рабочая программа по технологии 3 класс
методическая разработка по технологии (3 класс) по теме

Рабочая программа  по технологии для 3 класса ХХI век 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Технология

Пояснительная записка

к тематическому планированию

(рабочей программе)

         Рабочая программа разработана в соответствии с программой   «Технология. Ступеньки к мастерству»- концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н.Ф. Виноградова (автор Е. А. Лутцева. М.:  Вентана-Граф,2008),  примерной программой  начального общего образования  по технологии, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования  начальной школы.

        На изучение курса отводится 34 часа (I четверть – 9 часов, II четверть – 8 часов,  III четверть – 10 часов,  IV четверть – 7 часов).

        Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  • Лутцева, Е.А. Технология: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  • Лутцева, Е.А. Технология: Ступеньки к мастерству: 3 класс: методические рекомендации / Е.А. Лутцева. – М.: Вентана-Граф, 2005.

Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Однако эти общие закономерности, являющиеся сутью понятий «технологичность» и «технология», отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.

В связи с этим выделяют следующие задачи курса:

- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно – логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

   - формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного  освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

   - воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

   - расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры; о роли техники в жизни человека.

Курс «Технология» закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно – нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной  деятельности человека и овладения элементарными технико – технологическими знаниями, умениями и навыками. Начальная школа становится первой ступенью в достижении учащимися современной технологической компетентности наряду с естественно – математической и гуманитарной.

В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие цели.

  • развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и  логического мышления, глазомера;
  • способностей ориентироваться в информации разного вида;
  • освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
  • овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда;
  • способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
  • умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией
    в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности;

практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Программа включает в себя следующие разделы:

Технико-технологические знания, умения, основы технологической культуры (ч)

Элементы материаловедения.

Виды различных материалов , их свойства, способы их надежгого закрепления

Основы технико-технологических знаний и умений.

Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

. Агротехнические приемы ухода за  растениями. Выращивание комнатных растений из черенка и деления кустом. Цветочный дизайн и интерьер. Дизайн (в технике, интерьере, одежде и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна – единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости  от её назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, разные виды тканей, пришивание пуговиц , вышивка. Современный информационный мир и информационные технологии. Персональный компьютер (ПК) и его назначение.  Правила пользования компьютером, которые помогут сохранить здоровье. Назначение основных устройств компьютера для ввода и обработки информации. Знакомство с основными программами.

Из истории технологии

Преобразовательная деятельность человека в научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, прорывы в науке, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу в целом.. Развитие авиации и космоса, ядерной энергетики, информационно-компьютерных технологий.

Самые яркие изобретения – паровой двигатель, печатная книга, колесо, часы, телескоп и микроскоп, фотоаппарат и видеокамера.

Изменений типовой программы в данной рабочей программе нет.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

        К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:

       иметь представление:

     - о непрерывности процесса деятельностного освоения мира человеком и его стимулах (материальный и духовный);

     - о качествах человека-созидателя;

     - о производительности труда (не называя понятие);

     - о роли природных стихий в жизни человека и возможностях их использования;

     - о способах получения искусственных и синтетических материалов;

     - о передаче вращательного движения; о принципе работы парового двигателя;

     - о понятиях информационные технологии, графическая информация, энергия, паровой двигатель, электричество, электрический ток, электрическая цепь, изобретение, перевалка, пересадка;

        знать:

    - что древесина не только природный материал, но и сырье для получения искусственных материалов;

    - названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (например, бумага, металлы, ткани);

    - простейшие способы достижения прочности конструкций;

    - последовательность чтения  и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;

    - линии чертежа (осевая и центровая) ;

    - правила безопасной работы канцелярским ножом;

    - косую строчку, ее варианты, назначение;

    - агротехнические приемы пересадки и перевалки растений;

    - размножение растений отпрысками и делением куста;

    - назначение технологических машин;

    - несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся);

    - основные компоненты простейшей электрической цепи и принцип ее работы; правила безопасного пользования бытовыми электроприборами, газом;

    - профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся;

          уметь:

    - под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;

    - читать простейший чертеж (эскиз) разверток;

    - соблюдать последовательность выполнения разметки разверток  ( от габаритов к деталям) и выполнять ее с помощью контрольно-измерительных инструментов;

    - выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж;

    - изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

    - подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;

    - выполнять рицовку с помощью канцелярского ножа;

    - оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;

    - осуществлять перевалку и пересадку растений;

    - выполнять простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков и делением куста;

    - безопасно пользоваться бытовыми электрическими приборами и газом;

        самостоятельно:

    - анализировать предложенное учебное задание , выделять известное и находить проблему, искать практическое  решение выделенной проблемы;

    - обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания  или замысла творческого проекта в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

    - выполнять доступные практические задания с опорой на чертеж (эскиз), схему;

при помощи учителя:

    - формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

    - выдвигать возможные способы их решения.

 

Тематическое планирование.

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Дата

план.

факт.

1

Человек – строитель, созидатель, творец. Зеркало времени.

1

Экскурсия

2

Зеркало времени.

1

Комбинированный

3

Обсудим вместе: выбери свой вопрос.

1

Комбинированный

4

Постройки Древней Руси.

1

Урок изучения нового материала

5

Коллективный проект – макет крепости.

1

Комбинированный

6

Плоские и объемные фигуры. Календарик.

1

Комбинированный

7

Призма – объемная фигура. Коробок.

1

Урок изучения нового материала

8

Разные времена – разная одежда.

1

Комбинированный

9

Русский костюм.

1

Комбинированный

10

Какие бывают ткани.

1

Комбинированный

11

Застежки и отделка одежды. Пришивание пуговиц.

1

Комбинированный

12

Застежки и отделка одежды. Вышивка.

1

Комбинированный

13

Растения в твоем доме. Живая красота.

1

Комбинированный

14

Выращивание комнатных цветов из черенка стебля.

1

Комбинированный

15

Размножение растений делением куста и отпрысками.

1

Комбинированный

16

Когда растение просит о помощи.

1

Комбинированный

17

Цветочное убранство интерьера.

1

Комбинированный

18

Информация и ее преобразование. Какая бывает информация?

1

Урок изучения нового материала

19

Практикум овладения компьютером

Включение компьютера.

1

Комбинированный

20

Компьютерные программы.

1

Урок изучения нового материала

21

Работа с компакт диском (CD-ROM).

1

Урок изучения нового материала

22

Книга – источник информации. Как родилась книга?

1

Комбинированный

23

Изобретение бумаги. Технологические этапы изготовления бумаги.

1

Комбинированный

24

Конструкция современных книг.

1

Комбинированный

25

Великие изобретения человека. Колокольня Ивана Великого.

1

Комбинированный

26

Тульский кремль.

1

Комбинированный

27

Технология строительства избы и ее устройство.

1

Комбинированный

28

«Огненные профессии».

1

Комбинированный

29

Технология изготовления печатной книги.

1

Комбинированный

30

Изобретение колеса. Изобретение часов.

1

Комбинированный

31

Изобретение телескопа и микроскопа.

1

Урок изучения нового материала

32

Изобретение фотоаппарата и видеокамер.

1

Комбинированный

33

Из истории парового двигателя.

1

Урок изучения нового материала

34-35

Из истории парового двигателя.

2

Комбинированный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...