Рабочая программа по технологии 3 класс УМК "Планета знаний"
рабочая программа по технологии (3 класс) по теме
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по технологии ФГОС 3 класс УМК "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_po_tekhnologii_3_kl_larisa.docx | 47.87 КБ |
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_tekhnologiya_3_klass_larisa.docx | 40.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии в 3 классе на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе:
- Основной образовательной программы НОО МБОУ СОШ № 4;
- «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
- «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В. В. Козлова, А. М. Кондакова);
- Базисного учебного плана;
- «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой);
- «Примерных программ начального общего образования»;
- Авторской программы для 3 класса О. В. Узоровой, Е. А. Нефедовой - М.; Астрель, 2007 г. (УМК «Планета знаний» под редакцией И. А. Петровой)
- Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Приложение к приказу Минобразования Ростовской области от 14.07.2011 № 610
- Положения о составлении рабочих программ учителями МБОУ СОШ № 4
Программа обеспечивается следующим учебно-методическим комплектом:
- О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Технология: учебник для 3 класса. – М.; Астрель 2012 г.
- О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Рабочая тетрадь: «Технология» для 3 класса. – М.; Астрель 2013 г.
- Сборник программ к комплекту учебников «Планета знаний» (под редакцией И. А. Петровой) – М.; Астрель 2012 г.
Основные группы целей обучения предмету «Технология» в начальной школе:
- развитие творческого потенциала личности ребёнка, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения и восприимчивости, создание наиболее благоприятных условий для развития и самореализации как неотъемлемой части духовной культуры личности. Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического, логического и конструкторско-технологического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
- формирование начальных технологических знаний, трудовых умений и бытовых навыков, опыта практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способов планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы, умения использовать полученные знания, умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни. Формирование начальных форм познавательных универсальных учебных действий — наблюдение, сравнение, анализ, классификация и обобщение;
- овладение знаниями о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, о правилах создания предметов рукотворного мира, о народных традициях, о мире профессий;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям разных профессий, результатам их труда, к материальным и духовным ценностям; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; осознание практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности, понимания и уважения к культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире. Воспитание привычки к самообслуживанию в школе и дома, к доступной помощи старшим и младшим и помощи по хозяйству.
Реализация целей программы рассматривается в тесной связи с системой образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Образовательные задачи
- знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, с технологиями производства;
- освоение технологических приёмов, включающее знакомство с инструментами и материалами, техническими средствами, а также технику безопасности при работе с ними;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических: текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
- ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, в компьютере, в сети Интернет;
- знакомство с миром информационных и компьютерных технологий, освоение простейших приёмов работы на компьютере с учётом техники безопасности.
Воспитательные задачи
- формирование прочных мотивов и потребностей в обучении и самореализации;
— развитие интересов ребёнка, расширение его кругозора, знакомство с историей и культурой народа, с его культурными ценностями, с историей возникновения и использования предметов быта;
- формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических и других качеств личности ребёнка;
- пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;
- формирование интереса и любви к народному и декоративно-прикладному искусству, живописи, архитектуре и дизайну;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
- воспитание экономичного подхода к использованию различных материалов для творчества, природных ресурсов, пониманию проблем экологии окружающей среды.
Развивающие задачи
- развитие самостоятельного мышления, умения сравнивать, анализировать, формировать предварительный план действий;
- развитие стремления к расширению кругозора и приобретению опыта самостоятельного познания, умения пользоваться справочной литературой и другими источниками информации;
- развитие речи, памяти, внимания;
- развитие сенсорной сферы: глазомер, форма, ориентирование в пространстве и т.д.;
- развитие двигательной сферы: моторика, пластика, двигательная сноровка и т.д.;
- развитие коммуникативной культуры ребёнка;
- развитие пространственного мышления;
- развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности.
Виды работ на уроке: словесные методы, правила безопасной работы с инструментами, работа с памятками, лабораторные работы, эксперимент, практические работы, сочетание видов работ («школа юного мастера»), игра. Используются индивидуальная работа, работа в парах, по бригадам, по рядам и всем классом.
Домашнее задание по предмету «Технология» направлено на подготовку материалов и оборудования к следующему уроку (сбор природного материала, приготовление соленого теста и т. п.) или на создание творческой работы в изученной технике, сбор информации об изучаемом объекте или явлении.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом на изучение предмета «Технология» в третьем классе отводится 1 час в неделю, за год 34 часа.
Учебно-тематический план
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Объёмное конструирование из бумаги, работа с рукотворными и природными материалами и предметами, их нестандартное применение. | 8 |
2 | Конструирование из бумаги, фольги и проволоки, работа с пластичными материалами, знакомство с культурой поведения в обществе и проведения праздников. | 7 |
3 | Конструирование из различных материалов, работа с текстильными материалами. | 8 |
4 | Устройство и работа компьютера, программы Paint, Word и работа с ними. | 11 |
Итого: | 34 |
Содержание программы (34 ч)
Объёмное конструирование из бумаги, работа с рукотворными и природными материалами и предметами, их нестандартное применение.
История возникновения и применения упаковки. Знакомство с устройством объёмных фигур. Грани и рёбра куба и параллелепипеда. Закрытые параллелепипеды и кубы. Узлы (простая двойная скользящая петля, одинарная скользящая петля). Порядок и уборка. Необычное применение материалов и предметов для бытового ремонта. Навыки ремонта. Разные виды скрепления материалов. Виды скотча. Знакомство с канцелярским ножом.
Практическая деятельность. Изготовление конверта для письма. Объёмная поделка на основе молочного пакета. Превращение раскрытого пакета в параллелепипед или куб. Конструирование параллелепипеда. Объёмная поделка кубической формы из бумаги по готовой развёртке. Поделка
из бумаги на основе картонных коробок и готовых форм. Склеивание параллелепипеда. Объёмная поделка из бумаги на основе готовых форм. Работа с пластиком, полиэтиленом, резиной, проволокой и пр. Изготовление ручки из скотча для переноски груза. Поделка из пакета-сумки.
Посильные домашние дела. Помощь старшим и младшим. Самообслуживание. Распределение обязанностей в классе. График дежурств. Поделка из картона с использованием природных материалов и бельевой прищепки. Поделки из бутылки, ламинирование скотчем. Замок из пластиковых бутылок. Объёмная поделка из бумаги по развёртке.
Поделка из пластиковых бутылок.
Конструирование из бумаги, фольги и проволоки, работа с пластичными материалами, знакомство с культурой поведения в обществе и проведения праздников.
История игрушек. Кукольная мастерская. Игрушки с подвижными соединениями — дергунчики. Пластическая масса из муки и клея ПВА, её свойства. Техника папье-маше. Традиции гостеприимства и проведения торжеств и праздников. Новогодние традиции.
Практическая деятельность. Поделка из картона и нитей с подвижными соединениями. Модели с подвижными соединениями. Поделка из проволоки и фольги с подвижными соединениями. Изготовление поделочной пластической массы, в том числе цветной. Работа с пластической массой. Изготовление значков и брошей из пластической массы, магниты из пластической массы. Поделка из салфеточной массы на каркасе из молочного пакета. Изготовление бумажных упаковок (фантик, фунтик, узелок, прямоугольная коробка). Упаковочные ленты (розочка из ленточки, виды завязывания). Изготовление карточки к подарку, приглашения, гостевой карточки. Кольцо для тканевой салфетки. Оригами из тканевой салфетки. Сервировка стола. Разучивание игры «Праздничная ромашка». Изготовление поздравительных открыток. «Новогодняя открытка» (поделка из бумаги), «Новогодний подарок» (поделка из фольги и салфеточной массы), «Новогодняя упаковка» (поделка из упаковочной бумаги), «Новогоднее представление» (изготовление декораций для игры). Подготовка коллективного праздника «Новогодний огонёк».
Конструирование из различных материалов, работа с текстильными материалами
История изобретения колеса. Колесо в жизни человека.
Колёсный транспорт. Знакомство с циркулем «козья ножка». Полиэтилен. Знакомство с принципами объёмного раскроя сложной формы из ткани. История французской игрушки бильбоке. Закрепление навыков работы с тканью.
Мужские и женские профессии. Интервью с родителями. Нитяная графика «изонить».
Практическая деятельность. Работа с циркулем. Поделка на основе спичечного коробка, модели военной техники. Игрушки на основе старых перчаток. Самодельная пуговица. Поделка на основе прута от веника. Изготовление помпона. Бант-бабочка. Термоаппликация. Поделка из ткани с применением техник термоаппликации, термосклеивания и термошвов. Изготовление подушки. Поделка из картона и нитей. Нитяной помпон. Изготовление игрушки бильбоке. Аппликация из карандашной стружки. Поделка из нитей и бумаги на картонной основе. Работа с бисером на
проволочной основе. Поделки: «Бусы из бумаги» (объёмная поделка из бумаги), «Фенечки из бисера» (поделка на основе нанизанного на проволоку бисера).
Устройство и работа компьютера
История компьютера и компьютерных устройств. Правила безопасного поведения в компьютерном классе. Устройство компьютера. Назначение клавиш. Мышка. Рабочий стол. Хранение и систематизация информации (файлы, папки и пр.). Имя файла. Элементы рабочего стола. Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Компьютерные программы. Операционная система «Windows». Рабочий стол. Компьютерная графика. Знакомство с текстовым редактором «Word» и его возможностями. Окно программы «Word» и его элементы. Свойства редактора «Word».
Практическая деятельность. Начало работы с компьютером. Меню кнопки «Пуск». Включение и выключение компьютера. Открывание и закрывание файлов и папок. Изменение размера окна. Создание папки. Уборка на рабочем столе. Безопасное выключение компьютера. Перезагрузка компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Сменные носители. Операции над файлами и папками. Примеры применения графических редакторов. Работа с «Paint». Рисование «карандашом», «кистью». Выполнение рисунка в программе «Paint». Основные операции при рисовании. Построение объектов (овал и окружность, прямоугольник и квадрат). Действия с объектами (передвижение объектов, копирование объектов). Распыление краски. Волшебный лес (создание рисунка в редакторе «Paint»). Черчение ровных линий. Черчение кривых линий. Весёлая абстракция (создание рисунка в редакторе «Paint»). Работа с клавиатурой. Создание текстового документа. Работа с текстом. Сохранение документа. Оформление заголовков. Изменение величины букв. Выделение красной строки. Подведение итогов обучения работе на компьютере. «Ура, каникулы!» (изготовление и оформление плана по вопросам).
Планируемые результаты изучения предмета
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;
• положительное отношение к людям разных профессий;
• понимание важности сохранения семейных традиций;
• понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
• положительная мотивация к изучению истории возникновения профессий; к практической деятельности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
• положительной мотивации и познавательного интереса
к созданию личностно и общественно значимых объектов труда;
• представлений о мире профессий и важности правильного выбора профессии, о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека, о роли ручного труда в жизни человека;
• уважительного отношения к труду людей и людям труда, к традициям своего народа;
• мотивации к самообслуживанию в школе, дома, элементарному уходу за одеждой и обувью, к оказанию помощи младшим и старшим, доступной помощи по хозяйству в семье;
• адекватной оценки правильности выполнения задания;
• основ эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни, понимания труда, творчества, красоты как ценности.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• правильно организовать своё рабочее место;
• понимать назначение и методы безопасного использования специальных изученных ручных инструментов;
• устанавливать технологическую последовательность изготовления поделок из изученных материалов;
• различным способам соединения деталей: подвижных (осевой, звеньевой, каркасный, петельный) и неподвижных (клеевой, пришивной, в шип), применению соединительных материалов (неподвижный — клей, скотч,
пластилин, пластические массы, нити; подвижный —проволока, нити, верёвки);
• различным видам отделки и декорирования;
• технике безопасности при работе с компьютером;
• определять, сравнивать виды материалов и их свойства;
• называть и применять разные приёмы изготовления изделий;
• использовать правила рациональной разметки деталей на плоскостных материалах (разметка на изнаночной стороне, экономия материала);
• понимать назначение шаблона, заготовки, выкройки и использовать их в своей работе;
• рассказывать о профессии своих родителей и сферах человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся;
• правильно работать ручными инструментами под контролем учителя (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла) с соблюдением техники безопасности;
• выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению изделий, выполнять комбинированные работы из
разных материалов;
• выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля; построение развёрток на основе прямоугольника с помощью угольника и линейки;
• размечать развёртки с опорой на их простейший чертёж; преобразовывать развёртки несложных форм (достраивать элементы);
• самостоятельно создавать развёртки на основе готового образца-шаблона;
• экономно использовать материалы при изготовлении поделок;
• ориентироваться в устройстве и компонентах компьютера, текстовом редакторе «Word» и его возможностях, узнавать его компоненты по внешнему виду; применять графические редакторы, в том числе «Paint»;
• ориентироваться на рабочем столе операционной системы, находить на нём необходимые файлы и папки;
• корректно выключать и перезагружать компьютер.
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать назначение и устройство измерительных инструментов и приспособлений (линейка, угольник, циркуль, сантиметровая лента);
• выполнять различные виды отделки и декорирования
(аппликация, создание декоративной рамки, добавление деталей, швы вперёд-иголка, через край и пр.);
• находить и представлять сведения о массовых профессиях и технологии производства искусственных материалов, о природных материалах;
• правильно складывать и хранить свои вещи, производить их мелкий ремонт;
• рассказывать об истории компьютера и компьютерных устройствах;
• изготавливать удобным для себя способом из изученных материалов поделки: на заданную тему и импровизируя;
• использовать изученные возможности «Paint» и «Word» для создания виртуальных поделок; сохранять и систематизировать информацию;
• рационально организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы в соответствии с используемым материалом.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• продумывать план действий в соответствии с поставленной задачей при работе в паре, при создании проектов;
• объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
• различать и соотносить замысел и результат работы;
• включаться в самостоятельную практическую деятельность, создавать в воображении художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и предлагать способы его практического воплощения;
• вносить изменения и дополнения в конструкцию изделия в соответствии с поставленной задачей или с новыми условиями использования вещи;
• оценивать результат работы по заданным критериям.
Учащиеся получат возможность научиться:
• удерживать цель в процессе трудовой, декоративно-художественной деятельности;
• действовать самостоятельно по инструкции, учитывать
ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
• использовать изученные правила безопасности, способы действий, пошаговые разъяснения, навыки, свойства материалов при выполнении учебных заданий и в творческой деятельности;
• осознанно использовать безопасные приёмы труда;
• самостоятельно планировать действия, необходимые для изготовления поделки;
• участвовать (находить своё место, определять задачи) в коллективной и групповой творческой работе;
• распределять обязанности и общий объём работ в выполнении коллективных поделок;
• вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самооценки;
• сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
• адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её при дальнейшей работе над поделками;
• самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность; распределять рабочее время.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
• свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, словаря, памяток;
• сравнивать, группировать, классифицировать плоскостные и объёмные изделия, инструменты, измерительные приборы, профессии;
• конструировать из различных материалов по заданному образцу;
• устанавливать соответствие конструкции изделия заданным условиям;
• различать рациональные и нерациональные приёмы изготовления поделки.
Учащиеся получат возможность научиться:
• наблюдать, сравнивать свойства различных материалов, делать выводы и обобщения;
• узнавать о происхождении и практическом применении материалов в жизни;
• различать материалы по декоративно-художественными конструктивным свойствам;
• соотносить развёртку заданной конструкции с рисунком, простейшим чертежом или эскизом;
• конструировать из разных материалов в соответствии с доступными заданными условиями;
• осуществлять поиск необходимой информации на персональном компьютере для решения доступных конструкторско-технологических задач.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• выражать собственное эмоциональное отношение к изделию при обсуждении в классе;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
• задавать вопросы уточняющего характера, в том числе по цели выполняемых действий, по приёмам изготовления изделий;
• учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
• выражать собственное эмоциональное отношение к результатам творческой работы, в том числе при посещении выставок работ;
• объяснять инструкции по изготовлению поделок;
• рассказывать о профессиях и сферах человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся;
• уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании творческой работы в группе;
• договариваться и приходить к общему решению.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.
Критерии оценивания
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
1) ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
2) оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
3) осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
4) включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
5) использование критериальной системы оценивания;
6) оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
7) разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется).
Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».
При текущем контроле проверяется уровень усвоения умений и навыков работы с конкретным изучаемым материалом и технологией, оцениваются практические работы как результат изучения темы.
Тематический контроль позволяет оценить уровень сформированности учебных действий по разделу. Теоретические действия проверяются в форме тестирования, в которое включаются вопросы о материалах, их свойствах, изученных приборах и инструментах, основах изученных техник работы с материалами. Практические действия проверяются в виде самостоятельной творческой работы по заданию учителя, во время которого учащиеся самостоятельно изучают рисунок изделия, его поэтапное выполнение, продумывают план работы, создают изделие, опираясь на полученные умения и навыки работы с материалами.
Целью итогового контроля является проверка способностей детей к самостоятельной творческой работе. В последнюю неделю четверти, года третьеклассники продумывают идею изделия, подбирают материалы, планируют работу и осуществляют замысел в практической деятельности на итоговом уроке.
Критерии оценки проверочных работ учащихся по технологии.
Вид работы | «5» (отлично) | «4» (хорошо) | «3» (удовлетворительно) | «2» (неудовлетворительно) |
Устный опрос | Полные и безошибочные ответы на все вопросы учителя | Ответы на вопросы с незначительными ошибками либо с незначительной помощью. | Ответы на вопросы с помощью учителя, одноклассников. | Значительные затруднения при ответах на вопросы, отказ от ответа. |
Тестирование | Выполнение работы без ошибок. | Верное выполнение не менее 80 процентов заданий либо незначительные недочёты, неполные, неточные ответы на отдельные вопросы. | Верное выполнение не менее 60 процентов заданий либо неполные, неточные ответы на все вопросы. | Верное выполнение менее 60 процентов заданий. |
Для оценки творческих работ учащихся целесообразно применять критериальное оценивание.
Оцениваются обязательные практические работы, самостоятельные творческие работы, самостоятельно подготовленные сообщения, доклады.
Самостоятельные творческие работы оцениваются в соответствии с критериями, каждый из которых оценивается в 1 балл. Оцениваются соответствие темы задания, самостоятельность выполнения работы (делал все сам или привлекал взрослых), оригинальность идеи, исполнения (интересные подходы в использовании материалов, техник), аккуратность исполнения, умение представить свою работу, описать ход, технологию исполнения.
Примерные критерии оценки выступления на заданную тему (доклад, сообщение, защита мини-проекта):
1. Отбор, систематизация материала в соответствии с темой.
2. Разнообразие источников информации.
3. Выразительный устный рассказ.
4. Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.
5. Грамотные ответы на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу.
Материально-техническое обеспечение программы
Специфическое сопровождение (оборудование):
- демонстрационные таблицы по технике безопасности, поэтапное выполнение работы;
- шаблоны для изготовления поделок;
- наборы для работы с различными материалами;
- измерительные приборы и инструменты;
- наборы инструментов и материалов (шило, плоскогубцы, клей разных видов, бумага разных видов, ткань, проволока, фольга, нитки, иголки);
- демонстрационные наборы «Виды тканей», «Виды бумаги», «Виды нитей»;
- демонстрационные образцы приборов и инструментов;
Электронно-программное обеспечение:
- электронные библиотеки по искусству, фильмы с описанием технологий изготовления различных поделок, о природе, архитектуре, дизайне;
- записи классической и народной музыки;
- презентации по технологии;
- электронное интерактивное приложение «Уроки технологии с применением информационных технологий. 1-3 классы»
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор, DVD плееры, MP3 плееры;
- компьютер с учебным программным обеспечением;
- интерактивная доска;
- магнитная доска;
- принтер, ксерокс.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
Технология (34 ч)
№ уро ка | Тема раздела, тема урока | Характеристика учебной деятельности | Планируемые результаты обучения | Формы и виды контро- ля | Дата | |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты) | |||||
Тема: Страна новаторов – 8 ч. | ||||||
1 | Мастерская упаковки. Коробочка для скрепок. | Повторение правил организации рабочего места, этапов работы над поделкой, техники безопасности. Планирование учебной деятельности при изучении раздела учебника. Изучение истории упаковочных материалов. Знакомство с устройством объёмных фигур, ориентация в чертеже развёртки, изготовление конверта, коробочки для скрепок по развертке. | Рассказывать об истории упаковки, иметь представление об устройстве объёмных фигур, знать и использовать различные способы скрепления плоских деталей, изготавливать конверт, коробочку из готовой развёртки. | Личностные Внимательное отношение к красоте окружающего мира, восхищение произведениями искусства. Метапредметные Получать информацию из текста, ориентироваться в схеме, чертеже, действовать в соответствии с инструкцией, планом. | Практичес-кая работа | 03.09 |
2 | Мастерская упаковки. Подставка для карандашей «Лебедь». | Изучение устройства и развертки подручных упаковочных материалов (молочного пакета), изготовление подставки «Лебедь» на основе развёртки молочного пакета. | Использовать бросовые материалы для изготовления поделок, изготавливать подставку из молочного пакета по готовой выкройке. | Личностные Экологическое мировоззрение. Метапредметные Удерживать ориентиры, данные учителем, ориентироваться в чертеже, планировать собственную практическую деятельность. | Практичес-кая работа | 10.09 |
3 | Занимательное градостроение. Конструируем параллелепипед. | Анализ развертки параллелепипеда, выбор правильной развертки из предложенных. Изготовление модели параллелепипеда. | Назвать части параллелепипеда, изготавливать модель игрового кубика по готовой развёртке. | Личностные Понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру. Метапредметные Анализировать чертёж, делать выводы на основе анализа изображения, действовать в соответствии с инструкцией, планом, осуществлять взаимооценивание, корректно строить оценочное высказывание. | Практичес-кая работа | 17.09 |
4 | Чертёжная мастерская. Объёмные фигуры. | Изучение строения параллелепипеда. Построение чертежа развёртки параллелепипеда. Изучение особенностей скрепления деталей при изготовлении цилиндра, конуса. Изготовление пирамиды по готовой развёртке. Изготовление объёмных фигурок животных на базе параллелепипеда, пирамиды, конуса. | Строить чертёж параллелепипеда, конструировать параллелепипед из построенной развёртки, объяснять особенности крепления деталей в объёмных фигурах, конструировать пирамиду по готовой развёртке, конструировать игрушки из объёмных фигур. | Личностные Эмоционально-ценностное отношение к результату своего труда. Метапредметные Планировать собственную практическую деятельность, формулировать цель и задачи, удерживать ориентиры, следовать инструкции в учебнике при выполнении практической работы, анализировать изображения, делать выводы. | Практичес кая работа | 24.09 |
5 | Путешествие в страну порядка. Одежное оригами. | Обсуждение необходимости поддержания порядка в личных вещах, особенностей хранения различных деталей одежды. Изучение способов складывания предметов одежды для аккуратного хранения. | Осознавать необходимость поддержания порядка в личных вещах, аккуратно и ровно складывать предметы одежды, применять правила хранения вещей. | Личностные Стремление к правильной организации быта, к порядку и дисциплине. Метапредметные Формулировать цель и задачи учебной деятельности, ориентироваться в рисунке-инструкции, следовать инструкции при самостоятельной деятельности. | Устный опрос | 01.10 |
6 | Ремонт на необитаемом острове. | Представление о необходимости приобретения навыков самообслуживания в разных жизненных ситуациях. Обучение различным способам завязывания узлов, знакомство с применением полученных умений в быту. Знакомство с приспособлениями для крепления и упаковки бытовых предметов. Использование подручных средств в быту. Изготовление фартука для урока технологии из пакета сумки. | Называть бытовые приспособления для скрепления, упаковки, закрепления предметов, рационально использовать их по назначению, перечислять способы нетрадиционного использования бытовых приспособлений и материалов в хозяйстве. Изготавливать необходимые в хозяйстве предметы из подручных материалов (фартук из упаковочного пакета) | Личностные Стремление к правильной организации быта, к порядку и дисциплине. Метапредметные Ориентироваться в рисунке-инструкции, следовать инструкции при самостоятельной деятельности, получать информацию из различных источников. | Практичес кая работа | 08.10 |
7 | Домашние хлопоты. | Представление о необходимости приобретения навыков самообслуживания. Распределение обязанностей в классе. Знакомство с необходимостью правильной организации и планирования работы по дому и планов на день. Изготовление планшета для планирования. | Осознавать важность навыков самообслуживания в жизни человека. Планировать свой рабочий день. Изготавливать планшет для планирования. | Личностные Стремление к правильной организации быта, к порядку и дисциплине. Метапредметные Планировать свою деятельность, договариваться и распределять обязанности в группе, следовать инструкции, осуществлять контроль и оценку результатов труда. | Практичес кая работа | 15.10 |
8 | Твои творческие достижения. | Самостоятельное изготовление поделок в изученных техниках из подручных материалов по выбору с предварительной подготовкой. | Проектировать и изготавливать поделки на основе изученных приёмов, технологий из самостоятельно подобранных материалов. | Самооценка Адекватная оценка правильности выполнения задания. Метапредметные Ставить цель, формулировать задачи и планировать личную практическую деятельность, проектировать собственное изделие, подбирать материал, осуществлять промежуточный и итоговый контроль, оценивать результат, корректно строить оценочное высказывание. | Самостоя тельная творческая работа | 22.10 |
Тема: Страна нестандартных решений –7 ч. | ||||||
9 | Танцующий зоопарк. | Планирование учебной деятельности при изучении раздела учебника. Знакомство с историей игрушек, музеями игрушек. Изготовление игрушки с подвижными соединениями. | Рассказывать об истории игрушек на основе текста учебника и самостоятельных высказываний. Изготавливать игрушки из картона с подвижными соединениями. | Личностные Внимательное отношение к красоте окружающего мира, восхищение произведениями искусства. Метапредметные Ориентироваться в рисунке-инструкции, оценивать результат, корректно строить оценочное высказывание. | Практичес кая работа | 05.11 |
10 | Марш игрушек. | Изучение особенностей конструкции подвижных объёмных игрушек, способов подвижного крепления деталей (каркасного, звеньевого, осевого). Изготовление игрушки с подвижными соединениями из проволоки и фольги. | Называть способы подвижного соединения деталей игрушки. Изготавливать игрушку из фольги и проволоки с использованием способа подвижного соединения деталей по выбору. | Личностные Положительная мотивация и познавательный интерес к ручному труду, к изучению свойств используемого материала, адекватная оценка сложности задания и выбор технологии по своим возможностям. Метапредметные Анализировать и сравнивать разные способы крепления, выбирать наиболее подходящий способ крепления, следовать плану-инструкции, осуществлять промежуточный и итоговый контроль. | Практичес кая работа | 12.11 |
11 | Волшебная лепка. | Изучение способов крепления поделки к поверхности, закрепление магнита или булавки в пластиковой массе. Знакомство со способом изготовления и хранения пластиковой массы. Изготовление значков (брошей) из пластиковой массы с булавочным креплением. | Описывать технологию изготовления поделочной массы. Изготавливать значки или магниты из поделочной массы. | Личностные Эмоционально-ценностное отношение к результату своего труда. Метапредметные Следовать инструкции, проектировать собственное изделие в соответствии с технологией, осуществлять промежуточный и итоговый самоконтроль, корректно строить оценочное высказывание. | Практичес кая работа | 19.11 |
12 | Скульптурные секреты. | Знакомство с нестандартными приёмами использования клея ПВА. Изготовление салфеточной массы для лепки. Изготовление подставки из молочного пакета и салфеточной массы. | Описывать технологию изготовления салфеточной массы для лепки. Декорировать поделочной массой бытовые предметы, изготавливать подставку для карандашей на каркасе из молочного пакета. | Личностные Понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру. Метапредметные Следовать рисованной и текстовой инструкции, удерживать ориентиры учебной деятельности, осуществлять контроль и коррекцию собственной практической деятельности. | Практичес кая работа | 26.11 |
13 | Поход в гости. Подарки. Встречаем гостей. | Знакомство с правилами этикета при походе в гости, приёмами изготовления приглашений, открыток. Знакомство со способами упаковки подарков. Изготовление банта и розочки из упаковочной ленты. | Применять правила этикета в общении с окружающими людьми, изготавливать бант для праздничной упаковки из упаковочной ленты. | Личностные Применение правил этикета в общении с ровесниками, взрослыми. Метапредметные Анализировать изображения и делать выводы о технологии изготовления, осуществлять поиск информации в различных источниках. | Устный опрос, групповая работа | 03.12 |
14-15 | Твои творческие достижения. | Самостоятельное изготовление поделок в изученных техниках из подручных материалов по выбору с предварительной подготовкой. | Проектировать и изготавливать поделки на основе изученных приёмов, технологий из самостоятельно подобранных материалов. | Самооценка Положительная мотивация к практической деятельности, адекватная оценка правильности выполнения задания. Метапредметные Ставить цель, формулировать задачи и планировать личную практическую деятельность, проектировать собственное изделие, подбирать материал, осуществлять промежуточный и итоговый контроль, оценивать результат, корректно строить оценочное высказывание. | Самостоя тельная творческая работа | 10.12 17.12 |
Тема: Страна умелых рук –8 ч. | ||||||
16 | Колесные истории. | Планирование учебной деятельности при изучении раздела учебника. Знакомство с историей колеса и использованием колеса в жизни человека. Знакомство с функциями циркуля при изготовлении поделок. Изготовление тележки на основе спичечного коробка. | Рассказывать об истории колеса и использовании колеса в технике и быту. Чертить окружность заданных размеров с помощью циркуля. Изготавливать тележку из спичечного коробка, зубочисток и картонных кругов. | Личностные Внимательное отношение к красоте окружающего мира, восхищение продуктами человеческого разума. Метапредметные Получать информацию из текста, других источников, следовать инструкции, плану, осуществлять самоконтроль и взаимооценку, корректно строить оценочное высказывание. | Практичес кая работа | 24.12 |
17 | Ателье игрушек. | Знакомство с приёмами изготовления игрушек из бросовых материалов. Изготовление мягкой игрушки из старой перчатки. | Иметь представление о нестандартном использовании устаревших предметов быта. Изготавливать мягкую игрушку из трикотажной перчатки | Личностные Положительная мотивация и познавательный интерес к ручному труду, к изучению свойств используемого материала. Метапредметные Планировать практическую деятельность, ориентироваться в рисунке-инструкции, плане работы, корректно строить оценочные высказывания. | Практичес кая работа | |
18 | Игрушки и подушки. | Знакомство с термоклеевым способом крепления деталей. Повторение правил работы с электро- и нагревательными приборами. Изготовление термоаппликации под контролем учителя. Изготовление нитяного помпона. | Описывать технологию изготовления термоклеевой аппликации на основе полиэтилена и ткани. Изготавливать вместе со взрослыми термоклеевую аппликацию на ткани. Изготавливать помпон из шерстяных ниток. | Личностные Адекватная оценка правильности выполнения задания. Метапредметные Осуществлять совместную работу в паре с учителем, распределять обязанности в соответствии с возможностями, действовать по инструкции-рисунку, инструкции-плану. | Групповая работа | |
19 | Семинар раскройщиков. | Знакомство с технологией и приёмами раскроя ткани. Знакомство с французской игрушкой бильбоке. Изготовление бильбоке из пластиковой бутылки и тканево-ватного шарика. Раскрой ткани для изготовления шарика. | Рассказывать о французской игрушке бильбоке. Изготавливать игрушку бильбоке из подручных материалов. Применять навыки раскроя и шитья для изготовления тканевого шарика. | Личностные Осознание возможностей использования навыков владения различными технологиями в быту. Метапредметные Получать информацию из различных источников, ориентироваться в инструкциях разных типов, осуществлять контроль и взаимоконтроль, взаимопомощь, корректно строить оценочное высказывание. | Работа в паре | |
20 | Чем пахнут ремёсла. | Знакомство с некоторыми массовыми профессиями, особенностями труда в разных областях экономики, регионах, зависимость профессий от пола, возраста, физических данных. Знакомство с правилами интервьюирования. Интервью с родителями и прохожими о профессиях. Изготовление аппликации из карандашной стружки. | Рассказывать о распространённых и редких профессиях, понимать необходимость качественного обучения для овладения профессией. Брать интервью у родных и незнакомых людей. Изготавливать аппликацию из карандашной стружки. | Личностные Уважительное отношение к людям труда, разным профессиям, понимание важности сохранения семейных традиций. Метапредметные Получать информацию из различных источников, различными способами, применять правила общения с различными слоями населения, осуществлять работу в парах, договариваться и распределять обязанности, анализировать результаты опроса и делать выводы. | Устный опрос | |
21 | Контурная графика. | Знакомство с техникой «изонить». Конструирование шаблона для вышивки. Изготовление аппликации «Ваза с цветами». | Рассказывать об основных изобразительных средствах графики. Иметь представление о технике «изонить». Изготавливать простейшую поделку в технике изонити. | Личностные Понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру. Метапредметные Анализировать схему изделия, следовать плану при выполнении задания, осуществлять текущий и итоговый самоконтроль, оценивать результат. | Практичес-кая работа | |
22 | Любимые фенечки. | Знакомство с термином «фенечка». Изучение приёмов изготовления бус из бумаги, бисера, технологии плетения из бисера. Изготовление бус из цветной бумаги. | Иметь представление о термине «фенечка». Изготавливать бусы из бумаги и простые украшения из бисера. | Личностные Положительная мотивация и познавательный интерес к ручному труду, к изучению свойств используемого материала. Метапредметные Ориентироваться в разных типах инструкций, следовать плану при изготовлении изделия, корректно строить оценочное высказывание. | Практичес-кая работа | |
23 | Творческие достижения | Самостоятельное изготовление поделок в изученных техниках из подручных материалов по выбору с предварительной подготовкой. Оценивание и взаимооценивание результатов. | Проектировать и изготавливать поделки на основе изученных приёмов, технологий из самостоятельно подобранных материалов. | Самооценка Положительная мотивация к практической деятельности, адекватная оценка правильности выполнения задания. Метапредметные Ставить цель, формулировать задачи и планировать личную практическую деятельность, проектировать собственное изделие, подбирать материал, осуществлять промежуточный и итоговый контроль, оценивать результат, корректно строить оценочное высказывание. | Самостоя тельная творческая работа | |
Тема: Страна высоких технологий – 11 ч | ||||||
24 | Секреты рабочего стола. История компьютера. | Планирование учебной деятельности при изучении раздела учебника. Знакомство с развитием компьютерных технологий, использованием компьютера в быту. | Рассказывать об истории компьютера и вычислительной техники. | Личностные Осознание роли человеческого разума в эволюции науки и техники. Метапредметные Получать информацию из различных источников, делать выводы. | Устный опрос | |
25 | Секреты рабочего стола. Устройство компьютера. | Знакомство с устройством компьютера, дополнительными устройствами (колонки, принтер, сканер), носителями информации (диски, флеш-накопитель). Изучение клавиатуры. | Называть составные части компьютера и дополнительные устройства. Различать средства для хранения информации. | Личностные Уважительное отношение к труду, разным профессиям. Метапредметные Наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, действовать по алгоритму, осуществлять взаимоконтроль, использовать компьютерные сервисы для формирования навыков скоропечатания. | Индивид. устный опрос | |
26 | Волшебные окна. | Знакомство с устройством рабочего стола, иконками программ и сервисов, папками и файлами, окнами. Работа с пусковым меню. Корректное выключение компьютера. | Включать и выключать компьютер. Знать расположение и символы рабочего стола. Понимать назначение пускового меню, использовать пусковое меню для работы на компьютере. | Личностные Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению свойств компьютера. Метапредметные Работа в паре, мини-группе, договариваться о режиме совместной работы, работать по инструкции учителя, по аналогии. | Работа в паре | |
27 | Город компьютерных художников. | Знакомство с продуктами компьютерной графики. Знакомство с программой Paint. Заливка фона и объекта. Создание и сохранение рисунка. | Знать назначение графических редакторов. Запускать программу Paint, использовать основные функции и инструменты. | Личностные Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению компьютерных программ. Метапредметные Получать информацию из различных источников, следовать образцу действий, договариваться о режиме совместной работы, осуществлять взаимопомощь. | Работа в паре | |
28 | Компьютерный дизайн. | Продолжение освоения инструментов и функций графического редактора Paint. Заливка фона и объекта. Создание и сохранение рисунка. | Использовать инструменты программы Paint для создания творческих работ. | Личностные Понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру. Метапредметные Следовать образцу действий, договариваться о режиме совместной работы, осуществлять взаимопомощь. | Творческая работа | |
29 | Занимательное черчение. Инструменты программы Paint | Продолжение освоения инструментов и функций графического редактора Paint. Построение геометрических объектов. Передвижение, копирование объектов. | Использовать инструменты программы Paint для создания творческих работ. | Личностные Адекватная оценка правильности выполнения задания. Метапредметные Использовать возможность компьютерных сервисов для создания собственных авторских продуктов, договариваться при работе в паре, распределять обязанности, осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку. | Практиче-ская работа | |
30 | Занимательное черчение. «Волшебный лес» | Черчение ровных линий. Применение изученных приёмов рисования при создании рисунка на заданную тему. | Использовать инструменты программы Paint для создания творческих работ. | Личностные Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению компьютерных программ. Метапредметные Синтезировать собственные творческие продукты на основе анализа изученного материала, осуществлять взаимопомощь и взаимооценку. | Практичес-кая работа | |
31 | Аллея редакторов. | Знакомство с интерфейсом, функциями и инструментами текстового редактора Word. Проверка орфографии. Создание, форматирование и сохранение документа. | Иметь представление о текстовых редакторах. Запускать программу Word, ориентироваться в интерфейсе программы, использовать основные инструменты для создания документа. | Личностные Осознание важности владения компьютерными технологиями для современной жизни. Метапредметные Осваивать новые приёмы и способы действий, договариваться при работе в паре, распределять обязанности, осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку. | Практиче-ская работа | |
32 | Улица виртуальных писателей. | Продолжение знакомства с функциями и инструментами программы Word. Редактирование текста. | Редактировать документ в программе Word, использовать графические и дизайнерские возможности программы. | Личностные Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению компьютерных программ. Метапредметные Осуществлять контроль и взаимоконтроль, корректно строить оценочное высказывание. | Практич. работа | |
33-34 | Твои творческие достижения. | Изготовление красочного приглашения на итоговое родительское собрание в 3 классе с использованием возможностей редакторов Paint и Word. | Использовать изученные возможности графического текстового редакторов для создания документов на заданную тему. | Личностные Понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру. Метапредметные Ставить цель, формулировать задачи и планировать личную практическую деятельность, проектировать собственное изделие, подбирать материал, осуществлять промежуточный и итоговый контроль, оценивать результат, корректно строить оценочное высказывание. | Тест Самостоя-тельная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 3 класса Планета знаний
Рабочая программа по УМК "Планета знаний", включающая пояснительную записку, характеристику предмета, календарно-тематическое планирование....
рабочая программа по технологии (УМК"планета знаний) 1 класс
рабочая программа по технологии (УМК"планета знаний) 1 класс...
Рабочая программа, математика, 4 класс, Планета знаний.
В программе представлена пояснительная записка, основное содержание, Требования к уровню подготовки обучающихся, планирование, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое оснащение....
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии УМК "Планета Знаний"
Рабочая программа написана на основе:- федерального образовательного стандарта начального общего образования- примерной программы начального образования, авторской программы О.В. Узоровой, Е.А. ...
Рабочая программа по технологии. УМК "Планета знаний» 3 класс
Программа по технологии. 3 класс...
Рабочая программа по технологии . УМК "Планета знаний», 4 класс
В помощь учителю...
Рабочая программа по технологии, УМК " Планета знаний", 2 класс
В помощь учителю...