Рабочая программа по технологии 4 класс
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме
Рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Школа России" (автор учебника Т.Я.Шпикалова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._progr._po_tekhn.doc | 254 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа
закрытое административно-территориальное образование
город Межгорье Республики Башкортостан
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор МБОУ
руководитель МБОУ СОШ №1 СОШ №1 ЗАТО Межгорье
__________________ ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан
Протокол №_______ Республики Башкортостан ______________С.А.Лебедев
от « » ________2012г _______________________ Приказ №________________
« »________________2012г. « »_________________2012г
Рабочая программа
учителя первой категории
Гайсиной Риммы Рафаильевны
по
технологии
для 4 го класса
2012-2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основании:
- программы «Школа России» для начальных классов по художественному труду и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном образовательном стандарте общего образования (№ 1089 от 05.03.2004 г.);
- программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В двух частях. Часть 2. Шпикалова Т., Я. Изобразительное искусство и художественный труд. М.: Просвещение, 2009;
- федерального базисного учебного и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования и науки РФ № 1312 от 09.03.2004г), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 74 от 01.февраля 2012г «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования Республики Башкортостан № 769 от 28 апреля 2012г.;
- федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год (приказ № 2885 от 27 декабря 2011г.Зарегистрирован Минюстом Российской Федерации 21 февраля 2012 г. регистрационный номер № 23290);
- Постановления об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» №189от 29.12.2010г (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011,регистрационный номер 19993).
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Технологии» отводится 2 часа в неделю с III по IV класс. Всего – 136 часов.
Ранее действовавшая программа Шпикаловой по предмету «Художественный труд» была рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель по 1 часу в неделю). В данной рабочей программе планирование рассчитано на 68 часов в связи с увеличением недельной нагрузки (2 часа в неделю). Имеющийся резерв свободного учебного времени предназначен для увеличения количества часов на изучение некоторых тем, для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Содержание программы «Технология» представлено в виде следующих разделов.
Раздел «Работа с бумагой» ориентирует на овладение обучающимися общетрудовыми знаниями и умениями и способами работы с бумагой, на художественно-творческую деятельность через познание технологических и художественных свойств бумаги; предполагает овладение опытом практической деятельности по созданию полезных и красивых изделий из бумаги на основе освоения традиционной и современной технологии художественной обработки бумаги, применения средств художественной выразительности в декоративно-прикладных работах (силуэт, композиция, форма и пропорции, объем, пространство).
Содержание раздела «Работа с текстильными материалами» нацелено на познание технологических, эстетических свойств, способов обработки ткани; предполагает овладение младшими школьниками опытом трудовой деятельности на материале традиционных художественных ремесел: ручного узорного ткачества, ручной набойки, лоскутного шитья, вышивки, знакомит с доступной обучающимся начальной школы технологией выполнения элементов традиционного костюмного комплекса.
Разделы «Работа с глиной (пластилином)» и «Работа с природными материалами» нацелены на ознакомление обучающихся со свойствами, приемами обработки и декорирования изделий из пластических и природных материалов. Овладение опытом практической деятельности осуществляется в процессе создания художественных изделий по мотивам традиционных школ народного мастерства из бересты, соломки, глины и др. на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация).
Отличительные особенности курса:
- раскрываются доступные пониманию обучающихся исконные общерусские художественно-культурные ценности, взаимосвязи народного и классического искусства;
- активная творческая деятельность обучающихся обеспечивается интеграцией уроков искусства и художественного труда на основе народных традиций путём раскрытия разнообразных связей искусства с жизнью;
- обучающиеся учатся видеть и ценить мир искусства «рядом» на примерах произведений художников и народных мастеров родного края; учатся понимать, что искусство своего региона и отечества – путь к познанию искусства любых эпох и народов.
В настоящее время в современном обществе стремительно растёт количество информации и, вследствие этого, жизненной необходимостью для каждого человека становится важным умение получать, перерабатывать и хранить её. Поэтому информатика играет особую роль в эпоху перехода от общества индустриального к обществу информационному. Раздел «Практика работы на компьютере» предусматривает обучение младших школьников использованию компьютерных программ как средств учебного назначения, позволяя расширить ряд информационных источников.
«Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» вводится в 3 - 4 классах в качестве учебного модуля предмета «Труд» образовательной области «Технология».
Содержание модуля соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования предмета «Технология» (Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089 «0б утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего и среднего (полного) общего образования». Данный учебный модуль направлен на подготовку учеников к жизни и деятельности в информационном пространстве и владению информационной культурой.
Основной целью обучения информатике в начальной школе является формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера.
Главной задачей учебного модуля «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» является овладение учащимися умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предлагаемая программа по предмету «Технология» ориентируется на реализацию следующих целей:
- овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Содержание данной программы отражает и вопросы гражданского образования:
- содействовать проявлению целостного оптимистического мироощущения учащихся, созданию собственными силами нравственно-эстетической среды общения с изобразительным искусством с учётом многообразия его видов (народное искусство, живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство) и архитектуры;
- способствовать формированию чувства национального достоинства, культуры межнационального общения, умения видеть памятники истории и культуры в связи с историей, бытом и жизнью народа;
- способствовать формированию образного мышления, творческого воображения, культурно-исторической памяти в процессе комплексного освоения искусства России.
Обучение учебному предмету способствует формированию общеучебных умений, навыков и способов деятельности, а именно: умению выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера), умение использовать измерения для решения практических задач; планировать и организовывать свою деятельность и др. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
Новизна и отличие данной рабочей программы заключается в следующем: увеличено количество часов на изучение всех разделов программы, что связано с увеличением недельной нагрузки.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки, истории и литературного чтения, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром и математикой (геометрические фигуры и объёмы).
Основная форма организации учебного процесса – это уроки, в том числе уроки-конкурсы, уроки-вернисажи. Наряду с основной формой организации учебного процесса программа предполагает проведение экскурсий, посещение выставок в школе искусств; использование видеоматериалов о художественных музеях и картинных галереях, использование ИКТ (презентаций).
Подведение итогов по курсу «Технология» проводится по результатам практической деятельности школьников.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения технологии ученик должен
знать/понимать:
- название, назначение ручных инструментов для обработки разных материалов (бумага, картон, глина, пластилин, ткань и т.д.) и правила пользования ими;
- приёмы разметки (шаблоном, линейкой, циркулем);
- виды соединений разных материалов (разъёмные, неразъёмные);
- особенности вышивки разных регионов России;
- традиционное искусство лоскутного шитья, набойки, ткачества;
- понятия «рельеф», «барельеф», «контррельеф», «круглая многофигурная композиция»;
- виды природных материалов, используемых в плетении;
- что такое полное имя файла;
- правила безопасного труда и личной гигиены при обработке различных материалов (в том числе с компьютером).
уметь:
- анализировать произведения искусства, выражая своё эмоционально-эстетическое отношение к их содержанию и художественной форме;
- решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий с использованием технологической карты, технического рисунка, эскиза;
- комбинировать различные приёмы работы с бумагой для достижения выразительного образа художественной вещи;
- выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;
- использовать простейшие выкройки для изготовления изделий;
- выполнять рельефные и объёмные многофигурные композиции из глины;
- изготавливать изделия из природных материалов в технике плетения на основе простейших приёмов технологии в народном творчестве;
- производить операции с файлами и папками: создавать, удалять, копировать, перемещать;
- набирать текст на клавиатуре;
- сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные текстовые документы и редактировать их;
- копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
- устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв;
- вставлять изображения в печатную публикацию;
- создавать схемы, таблицы и включать их в печатную публикацию;
- создавать эскизы электронных публикаций и по этим эскизам создавать публикации, включать в электронную публикацию звуковые, видео- и анимационные элементы;
- искать, находить и сохранять изображения и тексты, найденные с помощью поисковых систем.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и т.д.);
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства;
- соблюдения правил личной гигиены и использование безопасных приемов работы с матери пользоваться доступными художественными средствами и материалами; средствами информационных и коммуникационных технологий;
- осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;
- решение учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;
- поиска информации с использованием простейших запросов;
- изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.
Планируемые результаты освоения программы по технологии (к концу 4 класса)
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
- уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
- понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
- представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
- понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
- чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
Могут быть сформированы:
- устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности;
- адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
- чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
Предметные
Обучающиеся научатся:
- использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
- правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
- отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
- работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
- изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
- решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
- творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
- понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
- понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
- руководствоваться правилами при выполнении работы;
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
- использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
- самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
- понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументировано защищать продукт проектной деятельности;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
- формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
- выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
- в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | |
уроки теории | практика | |||
1. | Работа с бумагой. | 13 | 1 | 12 |
2. | Работа с тканью. | 22 | 3 | 19 |
3. | Работа с пластичными материалами. | 5 | - | 5 |
4. | Работа с природными материалами. | 8 | 2 | 6 |
5. | Работа с разными материалами. | 6 | - | 6 |
6. | Практика работы на компьютере. | 14 | 3 | 11 |
Итого: | 68 | 9 | 59 |
Содержание программы
Ведущая тема года:
ТРУДОМ МИР СТРОИТСЯ
РАБОТА С БУМАГОЙ (13 часов)
Развитие эстетического восприятия изделий из белой и цветной бумаги, произведений декоративно-прикладного и народного искусства.
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями
в работе с бумагой: бумага (ватман, обойная, тонированная, упаковочная) и картон; инструменты, материалы и приспособления для скрепления (ножницы, шило, циркуль, бокорезы; клей ПВА, проволока, бумажная лента); способы технологической обработки бумаги: гофрировки — елочные структуры; асимметричное вырезывание из сложенной заготовки; прокалывание, скручивание; аппликация; модульное оригами; склеивание; простейшие базовые формы техники оригами (блин, змей, двойной квадрат); чтение условных обозначений (загнуть деталь от себя, подравнять);
в работе по технологической карте. Приемы обработки бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности, текстуре); разметка по образцу, по шаблону, сгибу, готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовок, сложенных многократно. Выполнение изделий из бумаги с помощью складывания, художественного вырезывания, оригами, аппликации; организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; проведение мини-мастер-классов; организация выставок творческих работ и экскурсий; коллективная оценка результатов работы.
Формирование трудового опыта в процессе конструирования:
воздушных конструкций в технике модульного оригами-звезды;
объемное конструирование на основе цилиндрической и конусообразной поверхностей (подставки, солонки по мотивам городецких изделий) и приема передачи объема с помощью бумажной ленты; прокалывания, аппликации;
изделий из бумаги и картона: комплект предметов для письменного стола (записная книжка, закладка, визитница, коробочка для скрепок) в технике оригами, гофрирования (елочные структуры), аппликации;
декоративных композиций: рельефное панно с деталями в технике художественной вырезанки приемами скручивания, гофрирования по мотивам традиционного русского деревянного зодчества; панно в технике асимметричной вырезанки по мотивам природных и архитектурных достопримечательностей родного края.
РАБОТА С ТКАНЬЮ (22 часа)
Развитие эстетического восприятия изделий из текстильных материалов, произведений народного и профессионального декоративно-прикладного искусства — тканых изделий (узорное ткачество на бердышке), вышивки (техника «набор»), лоскутного шитья (ляпачная техника), сувениров из ткани (прихватки, грелки на чайник, коллажи).
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с текстильными материалами. Ткани из искусственных синтетических и смешанных волокон, их применение; традиционный и современный способы изготовления ткани (прядение, ткачество, декор); конструирование изделий из ткани по заданным условиям и собственному замыслу; составление выкройки на основе эскиза, по результатам обмеров; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
Формирование трудового опыта в процессе:
ознакомления с традиционным узорным ткачеством. Разнообразие видов узорного ткачества на бердышке. Изделия народных мастеров родного края. Геометричность тканых узоров. Ритмичность и уравновешенность колорита тканого орнамента. Устройство и принцип работы бёрдышка. Конструирование бёрдышка и челнока для ткачества, приемы выполнения узорной ткани на бердышке; приемы тканья декоративной тесьмы по мотивам традиционных узорных поясов; изготовление панно из тесьмы, вытканной на бердышке (коллективная работа);
ознакомления с народной вышивкой на предметах быта и народной одежде. Традиционная технология выполнения вышивки «набор», ее варианты. Использование вышивки в дизайне упаковки (мешочек) для праздничного подарка. Конструирование из ткани праздничной упаковки с учетом формы и размеров подарка, вышивка на изделии орнамента с помощью традиционных вариантов вышивки «набор»; выполнение объемного дна в изделии из ткани;
ознакомления с лоскутной техникой. Технологические особенности и художественные возможности традиционной лоскутной техники «ляпачиха». Варианты технологии пришивания деталей ляпачихи к основе изделия, их влияние на фактуру лоскутного изделия. Подбор материала (лоскуты однотонные и с набивным рисунком в контрастной и в сближенной гамме; ткань для основы панно). Приемы лоскутного шитья в технике «ляпачиха»; композиция и колорит в лоскутном изделии (декоративное панно из лоскута на основе ляпачной техники «Все краски русской осени»);
конструирования из текстиля. Приемы конструирования из текстиля и других материалов декоративных и функциональных предметов быта (прихваток различной формы, грелок на чайник, декорированных в технике аппликации; коллективного панно в технике аппликации и др.). Декор изделий из ткани сутажом, бисером, пуговицами, лентами, аппликацией из различных материалов; окантовка края изделия на основе изученных ранее способов (по выбору).
РАБОТА С ПЛАСТИЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (5 часов)
Развитие эстетического восприятия керамических изделий — произведений народного и профессионального декоративно-прикладного искусства: сувениров, декоративных панно с рельефным изображением.
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с глиной (пластилином). Обобщение знаний о видах пластичных материалов, сравнение их свойств, приемов обработки, об условиях применения различных инструментов и приспособлений для обработки пластичных материалов; выбор способа декора в зависимости от назначения изделия, традиции его изготовления. Знакомство с разновидностями рельефов: барельеф, горельеф, контррельеф. Конструирование изделий из пластических материалов по заданным условиям и собственному замыслу; разработка технологии изготовления; лепка и декор с помощью изученных ранее приемов и способов; выполнение изделия на основе эскиза; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
Формирование трудового опыта в процессе конструирования из пластичных материалов: проектирование и выполнение в материале сувенира с древними символами своего города, села; создание коллективной объемной композиции (панно для оформления интерьера) на основе соединения декоративных пластин с изображением древних символов земли, воды, солнца, древа жизни и бусинок разных размеров. Использование разнообразных приемов лепки и декорирования изделия.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (8 часов)
Развитие эстетического восприятия изделий из природных материалов, произведений декоративно-прикладного искусства и народного творчества. Плетеные изделия из лозы, бересты, елового корня (короба, корзины, пестери и т. п.) в интерьере крестьянской избы Русского Севера. Использование флористики в современном дизайне интерьера, костюма. Фитодизайн.
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с природными материалами. Разнообразие видов цветов для составления праздничного букета, различие цветов и стеблей по форме, размеру, цвету; мочало как материал для изготовления сувениров, его свойства (гибкость, пластичность, податливость, цвет); выбор инструментов в зависимости от свойств природных материалов; декор цветочных композиций дополнительными материалами (веточками, прутьями, травами и др.); украшение изделий из мочала декоративными лентами, тесьмой, плетением, объемных изделий из бересты — плетеным декором. Конструирование изделий по заданным условиям и собственному замыслу; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
Формирование трудового опыта в процессе конструирования:
из бересты. Использование природных качеств бересты (гибкость, пластичность, прочность, цвет) в создании плетеных изделий. Традиционные плетеные изделия из бересты (солоничка, коробейка, обувь) и основные виды плетения (прямое и косое). Изготовление изделий с помощью доступных для детей традиционных технологических приемов. Использование приемов объемного косого плетения из бересты; способ закрытия края изделия зубцами. Выполнение плетеного декора;
из других природных материалов. Конструирование игрушек из мочала по собственному замыслу с выбором способов, изученных при изготовлении игрушек из соломы, применение известных способов декора в соответствии с замыслом; выбор цветов для букета по форме, размеру, колориту в соответствии с задуманной композицией; выполнение различных видов цветочных композиций (массивная, линейная, смешанная); выбор сосуда в соответствии с композицией букета.
РАБОТА С РАЗНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (6 часов)
Развитие эстетического восприятия изделий из разных материалов, произведений современного декоративно-прикладного искусства и народного творчества (изделия из металла, синтетических материалов).
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с разными материалами. Филигрань (скань) — один из древнейших видов народного искусства. Декоративные кубки, вазы, тарелки, шкатулки, броши, кулоны мастеров Древней Руси (Новгород, Москва, Кострома), Дагестана. Оригинальность графики и пластики филиграни. Виды сканых узоров: ажурные и накладные. Медная проволока как материал для филиграни, свойства проволоки (пластичность, красивый цвет); синтетические упаковочные материалы (сосуды, коробки, баночки из пластика; упаковки для пищевых продуктов, соков), их свойства, приемы обработки, возможности использования в конструировании; инструменты и приспособления для обработки разных материалов: ножницы, круглогубцы, стержни, бокорезы, их устройство, принцип работы, правила техники безопасности; декор изделий цветной бумагой, фольгой, нитками. Самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
Формирование трудового опыта в процессе конструирования из разных материалов. Разработка эскиза композиции по мотивам филиграни; приемы сгибания проволоки с помощью круглогубцев и стержней, резания бокорезами; выполнение спиралей и колечек, скручивание «шнурка» из проволоки; составление композиции на пластине из картона, сборка на клее; соединения с помощью ниток, проволоки (сувенир-подвеска из проволоки по мотивам филиграни). Проектирование новогодней игрушки из синтетических упаковочных материалов, проволоки, бумаги, тесьмы, ниток и др. Приемы резания упаковочных материалов, отгибания нарезанных деталей; приемы декорирования с помощью плетения, обвивания, сминания.
Практика работы на компьютере (14 часов)
Знакомство с компьютером: файлы и папки (2 часа)
Техника безопасности, правила работы на компьютере.
Файлы. Папки (каталоги). Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок (каталогов), копирование файлов и папок (каталогов), перемещение файлов и папок (каталогов), удаление файлов и папок (каталогов).
Создание текстов (3 часа)
Компьютерное письмо. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев.
Создание печатных публикаций (3 часа)
Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Программы для создания печатных публикаций. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. Таблицы в публикациях. Столбцы и строки.
Создание электронных публикаций (3 час)
Электронные публикации. Виды электронных публикаций: презентации, электронные учебники и энциклопедии, справочные системы, страницы сети Интернет. Примеры программ для создания электронных публикаций. Звук, видео и анимация в электронных публикациях. Вставка звуков и музыки в электронные публикации. Вставка анимации и видео в электронные публикации. Порядок действий при создании электронной публикации. Подготовка презентаций.
Поиск информации (3 часа)
Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD («си-ди») или DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, постоянная память компьютера. Способы компьютерного поиска информации. Поисковые системы. Примеры программ для локального поиска. Поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.
Практические работы. Упражнения на отработку навыков с графическими изображениями, создание текстов, печатных и электронных публикаций, поиск информации в Интернете.
Варианты объектов труда. Графические изображения. Электронные и печатные публикации. Компьютерное письмо.
календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Вид творческой работы | Кол-во часов | Дата | Коррект. плана |
I ЧЕТВЕРТЬ (18 ЧАСОВ) | |||||
Тема четверти: Стоит дерево, цветом зелено: дом украшает, ремесло оснащает, мир освещает | |||||
1. | День Знаний | 1.09 | |||
2. | Искусство составления букета. Составление композиции из цветов, злаковых растений и трав. Экскурсия в осенний лес. | Работа с природными материалами: составление букета. | 2 (1т,1п) | 3.09 | |
3. | 8.09 | ||||
4. | Берестяные плетёнки. Повторение правил безопасного поведения на уроках технологии. Использование природных качеств бересты в создании плетеных изделий. Традиционные плетеные изделия из бересты и основные виды плетения (прямое и косое). Плетение коробейки из берестяных полосок или из полосок тонкого картона. | Работа с природными материалами: косое плетение из бересты. | 4 (1т, 3п) | 10.09 | |
5. | 15.09 | ||||
6. | 17.09 | ||||
7. | 22.09 | ||||
8. | Весёлый Городец. Фабрика «Городецкая роспись». Изделия городецких мастеров. Конструирование комплектов посуды: вариации по мотивам изделий Городца, по мотивам башкирского орнамента | Работа с бумагой: объёмное конструирование. | 4 (1т, 3п) | 24.09 | |
9. | 29.09 | ||||
10. | 1.10 | ||||
11. | 6.10 | ||||
12. | Народные игрушки из природных материалов. Экскурсия в осенний лес. Конструирование традиционных образов-символов. | Работа с природными материалами: конструирование. | 2 (2п) | 8.10 | |
13. | 13.10 | ||||
14. | Все краски русской осени. Ознакомления с лоскутной техникой. Ляпачная техника: колорит и варианты пришивания лоскута Декоративное панно «Родной Башкортостан» | Работа с тканью: лоскутная техника. | 6 (1т, 5п) | 15.10 | |
15. | 20.10 | ||||
16. | 22.10 | ||||
17. | 27.10 | ||||
18. | 29.10 | ||||
II ЧЕТВЕРТЬ (14 ЧАСОВ) | |||||
Тема четверти: Родиться не стыдись, а работать не ленись | |||||
19/1 | Изящный сувенир. Конструирование сувенира-подвески по мотивам техники филиграни. | Работа с разными материалами. | 2 (2п) | 10.11 | |
20/2 | 12.11 | ||||
21/3 | Импровизации из глины. Произведения народного и профессионального декоративно-прикладного искусства: сувениры, декоративные панно с рельефным изображением. Знакомство с разновидностями рельефов: барельеф, горельеф, контррельеф. Коллективное панно из декоративных пластин с изображением древних символов земли, воды, солнца. | Работа с пластичными материалами: лепка из пласта (фактура, декор). | 4 (4п) | 17.11 | |
22/4 | 19.11 | ||||
23/5 | 24.11 | ||||
24/6 | 26.11 | ||||
25/7 | Упаковка для новогоднего подарка. Ознакомления с народной вышивкой на предметах быта и башкирской народной одежде. Традиционная технология выполнения вышивки «набор», ее варианты. Использование вышивки в дизайне | Работа с тканью: конструирование (текстиль, шитье, вышивка). | 4 (1т, 3п) | 1.12 | |
26/8 | 3.12 | ||||
27/9 | 8.12 | ||||
28/10 | 10.12 | ||||
29/11 | Творческий проект «Новогодняя игрушка». Конструирование: елочные украшения из разных вспомогательных форм | Работа с разными материалами. | 4 (4п) | 15.12 | |
30/12 | 17.12 | ||||
31/13 | 22.12 | ||||
32/14 | 24.12 | ||||
III ЧЕТВЕРТЬ (19 ЧАСОВ) | |||||
Тема четверти: Где живём, тем и слывём | |||||
33/1 | Родные мотивы. Природные и архитектурные мотивы родного края: асимметричная вырезанка. Экскурсия в школьный музей | Работа с бумагой: декоративная композиция | 2 (2п) | 14.01 | |
34/2 | 19.01 | ||||
35/3 | Мой добрый подарок. Конструирование из ткани грелки на чайник или прихватки в подарок. | Работа с тканью: конструирование (текстиль, шитье, аппликация). | 4 (4п) | 21.01 | |
36/4 | 26.01 | ||||
37/5 | 28.01 | ||||
38/6 | 2.02 | ||||
39/7 | Подарочный набор. Комплект принадлежностей для письменного стола: закладка для книг, открытка, записная книжка, визитница, коробочка для скрепок. | Работа с бумагой: конструирование (оригами и гофрирование) | 3 (3п) | 4.02 | |
40/8 | 9.02 | ||||
41/9 | 11.02 | ||||
42/10 | Деревенская улица. Рельефное панно. | Работа с бумагой: конструирование (архитектурные объёмы) | 2 (2п) | 16.02 | |
43/11 | 18.02 | ||||
44/12 | Радужные узоры. Ознакомления с традиционным узорным ткачеством. Конструирование бёрдышка и челнока для ткачества, приемы выполнения узорной ткани на бердышке; приемы тканья декоративной тесьмы по мотивам традиционных узорных поясов Коллективное панно из тесьмы, вытканной на бёрдышке. | Работа с тканью: ткачество на бёрдышке. | 4 (1т, 3п) | 23.02 | |
45/13 | 25.02 | ||||
46/14 | 2.03 | ||||
47/15 | 4.03 | ||||
48/16 | Творческий проект «Древний символ родного края (города)». Изготовление сувенира с памятной символикой. | Работа с пластичными материалами: конструирование из глины (из пласта, из целого куска, рельеф). | 1 (1п) | 9.03 | |
49/17 | Коллективное панно «На острове Буяне». Конструирование: текстильный коллаж. | Работа с тканью: конструирование (текстиль, шитьё, аппликация). | 4 (4п) | 11.03 | |
50/18 | 16.03 | ||||
18.03 | |||||
51/19 | |||||
IV ЧЕТВЕРТЬ (17 ЧАСОВ) | |||||
52/1 | Звёзды Победы. Конструирование из цветной бумаги многоконечной звезды. | Работа с бумагой: художественное конструирование. | 2 (2п) | 1.04 | |
53/2 | 6.04 | ||||
54/3 | Техника безопасности, правила работы на компьютере. Файлы. Папки (каталоги). Полное имя файла. | Практика работы на компьютере: знакомство с компьютером. | 1 (1т) | 8.04 | |
55/4 | Операции над файлами и папками (каталогами): создание, копирование, перемещение, удаление. | Практика работы на компьютере: знакомство с компьютером. | 1 (1п) | 13.04 | |
56/5 | Компьютерное письмо. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов | Практика работы на компьютере: создание текстов. | 1 (1п) | 15.04 | |
57/6 | Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. | Практика работы на компьютере: создание текстов. | 1 (1п) | 20.04 | |
58/7 | Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев. | Практика работы на компьютере: создание текстов. | 1 (1п) | 22.04 | |
59/8 | Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Программы для создания печатных публикаций. | Практика работы на компьютере: создание печатных публикаций. | 1 (1т) | 27.04 | |
60/9 | Иллюстрации в публикациях: вставка изображений в печатную публикацию. | Практика работы на компьютере: создание печатных публикаций. | 1 (1п) | 29.04 | |
61/10 | Схемы в публикациях. Таблицы в публикациях. Столбцы и строки. | Практика работы на компьютере: создание печатных публикаций. | 1 (1п) | 4.05 | |
62/11 | Электронные публикации. Виды электронных публикаций. Примеры программ для создания электронных публикаций. | Практика работы на компьютере: создание электронных публикаций. | 1 (1т) | 6.05 | |
63/12 | Звук, видео и анимация в электронных публикациях. Вставка звуков, музыки, анимации и видео в электронные публикации. | Практика работы на компьютере: создание электронных публикаций. | 1 (1п) | 11.05 | |
64/13 | Порядок действий при создании электронной публикации. Подготовка презентаций. | Практика работы на компьютере: создание электронных публикаций. | 1 (1п) | 13.05 | |
65/14 | Источники информации для компьютерного поиска. Способы компьютерного поиска информации. Поисковые системы. | Практика работы на компьютере: поиск информации. | 1 (1п) | 18.05 | |
66/15 | Поисковые запросы. Сохранение результатов поиска. | Практика работы на компьютере: поиск информации. | 1 (1п) | 20.05 | |
67/16 | Поиск изображений. Сохранение найденных изображений. | Практика работы на компьютере: поиск информации. | 1 (1п) | 25.05 | |
68/17 | Защита и презентация проектов | 1 | 27.05 |
учебно-методическое обеспечение
Для учителя
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В двух частях. Часть 2. Шпикалова Т., Я. Изобразительное искусство и художественный труд. М.: Просвещение, 2009.
- Т.Я.Шпикалова Программа изобразительное искусство и художественный труд. – М.: «Просвещение» 2009.
- Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Технология. Художественный труд. 4 класс.. Учебник. – М.: «Просвещение» 2007.
- Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Технология. Художественный труд. 4 класс.. Рабочая тетрадь. – М.: «Просвещение» 2007.
- Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Технология. Художественный труд. 4 класс.. Методическое пособие. – М.: «Просвещение» 2007.
- А.В.Горячев информатика и икт 3-4 класс. Мой инструмент компьютер. Учебник. Москва «Баласс» 2007.
- Алексеевская Н. А. Волшебные ножницы. – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2008.
- Рей Гибсон. Наши руки не для скуки. Карнавал. Маски. Костюмы. Перевод с английского Л. Я. Гальперштейна. – М.: «РОСМЭН», 2007.
- Нагибина М. И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000.
- Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 2008. (Серия «Вместе учимся мастерить»).
- Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребёнка. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2008. (Серия «Вместе учимся, играем»).
- Соколова С. Школа оригами: Аппликации и мозаика. – М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2004. (Серия «Академия «Умелые руки»).
- Компьютер для детей.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2010. – 304.: илл.
- Паронджанов В. Д. Занимательная информатика, или Волшебный Дракон в гостях у Мурзика / Оформление серии А. Ефремова; Художник А. Лукьянов. – Переизд. – М.: РОСМЭН, 2010. – 160 с. – (Школьнику для развития интеллекта).
- Личностно-ориентированный подход в работе педагога / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Для ученика
- Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Технология. Художественный труд. 4 класс.. Учебник. – М.: «Просвещение» 2007.
- Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Технология. Художественный труд. 4 класс.. Рабочая тетрадь. – М.: «Просвещение» 2007.
- А.В.Горячев информатика и икт 3-4 класс. Мой инструмент компьютер. Учебник. Москва «Баласс» 2007.
- Компьютер для детей.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2010. – 304.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...