Конспект урока по технологии в 5 классе."Знакомство с процессом изготовления тканей растительного происхождения и их свойствами."
план-конспект урока по технологии по теме
Конспект урока по технологии в 5 классе."Знакомство с процессом изготовления тканей растительного происхождения и их свойствами."
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель технологии:
Пастухова Вера Викторовна.
Тема: Знакомство с процессом изготовления тканей растительного происхождения и их свойствами.
Вид урока: Урок изучения нового материала.
Цель и задачи:
1. Познакомить с процессом получения тканей из растительных волокон и свойствами тканей.
2. Развивать исследовательскую культуру, кругозор, мелкую моторику пальцев, тактильную память.
3. Воспитывать бережное отношение к тканям, изделиям из них, уважительное отношение к природе, к труду, интерес к жизни предков.
Оборудование и материалы урока:
1. компьютер и мультимедиа комплекс;
2. звуковая запись русской народной плясовой для проведения физкультурной паузы;
3. рассказ К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» (распечатать для всех учащихся);
4. коллекция образцов тканей из растительных волокон.
5. пооперационная последовательность изготовления куклы (для демонстрации во время практической работы);
6. образец коробочки хлопчатника;
7. ножницы, иглы;
8. швейные нитки красного цвета;
9. лоскуты тканей размером 25X 25 см: лён, бязь, ситец белого цвета и ярких расцветок, с мелким рисунком (используются для изучения свойств тканей и для изготовления куклы);
10 ватные шарики (для изготовления головы куклы);
11. образцы готовых кукол из лоскутков;
12. мешочки с сухими лекарственными растениями (по количеству детей).
Методы и формы:
Объяснительно-иллюстративный метод: инструктаж, предъявление готового алгоритма.
Исследовательский метод: изучение свойств тканей.
Элементы проектной методики: работа по алгоритму, получение продукта.
Работа в сотрудничестве: в парах.( изготовление куклы).
Время реализации: 45 минут.
Ход урока:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Органи- зационный момент Определе- ние темы урока. Получение новых знаний Практическая работа(иссле-дование) Физминутка Работа в парах. Итог урока. Домашнее задание | Здравствуйте ребята! Садитесь! Громко прозвенел звонок – начинается урок! - Новый раздел программы, который мы начинаем изучать, называется швейное материаловедение. (Объясняет значение нового термина). Тема нашего урока: Знакомство с процессом изготовления тканей растительного происхождения и их свойствами. Попробуйте сформулировать цель урока по ключевым вопросам: -ИЗ ЧЕГО? -КАКИМ ОБРАЗОМ? - КАКИЕ? -Сейчас мы прочитаем рассказ К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла» по ролям. Рассказ написан более ста лет назад, а значит, мы встретим устаревшие слова. Чтение рассказа. (разбирают значение устаревших слов) -Из чего же делают ткани? -А шерстяные ткани? А синтетические? -Я вам помогу - ткани, нитки и пряжу делают из волокон. -Что такое волокно? Прочитаем в учебнике на стр 46. - Какие бывают волокна? - Натуральные волокна растительного происхождения – это волокна льна и хлопка. (Демонстрирует образец коробочки хлопчатника.) - На что похоже волокно? -А если ткань делают из волокон, похожих на вату, попробуйте сделать из кусочка ваты кусочек ткани. -Давайте прочитаем и проследим процесс изготовления ткани из волокон. -Что такое основа? уток? ( запишем эти понятия в тетрадь). - Давайте все вместе проговорим этапы изготовления ткани. И запишем в тетрадь. -Каково волокно, таково и волокно. Предлагаю познакомиться с коллекцией тканей из растительных волокон. Прочитайте название тканей. - Ткани отличаются по внешнему виду? -Предлагаю исследовать свойства образца ткани (гладкость, скольжение, плотность, осыпаемость нитей, толщина нитей, воздухопроницаемость, сминаемость, прочность). Попробуем по свойствам из таблицы на слайде определить образцы каких тканей лежат у вас на партах. динамическая пауза( слайды на экране). - Скажите, трудно изготавливать ткань -Поэтому люди всегда берегли каждый лоскуток и пускали его в дело. Давайте подумаем, что мы можем сделать и наших лоскутков? -А давайте сделаем лоскутную куклу по технологической карте: -Эта игрушка была самой распространённой в русских семьях. Куклы были не только игровые, но и обереги. Люди верили в их спасающую силу. Работать будем в парах. Два главных правила: помогайте друг другу и помните о технике безопасности при работе с инструментами План работы в буклетах «Кукла-травница», познакомимся с ним. На доске вы видите пооперационную последовательность изготовления куклы. Предлагаю распределить работу: 1, 2, 3 пункт плана (верхнюю часть куклы) делать одному, а 4, 5 – второму. -Куклы готовы. Как можно использовать то, что у нас получилось? -Давайте подведём итог нашего урока. Для этого я подготовила карточки с вопросами. -Посмотрите на слайд с правильными ответами, проверьте и поставьте на полях себе оценку. -А чтобы каждый ушёл с урока с куколкой, дарю каждой группе подружку. Все они сделаны из натуральных тканей, подаренных нам природой. Подобрать информацию, как ухаживать за вещами из х/б и льняных тканей | Учащиеся настраиваются на работу. -Мы узнаем: из чего делают ткани? - Каким образом их изготавливают? -Какие бывают ткани? Чтение рассказа по ролям. -Из растений - (Варианты ответов) Читают с учебника - На вату. Пытаются сделать, не получается. Читают с учебника и раскрывают новые понятия. -Рассматривают, читают. -Да. Определяют по свойствам название тканей Дети под музыку повторяют движения -Да Варианты ответов. Делают куклу. - Подарить сестрёнке, оставить на память Отвечают на вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Изготовление ткани во все времена" - исследовательская работа
Исследовательская работа ученицы Лысенко Александры...
Тема беседы: «Oтравление ядами растительного происхождения»
Тема беседы: «Oтравление ядами растительного происхождения»...
Изготовление тканей "Гобелен"
Тип урока: Моделирование и преобразование модели.Изделие, выполняемое на уроке: Гобелен.Цель урока: познакомить учащихся с технологическим процессом производства тканей; рассказать о возможности произ...
Урок 2 класс ручной труд тема «Изготовление игольницы по вычерченной выкройке в форме квадрата из двух сложенных вместе кусочков ткани»
Методическая разработка...
Конспект урока по технологии, 2 класс, тема: «Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Изготовление изделий, требующих наклеивание ткани на картонную основу»
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с технологией изготовления подставки, требующая наклеивание ткани на картонную основу; знакомство с различными видами натуральных тканей,...
Технология. Изготовление тканей. 3 класс.
Тема: " Изготовление тканей."Изделие: габелен. Цели деятельности учителя:Закрепление знаний учащихся с технологическим процессом производства тканей; закрепление навыков создания...
Конспект урока технологии (2 класс). Тема: «Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства?». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о технологии изготовления подставки, требующая наклеивание ткани на картонную основу; знакомство с различными видами натуральных тканей, и...