рабочая программа по технологии
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме

Мекешева Ирина Ивановна

технология 4 класс Шола России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologiya4444.doc206 КБ

Предварительный просмотр:

Технология

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена для 4 класса на основе Примерной программы начального общего образования по технологии.

В процессе обучения технологии  в  4 классе реализуются следующие 

цели и задачи:

·               развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;

·               освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;

·               овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

·               воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности

        

 

Общая характеристика учебного предмета

Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у обучающихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.

Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями обучающихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления обучающимися творческой инициативы и самостоятельности.

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета «Технология» в 4 классе являются:

-         практико-ориентированная направленность содержания обучения;

-         применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

-         применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора.

Трудовое обучение в начальных классах ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, то есть учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.

         Цель трудового обучения будет достигнута, если ребенок на уроке труда займет позицию: «Я хочу это сделать сам».

         В задачу учителя входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. На уроке должна быть часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие. Теоретическая часть урока занимает по времени втрое меньше, чем практическая.

 

Место предмета в учебном плане

На изучение технологии  в  4 классе отводится 68ч в год (2 часа в неделю).

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ 4КЛАСС

 

В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ  УЧЕНИК ДОЛЖЕН

знать/понимать

·            роль трудовой деятельности в жизни человека;

·            распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);

·            влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

·           область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

·        основные источники информации;

·        назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;

уметь

·       выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;

·       осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;

·        получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

·       работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;

·      изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;

·       соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;

·       создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;

·       осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;

- использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);

- соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;

- создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;

осуществления сотрудничества в совместной работе

 

Основное содержание


п/п

 

 

Наименова

ние разделов и тем

Всего часов

 

Контрольные и диагностические работы

 

Экскурсии

1

Работа с природным материалом

6 ч

Выставка работ «Мастер и мастерица»

 

2

Работа с бумагой и картоном

25 ч

Выставка работ «Мастер и мастерица»

после каждого урока  

 

3

Работа с текстильными материалами

14 ч

Выставка работ «Мастер и мастерица»

после каждого урока 

 

4

Комплекс-

ные работы

23 ч

Выставка работ «Мастер и мастерица»

после каждого урока 

 

 

итого:

68ч.

 

 

 

Тематическое планирование

№ п/п

Дата проведения

 

Тема урока

 

Знания и умения

по

плану

по факту

1.

 04.09

 

Экскурсия за природными материалами.

УДЗ: собирают только отмершие природные материалы.                         УДУ: сортировать материалы при сборе.

2.

 05.09

 

Работа с природным материалом. «Райская птичка»

Из листьев сложить мозаику .

3.

 11.09

 

Объемные игрушки из природных материалов «Райская птичка»

УДЗ: горячая обработка шишки дает возможность ее согнуть. Окунание сухой детали в столярный клей консервирует ее форму.                                                    УДУ: вместе с учителем по необходимости выполнять изгибание и консервацию деталей.

4.

 12.09

 

Объемные игрушки из природных материалов «На отдыхе»

УДЗ: горячая обработка шишки дает возможность ее согнуть. Окунание сухой детали в столярный клей консервирует ее форму.                                               УДУ: вместе с учителем по необходимости выполнять изгибание и консервацию деталей.

5.

 19.09

 

Объемные игрушки из природных материалов «Лесные строители»

УДЗ: горячая обработка шишки дает возможность ее согнуть. Окунание сухой детали в столярный клей консервирует ее форму.                                                  УДУ: вместе с учителем по необходимости выполнять изгибание и консервацию деталей.

6.

 20.09

 

Объемные игрушки из природных материалов «Папа и сыночек»

УДЗ: горячая обработка шишки дает возможность ее согнуть. Окунание сухой детали в столярный клей консервирует ее форму.                                                     УДУ: вместе с учителем по необходимости выполнять изгибание и консервацию деталей.

7.

 25.09

 

Складная коробка.

УДЗ: правила складывания бумаги из прямоугольной заготовки.    УДУ: самостоятельно выполнять приемы складывания.

8.

 26.09

 

Укладка для инструментов.  (Проект)

УДЗ: правила безопасной работы ножом, ножницами, порядок разметки деталей по эскизу.               УДУ: размечать изделие по эскизу и шаблону, обрезать изделие ножом.

9.

 03.10

 

Ребристая упаковка для объемного подарка «Бабушкин сундучок».

УДЗ: последовательность разметки контуров развертки коробки на бумаге, правила работы с утюгом, с тканью.              УДУ: размечать изделия на бумаге, переносить его на ткань, вырезать и клеить бумагу и ткань.

10.

 04.10

 

Ребристая упаковка для объемного подарка «Бабушкин сундучок».

УДЗ: последовательность разметки контуров развертки коробки на бумаге, правила работы с утюгом, с тканью.               УДУ: размечать изделия на бумаге, переносить его на ткань, вырезать и клеить бумагу и ткань.

11.

 09.10

 

Тетрадка-малышка.

УДЗ: правила безопасной работы иглой, шилом, ножом.                          УДУ: размечать изделие по эскизу и шаблону, сшивать детали в три прокола ниткой, обрезать готовое изделие ножом.

12.

10.10 

 

Тетрадка-малышка.

УДЗ: правила безопасной работы иглой, шилом, ножом.                      УДУ: размечать изделие по эскизу и шаблону, сшивать детали в три прокола ниткой, обрезать готовое изделие ножом.

13.

 16.10

 

Блокнот для записей.

УДЗ: порядок разметки деталей по эскизу, правила безопасной работы ножом, шилом.                         УДУ: обрезать готовое изделие ножом, пользоваться степлером.

14.

 17.10

 

Блокнот для записей.

УДЗ: порядок разметки деталей по эскизу, правила безопасной работы ножом, шилом.                      УДУ: обрезать готовое изделие ножом, пользоваться степлером.

15.

 23.10

 

Лягушонок-озорник из бумажных конусов.

УДЗ: приемы разметки заготовки для конуса по шаблонам или циркулем.                                          УДУ: подвижно соединять два конуса.

16.

24.10 

 

Рамка для фотографий.

УДЗ: приемы работы над эскизом, разметки по линейке и угольнику, приемы сборки и украшения изделия.                                                УДУ: обрезать изделие ножом, работать с шилом, собирать и украшать изделие.

17.

 30.10

 

Рамка для фотографий.

УДЗ: приемы работы над эскизом, разметки по линейке и угольнику, приемы сборки и украшения изделия.                                          УДУ: обрезать изделие ножом, работать с шилом, собирать и украшать изделие.

18.

 31.10

 

Аппликация «Скоро дождик»

УДЗ: правила работы с разметкой, с пробойником, молотком.                  УДУ: собирать аппликация из заготовок. 

19.

13.11 

 

Аппликация «Скоро дождик»

УДЗ: правила работы с разметкой, с пробойником, молотком.                 УДУ: собирать аппликация из заготовок. 

20.

 14.11

 

Каскад колокольчиков.

УДЗ: приемы работы с циркулем при изготовлении конусов.               УДУ: соединять их между собой с помощью нити в форме каскада, работать с иглой.

21.

 20.11

 

Папочка-игольница.

УДЗ: названия частей переплетной крышки.                         УДУ: самостоятельно выполнять операции по графической инструкционной карте.

22.

21.11 

 

Папочка-игольница.

УДЗ: названия частей переплетной крышки.                         УДУ: самостоятельно выполнять операции по графической инструкционной карте.

23.

27.11 

 

Папочка-игольница.

УДЗ: названия частей переплетной крышки.                         УДУ: самостоятельно выполнять операции по графической инструкционной карте.

24.

28.11 

 

Раскладной конверт.

УДЗ: суть операции «рицовка».      УДУ: надрезать по линии сгиба ножом заготовку, отгибать фрагменты детали по линейке, вырезать внутренние углы в два приема.

25.

04.12 

 

Раскладной конверт.

УДЗ: суть операции «рицовка». УДУ: надрезать по линии сгиба ножом заготовку, отгибать фрагменты детали по линейке, вырезать внутренние углы в два приема.

26.

 05.12

 

Елочное украшение «Цветные лучики».

УДЗ: алгоритм складывания фигурки.

УДУ: соединять получившиеся заготовки в разных вариантах.

27.

 11.12

 

Елочная подвеска «Рыбки - подружки».

УДЗ: правила подгонки парных деталей при склеивании.                УДУ: вклеивать отделочные детали между парными основными.

28.

 12.12

 

Маска-мишка. Полумаска.

УДЗ: правила разметки, правила работы с заготовкой, макетным ножом и шилом.                                  УДУ: работать с ножом и шилом, пользоваться заготовкой.

29.

18.12 

 

Маска-мишка. Полумаска.

УДЗ: правила разметки, правила работы с заготовкой, макетным ножом и шилом.                       УДУ: работать с ножом и шилом, пользоваться заготовкой.

30.

19.12 

 

 

Новогодние сувениры из ажурного  кокона «Ажурный

 елочный шарик »

УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов.                         УДУ: соединять коконы.

31.

 25.12

 

Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Ажурный елочный шарик»

УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов.                         УДУ: соединять коконы.

32.

 26.12

 

Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Цыпленок»

УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов.                          УДУ: соединять коконы.

33.

 

 

Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Цыпленок»

УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов.                         УДУ: соединять коконы.

34.

 

 

Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Совенок»

УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов.

УДУ: соединять коконы.

35.

 

 

Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Совенок»

УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов.                         УДУ: соединять коконы.

36

 

 

Объект и его характеристика

Объект.

 

37

 

 

Имя объекта15.01

 

38

 

 

Свойства объекта. Общие и отличительные свойства18.01

 

39

 

 

Существенные свойства и принятие решения.22.01

 

40

 

 

Элементарный состав объекта. Отношения между объектами.25.01

 

41

 

 

Файлы и папки.

Операции над файлами и папками.29.01

 

42

 

 

Операции над файлами и папками. 05.02

 

43

 

 

Создание папок. Копирование файлов и папок.  Перемещение файлов и папок. 08.02

 

44

 

 

Удаление файлов и папок. Примеры программ MicrosoftWord. 12.02

 

45

 

 

Правила клавиатурного письма.

Набор текста. 15.02

 

46

 

 

Ввод заглавных букв. Ввод букв латинского алфавита 19.02

 

47

 

 

Сохранение, открытие и создание новых текстов.

Выделение текста. Вырезание, копирование и вставка текста.

 

48.

 

 

  Сувениры из ажурного нитяного кокона  «Лохмушка»

УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов.                         УДУ: соединять коконы.

49.

 

 

  Сувениры из ажурного нитяного кокона  «Лохмушка»

УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов.                          УДУ: соединять коконы.

50.

 

 

   Сувениры из ажурного нитяного кокона  «Рыбка - принцесса».

УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов.                          УДУ: соединять коконы.

51.

 

 

  Сувениры из ажурного нитяного кокона  «Рыбка - принцесса».

УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов.                                УДУ: соединять коконы.

52.

 

 

Сувениры из ажурного нитяного кокона «Солнышко»

УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов.                       УДУ: соединять коконы.

53.

 

 

Сувениры из ажурного нитяного кокона «Солнышко»

УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов.                          УДУ: соединять коконы.

54.

 

 

Сувениры из ажурного нитяного кокона «Чипполино».

УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов.                        УДУ: соединять коконы.

55.

 

 

Сувениры из ажурного нитяного кокона «Чипполино».

УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов.                             УДУ: соединять коконы.

56.

 

 

Корзиночка.

УДЗ: приемы разметки полосок по заданной длине.                                 УДУ: самостоятельно работать по предметной инструкционной карте.

57.

 

 

Корзиночка.

УДЗ: приемы разметки полосок по заданной длине.                                 УДУ: самостоятельно работать по предметной инструкционной карте.

58.

 

 

Корзиночка.

УДЗ: приемы разметки полосок по заданной длине.                                   УДУ: самостоятельно работать по предметной инструкционной карте.

59.

 

 

 

 

 

Конфетница из половинки нитяного ажурного кокона.

УДЗ: правила безопасного разрезания кокона пополам, приемы изготовления дна и отделки края изделия.                          УДУ: самостоятельно смять кокон для получения дна, зафиксировать его двумя картонными кружками, отделать край тесьмой или кружевом.

60.

 

 

Конфетница из половинки нитяного ажурного кокона.

УДЗ: правила безопасного разрезания кокона пополам, приемы изготовления дна и отделки края изделия.                      УДУ: самостоятельно смять кокон для получения дна, зафиксировать его двумя картонными кружками, отделать край тесьмой или кружевом.

61.

 

 

Динамическая игрушка «Зайчик-дергунчик».

УДЗ: принцип действия игрушек с подвижными частями; подвижный способ соединения с контргайкой. УДУ: собрать по схеме на винтах детали, связать их.

62.

 

 

Динамическая игрушка «Зайчик-дергунчик».

УДЗ: принцип действия игрушек с подвижными частями; подвижный способ соединения с контргайкой.  УДУ: собрать по схеме на винтах детали, связать их.

63.

 

 

Динамическая игрушка «Зайчик-дергунчик».

УДЗ: принцип действия игрушек с подвижными частями; подвижный способ соединения с контргайкой. УДУ: собрать по схеме на винтах детали, связать их.

64.

 

 

Аппликация «Учимся плавать».

УДЗ: приемы работы с циркулем, приемы разметки, тиснения, приемы работы с бумагой - оригами.                                           УДУ: собирать изделие по алгоритму.

65.

 

 

Аппликация «Учимся плавать».

УДЗ: приемы работы с циркулем, приемы разметки, тиснения, приемы работы с бумагой - оригами.                                              УДУ: собирать изделие по алгоритму.

66. 

 

 

 

 

 

Проект «Клумба».

УДЗ: правильное название материала, его свойства.                УДУ: вырезать детали без разметки, на глаз, собирать и связывать, придавая новую форму.

67.

 

 

Проект «Клумба».

УДЗ: правильное название материала, его свойства.                    УДУ: вырезать детали без разметки, на глаз, собирать и связывать, придавая новую форму.

68.

 

 

Общественно-полезный труд – оформление и выставка изделий

 

 

Материально – техническое обеспечение

1. Геронимус  Т.М. Работаем с удовольствием. Уроки труда 1-4 классы. Метод. Рекомендации для учителя. – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 144 с.

2. Геронимус Т.Г. 150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий. – М.: Новая школа, 1994; Тула: Издательство АРКТОУС, 1997.

3. Геронимус Т.Г. Мастерская трудового обучения в 1-4 класах: Методические рекомендации. – М.: Новая школа, 1994; Тула: Издательство АРКТОУС, 1997.

4. Лебедева Т.Г. Трудовое обучение. 4 класс: Поурочные планы по курсу «Школа мастеров» Т.М. Геронимус/ Авт. – сост. Е.Г. Лебедева. – Волгоград: 2005.- 74с. ISBN5-7057-0636-7

5. Программа по трудовому обучению  «Школа мастеров», автор Т.М. Геронимус, Москва, Просвещение, 2001 год.

6. Программа: Т.Г. Геронимус. Трудовое обучение (Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 - 4).

7. Учебник – тетрадь «Я все умею делать сам» для 4 класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...