: «Флюгер»

2

Определять и обосновывать возможности использования ветра человеком. Строить развёртку моделей. Работать в технике выполнения изделий на основе развёртки. Выполнять учебное задание аккуратно, в соответствии с планом. Выполнять изделия приёмом лепки из фольги.

Человек и информация (4 ч)

15

Книгопечатание

Освоение способа изготовления книг из бумаги и картона.

Понятие: «ширма», «книжка-ширма», «папирус», «пергамент», «рукопись», «разметка».

Изделие: «Книжка-ширма»

1

Выполнять разметку на листе по линейке. Создавать книжку-ширму. Выполнять самопроверку учебного задания. Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога

16

Поиск информации в Интернете

Практическая работа: «Ищем информацию в Интернете»

3

18

Выставка работ.

1

Итого

2

33

Приложение

Календарно-тематическое планирование «Технология» 2 класс

Тема урока

Изделие

Элементы содержания

Материалы и инструменты

Вид контроля

Планируемые

результаты

Дата

предметные

метапредметные

личностные

план

факт

1

Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником.Стр. 3-5

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям.

текущий

— активно пользоваться навигационной системой учебника;

— ориентироваться на страницах учебного комплекта.

Познавательные умения: использовать в активном словаре изученные понятия;  анализировать учебник, соотносить задания учебника и рабочей тетради и обосновывать их назначение.

Регулятивные умения: выполнять учебное действие, используя условный знак.

Коммуникативные умения: адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.

проявлять:

— интерес к изученной теме;

— бережное отношение к учебной книге.

Человек и земля (23 ч)

2

Земледелие

стр. 8-9

Деятельность человека на земле. Способы обработки земли и выращивания овощных культур. Значение овощных культур для человека. Технология выращивания лука в домашних условиях. Наблюдение за ростом растения и оформление записей о происходящих изменениях. Выращивания лука на перо в домашних условиях.

Лук–репка,

текущий

— самостоятельно выращивать зелёный лук;

— формулировать правило общения с хлебом во время еды.

Познавательные умения: проводить наблюдение за выращиванием зелёного лука и оформлять его; определять значение новых понятий «дары природы» и «дары труда» и объяснять их смысл;

— различать профессии людей и обосновывать своё суждение; анализировать ситуацию, соотносить её с правилом и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения: выполнять учебные действия по алгоритму.

Коммуникативные умения: согласовывать разные мнения в рамках учебного диалога; строить речевое высказывание и обосновывать своё суждение.

— проявлять положительное отношение к труду людей разных профессий.

 

3- 6

Посуда (4 часа)

стр. 10-23

Виды посуды и материалы, из которых она изготавливается. Способы изготовления посуды из глины и оформление её при помощи глазури. Назначение посуды. Способы хранения продуктов. Плетение корзин.

Изделие: «Корзина с цветами».

Картон, нитки, ножницы

текущий

— различать виды ниток и определять их назначение;

— составлять композицию «Корзина с цветами» на основе шаблонов, обмотанных нитками;

— формулировать правило общения с хлебом во время еды.

Познавательные умения: использовать в активном словаре понятия «гончар», «корзинщик», «виды ниток»; различать виды посуды и объяснять её необходимость в жизни человека; раскрывать смысл крылатых выражений; классифицировать предметы: грибы, плоды и ягоды; анализировать ситуацию, соотносить её с правилом и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: выполнять корректировку деформированного текста; использовать план при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения: формулировать понятные для партнёра высказывания.

— проявлять бережное отношение к труду и его результатам.

Закрепление приёмов работы с пластилином. Составление плана работы по слайдам. Оформление композиции с использованием природных материалов Изделие: «Семейка грибов на поляне».

Пластилин, природные материалы, стеки, подкладная доска

текущий

Знакомство с новой техникой изготовления изделий — тестопластикой. Сравнение приёмов работы с солёным тестом и приёмов работы с пластилином. Знакомство с профессиями пекаря, кондитера. Инструменты, используемые пекарем и кондитером. Национальные блюда, приготовленные из теста.

Изделие: «Игрушка из теста»

Соленое тесто,

— изготавливать соленое тесто, используя алгоритм;

— выполнять магнит из теста;

— оформлять рецепт блюда;

— формулировать правило общения с чёрствым хлебом.

Познавательные умения: осуществлять поиск необходимой информации; использовать в активном словаре новые понятия; сравнивать материалы: тесто, пластилин, глину и обосновывать своё суждение; различать продукт деятельности кулинара и кондитера; составлять рассказ о хлебе, используя алгоритм.

Регулятивные умения: принимать и выполнять учебное задание; выполнять учебное задание, используя алгоритм.

Коммуникативные умения: строить монологическое высказывание; адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога.

— воспитывать бережное отношение к хлебу;

— проявлять бережное отношение к результатам своего труда.

Проект «Праздничный стол». Изготовление изделий из пластичных материалов (по выбору учителя). Сравнение свойств солёного теста, глины и пластилина (по внешним признакам, составу, приёмам работы, применению). Анализ формы и вида изделия, определение последовательности выполнения работы

Пластилин, стеки, подкладная доска

Темати

ческий

— выполнять изделия из пластилина и бумаги.

Познавательные умения: выполнять сервировку праздничного стола.

Регулятивные умения: выполнять задание в соответствии с целью и планом; распределять обязанности при выполнении проекта.

Коммуникативные умения: адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога; представлять результат деятельности группы.

— проявлять творческое отношение к выполнению проекта.

  7-11

Народные промыслы (5 ч)

стр. 24-33

Народный промысел хохломская роспись. Технология создания хохломского растительного орнамента. Способы нанесения орнамента на объёмное изделие. Техника: папье-маше, грунтовка. Изделие: «Золотая хохлома».

Цветная бумага для папье-маше, краски, вода, клей кисти

текущий

— работать в технике «папье-маше»;

— выполнять орнамент по мотивам хохломской росписи.

Познавательные умения: анализировать орнамент; выделять особенности хохломской росписи и обосновывать своё суждение.

Регулятивные умения: выполнять учебное действие по алгоритму.

Коммуникативные умения: адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.

— проявлять осознанное желание расписывать готовое изделие под хохлому.

Особенности народного промысла городецкая роспись. Особенности создания городецкой росписи. Выполнение аппликации из бумаги.

Изделие: «Городецкая роспись».

Цветная бумага, картон, ножницы, клей

текущий

— работать с шаблоном;

— составлять орнамент по мотивам городецкой росписи;

— наклеивать детали;

— изготовлять изделие по мотивам городецкой росписи.

Познавательные умения: определять особенности городецкой росписи и обосновывать своё суждение.

Регулятивные умения: выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения: строить понятное для партнёра высказывание в рамках учебного диалога.

— проявлять осознанное желание использовать мотивы городецкой росписи при изготовлении разделочной доски.

Особенности народного промысла дымковская игрушка. Особенности создания дымковской игрушки. Закрепление навыков работы с пластилином. Самостоятельное составление плана работы по изготовлению изделия.

Изделие: «Дымковская игрушка».

Пластилин, стеки, подкладная доска

текущий

— использовать приём вытягивания при изготовлении основы изделия;

— выполнять изделие по мотивам дымковской росписи;

_ изделие из пластичного материала;

— оформлять узор по мотивам дымковской росписи.

Познавательные умения: выделять особенности дымковской росписи и обосновывать своё суждение.

Регулятивные умения: различать приёмы изготовления изделий из пластилина.

Коммуникативные умения: строить монологическое высказывание; использовать речь для регуляции своего действия при работе по плану.

— проявлять осознанное желание сделать дымковскую игрушку из пластилина или глины.

История матрёшки. Работа резчика по дереву и игрушечника (выбор дерева, вытачивание формы, подготовка формы под роспись, роспись, лакировка). Разные способы росписи матрёшек: семёновская, вятская, загорская (сергиево-посадская), полховско-майдановская, авторская. Анализ изготовления изделия согласно заданной последовательности. Разметка деталей на ткани по шаблону. Соединение деталей из разных материалов при помощи клея. Изделие: «Матрёшка».

Картон, ткань, ножницы, клей

текущий

— выполнять изделие «Матрёшка» в технике «аппликация»;

— аккуратно наклеивать детали изделия.

Познавательные умения: определять различия профессий «резчик по дереву» и «игрушечник» и объяснять своё суждение.

Регулятивные умения: выполнять учебное действие, используя алгоритм; выполнять правило экономного расходования ткани.

Коммуникативные умения: согласовывать свои действия с партнёром и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение.

— проявлять осознанное желание выполнить изделие «Матрёшка».

Выполнение деревенского пейзажа в технике рельефной картины. Закрепление умений работать с пластилином и составлять тематическую композицию. Приём получения новых оттенков пластилина.

Изделие: пейзаж «Деревня»

Пластилин, стеки, подкладная доска, картон.

текущий

— использовать технику «лепка», для выполнения рельефной аппликации «Деревня»;

— выполнять движущуюся конструкцию «Лошадка»;

— использовать правила безопасного обращения с иглой и шилом;

— формулировать правила

Познавательные умения: определять значимость домашних животных в жизни человека и обосновывать своё мнение; использовать в активном словаре новые понятия; анализировать ситуацию, соотносить её с общепринятой нормой общения с домашними животными и обосновывать своё мнение; презентовать готовое изделие.

Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с планом.

Коммуникативные умения: адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.

— проявлять интерес к жизни домашних животных;

— бережное отношение к домашним питомцам.

12-14.

Домашние животные и птицы (3часа)

Стр. 34 - 41

Способы использования лошадей. Составление технологической карты. Развитие навыков конструирования.

Изделие: «Лошадка».

Цветная бумага, картон, нитки, ножницы, клей.

текущий

Виды домашних птиц.

Изделия: «Курочка из крупы», «Цыплёнок», «Петушок» (по выбору учителя).

Картон, природные материалы, крупы, клей

текущий

— использовать технику «мозаика» для выполнения аппликации из природного материала и крупы;

— использовать технику «лепка» для выполнения аппликации «Курочка из крупы»;

— выполнять новогодние сувениры из скорлупы.

Познавательные умения:  объяснять различие между способами выполнения аппликации и материалами, используемыми в них; использовать в активном словаре новые понятия; формулировать правила общения с домашними животными; анализировать ситуацию, соотносить её с общепринятой нормой общения с домашними животными и обосновывать своё мнение; анализировать готовое изделие и объяснять его назначение; заполнять «Технологическую карту».

Регулятивные умения: составлять план выполнения изделий; контролировать и корректировать свою работу по плану.

Коммуникативные умения: строить понятное для партнёра высказывание в рамках учебного диалога.

проявлять интерес и бережное отношение к домашним птицам.

Проект «Деревенский двор»

Бумага, клей, цветные карандаши

Темати-

ческий

— выполнять разметку деталей с помощью копировальной бумаги по алгоритму;

— выполнять конструирование объемных изделий на основе развёртки.

Познавательные умения: находить различия в профессиях «доярка», «конюх», «пастух», «птичница» и обосновывать своё мнение;

— соотносить объёмную фигуру с подобной ей развёрткой; использовать в активном словаре новые понятия;  формулировать правила общения с домашними животными; анализировать ситуацию, соотносить её с общепринятой нормой общения с домашними животными и обосновывать своё мнение; выполнять анализ готового изделия.

Регулятивные умения: выполнять учебное действие, используя план; распределять обязанности в процессе совместной проектной деятельности; оценивать результат выполненного задания; проводить презентацию проекта.

Коммуникативные умения: формулировать монологическое высказывание для представления проекта.

— проявлять интерес и готовность к участию в проекте;

— проявлять интерес и бережное отношение к домашним питомцам.

 15

Новый год (1 ч. изделие по выбору учителя)

 Стр. 42-44

Изделие: «Новогодняя маска»

Цветная бумага.картон, клей, ножницы, отделочные материалы (стразы. блестки и т.д.)

текущий

Изделие: «Ёлочные игрушки из яиц»

Скорлупа яиц,  цветная бумага, картон, клей, ножницы,

текущий

16

Строительство (1 ч изделие по выбору учителя)

Стр.45-48

История и культура своего народа, к устройству деревенского дома, к ремеслу плотника.

Освоение техник «кракле», «бумагопластика»

Изделие: «Изба»

Цветная бумага, картон, нитки, ножницы, клей.

текущий

— использовать технику «кракле» для выполнения аппликации «Крепость»;

— использовать технику «бумагопластика» для выполнения объёмной аппликации «Изба»;

— использовать приём разметки деталей сгибанием и скручиванием на карандаше.

Познавательные умения: составлять рассказ об устройстве избы; проводить сравнение между способами выполнения аппликации и материалами, используемыми в них; использовать в активном словаре новые понятия.

Регулятивные умения: планировать учебные действия по алгоритму; выполнять учебное задание, используя алгоритм.

Коммуникативные умения: адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.

• Проявлять:

— интерес к истории и культуре своего народа; — желание изучать устройство деревенского дома, ремесло плотника.

Изделие «Крепость»

Скорлупа яиц,  цветная бумага, картон, клей, ножницы,

текущий

17-20

В доме (4 ч)

Стр. 49-57

Внутреннее убранство деревенского дома, обычаи русского народа. Правила безопасной работы с циркулем. Структура ткани. Освоение способа создания мягкой игрушки из помпонов 

Изделие: «Домовой».

Нитки, картон, циркуль, ножницы, клей.

текущий

— выполнять изделие «Домовой» из нитей; «Печь» из глины;

— выполнять изделие «Половик» из бумаги;

— выполнять объёмное изделие «Мебель» из бумаги.

Познавательные умения: соотносить обустройство дома с традициями русского народа и обосновывать своё мнение; различать виды мебели и объяснять её необходимость в жизни человека.

Регулятивные умения: выполнять учебное задание с взаимопроверкой; выполнять самооценку учебных действий при изготовлении изделия.

Коммуникативные умения: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

— проявлять интерес к внутреннему убранству деревенского дома.

Проект «Убранство избы»

Освоение техники «лепка» из глины Изделие: «Русская печь».

Пластилин, стеки, подкладная доска, картон.

текущий

Проект «Убранство избы»

Освоение способа плетения из бумаги Изделие: «Коврик».

Цветная бумага, ножницы, клей.

текущий

Проект «Убранство избы»

Освоение способа изготовления объёмных изделий на основе чертежа Изделие: «Стол и скамья»

Цветная бумага, картон, ножницы, клей.

текущий

  21-24

Народный костюм (4 ч)

Стр. 58 - 70

Способы обработки волокон натурального и химического происхождения. Особенности национального русского костюма. Освоение приёма плетения в три пряди, плетение косы Изделие: композиция «Русская красавица».

Картон, цветная бумага, нитки, клей, материалы для украшения. Ножницы. изделия(блестки, стразы и т.д.)

текущий

— использовать приём плетения в три пряди для выполнения композиции «Русская красавица»;

— изготавливать выкройку из ткани с использованием шаблонов;

— выполнять изделия в технике «аппликация» из ткани, используя выкройку.

Познавательные умения: определять отличия национальных костюмов разных народов и обосновывать своё мнение; раскрывать значение новых понятий и использовать их в активном словаре.

Регулятивные умения: выполнять разметку ткани, используя правило;  составлять план работы на основе анализа готового изделия; выполнять учебное задание в соответствии с планом.

Коммуникативные умения: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

— проявлять уважительное отношение к национальным костюмам разных народов России.

Изделие: «Костюмы для Ани и Вани»

Картон, ткань, ножницы, клей

Темати-

ческий

Способы обработки ткани.

Освоение шва «через край»Изделие: «Кошелёк».

Ткань, нитки, иголка, ножницы, пуговица.

текущий

— выполнять выкройку изделия;

— моделировать изделие на основе выкройки;

— выполнять изделие «Кошелёк», используя «шов через край»;

— выполнять вышивку «Вишенки» тамбурным швом.

Познавательные умения: различать виды декоративных швов и обосновывать своё мнение; раскрывать значение новых понятий и использовать их в активном словаре; анализировать готовое изделие, определять его назначение и обосновывать своё суждение.

Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с планом; выполнять оценку изделия по предложенным критериям.

Коммуникативные умения: формулировать понятные высказывания, используя термины в рамках учебного диалога.

— проявлять интерес к народному творчеству.

Освоение тамбурного шва, выполнение вышивки

Изделия: «Тамбурные стежки», «Салфетка»

Ткань, нитки, иголка, ножницы, пяльцы.

текущий

Человек и вода (3 ч)

25 -27

Рыболовство (3 ч)

Стр. 72 -78

Роль воды в жизни человека. Инструменты и приспособления для рыбной ловли. Освоение техники «изонить».

Изделие: композиция «Золотая рыбка»

Картон, нитки, ножницы, копировальная бумага

текущий

— выполнять изделие «Золотая рыбка» в технике «изонить»;

— применять правила работы с иглой и ножницами.

Познавательные умения: применять знания о воде в жизни; объяснять назначение инструментов и приспособлений для рыбной ловли; определять значения новых понятий; объяснять особенности техники «изонить».

Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные умения: формулировать понятные для партнёра высказывания.

Проявлять бережное отношение:

— к своему здоровью;

— к результатам своего труда.

Проект «Аквариум»

Изделие: «Аквариум».

Картон, природные материалы, клей

Темати-ческий

— выполнять изделия из пластилина, бумаги и природного материала.

Познавательные умения: подбирать необходимую информацию.

Регулятивные умения: выполнять задание в соответствии с планом.

Коммуникативные умения: сотрудничать в группе при выполнении работы; представлять результат деятельности группы.

Различные виды аппликации. Бережное отношение к труду и его результатам.

Освоение техники создания полуобъёмной аппликации.

Изделие: «Русалка»

Цветная бумага, картон, нитки, клей, ножницы.

текущий

— заполнять технологическую карту;

— выполнять объёмную аппликацию.

Познавательные умения: использовать в активном словаре новые понятия; объяснять различие между способами выполнения аппликации.

Регулятивные умения: проверять задание и вносить коррективы.

Коммуникативные умения: формулировать адекватное высказывание при работе в паре; строить диалогическое высказывание; согласовывать позиции и находить общее решение.

— проявлять бережное отношение к труду и его результатам.

Человек и воздух (3 ч)

28

Птица счастья (1 ч)

Стр. 80-81

Основные признаки птиц. Изучение значения символа «птица» в культуре русского народа. Выполнение изделия «Птица счастья» в технике «оригами».

Изделие: «Птица счастья»

Цветная бумага, ножницы

текущий

— выполнять «Птицу счастья» в технике «оригами».

Познавательные умения: раскрывать значение новых понятий и использовать их в активном словаре; читать и понимать инструкционную карту.

Регулятивные умения: выполнять учебное задание по алгоритму с взаимопроверкой.

Коммуникативные умения: формулировать собственное мнение; приходить к общему мнению в совместной деятельности.

проявлять бережное отношение к птицам.

29-30

Использование ветра (2 ч)

Стр. 82-84

Роль ветра в жизни человека. Способы измерения скорости вера. Освоение техники выполнения изделий на основе развёртки.

Изделие: «Ветряная мельница».

Цветная бумага, картон, ножницы, клей, стержень от шариковой ручки, скрепка

текущий

— строить развёртку макета мельницы;

— выполнять макет мельницы.

Познавательные умения: использовать знания о ветре в практической деятельности; определять значение новых понятий; определять и обосновывать возможности использования ветра человеком; осуществлять поиск необходимой информации.

Регулятивные умения: выполнять учебное задание аккуратно, в соответствии с планом.

Коммуникативные умения: формулировать понятные для партнёра высказывания.

— проявлять интерес к способам измерения силы ветра.

Назначение флюгеров Освоение техники работы с металлизированной бумагой, выполнение модели флюгера, используя прием лепки из фольги.

Изделие: «Флюгер»

Картон, фольга, ножницы, скрепка.

текущий

— выполнять изделие «Флюгер» приёмом лепки из фольги.

Познавательные умения: применять знания о флюгере в жизни; раскрывать значение новых понятий и использовать их в активном словаре. Регулятивные умения: использовать план при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения: формулировать понятные диалогические высказывания.

— проявлять интерес к процессу создания флюгера.

Человек и информация (3 ч)

31

Книгопечатание (1 ч)

Стр. 86-89

Освоение способа изготовления книг из бумаги и картона.

Изделие: «Книжка-ширма»

Картон, цветная бумага, ножницы, клей

текущий

линейке; создавать выполнять разметку по книжку-ширму.

Познавательные умения: определять источники информации и обосновывать свои суждения; устанавливать процесс изготовления разметки изделия и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения: выполнять самопроверку учебного задания.

Коммуникативные умения: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.

— проявлять бережное отношение к книгам.

32-34

Поиск информации в Интернете

(3 ч)

Стр. 90-93

Практическая работа: «Ищем информацию в Интернете»

Работа на компьютере

текущий

- работать с компьютером;

-выполнять поиск необходимой информации

Познавательные: определять источники информации и обосновывать свои суждения;

Регулятивные: выполнять учебное задание по алгоритму. Коммуникативные: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.

— проявлять интерес к  процессу поиска информации.

Заключительный урок (1 ч)

35

Выставка работ

выставки достижений учащихся за год,

итоговый

- воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека

Коммуникативные умения: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

 формировать способность оценивать свою деятельность,

- этические чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...