Рабочая программа по технологии для 2 класса УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по технологии (2 класс) по теме

Рабочая программа по технологии   для 2 класса составлена по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx47.88 КБ

Предварительный просмотр:

     

Пояснительная записка

             Рабочая программа по «Технологии» для 2 класса  составлена  в соответствии с основными требованиями Федерального  государственного  образовательного  стандарта начального общего образования второго поколения,  планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы ОУ, программы УМК «Начальная школа  ХХI  века»
под редакцией Л.А. Лутцевой.                                

   Общая характеристика учебного предмета

    Курс «Технология» носит интегративный характер.
Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Однако эти общие закономерности, являющиеся сутью понятий «технологичность» и «технология», отражаются в отдельных видах деятельности с присущими

им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.

   

       Цели:

  • формирование первоначальных конструкторско -  технологических знаний и умений;
  • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

Задачи:

  • развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
  • формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
  • формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники  безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
  • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
  • использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
  • воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.

   

 Ценностные ориентиры содержания

       Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов
личности (интеллектуального, эмоционально – эстетического, духовно-нравственного, физического) в их
единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего
поколения. Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он  предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Объём программы

      Рабочая программа по технологии для 2 класса составлена на основе Программы начального общего  образования по технологии,

Программы «Начальная школа XXI» под редакцией Л.А.  Лутцевой (технология – автор Л.А. Лутцева),  предусматривающей 34 часа.

    Согласно Графику – календарю МБОУ  «Николаевская СОШ» на 2013-2014 учебный год во 2 классе предусмотрено 35 учебных недель

(1 час в неделю), т.е. фактически должно быть проведено 35 часов.

    В соответствии с выходными днями  10 марта,1 мая, 2 мая, 9 мая, рабочая программа по технологии  для 2 класса на 2013-2014 учебный год рассчитана на 35 часов.

     Программа выполняется в полном объеме (35 ч).

Содержание курса

(35 часов - 1 час в неделю)

п/п

Содержательная линия

Кол-во часов

35 ч

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

                           Предметные

Знать

Уметь

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

Рукотворный мир как результат труда человека.

Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда.

Природа в художественно – практической деятельности человека.

Природа и техническая среда.

Дом и семья. Самообслуживание

8

- овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества;

способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; 

умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

-  развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;

- об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, ассиметрия, равновесие, динамика);
- о гармонии предметов и окружающей среды;
- профессиях мастеров родного
края;
- характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.

- самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
- готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
- выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
- самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение применять в ходе обсуждения – своё или высказанное другими;

- применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.

2

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком.

Инструменты и приспособления для обработки материалов.

Общее представление о технологическом процессе.

Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.)

Графические изображения в технике и технологии.

15

- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира;

- формирование первоначальных представлений о мире профессий;

- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда;

 интереса к информационной и коммуникационной деятельности;

 

практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

- обобщённые названия технологических операций: разметка,
получение деталей из
заготовки, сборка изделия, отделка;

- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- происхождение натуральных тканей
и их виды;
- способы соединения деталей, изученные
соединительные материалы;

- основные характеристики
простейшего чертежа и экскиза и их различие;
- линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная,
линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-
измерительных инструментов;
- названия, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник,
циркуль).

- читать простейшие чертежи (экскизы);

- выполнять экономную разметку с помощью
чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж
(экскиз);
- оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
- решать несложные конструкторско-технологические задачи;
- справляться с доступными практическими (технологическими)
заданиями с опорой на образец  и инструкционную
карту.

3

Конструирование и моделирование.

Изделие и его конструкция.

Элементарные представления о конструкции.

Конструирование и моделирование несложных объектов.

9

- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;

- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда;

- неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
- отличия макета от модели.

- конструировать и

моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или экскизу;
- определять способ соединения деталей и выполнять подвижное
и неподвижное соединения известными способами.

4

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).

Компьютер в учебном процессе

3

- знать назначение
персонального компьютера, его
возможности в учебном процессе.

Основные требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:

иметь представление:

  • об истории освоения и взаимном влиянии природы и человека, о ремеслах, ремесленниках и технологии выполнения ручных ремесленных работ;
  • о причинах разделения труда;
  • об истории зарождения и совершенствования транспортных средств;
  • о проектной деятельности в целом и ее основных этапах;
  • о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертеж, экскиз, технология, технологические операции, агротехника, макет, модель, развертка;

знать:

  • названия нескольких ремесел своей местности, их особенности и историю;
  • названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
  • происхождение натуральных тканей и их виды; долевое и поперечное направления нитей тканей;
  • неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки; подвижный – проволока, нитки, тонкие веревочки);
  • технологические операции и их последовательность: разметка, вырезание, сборка, отделка;
  • линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;
  • названия, устройство и назначение контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль);
  • природные факторы, влияющие на рост и развитие растений: свет, тепло, влага, воздух;
  •  основные агротехнические приемы: подготовка посадочного материала и почвы; посев, посадка; уход; сбор урожая;
  • способы размножения растений семенами и черенкованием, возможности использования этих способов в агротехнике;
  • названия и назначение транспортных средств, знакомых учащихся;

уметь:

  • с помощью учителя разрабатывать несложные тематические проекты (от идеи до разработки замысла) и самостоятельно их реализовывать (индивидуально и коллективно);
  • читать простейший чертеж (экскиз);
  • выполнять разметку с помощью контрольно-измерительных

инструментов;

  • выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, чертеж;
  • определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения;
  • оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
  • выполнять простейшие опыты, наблюдения и работы по выращиванию растений;
  • решать несложные конструкторско-технологические задачи;
  • изготавливать несложные макеты транспортных средств;

самостоятельно:

  • организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы;
  • экономно и рационально размечать несколько деталей на заготовке;
  • контролировать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом с помощью шаблона, линейки, угольника, циркуля;
  • справляться с доступными практическими заданиями с опорой на образец и инструкционную карту;

при помощи учителя:

  • проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
  • выдвигать возможные способы их решения;
  • доказывать свое мнение.

Система оценки планируемых результатов.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

  • качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
  • степень самостоятельности;
  • уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение качественной оценке каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Календарно – тематическое планирование по технологии во 2 классе

№ п п

Тема урока

Кол-во
часов

Характеристика деятельности учащихся

Диагностический

инструментарий

оценки
достижений

Дата

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание  (8 ч)

1/1

Природа и человек.

1

Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения. 

Иметь представление: о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека; о роли природы в жизни человека.

Текущий

4.09

2/2

Как родились ремесла

Лепка посуды из пластилина.

1

Формировать первоначальные представления о мире профессий.

Освоить знания о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира.

Составить рассказ о профессии своих родителей.

Текущий

11.09

3/3

Как работали ремесленники – мастера.

1

Сравнивать особенности предметов быта.

Отмечать их связь с функциями.

Понимать особенности изделий и материалов для рукотворной деятельности.

Текущий

18.09

4/4

Каждому изделию свой материал.

1

Иметь представление: о роли природы в жизни человека; о человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера; о силах природы, их пользе и опасности для человека; о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред.

Текущий

25.09

5/5

Каждому делу свои инструменты.

1

 Иметь представление о наборе инструментов для данной профессии.  

Познакомиться с технологическим назначением материалов и инструментов, различать материалы и инструменты.

Запомнить название и назначение ручных инструментов (ножницы ) и приспособлений

(шаблон), правила работы с ними.

Текущий

2.10

6/6

От замысла к изделию.

1

Иметь представление о замысле как первом этапе творческой деятельности человека.

Освоить знания о роли трудовой деятельности.

Воспитывать в себе трудовые навыки.

Текущий

9.10

7/7

Выбираем конструкцию изделия.

1

Рассматривать окружающие предметы и изделия, различать по своей конструкции.

Текущий

16.10

8/8

Что такое композиция.

1

Формулировать ответы на вопросы беседы.

 Уметь отличать композицию от конструкции.

 Знать  как расположены части изделия в композиции по отношению друг к другу.

Текущий

23.10

 Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (15 ч)

1/9

Симметрично и несимметрично.

1

Различать образцы симметричных и несимметричных по форме изделий и предметов. Закреплять знания о симметрии, выполнив практическую работу.

Развивать пространственные представления и образное мышление.

Текущий

30.10

2/10

Технологические операции.

Блокнот.

1

Познакомиться с понятием «технологическая операция ».

Выполнять работу из  материала, применяя свою технологию. Эстетично и аккуратно отделывать изделия.

Контролировать качество выполненной работы.

Текущий

13.11

3/11

Разметка деталей           (технологическая операция 1).

Аппликация из геометрических фигур.

1

Рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом.

Проводить анализ образца, планировать последовательность выполнения практического задания.

Текущий

20.11

4/12

Отделение детали от заготовки  

(технологическая операция 2).

Аппликация из лоскутков ткани.

1

Познакомиться с порядком изготовления деталей из разных материалов.

Качественно выполнять этапы роботы, контролировать точность, аккуратность выполненной работы по этапам и в целом по шаблону, образцу, рисунку.

Текущий

27.11

5/13

Сборка изделия

(технологическая операция  3).

Самоделки из бумаги.

1

Рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом.

Проводить анализ образца, планировать последовательность выполнения практического задания.

Текущий

4.12

6/14

Отделка изделия          (технологическая операция 4).

Украшение изделия.

1

Познакомиться с видами  бумаги, рассмотреть различные виды бумаги и оформить коллекцию  образцов.

Проводить анализ образца,  планировать последовательность выполнения практического задания.

Текущий

11.12

7/15

Что умеет линейка.

Открытка по чертежу.

1

Познакомиться с устройством линейки, правилами пользования.

Освоить приемы проведения прямой линии по линейке, измерения отрезков.

Текущий

18.12

8/16

Почему инженеры и рабочие понимают друг друга.

1

Проводить анализ образца,  планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать качество выполнения поделки.

Текущий

25.12

9/17

Учимся читать чертеж и выполнять

разметку.

1

Познакомиться с последовательностью чтения чертежа.

Проводить анализ образца,  планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать качество выполнения поделки.

Текущий

15.01

10/18

Разметка прямоугольника от двух прямых углов.

1

Познакомиться  с приемами  разметки прямоугольника от двух прямых углов.

Выполнить практическую работу, соблюдая эти правила.

Текущий

22.01

11/19

Разметка прямоугольника от одного прямого угла.

Домино.

1

Познакомиться с приемами разметки от одного прямого угла.

Проводить анализ образца, планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать качество выполнения поделки.

Текущий

29.01

12/20

Что умеют угольники.

1

Познакомиться с устройством и назначением угольника.  

Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения, контролировать качество выполненной работы.

Текущий

5.02

13/21

Разметка прямоугольника с помощью угольника.

Аппликация с прямоугольными деталями.

1

Познакомиться со способом разметки  прямоугольника с помощью угольника

Выполнить практические упражнения.

Текущий

12.02

14/22

Как разметить деталь круглой формы.

Игрушки на конусной основе.

1

Познакомиться со способом вычерчивания окружности с помощью циркуля.

Выполнить практическую работу.

Текущий

19.02

15/23

Как начертить окружность нужного

размера.

1

Выполнить практическую работу.

Текущий

26.02

 Конструирование и моделирование (9 ч)

1/24

Как появились натуральные ткани.

Коллекция тканей.

1

Познакомиться с видами тканей, заполнить таблицу.

Развивать исследовательские качества: исследовать и определить свойства ткани.

Составить коллекцию из разных видов ткани.

Текущий

5.03

2/25

От прялки до ткацкого станка.

Плетение шнурка.

1

Прослушать и обсудить рассказ К.Д. Ушинского

« Как рубашка в поле выросла ».

Текущий

12.03

3/26

Особенности работы с тканью.

Футляр для ножниц.

1

Познакомиться с технологическими операциями по обработке ткани.

Познакомиться  с материалами,  из которых шьют одежду,с приспособлениями  для шитья.

Сравнить свойства бумаги и ткани.

Текущий

19.03

4/27

Технология изготовления швейных изделий.

Игольница.

1

Познакомиться со швейными инструментами и приспособлениями.

Познакомиться с особенностями выполнения общих технологических операций при изготовлении изделий.

Текущий

26.03

5/28

Волшебные строчки.

Салфетка.

1

Познакомиться  с видами отделки изделия на основе прямой строчки.

Размечать дорожку для строчки.

Освоить приемы выполнения перевивов.

Текущий

9.04

6/29

Размечаем строчку.

Салфетка.

1

Познакомиться со способами  разметки на ткани места прокладывания строчки.

Отработать практические умения: размечать дорожку для строчки.

Текущий

Проверь себя

16.04

7/30

Макеты и модели.

1

Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения. 

Иметь представление: о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека; о роли природы в жизни человека.

Текущий

23.04

8/31

От телеги до машины.

1

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

Текущий

30.04

9/32

В воздухе и космосе.

1

Развивать исследовательские качества.

Текущий

7.05

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (3 ч)

1/33

Компьютер в учебном процессе.

1

Наблюдать мир образов на экране компьютера

(графику, тексты, видео, интерактивное видео).
Наблюдать, сравнивать, сопоставлять материальные и информационные объекты.

Текущий

14.05

2/34

Компьютер в учебном процессе.

1

Выполнять предложенные на цифровых носителях задания.

Текущий

21.05

3/35

Итоговый урок

1

Итоговый

28.05

Материально – техническое обеспечение учебного материала

Учебно – методический комплект для учащихся:

  • Технология. Программа 1-4. Е.А. Лутцева . М: Вента-Граф, 2013.

Учебник

  • Лутцева Е.А. Технология: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Е.А. Лутцева, - 4-е изд., перераб. –М.: Вента-Граф, 2012 – 144 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).

Рабочая тетрадь. 

  • «Учимся мастерству». 2 класс. Е.А. Лутцева. Вента-Граф, 2012

Методические пособия

  • Технология. Ступеньки к мастерству. Методическое пособие 1-4 класс. Е.А. Лутцева.
  • Технология. Программа 1-4. Е.А.Лутцева. М: Издательский центр, Вента-Граф, 2013.

Технические средства обучения

  • Компьютер

Экранно – звуковые пособия

  • Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по технологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 1 класса ОС "Школа XXI века".

Рабочие программы для 1 класса (образовательная система "Начальная школа XXI века") составлены по всем учебным предметам с опорой на авторские программы, календарно-тематическое планирование по п...

Рабочие программы для 1 класса .ОС "Школа XXI века".

Рабочие программы для 1 класса .ОС "Школа XXI века", календарно-тематическое планирование представлено в этом же файле....

Рабочие программы для 1 класса. "Начальная школа XXI века"

Программа включает основное содержание и тематическое планирование....

Рабочая программа_математика_4 класс_Начальная школа XXI века

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального  государственного образовательного стандарта ...

Рабочая программа математика_1 класс_Начальная школа XXI века

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального  государственного образовательного стандарта ...

Рабочая программа для 3 класса начальная школа 21 века

Рабочая программа для 3 класса  начальная школа 21 века с календарно-тематическим планированием для  учителей начальных классов....