урок технологии. Работа с текстильными материалами.
план-конспект урока по технологии по теме

Шарикова Галина Геннадьевна

Урок трудового обучения в 3 классе. Материал может использоваться и для внеклассного занятия . Учащиеся знакомятся с частью истории наших предков: понятием "Оберег", народными куклами-оберегами: лихоманка, пеленашка, бессонница, мартиничка и другие.Дети са ...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок трудового обучения

Дата проведения: 28 ноября 2008 года

Класс 3 класс МОУ СОШ с УИОП №3 г. Яранска

Учитель Шарикова Галина Геннадьевна

Тема: Работа с текстильными материалами. Обереговая кукла.

Тип урока: Комплексное применение знаний и умений

Дидактическая цель: Создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации и способствовать их реализации средствами индивидуальной и творческой деятельности.

Задачи урока:

  1. Образовательная:  Создать условия для:
  • знакомства с народными куклами и понятиями «оберег», «обереговая кукла»;
  • обобщения и систематизации знаний, полученных  в ходе исследовательской деятельности.
  1. Развивающая:  Создать условия для:
  • развития поисковой деятельности;
  •  познавательного интереса к предмету;
  •  самостоятельности,;
  • развитие речи учащихся.
  1. Воспитательная: Создать условия для:
  • воспитания учебной активности учащихся;
  • культуры труда на уроке;
  • аккуратности, усидчивости;
  • воспитание интереса и уважения к наследию наших предков.
  1. Здоровьесберегающая: Создать условия для сохранения и сбережения здоровья учащихся через:
  • физкультминутки, микропаузы для снятия напряжения с глаз;
  • соблюдения техники безопасности;
  • правильную посадку.

Ход урока.

І. Организационный момент.

- Сегодня у нас урок мастерства, творчества. А творчество – источник доброты, истины и красоты. Сядьте удобнее, улыбнитесь друг другу, нашим гостям. С хорошим настроением начинаем урок.

Итак, перенесемся мыслями в далекую старину. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был купец. И была у него единственная дочь, Василиса Прекрасная. Когда мать девочки умерла, Василисе было всего 8 лет. Умирая, купчиха призвала к себе девочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

- Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу, береги её, всегда при себе держи и никому не показывай. А когда приключится какое горе, дай ей поесть и спроси  у куколки совет. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.

        Вот так и стала Василиса жить. Подкармливает куколку и жалуется ей. А куколка покушает и советы дает.

        - Как вы думаете, ребята, почему я начала урок с этой сказки?

- О чем пойдет речь на уроке?

- Кто догадался, какая тема урока?

ІІ.  Целеполагание и мотивация.

- Что должны узнать на уроке? Что должны обобщить?

- Чему будем учиться?

- Что создадим?

Итак, мы не только обобщим ваши знания по этой теме, но и узнаем что-то новое, научимся мастерить одну из кукол. А что создадим – узнаете в конце урока.

ІІІ. Актуализация знаний и умений.

1. Приступаем к выполнению первой задачи урока. Кто знает, что означает  слово «оберег»?

- Где можно узнать точное значение слова? /Ученик читает значение слова в толковом словаре/.

- Запомнили, что такое «оберег»?

- Что знаете о куклах оберегах?

- Где почерпнули эти знания? /В ходе домашней исследовательской работы/

В ходе беседы на экране компьютера появляются изображения кукол:

лихоманка, пеленашка, бессонница, мартиничка и другие.

2. Сообщение ученицы о народных куклах. Рассказ сопровождается показом фотографий и  кукол, изготовленных своими руками.

3. Что нового узнали из рассказа?

4. Обобщение беседы учителем.

- Вот каких чудесных кукол мастерили наши бабушки. Они верили, что куклы обереги спасают от болезней и несчастий, хранят любовь и защищают от злых сил. Можно считать это мудростью или суеверием, можно не верить в магическую силу народных кукол, но знать это мы должны, как частичку прошлого, часть истории наших предков.

ІV. Применение знаний и умений.

1. - Поднимите руку, кто хотел бы иметь подобную куклу?

    - Я смастерила вот таких кукол /показ/. Какую куклу хотели бы вы научиться изготавливать? /Ситуация выбора для детей/

    - Итак, сегодня на уроке мы научимся мастерить  куклу – мартиничку. Её изготавливали с приходом весны, в марте, отсюда и  её название.

2. Анализ изделия  и планирование работы.

- Рассмотрите кукол. Из какого материала они изготовлены? /Все необходимые материалы для изготовления куклы на столах учащихся/.

- Работать будете по плану.

- Обратите внимание, на столе две инструкции. Ознакомьтесь с алгоритмами работы сделайте для себя выбор: кто уверен в своих силах, умениях – для вас более сложный вариант куклы.  Какие возникли вопросы?

3. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами.

4. Физкультминутка.

V. Самостоятельная работа.

1. Я уверена, каждый выбрал работу по силам. Смело приступайте к творчеству и помните, что настоящие чудеса творятся с радостью и желанием, помноженными на терпение и усидчивость. «Вложите» в куколку оберег частичку своего тепла и доброты.

2. Через 10 минут самостоятельной работы – микропауза для снятия напряжения с глаз.

3. Создание коллективного панно.

Для того, чтобы все могли увидеть и полюбоваться вашим творчеством мы создадим коллективное панно. Для этого положите и прикрепите готовых кукол на лист ватмана /на листе изображена лесная поляна с костром в центре/.  Кукол располагайте вокруг  рисунка костра.

- Что у нас получилось? /хоровод/.

4. В старину люди очень любили водить хороводы, а  у нас получился хоровод кукол -  мартиничек. Сейчас каждый может полюбоваться вашим мастерством.

VІ. Рефлексия.

1. Что нового узнали на уроке и чему новому научились?

2. Где пригодятся приобретенные на уроке знания и умения?

3. Оцените свою  и коллективную работу. /Само и взаимооценка/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии. Работа с разным материалом. Смешарик Крош

В презентации дается пошаговое выполнение поделки. Прилагается трафарет...

Конспект урока технологии "Работа с ткаными материалами. Вышивание." 2 класс Школа России

Предмет: ТехнологияКласс: 2Тема урока: Работа с ткаными материалами. Вышивание.Цели урока:-  расширить представления учащихся о видах обработки ткани;Планируемые результаты:Личностные:·...

Технологическая карта урока + презентация "Работа с текстильным материалом"

учебник технологии, 1 класс, УМК «ПНШ». Презентация, раздаточный материал (трафареты), наглядный материал (картон с отверстиями, игла, шерстяная нить)....

Конспект урока по технологии "Работа с текстильными материалами. Мешочек для всякой всячины" (2 класс)

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с текстильными материалами и выполнение изделия «мешочек для всякой всячины».Планируемые результаты:Предметные: - знать понятие «текс...

Технологическая карта урока технологии «Работа с текстильными материалами «Океанариум» (шитьё)» Изделие: «Осьминог и рыбки» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тема урока «Работа с текстильными материалами «Океанариум» (шитьё)» Изделие: «Осьминог и рыбки» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока...

Технологическая карта урока технологии "Работа с пластичными материалами" Изделие: пейзаж "Деревня" (УМК: "Перспектива", учебник Технология 2 класс)

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование умений работать с пластичными материалами и создать изделие пейзаж «Деревня» в технике пластилинография.Задачи урока:...

Технологическая карта урока технологии "Работа с текстильными материалами". "Аппликация из ткани Бабочка", (3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование у обучающихся умений выполнения аппликации из ткани - «Бабочка». Задачи урока: Дидактические:1. Расширить знания о текстильных матери...