Рабочие программы 3 класс.
рабочая программа по технологии (3 класс) по теме
Рабочая программа по технологии 3 класс ("Школа России")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_3_klass.docx | 45.42 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО· ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»
УМК «ШКОЛА РОССИИ»
3 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Технология» составлена на основе Федерального госу-
дарственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной програм-
мы начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных
учреждений с русским языком обучения и программы для общеобразовательных учрежде-
ний авторов Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, ИЛ. Фрейтаг, Н.В. Добромысловой, Н.В. Ши-
пиловой «Технология. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его
содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как сово-
купности при меняемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требо-
ваний, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти
знания в разных сферах учебной деятельности.
Цели изучения предмета «Технология»:
- приобретение личного опыта как основы познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умения-
ми и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям
труда.
Изучение предмета «Технология» направлено на решение следующих задач:
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как про-
дукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на ос-
нове организации предметно-преобразующей деятельности;
.. '
- общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и
репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению
объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, черте-
жей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-
технологических задач);
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, пла-
нирование (умение составлять план действий и при менять его для решения практических
задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях
выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки
предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе органи-
зации совместной продуктивной деятельности;
- формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на ос-
нове различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; инфор-
мационно-коммуникативных);
- ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникно-
вения и развития.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального
курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваи-
вающего природу на земле, в воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек
при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира.
Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной дея-
тельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в
процессе работы с технологической картой. Названные особенности программы отражено в
ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Че-
ловек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность чело-
века с разных сторон. В программе в качестве особых элементов содержания обучения тех-
нологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе техно-
логической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и
приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой те е
реализован принцип: от деятельности под контролем учителя - к самостоятельному изго-
товлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.
При выполнении практических работ учащиеся:
- знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при
изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
- овладевают инвариантными составляющими (способами работы) технологических
операций разметки, раскроя, сборки, отделки;
- знакомятся с законами природы, на которые опирается человек при работе;
- знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими
человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
- осваивают проектную деятельность (определяют цели и задачи, распределяют уча-
стников для решения поставленных задач, составляют план, выбирают средства и способ
деятельности, оценивают результаты, корректируют деятельность);
- используют в работе преимущественно конструкторскую деятельность;
- знакомятся с природой и использованием ее богатств человеком;
- учатся экономно расходовать материалы.
Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникаль-
ную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям пс -
хического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря са о-
стоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реа-
лизовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за про-
явленную в работе добросовестность, упорство, в достижении цели или как авторы ори
гинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). Проектная деятельности
и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать
задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства
способы их выполнения. В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия
способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения-
опыт преобразовательной деятельности и творчество.
Урок технологии обладает уникальными возможностями духовно-нравственно
развития личности: освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позво-
ляет школьникам получить устойчивые и систематические представления о достой
образе жизни в гармонии с окружающим миром; воспитанию духовности способствует
также активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являют-
ся неисчерпаемым источником идей для мастера; ознакомление с народными ремёсла-
ми, изучение народных культурных традиций тоже имеет огромный нравственный
смысл.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных
детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразитель-
ного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученн е
при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материала-
ми. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощают-
ся в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производства-
ми, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека, со-
зидателя материальных ценностей и творца среды обитания, в программе рассматривается
в связи с проблемами охраны при роды - это способствует формированию экологической
культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях
гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительно-
сти, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и зако-
нов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с
именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструи-
ровании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание
элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобра-
зования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и
информатика» .
В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной
области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реа-
лизуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический
справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты ана-
лизируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, фор-
мулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способ-
ствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Прак-
тико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в ин-
теллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для раз-
вития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образова-
тельный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального,
эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что
создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и
физического здоровья подрастающего поколения.
Согласно Образовательной программе школы, на изучение технологии в третьем клас-
се отводится 1 час в неделю, итого за год - 34 часа.
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 3 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
N | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Как работать с учебником | 1 ч |
2 | Человек и земля | 21 ч |
3 | Человек и вода | 4ч |
4 | Человек и воздух | Зч |
5 | Человек и информация | 5ч |
ИТОГО | 34 часа |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 часа)
Наименование разделов и тем часов | Часы | Содержание программного материала | ||
Вид работы | Универсальные учеб- ные действия | |||
Как работать с учебником (1 час). | 1 | Вопросы юного технолога. Путешествие по городу. | Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначе- ниями, критериями оценки изделия по раз- ным основаниям. | Анализировать и срав- |
нивать учебник и рабо- | ||||
чую тетрадь; использо- | ||||
вать знаково-символи- | ||||
ческие средства. | ||||
Человек и земля (21 час). | 1 | Архитектура. | Конструирование из бvмаги дома. | Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы, соотносить этапы изго- товления изделия с эта- пами создания изделия. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учеб- ном материале в со- трудничестве с учите- лем; учитывать правило в планировании и кон- троле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекват- но воспринимать оценку учителя. |
1 | Городские постройки | Конструирование из проволоки телебашни. | ||
1 | Парк. | Композиция из природ- ных материалов (город- | ||
ской парк), | ||||
2 | Проект «Детская площадка». | Конструирование из бумаги объектов дет- | ||
ской площадки. | ||||
2 | Ателье мод. Одежда,пряжа и ткани. | Строчка стебельчатых, петельных и крестооб- разных стежков. Аппли- | ||
кация из ткани. | ||||
1 | Изготовление тканей. | Плетение гобелена. | ||
1 | Вязание. | Вязание крючком воз- | ||
душных петель. | ||||
1 | Одежда для карнавала. | Работа с тканью. | ||
1 | Бисероплетение ние. | Бисероплетение . | ||
1 | Кафе. | Конструирование из | ||
бvмаги модели весов. | ||||
1 | Фруктовый завтрак. | Приготовление пищи. | ||
1 | Колпачок- цыплёнок. | Работа с тканью (кол- | ||
пачок для яиц). | ||||
1 | Бутерброды. | Приготовление пищи. | ||
1 | Салфетница. | Конструирование из | ||
бумаги салфетки. | ||||
1 | Магазин подарков. | Работа с пластичным ма- | ||
териалом (тестоппастика), | ||||
1 | Золотистая со- ломка. | Аппликация из соломки. | ||
1 | Упаковка подарков. | Работа с бумагой и кар- | ||
тоном. | ||||
1 | Автомастерская. | Конструирование из бумаги с использовани- ем пластилина и кры- шек для колёс. | ||
1 | Грузовик. | Работа с металличе- | ||
ским конструктором. | ||||
Человек и вода (4 часа). | 1 | Мосты. | Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока, тру- бочки для коктейля, зу- | Проектировать изделие: создавать образ в СО от- ветствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекват- но воспринимать оценку учителя. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника- ции. |
бочистки и пр.). | ||||
1 | Водный транспорт. Проект «Водный транспорт». | Конструирование из бумаги, пластмассового конструктора. | ||
1 | Океанариум. Проект «Океа- нариум». | Мягкая игрушка из под- ручных материалов. | ||
1 | Фонтаны. | Конструирование из пластичных материалов | ||
Фонтана. | ||||
Человек и воз- дух (3 часа). | 1 | Зоопарк. | Работа с бvмагой (ооигами), | Моделировать несложные изделия с разными конст- руктивными особенностя- ми, используя изученную художественную технику. |
1 | Вертолётная площадка. | Конструирование из бумаги с использовани- | ||
ем пробки. | ||||
1 | Воздушный шар. | Техника папье-маше. | ||
Человек и информация (5 часов). | 1 | Переплётная мастерская. | Переплёт книги. | Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учеб- нам материале в со- трудничестве с учите- лем. |
1 | Почта. | Заполнение бланка почтового отправления. | ||
2 | Кукольный театр. | Работа с тканью, шитьё. | ||
Проект «Готовим спектакль». | ||||
1 | Афиша. | Работа на компьютере. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
-называть современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их осбенности; - понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность - и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности; - анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий; - организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда. | - уважительно относиться к труду людей; - понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их; - понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под ру- ководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, вопло- щать его в продукте; - демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, со- циальные услуги). |
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей; - отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы; - применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла, шило); - выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам. | - отбирать и выстраивать оптималь- ную технологическую последова- тельность реализации собственного или предложенного учителем за- мысла; - прогнозировать конечный практиче- ский результат и самостоятельно комбинировать художественные тех- нологии в соответствии с конструк- тивной или декоративно- художественной задачей. |
Конструирование и моделирование
Ученик научится: | Ученик получит |
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; - решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах на компьютере); - изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере). | соотносить объемные конструкции, основанные на правильных геометрических формах, с изображения их разверток; - создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале. |
Практика работы на компьютере
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
- соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для ре- - использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания; - создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций. | - пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой,визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её поиска, ,хранения, переработки. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Усвоение курса «Технология» в третьем классе обеспечивает достижение следующих
личностных результатов:
- овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности;
- оценивание жизненных ситуаций (поступков, явлений, событий) с точки зрения
собственных ощущений, соотношение их с общепринятыми нормами и ценностями; оценива-
ние (поступков) в предложенных ситуациях, которые можно характеризовать как хорошие
или плохие;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- принятие других мнений и высказываний, уважительное отношение к ним;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Предметными результатами изучения технологии в третьем классе являются:
- простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
- моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям);
- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение необходимой информации, определение спектра возможных решений
выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформ-
ление);
- приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмам
ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информа-
ции, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии из-
готовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реа-
лизация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в дейст-
вии, представление (защита) процесса и результата работы);
- знания о различных профессиях и умение ориентироваться в мире профессии.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» В третьем классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
- осуществлять текущий (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов,
чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, за-
дания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся
критериев;
- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информа-
ции в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях,
справочниках, Интернете;
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений мате-
риалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты
и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы,
схемы (в информационных проектах);
- высказывать свою точку зрения и пытаться е" обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить
свою точку зрения;
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении
проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...