рабочая программа по технологии
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Технология
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена для 4 класса на основе Примерной программы начального общего образования по технологии.
В процессе обучения технологии в 4 классе реализуются следующие
цели и задачи:
· развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
· освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
· овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
· воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности
Общая характеристика учебного предмета
Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у обучающихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями обучающихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления обучающимися творческой инициативы и самостоятельности.
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета «Технология» в 4 классе являются:
- практико-ориентированная направленность содержания обучения;
- применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
- применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора.
Трудовое обучение в начальных классах ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, то есть учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.
Цель трудового обучения будет достигнута, если ребенок на уроке труда займет позицию: «Я хочу это сделать сам».
В задачу учителя входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. На уроке должна быть часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие. Теоретическая часть урока занимает по времени втрое меньше, чем практическая.
Место предмета в учебном плане
На изучение технологии в 4 классе отводится 68ч в год (2 часа в неделю).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ 4КЛАСС
В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕНИК ДОЛЖЕН
знать/понимать
· роль трудовой деятельности в жизни человека;
· распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
· влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
· область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
· основные источники информации;
· назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
уметь
· выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
· осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;
· получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
· работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;
· изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
· соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
· создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
· осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
- использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);
- соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;
- создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
осуществления сотрудничества в совместной работе
Основное содержание
№
| Наименова ние разделов и тем | Всего часов |
| |
Контрольные и диагностические работы |
Экскурсии | |||
1 | Работа с природным материалом | 6 ч | Выставка работ «Мастер и мастерица» | 1
|
2 | Работа с бумагой и картоном | 25 ч | Выставка работ «Мастер и мастерица» | после каждого урока
|
3 | Работа с текстильными материалами | 14 ч | Выставка работ «Мастер и мастерица» | после каждого урока
|
4 | Комплекс- ные работы | 23 ч | Выставка работ «Мастер и мастерица» | после каждого урока
|
| итого: | 68ч. |
|
|
Тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения |
Тема урока |
Знания и умения | |
по плану | по факту | |||
1. | 04.09 |
| Экскурсия за природными материалами. | УДЗ: собирают только отмершие природные материалы. УДУ: сортировать материалы при сборе. |
2. | 05.09 |
| Работа с природным материалом. «Райская птичка» | Из листьев сложить мозаику . |
3. | 11.09 |
| Объемные игрушки из природных материалов «Райская птичка» | УДЗ: горячая обработка шишки дает возможность ее согнуть. Окунание сухой детали в столярный клей консервирует ее форму. УДУ: вместе с учителем по необходимости выполнять изгибание и консервацию деталей. |
4. | 12.09 |
| Объемные игрушки из природных материалов «На отдыхе» | УДЗ: горячая обработка шишки дает возможность ее согнуть. Окунание сухой детали в столярный клей консервирует ее форму. УДУ: вместе с учителем по необходимости выполнять изгибание и консервацию деталей. |
5. | 19.09 |
| Объемные игрушки из природных материалов «Лесные строители» | УДЗ: горячая обработка шишки дает возможность ее согнуть. Окунание сухой детали в столярный клей консервирует ее форму. УДУ: вместе с учителем по необходимости выполнять изгибание и консервацию деталей. |
6. | 20.09 |
| Объемные игрушки из природных материалов «Папа и сыночек» | УДЗ: горячая обработка шишки дает возможность ее согнуть. Окунание сухой детали в столярный клей консервирует ее форму. УДУ: вместе с учителем по необходимости выполнять изгибание и консервацию деталей. |
7. | 25.09 |
| Складная коробка. | УДЗ: правила складывания бумаги из прямоугольной заготовки. УДУ: самостоятельно выполнять приемы складывания. |
8. | 26.09 |
| Укладка для инструментов. (Проект) | УДЗ: правила безопасной работы ножом, ножницами, порядок разметки деталей по эскизу. УДУ: размечать изделие по эскизу и шаблону, обрезать изделие ножом. |
9. | 03.10 |
| Ребристая упаковка для объемного подарка «Бабушкин сундучок». | УДЗ: последовательность разметки контуров развертки коробки на бумаге, правила работы с утюгом, с тканью. УДУ: размечать изделия на бумаге, переносить его на ткань, вырезать и клеить бумагу и ткань. |
10. | 04.10 |
| Ребристая упаковка для объемного подарка «Бабушкин сундучок». | УДЗ: последовательность разметки контуров развертки коробки на бумаге, правила работы с утюгом, с тканью. УДУ: размечать изделия на бумаге, переносить его на ткань, вырезать и клеить бумагу и ткань. |
11. | 09.10 |
| Тетрадка-малышка. | УДЗ: правила безопасной работы иглой, шилом, ножом. УДУ: размечать изделие по эскизу и шаблону, сшивать детали в три прокола ниткой, обрезать готовое изделие ножом. |
12. | 10.10 |
| Тетрадка-малышка. | УДЗ: правила безопасной работы иглой, шилом, ножом. УДУ: размечать изделие по эскизу и шаблону, сшивать детали в три прокола ниткой, обрезать готовое изделие ножом. |
13. | 16.10 |
| Блокнот для записей. | УДЗ: порядок разметки деталей по эскизу, правила безопасной работы ножом, шилом. УДУ: обрезать готовое изделие ножом, пользоваться степлером. |
14. | 17.10 |
| Блокнот для записей. | УДЗ: порядок разметки деталей по эскизу, правила безопасной работы ножом, шилом. УДУ: обрезать готовое изделие ножом, пользоваться степлером. |
15. | 23.10 |
| Лягушонок-озорник из бумажных конусов. | УДЗ: приемы разметки заготовки для конуса по шаблонам или циркулем. УДУ: подвижно соединять два конуса. |
16. | 24.10 |
| Рамка для фотографий. | УДЗ: приемы работы над эскизом, разметки по линейке и угольнику, приемы сборки и украшения изделия. УДУ: обрезать изделие ножом, работать с шилом, собирать и украшать изделие. |
17. | 30.10 |
| Рамка для фотографий. | УДЗ: приемы работы над эскизом, разметки по линейке и угольнику, приемы сборки и украшения изделия. УДУ: обрезать изделие ножом, работать с шилом, собирать и украшать изделие. |
18. | 31.10 |
| Аппликация «Скоро дождик» | УДЗ: правила работы с разметкой, с пробойником, молотком. УДУ: собирать аппликация из заготовок. |
19. | 13.11 |
| Аппликация «Скоро дождик» | УДЗ: правила работы с разметкой, с пробойником, молотком. УДУ: собирать аппликация из заготовок. |
20. | 14.11 |
| Каскад колокольчиков. | УДЗ: приемы работы с циркулем при изготовлении конусов. УДУ: соединять их между собой с помощью нити в форме каскада, работать с иглой. |
21. | 20.11 |
| Папочка-игольница. | УДЗ: названия частей переплетной крышки. УДУ: самостоятельно выполнять операции по графической инструкционной карте. |
22. | 21.11 |
| Папочка-игольница. | УДЗ: названия частей переплетной крышки. УДУ: самостоятельно выполнять операции по графической инструкционной карте. |
23. | 27.11 |
| Папочка-игольница. | УДЗ: названия частей переплетной крышки. УДУ: самостоятельно выполнять операции по графической инструкционной карте. |
24. | 28.11 |
| Раскладной конверт. | УДЗ: суть операции «рицовка». УДУ: надрезать по линии сгиба ножом заготовку, отгибать фрагменты детали по линейке, вырезать внутренние углы в два приема. |
25. | 04.12 |
| Раскладной конверт. | УДЗ: суть операции «рицовка». УДУ: надрезать по линии сгиба ножом заготовку, отгибать фрагменты детали по линейке, вырезать внутренние углы в два приема. |
26. | 05.12 |
| Елочное украшение «Цветные лучики». | УДЗ: алгоритм складывания фигурки. УДУ: соединять получившиеся заготовки в разных вариантах. |
27. | 11.12 |
| Елочная подвеска «Рыбки - подружки». | УДЗ: правила подгонки парных деталей при склеивании. УДУ: вклеивать отделочные детали между парными основными. |
28. | 12.12 |
| Маска-мишка. Полумаска. | УДЗ: правила разметки, правила работы с заготовкой, макетным ножом и шилом. УДУ: работать с ножом и шилом, пользоваться заготовкой. |
29. | 18.12 |
| Маска-мишка. Полумаска. | УДЗ: правила разметки, правила работы с заготовкой, макетным ножом и шилом. УДУ: работать с ножом и шилом, пользоваться заготовкой. |
30. | 19.12 |
| Новогодние сувениры из ажурного кокона «Ажурный елочный шарик » | УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов. УДУ: соединять коконы. |
31. | 25.12 |
| Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Ажурный елочный шарик» | УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов. УДУ: соединять коконы. |
32. | 26.12 |
| Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Цыпленок» | УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов. УДУ: соединять коконы. |
33. |
|
| Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Цыпленок» | УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов. УДУ: соединять коконы. |
34. |
|
| Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Совенок» | УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов. УДУ: соединять коконы. |
35. |
|
| Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Совенок» | УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов. УДУ: соединять коконы. |
36 |
|
| Объект и его характеристика Объект. |
|
37 |
|
| Имя объекта15.01 |
|
38 |
|
| Свойства объекта. Общие и отличительные свойства18.01 |
|
39 |
|
| Существенные свойства и принятие решения.22.01 |
|
40 |
|
| Элементарный состав объекта. Отношения между объектами.25.01 |
|
41 |
|
| Файлы и папки. Операции над файлами и папками.29.01 |
|
42 |
|
| Операции над файлами и папками. 05.02 |
|
43 |
|
| Создание папок. Копирование файлов и папок. Перемещение файлов и папок. 08.02 |
|
44 |
|
| Удаление файлов и папок. Примеры программ MicrosoftWord. 12.02 |
|
45 |
|
| Правила клавиатурного письма. Набор текста. 15.02 |
|
46 |
|
| Ввод заглавных букв. Ввод букв латинского алфавита 19.02 |
|
47 |
|
| Сохранение, открытие и создание новых текстов. Выделение текста. Вырезание, копирование и вставка текста. |
|
48. |
|
| Сувениры из ажурного нитяного кокона «Лохмушка» | УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов. УДУ: соединять коконы. |
49. |
|
| Сувениры из ажурного нитяного кокона «Лохмушка» | УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов. УДУ: соединять коконы. |
50. |
|
| Сувениры из ажурного нитяного кокона «Рыбка - принцесса». | УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов. УДУ: соединять коконы. |
51. |
|
| Сувениры из ажурного нитяного кокона «Рыбка - принцесса». | УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов. УДУ: соединять коконы. |
52. |
|
| Сувениры из ажурного нитяного кокона «Солнышко» | УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов. УДУ: соединять коконы. |
53. |
|
| Сувениры из ажурного нитяного кокона «Солнышко» | УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов. УДУ: соединять коконы. |
54. |
|
| Сувениры из ажурного нитяного кокона «Чипполино». | УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов. УДУ: соединять коконы. |
55. |
|
| Сувениры из ажурного нитяного кокона «Чипполино». | УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов. УДУ: соединять коконы. |
56. |
|
| Корзиночка. | УДЗ: приемы разметки полосок по заданной длине. УДУ: самостоятельно работать по предметной инструкционной карте. |
57. |
|
| Корзиночка. | УДЗ: приемы разметки полосок по заданной длине. УДУ: самостоятельно работать по предметной инструкционной карте. |
58. |
|
| Корзиночка. | УДЗ: приемы разметки полосок по заданной длине. УДУ: самостоятельно работать по предметной инструкционной карте. |
59.
|
|
| Конфетница из половинки нитяного ажурного кокона. | УДЗ: правила безопасного разрезания кокона пополам, приемы изготовления дна и отделки края изделия. УДУ: самостоятельно смять кокон для получения дна, зафиксировать его двумя картонными кружками, отделать край тесьмой или кружевом. |
60. |
|
| Конфетница из половинки нитяного ажурного кокона. | УДЗ: правила безопасного разрезания кокона пополам, приемы изготовления дна и отделки края изделия. УДУ: самостоятельно смять кокон для получения дна, зафиксировать его двумя картонными кружками, отделать край тесьмой или кружевом. |
61. |
|
| Динамическая игрушка «Зайчик-дергунчик». | УДЗ: принцип действия игрушек с подвижными частями; подвижный способ соединения с контргайкой. УДУ: собрать по схеме на винтах детали, связать их. |
62. |
|
| Динамическая игрушка «Зайчик-дергунчик». | УДЗ: принцип действия игрушек с подвижными частями; подвижный способ соединения с контргайкой. УДУ: собрать по схеме на винтах детали, связать их. |
63. |
|
| Динамическая игрушка «Зайчик-дергунчик». | УДЗ: принцип действия игрушек с подвижными частями; подвижный способ соединения с контргайкой. УДУ: собрать по схеме на винтах детали, связать их. |
64. |
|
| Аппликация «Учимся плавать». | УДЗ: приемы работы с циркулем, приемы разметки, тиснения, приемы работы с бумагой - оригами. УДУ: собирать изделие по алгоритму. |
65. |
|
| Аппликация «Учимся плавать». | УДЗ: приемы работы с циркулем, приемы разметки, тиснения, приемы работы с бумагой - оригами. УДУ: собирать изделие по алгоритму. |
66.
|
|
| Проект «Клумба». | УДЗ: правильное название материала, его свойства. УДУ: вырезать детали без разметки, на глаз, собирать и связывать, придавая новую форму. |
67. |
|
| Проект «Клумба». | УДЗ: правильное название материала, его свойства. УДУ: вырезать детали без разметки, на глаз, собирать и связывать, придавая новую форму. |
68. |
|
| Общественно-полезный труд – оформление и выставка изделий |
|
Материально – техническое обеспечение
1. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием. Уроки труда 1-4 классы. Метод. Рекомендации для учителя. – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 144 с.
2. Геронимус Т.Г. 150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий. – М.: Новая школа, 1994; Тула: Издательство АРКТОУС, 1997.
3. Геронимус Т.Г. Мастерская трудового обучения в 1-4 класах: Методические рекомендации. – М.: Новая школа, 1994; Тула: Издательство АРКТОУС, 1997.
4. Лебедева Т.Г. Трудовое обучение. 4 класс: Поурочные планы по курсу «Школа мастеров» Т.М. Геронимус/ Авт. – сост. Е.Г. Лебедева. – Волгоград: 2005.- 74с. ISBN5-7057-0636-7
5. Программа по трудовому обучению «Школа мастеров», автор Т.М. Геронимус, Москва, Просвещение, 2001 год.
6. Программа: Т.Г. Геронимус. Трудовое обучение (Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 - 4).
7. Учебник – тетрадь «Я все умею делать сам» для 4 класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...