Рабочая программа по курсу "Технология". 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по технологии (2 класс) по теме
Рабочая программа по курсу «Технология» для учащихся 2-го класса. Создана в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по курсу "Технология". 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века" | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования второго поколения (2009г.), Примерной программы по технологии для основной школы, Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, авторской программы курса «Технология» под редакцией Е.А. Лутцевой (Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2010.), с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, основной образовательной программы начального общего образования муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Садовый, Самойловского района, Саратовской области». В авторскую программу изменения не внесены. Цели обучения: - дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники; - создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий. Основные задачи:
- научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни,
- пользоваться различного рода источниками
- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
• формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человекас природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
• формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
• овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
• использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
• развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
• воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Основная задача второго класса – научить детей работать чертежными инструментами (линейка, угольник, циркуль) – размечать прямоугольные и круглые детали. Познакомить с простейшим чертежом, эскизом, линиями чертежа (линия контура, сгиба, выносная и размерная, центровая, осевая). Научить выполнять разметку прямоугольника разными способами (от двух прямых углов, от одного прямого угла). Выполнять простые преобразования прямоугольника без применения чертежных инструментов (например, округление углов). Размечать круги с помощью циркуля.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, анергии, информации. Однако эти общие закономерности, являющиеся сутью понятий «технологичность» и «технология», отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.
Идея содержания курса – внутреннее стремление человека к познанию мира, удовлетворению своих жизненных и эстетических потребностей.
Курс реализует следующие типы уроков и их сочетаниях: урок – экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность уч-ся носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная деятельность на уроках технологии, направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельность, ответственность, организованность, умению не только проектировать, но и анализировать полученные результаты. На уроках уч-ся овладевают азами проектной деятельности, где тематика предлагается учителем, либо выбирается детьми ,после изучения отдельных тем , или целого блока.
В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер. Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки учебного труда: знаю, понимаю, могу. Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п.). В курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических умений учащихся и творческих, изобретательских способностей в целом – уровень ремесла и уровень мастерства. Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности. Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации
Изучение предмета «Технология» в начальной школе направлено на достижение следующих задач:
- формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда; первоначальных представлений о мире профессий; потребности в творческом труде;
- приобретение начальных общетрудовых и технологических знаний: о продуктах, средствах и предметах труда, межлюдских зависимостях, отношениях «живых» и овеществленных, возникающих в процессе создания и использования продуктов деятельности; о способах и критериях оценки процесса и результатов преобразовательной деятельности, в том числе о социальной ценности будущего результата деятельности; общетрудовых и основных специальных трудовых умений и навыков по преобразованию материалов в личностно и общественно значимые материальные продукты; основ графической деятельности, конструирования, дизайна и проектирования материальных продуктов;
- овладение основными этапами и способами преобразовательной деятельности: определение целей и задач деятельности; планирование, организация их практической реализации; объективная оценка процесса и результатов деятельности; соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами и материалами;
- воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;
- развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.
У младших школьников также должны формироваться первоначальные знания и умения в области проектной деятельности. Учащийся должен иметь возможность ознакомиться с полноценной структурой проектно-технологической деятельности и активно (в соответствии со своими возрастными возможностями) участвовать во всех ее этапах.
При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры, экскурсии.
Оценка деятельности уч-ся осуществляется в конце каждого урока.
Работы оцениваются :
- качество выполнения изучаемых на уроке приёмов, операций и работ в целом;
- степень самостоятельности;
- уровень творческой деятельности, найденные технологические решения.
Предпочтение отдаётся оригинальности идеи, творческим находкам в процессе наблюдений, исполнений, размышлений, аккуратности выполнения.
Описание места учебного курса
Рабочая программа учителя по курсу «Технология» для учащихся 2-го класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ;
- с положениями Основной образовательной программой начального общего образования МКОУ «СОШ пос. Садовый»;
- с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы В.Н. Рудницкой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011);
- с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей
Планируемые результаты освоения предмета «Технология»
Личностные результаты:
Создание условий для формирования следующих умений:
— объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
— уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
— понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Личностные ценности:
- ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания;
- ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви;
- ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства;
- ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания;
- ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
Общественные ценности:
- ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье;
- ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
- ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования;
- ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек;
- ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям;
- ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства;
- ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающеееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии.
Развивающий потенциал учебного предмета «Технология» в формировании универсальных учебных действий обоснован следующим:
- ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы формирования системы универсальных учебных действий;
- значением универсальных учебных действий моделирования и планирования, которые выступают непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных предметных заданий по курсу. В ходе выполнения задач на конструирование учащиеся учатся использовать наглядные схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров для выполнения действия;
- специальной организацией в курсе «Технология» процесса планомерно-поэтапной отработки предметно-преобразовательной деятельности учащихся в генезисе и развитии психологических новообразований младшего школьного возраста – умении осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности;
- широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса.
Личностные результаты:
Создание условий для формирования следующих умений:
- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объекта, иллюстрации, результатов трудовой деятельности человека;
- уважительно относиться к другому мнению, к результатам труда мастеров;
понимать исторические традиции ремёсел, уважительно
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
— определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
— учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
— учиться планировать практическую деятельность на уроке;
— под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
— учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
— работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
— определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
— наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
— сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
— учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
— находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
— с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
— самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Коммуникативные УУД:
— уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
— уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
— вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
— учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Знать (на уровне представлений):
— об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);
— о гармонии предметов и окружающей среды;
— профессиях мастеров родного края,
— характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Уметь:
— самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
— готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место; — выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
— самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения - свое или высказанное другими;
— уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Знать:
— обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
— названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
— происхождение натуральных тканей и их виды;
— способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;
— основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;
— линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;
— названия, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Уметь:
— читать простейшие чертежи (эскизы);
— выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);
— оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
— решать несложные конструкторско-технологические задачи;
— справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
3. Конструирование и моделирование Знать:
— неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
— отличия макета от модели. Уметь:
— конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
— определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами. 4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
—знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.
Контроль и оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
- Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Форма итоговой аттестации обучающихся в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
- качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
- степень самостоятельности;
- уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Содержание программы по технологии. 2 класс
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Природа и человек. Освоение природы Как родились ремесла Как работали ремесленники-мастера
Значение трудовой деятельности в жизни человека — труд как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремесла и ремесленники. Названия профессий ремесленников. Современное состояние ремесел. Ремесленные профессии, распространенные в месте проживания детей (крае, регионе). Технологии выполнения их работ во времена средневековья и сегодня.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).
Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).
Природа — источник сырья. Природное сырье, природные материалы.
Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общее представление).
Развернутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.
Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).
Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности — изделия, оформление праздников.
Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества.
Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертежных инструментов).
Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Каждому изделию – свой материал. Разные материалы - разные свойства Каждому делу – свои инструменты Познакомимся с инструментами Технологические операции Размечаем детали: технологическая операция 1 Получаем деталь из заготовки: технологическая операция 2 Собираем изделие: технологическая операция 3 Отделываем изделие: технологическая операция 4 Что умеет линейка Почему инженеры и рабочие понимают друг друга Учимся читать чертеж и выполнять разметку Разметка прямоугольника от двух прямых углов Разметка прямоугольника от одного прямого угла Что умеют угольники Разметка прямоугольника с помощью угольника Как разметить круглую деталь
Как появились натуральные ткани Свойства и строение натуральных тканей От прялки до ткацкого станка
Особенности работы с тканью Технология изготовления швейных изделий Волшебные строчки Размечаем строчку.
Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), ее свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приемы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами.
Технологические операции, их обобщенные названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертеж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертежных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертежных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.
Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.
Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).
Конструирование и моделирование
Далеко идти, тяжело нести От телеги до машины Макеты и модели Как соединяют детали машин и механизмов
Автомобильная история России В воздухе и космосе В водной стихии.
Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объемных форм сгибанием. Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовой, проволочный). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Транспортные средства, используемые в трех стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов; транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.
Повторение. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Конструирование и моделирование
Резервный урок
Календарно- тематическое планирование «Технология»
п/п | Тема | Дата | Характеристика деятельности уч-ся | Планируемые результаты | |||
Прим. | Факт. | Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Из истории технологии. (2 ч.) | |||||||
1. | Вводный инструктаж по ТБ. Природа и человек. Освоение природы. Поделки из природного материала. | Инструктаж по ТБ. Аппликация. Работа с природным материалом, клеем, шилом, ножницами, | -знать особенности материалов , используемых учащимися в своей деятельности; и их возможности для создания образа; | определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; | -оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений; (явления, события), в предложенных ситуациях, | ||
2. | Ремесленники и ремёсла. Творческое задание: мини проект. | Знакомство с понятиями: ремесленник, ремёсла, профессия, мастер, этап. Картон, цветная бумага, клей, ножницы. | |||||
Основы технологических знаний (32часа) | |||||||
3. | Общее представление о материалах. Творческое задание: мини проект. (Посуда, украшение, кукла из бумаги или пластилина, ткани) | Знакомство со свойствами материалов различного вида. Кусочки ткани, клей, нитки, ножницы, глина (пластилин) | симметрия, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, , мозаика. | проговаривать последовательность действий на уроке; | отмечать конкретные поступки, | ||
4. | Инструменты для работы и дома. Составление памятки для работы с инструментами. | Колющие, режущие Кусочки ткани, клей, нитки, картон, цветная бумага, ножницы | -уметь под контролем учителя организовывать рабочее место. | учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; | оценить: какие хорошие или плохие; | ||
5. | Общее представление о проектной деятельности. Практическая работа «Открытка-сюрприз для друга» | Замысел, конструкция, изготовление, отделка. Кусочки ткани, клей, нитки, картон, цветная бумага, ножницы | -уметь поддерживать порядок на рабочем месте во время работы; | с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; | называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства; | ||
6. | Общее представление о конструкции. Технология изготовления. Практическая работа (техника оригами) | Конструкция, назначение, однодетальные, многодетальные изделия. Цветная бумага, бумага А-4. | -знать виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, , клей), их свойства и названия; | учиться готовить рабочее место | объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; | ||
7. | Беседа: «Что такое угловая, центральная композиция». Аппликация «Украшаем носовой платок» | Получение знаний о композиции: центральной, угловой Цветная бумага, белый лист 21x21, клей. | -уметь правильно работать ручными инструментами;
| выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; | слушать и понимать речь других. | ||
8. | Симметрия. Практическая работа: аппликация «Орнаменты с геометрическими и растительными мотивами». | Симметрично-несимметрично Цветная бумага, клей, ножницы. | с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу; | выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; | определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания | ||
9. | Практическая работа: | Получение знаний о технологической операции, технологическом процессе. Бумага А-4, степлер. | осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; | читься совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате рассуждения | ||
10. | Разметка детали. Практическая работа: изготовление деталей для орнамента с помощью шаблонов. | Технология обработки бумаги. Заготовка. Цветная бумага, клей, ножницы. | аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру деталей); | ориентироваться в своей системе знаний:
| определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате обсуждения; | ||
11. | Сборка изделия. Способы соединения деталей. Практическая работа: лепка посуды. | Самостоятельный отбор инструментов для работы. Глина или солёное тесто. | -знать способы соединения с помощью , клея ПВА; | отличать новое от уже известного с помощью учителя; | соблюдать самые простые общие для всех людей правила поведения | ||
12. | Беседа об украшении предметов быта. Отделка изделия: под хохлому или гжель. | Формирование способности справляться с доступными технологическими заданиями. Гуашь. | осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; | делать предварительный отбор источников информации: | слушать и понимать речь других. | ||
13. | Виды линий. Значение линеек, правила пользования ими. Практическая работа в тетради: «Работа с линейкой» | Умение чертить линии на нелинованной бумаге. Линейка – контрольно-измерительный инструмент. | конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей; | отличать новое от уже известного с помощью учителя; | |||
14. | Беседа: «Почему инженеры и рабочие понимают друг друга». Чертежи и эскизы. | Инженеры-конструкторы, чертежи | названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими; | ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); | Соблюдать правила поведения, опираясь на общие для всех, | ||
15. | Чтение чертежа. Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Практическая работа: изготовление карточек для игры. | Развитие умения вычерчивать различные линии на нелинованной бумаге. Картон, ножницы | -уметь самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, | добывать новые знания; | делать выбор, какой поступок совершить. | ||
16. | Разметка прямоугольника от одного прямого угла. Практическая работа: изготовление карточек домино. | Знание основных характеристик простейшего чертежа и их различия. Картон, цветная бумага, клей, ножницы | выполнять экономную разметку деталей по шаблону; | находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; | |||
17. | Разметка прямоугольника с помощью угольника. Практическая работа: открытка. . | Формирование знаний основных характеристик простейшего чертежа. Угольник, лист А-4, цветная бумага, клей, ножницы | -уметь правильно работать ручными инструментами; | основы общечеловеческих нравственных ценностей; | |||
18. | Технология построения дуги и окружности с помощью циркуля. ТБ при работе с циркулем. Практическая работа: игрушка-кошка. | Приёмы работы с контрольно-измерительными инструментами. Циркуль, цветная бумага, клей | -знать технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; | пользоваться памятками ; | слушать и понимать речь других. | ||
19. | Проверь себя: что ты знаешь и умеешь. Натуральные ткани. Практическая работа: создание коллекции натуральных тканей. | Знакомство с технологией обработки ткани. Натуральная ткань Лоскутки натуральных тканей, клей, ножницы, лист А-4 | способы разметки: сгибанием, по шаблону; | перерабатывать полученную информацию: | |||
20. | Свойства и строение натуральных тканей. Урок-исследование. Практическая работа: плетение коврика из бумажных полос. | Продольное и поперечное направление Цветные полоски из бумаги 15x1, квадрат из цветной бумаги 15x15 | -знать виды отделки: аппликационно, прямой строчкой и её вариантами; | делать выводы в результате совместной работы всего класса; | слушать и понимать речь других. | ||
21. | Беседа: «От прялки до ткацкого станка». Ткацко-прядильная фабрика. Практическая работа: фенечка, шнурок. | Знакомство с технологией изготовления швейных изделий. Пряжа. Шерстяные, шёлковые, х/б нити | -уметь реализовывать творческий замысел в контексте творческой и трудовой деятельности; | перерабатывать полученную информацию: | слушать и понимать речь других. | ||
22. | Особенности работы с тканью. ТБ при работе с иглой. Практическая работа: футляр для ножниц. | Выполнение практической работы по оформлению футляра. Кусок плотной ткани 20X20, мыло, игла цветные нитки | -знать названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы с ними | сравнивать и группировать предметы и их образы; | |||
23. | Проверь себя: что ты знаешь и умеешь. Технология изготовления швейных изделий. Практическая работа: украшение из ткани. | Создание условий для оформления швейного изделия Кусок ткани10 x 20, мел, иголка, нитки. | - уметь работать с приспособлениями шаблонов, правила работы с ними | преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, | слушать и понимать речь других. | ||
24. | Беседа: «Народная вышивка». Прямая строчка и её варианты. Практическая работа: вышивка прямыми строчками. | Знание профессий мастеров родного края. Кусок ткани, игла, цветные нитки | -уметь правильно работать ручными инструментами; | художественные образы. | определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате рассуждения | ||
25. | Технология разметки строчек. Практическая работа: несложная вышивка на уголке салфетки. Проверь себя: что ты знаешь и умеешь. | Умение делать разметку, выкройку. Кусок ткани10 x 10, иголка, цвет. нитки. \ | -уметь реализовывать творческий замысел в контексте творческой и трудовой деятельности; | донести свою позицию до других; | |||
26. | Условия жизнедеятельности растений. Практические исследования. | Создание условий для проведения практической работы по наблюдению за влиянием освещённости, температуры, влаги. | -уметь самостоятельно определять ход работы; | преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, | Соблюдать правила поведения, опираясь на общие для всех, | ||
27. | Приёмы агротехники (технология выращивания растений) Практическая работа: посадка семян. | Знакомство с понятием «агротехника» Семена цитрусовых или финика, или растений открытого грунта | -уметь реализовывать творческий замысел в контексте творческой и трудовой деятельности; | донести свою позицию до других; | слушать и понимать речь других. | ||
28. | Размножение растений семенами и черенками Практические исследования. | Практическая работа по размножению растений. Знание основ агротехники. | осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; | преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, | определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате рассуждения | ||
29. | Продолжительность жизни растений. Работа со справочной литературой. | Организация наблюдений за развитием растений. | Соблюдать правила поведения, опираясь на общие для всех, | ||||
30. | Инструменты и приспособления садовода и огородника. Проверь себя: что ты знаешь и умеешь. | Самостоятельная работа на тему «Я - садовод». Загадка об инструменте (садовом) , рисунок. | -знать технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; | оформлять свою мысль в рисунках, ; | определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате рассуждения | ||
31. | Техника в жизни человека. Проект: транспортное средство. | Техника в жизни человека. Конструктор. | слушать и понимать речь других. | ||||
32. | Макеты и модели. Автомобильная история России. Проект: «Улица моего города» | Макет, модель, подвижное, неподвижное, развёртка, рицовка Клей, ножницы, тонкий картон | - уметь работать с приспособлениями шаблонов, правила работы с ними | оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях | |||
34. | Воздушный транспорт. Практическая работа: бумажный самолёт. Тест | Подвижный и неподвижный способ соединения деталей. Клей, ножницы, 2 канцелярские скрепки. | - уметь работать с приспособлениями шаблонов, правила работы с ними | Соблюдать правила поведения, опираясь на общие для всех, |
Перечень учебно-методического обеспечения
- Лутцева Е.А. Технология: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Е. А. Лутцева. – 4-е изд., перераб. – М. :Вентана-Граф, 2012. – 144 с. : ил. – (Начальная школа 21 века)
- Лутцева Е.А. Технология 1-4 классы: методическое пособие для учителя – М: Вентана-Граф, 2012.
Литература
Основная
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2009г.
- Лутцева Е.А. Технология 1-4 классы: методическое пособие для учителя – М: Вентана-Граф, 2012.
Дополнительная
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
- Интегрированные уроки в 1-4 классах. Вып. 2/ сост. Н.Ю. Кадашникова. Волгоград: Учитель, 2008.
- Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся./ Авт. – сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2010.
Замечания
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 1 класса ОС "Школа XXI века".
Рабочие программы для 1 класса (образовательная система "Начальная школа XXI века") составлены по всем учебным предметам с опорой на авторские программы, календарно-тематическое планирование по п...
Рабочие программы для 1 класса .ОС "Школа XXI века".
Рабочие программы для 1 класса .ОС "Школа XXI века", календарно-тематическое планирование представлено в этом же файле....
Рабочие программы для 1 класса. "Начальная школа XXI века"
Программа включает основное содержание и тематическое планирование....
Рабочая программа_математика_4 класс_Начальная школа XXI века
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта ...
Рабочая программа математика_1 класс_Начальная школа XXI века
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта ...
Рабочая программа для 3 класса начальная школа 21 века
Рабочая программа для 3 класса начальная школа 21 века с календарно-тематическим планированием для учителей начальных классов....
Рабочая программа для 2 класса по школе 21 века (математика)
Математика 2 класс , УМК школа 21 века...